Маркова а н культурология учебное пособие

Культурология. Маркова А.Н. и др.

4-е изд., перераб. и доп. — М.: 2008 — 400 с.

Первое издание этой книги (1995 г.) было одним из первых учебных пособий по новой дисциплине, созданных в соответствии с первым поколением государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 1998 г. увидело свет второе его издание, а в 2000 г. — третье. Все издания были популярны и пользовались постоянным спросом у российских студентов. В 2004 г. учебное пособие было переведено на китайский язык и вышло в Китае. В новом (четвертом) издании дан краткий хронологический обзор истории мировой культуры от первобытности до сегодняшнего дня (эпохи Древности, Средневековья, Нового времени и Новейшего времени), охватывающий страны Европы, Древнего Востока, Россию и США (современный период). Хронологический обзор дополняется страновым подходом — в каждой эпохе излагается развитие культуры ведущих стран. Рассматривается культура ведущих стран Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Набор анализируемых важнейших видов искусства, их стилей и жанров предопределялся на каждой стадии уровнем развития и историко-экономическими особенностями конкретных стран. Предваряет анализ развития культуры по эпохам и странам вводная глава, содержащая основные методологические положения предмета культурологии (сущность культуры, ее составные части, функции). Свою задачу авторы учебного пособия видят прежде всего в приобщении российской молодежи, студенчества, школьников к великим творениям великих писателей, скульпторов, художников, архитекторов, философов и ученых, опередивших свое время. Для студентов вузов, учащихся школ, лицеев и колледжей, а также широкого круга читателей.

Оглавление
К читателю 3
Вводная глава 5
Глава 1. Культура первобытной эпохи 13
1.1. Периодизация первобытной эпохи 23 1.2. Искусство и верования первобытной эпохи 24
Глава 2. Культура Древнего Востока. Формирование первых цивилизаций 31
2.1. Культура Древнего Египта — стремление к бессмертию 24 2.2. Культура Древней Месопотамии — великие достижения и открытия 31 2.3. Культура Древней Индии — величайшие достижения и загадки 40 2.4. Культура Древнего Китая — самобытность во всем 48
Глава 3. Культура Древней Греции — создание непреходящих, общечеловеческих ценностей 57
3.1. Крито-микенская культура 58 3.2. Культура гомеровского и архаического периодов 60 3.3. Культура в классический период 67 3.4. Культура в эпоху кризиса полиса 72 3.5. Культура эпохи эллинизма 75
Глава 4. Культура Древнего Рима — особая система ценностей 81
4.1. Культура этрусской цивилизации 82 4.2. Культура Рима в Царский период 84 4.3. Культура Рима в период Республики 85 4.4. Культура Рима в период Империи 91
Глава 5. Культура древних славян и Древней Руси 97
5.1. Культура древних славян 98 5.2. Культура Киевской Руси 105 5.3. Культура русских княжеств XII—XIII вв. 115
Глава 6. Культура России XIV—XVII вв. Формирование общерусской культуры 121
6.1. Русская культура XIV — первой половины XV в. 122 6.2. Культура в конце XV-XVI в. 125 6.3. Культура России в XVII в. 129
Глава 7. Культура средневековой Европы. Христианское сознание и зарождение городской культуры 137
7.1. Христианство и церковь 138 7.2. Образование и литература в средневековой Европе 141 7.3. Городская культура и архитектурные каноны Средневековья 146
Глава 8. Гуманистическая культура Возрождения 151
8.1. Гуманизм Возрождения 152 8.2. Гуманистическая культура Итальянского Возрождения 153 8.3. Северное Возрождение 159 8.4. Возрождение в Испании и Франции 165
Глава 9. Европейская культура XVII в. Классицизм и барокко 169
9.1. XVII век — переломная эпоха в развитии человеческого общества 170 9.2. Основные художественные стили — барокко и классицизм 170 9.3. Художественная культура Франции 172 9.4. Художественная культура Италии 176 9.5. Художественная культура Испании 178 9.6. Культура Голландии 180 9.7. Культура Англии и Германии 184
Глава 10. Культура эпохи Просвещения. Рациональный человек 187
10.1. XVIII столетие — век Просвещения 188 10.2. Просвещение как течение общественной мысли 190 10.3. Художественные направления эпохи Просвещения 195 10.4. Литература и музыка эпохи Просвещения 196 10.5. Изобразительное искусство. Просвещения 200 10.6. «Золотой век театра». Драматурги Просвещения 203 10.7. Кризис Просвещения 205
Глава 11. Русская культура XVIII в. — сплав национального своеобразия и европеизм 207
11.1. Система образования 208 11.2. Русская общественная мысль и литература 211 11.3. Расцвет русской архитектуры — русское барокко и русский классицизм 214 11.4. Жанры и стили изобразительного искусства 216 11.5. Театральная и музыкальная жизнь 220 11.6. Быт и нравы 222
Глава 12. Европейская культура XIX в. Основные художественные стили 225
12.1. Социально-исторические особенности эпохи 226 12.2. Классицизм в художественной культуре XIX в. 227 12.3. Романтизм в художественной культуре
XIX в. 230 VIA. Реализм в художественной культуре XIX в. 237 12.5. Натурализм и символизм в художественной культуре XIX в. 243 12.6. Импрессионизм
и постимпрессионизм в изобразительном искусстве и музыке 245
Глава 13. Культура России XIX — начала XX в. — золотой и серебряный век 249
13.1. Основные факторы и тенденции культурного развития 250 13.2. Фольклористика и литература 252 13.3. Русское музыкальное искусство XIX в. 258 13.4. Расцвет театрального искусства 262 13.5. Архитектура и скульптура 264 13.6. Русская живопись ХГХ в. 267 13.7. Серебряный век русской культуры 272
Глава 14. Наука и культура 277
14.1. Функции науки и научная картина мира. Наука и культура 278 14.2. Развитие науки в Древнем мире и Средние века 281 14.3. Научные революции 283 14.4. Научные и технические достижения России 293
Глава 15. Культура и религия 299
15.1. О соотношении культуры и религии. Истоки религии 300 15.2. Мировые религии 302 15.3. Религиозные памятники 304
Глава 16. Культура Западной Европы XX и XXI веков 317
16.1. Основные культурологические концепции 318 16.2. Западная философия
XX в. 327 16.3. Европейская литература XX в. 332 16.4. Новые направления в западноевропейском искусстве XX в. 335 16.5. Европейская музыкальная культура XX в. 341 16.6. Архитектура и кинематограф XX в. 344
Глава 17. Культура СССР и России постсоветского периода 349
17.1. Советская культура первого десятилетия 350 17.2. Культурное строительство в 30-е годы. Социалистический реализм 355 17.3. Советская культура в годы Великой Отеч
ественной войны 359 17 А. Советская культура в 40-е — 60-е годы 362 17.5. Культурная жизнь в 60-е — 80-е годы 366 17.6. Отечественная культура в конце XX — начале XXI в. 368
Глава 18. Художественная культура США в XX — начале XXI века 377
18.1. Особенности американской культуры 378 18.2. Традиции и современность в литературе США 380 18.3. Изобразительное искусство и архитектура США 383 18.4. Музыкальная культура США 387 18.5. Театр и кинематограф США 393
Рекомендуемая литература 398

В высшей школе России студенты всех вузов и специальностей изучают такую общеобразовательную гуманитарную дисциплину, как «Культурология». Этот предмет введен в учебные программы как обязательный в начале 90-х годов прошлого столетия. За это время издана обширная учебная литература по культурологи, истории и теории культуры. Много разных хороших и достойных учебников. Но особое место среди них занимает предлагаемое вам учебное пособие. Первое его издание (1995 г.) было одним из первых учебных пособий по новой дисциплине, созданных в соответствии с первым поколением государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В 1998 г. увидело свет второе его издание, а в 2000 г. — третье. Все издания были популярны и пользовались постоянным спросом у российских студентов. В 2004 г. учебное пособие было переведено на китайский язык и вышло в Китае. Все эти годы книга была популярной и пользовалась постоянным спросом у российских студентов.
В новом (четвертом) издании дан краткий хронологический обзор истории мировой культуры от первобытности до сегодняшнего дня (эпохи Древности, Средневековья, Нового времени и Новейшего времени), охватывающий страны Европы, Древнего Востока, Россию и США (современный период). Хронологический обзор дополняется страновым подходом — в каждой эпохе излагается развитие культуры ведущих стран.
Курс культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Не может считаться культурным человек, если он не знает авторов «Сикстинской мадонны», «Тайной вечери», не знает Баха, написавшего ораторию «Страсти по Матфею», мессы, хоралы, слушая которые человек отрешается от мелочей повседневности и возвышается душой, не знает Андрея Рублева, написавшего икону «Троица», отличающуюся глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью, не знает Александра Иванова, создавшего монументальное полотно «Явление Христа народу», основная идея которого — надежда на духовное возрождение человечества.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Маркова А.Н. (ред.) Культурология. История мировой культуры

Культура Древнего Египта
Древний Египет
Эллинистический Египет. Египет — римская провинция

Культура Древней Месопотамии (Двуречья)
Заселение Двуречья
Шумеро-Аккадская культура
Культура Старовавилонского царства
Культура Ассирии
Культура Сасанидского Ирана

А.Н.Маркова — Культурология. История мировой культуры(2000, Юнити)

История мировой культуры

Под редакцией профессора А.Н. Марковой

Второе издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений

ББК 63.3(0)-7я73 К90

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Ректор акад. АН. Романов Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов

кафедра философии, религии и религиоведения Философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и д-р филос. наук проф. Н.Н. Никитина

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.

Это доработанное и значительно расширенное переиздание известного учебника (1-е изд. — ЮНИТИ, 1995). Культура анализируется как сложная многоуровневая система,

включающая различные сферы — искусство, науку, религию, материальную культуру,

обычаи и нравы народов. Рассматривается культура ведущих регионов мира (Европа,

Восток, Америка) и ведущих стран разных эпох (первобытный мир. Древний мир,

Средневековье, Новое и Новейшее время); даются анализ тенденций культурного развития регионов и краткая характеристика особенностей протекания этих процессов по этапам.

Для студентов вузов, учащихся колледжей и школ, а также для всех читателей, интересующихся историей мировой культуры.

©Коллективавторов, 1995 © Коллектив авторов, 1998 © ЮНИТИ, 1998

В высшей школе России для студентов всех специальностей обязательна дисциплина «Культурология» («История мировой культуры»).

Культурология играет огромнейшую роль в духовном прогрессе общества. Будущий специалист должен понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, знать формы и типы культур, основные достижения в развитии культуры ведущих стран мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой цивилизации, уметь оценивать достижения культуры.

Другие статьи:  Коллекторы звонят с неизвестного номера

Учебник «Культурология. История мировой культуры» знакомит студентов с основами культурологии, узловыми вопросами истории культуры различных стран — от первобытного общества до сегодняшнего дня. Материал излагается по основным этапам развития культуры (Первобытная эпоха и Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время), что дает представление о поступательном движении мировой цивилизации и повышении уровня материальной и духовной культуры человечества.

В учебнике освещены узловые вопросы истории и теории культуры, ее типы и формы, раскрыты социальные функции культуры, охарактеризованы основные культурно-исторические центры и цивилизации мира, а также творчество крупнейших представителей различных школ и направлений в культуре.

В отличие от предыдущего издания учебник значительно расширен — включены страны Востока и цивилизации Нового Света, Арабский Восток, Византия, проанализировано развитие культуры XX века.

За время существования человеческого общества в области культуры накоплен такой колоссальный багаж, выдвинулось настолько огромное число представителей литературы, музыки, архитектуры, изобразительного искусства, что даже несмотря на внушительный объем учебника вместить все имена не представилось возможным.

Учебник подготовлен коллективом кафедры истории экономики, политики и культуры Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ).

Кандидат экономических наук Ф. О. Айсина — главы 25, 28; гл. 29 (раздел «Наука и образование»).

Преподаватель И. А. Андреева — главы 10, 20, 21.

Кандидат исторических наук С. Д. Бородина — главы 2, 22, список литературы.

Кандидат исторических наук Н. О. Воскресенская — главы 3, 4, 6, 16. Кандидат исторических наук А. С. Квасов — главы 11, 12, 27. Старший преподаватель Е. А. Козлова — глава 23.

Кандидат исторических наук Н. С. Кривцова — глава 5. Доктор экономических наук А. Н. Маркова — главы 15, 23. Старший преподаватель Е. М. Мурашова — главы 7, 8. Доктор философских наук Л. А. Никитич — глава 27. Кандидат исторических наук В. Е. Носов — главы 1, 26, 29.

Кандидат исторических наук Е. М. Скворцова — главы 9, 13, 17,18, 19. Кандидат исторических наук Ю. И. Топалова — главы 14, 24. Кандидат исторических наук Р. М. Черных — глава 13.

Ответственный редактор профессор, лауреат Государственной премии А. Н. Маркова

Г ЛАВА 1. П РЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

I. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

И ДРЕВНЕГО МИРА

Г ЛАВА 2. К УЛЬТУРА П ЕРВОБЫТНОЙ Э ПОХИ

2.1. Периодизация первобытности

2.2. Особенности первобытного искусства

2.3. Ранние формы верований

Г ЛАВА 3. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕГО Е ГИПТА

3.1. Древний Египет

3.2. Эллинистический Египет. Египет—

Г ЛАВА 4. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕЙ М ЕСОПОТАМИИ

4.1. Заселение Двуречья

4.2. Шумеро-Аккадская культура

4.3. Культура Старовавилонского царства

4.4. Культура Ассирии

4.5. Культура Сасанидского Ирана

Г ЛАВА 5. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕЙ И НДИИ

5.1. Древнейшая Индия

5.2. Магадхо-Маурийская эпоха

5.3. Кушано-Гуптский период

Г ЛАВА 6. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕГО К ИТАЯ

6.1. Философско-религиозные системы Китая

6.2. Нормы повседневной жизни

6.3. Развитие науки, литературы и искусства

Г ЛАВА 7. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕЙ Г РЕЦИИ

7.1. Доклассический период

7.2. Классический период

7.3. Культура эпохи эллинизма

Г ЛАВА 8. К УЛЬТУРА Д РЕВНЕГО Р ИМА

8.1. Этрусская культура

8.2. Царский период

8.3. Период Республики

8.4. Период империи

Г ЛАВА 9. К УЛЬТУРА С ЛАВЯНСКОЙ Д РЕВНОСТИ

9.1. Велесова книга

9.2. Космогонические представления древних славян

9.3. Обряды и обычаи древних славян

9.4. Письменность древних славян

Г ЛАВА 10. К УЛЬТУРА НАРОДОВ С ЕВЕРНОЙ А МЕРИКИ

10.1 Культура племен Северной Америки

10.2. Мировоззрение североамериканских индейцев

10.3. Мифы и легенды Северной Америки

II. КУЛЬТУРА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Г ЛАВА 11. К УЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ

Р АННЕГО И К ЛАССИЧЕСКОГО С РЕДНЕВЕКОВЬЯ

11.1. Общая характеристика Раннего Средневековья

11.2. Влияние религии на культурную жизнь

Г ЛАВА 12. З АПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

12.1. Новое мировоззрение

12.2. Итальянское Возрождение

12.3. Северное Возрождение

Г ЛАВА 13. К УЛЬТУРА К ИЕВСКОЙ Р УСИ И РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ЭПОХИ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ 177

Культура Киевской Руси

Культура Русских земель XII—XIII вв.

Г ЛАВА 14. К УЛЬТУРА М ОСКОВСКОЙ Р УСИ

14.1. Подъем культуры в период образования

единого Русского государства

14.2. Новые тенденции в развитии культуры Руси

в конце XV—XVI вв.

Г ЛАВА 15. К УЛЬТУРА В ИЗАНТИИ

15.1. Особенности исторического развития Византии

15.2. Государственное устройство Византии

15.3. Период Раннего Средневековья

15.4. Период Македонской династии и династии

15.5. Эпоха Палеологов

Г ЛАВА 16. К УЛЬТУРА А РАБСКОГО В ОСТОКА

16.1. Арабский Восток — родина ислама

16.2. Арабская культура

16.3. Быт и нравы арабов

Г ЛАВА 17. К УЛЬТУРА С РЕДНЕВЕКОВОЙ И НДИИ

17.2. Эпоха Делийского султаната

17.3. Эпоха Могольской империи

Г ЛАВА 18. С УЛЬТУРА С РЕДНЕВЕКОВОГО К ИТАЯ

18.1. Эпоха Раннего Средневековья

18.2.Эпоха Классического Средневековья

18.3. Эпоха монгольского завоевания Китая

18.4. Эпоха Мин. Зрелое Средневековье

Г ЛАВА 19. К УЛЬТУРА С РЕДНЕВЕКОВОЙ Я ПОНИИ

19.1 Эпоха царей Ямато

19.2. Эпоха Хэйан

19.3. Эпоха сѐгуната

Г ЛАВА 20. К УЛЬТУРА М ЕЗОАМЕРИКИ

20.1. Ольмекская культура

20.2. Теотиуаканская культура

20.3. Культура тольтеков

20.4. Цивилизация Майя

20.5. Культура ацтеков

Г ЛАВА 21. К УЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЙ

21.1. Культура южноамериканских первобытных

21.2. Культура народов Центральных Анд и

21.3. Цивилизация инков

III. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Г ЛАВА 22. З АПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ

22.1. Главные ценности эпохи Просвещения

22.2. Особенности Просвещения в странах Европы

22.3. Стилевые и жанровые особенности искусства

Г ЛАВА 23. З АПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА 393

23.1. Основные процессы и направления общественно-

политической, научной и религиозной жизни

23.5. Новые направления в западноевропейской

культуре конца XIX в.

Г ЛАВА 24. Р УССКАЯ КУЛЬТУРА XVII — XVIII ВЕКОВ

24.1. Культура России на пороге Нового времени

24.2. Формирование русской национальной культуры 444

Г ЛАВА 23. К УЛЬТУРА Р ОССИИ XIX ВЕКА

25.1. Первая половина XIX в.

25.2. Переформенные годы

25.3. Серебряный век русской культуры

Г ЛАВА 26. К УЛЬТУРА США XV11-XIX ВЕКОВ

26.1. Особенности формирования культуры США

в эпоху колонизации и борьбы за независимость

26.2. Американская культура XIX ».

IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Г ЛАВА 27. К УЛЬТУРА З АПАДНОЙ Е ВРОПЫ В XX ВЕКЕ

27.1. Индустриальная цивилизация и проблемы

27.2. XX век и новые формы искусства

27.3. Западноевропейская литература XX в.

27.4. Европейский театр в XX в.

27.5. Архитектура, музыка, кинематограф

Г ЛАВА 28. К УЛЬТУРА СССР

28.1. Культурные преобразования в 20—30-х гг.

28.2. Особенности культурных процессов в 40-е гг.

28.3. Культура в 50-90-х гг.

Г ЛАВА 29. К УЛЬТУРА США XX ВЕКА

29.1. Философские и религиозные воззрения

29.2. Наука и образование

29.3 Литература, театр, музыкальное творчество

29.4. Изобразительное искусство, архитектура, кино

29.5. Американизация массовой культуры

П РЕДМЕT К УЛЬТУРОЛОГИИ

Предмет и объект Предмет культурологии — объективные

культурологии закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением,

формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретноисторическими формами этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800—1860),

эволюционистский (1860—1895), исторический (1895—1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося

в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т. д.

Понятие культура — центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя

представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание

Московский государственный университет печати

Под редакцией профессора А.Н. Марковой

Культурология. История мировой культуры

Учебник для вузов

Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад разные научные направления: антропология, социология, психология, философия и история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними. Культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии. От естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам. И если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельностном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно-историческими формами этого бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-исторического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих эти типы систем ценностей и технологий деятельности.

В становлении культурологии как области научного знания принято выделять следующие периоды: этнографический (1800-1860), эволюционистский (1860-1895), исторический (1895-1925). В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования этого времени носили в основном академический характер. Но начиная со второй половины XX в. ситуация меняется. Становится очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начинают востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле и т.д.

Другие статьи:  Требования по газу на участке

Понятие культура — центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической .

Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818-1883). Оно составляет фундамент материалистического понимания истории.

Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.

В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает налет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого порыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо .

Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н.К. Рерих (1874-1947). Он разбивал его на две части: «культ» — почитание, «ур» — свет, т.е. почитание света. Следовательно, девиз Н.К. Рериха «Мир через культуру» в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т.е. через утверждение светоносного начала в душах людей.

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.

В современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни — должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

Понятие «культура», — отмечается в Философском словаре, — означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях .

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление — не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий (1903-1958),

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание — это не что иное. как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу .

Любой человек прежде всего овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.

Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений (общение в дошкольных учреждениях, школе, вузе, предприятии, путешествии, семье) и самообразования. Огромна роль средств массовой информации — радио, телевидения, печати.

Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой и вместе с тем как индивидуализацию личности. Это связано с тем, что культурные ценности накладываются на конкретную индивидуальность человека: его характер, психический склад, темперамент, его менталитет.

Интересный опыт самоанализа индивидуальности сделал русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948):

Н.А. Бердяев ясно выразил противоречия процесса социализации и, следовательно, культуры, представляющей собой сложную антиномичную (противоречивую) систему. Ее противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализацией личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку (норма и свобода — два полюса, два борющихся начала в культуре), 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и некоторые другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития.

Рассмотренные сущностные черты феномена культуры позволяют представить ее внутреннюю структуру. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики . Первое характеризует культуру в покое, неизменности и повторяемости, второе — рассматривает культуру как процесс в движении и изменении.

Базисные элементы культуры существуют в двух видах — материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных — духовную. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры — ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Совокупность нематериальных элементов образует духовную сторону культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником являются книги.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия . Наследие — важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала — географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии — нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Американские антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур элементов, среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, танцы, декоративное искусство, образование, этика, этикет, семья, празднества, законы, медицина, музыка, мифология, число, карательные санкции, личное имя, религиозные ритуалы и др.

Как уже отмечалось, культура — это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура , в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой . Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами . Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкулътуре, городской, сельской и т.п.

От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры .

Субкультура преступного мира противостоит человеческой культуре, а молодежное движение «хиппи», получившее распространение в 60-70-е гг. в странах Западной Европы и США, отрицало господствующие американские ценности: социальные ценности, моральные нормы и нравственные идеалы потребительского общества, наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, конформизм и рационализм.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы — элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор . Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Другие статьи:  Заявление на авансовые отчеты

Массовая , или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку». Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:

• примитивизацией отношений между людьми;

• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

• натуралистическим смакованием насилия и секса;

• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

• культом посредственности, условностью примитивной символики.

Типичными героями массовой культуры стали суперагент Джеймс Бонд и разнообразные секс-бомбы, секс-символы и т.д.

Массовая культура — это тоже культура, точнее часть ее. И достоинство ее произведений — не в том, что они всем понятны, а в том, что они базируются на apxeтипax . К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту безмолвного потребления.

Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О. Шпенглера «Закат Европы», А. Швейцера «Культура и этика», X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», Э. Фромма «Иметь или быть», в которых массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главная функция феномена культуры — человекотворческая , или гуманистическая . Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) .

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А. Бердяев по этому поводу писал:

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право .

Семиотическая , или знаковая , функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

Ценностная , или аксиологическая , функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Насколько многообразно понятие культуры, настолько много и подходов к ее изучению. Но все многообразие подходов к изучению культуры, как правило, можно свести к двум основным направлениям, уходящим своими корнями в философские традиции XVIII в. и отвечающим на вопрос: Что есть культура? Орудие закабаления человека или же средство его облагораживания, превращения в цивилизованную личность?

Направление, которое можно охарактеризовать как пессимистическое, иррациональное , берет свое начало в работах французского просветителя Жан Жака Руссо , который рассматривал человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы жизнь — как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность культуры Руссо видел как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными (сочинение «Рассуждение о начале и основаниях неравенства»), так и в существовании абсолютизма — власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой жизни людей.

Из этих общих позиций немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) делает вывод о том, что человек по своей природе вообще антикультурен, он стихийно ощущает, что культура есть зло и создана для его порабощения и подавления.

Примыкает к иррациональным теориям культуры школа культурного психоанализа, основоположником которой считается австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). В своих работах Фрейд подчеркивал, что человек постоянно страдает от противоречий между собственными желаниями и предписывающих определенное поведение нормами культуры. А представитель школы психоанализа Эрих Фромм (1900-1980) пытался соединить фрейдовский психоанализ с марксистской теорией отчуждения.

В начале XX в. были сформулированы три фундаментальные теории развития западноевропейской культуры: О. Шпенглера, А. Щвейцера, М. Вебера.

Немецкий философ О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что рационалистическая цивилизация, воцарившаяся в Западной Европе, представляет собой деградацию высших духовных ценностей культуры, поэтому и обречена. По Шпенглеру, понятия «культура» и «цивилизация» общезначимы, он считает, что культура — это организм, живущий примерно тысячу лет. В мировой истории философ выделяет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

В отличие от теории О. Шпенглера другой немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) в своих произведениях «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые и прежде всего универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре. В происхождении западноевропейского капитализма Вебер решающую роль отводил протестантизму.

Философ-гуманист А. Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за О. Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры — возможным. По Швейцеру, культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества.

Оригинальную концепцию социологии культуры, повлиявшую на решение проблем типологических исследований культуры, создал П.А. Сорокин (1889-1968).

В тесной связи с космосом рассматривал жизнь человечества русский ученый А.Л. Чижевский (1897-1964). Им была создана концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космоса и исторического процесса, идущего на Земле.

Большое воздействие на современные научные представления о культурном процессе оказали взгляды русского ученого В.И. Вернадского (1863-1945), создавшего учение о ноосфере (сфере разума) и ее воздействии на все биологические и геологические процессы, происходящие на нашей планете.

Один из самых ярких представителей экзистенциализма Карл Ясперс (1883-1969) в отличие от популярной во всей Европе первой половины века теории культурных циклов, развитой сначала О. Шпенглером, а позднее А. Тойнби (1889-1975), делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Он вводит понятие осевое время .

Это и есть осевое время по К. Ясперсу. Он характеризует его тем, что в это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады , жил Будда , в философии Индии, как и в Китае, были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий независимо друг от друга.

Новое возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы.

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня влияющих на жизнь миллионов людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.

Отталкиваясь от осевого времени, К. Ясперс намечает следующую структуру мировой истории :

1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их в себя, предоставляет им гибнуть. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом.

2. Тем, что свершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живет вплоть до сего времени. В каждом своем порыве люди, вспоминая, обращаются к осевому времени. С тех пор принято считать, что воспоминание и возрождение возможностей осевого времени — Ренессанс — ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу — постоянно возвращающееся явление в Китае, Индии и на Западе.

3. В начале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим.

Все вышесказанное К. Ясперс резюмирует следующим образом:

Осевое время, принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию.

Таким образом, категория «культура» обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения .