Маастрихтский договор и россия

Содержание страницы:

Маастрихтский договор 25 лет спустя: что дальше?

25 лет назад 7 февраля 1992 г. 12 государств-членов Европейского Экономического Сообщества подписали Маастрихтский договор, ознаменовавший создание Европейского союза и позволивший перейти к единой европейской валюте, которая появилась в виде евро в конце 1999 г. сначала в безналичном, а потом и в наличном виде. Единый внутренний рынок обрел солидную основу, получив единую валюту.

Создание экономического и валютного союза, эмиссия евро явились не только новой более высокой ступенью интеграции, но и мощнейшим рычагом воссоединения Германии после падения берлинской стены и гарантией ее окончательного врастания в европейский организм с учетом ее роли в развязывании двух мировых войн в ХХ веке.

Несмотря на последовавшие изменения документа в Амстердаме и Ницце, Маастрихтский договор остается основополагающим для Европейского союза. После Маастрихта в дополнение к трем европейским сообществам – ЕОУС, ЕЭС, Евратом – Евросоюз обрел целый перечень общих политик: внешняя политика и политика безопасности (PESC), общая сельскохозяйственная политика (САР), общая торговая политика, политика в области окружающей среды и др. Практические последствия Договора – устранение барьеров не только в сфере торговли товарами и услугами, но и препятствий для движения капиталов и рабочей силы.

Подводить сегодня итог 25-летию Маастрихтского договора – задача отнюдь не простая, ибо все зависит от угла зрения. В экономической сфере появление евро, которым нынче действительно дорожат очень многие европейцы, безусловно, можно зачислить в позитив. Дальше сами европейские эксперты высказываются достаточно критично. Установленные Маастрихтом лимиты на уровень бюджетного дефицита и госдолга, соответственно, 3% и 60%, были быстро нарушены многими членами ЕС, начиная с Франции и Германии. Однако, даже если бы эти критерии строго соблюдались, они не смогли бы уберечь от тех негативных событий, которые случились в ряде государств.

Опыт прошедших 25 лет свидетельствует, что наличия общих бюджетных правил еще недостаточно, чтобы воспрепятствовать возникновению экономических завалов и финансовых пузырей. Так, в начале 2000-х образовался огромный финансовый пузырь на рынке недвижимости Испании при том, что страна была в передовых рядах по соблюдению маастрихтских критериев. Далее аналогичным образом, несмотря на общеевропейские правила, резко выросла задолженность домашних хозяйств и предприятий в Португалии и Ирландии. Накапливавшиеся дисбалансы лишь усугубили общую ситуацию с наступлением в 2008 г. мирового финансово-экономического кризиса.

Ни маастрихтский документ, ни усовершенствованные его варианты в Амстердаме и Ницце не снабдили машину ЕС антикризисным механизмом, который был бы способен предотвращать финансовый крах государства. Европейские лидеры осознали это в 2010 г., когда Греция оказалась на грани банкротства, потом еще раз в 2012 г., когда в ряде стран-членов наступил кризис суверенного долга. Одними из важнейших проблем остаются невозможность в нынешних условиях продвижения в сферах гармонизации налоговой политики и общих социальных гарантий. Для их решения Маастрихтский договор не предоставляет необходимых компетенций.

Если общая сельскохозяйственная политика, общая торговая политика, общая политика в области окружающей среды не без трудностей, но все-таки реализуются, то этого нельзя сказать в отношении внешней политики и политики общей безопасности ЕС, которая остается межправительственной и в последнее время имеет тенденцию к возращению к национальному формату.

Не будет преувеличением сказать, что при оценке итогов Маастрихского договора спустя 25 лет после его подписания в самом ЕС явно преобладает критический угол зрения. Слишком серьезны и даже опасны вызовы, перед которыми оказался сегодня Евросоюз: неспособность справиться с миграционным кризисом вкупе с провалом политики мультикультурализма и, как следствие, резко возросшая активность ультраправых, экономические потрясения в ряде стран ЕС, наконец, брекзит и победа Трампа. Последнее обстоятельство, похоже, вселяет все больше тревоги в европейцев. Трамп не верит в будущее Евросоюза, не скрывает этого и намерен делать акцент на отношениях с отдельными европейскими странами.

Существует мрачный прогноз развития событий на 2017 г.: на президентских выборах во Франции победу одерживает лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, что влечет за собой выход страны из ЕС. Далее, Ангела Меркель проигрывает выборы осенью 2017-го, а в Италии лидеру движения «Пять звезд», комику Беппе Грилло каким-то образом удается организовать референдум о выходе страны из зоны евро и восстановлении итальянской лиры. К этому можно добавить определенные шансы на победу на мартовских выборах в Нидерландах правопопулистской Партии свободы Герта Вилдерса. Евроскепсис не чужд и Австрии: хотя Австрийская партия свободы и проиграла президентские выборы, ее лидер Хайнц-Кристиан Штрахе метит в федеральные канцлеры. Финал этого мрачного прогноза угадывается: конец единой Европе. Подобный прогноз хотелось бы отвергнуть. Но вопрос остается: выживет ли самый впечатляющий глобализационный проект ХХ века, каковым явилось создание ЕС и если да, то каким образом?

На первую часть вопроса среди европейских политиков и экспертов доминирует все-таки положительный ответ. Что касается второй части, то здесь, как говорится, возможны варианты. Несколько неожиданно во внутриевропейский дискурс вернулись казалось бы позабытые идеи 1970-х об интеграции с изменяемой геометрией и о Европе разных скоростей. Реально ли такое в действительности? Автору этих строк удалось задать именно этот вопрос посетившему Москву в конце прошлого года министру экономики и финансов Франции Мишелю Сапену. Ответ поразил своей четкостью и откровенностью, что не очень характерно для действующих политиков – «возможно все», сказал дословно французский министр. Многие европейские отставные политики обрушиваются с жесткой критикой в адрес европейской бюрократии, производящей, по словам бывшего министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина «неконтролируемый поток директив, бесцеремонных и придирчивых норм».

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР — договор об образовании Европейского союза.

Под­пи­сан 07.02.1992 года в городе Маа­ст­рихт (Ни­дер­лан­ды). До­пол­нил и час­тич­но за­ме­нил Рим­ские до­го­во­ры 1957 года, зна­ме­но­вал вы­ход ин­те­грационных про­цес­сов в Ев­ро­пе на но­вый, бо­лее вы­со­кий уро­вень. Со­глас­но до­го­во­ру, ЕС уч­ре­ж­дал­ся на ос­но­ве Ев­ро­пей­ских со­об­ществ (два из них дей­ст­ву­ют в со­ста­ве ЕС, об­ра­зуя т. н. пер­вую опо­ру), до­пол­нен­ных об­щей внеш­ней по­ли­ти­кой и по­ли­ти­кой безо­пас­но­сти («вто­рая опо­ра») и со­труд­ни­че­ст­вом в об­ласти юс­ти­ции и внутренних дел («тре­тья опо­ра»).

До­го­вор оп­ре­де­лил основные па­ра­мет­ры и эта­пы соз­да­ния Ев­ропейского эко­номического и ва­лют­но­го сою­за и кри­те­рии всту­п­ле­ния в не­го. По ус­ло­ви­ям договора не позд­нее 01.01.1999 в ЕС долж­на бы­ла быть вве­де­на еди­ная ев­ропейская ва­лю­та — ев­ро. Ус­та­нав­ли­ва­лось, что стра­ны, всту­паю­щие в Ев­ропейский эко­но­мический и ва­лют­ный со­юз, долж­ны от­ве­чать сле­дую­щим кри­те­ри­ям: иметь де­фи­цит государственного бюд­же­та не бо­лее 3% ВВП, государственный долг — ме­нее 60% ВВП, уро­вень ин­фля­ции — не вы­ше 1,5% по срав­не­нию со средним уров­нем ин­фля­ции трёх стран — уча­ст­ниц ЕС с наи­бо­лее ста­биль­ны­ми це­на­ми, не ме­нее 2 лет уча­ст­во­вать в ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния ва­лют­ных кур­сов, под­дер­жи­вать курс национальной ва­лю­ты в за­дан­ном диа­па­зо­не и др.

Маастрихтский договор ввёл для гра­ж­дан стран — чле­нов ЕС еди­ное ев­ропейское гра­ж­дан­ст­во (не от­ме­няя гра­ж­дан­ст­во ка­ж­дой от­дель­но взя­той стра­ны), пре­до­ста­вил им пра­во сво­бод­но­го про­жи­ва­ния в лю­бой из стран ЕС, уча­стия в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и вы­бо­рах в Ев­ро­пар­ла­мент по мес­ту жи­тель­ст­ва. Маастрихтский договор пре­ду­смат­ри­ва­лись раз­ра­бот­ка и при­ня­тие Кон­сти­ту­ции ЕС. К до­го­во­ру при­ла­гал­ся па­кет со­гла­ше­ний по со­ци­аль­ным во­про­сам, ка­саю­щим­ся в т. ч. вве­де­ния об­щих норм га­ран­ти­ро­ва­ния прав лиц на­ём­но­го тру­да и па­ра­мет­ров со­ци­аль­ной по­лити­ки. Для ко­ор­ди­на­ции дей­ст­вий по­ли­цей­ских ор­га­нов стран ЕС соз­да­вал­ся Ев­ро­пол.

Маастрихтский договор всту­пил в си­лу в но­ябре 1993 года. Его ра­ти­фи­ка­ция вы­зва­ла в ря­де стран оп­ре­де­лён­ные труд­но­сти, в ча­ст­но­сти по­тре­бо­ва­лось про­ве­де­ние ре­фе­рен­ду­мов в Да­нии и Фран­ции, специальных пар­ламент­ских слу­ша­ний в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии. В по­сле­дую­щие го­ды в до­пол­не­ние к Маастрихтскому договору бы­ли под­пи­са­ны Ам­стер­дам­ский до­го­вор (02.10.1997 года; соз­дал ин­сти­ту­цио­наль­ную ос­но­ву для при­ня­тия в со­став ЕС стран Восточной Ев­ро­пы, уточ­нил про­це­ду­ры при­ня­тия ре­ше­ний в ЕС, на­ме­тил ме­ры по про­ве­де­нию ев­ропейскими стра­на­ми ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в во­про­сах обес­пе­че­ния за­ня­то­сти), Ницц­кий до­го­вор (26.02.2001 года; оп­ре­де­лил основные тен­ден­ции бу­ду­ще­го раз­ви­тия ЕС и ре­фор­мы его ор­га­нов управ­ле­ния) и Лис­са­бон­ский до­го­вор (13.12.2007 года; внёс из­ме­не­ния в дей­ст­вую­щие со­гла­ше­ния о ЕС в свя­зи с рас­ши­ре­ни­ем чис­ла его уча­стни­ков и за­ме­нил со­бой не всту­пив­шую в си­лу Кон­сти­ту­цию ЕС).

Другие статьи:  Как составить отчетность по ндфл

Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)

Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)

Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).

Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.

Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.

Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в

— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

— дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

— государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

— в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.

Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.

Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.

К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.

Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.

Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.

Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Двадцать пять лет после заключения Маастрихтского договора: ЕС и евро уже на грани краха

В Брюсселе празднуют годовщину Маастрихтского договора. При этом уже раздаются размышления о новом Евросоюзе, о том, как достигнуть этой цели как можно быстрее. Это говорит о полном крахе начального проекта.

Когда 25 лет назад Маастрихтские соглашения обозначили появление Европейского союза и заложили основания для единой валюты, мир все еще испытывал оптимизм, связанный с падением Берлинской стены. За год до этого американский политолог Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) писал в своем знаменитом эссе о «конце истории»: модель свободного рынка и открытого общества должна была повсеместно одержать победу, а Вашингтон выступит в роли главного колосса.

До протестов в Сиэттле и Генуе было еще далеко, многие с оптимизмом смотрели на перспективу глобализации.

Иллюзии Фукуямы разбились 11 сентября 2001 года, когда были взорваны Башни-близнецы. Однако настоящий смертельный удар был нанесен в 2008 году при крахе Lehman Brothers и с началом ипотечного кризиса, повлекшего за собой долговой кризис, пошатнувший основы евро. Сегодня волна евроскептицизма утихла во всех политических системах Европы, а во многих странах, в том числе в Италии, евро стал символом экономического упадка мелкой и средней буржуазии, которая с растущей яростью смотрит на правящий класс, обвиняемый в том, что он нарушил обязательства от 7 февраля 1992 года, как казалось, открывавшие перед европейцами двери в более надежное и богатое будущее. Если пламя национализма снова загорелось, то его подпитало и поведение правительств, которые продолжали мыслить, опираясь на национальную точку зрения, первыми демонстрируя свое неверие в объединенную Европу.


Постепенное окончание суверенитета

Четверть века Европейскому союзу

Эти двое могут расколоть Евросоюз

ЕС переживает кризис или стоит на пороге перемен?


Пакт стабильности разрушает государства

С окончанием переговоров в голландском городе Маастрихте 7 февраля 1992 года между 12-ю странами, входившими на тот момент в европейское сообщество, было подписано соглашение о Европейском союзе. Прекращает свое существование Европейское экономическое сообщество, появляется на свет Европейский союз. А, главное, появляется экономический и валютный союз. Документ, названный впоследствии Пактом стабильности и роста, устанавливает расчетные критерии, которые должны соблюдать будущие сторонники единой валюты. Эти параметры впоследствии будут названы «Маастрихтскими критериями»: соотношение между дефицитом и ВВП не выше 3%, соотношение между государственным долгом и ВВП не выше 60% (с уступками в отношении Бельгии и Италии, которые уже показывали более высокий уровень долга), уровень инфляции не выше 1,5%, чем у самых благополучных стран. 1 июня 1998 года Центральный Европейский банк занял место европейской валютной организации накануне разработки евро 1 января 1999 года и его выпуска в обращение еще три года спустя.

Уничтожение границ и безопасность

Как менялся Европейский союз

Двойное ускорение к Европе будущего?

Недавно Ангела Меркель заговорила о возможности ускоренного развития ЕС в ответ на постоянный распад Европы и евро. Как считает канцлер Германии, эта концепция должна появиться также в декларации по случаю 60-летнего юбилея Римского договора, который будет праздноваться в Италии в конце марта этого года. «История последних лет показала, что Европа будет развиваться быстрее, а члены Союза не всегда будут находиться на одинаковом уровне интеграции», — заявила Меркель, подчеркнув, что встреча в Валлетте прошла при этом «в духе единения». Канцлер, разумеется, не является единственным политиком, предложившим на мальтийском саммите ускоренное развитие Европы. Основные дискуссии возникают, главным образом, в свете будущего выхода Великобритании из Евросоюза.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Двадцать пять лет после заключения Маастрихтского договора: ЕС и евро уже на грани краха

Все комментарии

в ответ (Показать комментарийСкрыть комментарий)
  • Популярное
  • Обсуждаемое
Другие статьи:  Заявление об установлении факта смерти ветерана вов

Rai Al-Youm: судя по яростной реакции России, этот авиаудар Израиля — последний

NI: старый Ту-22М3 сделали смертоносным

Washington Examiner: из России без любви

NI: России послали сигнал в Черном море, правда, какой-то слабенький

Апостроф: сомнительные достижения военного положения

Washington Examiner: из России без любви

Rai Al-Youm: судя по яростной реакции России, этот авиаудар Израиля — последний

TAC: НАТО развязала новую холодную войну с Россией

Delfi.lt: почему Литва открывает двери спонсорам «Северного потока — 2»

Gli Occhi della Guerra: Москва вернула бы Курилы при одном условии

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Дубосарский А.И.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Маастрихтский договор и россия

Пока что Маастрихтский договор — это всего лишь очередной этап в развитии ЕС, гораздо менее важный, чем Единый европейский акт (договор о принципах европейского политического сотрудничества 1989 года. — РБК). Именно поэтому во время подписания соглашения сторонники евроинтеграции больше говорили о работе, которую еще предстоит проделать.

Британская тактика состояла в том, чтобы попытаться максимально ускорить темпы расширения Евросоюза с целью максимально децентрализовать управление внутри сообщества. Не дожидаясь начала британского председательства в ЕС в июле 1992 года, [Дуглас] Херд (министр внутренних дел Великобритании. — РБК) заявил, что приоритетными задачами общего правительства должно стать завершение создания единого рынка и начало территориального расширения ЕС.

Он заявил о намерении в самое ближайшее время начать переговоры о вступлении в Евросоюз Австрии, Швеции и Финляндии. Соглашения об ассоциации с Польшей, Венгрией и Чехословакией, по словам министра, должны способствовать присоединению этих стран к ЕС уже в 2000 году. Таким образом, уже к концу XX века Евросоюз может расшириться до 20 стран.

Что такое Маастрихтский договор?

Маастрихтский договор был подписан 7 февраля 1992 года в Нидерландах. Соглашением, которое было подписано 12 странами, учреждался Европейский союз. Оно вступило в силу 1 ноября 1993 года.

Договор создавал общую денежно-валютную систему, которую должен был регулировать Европейский центральный банк. С 1 января 1999 года в странах — членах ЕС должна была появиться общая валюта — евро.

Кроме этого, страны — участницы соглашения одобрили так называемые Маастрихтские критерии, соответствие которым удовлетворяло бы условиям вступления в Европейский валютный союз:

  • дефицит государственного бюджета не превышает 3%;
  • государственный долг не превышает 60% ВВП;
  • государство в течение двух лет участвует в механизме валютных курсов и поддерживает курс национальной валюты;
  • уровень инфляции не превышает более чем на 1,5% среднее значение трех стран — участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами;
  • долгосрочные процентные ставки по гособлигациям не превышают более чем на 2% среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Маастрихтский договор является «мудрым балансом между амбициями и благоразумием, идеализмом и прагматизмом, солидарностью и субсидиарностью», заявил премьер-министр Португалии Анибал Каваку Силва, чья страна в настоящее время председательствует в Евросоюзе. Выступая перед церемонией подписания договора, он сказал, что соглашение является «политическим договором, приспособленным к настоящему и спроецированным на будущее». «Это не финальная стадия. Скорее всего, это начало нового цикла», — отметил он.

Имея в виду более бедных членов ЕС, он сказал, что южные страны также возлагают надежды на будущее сообщества: «Мы не можем разочаровать тех, кто рассматривает ЕС в качестве проводника политических и человеческих ценностей. Очень важно, чтобы Европа не ограничивала себя простым торговым партнерством».

Голландский премьер-министр Рууд Любберс, чья страна председательствовала в ЕС в декабре 1991 года, когда был согласован договор, заявил: «Мы уже прошли точку невозврата. Соглашение имеет жизненно важное значение». По его словам, в последние годы европейское сообщество уже показало себя важным игроком на мировой арене.

Министр иностранных дел Франции Ролан Дюма после подписания договора заявил, что Евросоюз, который сам по себе является источником благосостояния и фактором мирного существования, станет центром притяжения для стран, которые расположены по соседству с ним. «Говоря это, я имею в виду все страны Восточной Европы», — сказал он.

Разговоры о деньгах — это испытания для самых прочных дружеских отношений. Споры вокруг нового пятилетнего плана расходов Европейского сообщества не станут исключением.

В глобальных масштабах расходы Евросоюза в 1993 году будут небольшими — 66 млрд экю (безналичная общеевропейская валюта, в 1992 году ее курс составлял примерно $1,3. — РБК), это сопоставимо с ВВП Швейцарии. Еврокомиссия была убеждена в том, что эта сумма должна увеличиваться примерно на 2,5% в год, к 1997 году она должна составлять около 87 млрд экю. Более бедные южные государства надеются на дополнительное финансирование, которое позволит им выйти на экономический уровень своих более богатых партнеров.

Франция, Германия и Великобритания — главные доноры бюджета Евросоюза. Это означает, что каждая из этих стран отдает в бюджет ЕС больше средств, чем получает обратно в виде грантов и финансирования программ развития. Они будут настаивать, что общий бюджет не должен расти так быстро и часть средств может быть сэкономлена, например за счет сокращения расходов на сельское хозяйство. Эту позицию могут поддержать Нидерланды, Бельгия и Дания. Общая сельскохозяйственная политика съедает около 60% расходов ЕС. Вокруг этой ситуации ведутся споры, однако возможное реформирование сельскохозяйственной политики Евросоюза также потребует значительных расходов.

Евросоюз — потомок холодной войны. С момента начала осуществления единой сельскохозяйственной политики строительство объединенной Европы находилось в тени соперничества сверхдержав. Европейские страны объединялись прежде всего по экономическим причинам — это прямое следствие того, что возможное лишение части суверенитета в области обороны или внешней политики воспринималось национальными элитами как угроза существующему мировому порядку.

Но те дни уже в прошлом. Теперь при помощи экономической интеграции страны пытаются запустить общий политический проект, но получается не очень хорошо. Худшее состоит в том, что механизм валютных курсов (European Exchange Rate Mechanism, ERM, был создан для стабилизации курсов национальных валют. — РБК) и общая валютная политика способны разрушить строящийся карточный домик.

Маастрихтский договор представляет собой очередной триумф экономики над политикой. Политический союз, предусмотренный соглашением, ничтожен, и Дуглас Херд был частично прав, заявив, что идее национального государства ничего не угрожает.

Но был прав лишь частично. Страны, подписавшие соглашение, фактически натянули на себя экономическую смирительную рубашку в попытках довести дело до создания единой валютной зоны с 1 января 1999 года.

Другие статьи:  Последний изменения в трудовой кодекс

В Германии растет тревога, что после вступления в Евросоюз страна потеряет часть рынков и получит растущую инфляцию, — неудивительно, что споры в Немецком федеральном банке по поводу обоснованности присоединения страны стали достоянием общественности. В стране опасаются, что условия жесткого валютного соглашения приведут к потере страной положительного сальдо торгового баланса.

Главной силой европейской интеграции должны стать внутриевропейские политический и социальный союзы, ее задачами — достижение минимальных общих целей в области образования, профессиональной подготовки, обеспечения жильем и охраны окружающей среды. При этом европейские государства должны быть освобождены от экономических ограничений — только в таком случае они смогут направлять свои средства на достижение этих целей.

Создание института общеевропейского бакалавриата, который позволит любому европейскому студенту в течение года проходить обучение в любой стране — члене ЕС, окажет значительно больший положительный эффект на имидж Евросоюза, чем еще одно десятилетие безработицы с уровнем 10%. И уж точно больший, чем введение общей валюты.

Не успели лидеры стран поставить подписи под Маастрихтским договором, как в европейском сообществе уже начались дискуссии о том, каким будет будущее Евросоюза.

Подписание 189-страничного договора 12 странами — членами Евросоюза праздновалось в Маастрихте с оркестрами, флагами и шампанским. Соглашения, подписанные министрами финансов и иностранных дел, призваны создать новый суперблок с единым валютным рынком и единым голосом на международной арене. «Это исторический момент для 300 с лишним миллионов жителей европейского сообщества. Мы прошли точку невозврата», — сказал премьер-министр Нидерландов Рууд Любберс.

При этом, даже несмотря на то, что соглашение все же удалось подписать, споры вокруг того, что должен представлять Евросоюз, не утихают. Председатель Еврокомиссии Жак Делор ясно дал понять, что его видение будущего союза — это подобие Соединенных Штатов Европы с сильными центральными органами. «Могу сказать, что федеральная структура — это единственный вариант, который позволит нам совместно решать имеющиеся проблемы и спокойно осуществить трансфер национального суверенитета», — сказал он.

Между тем Великобритания, еще в прошлом году настоявшая на запрете использования слова «федеральный» в тексте договора, говорит о слабой степени кооперации в отношениях между членами ЕС. Немецкий федеральный банк в день подписания договора в очередной раз заявил о своих опасениях по поводу отказа Германии от мощной марки на общие европейские деньги. Подобные высказывания говорят о том, что общее европейское пространство пока что не является реальностью.

По крайней мере две страны — Ирландия и Дания — проведут национальные референдумы по поддержке Маастрихтского договора населением своих стран. Некоторые из более бедных членов ЕС, например Испания, также могут отложить процесс одобрения положений соглашения в национальном парламенте до окончания переговоров о будущем финансировании Евросоюза. Дебаты на этот счет могут начаться уже на следующей неделе. Председатель Европейской комиссии Жак Делор уже пообещал удвоить помощь беднейшим регионам сообщества в течение следующих пяти лет.

Министр иностранных дел Дании Уффе Эллеманн-Йенсен назвал символичным заявление, сделанное в день подписания договора финским президентом Мауно Койвисто, который рекомендовал своему правительству присоединиться к Евросоюзу. Если Финляндия действительно подаст заявку на вступление в ЕС, то она присоединится к Швеции, Австрии, Кипру, Мальте и Турции, которые уже находятся в этой очереди. По словам Херда, в 1995 году в ЕС может появиться от трех до пяти новых членов.

Так начиналась еврозона: 25 лет Маастрихтскому договору

Маастрихтский договор, подписанный 7 февраля 1992 года в Нидерландах, вступил в силу 1 ноября 1993 года. Учреждение Европейского союза стало важнейшим шагом на пути к политическому единению Европы с момента заключения Римского договора 1957 года.

Какой будет Европа без Меркель?

В 1989-1990 годах в европейской политике начался период охлаждения. Немцев упрекали в том, что они, стремясь к воссоединению своей страны, не учитывали интересы соседей. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер опасалась гегемонии Германии в центре Европы. Ведь теперь более 80 миллионов немцев будут жить в едином государстве, которое, как опасалась глава британского кабинета, окажется в состоянии доминировать над другими европейскими странами. Президенту Франции Франсуа Миттерану также было не по себе от мысли об объединенной Германии у восточной границы Франции.

Политическое единство

С 1985 года председателем Европейской комиссии в Брюсселе был Жак Делор. За кулисами он умело руководил переговорным процессом, так что взаимное недоверие вскоре развеялось.

Президент Франции Франсуа Миттеран и канцлер ФРГ Гельмут Коль (Helmut Kohl) были самыми активными сторонниками идеи объединения Европы. 7 февраля 1992 года при их активном содействии в Маастрихте был подписан договор, положивший начало Европейскому союзу. Документ предполагал не только политическое объединение Европы, но и создание валютного союза. Кроме того, решено было выработать единую внешнюю политику и политику безопасности. Для этого следовало учредить должность некоего «министра иностранных дел» Евросоюза.

Немцы довольны своим финансовым положением

Согласны Маастрихтскому договору, в дальнейшем все жители стран ЕС должны были получить единое «гражданство Европейского союза». Внутреннее устройство стран Евросоюза должно быть демократическим. Особый протокол обязывал ЕС проводить социальную политику.

Валютный союз

Намерение унифицировать европейскую политику в некоторых сферах не вызвало таких бурных эмоций, как решение ввести общеевропейскую денежную единицу евро: в банковских расчетах — к 1 января 1999 года, в наличных расчетах — к 1 января 2002 года. Перспектива лишиться немецкой марки, французского франка или нидерландского гульдена пугала европейцев опасностью инфляции и дестабилизации экономики.

Повсюду в Европе подробно обсуждались все «за» и «против». Пожилые люди по собственному опыту знали, что в результате инфляции можно лишиться всего. Политикам лишь с трудом удавалось сдерживать эмоции жителей своих стран.

Амстердамский договор

Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе, договор об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с этим акты, широко известен как Амстердамский договор. Был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 году. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Хронология эволюции ЕС

  • Полный текст Амстердамского договора
  • Договор о Европейском союза (в редакции Амстердамского договора — pdf 203Kb)
  • Договор об учреждении Европейского сообщества (в редакции Амстердамского договора) — pdf 488Kb)
  • История Европейского союза – Амстердамский договор
  • Европейский форум по проблемам инвалидности: Путеводитель по Амстердамскому договору (Одностраничный вариант)
  • Амстердамский договор — Как промышленность получила свое путь
  • Амстердамский договор Европейский навигатор

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Амстердамский договор» в других словарях:

АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР 1717 — был заключён 15.VIII между Россией, Францией и Пруссией. В это время определился военный разгром Швеции в Северной войне. Пётр I стремился заручиться посредничеством крупнейших держав при заключении мира на условии сохранения за Россией… … Дипломатический словарь

АМСТЕРДАМСКИЙ ДОГОВОР 1717 — о взаимной гарантии владений подписан 4(15) авг. 1717 в Амстердаме представителями России (Г. И. Головкиным, Б. И. Куракиным и П. П. Шафировым), Франции (П. А. Шатонёфом) и Пруссии (Книпхаузеном). Переговоры об условиях А. д. были начаты в Париже … Советская историческая энциклопедия

Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР — договор об учреждении Европейского Сообщества (ЕС). Вступил в силу с 1 ноября 1993. М.д. явился логическим продолжением многолетних усилий европейских государств в области валютной интеграции и опирался на имевшиеся достижения, прежде всего, на… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Маастрихтский договор — Тип договора Урегулирование денежной и политической систем европейских стран Подписан место 7 февраля 1992 года Маастрихт, Нидерланды … Википедия

Ниццкий договор — Подготовлен 11 декабря 2000 года Подписан место 26 февраля 2001 года Ницца, Франция Вступи … Википедия

Парижский договор (1951) — У этого термина существуют и другие значения, см. Парижский договор. Парижский договор Подписан место 18 апреля 1951 года Париж, Франция Вступил в силу с 23 июля 1952 года … Википедия

Римский договор — О договоре 1924 года см. Римский договор (1924). Римский договор … Википедия

Европейский парламент — (The European Parliament) История основания Европарламента, цели и задачи европейского парламента Законодательные и контролирующие задачи Европарламента, бюджетная политика Европарламента, фракции Европейского парламента, структура Европарламента … Энциклопедия инвестора

История Европейского союза — Европейский союз Это статья часть серии … Википедия