Льготы для медицинского бизнеса

Налоговые льготы в сфере медицины и здравоохранения.

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе «Здравоохранение» Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. «О ставках и льготах по налогу на прибыль». Согласно подп. «ж» п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом «а» п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. «О налоге на имущество предприятий» соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. «о» ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

  • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
  • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

  • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомических бюро;
  • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом «у» п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость», утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г. «О налоге с продаж» в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 «О порядке исчисления и уплаты налога с продаж».

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Фонд участвовал в круглом столе «Финансовая поддержка как стимул к росту: субсидии, дотации и льготы для медицинского бизнеса»

20.12.2016 г. состоялся круглый стол в СДМ Банке «Финансовая поддержка. Как стимул к росту. Субсидии, дотации и льготы для медицинского бизнеса-реальная поддержка или формальность»

Организаторы и партнеры мероприятия:

Московская торгово-промышленная палата

Комитет по здравоохранению и медицинской индустрии при МТПП

Гильдия производителей медицинских товаров и услуг МТПП

ГБУ «Малый Бизнес Москвы»

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

Участники круглого стола:

Члены Московской ТПП, руководители медицинских учреждений, компаний-поставщиков медицинских товаров, техники.

Рукодайный Олег Владимирович — Председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при МТПП

Белоус Ольга Владимировна – Председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП

1. На что может рассчитывать медицинский бизнес сегодня – какие кредитные продукты, льготные ставки и лизинговые программы предлагают клиникам коммерческие банки и в чем заключается инфраструктура государственной поддержки?

2. Могут ли предприниматели от медицины воспользоваться приемлемыми условиями по кредитам, налоговыми преференциями, федеральными программами со-финансирования или субсидирования?

Рукодайный Олег Владимирович – Председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии; Демьяненко Любовь Ивановна Действительный государственный советник 3 класса, Президент Ассоциации градообразующих предприятий; Липовой Роман Викторович — Исполнительный директор, Московская торгово-промышленная палата, Зеленоградский филиал; Плис Анна Аркадьевна – Исполнительный директор СтАр, Белоус Ольга Владимировна –Председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТПП; Горячева Алла Сергеевна – ведущий специалист отдела развития ГБУ « Малый Бизнес Москвы», Цветаева Мария – начальник центра услуг для бизнеса СЗАО ГБУ « Малый Бизнес Москвы»; Козлов Владимир Сергеевич – Директор по рискам Фонда содействия кредитования малого бизнеса Москвы; Лонкин Иван Юрьевич Начальник управления клиентских отношений СДМ-Банка, представители компаний медицины и здравоохранения.

Белоус Ольга Владимировна – Председатель Гильдии производителей медицинских товаров и услуг МТП

Тема: «Финансовая поддержка, как стимул к росту. Субсидии, дотации и льготы для медицинского бизнеса – реальная помощь или формальность?»

Козлов Владимир Сергеевич – Директор по рискам Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

Другие статьи:  Заявление на развод и алименты подается

Тема: «Гарантийный механизм государственной поддержки предпринимателей в Москве: акцент на медицинские компании» (презентация В.Козлова)

Лонкин Иван Юрьевич – Начальник управления клиентских отношений СДМ-Банка

Тема: «Специальная программа «СДМ-Банк» (ПАО) по обслуживанию и кредитованию предприятий медицинской отрасли»

Демьяненко Любовь Ивановна – Действительный государственный советник 3 класса, Президент Ассоциации градообразующих предприятий

Тема: «Правовое регулирование государственной поддержки малого и среднего бизнеса в новых экономических условиях»

Мария Цветаева — Руководитель Центра услуг для бизнеса в Северо-Западном административном округе

Тема : «О консультативной поддержке предпринимателей в Москве»

Издание «Медвестник» (Бескаравайная Татьяна Сергеевна – корреспондент); журнал Vademecum (Шубина Дарья Сергеевна — корреспондент)

Тон дискуссии задала О.Белоус, которая привела статистические данные о положении малого и среднего бизнеса в РФ и и в частности в сфере медицины. Количество зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности: здравоохранение и социальные услуги в РФ: 2013 год – 29 008 тысяч; 2014 год – 30 465 тысяч; далее показатели регулярно снижались, и сегодня в России насчитывается порядка 27 тысяч частных учреждений здравоохранения (по данным ТП РФ), что составляет не более 0,5 % от общего количества юридических лиц. Структура занятых в МСБ в РФ показывает, что на долю медицины и социальных услуг приходится только 7,6%. Невысоки показатели и по доле частных медучреждений среди всех лечебных заведений в стране: в РФ 8%, для сравнения в Германии — 45%, США — 54%. По мнению О.Белоус порог вхождения в рынок в данной сфере невысок. При этом отрасль слабо развивается из-за препятствий: высокие кредитные ставки и долгая окупаемость; сложности с привлечением инвесторов и получением кредитов; снижение платежеспособности населения; отказ многих работодателей от ДМС.

В.Козлов остановился на вопросах гарантийной поддержки предпринимателей. Банки неохотно кредитуют малый бизнес, относят такие кредиты к высокорисковым операциям. Основная причина отказа банками в кредитовании МСП — это нехватка у последних качественного обеспечения (залога). Для решения этой проблемы государство создало гарантийные фонды, такой фонд работает в Москве уже 10 лет. Фонд выдает поручительства предпринимателям в качестве обеспечения по кредитам, что существенно снижает риск для банков и делает такие кредиты возможными и доступными. Компании , работающие в сфере медицины обращаются в Фонд и выступают обычно надежными заемщиками, с хорошей платежной дициплиной. Медицина — приоритетная для Москвы отрасль, поэтому таким компаниям Фонд предоставляет гарантийное покрытие по кредиту в объеме до 70% и до 90 млн руб по ставке 1,25% годовых. Для компаний-поставщиков по контрактам 44ФЗ и 223ФЗ (госзаказ) Фонд дает льготную ставку 0,75% годовых. Также поручительства выдаются по банковским гарантиям, это особо удобный инструмент опять же для поставщиков по госзаказу. В случаях, если объем проекта превышает возможности Фонда, то привлекаются со-гарантии со стороны Федеральной корпорации МСП. Фонд особо заинтересован в работе с компаниями медицинского профиля, видит в них качественных и надежных клиентов.

Тему кредитования продолжил И.Лонкин, представитель принимающей стороны. Лонкин рассказал о кредитовании для пополнения оборотного капитала, приобретения недвижимости, оборудования с процентными ставками 13-17% годовых; предоставлении банковских гарантий на участие в тендерах, выполнения контрактов, в том числе про возможности установления рамочного лимита на банковские гарантии с последующим получением гарантий в течение 1-2 дней в рамках лимита; о льготных кредитных программах для субъектов МСП по линии МСП Банка с длительными сроками кредитования на инвестиционные цели под фиксированную ставку. Также Лонкин познакомил собравшихся с программами лизинга на приобретение автотранспортных средств и лизинга медицинского оборудования через специализированных партнеров.

Л.Демьяненко сфокусировалась на правовых вопросах программ промышленного развития РФ (Постановление Правительства РФ 15.04.2014. № 328), развития фармацевтической и медицинской промышленности (Постановление Правительства РФ 15.04.2014 г. N 305) с объемом бюджетных ассигнований 2013-2020 г. 994 млрд руб., импортозамещении в сфере поставки лекарств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ 05.02. 2015 г. N 102). Речь шла в первую очередь о субсидировании на организацию производства лекарственных средств и медицинских изделий; субсидировании на проведение клинических испытаний. Правовые документы: субсидии на компенсацию части затрат , связанных с проведением клинического исследования лекарственного препарата (Постановление Правительства РФ 01.10.2015 № 1045); субсидии возмещение части затрат при проведении клинических испытаний медицинских изделий (Постановление ПРФ 01.10.2015г. № 1046), производство медицинских изделий (Постановление ПРФ 01.10.2015 №1048). Субсидии предоставляются на возмещение фактически осуществленных не ранее 1 января 2015 г. и документально подтвержденных затрат (в размере 50%), размер субсидии на срок договора составляет: от максимально 5 млн. рублей до максимально 200 млн. рублей (по разным направлениям).

Также Л.Демьяненко остановила внимание на налоговых аспектах:не облагаются медицинские товары по пп.1п.2 ст.149 НК РФ (реализация важнейшей и жизненно-необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства) и по п.2 ст.164 НК РФ облагаются по льготной ставке 10% (реализация изделий медицинского назначения)

Мария Цветаева подробно рассказала о государственной поддержке и консультативных услугах для субъектов МСП. В частности речь шла о реализации программы имущественной поддержки — льготная аренда помещений в технопарках. В рамках взаимодействия с Корпорацией МСП через Центры услуг для бизнеса предоставляется информация о программах имущественной, финансовой поддержки, а также по организации участия субъектов МСП в государственных закупках. В 11 округах работают Центры услуг для бизнеса. М.Цветаева сообщила, что у предприятий, в том числе медицинской отрасли, есть возможность участвовать в коллективных стендах Конгрессно-выставочного бюро под брендом «Сделано в Москве», и выходить со своей продукцией на зарубежные рынки.

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», приведенные в приложении № 8 к государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее – Подпрограмма).

3. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках Подпрограммы.

4. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

5. Нормативные акты федеральных министерств и федеральных агентств, уполномоченных реализовывать меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

6. Государственные программы субъектов Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Упрощения и налоговые льготы для МСБ:

2. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» : предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса.

3. Для малого бизнеса введены надзорные каникулы, то есть плановые проверки не проводятся.

4. Введены обязательные квоты на приобретение у субъектов малого бизнеса продукции в процессе гос.закупок.

5. Стартап на открытие собственного дела с поддержкой Федеральной службы занятости

Эксперты: Из-за отмены налоговых льгот подорожают лекарства и лечение

Если медицинский и фармацевтический бизнес лишат налоговых льгот, медицинские услуги и лекарства неизбежно подорожают. Так прокомментировали эксперты «Доктора Питера» сегодняшние сообщения федеральных СМИ о намерении правительства «навести порядок в системе различных налоговых льгот».

Напомним, льготная ставка НДС в 10% вместо 18% распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства. Лицензированные медицинские услуги, оказываемые в клиниках всех форм собственности, НДС и вовсе сегодня не облагаются. Как отмена этих и других льгот, обсуждаемая сегодня в правительстве РФ, скажется на лечении россиян, «Доктор Питер» спросил у представителей медицинского и фармацевтического бизнеса Петербурга.

— Медицинский бизнес сейчас имеет хорошие льготы — он не платит налог на прибыль, у него нет НДС на медицинские услуги, — поясняет Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга. — Условно можно расценивать отсутствие налога на прибыль как помощь развитию бизнеса, отсутствие НДС — как помощь пациентам, поскольку это удешевляет медицинскую услугу. Если мы лишимся льгот, расходы, выросшие из-за налогового бремени, надо будет как-то компенсировать. Значит, автоматически увеличится стоимость медицинской услуги. А инвестиционная привлекательность медицинских проектов заметно померкнет. Она сегодня и так не велика, а тут уж совсем сойдет на нет.

Кроме того, по мнению Александра Солонина, есть еще одна опасность в отмене льгот для социально ответственного бизнеса: государственные и негосударственные клиники окажутся в неравных условиях, что в конечном итоге вернет приостановленный было рост теневого сектора в государственном здравоохранении. А уход пациентов из-за возросшей стоимости медицинских услуг в государственную медицину, и без того перегруженную, увеличит нагрузку на бюджеты системы здравоохранения.

Светлана Керина, генеральный директор АО «Петербургские аптеки» также прогнозирует рост цен на лекарства. Но только на те, что не входят в перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП):

— Льготный налог на добавленную стоимость (ставка 10%) действует только на лекарства, а на остальные аптечные товары, в том числе на БАДы, парафармацевтику распространяется обычная ставка — 18%. Если отменят льготную ставку НДС, аптечному бизнесу придется проявлять чудеса изобретательности, потому что увеличить стоимость препаратов, входящих в перечень жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП), они не могут — цена на лекарства из списка ЖНВЛП зарегистрирована, а предельно допустимая наценка устанавливается нормативными региональными актами.

Скажем, если с НДС в 10% препарат стоил 100 рублей, то с НДС 18% он не может стоить 101 рубль. Какой бы налог не платила аптека, отпускная цена лекарства не может быть выше зарегистрированной. Компенсировать дополнительные расходы будет сама аптека.

— Жизненно важные лекарства и сейчас для нас убыточные. Прибыль мы получаем за счет препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП, поясняет Светлана Керина. — Если налоговая нагрузка на лекарства вырастет, то получится, что возросшую убыточность по ЖНВЛП надо покрывать за счет других лекарств, но и для них НДС тоже вырастет с 10 до 18%. А на самом деле цены на них вырастут не пропорционально росту НДС, а так, чтобы компенсировать еще и недополученные средства от реализации ЖНВЛП, то есть ощутимо.

Что касается производителей лекарственных препаратов, то они надеются, что проблему с ликвидацией налоговых льгот попытаются все-таки решить на местном уровне. Как рассказал «Доктору Питеру» Алексей Торгов, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти компании BIOCAD, с 1 января 2018 года прекратила действие нулевая ставка по налогу на прибыль для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон. С 2018 года такие организации должны исчислять налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, по ставке 2%, а совокупная ставка по уплате страховых взносов увеличивается с 14% до 21%.

— Для нашей компании — 100-200 млн рублей в год — это деньги, которые мы могли бы потратить на разработку новых лекарственных препаратов, например, вложить в клинические испытания, словом, в развитие, — говорит Алексей Торгов.

При этом Алексей Торгов уверяет, что увеличивать стоимость лекарств BIOCAD не намерен (в его портфеле в основном — лекарства из перечня ЖНВЛП): «В новых условиях надо либо уменьшать себестоимость лекарств, либо маржу. Думаю, мы справимся за счет оптимизации внутренних ресурсов». Возможные потери от увеличения ставки НДС, по словам Алексея Торгова, в компании еще не просчитывали.

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

Другие статьи:  Бланк договор подряда с физическим лицом образец

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

— Если налогоплательщиком не организовал раздельный учет, например, комплексной услуги состоящей как из облагаемых так и необлагаемые налогом услуг, такая услуга будет облагаться НДС в полном объеме стоимости. (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.08.2011 N А55-36986/2009)

— Если налогоплательщик не организовал раздельный учет поступивших товаров, работ, услуг принимающих участия, как в облагаемых, так и необлагаемых операциях, по таким товарам, работам, услугам весь входящий НДС не может быть принят к вычету. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 N 966-О).

— услуги должны соответствовать Перечню видов медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (п.1 ст. 284.1 НК РФ )

— если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

— если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

— если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, одновременно с налоговой декларацией, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения (п.6 ст.284.1 НК РФ):

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
  • о численности работников в штате организации.
  • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

— налогоплательщики резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации и уплачивающие налог на доходы физических лиц по ставке 13 процентов (п.1 ст. 207, п. 3 ст. 210 и п.1 ст. 224 НК РФ, Определение Конституционного Суда от 03.04.2009 N 480-О-О)

— плательщики НДФЛ — получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

— соответствие Перечням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ) — если лечение проводилось в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с действующим законодательством РФ (абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 219

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг — в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода — суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть II

Перечень , которому должна соответствовать медицинская услуга, чтобы претендовать на льготу по НДС, дает только обобщающее понимание, что это услуги по диагностике, профилактике и лечению, санитарному просвещению и медицинской экспертизе, оказанные в рамках того или иного вида медицинской помощи. Логически это можно понять так, услуга должна соответствовать перечисленным в Перечне составляющим медицинской деятельности. Поскольку Налоговый кодекс РФ не дает определений этим понятиям, то в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в случае отсутствия в Налоговом кодексе РФ понятия (термина) необходимо обратиться к отраслевому законодательству. В 2011 году вышел Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее 323-ФЗ), он дает следующие определения:

4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

«Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина» (п.1. ст. 58 323-ФЗ).

Другие статьи:  Приставы самарской области промышленный район

«Медицинская реабилитация — комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество». (п.1. ст.40 323-ФЗ)

За конкретным перечнем работ и услуг, относящихся к медицинским услугам в целях исчисления НДС, ИФНС и Минфин в своих ответах и разъяснениях на конкретные вопросы налогоплательщиков рекомендуют обращаться:

  • к Положению о лицензировании, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, содержащему перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность (Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@);
  • к Требованиям к выполнению работ (услуг) в рамках оказания медицинской помощи, утвержденные приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н. (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747, Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-07-07/58775, Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@);
  • к Классификаторам ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), ОК 002-93, (ОКДП) ОК 004-93, которые постоянно претерпевают изменения, действуют одновременно в нескольких редакциях (Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@), Письмо Минфина РФ от 25.11.2011 N 03-07-07/77);
  • к Номенклатуре, утвержденной Минздравсоцразвития России 12 июля 2004 г. (Письмо УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/34945)
  • в Минздрав за разъяснениями по конкретной услуге (Письмо Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996) и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики — в отношении всех общероссийских классификаторов (Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@);

Таким образом, можно сделать вывод, вопрос в отношении возможности применения льготы по НДС по конкретным медицинским услугам не всегда решается просто, о чем свидетельствует большое количество запросов налогоплательщиков в адрес контролирующих органов и разнообразная судебная практика. Особенно это касается услуг по медицинским осмотрам, лечебной физкультуре, косметологии, проведению лабораторной диагностики. Не ясным остается вопрос и об услугах, например, в области реабилитации и ухода за больными, услуги повышенного сервиса в стационаре, эстетической хирургии можно ли их отнести к области диагностики, профилактики и лечения или нельзя. С точки зрения здравого смысла, безусловно, все это относится к лечению, так как способствует быстрейшему выздоровлению Пациента, возвращает ему целиком или частично утраченный уровень качества жизни. Но в разъяснениях специалистов ФНС и Минфина такой подход не просматривается (Письмо УФНС России по г. Москве от 28 апреля 2006 г. N 19-11/34945).

На сегодняшний день, налогоплательщик свою позицию в отношении права на применение льготы по НДС для услуг эстетической хирургии, косметологии, реабилитации и ухода за пациентами с большей долей вероятности может обосновать, опираясь на нормы Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» N 323-ФЗ от 21.11.2011, в котором даны определения основных терминов (профилактики, диагностики и лечения). Под лечением понимается теперь не только восстановление и улучшение здоровья, но и качества жизни, а термин медицинская услуга включает понятие медицинской реабилитации.

Вносит некоторую ясность и наметившаяся в последних письмах финансовых и контролирующих ведомств тенденция отсылки к документам медицинского ведомства, а именно, к приказу Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н, содержащим реестр медицинской помощи и медицинской деятельности (Письма Минфина России от 14.10.2015 N 03-07-07/58775 , от 22 октября 2015 г. N 03-07-14/60747 от 10.04.2015 N, письмо ФНС от 20 марта 2015 г. N ГД-4-3/4474@), и советы обращаться напрямую к Минздраву (Письмо Минфина РФ от 17 апреля 2013 г. N 03-07-07/12996). Можно говорить, что выстраивается некий алгоритм принятия решения по льготе в отношении спорных медицинских услуг, это обращение с вопросами по квалификации той или иной услуги (отнесение ее к сфере диагностики, профилактики лечению) к специалистам в области медицины и здравоохранения.

Пожалуй самым спорным остается вопрос о косметологии и пластической хирургии, которую фискалы относят к косметической сфере на основании того что косметология и пластическая хирургия относятся к прочей деятельности по охране здоровья без разделения на косметологические и косметические услуги согласно ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) и Номенклатуре работ и услуг, утвержденной Минздравсоцразвития России 12 июля 2004 (Письма Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07). И это несмотря на то, что Классификатор услуг населению ОК 002-93 разделяет эти услуги и выделяет отдельный код 081501 для косметических услуг. В отличие от Минфина, ФНС занимает иную более лояльную позицию (Письмо от 20 марта 2015 г. N ГД-4-3/4474@ )и учитывает такое разделение принятое в ОК 002-93, считая что реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии. При этом необходимо отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса.. Ранее ФНС придерживалось иной позиции, но по-видимому учитывая складывающуюся судебную практику, изменило свое решение, (Постановление ФАС Московского округа от 16.12.2009 N КА-А40/14153-09 по делу N А40-76150/09-139-496, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17283/2009-АК по делу N А40-76150/09-139-496, Постановление ФАС ЦО от 25.06.2008 по делу N А62-3090/2007 ).

Поэтому следует понимать, что при применении льготы для косметологических услуг и услуг по пластической хирургии, скорее всего, такую свою позицию придется отстаивать в суде, особенно, если объем таких услуг в суммовом выражении значителен. На наш взгляд, все-таки стоит вступить в спор, потому что:

  • это медицинские услуги, для осуществления которых требуется наличие медицинской лицензии на эти виды деятельности, в отличие от косметических услуг;
  • в Методических указаниях «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами», утвержденные Приказом ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 N 839, указано, что к косметических процедурам и услугам относятся мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики, а косметология как терапевтическая, так и хирургическая относится к лечебно-профилактическим мероприятиям;
  • услуги пластической реконструктивной хирургии носят лечебный характер и устраняют врожденные и приобретенные дефекты, влияющие на здоровье;
  • услуги эстетической хирургии («устранение изъянов покровных и подлежащих тканей любой локализации, связанных с возрастными изменениями, с желанием пациента внести коррекцию в свою внешность, с эстетическими последствиями результативного устранения анатомических и (или) функциональных дефектов покровных и подлежащих им тканей любой локализации» — Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденный Минздравом РФ 30.10.2012 N 555н.), в конечном итоге, направлены на улучшение состояния здоровья и качества жизни Пациента, устраняют комплексы, повышают конкурентоспособность в жизненных обстоятельствах, а значит, соответствуют понятию лечение, данное Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». К тому же, все процедуры после хирургического вмешательства это лечебные процедуры, направленные на послеоперационное выздоровление и профилактику осложнений. Но, безусловно, доказательство этой части будет самым проблематичным;
  • льгота по налогу это государственный инструмент развития того или иного вида деятельности и учитывая то, что в Перечень видов медицинской деятельности льготируемых по налогу на прибыль включены виды деятельности — косметология терапевтическая и косметология хирургическая, странно требовать облагать ее НДС. Получается, что одной рукой государство эту деятельность поддерживает, другой препятствует развитию. Чиновники так не считают, они выражают мнение, что льготное налогообложение не влияет на ценообразование т.к. цены формируются из складывающегося предложения и спроса (Письмо Минфин РФ от 03.03.2015 N 03-07-14/11074);
  • противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика п. 7 ст. 3 НК РФ.

Поскольку на данный момент в связи с возросшим уровнем жизни косметологические услуги и услуги эстетической хирургии получают все большее распространение, их освобождение от налогообложения НДС может чувствительно сказаться на бюджете, поэтому вряд ли стоит ожидать лояльной позиции со стороны контролирующих органов к налогоплательщикам применившим льготу по отношении к этим услугам.

Ряд услуг оказываемых косметологическими подразделениями, такие как, пирсинг и фотоэпиляция, татуаж требуют для своего исполнения наличие у исполнителя медицинской лицензии, и согласно утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н относятся к простым медицинским услугам. Если учитывать, что для применения любой из них имеются противопоказания к применению и необходима консультация врача, то можно сказать, что в этих услугах есть составляющая процесса профилактики, но она скорее вспомогательная по отношению к эстетической составляющей. Поэтому во избежание рисков их следует облагать НДС в полном объеме, тем более что согласно классификатору услуг населению (ОК 002-93) они отнесены к косметическим услугам. Следует принять во внимание, и то что, предоперационная фотоэпиляция в рамках медицинского процесса может являться медицинской услугой.

С учетом всего вышесказанного первым необходимым шагом, для обоснования льготы и обеспечения раздельного учета, должна быть разбивка всех услуг Прейскуранта любой Клиники на услуги:

  • Медицинские
  • «Немедицинские», в том числе для исполнения, которых требуется лицензия, но которые не имеют отношение к медицинскому процессу по диагностике, профилактике, лечению. К этим услугам можно отнести и те спорные медицинские услуги, право на льготу, по которым организация отстаивать не собирается.

На практике эта задача должна решаться совместно со специалистом медицинского профиля уровня эксперта. Поэтому надо или обеспечить некий регламент действий, когда при утверждении Прейскуранта медики указывают вид деятельности для каждой услуги, или структурировать Прейскурант по видам деятельности соответствующим заявленным в лицензии.

Управляющим Клиник и экспертам стоит подумать и быть готовым к формированию Прейскуранта с наименованиями и кодами медицинских услуг в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг». Следуя установкам Закона « Об основах охраны здоровья граждан в РФ» стандарты оказания медицинской помощи должны строиться на основании данной номенклатуры. Но пока, на сегодняшний день даже реестры бесплатных медицинских услуг в рамках обязательного страхования и Прейскуранты платных услуг в бюджетных медицинских учреждениях не приведены в соответствие с данной Номенклатурой (Представление Счетной палаты РФ от 08.08.2014 N ПР 02-234/12-03, Представление Счетной палаты РФ от 23.12.2014 N ПР 12-339/12-03), и в разъяснениях чиновников по применению льготы отсутствуют ссылки на этот Приказ. Последние изменения Законодательства в сфере здравоохранения, новый Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», новые приказы в отношении номенклатуры, порядков, стандартов, преследуют цели создания единой системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации и установление научно обоснованных требований к номенклатуре, объему и доступности медицинских услуг. Таким образом, Клиника, выстроившая свой учетный процесс опираясь на стандарты, порядки и номенклатуру медицинских услуг, разработанные и разрабатываемые в соответствии с Законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», будет иметь явные конкурентные преимущества по сравнению с другими медицинскими Клиниками, с большим успехом претендовать на финансирование в рамках ОМС, и с большей легкостью отстаивать свою правоту при предъявлении претензий со стороны страховых компаний в рамках ДМС.

Специалисты IPT Group имеют положительный практический опыт по разработке и внедрению учетного процесса в медицинских учреждениях с целью применения налоговых льгот по медицинской деятельности, опыт разработки и внедрения соответствующих документов, регламентов и прейскурантов, позволяющих максимально оптимизировать документооборот, снизить трудозатраты и минимизировать имеющиеся налоговые риски.