Квалификационные требования к руководителям учреждений

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Другие статьи:  Счетчик электроэнергии требования

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

Квалификационные требования к руководителям учреждений

Требование органов, осуществляющих управление в сфере образования, о наличии у руководителей образовательных учреждений высшего профессионального образования получило широкое распространение после принятия новых Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В квалификационной характеристике по должности руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения в разделе «Требования к квалификации» установлено требование к наличию высшего профессионального образования определенной направленности и стажу работы.

Вместе с тем многие квалификационные справочники, в том числе указанный выше, в части «Общие положения» содержат оговорку о возможности назначения на должность лиц, не имеющих образования и стажа, указанного в квалификационной характеристике, в порядке исключения и по рекомендации аттестационной комиссии. Иначе говоря, отсутствие установленного образовательного уровня само по себе не является абсолютным юридическим запретом для назначения на должность.

Применительно к руководителям образовательных организаций более точный ответ позволяет дать ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ: «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам». Это, в частности, означает, что лица, принятые на должность руководителей до вступления данного Федерального закона в силу, т.е. до 1 сентября 2013 года, вправе продолжать работать в должности с фактически имеющимся образовательным уровнем.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит основания прекращения трудовых отношений с работником по причине отсутствия у него установленного уровня образования и квалификации. По нашему мнению, такой подход также свидетельствует об отсутствии прямой связи между формальным образовательным уровнем работника и фактическими результатами и эффективностью его труда, которые можно выявить при аттестации работника.

Таким образом, требование законодательства о необходимости руководителю образовательной организации иметь высшее образование полностью распространяется только на лиц, назначенных на данную должность после 1 сентября 2013 года.

Что касается аттестации руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций, то, как установлено в ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ, порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя этих организации устанавливаются учредителями. Начиная с 1 сентября 2013 года учредители должны были начать работу по подготовке такой аттестации, прежде всего, принять нормативные документы, определить сроки аттестации действующих руководителей, критерии оценивания результатов труда и пр. Также отметим, что в логике Федерального закона № 273-ФЗ аттестация руководителей образовательных организаций проводится в целях установления соответствия занимаемой должности, а не по аналогии с аттестацией педагогических работников по их желанию, т.е. в целях установления квалификационной категории.

Еще один немаловажный правовой аспект возникает при неоднократном назначении на должность руководителя образовательной организации одного и того же лица по срочному трудовому договору. По правилам Трудового кодекса РФ прежний трудовой договор с ним предварительно должен быть прекращен в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 77 ТК РФ с применением правил статьи 79 ТК РФ. Это означает, что условиями нового назначения на ту же должность становится соблюдение требований частей 3 и 4 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ о необходимости иметь высшее образование и о проведении аттестации лица, претендующего на должность руководителя (кандидата на должность).

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей) высококвалифицированных рабочих учреждений культуры, искусства и кинематографии включает:

1.1. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в учреждениях исполнительских искусств – театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах,в парках культуры и отдыха.

1.2. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в культурно-досуговых учреждениях – дворцах и домах культуры, центрах (домах) народного творчества, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных учреждениях.

1.3. Квалификационные характеристики должностей работников общих для учреждений культуры, искусства и кинематографии.

1.4. Квалификационные характеристики высококвалифицированных рабочих, общих для учреждений культуры, искусства и кинематографии, постоянно занятых на особо сложных и ответственных работах, к качеству исполнения которых предъявляются специальные требования.

2. Квалификационные характеристики служащих определяют должностные обязанности и квалификационные требования, исходя из общепринятой классификации для трех категорий служащих – руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей).

3. Квалификационные характеристики могут применяться в учреждениях культуры, искусства, кинематографии в качестве нормативного документа прямого действия, либо служить основой для разработки должностных инструкций, конкретизирующих должностные обязанности каждого работника с учетом особенностей организации производственно-творческого процесса и системы управления. При этом допускается распределение обязанностей, включенных в характеристику соответствующей должности между несколькими исполнителями, а также уточнение перечня работ.

4. Квалификационные характеристики каждой должности служащих содержат три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации»:

Другие статьи:  Днепродзержинск пенсия

— раздел «Должностные обязанности» определяет основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью, или частично работнику, занимающему соответствующую должность;

— раздел «Должен знать» включает основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации» устанавливает уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

5. По отдельным должностям специалистов квалификационными характеристиками предусмотрено внутридолжностное категорирование работников.

Квалификационные категории специалистов устанавливаются руководителем учреждения культуры, искусства и кинематографии с учетом степени самостоятельности и ответственности работника при выполнении должностных обязанностей, отношения к работе, эффективности и качества труда.

6. Должностные обязанности «ведущих» установлены на основе характеристик соответствующих должностей специалистов, с условием, что на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения или его структурного подразделения, либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемых в структурных подразделениях.

7. В справочник не включены квалификационные характеристики заместителей руководителей учреждений и структурных подразделений. Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются руководителем учреждения на основе содержащихся в справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

8. Лица, не имеющие специальной подготовки, или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ЗАНЯТЫХ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, ЦЕНТРАХ (ДОМАХ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА), ДВОРЦАХ И ДОМАХ КУЛЬТУРЫ, ПАРКАХ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА, ЦЕНТРАХ ДОСУГА, ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРАХ, КИНОТЕАТРАХ И ДРУГИХ АНАЛОГИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Должности руководителей

Директор

Должностные обязанности.Руководит в пределах полномочий, определенных учредительными документами и трудовым договором, производственной и финансово-экономической деятельностью Дома (Центра) народного творчеств, других аналогичных организаций, обеспечивающих методическое руководство учреждений культурно-досугового типа, неся ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности организации. Организует работу и эффективное взаимодействие управленческого персонала, структурных подразделений и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование творческо-производственного процесса с целью создания наиболее благоприятных условий для коллективного творчества с учетом конкретных художественных и социальных задач. Формирует формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей; Обеспечивает совместно с художественным руководителем выполнение организацией всех обязательств перед зрителями (слушателями), собственными работниками, авторами и исполнителями используемых произведений, федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками, а также партнерами по другим хозяйственным договорам. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами технических и хозяйственных служб, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и умений, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства о труде. Обеспечивает правильное сочетание единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника технических и хозяйственных служб организации за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива. Участвует со стороны администрации организации в разработке заключении и выполнении коллективного договора. Совместно с художественным руководителем и трудовым коллективом (профсоюзной организацией) обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора. Обеспечивает соблюдение трудовой и производственной дисциплины в технических и хозяйственных службах организации. В пределах предоставленных ему учредительными документами или трудовым договором прав принимает решения по вопросам, касающимся производственной и финансово-экономической деятельности организации, поручает ведение отдельных направлений в рамках этой деятельности другим должностным лицам – главным специалистам, заместителям директора, руководителям функциональных подразделений. Обеспечивает создание комплекса мероприятий по сохранению и развитию традиционной культуры, сохранению лучших образцов и созданию новых форм культурно-досуговой деятельности. Осуществляет межведомственную координацию деятельности учреждений и организаций, занимающихся различными аспектами художественного народного творчества и любительского искусства. Обеспечивает условия для организации массовых форм творческой деятельности, как то: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок. Обеспечивает условия для осуществления современных видов информатизации в методическом обеспечении учреждений соответствующей направленности. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности организации и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений.

2. Должен знать:законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность организации, постановления органов государственной власти и местных органов самоуправления по вопросам культуры и искусства; методические и нормативные материалы Министерства культуры Российской Федерации, других органов, касающиеся деятельности культурно-досуговых учреждений; особенности структуры организаций культурно-досуговой сферы; перспективы развития отрасли культуры и искусства, культурно-досуговых учреждений; творческий потенциал и производственные мощности организации; технологию творческо-производственного процесса; порядок составления и согласования перспективных репертуарных планов, планов подготовки новых постановок, производственно-финансовых планов; рыночные методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров; художественно-творческие, научные, технические достижения и передовой опыт в сфере культуры, искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности, формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента, психологию управления, социологию искусства, основы трудового, гражданского, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых учреждениях, а также в органах управления культурой не менее 3 лет или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Должности специалистов

Художественный руководитель

Должностные обязанности. Планирует и организует работу по методическому руководству коллективами любительского искусства. Принимает участие в разработке Положений о фестивалях, конкурсах, смотрах. Координирует работу отделов по проведению творческих мероприятий.Непосредственно руководит базовыми коллективами учреждения.Принимает участие в работе жюри конкурсов и смотров, в том числе по должности обязан входить в состав жюри фестивалей и смотров, проводимых различными ведомствами и организациями.Участвует в выработке критериев и экспертной оценке сценариев, положений и методических рекомендаций о крупных художественных акциях, комплексных и целевых программ развития жанров творчества.Дает рекомендации по формированию репертуара коллективов, а также в пределах своей компетенции по содержанию информационной и методической литературы, выпускаемой учреждением.Оказывает методическую помощь специалистам, организует и принимает участие в организации работы творческих семинаров и мастер-классов.Поддерживает связь с творческими союзами и общественными организациями.Постоянно совершенствует профессиональное мастерство.

Должен знать: законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие производственную и финансово-экономическую деятельность организации, постановления органов государственной власти и местных органов самоуправления по вопросам культуры и искусства; методические и нормативные материалы Министерства культуры Российской Федерации, других органов, касающиеся деятельности культурно-досуговых учреждений; особенности структуры организаций культурно-досуговой сферы; перспективы развития отрасли культуры и искусства, культурно-досуговых учреждений; творческий потенциал и производственные мощности организации; технологию творческо-производственного процесса; порядок составления и согласования перспективных репертуарных планов, планов подготовки новых постановок, производственно-финансовых планов; рыночные методы хозяйствования и управления; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров; художественно-творческие, научные, технические достижения и передовой опыт в сфере культуры, искусства, народного творчества и культурно-досуговой деятельности, формы и методы организационно-творческой работы с населением с учетом национальных и демографических особенностей; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; теорию и практику менеджмента, психологию управления, социологию искусства, основы истории и теории искусства, режиссуру массовых представлений и театрализованных праздников, принципы формирования репертуара, организаторской и методической работы с творческими коллективами, специфику клубной работы и работы с коллективами любительского искусства, основы трудового, гражданского, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Менеджер (методист) по ТХТ (народное творчество).

Должностные обязанности. Ведет фонд сохранения культурного наследия, обеспечивает развитие народного, традиционного художественного творчества населения. Организует и проводит творческие лаборатории, мастер-классы, семинары, стажировки, курсы повышения квалификации для руководителей творческих коллективов. Оказывает методическую помощь в подборе репертуара, создании концертных программ, в работе с участниками творческих коллективов. Организует фестивали, конкурсы, смотры по своему направлению. Ведет статистический учет и отчетность по жанрам. Поддерживает связь с творческими союзами и учебными заведениями по привлечению к проводимым мероприятиям специалистов соответствующего жанра.

Должен знать: нормативныеправовые документы, касающиеся деятельности учреждений культурно-досугового типа, особенности структуры культурно-досуговых учреждений, формы и методы организации массового досуга населения, проводит мероприятия по обмену опытом в сфере культуры и искусства, основы менеджмента, психологию индивидуального похода к творческой личности, основы экономики и управления в культурно-досуговой сфере, принципы формирования репертуара, принципы организационной и методической работы с населением, организацию учебно-воспитательной работы в коллективах художественного творчества, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Ведущий специалист по жанрам народного творчества— высшее профессио­нальное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по жанрам народного творчества первой категории– высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 3 лет

Специалист по жанрам народного творчества второй категории– высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 1 года.

Должностные обязанности. Обеспечивает комплекс услуг по культурно-массовому досугу населения. Разрабатывает план художественных и развлекательных программ с учетом режима работы учреждения. Разрабатывает самостоятельно сценарные планы или привлекает специалистов для создания сценариев народных гуляний, массовых представлений, театрализованных праздников, развлекательных программ, спортивных соревнований, иных показательных выступлений. Заключает в пределах своей компетенции договоры с концертными и творческими организациями на проведение спектаклей и театрализованных представлений. Сотрудничает с органами и учреждениями образования, спорта, социальной защиты. Организует рекламу и информацию о плане культурно-массовых мероприятий парка. Использует в своей работе инновационные формы и методы современного досуга населения. Привлекает спонсоров. Готовит смету и бизнес-план на проведение мероприятий. Способствует самоокупаемости культурно-массовых программ учреждения культурно-досугового типа. Ведет установленную отчетность.

Должен знать: нормативныеправовые документы, касающиеся деятельности учреждений культурно-досугового типа, особенности структуры культурно-досуговых учреждений, формы и методы организации массового досуга населения, производственные мощности, технологию производственного процесса, научные, технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства, основы менеджмента, психологию управления, основы экономики и управления в культурно-досуговой сфере, конъюнктуру рынка досуговых услуг населению, основы маркетинга, теорию и практику работы с персоналом, формы и методы культурно-массовой работы с населением, основы педагогики и психологии, формы и методы ведения рекламных кампаний, передовой отечественный и мировой опыт в области организации паркового досуга, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Другие статьи:  Серпухов получить кадастровый паспорт

Требования к квалификации.

Ведущий менеджер— высшее профессио­нальное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Менеджер первой категории– высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 3 лет

Менеджер второй категории – высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 1 года

Менеджер по культурно-массовому досугу населения.

Должностные обязанности. Обеспечивает комплекс услуг по культурно-массовому досугу населения. Разрабатывает план художественных и развлекательных программ с учетом режима работы учреждения. Разрабатывает самостоятельно сценарные планы или привлекает специалистов для создания сценариев народных гуляний, массовых представлений, театрализованных праздников, развлекательных программ, спортивных соревнований, иных показательных выступлений. Заключает в пределах своей компетенции договоры с концертными и творческими организациями на проведение спектаклей и театрализованных представлений. Сотрудничает с органами и учреждениями образования, спорта, социальной защиты. Организует рекламу и информацию о плане культурно-массовых мероприятий парка. Использует в своей работе инновационные формы и методы современного досуга населения. Привлекает спонсоров. Готовит смету и бизнес-план на проведение мероприятий. Способствует самоокупаемости культурно-массовых программ учреждения культурно-досугового типа. Ведет установленную отчетность.

Должен знать: нормативныеправовые документы, касающиеся деятельности учреждений культурно-досугового типа, особенности структуры культурно-досуговых учреждений, формы и методы организации массового досуга населения, производственные мощности, технологию производственного процесса, научные, технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства, основы менеджмента, психологию управления, основы экономики и управления в культурно-досуговой сфере, конъюнктуру рынка досуговых услуг населению, основы маркетинга, теорию и практику работы с персоналом, формы и методы культурно-массовой работы с населением, основы педагогики и психологии, формы и методы ведения рекламных кампаний, передовой отечественный и мировой опыт в области организации паркового досуга, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Ведущий менеджер — высшее профессио­нальное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Менеджер первой категории – высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 3 лет

Менеджер второй категории– высшее профессиональное образование, стаж работы по профилю не менее 1 года

Специалист по информационным и коммуникационным технологиям

Должностные обязанности.Исполняет функции методиста по клубной работе. Организует и проводит социологические исследования по вопросам развития культурных процессов, досуговых предпочтений населения. Осуществляет мониторинг новых форм культурно-досуговой деятельности. Анализирует информационные потребности организации и ее структурных подразделений. Формирует базы данных по деятельности учреждений клубного типа, осуществляет паспортизацию сети, ведет регулярный учет кадров, обобщая данные по всем направлениям деятельности. Руководит работами по настройке и поддержке информационной системы. Обеспечивает функционирование сетевого программного обеспечения на серверах и рабочих станциях, принимает оперативные меры по устранению возникающих в процессе работы нарушений. Обучает пользователей приемам и навыкам работы на компьютерах, работе в сети, составляет инструкции по работе с сетевым программным обеспечением и доводит их до сведения пользователей. Организует доступ к локальной и глобальной сетям. Участвует в разработке концепции WEB-сервера и его развития. Руководит работой WEB-мастера. Выдает руководству организации рекомендации по распределению между структурными подразделениями поступающей вычислительной техники с учетом наличия программного обеспечения, подготовленных специалистов и анализа загрузки находящихся в эксплуатации ПЭВМ. Осуществляет контроль за монтажом оборудования и коммуникаций специалистами сторонних организаций.Обеспечивает сетевую безопасность и безопасность межсетевого общения. Ведет архив используемых программных средств, нормативно-справочной информации, журнал системной информации, иную техническую документацию.

Должен знать:нормативные правовые документы, касающиеся деятельности организаций культуры и искусства; постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся методов программирования и использования вычислительной техники при обработке информации; основы теории и практики основной деятельности соответствующей организации культуры; структуру организации культуры; основы проектирования автоматизированной обработки информации и программирования; аппаратное и программное обеспечение сетей; системы организации комплексной защиты информации; принципы функционирования Интернета; английский язык; порядок оформления технической документации; социологию и психологию социально-технологических систем; основы менеджмента; авторское право; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Ведущий специалист по информационным и коммуникационным технологиям: высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 7 лет.

Специалист по информационным и коммуникационным технологиямпервой категории: высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по информационным и коммуникационным технологиям: второй категории: высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

Режиссер любительского театра (студии)

Должностные обязанности. Режиссер руководит коллективом любительского театра (студии). Разрабатывает репертуарный план коллектива, осуществляет постановку спектаклей, ведет занятия с любительским коллективом по обучению навыкам актерского мастерства.Обеспечивает регулярность занятий любительского коллектива, ежегодно обновляет его репертуар. Участвует в планировании концертной и гастрольной деятельности.Принимает участие в подготовке массовых мероприятий учреждения культуры. Обеспечивает годовую норму выпуска новых постановок. Принимает участие в подготовке смет на новые постановки.

Должен знать: нормативныеправовые документы, касающиеся деятельности учреждений культурно-досугового типа, особенности структуры культурно-досуговых учреждений, формы и методы организации массового досуга населения, производственные мощности, технологию производственного процесса, научные, технические достижения и передовой опыт в сфере культуры и искусства, основы менеджмента, психологию управления, основы экономики и управления в культурно-досуговой сфере, трудового права, историю отечественного и мирового театрального искусства, организацию театрального производства, теорию и практику режиссуры, актерского мастерства, основы сценографии, принципы формирования репертуара, методы организации работы с населением, организацию учебно-воспитательной работы в коллективах художественного творчества, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Режиссер любительского театра (студии)высшей категории— высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю в культурно-досуговых учреждениях, а также в организациях исполнительских искусств не менее 10 лет.

Режиссер любительского театра (студии)первой категории— высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю в культурно-досуговых учреждениях, а также в организациях исполнительских искусств не менее 5 лет.

Режиссер любительского театра (студии) второй категории— высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

Режиссер любительского театра (студии) третьей категории— высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

Звукооператор

Должностные обязанности.Осуществляет звуковое и шумовое оформление спектаклей (концертов, представлений), обеспечивая высокое техническое качество звука. Руководит расстановкой микрофонов, переносных акустических приборов, регулирует звучание на микшерском пульте во время проведения репетиций, спектаклей, концертов, представлений. Проводит за­пись фонограмм музыки, шумов, особых звуковых эффектов для использования их в спектаклях (концертах, представлениях). Осуществляет самостоятельно или руководит процессом монтажа звуковых записей, ведет и регулярно пополняет фонотеку и шумотеку. Обеспечивает бережную эксплуатацию и организацию своевременного ремонта вверенной ему техники.

Выполняет функции музыкального аранжировщика, функции специалиста разноплановой деятельности культурно-досугового учреждения.

Должен знать:нормативные правовые документы, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; достижения в области акустики и звуковой техники; звукозаписывающую и звуковоспроизво­дящую аппаратуру, применяемую при проведении зрелищных мероприятий; акустические особенности театральных и концертных залов, открытых площадок парков культуры и отдыха; трудового и авторского права; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации. Высшее про­фессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) без предъявления требований к стажу ра­боты или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

Художник- оформитель (декоратор)

Должностные обязанности. Выполняет живописные работы по художественному оформлению культурно-зрелищных мероприятий, оформление дизайна учреждения, ведет процесс создания или восстановления декораций. Совершенствует декорационное производство. Осуществляет контроль за художественным состоянием декорационного оформления спектаклей (концертов, представлений) текущего репертуара. Руководит восстановле­нием всех живописных декораций, добиваясь сохранения первоначаль­ного колорита и стиля живописи и рисунка. Проводит работу по повышению квалификации подчиненных ему работ­ников. Участвует в подготовке необходимых элементов оформления при проведении организацией исполнительских искусств выставок, рекламных кампаний и т.п.

Должен знать: нормативные правовые документы, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; технику рисования, черчения, живописи, колористику, законы световых сочетаний и перспективы, технологию живописи различными красителями и красками; свойства красок с различным составом и способы их приготовления; рецептуру грунтов и шпаклевок; составление тонов; технологию теат­рально-декорационных материалов, химического крашения и художественной росписи тканей; опыт организаций исполнительских искусств в области живописно-декорационных работ, специфику творческой работы по созданию декораций в различных организациях исполнительских искусств; историю материальной культуры и театрально-декорационного искусства; основы трудового права; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Художник-оформитель (декоратор) высшей категории:высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж ра­боты по профилю не менее 5 лет;

Художник-оформитель (декоратор) первой категории:высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) без предъ­явления требований к стажу работы или среднее специальное образо­вание по соответствующей специальности и стаж работы по профилю не менее 5 лет;

Художник-оформитель (декоратор) второй категории:среднее специальное образо­вание по соответствующей специальности без предъ­явления требований к стажу работы.

Швея-модельер театрального, сценического костюмов.

Должностные обязанности. Исполняет сценические костюмы по эскизам, при этом разрабатывает самостоятельно или с привлечением специалистов (консультантов) комплекс документации, требующейся для изготовления сценических костюмов. Обеспечивает наиболее целостную, точную и конкретную реализацию эскизов костюмов. Использует при создании сценических костюмов новейшие достижения в области швейной техники, технологии и новых материалов. Руководит подразделением организаций исполнительских искусств, изготавливающим сценические костюмы, контролируя раскрой деталей костюма, выполнение указаний художни­ка-постановщика, художника по костюму по фактуре, цвету, крою, объемам и деталям костю­ма, правиль­ность пошива и других работ по изготовлению костюма.

Должен знать: нормативные правовые документы, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; технику и технологию изготовления сценического костюма; свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в костюмном производстве; правила эксплуатации, хранения и транспортировки костюмов; особенности фигур и индивидуальностей актеров своего организаций исполнительских искусств; опыт работы организаций исполнительских искусств в области изготовления и эксплуатации сценического костюма; специфику творческой работы по созданию сценического костюма в различных организациях исполнительских искусств; трудового права; правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации.

Швея-модельер высшей категории:высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) и стаж ра­боты по профилю не менее 5 лет;

Швея-модельер -первой категории:высшее профессиональное образование по соответствующей специальности (направлению) без предъ­явления требований к стажу работы или среднее специальное образо­вание по соответствующей специальности и стаж работы по профилю не менее 5 лет;

Швея-модельер второй категории:среднее специальное образо­вание по соответствующей специальности без предъ­явления требований к стажу работы.