Квалификационные требования это документ

Содержание страницы:

Для чего нужен ЕТКС рабочих профессий и как им пользоваться

ЕТКС 2018 рабочих профессий — это единый тарифно-квалификационный справочник, в нем указаны квалификационные требования. Используется для тарификации, аттестации, при разработке должностных инструкций и для других целей, речь о которых пойдет в статье.

Многие инструменты управления кадрами советского времени актуальны и сейчас, хотя некоторые из нормативных документов морально устарели, принцип их построения и применения может использоваться вполне успешно, особенно это касается производства и народного хозяйства. Нередко в речи кадровиков встречаются фразы «ЕТКС-2018», «справочник 2018 рабочих профессий». Различные списки, классификаторы, перечни квалификационных требований — в их составление вложено много труда, это обширный материал и он заслуживает внимания. Разберемся, что понимается под ЕТКС.

Что такое ЕТКС и для чего он нужен

ЕТКС 2018 рабочих профессий — это специальный документ, представляющий собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. Он используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник.

Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые также поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются.

  • для тарификации. То есть в соответствии с ним можно определить сложность работ, выполняемых работником и, в том числе, для установления ставки заработной платы;
  • для проведения аттестации и определения, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям. Обычно с учетом этого документа разрабатываются должностные инструкции;
  • для определения правильного наименования конкретной должности. С этим нередко возникают сложности у руководителей, не имеющих специальных знаний;
  • для разработки программ курсов повышения квалификации.

Как пользоваться справочником

Единый тарифно-квалификационный справочник 2018 профессий рабочих достаточно прост в применении, если разобраться в принципе построения материала в нем. Для начала нужно найти нужный выпуск и раздел, их наименования дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях.

Далее нужно выбрать конкретное наименование из списка и перейти к описанию квалификационных показателей. Сюда включаются:

  • общая характеристика выполняемых трудящимся обязанностей, какие функции на него возлагаются;
  • что должен знать сотрудник, занимающий подобную должность, могут быть приведены примеры работ.

И для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу.

Обязателен ли к применению

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2018 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

ЕТКС или профессиональный стандарт

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами, как указано в ТК РФ . Работодатель вправе сам решать, какие именно из указанных документов использовать. Скачать ЕТКС очень просто в сети Интернет, причем можно выбрать только необходимые разделы, действуя при этом с необходимой осторожностью, чтобы соблюсти нормы информационной безопасности.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

Должностной регламент — это нормативный документ государственного служащего: квалификационные требования, пример

Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д.

Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата. Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы.

Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями. Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени. Для обеспечения правильности составления такого рода документов важно соблюдать определенные установки и рекомендации.

Принцип последовательности

Рекомендация первого условия заключена в целесообразном следовании принципа последовательности, который используется в ходе составления и разработки любого нормативно-правового акта. Согласно этому, начинать «движение» лучше от более общего ряда положений к детерминированным типам нормы.

Во-первых, целесообразно следовать принципу последовательности при разработке нормативно-правовых актов, согласно которому всегда надо двигаться от более общих (первичных) положений к детерминированным (вторичным) нормам, то есть от более общих к конкретным актам.

Первый шаг начинается с составления положений о структурных элементах цепи. Далее, основываясь на этом, образуется модель должностей или их положение. Последним в этом списке является сам регламент.

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры.

Третьей рекомендацией является отработка процедур, в соответствие с которыми происходит утверждение данного акта. Это позволит определять эффективность должностного регламента и его способность регулировать установленные функции, которые выполняет главная администрация. А также это важно при определении прав и ответственностей, каждого звена управления.

Определение значения и содержания

Должностной регламент государственного служащего, а также представителя муниципальных структур определяется федеральным законом, введенным в силу с 27 июля. В нем содержится информация о гос. гражданской службе РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий.

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.
Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица. Необходимо указывать набор прав, обязанностей, а также возможную ответственность за отсутствие исполнения тех или иных полномочий. Подобная информация должна сопоставляться с административной формой регламента для государственных служащих.

Обязательно необходимо составить перечень явлений, ввиду которых могут возникнуть вопросы. Их необходимо разделить на самостоятельно решаемые и те, которые может решить только высшее управление.

Следует составить ответы для вопросов о правах и обязанностях гражданского лица, участвовать в процессе подготовки проектов нормативно-правовых актов. Важно точно указывать срок и даты, в течение которых будут подготовлены и рассмотрены проекты, которые необходимо изучить и принять или отклонить.

Оценивается также составление перечня услуг, которые будут оказаны гражданину или организации в соответствие с данными регламента гос. органа.

Обобщая позиции

Перечислив и рассмотрев эти позиции, можно сказать, что должностной регламент – это документ, обладающий значительной юридической силой и полномочиями. Его указания являются набором разделов, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания.

Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента. Он утверждается определенным органом управления гос. службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим. До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос. власти, входящий в федеральные уровни.

Составленный типовой регламент, применяемый к набору групп должностных служб, не исключает наличия разработок других, конкретных по теме документов, актов, применимых к определенным должностям. Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.

Определение ответственных

Должностной регламент – это документ, который должен разрабатываться конкретными субъектами, обладающими определенной властью. Конкретизация регламента должна выполняться начальниками. Проектирование, желательно, должно протекать с привлечением внимания сотрудника, для которого оно создается. Далее происходит конкретизация должностного регламента и всех его элементов, но посредством представителя нанимателя, который является руководителем гос. органов. А также эту функцию могут выполнять субъекты РФ, осуществляющие и преследующие интересы Российской Федерации, что соответствует установке Закона 79-ФЗ, содержащейся в первой статье.

Другие статьи:  Ходатайство о истребовании ст гпк

Стать действенным должностной регламент может лишь после проведения мер по его установлению и поддержанию порядка на уровнях гос. гражданской службы. Рекомендуется периодически проводить ревизии, что необходимо для проверки точности соответствия между реальным положением дел и конкретными временными рамками, в которых существует четкий закон.

Введение в действие начинается с момента его утверждения. Однако иногда приказ может включать в себя информацию о конкретном сроке, в течение которого и с момента наступления которого документ имеет силу.

Главные проблемы

Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

  • необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
  • необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
  • важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
  • следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
  • повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Основные требования

Существует понятие должностной инструкции. Должностной регламент составляется в соответствие с перечнем определенных требований и указаний, многие из которых находятся именно в ней.

Общий набор главных указаний и норм документа сводится к тому, что:

  • наименование регламента обязано содержать в себе точное указание на должность, для которой он был разрабатывался;
  • такие документы следует разбивать на некоторое количество разделов, включающих в себя разделы обязательного порядка, а также дополнительные, предусматриваемые органами гос. власти;
  • обязательной является нумерация, которая должна быть выполнена при помощи арабских цифр. (если раздел необходимо разделить, то можно создать ряд подразделов, однако они тоже должны иметь порядковые номера, заключенные в предел определенного раздела);
  • необходимо определить меры наказания за нарушение должностного регламента;
  • текст регламента должен быть максимально лаконичным, но понятным для общего толкования всеми субъектами;
  • изложение ряда обязательств для должностных лиц, следует составлять с использованием таких слов, как: должен, обязан, имеет права, следует выполнить, необходимо сделать и т.п.;
  • важно указать лицо, составившее этот документ, а также необходимо упомянуть всех, кто участвовал в утверждении данного документа;
  • завершение указаний должно оканчиваться изучением лиц, для которых он разрабатывался.

В законодательстве существует понятие должностного регламента муниципального служащего. Данная форма нормативных актов имеет ряд общих свойств с этими же документами, но для гос. служащих. Существенных отличий в требованиях и рекомендациях для их составления нет. Главная разница в трактовке понятий заключена в наборе полномочий и требований, а также наказания или поощрения за определенное действие или бездействие.

Единые квалификационные требования — это что такое?

Рассмотрим единые квалификационные требования, которые должны быть соблюдены при приеме на работу. Именно эти параметры используют для составления должностных инструкций работников образовательной сферы.

Специфика сферы

Сфера образования является одной из базовых, формирующих систему социальных, культурных, морально-этических, социальных ценностей. Единые квалификационные требования к работникам образования закреплены в специальном документе — квалификационном справочнике должностей образовательных работников.

О чем этот документ?

Это Единый тарифно-квалификационный справочник, где указаны характеристики всех должностей, пояснения обязанностей, требования к уровню знаний. Он утвержден Постановлением Правительства от 21.10.2002 года № 787.

В настоящее время все единые квалификационные требования изложены в этом справочнике. Остановимся подробнее на разделе, в котором представлены нововведения.

Предназначение документа

Документ разработан для помощи в рассмотрении вопросов, которые касаются регулирования трудовых отношений, создания эффективного руководства трудовых взаимоотношений в образовательных организациях. Также справочник был разработан для системы управления персоналом в учреждениях, независимо от их организационной и правовой формы, варианта собственности.

В соответствии с едиными квалификационными требованиями разрабатывают должностные инструкции. В разделе «Квалификационные характеристики должностей» (КХД) присутствует перечень обязанностей для сотрудников образования, учтены в нем уровни компетенции, специфика организации труда.

При использовании этого раздела для специальных инструкций допускается уточнение списка работ по определенному образовательному учреждению, учитывая особенности и свойства должности, а также разработка дополнительных требований к подготовке сотрудников.

Единые квалификационные требования позволяют увеличивать эффективность труда с учетом конкретной организации. Подобное расширение добавляет обязанности сотруднику смежной должности. Выполнение их не предполагает повышение квалификационного уровня, а также прохождения специального обучения.

Согласно пункту 9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с определенным качеством и в требуемом объеме, но не обладают достаточным уровнем подготовки и стажем работы, в виде исключения могут назначаться на должности, занимаемые ими фактически (согласно рекомендациям аттестационной комиссии).

Компоненты квалификационной характеристики

В единые квалификационные требования включена характеристика по каждой отдельной должности. В ней выделяют следующие элементы:

  • должностные обязанности (ДО);
  • должен знать (ДЗ);
  • требования к квалификации (ТК).

Раздел ДО содержит перечень главных трудовых функций, частично либо в полном объеме вверенных сотруднику на занимаемой им должности. В случае совмещения обязанностей следует использовать принцип взаимозависимости и однородности работ.

ДЗ — раздел, в котором содержатся основные требования, предъявляемые к сотруднику по объему знаний законодательства, методик, позволяющих ему эффективно справляться с должностными обязанностями.

ТК — определяют требования к стажу и уровням профессиональной подготовки.

Краткая характеристика

Перечень должностей разделен на три группы:

  • руководителей;
  • педагогических сотрудников;
  • учебно-вспомогательного персонала

Руководитель управляет образовательным учреждением согласно действующему в РФ законодательству. Он должен знать приоритетные и актуальные направления развития образовательной системы, законодательной базы, использовать нормативно-правовые документы в учреждении. Кандидат на руководящую должность должен иметь высшее образование по направлению «Управление персоналом», «Муниципальное и государственное управление», «Менеджмент». Необходимый стаж работы на руководящей должности должен составлять не менее пяти лет.

Заместитель руководителя образовательной организации ведет организацию текущей работы, занимается разработкой перспективного планирования, координацией деятельности педагогических сотрудников. Для эффективного выполнения своих должностных обязанностей, заместитель руководителя должен знать законодательную базу РФ, иметь высшее образование по направлению «Менеджмент» и стаж работы на руководящих должностях не менее пяти лет.

Он руководит производственными и учебными работами, касающимися профессионального обучения. Активное участие принимает в профориентации учащихся. Мастер должен знать приоритетные и актуальные направления функционирования российского образования, владеть законодательной базой, связанной с образовательной деятельностью в учреждении. Для данной должности необходимо высшее образование по профилю обучения и стаж работы от двух лет.

Среди должностных обязанностей: воспитание и обучение учащихся с учетом психолого-педагогических особенностей и специфики преподаваемого предмета. Мастер должен формировать культуру личности, создавать условия для их социализации. В качестве обязательных условий к назначению на должность мастера выдвигается среднее либо высшее специальное образование по направлению «Педагогика» либо по профилю предмета. Это все требования к педагогам. Единый квалификационный справочник по данной должности не включает вопроса о стаже. В нем также указывается перечень необходимых знаний, умений и навыков к иным специальностям, касающимся образовательного учреждения.

Выделены в справочнике и единые квалификационные требования к рабочим профессиям. К примеру, водитель авто- и электротележки должен управлять ими, а также подъемными кранами и платформами, наблюдать за качеством крепления, погрузки и выгрузки, обеспечивать сохранность груза при транспортировке. Также он занимается оформлением документов на сдачу и прием грузов, выполняет текущий ремонт электро- и автотележек.

Он должен знать устройство, допустимую грузоподъемность, эксплуатационные характеристики оборудования, сроки и варианты зарядки аккумуляторов, особенности погрузки, укладки, крепления грузов, оформлять документацию, соблюдать правила техники безопасности.

Что включает в себя единый квалификационный справочник? Требования к водителю погрузчика, воспитателю, мастеру производственного обучения — все это можно найти в КХД. В обязанности водителя погрузчика, например, входит не только перевоз грузов, но и контроль качества погрузки, выгрузки, фасовки с применением погрузочно-разгрузочных средств и приспособлений. Также в его обязанности входит текущий ремонт используемого оборудования, включая и само транспортное средство.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ» в других словарях:

Квалификационные требования — требования к подготовке, профессиональным знаниям, мастерству и опыту, а также соответствующему состоянию здоровья, которые дают эксперту возможность надлежащим образом осуществлять свои функции. Источник: СДА 12: Правила аттестации экспертов… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Квалификационные требования — – требования к подготовке, профессиональным знаниям, мастерству и опыту, а также соответствующему состоянию здоровья, которые дают специалисту возможность надлежащим образом осуществлять свои функции. [Рекомендации по устройству и… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ — (job specification) См.: подбор персонала (personnel selection). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

Другие статьи:  Новый 400 приказ

квалификационные требования — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN job specifications … Справочник технического переводчика

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ — требования, предъявляемые к работникам, участникам общего дела, участникам торгов … Энциклопедический словарь экономики и права

квалификационные требования — требования, предъявляемые к работникам, участникам общего дела, участникам торгов … Словарь экономических терминов

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ — условия передачи заказов в ходе торгов только известным своей надежностью фирмам, что требует от них представления в тендерные комитеты документов, свидетельствующих об их высоком профессионализме и надежности … Юридическая энциклопедия

Квалификационные требования к сотрудникам ОВД — Система нормативно правовых актов, обеспечивающих рациональное распределение, правильный подбор, расстановку и использование кадров правоохранительных органов, единство в определении должностных обязанностей сотрудников, а также выступающих… … Энциклопедия современной юридической психологии

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ — перечень требований, которым должен соответствовать специалист по таможенному оформлению. В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 675 к специалисту по таможенному оформлению следующие… … Таможенное дело. Толковый словарь

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ТОРГОВ — условия передачи заказов в ходе торгов только известным своей надежностью фирмам, что требует от них представления в тендерные комитеты документов, свидетельствующих об их высоком профессионализме и надежности … Энциклопедический словарь экономики и права

Важный кадровый документ: должностная инструкция

Несмотря на отсутствие в Трудовом кодексе обязанности по составлению и ведению должностных инструкций, во многих учреждениях без них никак не обойтись. А для отдельных категорий работников (гражданские, муниципальные служащие) она является одним из значимых документов, на основании которых осуществляется профессиональная служебная деятельность.

Образцы некоторых инструкций установлены нормативными правовыми актами. Как составить должностную инструкцию в учреждении, если для нее не предусмотрена типовая форма, как ее разработать и утвердить, как внести изменения? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.

Роль должностной инструкции

В Трудовом кодексе не уделяется внимания должностной инструкции, однако о ней часто упоминается в письмах Роструда. Определим, что представляет собою эта инструкция и так ли уж она нужна.

Согласно Современному экономическому словарю [1] должностной считается инструкция, указывающая круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность на предприятии, фирме. А в Письме Роструда от 09.08.2007 № 3042‑6‑0 говорится, что должностная инструкция – это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника и являющийся неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений.

Должностная инструкция необходима и работодателю, и работнику. Ее следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании. Обратите внимание, что инструкция разрабатывается именно для конкретной должности, а не для конкретного работника.

Согласно указанному письму отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях мешает работодателю обоснованно отказать в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между сотрудниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.

Внесем ясность в данную формулировку. В соответствии со ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, то есть отказ, обусловленный обстоятельствами, не связанными с деловыми качествами работника. Под деловыми качествами согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 [2] понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств (например, состояние здоровья, определенный уровень образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Таким образом, наличие должностной инструкции позволит обоснованно отказать в приеме на работу лицу, не имеющему достаточного стажа или квалификации.

Согласно ст. 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Таким образом, должностная инструкция, где перечислены обязанности, которые должен был выполнять работник, может стать основанием для его увольнения как не выдержавшего испытание.

В силу ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Таким образом, прежде, чем привлечь работника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен обратиться к должностной инструкции.

Кроме этого, в должностной инструкции предусматривается возможность замещения работником другого, отсутствующего работника, например, когда заместитель начальника отдела временно исполняет обязанности начальника отдела во время его отсутствия или врач одной специализации замещает должность врача другой специализации.

В организации также могут быть работники, занимающие одинаковые должности, но имеющие разные оклады. Это неправильно, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель должен обеспечить равную плату за труд равной ценности. И в этом случае именно должностные инструкции будут доказательством того, что права работников не нарушены. Для этого в инструкциях следует отразить показатели качества труда, влияющие на заработную плату: разные должностные обязанности, разный объем выполняемой работы, квалификационные требования и др. (Но все же во избежание сложностей с контролирующими органами в названия одинаковых должностей рекомендуем вводить слова «старший», «ведущий» и т. п.)

Должностные инструкции также помогают обосновать некоторые расходы – транспортные (для лиц, чья работа имеет разъездной характер), на сотовую связь и т. п. Большое значение имеют инструкции в случаях привлечения работников по гражданско-правовым договорам для выполнения задач, которые не входят в должностные обязанности штатных сотрудников.

Таким образом, основными целями создания должностных инструкций являются:

  • четкая и подробная формулировка трудовой функции работников;
  • определение необходимой квалификации работников;
  • установление обязанности работников повышать квалификацию;
  • определение порядка взаимодействия работников;
  • обоснование привлечения к дисциплинарной ответственности;
  • обоснование возмещения транспортных или других расходов.

Некоторые работодатели ограничиваются тем, что указывают трудовую функцию (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) в трудовом договоре, даже не прописывая должностные обязанности. При этом работодатель ссылается на существование тарифно-квалификационных справочников, в которых установлены требования к различным категориям работников. И это не будет нарушением трудового законодательства. Но, используя должностные инструкции, работодатель облегчает жизнь в первую очередь самому себе, ведь преимущества, как говорится, налицо.

Порядок разработки должностной инструкции

При разработке должностных инструкций можно воспользоваться Рекомендациями, утвержденными Приказом Госкомэкологии РФ от 10.12.1997 № 552 [3] . Руководством по оформлению и структурированию инструкций послужит ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [4] .

В состав реквизитов должностных инструкций должны включаться наименование организации и наименование документа, дата и номер, заголовок к тексту, гриф утверждения, текст, подпись разработчика и визы согласования.

За основу квалификационных характеристик каждой должности применяются следующие нормативные акты:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
  • Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н;
  • другие квалификационные справочники по различным отраслям и видам деятельности.

При этом с учетом специфики организации форма, структура и содержание инструкции могут иметь свои особенности.

Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:

1. Общие положения. Включают в себя:

  • функциональное назначение документа. Например: «Должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности»;
  • категория, к которой относится должность (руководители, специалисты, рабочие или др.);
  • порядок назначения и освобождения на должность (кем работник назначается, принимается ли по конкурсу);
  • подчиненность работника: кому он подчиняется и кто находится в его подчинении;
  • порядок замещения во время его отсутствия и должности, которые он может замещать;
  • квалификационные требования (образование, стаж работы, навыки, дополнительные сведения);
  • чем должен руководствоваться в своей деятельности;
  • — документы, знание которых является обязательным.

2. Должностные обязанности. Раздел включает в себя описание конкретных ежедневных, еженедельных, ежемесячных и т. д. обязанностей, которые работник должен выполнять в рамках возложенных на него функций, а также обязанности, предполагающие использование определенных форм и методов работы, порядок исполнения поручений, этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе.

3. Права работника. Приводится перечень прав, предоставляемых работнику для успешного выполнения возложенных на него обязанностей, которые вытекают как из функций организации, так и из функций структурного подразделения. К таким правам, например, относятся следующие: принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, принимать участие в разработке различного вида программ, вносить предложения по совершенствованию рабочего процесса, повышать свою квалификацию.

4. Связи по должности. Перечисляется круг лиц, с которыми работник взаимодействует, осуществляя трудовую деятельность, указывается функциональное и линейное подчинение или руководство, в том числе сроки и порядок предоставления информации, порядок подписания и согласования документов и др.

5. Ответственность. Устанавливаются виды ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение работником своих должностных обязанностей согласно трудовому законодательству. В данном разделе могут перечисляться конкретные виды нарушений, за которые применяются конкретные виды ответственности. Прописывая меры ответственности, нужно делать ссылку на статью соответствующего нормативного правового акта – ТК РФ, ГК РФ, КоАП РФ или УК РФ.

6. Оценка работы. Здесь устанавливаются:

  • критерии оценки деловых качеств работника, такие как квалификация, профессиональная компетентность, интенсивность труда, проявление инициативы;
  • критерии оценки работы – результатов, достигнутых работником при исполнении должностных обязанностей, качества выполненной работы, своевременности ее выполнения и т. п. При этом оценка деловых качеств и результатов работы проводится на основании как объективных показателей, так и мотивированного мнения непосредственного руководителя.
Другие статьи:  Страховая пенсия в москве в 2019 году

7. Заключительные положения. В этом разделе может быть прописан порядок вступления данного документа в силу, внесения в него изменений и т. д.

Отметим, что работодатель не может включать в должностную инструкцию положения, не установленные Трудовым кодексом, в частности, дополнительные основания увольнения работника. В Письме Роструда от 30.11.2009 № 3520‑6‑1 (далее – Письмо № 3520-6-1) было дано разъяснение, что положение о возможности увольнения по определенным основаниям, в том числе по собственному желанию, не является предметом должностной инструкции, поскольку не относится к трудовой функции работника.

Как правило, должностные инструкции разрабатываются сотрудником отдела кадров совместно с руководителем структурного подразделения.

Инструкция может иметь форму отдельного документа или приложения к трудовому договору. Мы рассматриваем должностную инструкцию как отдельный документ, поскольку такая форма более удобна и чаще применяется на практике.

Согласование должностной инструкции

Итак, первоначально разрабатывается проект инструкции. Затем он, как правило, согласовывается с юридическим отделом, проходя проверку соответствия законодательству, с финансовой службой и другими подразделениями организации, с которыми сотрудник, занимающий данную должность, будет взаимодействовать. Мнение согласовывающих лиц может быть зафиксировано на листе согласования, прилагаемом к инструкции, с учетом которых в нее в последующем вносятся (не вносятся) изменения. После внесения изменений инструкция вновь проходит процедуру согласования.

Может возникнуть вопрос: а нужно ли должностные инструкции согласовывать с профсоюзным органом, если он есть? В силу ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такового). Но является ли должностная инструкция локальным нормативным актом? Поскольку Трудовой кодекс не дает определения, что конкретно относится к данным актам, мнения специалистов по этому вопросу расходятся: одни считают, что если должностная инструкция является отдельным документом, а не приложением к трудовому договору – то это локальный нормативный акт, другие называют должностную инструкцию «подлокальным» нормативным актом, по разъяснению же Роструда должностная инструкция – это внутренний организационно-распорядительный документ (Письмо № 3520‑6‑1).

В любом случае ни ТК РФ, ни другими федеральными законами и нормативными правовыми актами согласование должностных инструкций с представительным органом работников не установлено. И если коллективным договором или соглашением это не предусмотрено – согласование не требуется.

Итак, после утверждения инструкции руководителем она заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации должностных инструкций. Оригинал инструкции обычно хранится в отделе кадров, а заверенная надлежащим образом копия – у руководителя подразделения.

Вводить инструкцию в действие приказом руководителя не нужно, если только при изменении ее положений не придется вносить изменения в трудовой договор. Но об этом позже.

Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией. Если работник знакомится с инструкцией до подписания трудового договора, в договоре необходимо предусмотреть строку «С должностной инструкцией до подписания трудового договора ознакомлен», под которой работник ставит подпись. Если же инструкция вступила в силу в период трудовой деятельности, факт ознакомления фиксируется в листе ознакомления, который прилагается к инструкции и заверяется подписью работника с указанием даты. В обоих случаях копия инструкции передается работнику. Если работник отказывается подписывать инструкцию, составляется соответствующий акт.

Вносим изменения в инструкцию

В процессе деятельности организации постоянно происходят какие‑либо изменения: кадровые, структурные, в производственном процессе и т. п. Зачастую такие изменения отражаются на функциональных обязанностях работников, установленных должностной инструкцией. Тогда возникает необходимость внести в нее изменения. Как правильно это сделать?

Прежде всего отметим, что инициировать внесение изменений может любое заинтересованное лицо: работодатель, руководитель структурного подразделения, в котором работает работник, руководитель подразделения, которое взаимодействует с работником, и, наконец, сам работник.

Предложение оформляется в виде заявления работника, предложения работодателя или служебной записки начальника отдела. Если сторона, которой было направлено предложение, согласна на такие изменения, остается их только оформить. Здесь важно определить, повлекут ли изменения должностной инструкции изменения должностных обязанностей, которые, в свою очередь, могут повлечь изменение трудовой функции работника, определенной трудовым договором. Поскольку при изменении трудовой функции работника должен осуществляться перевод его на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя (ст. 72.1 ТК РФ). А перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.

Таким образом, работодатель не может в одностороннем порядке изменить должностные обязанности работника или дополнить инструкцию новыми обязанностями. Это возможно только в порядке ст. 72 ТК РФ – заключается письменное соглашение сторон, о чем работник предупреждается заранее. В Письме Роструда от 31.10.2007 № 4412‑6 по этому поводу говорится следующее: внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Кроме этого, в письме разъясняется, что если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно одновременно вносить изменения в договор и инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения. Если же должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее утвердить инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Например, когда требуется уточнить или конкретизировать некоторые обязанности работника: вместо «обеспечивать сохранность документов» – «хранить документы в специальном шкафу, выдавать на основании служебной записки» и т. п.

Говоря о должностной инструкции, нельзя не отметить категорию работников, для которых документ, устанавливающий должностные обязанности, является обязательным. Это гражданские служащие, а называется такой документ должностным регламентом. Он является основным нормативным документом, регламентирующим содержание и результаты деятельности государственного служащего. В нем содержатся требования, предъявляемые к служащему, замещающему соответствующую государственную должность. Должностные регламенты призваны содействовать правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами при выполнении ими задач, определенных положением об органе, структурном подразделении, а также используются при оценке результатов служебной деятельности государственного служащего.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В данной статье установлены конкретные положения, которые должны включаться в должностной регламент:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, включении служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Например, должностной регламент государственного гражданского служащего таможенного органа РФ утвержден Приказом ФТС РФ от 11.08.2009 № 1458.

Подводя итог, отметим: несмотря на то, что отсутствие должностных инструкций не является нарушением трудового законодательства и не влечет для работодателя никакой ответственности, не стоит пренебрегать данным документом. Лучше затратить немного сил и времени на его разработку, причем не ограничиваться образцами типовых инструкций, а подойти к этому процессу со всей серьезностью и ответственностью. Это позволит оградить себя от многих ненужных проблем и споров с контролирующими органами.

[1] Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006.

[2] «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

[3] «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в организациях Государственного комитета РФ по охране окружающей среды».

[4] Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65.