Классификация игр и игрушек современные требования к игрушкам

Классификация игр и игрушек современные требования к игрушкам

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются:

1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

2.Игрушки — забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки

4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны.

5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности

6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал.

8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Педагогические требования к игрушке:

1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства

2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям

3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.

4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Гигиенические требования к игрушкам:

1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала.

2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д

3.В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Популярные записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • Светлана к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • Светлана к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • admin к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • Светлана к записи Темы по самообразованию для старших воспитателей
  • Требования к играм и игрушкам в современных условия

    Методические рекомендации
    «Требования к играм и игрушкам в современных условиях»

    Кожичева Ирина Алексеевна,
    воспитатель МБДОУ № 140,
    г. Мурманск

    Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
    Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
    — пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
    — разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
    — консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

    Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
    По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
    Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
    Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
    полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
    возможностью применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.
    дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
    принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    Требования ФГОС ДО к предметно — развивающей среде:
    1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
    2. Доступность среды, что предполагает:
    — доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
    — свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
    Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
    Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
    Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

    В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
    Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

    Основные требования к игрушкам

    Очень важно разбираться в том, какие требования предъявляются к игрушкам. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребёнка к игре. А вот игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

    Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребёнка и отвечать ряду гигиенических требований:

    1. По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев (в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов).

    2. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусенцев. Диаметр составных частей игрушек для детей в возрасте до 3-х лет (пирамиды, наборы колец или шариков на стержнях) должен быть не менее 30 мм при минимальной высоте 12 мм. В качестве наполнителя погремушек разрешается применять металлические и пластмассовые гранулы диаметром не менее 5 мм. Детали погремушек должны прочно скрепляться; резиновые и пластмассовые надувные игрушки обязаны иметь клапан с надежно закрепленной пробкой.

    3. Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка — не превышать 400 г для детей дошкольного возраста и 800 г. для детей младшего школьного возраста.

    4. Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65 дБ. В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В. Для детей старшего школьного возраста разрешается изготовление электромеханических игрушек, подключаемых в сеть переменного тока (127 – 220 В), при наличии понижающих устройств и надежной электроизоляции.

    5. Оптические игрушки (бинокли, фильмоскопы, калейдоскопы, зрительные трубы, волшебные фонари) обязаны иметь достаточную силу увеличения и давать изображение высотой не менее 2,75 мм. Совершенно недопустимо искаженное изображение рассматриваемых предметов или самопроизвольное изменение фокусировки оптической системы игрушки. В оптических игрушках без фокусирующего устройства (например, калейдоскоп) расстояние от глаз до рассматриваемого изображения не должно быть менее 250 мм.

    Другие статьи:  Льготы по жкх пенсионерам мвд

    6. При отделке твердых игрушек используют клеевые и масляные краски ярких цветов, на которые сверху наносят 2-3 слоя прозрачного лака или натуральной олифы до образования прочной нерастворяющейся пленки. Прочность фиксации красок проверяют при мытье игрушек горячей водой с мылом (t=60°С) и 2% раствором хлорной извести (t=16-18°С) в течение 3 мин. При прочной фиксации красок растворы остаются бесцветными. Если же один из растворов приобрел характерный оттенок красителя, то фиксация считается неудовлетворительной, при этом изменяется и внешний вид игрушки: поверхность ее теряет блеск, становится матовой, неравномерно окрашенной.

    Наиболее гигиеничными, легко поддающимися чистке и дезинфекции являются игрушки из резины, невоспламеняющихся пластмасс, поролона.

    Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

    Классификация игрушек может строиться на основе их использования в разных видах игр:

    1) сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.);

    2) технические (машины, механизмы, транспортные средства),

    3) игровые строительные материалы (конструкторы),

    4) дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

    5) игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, кегли и др.),

    6) театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

    7) звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

    8) игрушки — самоделки (делаются самими детьми или родными и близкими),

    9) игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

    Выбирая игрушку, необходимо ориентироваться на возраст ребенка. Все продающиеся в магазине игрушки обязательно снабжены возрастной маркировкой — указанием на то, с какого возраста рекомендуется использовать данное изделие. На коробках с игрушками нарисованы цифры, обозначающие тот возраст, на который рассчитано изделие (например «0 +», «3 — 9 m», «6 m +» и т. п.).

    Возрастные ограничения связаны с соображениями, как безопасности, так и функциональности: что-то ребенку до поры до времени может оказаться вредным, а что-то просто бесполезным и ненужным (игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут малыша напугать, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик, не по возрасту, ребенок просто не сможет взять в руки и т.д).

    Все эти особенности необходимо любому Продавцу. Помните, приобретается не просто игрушка, а положительная эмоция и хорошее настроение.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

    Классификация детских игрушек

    Игрушки оказывают на ребенка разностороннее воспитательное воздействие.

    В физическом развитии:

    — удовлетворяют потребность ребенка в движениях

    — способствуют развитию координации движений, ловкости, точности движений

    · для грудных детей – погремушки, шарики, кольца – для хватания, удерживания в руке

    · в 1 г – шары, мячи, каталки – для побуждения к движениям, для передвижения по комнате

    · в 2-3 г — автомобили, разборные игрушки – для развития координации движений

    · в 4-5 лет – кольцебросы, кегли, мишени – для развития ловкости, меткости, разборные игрушки для развития мелкой моторики

    · в 6-7 лет – городки, серсо, бадминтон, теннис – для совершенствования общей моторики

    В умственном развитии:

    — уточняют представления о предметах окружающего мира, их назначении

    — развивают мышление и речь (форма, цвет, величина; сравнение, группировка, классификация; словарь)

    — развивают познавательные процессы и любознательность (технические игрушки)

    — развивают пространственные представления (конструкторы, мозаики)

    В нравственном воспитании:

    — воспитывают общественное поведение (правила в игре)

    — воспитывают коммуникабельность и общение (сюжетно-ролевые игры)

    — обеспечивают раннюю профориентацию

    — пробуждают интерес к общественной жизни

    В эстетическом воспитании:

    — воздействуют на эмоции (красивые, яркие игрушки улучшают настроение)

    — развивают творческую активность (различные виды театров)

    Педагогические требования к игрушкам:

    — должны способствовать решению воспитательных задач

    — должны соответствовать интересам ребенка

    — должны удовлетворять стремление к двигательной активности

    — должны обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность собрать-разобрать, возможность комбинирования деталей)

    Эстетические требования к игрушкам:

    — должны на конкретных образах реально отражать действительность

    — должны быть яркими, красивыми, вызывать чувство радости

    Гигиенические требования к игрушкам:

    — должны содействовать развитию ребенка (движения, сенсорика)

    — должны быть сделаны из экологически чистых материалов

    — должны обладать противопожарностью

    — должны быть безопасны (отсутствие острых граней, углов)

    — должны легко дезинфицироваться

    — должны по весу соответствовать физическим силам ребенка

    — должны быть прочными и надежными в использовании

    Не все игрушки можно использовать в учебно-воспитательном процессе (игрушки для взрослых)

    1. сюжетные или образные игрушки

    — предметы для игр с куклами

    — изображения животных и птиц

    — игрушки для игр с песком и водой

    2. технические игрушки

    — машины и механизмы

    3. игровые строительные материалы (напольные, настольные, для улицы)

    4. конструктивные игрушки

    5. дидактические игрушки

    6. игрушки для спортивных и подвижных игр

    — игрушки с механизмами

    — игрушки со световым и звуковым оформлением

    — музыкальные, шумовые и звуковые игрушки

    8. театральные и декоративные игрушки

    — костюмы для драматизаций

    1. Сюжетные или образные игрушки

    Самая многочисленная группа игрушек. В основе их содержания лежит сюжет или образ. Они необходимы ребенку уже к концу первого года жизни.

    а) Кукла — как образ человека, персонаж широко используется на логопедических занятиях. В равном возрасте – различные виды кукол.

    В грудном – пластмассовые и полиэтиленовые куклы – для показа частей тела, их называния, рассматривания, манипуляций (бросание и поднимание)

    На втором году жизни – для использования в несложных игровых действиях – кормление, умывание, укладывание спать, укачивания, вождения за руку и т.д.

    В 3-4 года – для сюжетных игр с куклой – катание на машине и в коляске, лечение куклы, прогулка, гости.

    После 5 лет – для сюжетно-ролевых игр со сложными сюжетами – дети устраивают комнату для куклы, кормят, купают, стирают куклино белье, одевают-раздевают, причесывают, шьют одежду.

    В строительных играх используют мелких кукол и фигурки людей

    — кукла-младенец (согнутые ноги, соответствующие пропорции тела)

    — кукла, изображающая ребенка-дошкольника

    — кукла «Барби» (изображает девушку с соответствующей фигурой)

    — кукла определенного национального облика

    — кукла характерная (персонажи сказок, мультфильмов, произведений)

    Оформление куклы включает белье, одежду, обувь, прическу.

    — должны легко сниматься, застегиваться на мелкие пуговицы, кнопки, крючки, завязываться на сутаж или ленточки – для развития мелкой моторики

    — ткань должна соответствовать одежде и подобрана в соответствующей гамме

    — для малышей выполняется лепкой и окраской, для старших детей — прическа из волокон

    Иногда куклы озвучиваются: от «УА» до записанной на носителе речи

    б) Игрушки для игр с куклами:

    — санки, тележки автомобили

    — бытовая техника (холодильник, телефон, утюг, миксер, часы и т.д.)

    — предметы для стирки и глажения кукольного белья

    Эти игрушки подбираются по размеру кукол

    Куклы не должны быть украшением группы и сидеть в игровом уголке.

    в) Игрушки, изображающие животный мир

    — изготавливаются из различных материалов (искусственный мех, ткани, пластмасса, латекс, дерево, керамика и др.)

    — используются для обыгрывания на логопедических занятиях («Зоопарк», «В лесу», «Цирк», «Ферма»)

    — наиболее популярны мягкие набивные игрушки

    — надувные игрушки – используются для выработки направленной воздушной строи и развития дыхания

    — звучащие игрушки-животные из латекса – для развития слухового внимания, фонематического слуха, манипулирования

    — животные-игрушки из дерева – для создания обобщенного образа, для настольного театра

    г) Игрушки для игр с песком и водой

    — формочки (наборы из металла и пластмассы)

    — пластмассовые утки, рыбки, лодочки

    используют для песко- и акватерапии, для иллюстрирования сюжетов, как игровые атрибуты для драматизаций.

    2. Технические игрушки

    К техническим игрушкам относятся:

    — игрушки, изображающие виды транспорта (автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, поезда, корабли, самолеты, вертолеты, лодки и др.)

    — машины и механизмы (экскаваторы, подъемные краны, сельскохозяйственные машины)

    — средства связи (телефон, игровые приставки) и оптические игрушки (калейдоскоп)

    Изготавливаются из дерева, металла, пластмасс

    Используются для обыгрывания и иллюстрации содержания художественных текстов, для составления описательных рассказов

    — используются для игр детей всех возрастов

    — в младшем возрасте – деревянные, пластмассовые, окрашенные в яркие тона, имеющие характерные детали (кабина, кузов, колеса)

    — в старшем возрасте – автомобили с действующими деталями (открывающиеся двери, поворачивающийся руль), заводные автомобили, электрические

    Требования к техническим игрушкам:

    — должны правильно и технически грамотно отображать современные машины и механизмы

    — должны быть выделены главные части, хотя без излишней детализации

    — размеры должны соответствовать видам игр (для игр на столе – очень маленькие автомобили)

    — должны быть прочными и надежными

    3. Игровые строительные материалы

    — мелкий строительный материал для игр на столе

    — крупный строительный материал для игр на полу

    — крупный строительный материал для игр на участке

    Возможности комбинирования разнообразных форм – кубов, кирпичиков, призм, дощечек – позволяет

    — сооружать различные постройки, используемые на занятиях

    — проводить занятия с использованием построек «Плывем на корабле», «Едем на автобусе»

    — обыгрывать сооружения – «Комната куклы Кати», «Гараж для автомобиля»

    — для детей младшего возраста используют ящички и тележки с разноцветными пластмассовыми кубиками и кирпичиками (их рассматривают, складывают, перевозят, строят дорожки, соотносят по цвету)

    По содержанию игровые строительные материалы бывают:

    — схематические (геометрические) – кубы, кирпичи, цилиндры, конусы и т.д.

    — архитектурные (тематические) – детали-блоки для сооружения зданий

    Другие статьи:  Льготы по налогам военнослужащих

    4. Конструктивные игрушки и конструкторы

    — собираются детьми из деталей при помощи различных способов крепления

    — их можно разбирать и вновь собирать

    — из деталей можно собрать только одну или несколько игрушек

    — на занятии используются ранее собранные игрушки

    Конструктивные игрушки различаются:

    — по количеству деталей

    — по способу соединения

    Башенки (пирамидки) можно предлагать ребенку с 10-11 мес

    Сборные деревянные или пластмассовые игрушки (вставление отдельных деталей) – с 2-3 лет

    Разборные домики, кукольная мебель – с 3-4 лет

    Игрушки-макеты, собираемые из отдельных деталей – по схеме, образцу, рисунку, чертежу – для детей старшего возраста.

    Конструкторы – наборы деталей, из которых, комбинируя, можно собирать различные игрушки.

    — тематические (ограничены определенной темой, формой частей «Автомобили», «Звери»)

    — схематические (детали отвлеченного характера) – возможности для творчества

    Требования к подбору конструктивных игрушек:

    — должны быть ориентированы на возраст детей по теме, содержанию, количеству деталей и сложности крепления

    — детали для крепления должны хорошо входить в отверстия, инструменты – совпадать по размерам с деталями

    — упаковки конструкторов должны быть прочными и иметь отделения для различного вида деталей

    — к набору должен прилагаться альбом или вкладной лист с инструкциями

    5. Дидактические игры и игрушки

    К этой группе относятся:

    Значение дидактических игрушек:

    — сенсорное развитие ребенка

    — расширение знаний об окружающем и кругозора

    — развитие внимания, памяти, сообразительности, находчивости

    — развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, группировка, сравнение)

    — нравственное воспитание (игра «Оцени поступок»)

    — развитие эмоционально-волевой сферы (выполнение правил игры требует коммуникативных навыков)

    — воспитание личностных качеств – настойчивости, терпения, выдержки, самоконтроля

    — эстетическое воспитание – при составлении узоров из мозаики, игре с народной игрушкой

    — развитие музыкального слуха (музыкальные игрушки)

    — точеные из дерева шары, яйца

    — башенки из колец

    С этими игрушками производят следующие действия:

    — подбирают по величине, по форме, цвету

    Так, ребенку 2 лет дают башенку из 3-4 колец с целью научить действиям с предметами; ребенку 3 лет – собрать и разобрать башенку с разноцветными кольцами; ребенку 4 лет – собрать башенку с учетом чередования 2-4 цветов

    Игрушки, созданные с определенной дидактической целью

    — мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?»

    — геометрические фигурки и формы различных цветов (универсально используют для различных дидактических упражнений)

    Мозаики – наборы мелких деталей для выкладывания узоров, орнаментов или сюжетных рисунков на плоскости

    — плоскостная геометрическая – круги, прямоугольники, треугольники из дерева, пластмассы, клеенки

    — круглая – из разноцветных шариков, выкладываются на плоскости в углублении

    — «грибковая» — элементы на ножках вставляются в игровое поле

    — объемная – из 30-40 трехгранных призм

    — магнитная – плоские детали с металлической пластинкой внизу, выкладываются на металлическую основу

    Мозаика подбирается по возрасту: детям младшего возраста – деревянные крупные формы; детям старшего дошкольного возраста – мелкие пластмассовые сложные формы.

    Настольные и печатные игры

    — для расширения знаний и представлений о природе «Времена года», «Зоологическое лото»

    — для расширения знаний и представлений об общественной жизни («Кому что нужно», «Транспорт»)

    — для обучения счету и чтению («Счетное лото», «Буквы и цифры»)

    — для совершенствования координации движений, глазомера («Летающие колпачки», «Настольные кегли»)

    Настольно-печатные игры представлены следующими разновидностями:

    — парные картинки – подобрать картинки по тождеству, по смыслу, по группам

    — лото – большая карта, разделенная на 4-9 частей и маленькие карточки (для малышей – игрушки, посуда, животные; для старших дошкольников – сюжет на большой карте и предметы к этому сюжету – на маленьких)

    — домино – картинки на косточках, подбор по тождеству

    — разрезные (составные) картинки – предметные, сюжетные, разрезанные на 2-16 частей простой и сложной конфигурации

    — кубики с картинками – аналогичны разрезным картинкам, но части нужно искать на 6 гранях. Для младших детей – подсказка в виде цветного фона

    — гусек – игры с выбрасыванием числового кубика и передвижением фишек по числовому полю

    — настольно-двигательные игры – волейбол, хоккей, футбол, кегли, бирюльки, кольцеброс, бильярд

    — шахматно-шашечные игры («Уголки»)

    6. Игрушки для спортивных и подвижных игр

    — используется для всех возрастов дошкольников для развития движений, для физкультминуток (катают, ловят, бросают)

    — со 2 года бросают в корзину с близкого расстояния

    — в 3-4 года бросают друг другу, прокатывают через ворота, бросают об землю, вверх, вперед

    — с 5 лет – бросают в вертикальную и движущуюся цель, перебрасывают через сетку, используют в играх

    Скакалка – для развития моторики

    Игрушки для метания – кольцебросы, городки, мишени – для развития ловкости и глазомера

    Обручи – различного диаметра

    Городки, бадминтон, теннис, кегли, серсо

    Игрушки-сюрпризы — имеют звуковые, световые, моторные эффекты.

    Их конструкция основана на различных механических принципах:

    — движение при помощи пружинных механизмов – заводные игрушки (цыпленок, поезд)

    — центробежная сила – волчки

    — баланс – клюющие куры

    — рычаги – медведи, кузнецы

    — центр тяжести и равновесие – неваляшки

    — звуковые приборы – озвученные игрушки

    — электрофицированные игрушки – пистолет с лампочкой

    Музыкальные и звуковые игрушки

    — музыкальные инструменты (для музыкальных занятий) – баян, бубен, погремушки, маракасы, треугольники – используют для создания мелодии при пропевании материала

    — детские музыкальные инструменты – для детских оркестров

    — музыкальные игрушки – музыкальная лесенка, музыкальные книжки, звуковые картинки – используются для работы над просодикой

    — озвученные музыкальные игрушки – волчки, молоточки (для развития слухового восприятия)

    8. Театральные и декоративные игрушки

    — для организации развлечений

    — для инсценировок, спектаклей и утренников

    К театральным и декоративным игрушкам относятся:

    — настольные театры из объемных и плоских фигур

    — панорамы на определенную тему

    — детские «кинотеатры» (фильмоскопы, диаскопы, видео)

    — костюмы для игр-драматизаций

    Настольные театры используют как иллюстративный материал при рассказывании

    — на фланелеграфе и др

    Начинают знакомство с театром с объемных кукол, постепенно переходят к плоскостным, затем к показу на ширме, панорамам и теневому театру.

    Требования к театральным куклам:

    — яркая окраска лиц (т.к. показываются на расстоянии)

    — возможность показа в различных ракурсах (анфас, профиль)

    — универсальность (использование с добавлением атрибутов в разных спектаклях)

    Изготавливаются детьми при помощи педагогов и являются атрибутами для занятий

    Педагогические требования к игрушкам

    ирина сергеева
    Педагогические требования к игрушкам

    Как всем известно, в дошкольном возрасте игра считается ведущей деятельностью детей. А так как, ведущая деятельность — игра, то и к игрушкам должны быть особые требования. Игрушки неотделимы от игры – ведущей деятельности ребенка в период дошкольного детства.

    Игрушки – предметы, изготовленные для игры, — средство игры, ее объект.

    В настоящее время в обществе сложилось понимание игрушки как категории педагогической.

    Развития содержания, формы, функциональности и технологии изготовления игрушек как предметов, специально создаваемых взрослыми для игр детей, происходило и наращивало темпы в зависимости от совершенствования производительных сил в ходе исторического развития общества. Педагогическое воспитывающее значение игрушка приобретала в зависимости от процесса общественного осознания непреходящей ценности периода детства в общем цикле человеческой жизни.

    Игрушки являются необходимым средством воспитания детей, служат делу формирования гармонично развитой творческой личности каждого ребенка. Для осуществления всестороннего воспитания нужны все виды игрушек: дидактические, сюжетно – образные, технические, спортивные театральные, музыкальные, празднично – карнавальные и игрушки-забавы, предметы – заместители (для развития фантазий). Введение этих предметов целесообразно с двухлетнего возраста.

    Важнейшим педагогическим требованием является идейная направленность содержания игрушек, которая определяется задачами воспитания подрастающего поколения. Игрушки должны способствовать формированию идеалов общества, отображать прогрессивные явления современной действительности, способствовать формированию у детей качеств коллективизма, дружбы, доброжелательного отношения к людям, патриотизма; утверждать гуманное, оптимистическое, жизнеутверждающее отношение к миру. Игрушки во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка.

    Каждая игрушка используется в целях всестороннего воспитания, но одновременно она имеет преимущественное значения для нравственного (например, кукла) или физического (мяч, эстетического (музыкальная, театральная игрушка) или умственного развития детей (дидактические игры и игрушки). Для всестороннего воспитания детей важны все виды игрушек.

    Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка, в доступных местах. Поэтому в дошкольных учреждениях созданы игровые зоны, которые разделены по видам игр, которые могут легко трансформироваться. С каждой возрастной группой игрушки должны пополнятся по возрасту детей. Также существуют интегрированные игровые зоны.

    Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей. Учитывая современную периодизацию развития детей и этапы формирования игровой деятельности, предлагается следующее возрастное назначение игрушек: для младенцев, для детей раннего возраста, для детей дошкольного возраста.

    Игрушки должны быть:

    2. Эстетичными на вид.

    3. Соответствующие возрасту.

    Итак, игрушки для детей дошкольного возраста должны быть в соответствии с предложенными требованиями.

    Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

    Сюжетно-ролевая игра «Больница» детей 2 младшей группы В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью детей. Уже с младшего возраста именно в игре дети становятся самостоятельными,.

    Научно-информационный центр в дошкольном учреждении

    Все детские сады стремятся найти нечто свое, привлекательное и для детей, и для взрослых. У нас в Центре развития ребёнка – детский сад “Ёлочка” создан Научно-информационный Центр, который возглавляет Редакционный Совет (Схема).

    Другие статьи:  Психологическая экспертиза порока воли

    В структуру Совета входит

    • Детская редакция “Планета Елочка”;
    • Редакция газет для родителей “Вырастай-ка”, “Неболей-ка”;
    • Рекламное агентство “Школа для всех”
    • Редакция методического вестника для педагогов и родителей “С думой о детях”.

    Цель деятельности редакционного Совета – информационное обеспечение детей, их родителей и работников учреждения. Руководство деятельностью Совета осуществляет редактор (избранный на первом заседании). Редактор руководит работой журналистов, подбором материала и даёт разрешение на его выпуск, не вмешиваясь в творческую деятельность Совета.

    Совет взаимодействует с информационными агентствами города и участвует в информационном обмене с иными средствами массовой информации.

    В состав Совета входят заместитель заведующего по ВМР, педагог – психолог, педагоги высшей квалификационной категории и представитель родительского комитета.

    Сегодня мы хотим рассказать об информационном журнале для педагогов и родителей ДОУ – методическом вестнике “С думой о детях”. Девизом которого являются слова великого педагога К.Д.Ушинского: “Чем меньше возраст ученика, тем выше должно быть методическое мастерство учителя”. В течение учебного года наши педагоги и родители получают три номера журнала. На страницах которого представлены материалы по различным проблемам воспитания и обучения детей:

    Обзор развивающих программ ДОУ

    Обзор нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОУ

    Общественный инспектор по охране прав детства

    Особенности игровой деятельности современного дошкольника

    Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста

    Обзор программ дополнительного образования

    Педагоги доп. образования

    Организация работы с одаренными детьми

    Организация работы по формированию ценностей ЗОЖ дошкольника

    Инструктор по физ.культуре,

    Социально-психологическая адаптация ребенка в ДОУ.

    Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”

    Организационная структура управления образовательной деятельностью в ДОУ

    Работа специалистов ДОУ с “неорганизованными” детьми и их родителями

    Общественный инспектор по охране прав детства

    Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ

    Инструктор по физ.культуре,

    Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ

    Образовательная программа ДОУ

    Детский сад и семья как партнеры педагогического взаимодействия

    Такая специально организованная деятельность в детском саду даёт возможность повышения научно-теоретического уровня, психолого – педагогической компетентности воспитателей и родителей воспитанников учреждения.

    Это позволяет решить следующие задачи:

    • знакомство с воспитательно – образовательной системой работы, с используемыми комплексной и парциальными программами в дошкольном учреждении.
    • информирование о новейших достижениях педагогической и психологической науки, с новинками методик и технологий дошкольного воспитания;
    • оказание помощи в самообразовании “воспитывающих взрослых”;
    • оказание профессиональной помощи в решении проблем;
    • пропаганда и распространение лучшего педагогического опыта.

    Многолетний опыт работы показал, что очень важно ориентировать каждого воспитателя и родителя на овладение передовыми методами и приёмами работы на постоянное пополнение своих знаний; прививать вкус постижения секретов воспитания. Это в свою очередь помогает решению задачи всестороннего развития личности ребёнка.

    Предлагаем материал методического вестника № 3 “Особенности игровой деятельности современного дошкольника”.

    Кабалёнова Елена Юрьевна, зам. заведующего по ВМР
    Трошкова Татьяна Михайловна, педагог – психолог,
    МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” г. Новый Уренгой ЯНАО, Тюменской области

    Ошибочно думать, будто игра это только способ занять детей, чтобы они не мешали взрослым. Игра сама по себе полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Кроме того, игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни и окружающих. А так же, игра даже дает возможность научиться тому, как надо учиться.

    Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия и способность к концентрации внимания. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во все его дальнейшей жизни: в обучении, общении, творчестве берут свое начало в детской игре.

    Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

    Редактор: З.Д. Ануфриева, заведующий ДОУ ЦРР “Елочка”

    “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А.Сухомлинский.

    Игра – это прежде всего обобщение, преподнесение нового в приемлемой для ребенка форме, способ установить новые связи с миром.

    В игре ребенок удовлетворяет потребность в активном освоении окружающего мира и важнейшие социальные потребности – участие в жизни взрослых и общение со сверстниками.

    В играх разного вида идет процесс активного освоения знаний об окружающем, их совершенствование; возрастает способность быстрой мобилизации знаний в процессе решения разнообразных, возникающих в игре задач – игровых, познавательных, практических. В процессе игры происходит также формирование некоторых новых знаний – благодаря действиям с предметами, материалами, игрушками, а также взаимообучению участников игры.

    Следует особо подчеркнуть значение игры в развитии творческих способностей детей. Условия игры позволяют многократно повторять действия, осуществлять их отбор наиболее рационально, создавать их комбинации и т.д., на основе чего и формируются творческие способности.

    По степени самостоятельности и активности детей игры делятся на две группы:

    1. творческие игры; 2) игры с готовыми правилами.

    Содержание и правила творческих игр определяют непосредственные участники. К этим играм относятся:

    1. Предметные игры детей раннего возраста;
    2. Сюжетно-ролевые игры;
    3. Строительные игры;
    4. Игры – драматизации.

    Игры с правилами это: дидактические игры; подвижные игры; игры – забавы.

    Свобода и самостоятельность детей проявляются в выборе игры или определения ее содержания, подборе партнеров, включения в игру или выхода из нее и т.д. В играх разного вида степень свободы и самостоятельности детей различна, но наличие ее – обязательный признак игры.

    Новая классификация игр рекомендована С.Новоселовой для использования в воспитательном процессе детского сада и семьи.

    При всем разнообразии видов игр, содержания, структуры, правил их отличают от других видов деятельности существенные особенности:

  • Свобода;
  • Высокая степень самостоятельности;
  • Наличие возможностей для самоорганизации.
  • Процесс игры требует:

    • активного участия,
    • воображения,
    • памяти,
    • мыслительной деятельности,
    • анализ, сравнение и сопоставление условий,
    • отбор средств,
    • элементарное планирование,
    • оценку результатов.

    Для игры характерно наличие воображаемой ситуации или ее элементов. Играя, дети:

    • действуют в условной обстановке, условной ситуации,
    • принимают на себя роли,
    • устанавливают между собой особые отношения как партнеры в игре;
    • наряду с оперативными действиями используют изобразительные, имитирующие реальные;
    • условными значениями наделяют предметы, вовлекаемые в игру, используют игрушки и т.д.

    С наибольшей полнотой воображаемая ситуация обнаруживается в творческих, сюжетно-ролевых играх, однако отдельные ее элементы всегда присутствуют в игре любого вида.

    Отличительной особенностью игры является ее эмоциональная насыщенность. Дети переживают в игре самые разнообразные чувства и эмоции, основные из них – радость, удовольствие. Это мощный фактор, усиливающий воспитательное воздействие игры.

    Использование игры как воспитания предполагает активное руководство со стороны взрослых, создание условий. Приемы руководства зависят от вида игр, от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов.

    Развитие логического мышления у дошкольников

    (разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” Т.Н.Семенченко)

    “В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя”.

    Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

    Благоприятные условия для развития интеллекта ребенка складываются в игровой деятельности. Владение умением играть в логические игры, как показывает практика педагога, обеспечивает ребенку высокий уровень развития мыслительных процессов.

  • Занимательные задачи (З.А.Михайлова);
  • Занимательный математический материал (Т.К.Жикалкина);
  • Логические карточки Дьенеша;
  • Круги Эйлера;
  • Элементы мнемотехники (И.Бодрова);
  • “Архитектурная школа” (В.Брофман);
  • Метод проектов (А.Данюкова).
  • Занимательный математический материал используется:

    • На специальных занятиях;
    • В повседневной жизни;
    • В режимных моментах;
    • Как часть занятий по ФЭМП.

    Роль игрушки в развитии детей дошкольного возраста

    (разработка педагога МДОУ ЦРР ДС “Ёлочка” А.А. Матус)

    Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел , войти в роль делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

    Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям.

    Педагогические требования к игрушке:

  • Возрастная адресованность и соответствие игрушек разным видам игр;
  • Игрушка должна быть такой, чтоб с ней можно активно было действовать.

    Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение.

    Классификация игрушек (по С.Н.Новоселовой)

    1. Сюжетно-ролевая игрушка.

    2. Техническая игрушка.

    3. Театральная игрушка.

    4. Музыкальная игрушка.

    5. Конструкторские и строительные игрушки.

    6. Дидактическая игрушка

    7. Спортивная игрушка.

    Достоинство этой классификации в том, что она соответствует видам детских игр и помогает подбору игрушек для детей разного возраста.

    Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка.

    Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций через игрушку.

    Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей. При всей своей схожести, они всегда индивидуальны, а значит неповторимы.

    Знакомство с народными куклами:

  • Кукла с закруткой;
  • Кукла Куделька;
  • Кукла Зернушка.
  • Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.