Как оформить паспорта опасных отходов

Содержание страницы:

Новый порядок паспортизации отходов

С 1 августа 2014 года вступили в силу постановление Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности» и приказ МПР РФ от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. №445 был утвержден новый федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014). Кроме того на сайте МПР был выложен банк данных об отходах (БДО) и переходный конвертер из ФККО 2002 в ФККО 2014.

В связи с этим возникает множество вопросов. Вот только некоторые из них:

  • На первый взгляд облегчена работа по паспортизации отходов, исключена процедура согласования паспорта, но не прописан порядок паспортизации отходов.
  • Сказано, что паспорта, выданные до 1 августа 2014 года, действуют, нужно ли их подтверждать и что делать, когда в выданном ранее паспорте прописан отход, которого нет в ФККО-2014.
  • Нужно ли подтверждать класс опасности отхода, если он включен в ФККО-2014 и БДО и совпадают все классификационные признаки отхода: происхождение, условия образования, химический и/или компонентный состав, агрегатное состояние физическая форма.

МПР РФ опубликовало письмо от 15.09.2014 г. №05-12-44/20925, в котором в очередной раз делается попытка дать разъяснения по процедурным действиям хозяйствующих субъектов по подтверждению отнесения отходов I – IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов. Следует заметить, что все эти разъяснения носят временный характер до вступления в силу приказов МПР «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» и «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». Тем не менее, в этой статье мы постараемся донести до природопользователей простым языком требования Росприроднадзора в части паспортизации отходов актуальные на сегодняшний день .

Прежде всего, хочется отметить, что, как указано в письме, «… процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов…», т.е. это тоже самое согласование с Росприроднадзором только с «другого боку». Новый порядок нисколько не облегчает жизнь природопользователей. Если раньше нужно было согласовывать паспорт со всеми приложенными к нему документами в Росприроднадзоре, то теперь нужно предварительно получить от Росприроднадзора подтверждение отнесения отхода к конкретному классу опасности. Для получения этого подтверждения нужно к заявлению прикладывать такое же количество документов, что и раньше, а иногда и больше. По времени процедура получения подтверждения занимает 45 дней для отходов, включенных и соответствующих классификационным признакам ФККО-2014 и БДО, и 90 дней для отходов не соответствующих ФККО-2014 и БДО.

Паспорт отхода был согласован до 1 августа 2014 года. В п.1 письма указывается, что материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности согласованные до 1 августа 2014 г., могут быть использованы для оформления паспорта согласно требованиям постановления №712. И только, т.е. процедуру паспортизации нужно пройти по новому для всех отходов I – IV классов опасности вне зависимости есть паспорт или нет. Послабление заключается только в том, что можно не обращаться повторно в лабораторию для определения компонентного состава отходов. В этом случае к документам, подаваемым в Росприроднадзор, нужно приложить:

  • согласованные ранее Росприроднадзором свидетельство о классе опасности и паспорт опасного отхода;
  • копию акта отбора проб и копии документов об аккредитации лабораторий (или копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации);
  • протокол расчета класса опасности в соответствии с приказом МПР от 04.12.2014 г. №536.

Письмом установлено ограничение. Старые паспорта и сопутствующие им материалы могут использоваться только при наличии в них «сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО». Это означает, что отход из ФККО-2002, по которому был выдан паспорт, должен присутствовать в переходном конверторе, иметь тот же класс опасности и иметь те же классификационные признаки: происхождение, условия образования, химический и/или компонентный состав, агрегатное состояние физическая форма. Если это не так, выбросьте старый паспорт и оформляете его по новому «с нуля».

Хотя в п.2 письма отмечается, что «… для отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации …», на деле все отличие заключается в том, что подается предложение или о соответствии или о включении нового вида отхода в ФККО и БДО. Вся основная работа по паспортизации отхода ничем не отличается. Нужно делать лабораторный анализ, расчет класса опасности и прочее.

Ниже приводится перечень документов и обосновывающих материалов, которые необходимо направлять в территориальные органы Росприроднадзора для получения подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности:

  1. Заявление о подтверждении отнесения вида отхода к конкретному классу опасности с регистрационными данными хозяйствующего субъекта.
  2. Исходные сведения об отходе (происхождение, условия образования, агрегатное состояние и физическая форма).
  3. Документы, подтверждающие химический и/или компонентный состав отхода:
    • если на основании анализов, то копии актов отбора проб отхода и копии документов об аккредитации лаборатории(заверяются лабораторией);
    • если на основании технологических процессов, то копии технологических процессов, технических условий, стандартов, проектной документации (заверяются хозяйствующим субъектом).
  4. Документы, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с приказом МПР РФ от 05.12.2014 г. №541:
    • при расчетном методе : протокол расчета класса опасности (заверяется хозяйствующим субъектом);
    • при экспериментальном методе (по кратности разведения водной вытяжки из отхода): копии актов отбора проб отхода и копии документов об аккредитации лаборатории (заверяются лабораторией).
  5. Если отход включен в ФККО и БДО, предложение о соответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО. Или если отход не включен в ФККО и БДО, предложение о включении данного вида отхода в ФККО И БДО и присвоении ему кода и наименования.

Весь перечень документов и обосновывающих материалов представлен на нашем сайте более детально.

Паспортизация отходов: новые песни о главном

В декабре 2015 г. российский законодатель был как никогда щедр на сюрпризы. Так, незадолго до наступления нового года в Минюсте России были зарегистрированы Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (далее — Приказ № 536) и Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности» (далее — Приказ № 541). Что же означает для природопользователя принятие этих документов?

Прежде чем перейти к анализу упомянутых нормативных правовых актов, обратимся к требованиям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) и Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее — Правила паспортизации).

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2016 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ была изложена в новой редакции, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1] (выделено автором):

Таким образом, в соответствии со ст. 14 (в новой редакции) Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), не требуется.

КСТАТИ

ФККО утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (в ред. от 15.12.2015).

Каталог ищите здесь:

На основании п. 7 Правил паспортизации индивидуальные предприниматели и юридические лица должны направить в территориальный орган Росприроднадзора копию паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности.

Таким образом, мы имеем дело с двумя процедурами:

1) отнесение вида отходов к конкретному классу опасности;

2) подтверждение отнесения вида отходов к конкретному классу опасности.

ОТНЕСЕНИЕ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ

Согласно Порядку отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности[2], утвержденному Приказом № 541 (далее — Порядок отнесения отходов к классу), класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

  • на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах[3] (далее — БДО);
  • при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, — на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России.
Другие статьи:  Федеральный закон no 501

На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно Порядку отнесения отходов к классу для их включения в ФККО.

Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.

Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.

Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется путем сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. Причем вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков, к которым относятся:

  • происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции);
  • химический и (или) компонентный состав;
  • агрегатное состояние и физическая форма.

Сложность заключается в том, что далеко не все отходы, включенные в ФККО, есть в БДО, в связи с чем соотнести химический и (или) компонентный состав можно не по всем отходам.

Как следует из текста Порядка отнесения отходов к классу, для отнесения вида отходов, включенного в ФККО, но не учтенного в БДО, к классу опасности требуется проведение расчета класса опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду[4], утвержденными Приказом № 536 (далее — Критерии). При этом подтверждение отнесения указанного вида отходов к классу опасности не требуется.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТНЕСЕНИЯ ВИДА ОТХОДОВ К КОНКРЕТНОМУ КЛАССУ ОПАСНОСТИ

Как мы уже отметили ранее, на отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования для их включения в ФККО. Отнесение таких отходов к классу опасности производится на основании Критериев.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Приказ № 541 был подготовлен до принятия Федерального закона № 458-ФЗ, которым предусмотрено, что с 01.01.2016 подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ). В связи с этим в Приказе № 541 рассматривается процедура подтверждения соответствия видов отходов, включенных и не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, подп. «е» п. 6, абз. 2 п. 13, п. 15, абз. 2–4 п. 19 Порядка отнесения отходов к классу следует считать не соответствующими действительности. Хотя, например, у Департамента Росприроднадзора по СЗФО другое мнение на этот счет[5].

На основании Критериев критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду являются:

  • степень опасности отхода для окружающей среды;
  • кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует.

Степень опасности отхода для окружающей среды (К) определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход, для окружающей среды (Кi):

где K1, K2, . Km — показатели степени опасности отдельных компонентов отхода для окружающей среды;

m — количество компонентов отхода.

Степень опасности компонента отхода для окружающей среды (Ki) рассчитывается как отношение концентрации компонента отхода (Ci) к коэффициенту его степени опасности для окружающей среды (Wi):

где Ci — концентрация i-го компонента в отходе (мг/кг);

Wi — коэффициент степени опасности i-го компонента отхода для окружающей среды[6] (мг/кг).

Указанный метод определения класса опасности отхода уже знаком природопользователям, поскольку он основан на принципе расчета класса опасности, приведенном в Приказе Минприроды России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» (далее — Приказ № 511).

Однако при расчете класса опасности отхода в соответствии с новыми Критериями необходимо учитывать, что некоторые показатели для наиболее распространенных компонентов отходов, приведенные в приложении № 4 к Критериям, отличаются от аналогичных показателей из Приказа № 511 (см. таблицу).

Второй способ установления класса опасности отхода — определение кратности (Кр) разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Данный способ основан на биотестировании водной вытяжки отходов.

Таким образом, для установления класса опасности отхода применяется один из критериев — степень опасности отхода для окружающей среды (Критерий 1) или кратность разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует (Критерий 2).

Для установления классов опасности отходов, представленных золами, шлаками и золошлаковыми смесями от сжигания углей, отходов добычи и обогащения угля, и отходов, водная вытяжка из которых характеризуется повышенным солесодержанием (содержание сухого остатка в исследуемой водной вытяжке более 6 г/дм 3 ), применяется Критерий 2.

В случае если на основании применения Критерия 1 получен V класс опасности, для его подтверждения проводится проверка с применением Критерия 2.

При несовпадении значения класса опасности отхода, установленного на основании применения Критерия 1 и применения Критерия 2, класс опасности отхода устанавливается на основании применения Критерия 2.

В соответствии с Порядком отнесения отходов к классу после определения класса опасности отходов, не включенных в ФККО, необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в течение 90 дней со дня образования таких отходов следующие документы и материалы[7]:

  • заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности, в котором указываются:

– фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адрес(а) мест(а) осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, — для индивидуального предпринимателя;

– полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адрес(а) мест(а) осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, — для юридического лица;

– идентификационный номер налогоплательщика;

  • сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
  • документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением (в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава):

– копия акта отбора проб отхода, проведенного аккредитованной испытательной лабораторией (центром), и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений;

– копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

  • документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями;
  • копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
  • предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Приведенный перечень документов и материалов является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов и материалов не допускается.

Порядок осуществления процедуры по подтверждению отнесения вида отходов к классу опасности приведен здесь.

Другие статьи:  Договор о передаче авторских прав на проектную документацию

Исходя из анализа Приказа № 536 и Приказа № 541 можно сделать вывод, что процедура паспортизации отходов заметно упростилась:

  • в отношении видов отходов, включенных в ФККО и БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, соотнести полученные данные с ФККО и БДО, составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
  • в отношении видов отходов, включенных в ФККО, но отсутствующих в БДО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями (подтверждать отнесение видов отходов к классу опасности не требуется), составить паспорта отходов (на отходы I–IV классов опасности) и направить копии таких паспортов в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора;
  • в отношении видов отходов, не включенных в ФККО, необходимо определить химический и (или) компонентный состав, провести расчет класса опасности в соответствии с Критериями, направить в территориальный орган Росприроднадзора материалы для подтверждения отнесения видов отходов к классу опасности и дожидаться уведомления о включении данных видов отходов в ФККО и БДО.

Однако учтите, что отношение различных территориальных органов Росприроднадзора к требованиям Приказа № 541 может быть диаметрально противоположным (есть вероятность, что в некоторых регионах могут потребоваться расчеты класса опасности для всех образуемых у хозяйствующего субъекта отходов).

Паспорт для опасных отходов

Пожалуй, каждому человеку в нашей стране известно, что любая сфера деятельности в России является составной частью бюрократического аппарата. В связи с этим бизнес, в процессе ведения которого образуются опасные отходы, требует сбора и согласования ряда бумаг для получения паспорта на все виды такого мусора.

Что это такое и для чего он нужен

Паспорт опасного отхода является документом, в котором содержится информация об основных физико-химических свойствах конкретного вида отходов с обязательным установлением его класса опасности. Этот документ составляется согласно требованиям ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ).

Правила заполнения паспорта опасных отходов определяет приказ №712 «О паспортизации отходов» (от 16 августа 2013 г.). Кроме того, по главным требованиям к содержанию и порядку составления документа был разработан стандарт ГОСТ Р 53691-2009.

Паспорт отходов создается с целью обобщения полезной информации о каждом виде образующегося мусора для осуществления дальнейших действий с ним. Сообразно с данными этого документа определяются безопасные для природы и физического состояния людей пути уничтожения и утилизации мусора, включающие также его переработку с целью получения новых продуктов.

Для чего нужна разработка паспортов опасных отходов предпринимателям и юридическим лицам? Обозначим основные моменты:

  1. Во избежание штрафных выплат в результате проверки организации по экологии.
  2. Данные документа используются в процессе определения платы за НВОС, а также в ходе составления ПНООЛР.
  3. Предъявление документа необходимо при подписании договора с обслуживающей компанией, обеспечивающей вывоз мусора.
  4. Это важный вклад руководителя организации (предприятия) – источника мусора – в защиту экологии.

Кому необходимо делать паспорт

Согласно правилам осуществления паспортизации отходов паспорт обязаны составлять все компании, ведущие работу по обращению с мусором, а также организации и предприятия, являющиеся источником утильсырья.

Следовательно, делать данный документ необходимо всем предпринимателям и юридическим лицам, функционирование которых связано с получением отходов 1-4 классов опасности и обращением с ними.

За неимение паспорта должностные и юридические лица обязуются заплатить штрафы в размере 10 – 30 тыс. руб. и 100 – 250 тыс. руб. соответственно.

Паспорт опасных отходов 1-4 классов. Процедура оформления

При разработке паспорта отходов 1-4 классов опасности используются сведения о качественных и количественных характеристиках мусора и информация о мере его отрицательного воздействия на природную среду.

Порядок паспортизации, установленный для опасного мусора 1-4 классов, не относится к отходам биологическим и ЛПУ, а также к выбросам токсичных соединений в воздух и к сбросу вредных компонентов в водоемы. Обращение с перечисленными разновидностями отходов регулирует иная документация.

Руководителям организаций необходимо отнести получаемые в ходе деятельности отходы к одному из пяти классов по степени опасности. При паспортизации опасных отходов, внесенных в ФККО, руководители должны использовать новую форму из постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 (в указанном документе имеется бланк паспорта).

Заверенные руководящими лицами ксерокопии паспортов и других бумаг, являющихся подтверждением присвоения определенному виду мусора точного класса опасности, отправляются в местный орган Росприроднадзора.

Важно! Если в ходе функционирования организации происходит накопление специфичных отходов, не включенных в ФККО, предпринимателю необходимо установить их класс опасности за 90 суток с момента образования мусора для внесения в классификатор.

Нужен ли паспорт на отходы 5 класса

Разработка и согласование паспорта для безопасного мусора 5 класса не требуются. Для доказательства безопасности образующихся отходов и подтверждения 5 класса нужно обратиться в лабораторию с целью проведения специалистами биотестирования и получения соответствующей документации. Причисление отхода к какому-либо классу производится по классификатору или расчетно-экспериментальным путем, если рассматриваемого вида мусора нет в ФККО.

Итак, паспорт должен составляться на отходы со свойствами токсичности, пожаро- и взрывоопасности, с высокой способностью вступать в химические реакции, с инфицированными компонентами; на любой вид отходов, относящихся к 1-4 классам опасности.

Если паспорт разработан на отход, занесенный в ФККО, то его срок действия не ограничен, то есть документ действует пожизненно, бессрочно. Документ на специфичный вид мусора действителен до момента включения этого отхода в классификатор. После внесения отхода в ФККО паспорт составляется вновь уже с неограниченным сроком действия.

Как сделать самостоятельно

Первый шаг – скачивание формы паспорта из Интернета. Далее одна из сторон формы заполняется личными данными, а именно указываются:

  • ФИО предпринимателя или названия (в полной и сокращенной форме) юридического лица;
  • ИНН;
  • коды по ОКПО и ОКВЭД;
  • местонахождение.

Для заполнения лицевой стороны нужно следовать следующим положениям:

  1. Определить каждый вид мусора сообразно с обновленной версией ФККО с установлением кода отхода.
  2. Внести сведения о технологическом процессе получения мусора.
  3. Занести данные о составе (компонентном и/или химическом) отхода в процентном выражении.
  4. Заполнить пункты об агрегатном состоянии образующегося вида мусора.
  5. Установить его класс опасности, зависящий от меры отрицательного влияния на природную среду.
  6. Сделать биотестирование отхода, имеющего 5 класс.
  7. Составить заявление для отправки паспорта в орган Росприроднадзора.
  8. Отправить ксерокопии документов, содержащих результаты лабораторного анализа, в местный орган Росприроднадзора.
  9. Осуществить регистрацию на gko.fsrpn.ru.

В процессе выполнения 8 положения необходимо заверить все составленные паспорта: в документах должны быть поставлены печати, дата, подпись. Затем нужно снять по одной ксерокопии со всех отдельных документов и проставить на них надпись (или печать) «копия верна», ФИО, число, печать компании и подпись ее руководителя.

Схема составления паспорта на первый взгляд кажется довольно простой, однако здесь есть свои «подводные камни». Одна из основных сложностей для предпринимателя заключается в выявлении всех видов отходов, образующихся в деятельности организации. Этот пункт особенно важен при проверке инспектирующими органами, т.к. за отсутствие паспорта отхода выписывается штраф.

Определенные затраты сил и времени требуются для того, чтобы определить химический или компонентный состав мусора, провести биотестирование.

На данном этапе составления документа необходимо обратиться к специалистам аккредитованной лаборатории с целью проведения ими исследований количественного состава отхода. Также здесь могут пригодиться данные ТУ, ГОСТов, нормативные документы, учрежденные на предприятии.

Все письменные подтверждения проведенных лабораторных исследований обязательно заверяются.

Обратите внимание! Перечень актов о проведенных в лабораторных условиях исследованиях дополняется подписанными ксерокопиями протоколов отбора проб мусора, который также производится лабораторией. Кроме того, нужно копировать документацию об аккредитации самой лаборатории.

При условии образования мусора, не внесенного в ФККО, необходимы осуществление расчета класса опасности и подача заявления для занесения данного вида отхода в классификатор.

Образец заполнения паспорта (обеих сторон) представлен ниже.

Портал паспортизации

Новые правила паспортизации разных видов мусора предусматривают регистрацию предпринимателя на портале ГКО. В данный кадастр отходов согласно российскому закону входят обновленный ФККО, ГРОРО (перечень полигонов) и данные о мусоре и способах его обезвреживания (БДО).

Модуль паспортизации – это программа в Интернете, с помощью которой можно подготавливать в электронном варианте заявки для Росприроднадзора на подтверждение класса опасного отхода и на занесение изменений в БДО. Образец заполнения заявления на портале представлен ниже.

Модуль паспортизации служит для:

  • автоматизации процесса разработки заявлений;
  • сокращения числа ошибок в заявках и времени на согласование заявлений;
  • сокращения времени, которое требуется для обрабатывания заявлений, посредством передачи информации в электронном варианте;
  • исключения утраты информации;
  • уменьшения времени поиска заявления при согласовании: потребуется лишь указание номера, который был присвоен на стадии отправления заявки.

С помощью портала можно:

  • получить данные из обновленной версии ФККО;
  • сформировать заявление на проведение согласования класса опасного мусора с разработкой паспорта (с возможностью распечатки заявки на бумаге);
  • обмениваться информацией со специалистами Росприроднадзора в ходе установления класса отходов.

Стоимость разработки паспорта

Облегчить процесс паспортизации можно, обратившись в специализированную компанию. Цена за такую услугу варьируется, завися от объема мусора и его состава.

Так, например, крупная компания ООО «РПС» предлагает разработать паспорт отходов 1-4 классов согласно ГОСТу для клиентов из Московской области за 2,5 тыс. руб., из Татарстана – за 2 тыс. руб. и т.д. Оформить документ на любой вид мусора с получением акта проведенного количественно-химического анализа стоит в указанной организации от 5,5 тыс. руб. для Москвы и области, от 4 тыс. руб. для Казани и республики. Разработка паспорта, получение акта из лаборатории и внесение результата в ФККО осуществляются по цене (в ООО «РПС») от 7,5 тыс. руб. Также данная компания проводит биотестирование неопасного мусора за 4,5 тыс. руб. и выше. Цены указаны за 2017 год.

Другие статьи:  Льготы неработающим пенсионерам в московской области в 2019 году

О том, что такое паспорт опасных отходов и как осуществляется процесс паспортизации, рассказывает специалист всероссийского центра сертификации «Межрегионтест» в следующем видео.

Паспортизация – процесс не самый легкий и приятный для предпринимателей. Однако введение этой процедуры – шаг на пути сохранения и защиты нашей среды обитания от негативного воздействия опасного мусора, зачастую бесконтрольно выбрасываемого нерадивыми руководителями разных организаций.

Паспорт опасного отхода 2019. Образец

В этой статье описано, как разработать паспорт отхода, а также здесь можно скачать образец документа.

Разработка паспорта опасного отхода. Порядок оформления в 2019 году

Паспорт опасных отходов — это официальный документ организации, который фиксирует отходы по видам и классам опасности, а также содержит сведения об составе отходов, образующихся на предприятии.

Подготовка паспорта отходов обязательна для всех юридических лиц и ИП, если в их деятельности образуются отходы. Поскольку даже в обычной офисной фирме используются батарейки, аккумуляторы, энергосберегающие лампочки, то можно сказать. что готовить этот документ, по-хорошему, нужно практически всем компаниям в России.

Для того, чтобы подготовить паспорт опасных отходов, нужно понимать две главных составляющих:

  1. Какие отходы образуются на предприятии
  2. К каким классам опасности относятся отходы. Подробнее о классах опасности можно почитать в нашей статье

После этого, необходимо правильно заполнить форму.

Скачать образец паспорта опасного отхода 2019.

При заполнении формы важно аккуратно и четко распределить все отходы по классам опасности.

При необходимости — стоит посоветоваться со специалистами.

Паспорт отходов: кто должен делать?

В законодательстве указано, что паспорт отходов должны делать все организации, осуществляющие деятельность с отходами, а также предприятия, в деятельности которых образуются отходы.

— юридические лица (ООО, АО)

Срок действия паспорта опасного отхода

Разработанный организацией паспорт опасного отхода действует бессрочно, то есть не имеет срока действия, если отход внесен в ФККО (федеральный классификационный каталог отходов).

Если же отход не внесен в ФККО, то срок действия есть — паспорт будет действовать пока отход не будет зарегистрирован в ФККО.

После этого, нужно будет сделать новый паспорт, и тогда этот новый паспорт уже будет действовать бессрочно.

Штраф за отсутствие паспорта отходов

За отсутствие паспорта отходов предусмотрен штраф от 100 до 250 тыс. рублей (для юридических лиц).

Поскольку документ не такой сложный для разработки — лучше все-таки его сделать.

Куда сдать на утилизацию отходы, технику и другие вещи в Вашем городе

Паспорт опасного отхода

Если в процессе или результате деятельности, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образуются отходы I-IV класса опасности, то субъекты осуществляющие деятельность обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Документом, удостоверяющим принадлежность отхода к тому или иному виду и классу опасности, является паспорт отхода.

Паспорт опасного отхода составляется на токсичные, пожароопасные, взрывоопасные, обладающие высокой реакционной способностью, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний отходы, а также отходы I-IV класса опасности.

Срок действия паспорта отхода:

  • для отходов, включенных в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов), срок не устанавливается;
  • для отходов, не включенных в ФККО, срок действия ограничивается периодом регистрации отхода в федеральном классификаторе.

Процедура паспортизации опасных отходов

  1. Заявитель (индивидуальный предприниматель/юридическое лицо) готовит сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
  2. Материалы направляются на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту юридической регистрации предприятия.
  3. В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570 территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность и достоверность материалов на паспортизацию, затем представляет их в Росприроднадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов.
  4. Предоставленные территориальными органами материалы, рассматриваются в Росприроднадзоре и направляются в ФГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГУ «ФЦАО») для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов и их идентификации. При подтверждении обоснованности ФГУ «ФЦАО» готовит предложения о присвоении данному отходу кода в соответствии с ФККО и направляет их в Росприроднадзор.
  5. В свою очередь Росприроднадзор не позднее, чем через 45 дней после получения материалов из ФГУ «ФЦАО», направляет в территориальный орган информацию о подтверждении или неподтверждении классов опасности отходов.
  6. В случае подтверждения территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 дней выдает Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды. В случае неподтверждения, также не позднее, чем через 10 дней заявитель должен получить уведомление об отказе в подтверждении класса опасности.

По итогам процедуры паспортизации выдается:

  • Паспорт опасного отхода;
  • Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды.

Сведения, представляемые для согласования паспортов опасных отходов, зарегистрированных в ФККО:

  1. Заявление о выдаче свидетельств(-а), в котором содержится следующая информация:
  • перечень отходов;
  • полное и сокращенное наименование предприятия-заявителя;
  • организационно-правовая форма предприятия-заявителя;
  • место нахождения предприятия-заявителя;
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  • ИНН;
  • сведения о месте нахождения отдельной производственной территории.
  1. «Исходные сведения об отходе» на каждый вид отхода (Приложение № 2 к Порядку организации работы по паспортизации опасных отходов», утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. № 570).
  2. Копия аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему.
  3. Паспорт(а) опасного отхода.

Сведения, представляемые для согласования паспортов опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО:

  1. Заявление.
  2. «Исходные сведения об отходе».
  3. Материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
  4. Копия аттестата аккредитации лаборатории и приложения к нему.
  5. Паспорт(а) опасного отхода.

Паспорт опасного отхода подлежит обновлению и перерегистрации по мере поступления дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в обязательные разделы.

Возможные причины отказа в выдаче Свидетельства о классе опасности отхода и согласовании Паспорта опасного отхода:

  • некомплектность материалов паспорта отходов;
  • неполнота представленных сведений;
  • наличие в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды;
  • выявление при проведении проверки обоснованности классов опасности отходов ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для окружающей природной среды расчетным и/или экспериментальным методами.

Паспортизация опасных отходов на предприятиях, имеющих филиалы

Если в процессе производственно-хозяйственной деятельности филиалов применяются одинаковые технологические процессы, сырье и материалы, при этом образуются одни и те же виды отходов с одинаковыми характеристиками, то юридическое лицо (или ИП) может распространить оформленный в установленном порядке паспорт опасного отхода на все входящие в его состав структурные подразделения.

Паспорт опасного отхода может быть представлен в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения одного из филиалов, а другие филиалы имеют право использовать заверенные копии этого паспорта.

Если будет выявлено различие технологических процессов, сырья и материалов, то для каждого филиала необходимо составлять и согласовывать паспорт опасного отхода по отдельности.

Ответственность за отсутствие паспорта опасного отхода:

Согласно ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нормативные акты, регламентирующие паспортизацию отходов:

  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Письмо Ростехнадзора от 02.02.2010 № 00-07-12/308 «О паспортизации опасных отходов»
  • Приказ Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности»
  • Письмо Росприроднадзора от 26.01.2012 № ВК-08-03-36/714 «О паспортизации отходов»
  • Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода»
  • ГОСТ Р 53691-2009 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования
  • ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

Паспортизация отходов – одна из наиболее актуальных проблем, которую вынуждена решать каждая организация, в результате деятельности которой образуются отходы. При оформлении паспорта отхода возникает множество вопросов, ответы на которые вам помогут получить наши специалисты.

Если вам необходимо разработать паспорт отходов или у вас возникли вопросы по данной услуге, то мы всегда рады проконсультировать вас по телефону (495) 228-03-25.

Мы свяжемся с вами в ближайщее время.

Если у вас возникнут вопросы или вы хотите уточнить данные — позвоните по телефону: +7 (499) 258-01-11