Как оформить члена уик

Как оформить члена уик

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

— Какие обязанности у члена избирательной комиссии?

Сразу отметим, что члены избирательной комиссии могут быть с правом решающего или с правом совещательного голоса. Учитывая значительно больший объем обязанностей у первых, остановимся вначале на их работе. Все обязанности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса связанны с организацией и проведением выборов. Участие в заседаниях избирательной комиссии является одной из главных обязанностей членов комиссии.
В участковых избирательных комиссиях члены с правом решающего голоса поочередно несут дежурство в помещении комиссии за 10 дней до дня голосования. Такое дежурство в первую очередь направлено на обеспечение права граждан проверить их включение в список избирателей. Но в тех случаях, когда на выборах предусмотрены выдача открепительных удостоверений или проведение досрочного голосования, это может стать главным занятием дежурных членов комиссии.
В комиссиях более высокого уровня члены с правом решающего голоса обычно отвечают за определенный участок работы, входят в состав рабочих групп (например, группы по проверке подписных листов, по рассмотрению жалоб) и/или курируют часть нижестоящих комиссий. Обычно обязанности распределяются между членами вскоре после формирования комиссии.
Для членов участковой комиссии главная работа происходит в день голосования – им приходится практически непрерывно работать примерно с 7.30 и до тех пор, пока не будут подведены итоги голосования на участке (иногда это происходит уже после полуночи).
Члены вышестоящих комиссий в период голосования в основном контролируют работу участковых комиссий и разбирают поступающие жалобы. Их основная работа начинается после окончания голосования, когда поступают протоколы нижестоящих комиссий. Закон требует, чтобы именно члены комиссии с правом решающего голоса принимали протоколы нижестоящих комиссий, проверяли правильность их оформления и суммировали данные, содержащиеся в этих протоколах. После окончания подведения итогов комиссия принимает решение о результатах выборов, и члены комиссии подписывают итоговый протокол.
Что касается членов комиссий с правом совещательного голоса, то обычно руководство комиссии не возлагает на них никаких обязанностей. Они могут добровольно (с согласия комиссии) взять на себя какие-либо обязанности (например, участие в группе по рассмотрению жалоб), в определенных случаях председатель комиссии может обратиться к ним с просьбой о выполнении какой-либо работы. Здесь многое зависит от характера взаимоотношений члена комиссии с правом совещательного голоса с председателем и другими членами избирательной комиссии.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Как формируются избирательные комиссии?

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»», вступивший в силу 1 ноября 2012 года, откорректировал сроки и принцип формирования избирательных комиссий. Отныне избирательные участки и состав участковых избирательных комиссий (УИК) организуются на 5 лет. Другими словами, избирательные участки будут расположены на одном и том же месте в течение пяти лет. Состав УИК будет работать в течение пяти лет, т.е. граждане, которые станут членами какой-либо УИК в апреле 2013-го, будут работать и проводить выборы в течение пяти лет на одном и том же избирательном участке.

О чем говорит 5-лентний срок? О том, что тем, кто попадет в УИК, предстоит проводить следующие федеральные — думские и президентские — выборы. Так что стать членом комиссии — очень ответсвенный шаг.

Все избирательные участки должны быть организованы, а комиссии — сформированы, до 30 апреля 2013 года.

Формированием УИКов занимаются территориальные избирательные комиссии или ТИКи (в случае с Москвой — это 125 комиссий, сформированных по районам столицы, и подчиненных Московской городской избирательной комиссии). К формированию УИК имеет обычно отношение и местная администрация.

Комиссии, хоть и постоянно действующие, фактически будут начинать работу где-то за двадцать дней перед днями голосования, и их работа до дня голосования не очень бурная: уточнение списков избирателей, извещение избирателей о выборах (рассылка приглашений) выдача открепительных удостоверений, просто «дежурство» на месте.

И сейчас начинается самое интересное — граждане РФ, которые желают стать членами УИК, смогут это сделать! Важно проявить настойчивость и внимательность, чтобы не пропустить сроки подачи заявки.

Все, что написано ниже, имеет отношение к кандидатам в члены комиссии с правом решающего голова (такая должность более веская, чем член комиссии с правом совещательного голоса). Что касается выдвижения на должность члена комиссии с правом совещательного голоса, то эта процедура проще выдвижения в «решающие» члены. Достаточно обратиться в партию (или к зарегистрированному кандидату в депутаты — это зависит от того, кого выбирают на конкретной территории) за направлением в УИК. Дело в том, что членом УИК с правом совещательного голоса, как и наблюдателей, вправе назначать политические партии, зарегистрировавшие избирательные списки и зарегистрированные кандидаты в депутаты.

Что нужно, чтобы стать членом УИК?

Для того, чтобы статья кандидатов в члены УИК, нужно подать представление (заявку).

Подавать заявки имеют право (в соответствии с пп. 1 и 2 статьи 22 и п.4 статьи 27 закона «Об основных гарантиях избирательных прав…»):

  1. Органы партий и общественных объединений, уполномоченные на то уставом.
  2. Представительный орган муниципального образования (т.е. муниципалитеты, и прочие органы местного самоуправления).
  3. Собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (их можно организовать самостоятельно, подробнее об этом ниже).

Под первым пунктом списка подразумеваются парламентские партии (т.е. партии, прошедшие в Государственную Думу РФ), а также партии и общественные объединения, которые на предыдущих выборах на данной территории провели своих депутатов в региональный законодательный орган (в случае с Москвой — это Мосгордума) или в местный представительный орган власти (муниципалитеты). Они имеют обязательную квоту — одно место — в каждом УИКе. Поэтому самый простой способ стать членом УИК — обратиться к какой-либо из парламентских партий (вступать не обязательно) или других квотированных организаций и напроситься в члены избиркома. В случае успеха партия представит вас в ТИК в качестве кандидата в члены УИК. Обычно желающим идут навстречу, и представят если не в члены с решающим голосом, то в члены с совещательным голосом; например, на прошедшей президентской кампании такой возможностью пользовались многие из тех, кто интересуется выборами.

Второй и третий пункты списка могут представлять по несколько кандидатов в один и тот же УИК, но у них нет квотированных мест.

В регистрации кандидату могут отказать. И те, кто представлены от партий, имеют гораздо больше шансов, т.к. нет юридических оснований для оспаривания отказа, за исключением кандидатур, выдвинутых парламентскими партиями.

Важный момент: старт для подачи заявок дает публикация в местных СМИ о приеме предложений в составы избирательных комиссий. С момента публикации у кандидата есть 30 дней на выдвижение в члены УИК. В публикации о начале приема заявок должны быть указаны требования к подаваемым документам. И этим требованиям нужно неукоснительно следовать. Луше всего заранее проконсультироваться в ТИК.

Заявка в ТИК состоит из двух документов:

  1. Протокол собрания избирателей/решение уполномоченного на то уставом органа о представлении гражданина на должность члена УИК.
  2. Заявления гражданина-кандидата о его согласии быть членом УИК.

Оба документа должны быть составлены полностью в соответствии с требованиями, установленными ТИКом, чтобы было меньше поводов для отказа.

Собрания избирателей

Собрание избирателей это собрание инициативной группы граждан, объединенных по принципам места жительства, работы, службы или учебы. Участников такого собрания должно быть не менее пяти человек.

Решение собрания нужно оформить протоколом о проведении и вынесенном решении. В протоколе должно быть указано: место и время проведения собрания, число участников, указание на избрание председателя и секретаря собрания, список обсуждаемых вопросов, четкую формулировку решения; участники собрания и их паспортные данные (адрес постоянной регистрации, серия и номер паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт); и конечно же граждане, которых собрание выдвигает в члены УИК. Также указывается лицо, уполномоченное собранием на предоставление документов, необходимых для внесения предложений о кандидатурах в состав УИК.

Составление такого протокола весьма и весьма важно. Лучше всего проконсультироваться заранее в ТИКе о желательной форме протокола совета избирателей.

Нужно ли предоставить и оплатить отгул работнику, участвующему в избирательных процедурах

Прошли выборы Президента РФ. В каких-то регионах, таких, например, как Москва, они совпали еще и с выборами депутатов муниципальных собраний. Возможно, кто-то из ваших сотрудников был занят в работе избирательных комиссий, а кто-то был наблюдателем на избирательных участках. Посмотрим, нужно ли было предоставить и оплатить им отгулы, если 4 марта был в вашей организации рабочим днем.

Предоставляем отгул

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

За отказ предоставить доверенному лицу кандидата отпуск, а также за отказ освободить от работы члена избирательной комиссии работодатель может быть оштрафован на сумму от 1500 до 2000 руб. ст. 5.7 КоАП РФ

Участвуя в избирательных процедурах в том или ином качестве, ваши работники выполняют свои общественные обязанности. А если работник, согласно закону, привлекается к исполнению таких обязанностей в рабочее время, то вы обязаны освободить его от работ ы ст. 170 ТК РФ . Законодательством о выборах прямо предусмотрена обязанность работодателей освободить от работы зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, а также членов избирательных комиссий. В отношении наблюдателей такая обязанность прямо не установлен а пп. 1, 3 ст. 16, п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 42, пп. 3, 6 ст. 43, п. 3 ст. 64 Закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ (далее — Закон № 19-ФЗ) .

Мы обратились в Роструд с вопросом, должен ли работодатель предоставить работнику отгул в связи с исполнением общественных обязанностей, если это прямо не предусмотрено избирательным законодательством?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В случае если исполнение работником общественных обязанностей в период подготовки и проведения выборов приходится на его рабочее время, то работодателю следует освободить такого сотрудника от работы на время исполнения этих обязанностей с сохранением за ним места работы (должности ) ст. 170 ТК РФ . При этом не имеет значения, предусмотрено ли избирательным законодательством освобождение от работы для лиц, занятых в подготовке и проведении выборов. Например, если для наблюдателя, направленного на избирательный участок в день голосования на выборах, воскресенье является рабочим днем, то работодателю следует освободить от работы такого сотрудника для выполнения обязанностей наблюдателя в этот ден ь ” .

Так что решение о предоставлении отгула наблюдателю, если день голосования на выборах для него рабочий, за вами.

Участие в избирательных процедурах может быть и длительным. Все зависит от того, какие обязанности выполняет работник в период подготовки и проведения выборов. В таблице вы увидите, на какой срок придется освободить сотрудника от работы и на основании каких документов.

Как стать членом избирательной комиссии

И зарабатывать на выборах

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Структура избирательных комиссий в России. Источник: «Инфоурок»

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Если подавших заявку накопится очень много, то сразу на выборы могут и не отправить. Сначала человека зачислят в резерв, если появится место — привлекут в комиссию. Причем могут послать не на ваш родной участок, а туда, где образовалась вакансия.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Каждому члену избирательной комиссии выдают удостоверение

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

Другие статьи:  Какой штраф за неявку в суд ответчика

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

Это будущий ящик для голосования. Их собирают на подготовительном этапе во время одного из дежурств

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

Очередь за бюллетенями

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

В 20:00 двери избирательного участка закрываются и начинается подсчет голосов. На это отводится максимум 12 часов — итоги надо подвести до 8 утра. Но обычно удается управиться раньше: на нашем участке зарегистрировано 1700 избирателей, из которых на последних выборах голосовать пришли 1200.

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

После голосования члены комиссии вываливают бюллетени на стол

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Избиратель опускает бюллетень в урну-КОИБ

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

Инструкция для наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса по работе на выборах Президента Российской Федерации

Основные задачи

— Контролировать выполнение Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» при проведении голосования и подсчете голосов избирателей.
— Выявлять факты и нарушения Закона и в случае необходимости оформлять по ним акты и жалобы
— Оформить и заверить копию протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, списка лиц, присутствовавших при подсчете голосов избирателей.

1. Строго выполняйте все пункты Инструкции.
2. Выполнив пункт, отметьте его любым знаком.
3. С членами УИК будьте вежливы, но требовательны.
4. При выявлении нарушений Закона обратитесь к председателю УИК; составьте жалобу и акт в двух экземплярах — один для председателя УИК, второй — вместе с копией протокола УИК сдайте координатору, ответственному за сбор протоколов.
5. В случае затруднений обращайтесь к своему координатору.

Ваш координатор __________________________________
(Фамилия, имя, отчество>

Телефон координатора _________Телефон штаба __________

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации и Разъяснения — Центризбиркома Российской Федерации от 26.02.96 N79/643 устанавливают следующие полномочия наблюдателей и членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
присутствовать при предъявлении председателем УИК избирательных ящиков перед их опечатыванием и перед их вскрытием после завершения голосования;
— присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
— знакомиться со списками избирателей;
— присутствовать при подсчете и погашении членами УИК с правом решающего голоса неиспользованных бюллетеней;
— обращаться к председателю УИК с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
— знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования и получать их заверенные копии;
— обжаловать действия (бездействие) УИК в территориальную избирательную комиссию;
Наблюдатель не вправе:

— расписываться за избирателя по его просьбе в получении бюллетеней, в помещении для голосования;
— заполнять за избирателя по его просьбе бюллетени в кабине специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования;
— совершать действия, мешающие членам УИК осуществлять свои функции;
Член УИК с правом совещательного голоса вправе:

— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, присутствовать при подсчете голосов избирателей и заполнении протокола об итогах голосования на избирательном участке;
— присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования;
— знакомиться с любыми документами и материалами участковой избирательной комиссии и получать заверенные копии этих документов.

Члены избирательной, комиссии с правом совещательного голоса не вправе:

— голосовать при принятии решения избирательной комиссии;
— принимать участие в подсчете голосов;
— проводить предвыборную агитацию и распространять любые предвыборные материалы,

Открытие избирательного участка

1. Прибыть на избирательный участок не позже 7.45.

2. Предъявить председателю УИК свой документ о назначении наблюдателем или членом УИК с правом совещательного голоса, а также паспорт либо удостоверение личности (военный билет) военнослужащего. Члену УИК с правом совещательного голоса получить удостоверение члена УИК с правом совещательного голоса установленного образца.

Сообщить по телефону о своем прибытии на избирательный участок своему координатору.

3. Выяснить и занести в форму N4:

— фамилию, имя, отчество председателя, заместителя председателя и секретаря УИК;
— число избирательных бюллетеней, полученных УИК на 8.00 (строка 1);
— число избирателей, внесенных в список избирателей на 8.00 (строка 2).

СПРАВКА — В 8.00 председатель УИК объявляет о начале голосования и допускает избирателей в помещение для голосования (ст-51 ч.6).

Избирательные ящики

4. Осмотреть стационарные и переносные избирательные ящики. Проконтролировать наличие и качество печатей и пломб.

5. Удостовериться, что избирательные ящики, как стационарные, так и переносные находятся в поле зрения наблюдателей и всех членов УИК.

ВНИМАНИЕ! Наблюдение за избирательными ящиками в целях недопущения нарушений Закона при опускании в них избирательных бюллетеней — одна из основных задач при контроле за ходом голосования.

Голосование в помещении для голосования.

6. Удостовериться, что каждый бюллетень заверен подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью УИК.

7. Проконтролировать, чтобы бюллетени выдавались лично избирателю только по его паспорту либо удостоверению личности (военному билету) военнослужащего.

СПРАВКА — Если избиратель считает, что совершил ошибку при заполнении бюллетеня, по его просьбе член УИК с правом решающего голоса выдает ему новый бюллетень взамен испорченного (ст.51 4.15).

8. Проконтролировать, чтобы:

— испорченные избирательные бюллетени были погашены;
— в списке избирателей справа от фамилии избирателя, испортившего бюллетень, была сделана отметка о повторной выдаче ему бюллетеня.

9. Удостовериться, что в кабинах, специально оборудованных местах, комнате для тайного голосования имеются шариковые ручки (не карандаши), отсутствуют агитационные материалы.

10. Контролировать, чтобы каждый избиратель голосовал лично.

СПРАВКА- Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или специально оборудованное место любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателя или доверенного лица кандидата. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя (ст.51 ч.8).

Голосование вне помещения для голосования

11. Предупредить председателя УИК о своем намерении присутствовать при голосовании вне помещения для голосования

СПРАВКА — Избиратели, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещения для голосования, вправе на основании письменного либо устного заявления проголосовать вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования может обеспечивать только член УИК с правом решающего голоса. При этом вправе присутствовать наблюдатель и член УИК с правом совещательного голоса (ст.51 ч.12).

— исключение возможности нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателей;
— правильность оформления заявления избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (должны быть указаны те же данные избирателя, что и в списке избирателей) и расписки избирателя о получении бюллетеня;
— сохранность переносного избирательного ящика.

До завершения голосования

12. Сообщить председателю УИК о своем намерении присутствовать при подсчете голосов избирателей.

Подать председателю УИК заявление о намерении получить копию протокола УИК об итогах голосования и копию списка лиц, Присутствовавших при подсчете голосов (форма N1).

Сразу после завершения голосования

— внесение в список избирателей заверительной записи о количестве избирателей в списке избирателей с подписями председателя и секретаря УИК и печатью УИК;
— неповрежденность печатей (пломб) на избирательных ящиках.

14. Проконтролировать, чтобы гашение неиспользованных бюллетеней выполнялось путем срезания левого нижнего угла (либо их надрезанием, прокалыванием и т.д. в определенном месте).

ВНИМАНИЕ! Не допускается погашать бюллетени путем срезания угла, на котором проставлены подписи членов УИК и печать комиссии.

15. Выяснить « проставить в форму N4:

— число избирателен, в списке избирателен на 22.00 (строка 3);
— число избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования (по количеству их заявлений) (строка 4);
— число бюллетеней, выданных избирателям на 22.00 (по количеству отметок в списке избирателен о выдаче бюллетеней) (строка 5);
— число погашенных (неиспользованных и испорченных) бюллетеней (строка 6).

ВНИМАНИЕ! Покидать помещение для голосования до окончания подсчета голосов избирателей и оформления протокола УИК не допускается

Подсчет голосов избирателей

16. Проконтролировать, чтобы избирательные ящики вскрывались поочередно — вначале переносные, затем стационарные.

17. Проконтролировать, чтобы бюллетени из каждого переносного избирательного ящика были пересчитаны и полученное число было не больше числа заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

ВНИМАНИЕ: В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число соответствующих заявлений избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования все бюллетени в этом переносном избирательном ящике решением УИК должны быть признаны недействительными.

Другие статьи:  Заявление о снятии с учета ип в качестве работодателя в фсс

Проконтролировать, чтобы факт превышения числа бюллетеней в переносном избирательном ящике числа соответствующих заявлений избирателей был отражен в специальном акте УИК с указанием, фамилий членов УИК, обеспечивавших голосование на дому.

— чтобы подсчет вели только члены УИК с правом решающего голоса;
— чтобы, прежде всего, были отделены бюллетени не установленной формы и недействительные бюллетеня.

СПРАВКА — Бюллетенями не установленной формы признаются бюллетени, не изготовленные официально либо не заверенные подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью УИК. Недействительными бюллетенями признаются бюллетени, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, а также, если знак стоит в квадрате у фамилии кандидата, снявшего свою кандидатуру (ст.52 ч.6)

— чтобы при возникновении сомнения УИК решала вопрос о действительности бюллетеня голосованием;
— чтобы запись на обороте бюллетеня о признании его недействительным заверялась подписями не менее трех членов УИК с правом решающего голоса;
— чтобы число недействительных бюллетеней было подсчитано и оглашено до начала подсчета голосов избирателей.

Занести общее число бюллетеней, признанных недействительными (строка 7) в форму N4.

Протокол об итогах голосования

ВНИМАНИЕ! Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

19. Проконтролировать, чтобы протокол был подписан всеми членами УИК с правом решающего голоса. При отсутствии одного из членов УИК в графе «Подпись» указывается причина отсутствия.

20. Присутствовать при опечатывании действительных и недействительных бюллетеней, а также бюллетеней не установленной формы. Контролировать, чтобы они были опечатаны раздельно.

21. Проконтролировать, чтобы все лица, присутствовавшие при подсчете голосов избирателей, были внесены в соответствующий список.

Получение копии протокола

22. Передать председателю УИК заявление с требованием выдать либо дать возможность снять копию протокола УИК об итогах голосования и ознакомиться со списком лиц, присутствовавших при подсчете голосов избирателей.

23. Снять копию протокола и копию списка лиц, присутствовавших при подсчете голосов.

ВНИМАНИЕ! При снятии копии не допускается использование карандаша и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

23. Потребовать у председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря УИК заверить копию протокола подписью и печатью УИК.

24. Сдать заверенную копию протокола УИК об итогах голосования и копию списка лиц, присутствовавших при подсчете голосов, представителю штаба, ответственному за сбор протоколов.

Как освободить членов УИК от работы?

Вопрос-ответ по теме

Работница принесла справку об освобождении от работы в связи с тем, что она является членом участковой избирательной комиссии. Какими документами нужно оформить освобождение?

В соответствии с п. 17 ст. 29 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 12.06.2002 № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается за счет бюджетных средств соответствующей избирательной комиссией компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

В соответствии с ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

В силу ч. 2 ст. 170 ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой этой статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Таким образом, средний заработок в данном случае сохранять не нужно.

В законодательстве указано на обязанность работодателя освободить от основной работы члена УИК только по представлению УИК, которое должно быть оформлено в виде письменного документа. Представление подписывается председателем УИК и секретарем комиссии и направляется работодателю соответствующего члена УИК. В представлении должен быть указан период (периоды) освобождения члена УИК от работы. Работодатель не вправе отказать работнику в освобождении от работы на основании представления УИК.

Как правило, для освобождения от работы работник также пишет заявление в произвольной форме.

Об освобождении от работы члена УИК работодатель обязан издать соответствующий приказ.
Формы представления УИК об освобождении члена УИК от работы и приказа работодателя об освобождении работника с работы не закреплены в федеральных законах. Следовательно, приказ издается в произвольной форме.

Формулировка приказа может быть следующей:

(фамилия, имя, отчество, должность члена избирательной комиссии,

с «___» ___________ 20___ года по «____» ____________ 20___ года от основной работы для выполнения обязанностей члена ___________________________________________________________________________

(наименование избирательной комиссии)

с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов __________________________________________________________________________.

1. Представление (или иной документ)

(полное наименование избирательной комиссии)

от «______» ____________________ 20___ г. № _______

(фамилия, имя, отчество освобождаемого работника)

Работнику необходимо выдать копию приказа об освобождении от работы для получения компенсации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.06.2002 № 67-ФЗ

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Статья 29. Статус членов комиссий

1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;

в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;

г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций;

е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;

ж) на соответствующих выборах — кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;

з) на соответствующих референдумах — члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;

и) на соответствующих выборах, референдумах — члены комиссий с правом совещательного голоса;

к) на соответствующих выборах — супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;

л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;

м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

2. Положения подпунктов «ж», «к» и «л» пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.

3. Под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

4. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.

5. Срок полномочий членов комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.1 статьи 27 настоящего Федерального закона.

6. Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:

а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;

б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «н» пункта 1 настоящей статьи.

7. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктами «ж», «к» и «л» пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.

8. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:

а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;

г) смерти члена комиссии;

д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;2

е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.

Популярные вопросы

10. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума — в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.

11. В период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21 и статьями 22-27 настоящего Федерального закона. В иной период орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трехмесячный срок, а нового члена иной комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии. В случае невыполнения данных требований нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения — избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения — избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована, — территориальная комиссия), иной комиссии — вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом. Новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 статьи 22 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

12. Председатель, заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, председатель или секретарь иной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в соответствующей комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен иметь высшее образование.

13. Иные, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса могут работать в комиссии на постоянной (штатной) основе.

14. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, членов избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

15. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

15.1. Члену Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающему в комиссии на постоянной (штатной) основе, члену иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работающему в комиссии на постоянной (штатной) основе, запрещается:

а) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Другие статьи:  Целевой договор займа образец

б) получать в связи с выполнением возложенных на него обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные членом избирательной комиссии в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, муниципальной собственностью и передаются членом избирательной комиссии по акту в соответствующую избирательную комиссию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Член избирательной комиссии, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) выезжать в связи с выполнением возложенных на него обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти, органов местного самоуправления с государственными органами (органами) иностранных государств, международными и иностранными организациями;

г) использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

д) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с выполнением возложенных на него обязанностей.

15.2. В случае, если владение членом избирательной комиссии, указанным в пункте 15.1 настоящей статьи, приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15.3. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающий в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

15.4. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающие в указанных комиссиях на постоянной (штатной) основе, обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в порядке, установленном законом.

16. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 12-14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, должен быть не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в федеральном органе исполнительной власти; члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, — не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации в законодательном (представительном) либо исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации; члена территориальной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, — не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в его территориальном органе; члена избирательной комиссии муниципального образования, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, — не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе муниципального образования. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

16.1. Лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Указанным лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, сохраняется непрерывный трудовой стаж при условии, что перерыв между днем истечения срока их полномочий и днем поступления на новое место работы или оформления пенсии не превышает три месяца. Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

17. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

17.1. Члену комиссии с правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае, если в соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах, органах местного самоуправления (соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).

18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

18.1. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, привлечении их в качестве обвиняемых принимаются Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не могут быть подвергнуты административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

20. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов — по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

21. Инициативная группа по проведению референдума, избирательные объединения, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти, представительном органе муниципального образования соответственно уровню референдума или в законодательном (представительном) органе более высокого уровня, а также политические партии, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, после официального опубликования решения о назначении референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

21.1. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах «а» — «е», «н» пункта 1 настоящей статьи, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

21.2. Члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

22. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:

а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.3Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.

23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

24. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, членов участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Полномочия членов иных избирательных комиссий, а также членов комиссий референдума с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, — со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям.

25. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие данная комиссия.

26. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же комиссии не более чем пять раз.

27. За кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.