Эстетическое удо

САРАНСК, 26 июл — РАПСИ. Администрация колонии выступает против досрочного освобождения участницы панк-группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из-за «эстетических разногласий» с ней, заявила сама осужденная в Верховном суде Мордовии.

«Мое понятие об исправлении не совпадает с понятием начальника колонии. Но это не значит, что я плохая или он плохой. Я имею право на свою эстетику», — сказала она.

«Если возможно становление и образование, то только самообразование. Никто другой тебя не научит, а если и научит, то непонятно чему», — пояснила заключенная. По ее словам, из-за «стилистических разногласий» с государством и с системой в колонии не воспринимают ее исправление.

Участница феминистической панк-группы прокомментировала упреки администрации колонии, которая указывала на отсутствие у нее активной жизненной позиции из-за отказа участвовать в конкурсе красоты среди заключенных «Мисс очарование». «Моя гражданская позиция — это бойкот конкурса «Мисс очарование», — сказала Толоконникова.

Пять девушек в конце февраля 2012 года пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый панк-молебен. Видеоролик с выступлением был выложен в интернете и вызвал общественный резонанс.

Полиция задержала трех участниц акции: Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич, которых Хамовнический суд Москвы в августе прошлого года приговорил к двум годам колонии общего режима за хулиганство. Мосгорсуд в октябре прошлого года изменил Самуцевич наказание на условное и освободил из-под стражи в зале суда. Приговор Алехиной и Толоконниковой был оставлен в силе.

Пермский суд отклонил ходатайство Алехиной об условно-досрочном освобождении. Срок заключения Толоконниковой и Алехиной истекает в начале марта 2014 года.

Содержание страницы:

Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников

Всё более актуальной становится тема взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями дошкольников. На сегодняшний день характер этого взаимодействия выходит за рамки традиционных родительских собраний.

Дополнительное образование в целом – это открытая социально-педагогическая система, в основе которой заложены демократические принципы. Эта специфика организации позволяет использовать широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьями воспитанников.

В этом контексте основным приоритетом является формирование у родителей позиции субъекта образовательного и воспитательного процессов, отход от позиции стороннего наблюдателя.

Систематичность является важным и необходимым условием вне зависимости от того, какие формы взаимодействия выбраны педагогом, поскольку именно регулярное общение позволяет наладить полноценную обратную связь и оценить эффективность работы и с воспитанниками учреждения, и с самими родителями. Практика показывает, что систематическая работа с родителями влияет и на динамику положительных оценок ими качества обучения детей в учреждении дополнительного образования.

16 октября 2006 года на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» Ленинского АО города Омска был организован круглый стол по проблеме эффективности взаимодействия с родителями дошкольников в УДО. Данная тема рассматривалась в контексте более глобальной – «Родительское сообщество как субъект государственно-общественного управления».

Участниками круглого стола (руководители студий раннего развития, методисты) были рассмотрены следующие аспекты:

Возможность выработки объективных критериев показателей эффективности обучения детей в студии раннего развития (возможность родителям самим объективно, на основе разработанных критериев проверить реальный уровень развития своего ребёнка);

Активные формы взаимодействия с родителями (насколько они должны быть систематичны; чему отдавать приоритет – открытым урокам или активному вовлечению родителей в процесс занятия; эффективность отдельных форм взаимодействия; формы работы со старшими членами семей – дедушками, бабушками; творческие конструктивные контакты с родителями);

  • Помощь методического отдела (существует ли необходимость в ней; в какой степени и в каком направлении должна осуществляться эта помощь).
  • В ходе проведения круглого стола участники делились опытом по организации взаимодействия с родителями. Естественно, что в различных студиях для дошколят и направления работы с родителями различаются: кто-то отдаёт предпочтение исключительно массовым мероприятиям (в частности, спортивным соревнованиям); кто-то ограничивает общение с семьями оглашением результатов диагностики детей, предпочитая индивидуальные консультации; кто-то практикует составление портфолио (на каждого ребёнка!) и привлекает к этому родителей.

    Отличительной чертой работы с родителями в студии раннего развития «Колокольчик» при Доме детского творчества является программа по проведению семинаров-практикумов и мини-лекций с использованием технологий мультимедийной презентации.

    Семинар-практикум – это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. В отличие от индивидуальных и групповых консультаций, данная форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс «добывания» информации.

    Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:

    Упражнение, направленное на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра- энергизатор);

    Работа в группах;

    Тематическое выступление ведущего;

    Заключительное задание участникам; рефлексия прошедшего занятия; «обратная связь».

    В частности, по данной схеме мы организуем занятия для родителей четырёхлетних детей. В качестве примера семинара-практикума мы предлагаем вашему вниманию занятие по теме «Игра и развивающая предметная среда дошкольного детства» (разработка Масягиной О.Ю.).

    Разработка занятия для родителей «Игра и развивающая предметная среда дошкольного детства»

    Подготовка ведущего к семинару включает:

    Оформление информационного стенда в учреждении (материалы о роли игры, о развивающих функциях игры и проч.);

    Оформление выставки детских рисунков с условным названием «Мечтаю о такой игрушке!»;

    Оформление информационного стенда в кабинете (картинки с различными типами игрушек и опорные таблички к оформлению картинок: «Социально-эмоциональное развитие», «Интеллектуально-познавательное развитие», «Моторное развитие»);

    «Паззлы» для разбивки участников по парам (фигуры, разрезанные на две части);

    Распечатки ситуаций для работы в группах;

    Два листа с заголовком «Идеальная игрушка»;

    Опорные таблички по педагогически ценным качествам игрушек: «Возможность применения в совместной деятельности», «Дидактические свойства», «Полифункциональность», «Принадлежность к изделиям художественных промыслов»;

    Буклеты «Значение игровой деятельности дошкольника» для изучения родителями дома;

    Заготовки для визиток (цветные, разные по форме)

    Ход занятия:

    1. Приветствие ведущего, общий настрой на работу.

    2. Задание «Визитка». Участникам раздаются заготовки для визиток и предлагается оформить визитку в соответствии со своим вкусом, настроением, характером.

    Для ведущего данное задание является вспомогательным средством для поддержания общего эмоционального фона. Ведущий может каким-либо образом прокомментировать оформление визиток, или попросить самих участников сделать это.

    3. Участники разбиваются на пары (для этого ведущий раздаёт каждому половинки разрезанных фигур: те участники, чьи половинки совпадут, образуют пару). Участники рассказывают своему vis-а-vis о себе, ищут общую тему для беседы (в частности, это может быть пребывание ребёнка в студии или цель пребывания на данном занятии), задают друг другу какие-либо наводящие вопросы, чтобы получить наиболее полное представление о том человеке, который сидит напротив.

    На это задание отводится около пяти минут, затем каждый родитель делится впечатлениями об услышанном, рассказывает о своем собеседнике.

    4. Групповая работа. Участники делятся на две группы, каждой группе ведущий предлагает карточки с заданиями-ситуациями, которые нужно разрешить (найти варианты решения предложенных ситуаций).

    Ситуация 1. Вы подарили ребенку красивую и очень дорогую игрушку, о которой он давно мечтал. Однако буквально через день вы находите игрушку поломанной. Ваши действия?

    Ситуация 2. Ваш ребенок шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли – смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили его, силой усадили за стол и сурово отчитали. Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? (15 минут).

    Выслушивается мнение группы. Общее обсуждение. Комментарии ведущего, направленные на акцентирование роли игры в дошкольном возрасте. Важно напомнить родителям, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, ведь именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир и учится правилам поведения (это следует учитывать, если родители хотят получать положительные эмоции при воспитании своего ребёнка).

    5. Групповая работа. Участникам раздаются листы (по одному на группу) с заголовком «Идеальная игрушка». Составление характеристики «идеальной» игрушки: какими качествами должна обладать «идеальная» игрушка, по мнению родителей. Представитель от группы озвучивает мнение группы, обосновывает выбор того или иного качества. Листы прикрепляются магнитами к доске.

    6. Теоретическая часть, подразумевающая речь ведущего. Ведущий рассказывает о значении игры в дошкольном возрасте; обозначает наиболее педагогически ценные качества игрушек ( используя опорные таблички, которые крепятся магнитами к доске ); показывает типы игрушек (ориентируясь на информационный стенд) и объясняет их влияние на развитие ребёнка; раскрывает понятие «ролевая игра», обращает внимание на рисунки детей.

    Комментарии к педагогически ценным качествам игрушек:

    «Полифункциональность» (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, с сюжетом игры в разных функциях). Таким образом, игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

    «Возможность применения игрушки в совместной деятельности» (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе предполагать возможное участие взрослого, как играющего партнера, и инициировать совместные действия, коллективные постройки, совместные игры).

    «Дидактические свойства игрушки» (такого рода игрушки содержат в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой).

    «Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов» (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным творчеством).

    Ведущий отмечает, что игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний – инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения – оказывают позитивное влияние на ребенка.

    В конце занятия ведущий благодарит участников за работу, интересуется мнением родителей об общей организации и проведении семинара-практикума, раздаёт тематические буклеты.

    В качестве комментария к данной разработке стоит отметить, что дословная речь ведущего не приводится намеренно, поскольку любой педагог так или иначе будет адаптировать методику «под себя» и вряд ли будет заучивать наизусть каждую фразу.

    Отдельно стоит затронуть тему мультимедийных технологий и их использования в практике взаимодействия с родителями (в частности, при подготовке мини-лекций). Программа Microsoft Power Point действительно позволяет облегчить подачу теоретического материала, поскольку делает этот процесс наглядным и полностью управляемым, а также позволяет включать в лекцию видеосюжеты. Вследствие этого информация становится более продуктивной в плане дальнейшего применения на практике.

    Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему) поэтому такая форма взаимодействия как мини-лекция в виде слайдовой презентации – это оптимальное решение проблемы.

    В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в учреждении. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьями воспитанников.

    Эстетическое удо

    Сама Н.Толоконникова присутствовала на суде, проведя все заседание в железной клетке. По ее словам, взыскания, которые стали поводом для отказа в УДО, были надуманными. В своей речи она раскритиковала всю исправительную систему РФ и заявила, что будет рада выйти на свободу даже «по звонку».

    Отказ руководства колонии поддержать прошение об УДО солистка Pussy Riot объяснила «эстетическими разногласиями». «Моя позиция об эстетическом явно расходится с эстетикой начальника колонии и путинского режима», — сказала она.

    В свою очередь представитель прокуратуры заявил, что Н.Толоконникова должна остаться в колонии, поскольку «она не встала на путь исправления». Сама солистка Pussy Riot заявила, что исправлением в колонии называли признание вины и покаянное письмо президенту. «Всем было изначально понятно, что мое признание вины совершенно невозможно», — сказала она на суде.

    Примечательно, что на суде первой инстанции в Зубовой Поляне Н.Толоконниковой даже не позволили произнести последнее слово. Тем не менее нарушений закона высшими инстанциями зафиксировано в данном случае не было.

    Накануне в УДО было отказано и другой участнице Pussy Riot Марии Алехиной. Заседание суда в Перми оказалось скандальным, поскольку саму М.Алехину на него не доставили. Общаться с судьями ей пришлось посредством телевизионного монитора, к которому она в итоге повернулась спиной.

    Н.Толоконникова и М.Алехина были осуждены на два года лишения свободы. Они провели в колонии три четверти срока.

    Участнице Рussy Riot Толоконниковой снова отказано в УДО — она бойкотировала конкурс «Мисс очарование»

    Верховный суд Мордовии сегодня признал законным отказ в условно-досрочном освобождении осужденной на 2 года участнице панк-группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой, передает РИА Новости.

    Тем самым суд отклонил апелляционную жалобу ее адвокатов на решение Зубово-Полянского суда, не удовлетворившего ходатайство девушки об УДО.

    По мнению прокурора, для исправления осужденная нуждается в полном отбытии назначенного срока наказания.

    Сама Толоконникова заявила в суде, что администрация колонии выступает против ее досрочного УДО из-за «эстетических разногласий» с ней. «Мое понятие об исправлении не совпадает с понятием начальника колонии. Но это не значит, что я плохая или он плохой. Я имею право на свою эстетику», — сказала она. «Если возможно становление и образование, то только самообразование. Никто другой тебя не научит, а если и научит, то непонятно чему», — пояснила заключенная. По ее словам, из-за «стилистических разногласий» с государством и с системой в колонии не воспринимают ее исправление.

    Другие статьи:  Договор комиссии в 1с 83

    Говоря об упреках руководства колонии, которая указывала на отсутствие у нее активной жизненной позиции из-за отказа участвовать в конкурсе красоты среди заключенных «Мисс очарование», осужденная отметила, что ее «гражданская позиция — это бойкот» данного конкурса.

    «Время, проведенное в колонии, ничего не дало моему исправлению, поэтому я не вижу никакой целесообразности в дальнейшем содержании под стражей», — сказала Толоконникова. Она добавила, что будет рада, если «выйдет по звонку» и ей не добавят дополнительный срок по какому-либо новому уголовному делу.

    В свою очередь ее адвокат Ирина Хрунова на заседании заявила, что ее подзащитная «ведет себя в колонии более чем идеально». «Личность Толоконниковой, ее судебные процессы — все это привлекает внимание общественности. Для колонии она является некоторой проблемой, шлейф известности дела тянется до сих пор, колония не знает, что с ней делать», — отметила адвокат.

    По ее мнению, администрация колонии выискивает любой предлог для взыскания. «Что обычно происходит в колониях — воровство, вещи берутся сильными у слабых, драки, поножовщина, нецензурная брань в адрес администрации. По сравнению с этим те нарушения, которые вменяются в вину Толоконниковой, выглядят просто смешно», — сказала Хрунова. Она напомнила, что в ходе рассмотрения ходатайства об УДО заключенную упрекали, что она в колонии не ходит в клуб, библиотеку, не участвует в конкурсе. «Как только она вышла в клуб, чтобы выбрать себе песню, ее подловили и объявили взыскание», — подчеркнула адвокат.

    Как известно, Толоконникова и другая участница Pussy Riot Мария Алехина были осуждены каждая на 2 года колонии общего режима за панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года. Третьей участнице группы Екатерине Самуцевич 10 октября прошлого года Мосгорсуд заменил реальный срок условным, поскольку она была выведена из храма охранниками до того, как успела принять участие в «молебне».

    ВС Мордовии повторно отказал Толоконниковой в УДО

    Такое решение вынесла в пятницу судебная коллегия ВС РМ в составе Валерия Литюшкина, Владимира Волкова и Нины Ериной. Если апрельский процесс по ходатайству об УДО Толоконниковой в Зубово-Полянском районном суде длился десять часов, то сегодняшнее заседание в Саранске было недолгим. Стороны защиты и обвинения озвучили прежние доводы. Представители колонии №14 УСФИН по РМ, где отбывает наказание Толоконникова, говорили о том, что осужденная так и не встала на путь исправления, указывая на наличие непогашенных взысканий в ее личном деле и упорное нежелание девушки признавать свою вину. Адвокат Ирина Хрунова вновь напомнила о том, что последнее обстоятельство не является препятствием для УДО: «Конституционный суд РФ неоднократно отмечал, что закон запрещает ставить вопросы УДО в зависимость от раскаяния осужденного».

    Главным же событием дня стало выступление на процессе самой Надежды Толоконниковой, представшей перед судьями в футболке с надписью «No pasaran!», выведенной зубной пастой.

    — За время пребывания за решеткой я получила тысячи писем со словами поддержки. Я по-прежнему не признаю свою вину и признавать ее не буду, — сказала она. — Если же говорить об исправлении, то что мне может дать колония? Я считаю, что если человек не научит себя сам, то его не научит никто. Мы по-разному трактуем эти понятия. Так, с точки зрения руководства колонии, мой отказ участвовать в конкурсе красоты среди осужденных женщин «Мисс очарование» означает отсутствие активной жизненной позиции. Хотя на деле все наоборот: эта позиция у меня есть, и я ее заявила — своим отказом. Мои эстетические представления расходятся с представлениями администрации.

    Представитель прокуратуры Сергей Ильин заметил по этому поводу, что околополитические рассуждения Толоконниковой к рассматриваемому делу не относятся.

    После короткого совещания высшая судебная инстанция республики огласила решение: вынесенный Зубово-Полянским судом вердикт об отказе в УДО оставить без изменения, апелляцию адвокатов Толоконниковой — без удовлетворения. Это означает, что надежды выйти на свободу досрочно у Толоконниковой фактически нет — полный срок ее заключения истекает спустя семь месяцев, 3 марта 2014 года. По окончании процесса супруг осужденной Петр Верзилов заявил журналистам, что подобный итог был предсказуем.

    — Мы, безусловно, ожидали такого решения. Однако продолжали надеяться, — прокомментировал он.

    Адвокат осужденной Ирина Хрунова заявила, что защита не планирует обжаловать вынесенное Верховным судом РМ решение.

    — Сегодня был хороший качественный процесс — с доставкой осужденной в суд, с выслушиванием ее позиции, — подвела итоги Хрунова. — Но суть осталась прежней — мы видим, что надуманные причины, вроде отсутствия косынки на голове осужденной, как в случае с Марией Алехиной, могут служить основанием для отказа в УДО. Наиболее яркий пример тому — взыскание, которое было наложено на мою подзащитную за то, что больная Толоконникова, будучи в ЛПУ, забыла поздороваться с незнакомым ей сотрудником колонии. Сегодняшнее решение мы обжаловать не будем, поскольку оно вступило в законную силу. Но на очереди — процесс в Евросуде по нашей жалобе. Еще один иск будет касаться условий содержания в колонии.

    Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК 22.00.06, кандидат социологических наук Ломова, Вера Федосеевна

    Оглавление диссертации кандидат социологических наук Ломова, Вера Федосеевна

    Глава 1. Методология анализа нравственно-эстетического развития личности 13

    1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетическое развитие личности» 13

    1.2. Нравственно-эстетическое развитие ребенка в процессе первичной социализации 50

    Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект нравственно-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста 70

    2.1. Особенности нравственно-эстетического развития детей 3лет в учреждении дополнительного образования 70

    2.2. Возможности и перспективы нравственно-эстетического развития подростков в УД О 97

    Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования»

    Актуальность темы. В последнее десятилетие в нашей стране активно происходит реформирование системы дошкольного, школьного и вузовского образования. Это связано с тем, что осуществляется пересмотр прежних представлений о целях и задачах деятельности различных учреждений, обеспечивающих успешную первичную социализацию личности.

    При социализме, начиная с раннего детства, семья, учреждения дошкольного и школьного образования, вузы, прежде всего решали задачи коммунистического воспитания. Считалось, что в детстве, отрочестве, юношеском возрасте личности необходимо освоить ведущие ценности в сфере политической, нравственной, трудовой, физической и других видов культур. Само образование рассматривалось как один из важнейших способов осуществления целей и задач воспитательной деятельности. При этом вместе с теми учреждениями образования, которые давали обязательный минимум знаний, существовали внешкольные учреждения: дома и дворцы пионеров, станции юных техников, натуралистов и т.д. Они также занимались своим особым воспитанием путем выявления и развития склонностей разных детей к успешной деятельности в сфере спорта, искусства, экологии, техники и т. д.

    Переход к рыночной экономике привел к отказу от прежней идеологии и связанной с ней системой воспитания. Тем самым перед учреждениями образования будто бы не стоит специальная задача организации воспитательной деятельности. Необходимо в процессе обучения детей, подростков дать только соответствующую совокупность знаний по тем или иным предметам. Однако, воспитание всегда было и остается важнейшей системой приобщения человека к той культуре, которая господствует в современном обществе. Культура же не сводится к совокупности информации по тому или иному вопросу, а представляет собой единство знаний, убеждений и практических действий. Речь идет не об убеждениях в узко политическом смысле, как это было прежде при господстве коммунистической идеологии. Убеждениями являются все твердо усвоенные нормы и правила, которыми человек руководствуется в своем взаимодействии с природой, людьми, с самим собой.

    Отказ от активного участия учреждений образования в воспитании подрастающего поколения является одной из причин широкого распространения в наше время среди молодежи нигилизма, социальной апатии, наркомании, как способа ухода от сложностей нынешней жизни. Поэтому, последние два года снова начали активно ставить вопрос о возрождении воспитательной деятельности в системе образования. В октябре 1999 года Министерство образования приняло специальную Программу организации воспитательной деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях страны. В соответствии с ней требуется внедрение целостной системы специального воспитания личности, начиная с детского сада и завершая периодом окончания школы.

    Однако возникает вопрос: чему и как воспитывать, когда отсутствует единая идеология, существует плюрализм взглядов, позиций по поводу нравственных, эстетических, трудовых и других ценностей? На наш взгляд, есть то устойчивое в воспитании, которое может быть содержанием актуального, связанного с нашими реалиями развития личности. Оно должно обеспечить активную адаптацию человека к постоянно меняющимся условиям в жизни на основе тех общечеловеческих норм и правил, которые были выработаны в прошлом и сохраняют свое значение в наше быстро меняющееся время. Конечно, это требует своего специального изучения, прежде всего в осуществлении таких обязательных видов развития, как нравственное и эстетическое.

    Во все времена существовала проблема приобщения ребенка к тем моральным нормам и правилам, которые обеспечивали его успешное включение в трудовую, семейную, общественную жизнь. Человечество выработало целую совокупность незыблемых моральных предписаний, которые, однако нелегко усваиваются каждым новым поколением. Всегда существовала и существует сейчас проблема эффективного нравственного развития через специальное воспитательное воздействие. Она решается не только семьей, а требует особого взаимодействия педагогов различных учреждений образования.

    Также актуальна проблема эстетического развития личности с раннего детства. В наше время наблюдается активное изменение в системе эстетических, художественных ценностей, Те, которые формировались на основе классического искусства, литературы, заменяются часто низкопробными произведениями т.н. массовой культуры. Наша молодежь чаще всего видит на экранах концертных залов образцы этой быстротекущей художественной культуры, вырабатывающей свои эстетические ценности. Поэтому существует актуальная проблема организации такого эстетического развития, воспитания личности в семье, учреждениях образования, которые бы позволили ей умело сочетать вечные эстетические ценности с теми новыми, которые порождены современной культурой.

    Новой проблемой последнего десятилетия является проблема направленности и содержания деятельности внешкольных учреждений образования. На базе бывших домов и дворцов пионеров возникли и существуют различные учреждения т.н. дополнительного образования ( УДО ). Они имеют достаточно высокий уровень самостоятельности в определении содержания, форм занятий с детьми разного возраста, поскольку отсутствует прежняя жесткая регламентация их деятельности из центральных органов. Такая свобода привела в 90-х годах к тому, что каждое учреждение дополнительного образования пыталось, в меру своих возможностей, создать собственную концепцию развития. Это привело к тому, что существенно расширилась категория детей, которые занимаются в УДО и возникли новые направления работы. В частности, многие учреждения открыли кружки, студии для детей дошкольного возраста. Это связано прежде всего с тем, что родители не всегда имеют возможность направить ребенка в детсад из-за его здоровья или высокой платы за пребывание ребенка в ДОУ . Также часть родителей не очень удовлетворена содержанием и качеством работы детсадов, стремясь направить ребенка в такие кружки, секции, которые позволят решить как общевоспитательные задачи, так и выявить в раннем детстве природные задатки и склонности к тем или иным видам деятельности.

    В связи с этим возрастает значимость специальной воспитательной деятельности, которую осуществляет УДО, помогая семье решать важнейшие задачи в нравственном, эстетическом развитии личности. Специалисты отмечают, что семья, озабоченная прежде всего проблемами материального выживания, существенно снизила эффективность воспитания у детей необходимых общекультурных навыков, поэтому школа, учреждения дополнительного образования должны существенно повысить действенность своей воспитательной работой. Для этого требуется создать и апробировать новые более эффективные программы , методы, организации их осуществления, в частности, нравственного и эстетического развития детей с трех — четырех лет до 15 -17. Именно с этим возрастом работают многие современные УДО.

    Одну из новых программ нравственно- эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста осуществляет педагогический коллектив Дома творчества школьников Октябрьского района г. Екатеринбурга. Она представляет собой специальную систему соединения нравственного воспитания детей с тем эстетическим развитием, которое осуществляется в различных кружках художественного профиля, а также в специальной школе для детей 3-7 лет « Учение с увлечением ». ДТШ получил статус Федеральной экспериментальной площадки для апробации данной программы. Ее реализация позволила выявить общие актуальные проблемы нравственно-эстетического развития детей разного возраста и предложить более эффективные, доказанные практикой методы и формы соединения нравственного и эстетического развития детей в УДО.

    Поэтому актуальной проблемой является социологический анализ, обобщение существующей практики нравственно-эстетического развития детей разного возраста в УДО и разработка основных направлений совершенствования этой деятельности в других подобных учреждениях страны.

    Следует особо отметить, что данная проблема решается не традиционными педагогическими методами, а способами социологического анализа, который позволяет выявить систему взаимодействия между родителями, педагогами УДО, детьми в процессе нравственно-эстетического развития тех, кто занимается в различных кружках и студиях в свободное от учебы время. Социологический подход дает возможность определить основные направления содержания самого нравственно-эстетического развития как способа приобщения к культуре нынешнего поколения детей, а также выделить те противоречия, которые возникают в системе ценностных ориентаций, установок педагогов, студийцев, родителей в различных видах взаимодействия между ними.

    Конкретные социологические исследования, выявляющие изменения в системе нравственных и эстетических ценностей детей под влиянием специально организованной работы специалистов УДО дают возможность зафиксировать эффективность новых методик, а также выявить те нерешенные проблемы, которые еще существуют в данной работе.

    Степень изученности проблемы. Нравственно- эстетическое развитие личности прежде всего изучалось с философских позиций крупными исследователями прошлых веков: античными философами- Аристотелем, Конфуцием. Платоном, Эпикуром; Нового времени — Вольтером, Г. В. Ф. Гегелем , Р. Декартом, И. Кантом, Дж. Локком, Лессингом, Спинозой, И. Фихте; мыслителями 19 века- К. Марксом, Ф. Ницше, В. Соловьевым, Л. Фейербахом, Н. Чернышевским, А. Шопенгауэром, Ф. Энгельсом; 20 века -H.A. Бердяевым , М. Вебером, В.И. Лениным. Они заложили методологические основы изучения этого процесса, выявили противоречия становления нравственно и эстетически зрелой личности в различных социально — экономических условиях.

    Другие статьи:  Увеличится ли пенсия по инвалидности в 2019 году

    В современной отечественной литературе подходы к пониманию сущности и содержания нравственно -эстетического развития человека раскрываются в работах JI.M. Архангельского, М.Н. Бобнева , М. В. Борева, А.Ф. Еремеева . A.A. Гусейнова, М И. Кагана, JI.H. Когана , И.С. Кона, A.B. Меренко-ва, Б.В. Орлова , JI M. Рувинского, К.И. Сагатовского , Л.Н. Столович, Ю.Н. Тундыкова, Н.К. Эйнгорн и др. Они выявили сущностные характеристики процессов нравственного и эстетического развития личности в различных социально — экономических системах. Исследовали основные факторы, определяющие степень овладения личностью нормами актуальной нравственной и эстетической культуры.

    С педагогических позиций данная проблематика активно изучалась Ш. Амонашвили, А. Брудновым, Т. Ветровой, Е.Б. Зотовой , Т. Комаровой, Б.Т. Лихачевым, М. Мацкевич, A.C. Макаренко , A.B. Мудриком, H.H. Нечаевым, Ю. М. Орловым , Г. П. Потылико, В.Д. Семеновым , В.А. Сухомлинским, В.А. Черкасовым, А. Шемшуриной, Н. Шурковой, Р. Штайнером,

    Социологический подход к проблеме нравственно — эстетического развития личности в системе образования и воспитания представлен в работах В. И. Болгова , Е.С. Баразговой, Л.А. Беляевой, Ю.Р. Вишневского , В.И. Волкова,Г.Е. Зборовского, A.B. Меренкова , Г.П. Орлова, Б. С. Павлова , В.Г. Попова, Л .Я. Рубиной, A.A. Ручки , В.Т. Шапко и др. Они заложили основу социологического анализа актуальных проблем овладения личностью в процессе первичной социализации нравственными и эстетическими нормами и идеалами. Однако практически отсутствуют социологические работы, посвященные анализу содержания и результатов инновационной деятельности современных учреждений дополнительного образования в сфере нравственно — эстетического развития детей и подростков.

    Цель работы — изучить основные направления совершенствования организации нравственно-эстетического развития детей разного возраста в учреждениях дополнительного образования в условиях социальной трансформации российского общества. Задачи:

    — исследовать основные закономерности единого нравственно-эстетического развития личности в онтогенезе;

    — определить особенности современного нравственно-эстетического развития подрастающего поколения;

    — исследовать основные противоречия нравственно-эстетического развития детей дошкольного возраста в учреждениях УДО;

    — исследовать изменения в системе нравственно-эстетических ориентаций и установок детей и подростков на федеральной экспериментальной площадке — ДТ1П Октябрьского района г. Екатеринбурга, произошедшие под влиянием специальной работы педагогов.

    — На основе анализа сущности развития личности в онтогенезе дается авторское понимание особенностей нравственно-эстетического развития индивида как процесса перехода из состояния преимущественно объекта развития в субъект саморазвития в результате постоянного взаимного влияния нравственного и эстетического на сознание и поведение человека, что определяет движение личности к идеальным, возвышенным, либо к низменным, дегуманизирующим формам жизнедеятельности.

    — Раскрыты особенности механизма нравственно-эстетического развития личности в онтогенезе. Выявляются объективные и субъективные факторы формирования чувства гордости, стыда, совести, долга, ответственности как основы приобщения личности ребенка к целостной нравственной и эстетической культуре.

    — Раскрыты основные противоречия современного нравственно-эстетического развития детей дошкольного и школьного возраста. Это противоречие в неопределенности, а также в разнонаправленное™ целей, задач и методов нравственно-эстетического развития детей у различных субъектов процесса первичной социализации ребенка.

    — Доказывается, что в результате специальной работы по нравственно -эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста прежде всего возрастает уверенность в себе, самостоятельность, доброжелательность в общении г окружающими, организованность, умение видеть прекрасное в искусстве -показано, что у подростков в ходе проводимого эксперимента изменяется уровень владения волей, самоконтролем, возрастает степень самоорганизованности, ответственности, умения выделить возвышенное и прекрасное в искусстве и в жизни.

    — На основе социологических исследований на примере федеральной экспериментальной площадки — ДТШ Октябрьского района г.Екатеринбурга показаны возможности организации целостного нравственно-эстетического развития личности в учреждениях дополнительного образования.

    — Разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию нравственно — эстетического развития детей разного возраста в современных учреждениях дополнительного образования России.

    Методологические и теоретические основания.

    Теоретико-методологическим фундаментом исследования являются прежде всего философские труды по теории нравственного и эстетического развития личности. Также используется системный и структурно — функциональный анализ при рассмотрении взаимосвязи нравственного и эстетического развития личности в онтогенезе. Используются различные методы анализа содержания и результатов экспериментальной деятельности по развитию у личности различных нравственных и эстетических качеств в учреждениях дополнительного образования.

    Эмпирическая база исследования. Работа написана на материалах нескольких социологических исследований. В 1998 году было проведено методом интервьюирования два исследования, в ходе которых изучались ориентации и установки родителей детей разного возраста на эстетическое и нравственное развитие студийцев в учреждении дополнительного образования. Были опрошены родители тех детей, которые занимаются в Октябрьском и Орджоникидзевском УДО. Всего — 650 человек по квотной двухступенчатой выборке.

    Также в этом году до начала проведения эксперимента с целью выявления существующих ориентации и установок в сфере нравственно-эстетической деятельности были опрошены студийцы в возрасте 14-17 лет, а также подростки, которые не занимаются в УДО. Всего — 780 человек.

    В начале 2000 года были проведены по аналогичной методике повторные исследования родителей и студийцев ДТШ Октябрьского района г. Екатеринбурга с целью выяснения тех изменений, которые произошли в нравственных и эстетических ориентациях и установках детей и подростков под влиянием экспериментальной деятельности педагогов этого учреждения дополнительного образования. Всего опрошено 360 родителей и 300 студийцев. Выборка двухступенчатая, квотная .

    Теоретическая и практическая значимость работы.

    В работе диссертационные исследования получили дальнейшее развитие основные принципы соединения нравственно-эстетического воспитания личности в учреждениях дополнительного образования. Выделены основные методы, обеспечивающие повышение эффективности воздействия педагогов на освоение детьми и подростками тех нравственных и эстетических качеств, которые необходимы для современной жизни в условиях социальной трансформации современного общества.

    Материалы исследования могут быть использованы в работе со студентами социологических факультетов, а также студентов педагогических вузов в таких курсах, как: « Социология образования», « Социология молодежи », « Общая педагогика », « Организация воспитательной работы в УДО ». Рекомендации, разработанные в результате экспериментальной деятельности

    ДТШ Октябрьского района, являющегося федеральной экспериментальной площадкой Министерства общего и профессионального образования Р Ф , предложены для реализации в других учреждениях дополнительного образования страны.

    Апробация работы. Материалы работы были представлены и обсуждены на 3 — 5 Педагогических чтениях, которые проводились Управлением образования г. Екатеринбурга в 1997 — 1999 г.г.; на Областной научно — педагогической конференции (Екатеринбург — 1998 г.); на семинаре — совещании руководителей федеральных экспериментальных площадок, авторов инновационных программ развития дополнительного образования детей (Москва -1998 г.); на Международной научно — практической конференции «Урал -чаша любви» ( Екатеринбург 1999 г.); Всероссийской научно практической конференции: «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в XXI веке». (Москва — 1999 г.)

    Работа также была обсуждена на кафедре прикладной социологии Уральского государственного университета.

    Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, семи таблиц, библиографии.

    Заключение диссертации по теме «Социология духовной жизни», Ломова, Вера Федосеевна

    Проведенный нами анализ сущности и содержания нравственно — эсте-гического развития личности ребенка в учреждениях дополнительного образования показал, что в условиях трансформации современного российского общества актуальной проблемой является переход к новой системе организации воспитательной работы с подрастающим поколением. После ухода коммунистической идеологии с исторической арены возник некий вакуум в воспитательной деятельности. Утверждалась идея о том, что без какого — либо специального воздействия учреждений общего и дополнительного образования можно сформировать личность, способную активно включиться в новую систему социально — экономических и политических отношений. Надежды возлагались на семью, которая традиционно решала основные задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания. Однако в условиях, когда самим взрослым приходит ,ся искать свои пути приспособления к рыночной экономике, у многих из них не только отсутствуют более или менее четкие представления о том, что же в наше время необходимо развивать у детей, но и отсутствует даже то время, которое требуется для общения с ребенком, выявления его склонностей, задатков, возникающих под влиянием различных воздействий извне на его ценностные ориентации и установки.

    Социологические исследования убедительно доказывают, что в условиях, когда семья не в полной мере справляется с задачами выработки у подрастающего поколения необходимых для современной жизни ориентаций и установок, когда школа основной упор делает на образование, пытаясь осуществлять его без специальной воспитательной работы, в особом положении оказываются учреждения дополнительного образования. Именно они, имея свободу выбора программ, методик работы с различными категориями детей, могут создавать и реализовывать специальные проекты по апробации новых, соответствующих современным условиям вариантов приобщения тех, кто занимается в УДО современной культурой. При этом, совершенствуя способы выявления и реализации способностей детей к тем или иным видам художественной, технической, музыкальной, спортивной деятельности. У них имеются реальные возможности для экспериментальной работы в сфере нравственного, общеэстетического развития личности.

    Речь идет именно о развитии, поскольку осуществляется деятельность, основанная на теории восхождения личности от одного уровня освоения культуры к другому, более высокому, деятельность по выработке тех ориентации и установок индивида, которые обеспечивают освоение современных нравственных, эстетических норм и правил. Они строятся на принятии прежде всего общечеловеческих норм, которые были и будут нужны человеку во все времена для того, чтобы он мог осуществлять какую — либо совместную с другими людьми деятельность. Поэтому во главу угла в экспериментальной программе ДТШ Октябрьского района положено прежде всего формирование организационно — управленческих качеств у детей с раннего возраста. Также на основе достижений современной морали осуществляется специальная работа по усвоению детьми с раннего детства способов правильной самооценки на основе чувства гордости, стыда, совести, долга, ответственности. Решая эту задачу, ДТШ постоянно координирует свои действия с родителями, обеспечивая реальное соединение семейного и внесемейного воспитания.

    На материалах исследований доказано, что у детей дошкольного возраста в ходе эксперимента прежде всего возрастает уверенность в себе, самостоятельность, доброжелательность 6 общении с окружающими людьми, организованность, умение выделить прекрасное.

    В этой, на первый взгляд, педагогической деятельности ведущим оказывается социологический подход к постановке и решению поставленной проблемы. Прежде всего с социологических позиций понимается само нравственно — эстетическое развитие личности как особая форма организованного взаимодействия общности детей разного возраста и педагогов УДО. В этом взаимодействии решается важнейшая социальная задача — приобщение нового поколения к культуре того общества, в котором оно живет. Тем самым рассматривается с социологических позиций проблема оптимизации взаимодействия старшего и младшего поколения с помощью приобщения детей к той культуре, которая была выработана в течение многих веков и сохраняет свою значимость в наше время.

    Далее, социологический подход позволяет выявить и осуществить отслеживания самого характера, направленности, содержания, результатов взаимодействия между детьми и педагогами при их общении в ходе совместной деятельности. Тем самым появляется возможность постоянно корректировать педагогическое взаимодействие, изыскивая все более и более совершенные методы формирования нормативного поведения тех, кто посещает кружки, студии У ДО.

    Наконец, социологический анализ вариантов совершенствования нравственно — эстетического развития детей разного возраста с помощью специальной инновационной деятельности позволяет выявить те наиболее эффективные методики, приемы работы педагогов, которые могут быть применены в других подобных учреждениях дополнительного образования. Проводимый в ДТШ Октябрьского района эксперимент по организации нравственно — эстетического развития детей и подростков на основе данных социологического мониторинга показал, что используемые методики могут быть широко применены в деятельности педагогов других УДО города, области и всей страны. Удалось выявить и реализовать доказавшие свою эффективность приемы работы по формированию у детей организационно — управленческих качеств, более высокой культуры общения с окружающими людьми, возрастания уверенности в себе, самостоятельности в выявлении и реализации природных задатков.

    Также удалось существенно повысить роль эстетического фактора в развитии личности. Дети осваивают приемы более глубокого понимания искус

    118 ства как способа выражения нравственных проблем, которые человек решает в сложные периоды своей жизни. При этом не умаляется роль самого эстетического начала, позволяющая видеть и понимать прекрасное, возвышенное, низменное и безобразное в искусстве и реальной повседневной жизни. В ходе инновационной деятельности удается соединить эстетическое и нравственное восприятие и понимание как произведений искусства, так и тех событий, явлений, которые дети, подростки наблюдают в своем общении с окружающим миром.

    Поэтому рекомендуется использовать экспериментальную программу по нравственно — эстетическому развитию детей разного возраста, созданную и апробированную педагогами ДТШ Октябрьского района к широкому распространению в системе учреждений дополнительного образования. С этой целью необходимо тщательно обобщить проделанную работу, выявить наиболее эффективные методики, отметить наличие еще не решенных проблем, издать пособие для педагогов У ДО по содержанию и методам целостного нравственно — эстетического развития личности в современных учреждениях дополнительного образования.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Ломова, Вера Федосеевна, 2000 год

    1. Абрамова О.Б. Развитие эстетического отношения к слову детей 3-8 лет. //Искусство и образование. 1999.№3(9).

    2. Александрова О. Разыгрываем сказки //Дошкольное-воспитание. 1998.№4.

    3. Алексеева Е., Никитина Н. Единая воспитательная среда образовательного учреждения. //Воспитание школьников. 1998.№6.

    4. Алиев Ю. Нужна ли музыка ребенку?: Размышление о пользе семейного музык.воспитания. //Домашнее воспитание. 1998.№ 1.

    5. Алиева Т. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы: Об эст.воспитании в дет.саду //Дошкольное воспитание.1998-№1.

    6. Антипин H.A. Личность, окружающая среда, общение.Л.,1991.

    7. Анютенков А. Возрождение.//Внешкольник. 1999.№2(24).

    Другие статьи:  Осаго бланк воронеж

    8. Аралов С. Воспитание юных москвичей на истории « малой родины ». //Внешкольник. 1998.№9.

    9. Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4-х том., т.4, М., 1983. Ю.Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско- ленинской этике. М.,1974.

    10. Барсук О. Эстетико-психологические аспекты в эколого-краеведческом образовании.//Внешкольник. 1997.№11-12.

    11. Барсук О. Этнокультура как объект изучения. //Внешкольник.1997.№10.

    12. Бастрыкин А.И., Ширяев Э.Б. Мода, кумиры и собственное «я».Л.,1988.

    13. Башкирова Е. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом: Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству. //Дошкольное воспитание. 1998.№3.

    14. Бибикова В. Возрождая человека. //Воспитание школьников.1999.№4.

    15. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.М.,1978. П.Богданова Д.Б. О литературно-творческой деятельности детей младшеговозраста: Метод.рекомендации педагогу. //Искусство и образова-ние.1999.№1.

    16. Болбас B.C. Нравственно-просветительские идеи Кирилла Туровского. Из истории шк.педагогики. //Педагогика. 1999.№4.

    17. Болгов В Н., Гуцу В.Г. Социология культурного уровня жизни: Теория, методы и опыт социологических исследований. Кишинев, 1991.

    18. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование. Ростов на — Дону, 1997.

    19. Борноволокова В. Занятие игра как форма обучения и воспитания дошкольников в учреждении дополнительного образования. //Внешкольник. 1997.№10.

    20. Бруднов А. Каждое воспитательное учреждение уникально. //Воспитание школьников. 1999.№1.1Ъ.Быков P.A. «Новаторство — в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». /А. Мелик-Пашаев. //Искусство в школе. 1998.№3.

    21. МВайнер Э. Валеологическое образование. //Высшее образование в России. 1999.№4.

    22. Вебер М. Избр.произв. М.,1990.

    23. Виноградова Л. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! //Внешкольник. 1999.№1 (22).

    24. Войтлева H.A. Формирование культуры личности актуальная задача воспитания и образования. //Вестник Адыг.ун-та. Сер.: Педагоги-ка.1998.№2.

    25. Волков А.Г. Почему изменилась российская семья. //Семья в России. 1999.№1-2.

    26. Воспитание духовности: ценности и традиции.Екатеринбург,1999.

    27. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей. //Педагогика.1999.№4.

    28. Гегель Г. Философия права // Работы разных лет В 2-х том., Т.2. М., 1971.

    29. Гликман И.З. Воспитание и образование. //Педагогика. 1999.№2.

    30. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

    31. Болбас B.C. Нравственно-просветительские идеи Кирилла Туровского. Из истории шк.педагогики. //Педагогика. 1999.№4.

    32. Болгов В.И., Гуну В.Г. Социология культурного уровня жизни: Теория, методы и опыт социологических исследований. Кишинев, 1991.

    33. Ю.Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование. Ростов на -Дону, 1997.

    34. П.Борноволокова В. Занятие игра как форма обучения и воспитания дошкольников в учреждении дополнительного образования. //Внешкольник. 1997 .№ 10.

    35. Бруднов А. Каждое воспитательное учреждение уникально. //Воспитание школьников. 1999.№ 1.

    36. Быков P.A. « Новаторство в том, чтобы в новых условиях защищать вечное ». /А. Мелик-Пашаев. //Искусство в школе. 1998.ЖЗ.

    37. Вайнер Э. Валеологическое образование. //Высшее образование в России. 1999.№4.

    38. Вебер М. Избр.произв. М.,1990.

    39. Виноградова Л. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет! //Внешкольник. 1999.№1 (22).

    40. Войтлева H.A. Формирование культуры личности актуальная задача воспитания и образования. //Вестник Адыг.ун-та. Сер.: Педагогика. 1998.№2.

    41. Волков А.Г. Почему изменилась российская семья. //Семья в России. 1999.№1-2.

    42. Воспитание духовности: ценности и традиции.Екатеринбург,1999.

    43. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей. //Педагогика. 1999.№4.

    44. Гегель Г. Философия права // Работы разных лет В 2-х том., Т.2. М., 1971.

    45. Гликман И.З. Воспитание и образование. //Педагогика. 1999.№2.

    46. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

    47. Даниленко И.М. Моральные критерии социальной зрелости личности. М.,1980.

    48. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Свердловск. 1969. ч.1.

    49. Еремеев А.Ф. Социально-коммуникативная природа искусства. Свердловск, 1971.

    50. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания « Этика » // Народное образование. 1978, № 9-10.38.3осимовский A.B. Критерии моральной воспитанности. //Вестник Моск.ун-та.Сер.14, Психология. 1998.№2.

    51. Зотова Е.Б. Искусство, творчество, воспитание. //Искусство в школе. 1998. №4.

    52. Зудин А.Ю. Культура советского общества: логика политической трансформации. //Общественные науки и современность. 1999.№3.

    53. Иващенко Ф.И. Особенности установления психологического контакта с учащимися. //Педагогика. 1999.№2.

    54. Инновации глазами социолога Екатеринбург, 1996.

    55. Ищук Г. Социально-педагогическая функция краеведческой (экологической, правовой и др.) деятельности в духовном развитии и формировании социально-активной личности. //Внешкольник. 1999.№9.

    56. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике . Л., 1971.

    57. Кадол. Воспитание чести и достоинства. //Воспитание школьников. 1998.№2.

    58. Казаренкова Т.Е. Семьи и общество: тенденции и взаимодействия . //Семья в России. 1999.№ 1 -2.

    59. Кант И. Религия в пределах только разума.// Соч. в 6 ти том., Т.4,ч2. М., 1963-1966.

    60. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова.М.,1999.

    61. Клемантович Й. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности.//Воспитание школьников.1998.№4.

    62. Ю.Козлова Н., Смирнова Н. Новые понятия или новые реальности? //Высшее образование в России. 1999.№3.

    63. Колесникова H.A. Сказки и дети: К проблеме формирования эстетического вкуса учащихся V-VI кл. //Литература в школе.1999.№2.

    64. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический ас-пект.М.,1993.

    65. Комарова Т. Народное искусство в интеллектуально-эстетическом воспитании детей. //Дошкольное воспитание. 1998.№7.

    66. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.М.,1987.

    67. Коновалова Л.В. Понимание морали основополагающая проблема этики //Что такое мораль. М.,1988.

    68. Кордон С.И. Методика прогнозирования уровня нравственного развития личности. //Прикладная этика и управление нравственным развитием. Томск,1980.

    69. Косов Б., Крупнов А. Гуманизация системообразующий фактор. //Высшее образование в России. 1999.№3.

    70. Коул Майкл. Культурно-историческая психология: наука будуще-го.М.,1997.

    71. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. //Р.Х. Туту-шев.Саратов,1991.

    72. Ю.Кузнецова Л. Основы этической культуры. //Воспитание школьников. 1998.№3.

    73. Кулаев К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже. //Педагогика. 1998.№1.

    74. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека. //Общественные науки и современность. 1999.№5.

    75. Лихачев Б.Т. Законы формирования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании. //Социально-гуманитарные знания. 1999.№3.

    76. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания. //Педагогика. 1999.№4.

    77. Локк Дж. Некоторые мысли о воспитании.//Соч. в 3-х том. Т. 1. М., 1985.

    78. Люди и ситуации: Изменение социальной ориентации. //А.И. Ти-муш.Кишинев,1992.

    79. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности лично-сти.Л.,1983.

    80. Майкл К. Культурно-историческая психология : наука будущего . М.,1997.

    81. Максимова И., Федорова М. Влияние воспитательной среды на психологическое состояние ребенка. //Внешкольник. 1998.№9.

    82. Максимова И., Федорова М. Современный московский подросток! Какой он? О чем он мечтает, чем живет? //Внешкольник. 1998.№2.

    83. Манхейм К. Диагноз нашего времени: (сборник).М.,1994.

    84. Маркова Л. Воспитание добротой. //Воспитание школьников. 1998.№2.

    85. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

    86. Мартышкина В. Уроки добротолюбия. //Воспитание школьников . 1998.№№3,4,5.

    87. Мацкевич М. « Войди в мир искусства »: программа эстетического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1998.№4.

    88. Медведева И. Не следует зацикливать детей на телесном благополучии. //Воспитание школьников. 1998.№4.

    89. Медведева И., Шишова Т. Новое время новые дети? //Воспитание школьников. 1998.№1.

    90. Медведева И., Шишова Т. Новые модели поведения? //Воспитание школьников. 1998.№5.

    91. Меренков A.B. Личность: формирование потребности в нравственном развита. Красноярск, 1985.

    92. Ю.Меренков A.B., Рыбища Л.Л., Кольцова В.А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Екатеринбург, 1997.

    93. Н.Моренов Н. Специализированные классы гражданско-патриотического воспитания детей-сирот и адаптации их в социосреду. //Внешкольник. 1999 №5(26).

    94. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. /Социально-гуманитарные знания. 1998.№ 1.

    95. ВЗ.Мудрик A.B., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема. //Семья в России.-999.№1-2.

    96. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI в. //Социально-гуманитарные знания. 1999.№5.85 . Нечаев H.H. Современная образовательная ситуация в России: тенденции развития. //Вестник Ун-та акад.обр-ния.1999.№1.

    97. Нечаева Е.В. Занятия по речевому этикету. //Начальная школа. 1998.№3.

    98. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования.Киев, 1998.

    99. Новицкая М. Основа интеграции образования традиционная культура народа. //Искусство и образование. 1999.№2(8).

    100. Образование и нравственность.Екатеринбург,1996.

    101. Образование родителей и школа. Учебно-методическое пособие. /Под редакцией Л.Г. Петряевской.М,1989.

    102. Общение и культура личности. Сб.статей. //Э.В. Бурмакин.Томск., 1984.

    103. Общение и оптимизация совместной деятельности. //Г.М.Андреева, Я.Яноушека.М.,1987. «

    104. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников.М.,1997.

    105. Орлов Б.В., Эйнгорн H.K. Духовные ценности : Проблема отчуждения. Екатеринбург,1993.

    106. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учите-ля.М.,1991.

    107. Павлова JI. Раннее детство: у истоков развития личности. //Дошкольное воспитание. 1999.№11.

    108. Петрова М. Приобщение к истокам культуры. //Внешкольник. Специальный выпуск. Саха (Якутия).

    109. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования. //Высшее образование в России. 1998.№3.

    110. Платон Соч. в 3-х том. М., 1972.

    111. Плюхин В. Главное творчество. //Искусство в школе. 1998.№3.

    112. Потылико Г.П. Этико-психологические основы общения.М.,1982.

    113. Проблемы этического воспитания подростков. М. ,1994.

    114. Прогнозирование социальных типических свойств личности: Тезисы научно-практического семинара. //З.И. Файнбург.Пермь,1979.

    115. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 2001 годы./Министерство образования РФ.М.,1999.

    116. Проектирование условий эстетического развития: содержание и формы: О воспит.работе в дет.саду. //Дошкольное воспитание. 1998.№2.

    117. Прокофьев A.B. Два лика нравоучения ( К исследованию проблем морализаторства) //Человек, 1998. № 6.

    118. Протопопов Ю. Проблемы музейной педагогики. //Внешкольник. 1997.Ш 1-12.

    119. Пуляев В.Т. Новая парадигма развития образования и основные контуры ее реализации в России. //Социально-политический журнал. 1998.№5.

    120. Пуляев В.Т. О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании. //Социально-политический журнал. 1998.№3.

    121. Пуляев В Т. Человек: единство природы и социума. //Социально-гуманитарные знания. 1999.№5.

    122. Развитие личности ребенка. /Пер.с англ. Гл.Ш. М.,1987.

    123. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.,1978.

    124. Родионов Е. Сила и слава России. //Внешкольник. 1999.№2(23).

    125. Рожнова П. Семья в народных традициях. //Воспитание школьников. 1998.№5.

    126. Руткевич М.Н., Рубина Л .Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.М.,1988.

    127. Савельев В. Новая парадигма в отечественном культуросознании. //Высшее образование в России. 1998.№3.

    128. Сафарова Г., Съедина Г., Гракова М. От увлечения к мастерству. //Внешкольник. 1997.№3(4).

    129. Семенов Г. Социализация, воспитание, развитие. //Воспитание школьников. 1999.№6.

    130. Слезкина И., Игнатович В. Живой источник (из опыта работы творческого объединения Центра дополнительного образования и досуга г. Сочи). //Внешкольник. 1997.№ 10.

    131. Словарь-справочник для работников учреждений дополнительного образования детей. / Сост. Буйлова Л.Н., Кочнева C.B. М.: ЦРСДОД Минобразования РФ. 1999.

    132. Соловьева Е., Нежданова О. Школа раннего развития как возможная форма организации работы учреждений дополнительного образования с детьми дошкольного возраста //Внешкольник. 1997 .№7-8.

    133. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.М.,1997.

    134. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.М., 1992.

    135. Сорокина Н. Играем в кукольный театр. //Дошкольное воспитание. 1998.№6. Окончание. Начало: №2,5.

    136. Сорокова М. Мантессори — педагогика: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. 1999.

    137. Социальные ценности и нормы: (Некоторые теоретические и прикладные вопросы социологического анализа). /A.A. Ручка, АН УССР Ин-т философии.Киев,1976.

    138. Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности формированиям.,1987.

    139. Спиноза Б. Этика // Изб. Соч. в 2-х том. T.l М., 1957.

    140. Стетцель Ж. Социология во Франции: Мнения эмпирика //Беккер Г. и Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

    141. Столович Л.М. Красота. Добро. Истина : Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

    142. Сучилина Л. Творчество как средство социализации ребенка. //Внешкольник. 1999.№5(26).

    143. Тарасов Б. «Дело идет об истине. О России». Культурно-историческая и литературно-эстетическая полемика западников и славянофилов. //Литература в школе. 1998.№1.

    144. Тевосян А. « Поющее сердце »: Начиная разговор о вопросах стиля. //Искусство в школе. 1998.№3.

    145. Тетерский С., Никитина Л. Социально-педагогическое движение детей, молодежи и взрослых. //Внешкоьник-1999.№5(26).

    146. Токмакова И., Токмаков В. В человеке все должно быть прекрасно: Ребенок в семье. //Дошкольное воспитание. 1998.№6.

    147. Троицкий В. На путях к духовным источникам: созидающе чтение. //Воспитание школьников. 1998.№6.

    148. Тундыков Ю.Н. Введение в культурологию.Екатеринбург, 1999.

    Х.Г. О новой парадигме образования.— //Педагогика. 1999.№1.

    150. Файвишевская М. Школа, где учат красоте и экономике.

    151. Внешкольник. 1999.№3(24). 140 Фаркаш Э Мораль: индивидуальное и общественное // Нравственные проблемы развития личности. М., 1982.

    152. Федорова Г.М. Актуальные вопросы воспитания (Преподавание курса « Этика и культура поведения »), //Специалист. 1998.№11.

    153. Философия, культура и образование: Материалы « круглого стола ». //Вопросы философии. 1999.№3.

    154. Халабузарь П. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства. //Искусство в школе. 1999.№5.

    155. Харитонова О.Н. Что есть красота и почему ее обожествляют люди? //Литература в школе. 1999.№8.

    156. Художественно-эстетическое образование и развитие школьни-ков.Екатеринбург,1996.

    157. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.,1995.

    158. Чепурных Е. От культуры полезности к культуре достоинства. //Воспитание школьников. 1999.№5.

    159. Черкасов В.А. Развитие духовности школьника.Челябинск,1993.

    160. Чич И. « Влюбить в музыку »: Уроки искусства в общеобразоват.шк. //Искусство в школе. 1999.№2.

    161. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. //Народное образование. 1998. №9,10.

    162. Шемшурина А. Этические диалоги со старшеклассниками. //Воспитание школьников. 1998.№№1,2,3,4,5,6.

    163. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учите-ля.М.,1999.

    164. Шерстнева O.A. Музыкально-эстетическое воспитание личности. //Вестник Моск.ун-та. Сер.7, Философия. 1998.№4.129

    165. Штайнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необ-ходимостях настоящего и будущего. ЕреванД992.

    166. Шуркова Н. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. //Воспитание школьников. 1998.№5.

    167. Щеглова С. Детская социологическая служба. //Воспитание школьников. 1999.№2.

    168. Эвристические модели психологии и социологии . М.,1976.

    169. Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов // Человек. 1998. №4.

    170. Юровицкая М. Социальная адаптация больных детей. //Воспитание школьников. 1998.№4.

    171. Яковлев Е.Г. Кинофильм и видеоклип: эстетическая оппозиция. //Вестник Моск.ун-та. Сер.7, Философия. 1998.№4.