Экспертиза по 44 фз образец контракта

Примерная форма договора на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Примечание. Настоящая форма разработана в соответствии с положениями статей 1, 3, 41, 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», главы 39 ГK РФ.

Договор
на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги

г. [ место заключения договора ]

[ число, месяц, год ]

[ Наименование государственного/муниципального заказчика ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ документ, подтверждающий полномочия ], именуемое в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и

[ наименование экспертной организации ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ документ, подтверждающий полномочия ], именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по проведению экспертизы поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг, предусмотренных государственным/муниципальным контрактом N [ значение ] от [ число, месяц, год ], на предмет их соответствия условиям контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить данные услуги.

1.2. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается Исполнителем и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

1.3. Документы и материалы, представленные для проведения экспертизы: [ вписать нужное ].

1.4. В рамках настоящего договора перед Исполнителем при проведении экспертизы на разрешение поставлены следующие вопросы: [ указать перечень вопросов ].

1.5. Проведение экспертизы должно быть осуществлено Исполнителем в срок [ вписать нужное ].

1.6. По настоящему договору Стороны определили, что проведение экспертизы осуществляется Исполнителем [ указать место оказания услуг ].

1.7. Услуги считаются оказанными с момента подписания Сторонами акта об оказании услуг.

2. Права и обязанности сторон договора

2.1. Исполнитель обязуется:

2.1.1. Уведомить в письменной форме Заказчика и поставщика/подрядчика/ исполнителя о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы).

2.1.2. Предоставить по требованию Заказчика документы об образовании и иные документы, подтверждающие наличие у лиц, проводивших экспертизу, необходимых специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники или ремесла.

2.1.3. Квалифицированно оказать услуги по проведению экспертизы поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

2.1.4. При проведении экспертизы руководствоваться специальными техническими познаниями и действующими методиками, неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации.

2.1.5. Приступить к проведению экспертизы при наличии всех документов и материалов, представленных для исследования.

2.1.6. Согласовать с Заказчиком место, дату и время экспертного осмотра поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг.

2.1.7. Произвести осмотр поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг в присутствии Заказчика.

2.1.8. По результатам исследования подготовить обоснованное и объективное заключение (с приложениями к нему) или сообщение о невозможности дачи заключения с указанием причины.

Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых передается Заказчику.

2.1.9. В течение [ значение ] рабочих дней с момента завершения экспертизы предоставить Заказчику акт об оказании услуг.

2.1.10. Обеспечить сохранность документов и иных материалов, полученных от Заказчика и третьих лиц в ходе проведения экспертизы.

2.2. Исполнитель вправе:

2.2.1. Самостоятельно определять состав квалифицированных специалистов, оказывающих услуги по проведению экспертизы поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг.

2.2.2. Запрашивать у Заказчика и поставщика/подрядчика/исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.

2.2.3. Отказаться от проведения экспертизы, если Заказчик в полном объеме не обеспечил предоставление необходимой для проведения экспертизы документации (информации, сведений) и (или) не обеспечил доступ к поставленным товарам/выполненным работам/оказанным услугам.

2.3. Заказчик обязуется:

2.3.1. Предоставить Исполнителю все необходимые документы и материалы, установленные настоящим договором.

2.3.2. Согласовать с Исполнителем место, дату и время экспертного осмотра поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг.

2.3.3. Создать условия для проведения осмотра поставленных товаров/выполненных работ/оказанных услуг.

2.3.4. Принять оказанные услуги путем подписания акта об оказании услуг и вернуть второй экземпляр Исполнителю в течение [ значение ] рабочих дней с момента получения акта.

2.3.5. Своевременно оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим договором.

2.4. Заказчик вправе:

2.4.1. Потребовать предоставления Исполнителем документов об образовании и иных документов, подтверждающих наличие у лиц, проводивших экспертизу, необходимых специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники или ремесла.

2.4.2. Присутствовать при проведении экспертизы.

2.4.3. Осуществлять контроль за ходом и качеством предоставляемых по настоящему договору услуг, не вмешиваясь в оперативную деятельность Исполнителя.

3. Цена услуг и порядок расчетов

3.1. Стоимость оказываемых услуг по настоящему договору составляет [ сумма цифрами и прописью ] рублей.

3.2. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется в следующем порядке:

3.2.1. Заказчик производит выплату авансового платежа Исполнителю в размере [ значение ] % от цены договора, указанной в пункте 3.1 настоящего договора, в сумме [ сумма цифрами и прописью ] рублей, в течение [ значение ] банковских дней с даты подписания настоящего договора.

3.2.2. Окончательный расчет по договору в сумме [ сумма цифрами и прописью ] рублей производится Заказчиком после оказания Исполнителем всего объема услуг и подписания Сторонами акта об оказании услуг, в течение [ значение ] банковских дней с даты представления Исполнителем счета, при отсутствии у Заказчика претензий и замечаний по объему и качеству оказанных услуг.

3.3. Оплата оказываемых Исполнителем услуг осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем договоре.

3.4. Обязанность Заказчика по оплате оказанных услуг считается исполненной с даты [ списания денежных средств с расчетного счета Заказчика/поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя ].

3.5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.

3.6. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.

4.1. Стороны договорились сохранять в режиме конфиденциальности любые сведения, полученные одной Стороной в отношении другой в ходе исполнения обязательств по настоящему договору. Режим конфиденциальности распространяется на текст договора и его основные условия, а также на любую иную информацию, которую любая из Сторон идентифицирует как конфиденциальную до или сразу при ее предоставлении другой Стороне.

4.2. К информации, признаваемой в соответствии с настоящим договором конфиденциальной, не могут относиться сведения, являющиеся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации общедоступными.

4.3. За нарушение режима конфиденциальности по настоящему договору Сторона, совершившая подобное нарушение, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в связи с этим нарушением понесенные прямые убытки.

4.4. Положения настоящего раздела не распространяются на случаи, когда любая из Сторон по договору обязана разгласить конфиденциальную информацию компетентным органам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

5. Односторонний отказ от исполнения договора

5.1. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.

5.2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

6. Ответственность сторон

6.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения Исполнитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.3. За нарушение срока оказания услуг, установленного п. 1.5. настоящего договора, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере [ значение ] % от стоимости оказываемых услуг.

6.4. За нарушение сроков оплаты оказанных услуг Заказчик уплачивает Исполнителю неустойку в размере [ значение ] % от суммы долга за каждый день просрочки.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между Сторонами.

7.2. В случае, если Стороны не придут к соглашению, споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

8.2. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору.

8.3. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями Сторон в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.

Другие статьи:  Адвокат дтп томск

8.4. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми договор связывает гражданско-правовые последствия для Сторон настоящего договора, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения Стороне или ее представителю.

Юридически значимые сообщения подлежат передаче путем [ вписать нужное — почтовой, факсимильной, электронной связи ].

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило Стороне, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ему вручено или Сторона не ознакомилась с ним.

8.5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Исполнение контракта по 44-ФЗ включает в себя проведение экспертной проверки товара, работы или услуги. Это значит, что заказчику необходимо провести аудит качества исполнения обязательств по заключенному договору. Обратим внимание на тот факт, что если по договору исполнение обязательств происходит поэтапно, то и аудит результатов проводится по окончании каждого этапа, даже если соглашением эти этапы не закреплены, но по факту приемка и оплата осуществляется частями.

Проведение экспертизы по 44 ФЗ

По закону заказчик обязан привлекать эксперта в случаях, если закупка проводилась у единственного поставщика — так называемая внешняя экспертиза по 44 ФЗ. Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1–9, 14,15, 17–30, 32, 33, 36, 40–42, 44–48 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).

Важно упомянуть, что правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит.

При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку.

Как проверить самостоятельно

Рассмотрим подробнее вопрос о том, каким образом провести экспертную проверку своими силами. Соответствующий образец акта экспертизы по 44 ФЗ (бланк) можно скачать ниже.

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

В случае когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

Важно отметить, что на заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах.

Шаблоны документов по 44-ФЗ

Подборка шаблонов и образцов документации для работы заказчиков по 44-ФЗ. Материалы в удобном формате Word.

Все документы выполнены в соответствии с действующими нормами и готовы для использования в работе.

Этот раздел постоянно пополняется новыми образцами по просьбам посетителей и нашей инициативе. Добавляйте страницу в закладки и всё необходимое всегда будет под рукой!

Если вы не нашли на сайте необходимый шаблон или образец, сообщите об этом нам с помощью on-line консультанта в правом нижнем углу страницы и мы обязательно постараемся помочь вам!

Для загрузки/просмотра файла нажмите на иконку с зеленой стрелочкой.

Экспертиза контракта

Требование о проведение экспертизы поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) своими силами и силами внешних экспертов. Какая должная быть форма экспертизы или экспертного заключения по Закону № 44-ФЗ? Ограничения по привлечению экспертов. Приемка товара, работ,услуг

Система Госзаказ

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

❆ ВАЖНОЕ В ДЕКАБРЕ ❆

Важные события в сфере закупок:

  • Бесплатный вебинар
    «Всё о строительных контрактах»
    26 декабря 2018
  • Курс повышения квалификации
    «Управление закупками (120 часов) с изменениями 2018 года»
  • Профпереподготовка по 44-ФЗ
    с изменениями 2018 года (250 часов)
  • Повышение квалификации
    Управление закупками с изменениями 2018 года (120 часов)
  • Повышение квалификации
    по 223-ФЗ с изменениями 2018 года (120 часов)
  • Повышение квалификации
    по ЕИС с изменениями 2018 года (56 часов)
  • Повышение квалификации
    «Управление закупками в ГОЗ» (120 часов)
  • Повышение квалификации
    «Участие в закупках» (72 часов)

© 2011–2018 ООО «МЦФЭР»

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Госзакупки.ру» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

Журнал «Госзакупки.ру» — основной журнал для специалистов в сфере госзаказа.

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Госзакупки.ру». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Что проверяют эксперты при приемке?

На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.

Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

Когда и как отказать в приемке

Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.

Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

Другие статьи:  Налог на имущество организаций с 2019 года льготируемое имущество

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

С помощью экспертов или своими силами?

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.

Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

Экспертиза силами экспертной организации

Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  • образование,
  • стаж работы по специальности,
  • проведение определенного количества экспертиз,
  • знание законодательства в области промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Содержание контракта на экспертные услуги

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

В контракте рекомендуется указать:

  1. обязательные условия для включения в контракт;
  2. функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  3. условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  4. вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  5. срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  6. ответственность сторон;
  7. утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  8. рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.

Экспертиза своими силами

Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

Акт приемки товара должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
  • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
  • документы и выводы экспертизы;
  • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.

По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.

Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

Другие статьи:  Приказ 300 уво

8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Как заказчик может провести «внешнюю» экспертизу

Как заказчику провести «внешнюю» экспертизу по контрактам, заключенным по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе. «

1. Сначала немного предыстории.

Судя по всему из-за недоработки законодателей с 1 июля 2018 г. заказчики по контрактам, заключенным по итогам электронного аукциона с единственным поставщиком по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вынуждены проводить «внешнюю» экспертизу, т.е. приглашать экспертов со стороны, заключая с ними контракты в порядке Закона № 44-ФЗ.

Дело в том, что ранее п. 25 ч. 1 ст. 93 было установлено, что если на электронный аукцион поступила либо была допущена только 1 заявка, контракт заключается с единственным поставщиком. При этом п. 25 ч. 1 ст. 93 указан в исключениях ч. 4 ст. 94, по которым «внешняя» экспертиза не проводится.

Но п. 25.1 ч. 1 ст. 93 в исключениях ч. 4 ст. 94 отсутствует, при этом с 1 июля несостоявшиеся (с 1 заявкой) электронные аукционы перемещены из п. 25 в п. 25.1.

Соответственно — если проводимый после 1 июля электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что подана или допущена только 1 заявка и заказчик заключил контракт по п. 25.1. ч. 1 ст. 93, заказчик должен проводить «внешнюю» экспертизу.

Что делать в связи с этим:

1) [так делать нельзя, но] имитировать конкуренцию [ну, а куда деваться. ], т.е. просить поставщиков подать вторую заявку просто ради подачи, чтобы аукцион считался состоявшимся,

2) проводить «внешнюю» экспертизу. Да, это обязательно. При этом частью 8 статьи 7.32 КоАП РФ установлен штраф 20 000 рублей за несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта, если заказчик обязан привлечь экспертов. Некоторые контролеры решили игнорировать данное требование и не проверять или не наказывать заказчиков, но. не все.

2. Как провести «внешнюю» экспертизу

1) заключать возмездные договоры с экспертами (на общих основаниях 44-ФЗ — т.е. конкурентными способами либо до 100 т.р.). Ключевая проблема тут — у заказчиков обычно нет денег на экспертизы. Если деньги есть — основная задача только в том, чтобы найти эксперта.

2) заключать безвозмездные договоры. Есть мнение, что безвозмездные договоры Законом № 44-ФЗ запрещены, но, например, Верховный суд РФ это мнение не разделяет (Ссылка на решение ВС РФ),правда, применительно к запросу котировок, но суть от этого не меняется. Далее будем говорить в основном про безвозмездные договоры.

3. Кто может быть «внешним» экспертом?

Во-первых, законом предусмотрены «эксперты и экспертные организации». С организациями проще всего — в 99,5% случаев их нет )) Поэтому остановимся на экспертах [физических лицах].

Во-вторых, к экспертам установлены 2 варианта требований — по ст. 3 и ст. 41 Закона № 44-ФЗ, а также по профессиональному стандарту «Эксперт в сфере закупок». Но поскольку профстандарт касается в основном работодателей, а эксперт будет с нами работать по договору ГПХ, то профстандарт можно с определённой оговоркой игнорировать.

В ст. 3 сказано, что эксперт — это обладающее (1) специальными познаниями, (2) опытом, (3) квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, которые осуществляют на основе (4) договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. А ст. 41 запрещает быть экспертами (5) сотрудникам (в т.ч. бывшим) либо родственниками заказчика и поставщика, (6) физическим лицам, если заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицами экспертизы. Есть ещё запреты, но они менее важны.

Из перечисленного можно вывести 5 критериев эксперта — это (1) человек, который не работает и не работал у заказчика/поставщика и не является их близким родственником, (2) заказчик/поставщик не могут на него повлиять прямо или через сторонних лиц, (3) человек, заключивший договор с заказчиком, (4) человек с профильным предмету контракта опытом, или (5) с профильным предмету контракта образованием.

Какими документами должны подтверждаться опыт и образование закон не указывает, соответственно, можно сделать вывод, что любыми: удостоверение, диплом, сертификат, трудовая книжка, договор ГПХ и т.д.

Наличие документов об экспертности для заказчика обязательно. Несмотря на то, что закон не указывает их необходимости, контролёры будут их требовать с заказчика.

4. Как заключить безвозмездный договор на экспертизу.

Оптимальный рецепт на сегодня базируется на двух моментах:

1) практически у всех заказчиков присутствует проблема с «внешней» экспертизой. Поэтому, можно договориться с «соседским» заказчиком об обмене экспертами. Например, вы детсад и вам нужна экспертиза продуктов питания — повар соседнего детсада будет проводить экспертизу вам, а ваш повар им. Или вам нужна экспертиза топлива при заправке на АЗС — ваш водитель или механик подписывает экспертизу соседнему заказчику, а их специалист вашу. Да, экспертизы часто будут формальными, т.е. товар, работу, услугу будет принимать ваш человек, а эксперт (под ваше честное слово, что всё хорошо) подмахивать бумажки, но закон есть закон, он требует «внешнюю» экспертизу. Пока не приняты законы об ответственности экспертов за некачественную экспертизу (а они не приняты), схема рабочая;

2) заказчик не может быть инициатором заключения безвозмездного договора (иначе будут вопросы у контролеров), но никто не мешает стать таким инициатором эксперту.

Поэтому порядок действий следующий:

0) договариваемся с соседним заказчиком, его и своим сотрудником;

1) направляем письмо эксперту с просьбой заключить контракт на экспертизу с ценой не более 100 тыс.руб. (по п. 4 ч. 1 ст. 93, чтобы не запускать долгую тему с конкурентной закупкой) и с просьбой сообщить стоимость такого контракта — пример письма: Ссылка

Обязательно либо излагаем в письме условия контракта, либо прикладываем проект контракта — пример: Ссылка

2) получаем ответ эксперта о том, что он предлагает заключить договор на безвозмездное оказание услуг «с учётом части 2 статьи 8, статьи 24, статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункта 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации» (цитата из решения суда по ссылке в п. 2) — пример: Ссылка

3) заключаем с экспертом безвозмездный договор — пример: Ссылка (по ссылке также регламент проведения экспертизы и форма заключения эксперта) и обязательно берём у эксперта копии трудовой, сертификатов, дипломов и других документов об опыте и познаниях;

4) по закону эксперт обязан уведомить заказчика и поставщика о том, что он может быть экспертом, поэтому:

либо просим представителя поставщика расписаться на заключении эксперта, где есть формулировка уведомления (см. по ссылке выше)

либо распечатываем с запасом пачку уведомлений эксперта с его подписью — пример: Ссылка и вручаем 1 экз. каждому поставщику по п. 25.1 ст. 93 под его роспись на втором (вашем) экземпляре;

5) подписываем у эксперта экспертное заключение (или оформляем иначе, в порядке, утверждённом внутренним локальным актом заказчика), при этом обязательно стоит в заключении указывать способ проведения экспертизы, например, «визуальный осмотр» (помните же, что экспертиза по сути формальная?);

6) прикладываем заключение экспертизы к материалам закупки, плюс обязательно выкладываем скан заключения в реестре контрактов и в отчете об исполнении контракта в ЕИС.

Минфин ещё 4 мая 2018 г. внёс законопроект, который возвращает электронный аукцион в п. 25 ст. 93 — под исключения от «внешней» экспертизы, но проект завис на стадии обсуждения и не движется Ссылка на сайт ГД Скорее всего, такие закупки вернут под исключение от «внешней» экспертизы, но когда — пока ясности нет.

Эти шаблоны и инструкции распространяются бесплатно, поддержать автора шаблонов можно по ссылке Поддержать эксперта