Искажение бюджетной отчетности административная ответственность

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).

Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

  • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
  • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Бюджетная отчетность – важнейший документ, который формируется на основании информации из главной книги, регистров учета. Отображает информацию об имущественном и финансовом положении фирмы, об итогах ее деятельности. В рассматриваемом документе могут быть допущены искажения. За них на руководителя накладывается административная ответственность. Столь серьезная мера наказания связана с тем, что ошибки в бюджетной отчетности могут привести к принятию неверных решений.

Разновидности искажений бюджетной отчетности

Искажение бюджетной отчетности предполагает наличие ошибок в документе. Из-за них ранее объективная информация о состоянии компании перестает быть таковой. Различают следующие виды искажений:

  • Преднамеренное (сделанное в корыстных целях) и непреднамеренное. Последняя форма искажений может возникнуть вследствие различных ошибок, неверного отражения данных.
  • Существенные и несущественные. В первом случае ошибочные сведения могут привести к тому, что специалисты примут неверное решение или сделают неправильные выводы. Несущественные искажения никак не влияют на принятие решений.
  • Случайные и систематические. Первые предполагают однократное совершение операции и однократное отражение ее в бухучете, вторые – регулярное проведение процедуры и ее системное отражение.

Любые ошибки вне зависимости от уровня их существенности нужно исправлять.

Распространенные искажения

Рассмотрим наиболее распространенные искажения преднамеренного характера:

  • Манипуляция учетными записями. Сотрудник намеренно применяет ошибочные проводки или сторно для искажения отчетности.
  • Фальсификация бухгалтерских записей. При внесении данных в учет специалист пользуются подложной документацией.
  • Удаление итогов хозяйственной операции. Для уничтожения используется сторно.
  • Неполное отражение информации в учете. Неполное отражение сведений также является ошибкой.
  • Операции нетипичного характера. Предполагают отражение излишних или чрезмерных платежей.

Также в бюджетной отчетности могут быть допущены следующие ошибки:

  • В отчетности не отражены задолженности, которые есть у фирмы.
  • Имеются неоприходованные излишки материальных ценностей.
  • На балансе не отражено имущество, которое требуется для нужд компании.

Все приведенные искажения подразумевают наложение ответственности. При наличии серьезных ошибок возможна не только административная, но и уголовная ответственность.

Другие статьи:  Досрочная пенсия педагогу в 2019 году

Сокрытие кредиторской задолженности

За кредиторской задолженностью следят и внешние, и внутренние контролирующие органы. По этой причине скрывать долги не рекомендуется. Очень высока вероятность обнаружения этого правонарушения. Ревизоры выявляют кредиторку путем сверки сведений бюджетного учета с данными из платежных документов, регистров. Если обнаружатся расхождения, признается наличие искажения. Следующий шаг – определение умышленности допущения ошибки.

Как не допустить наложения административной ответственности? Бухгалтеру нужно сверить значения по субсчетам 302 (11-13, 62-63) с данными расчетных листов, платежных ведомостей, первичной документации. В процессе проверки контролирующие органы потребуют акты сверки взаиморасчетов, итоги обязательной инвентаризации.

ВАЖНО! Если бухгалтер допустил принятие обязательств по бюджету сверх установленных лимитов, он привлекается к ответственности сразу по двум статьям: 15.15.6 и 15.1510 КоАП РФ.

Нормативное регулирование правонарушения

Сотрудники и руководители компании несут ответственность за следующие ситуации:

  • Искажения отчетности умышленного и неумышленного характера.
  • Не приняты меры по профилактике ошибок.
  • Не приняты меры по устранению последствий ошибок.

Закон достаточно строг. Административное наказание ждет руководителя даже в том случае, если допущено искажение всего одного показателя.

Судебная практика показывает, что наиболее распространенное искажение – это несоответствие сведений из отчетных форм и главной книги. Расхождения, как правило, выявляются в ходе контрольных мероприятий. В данном случае на должностных лиц накладывается ответственность на основании статьи 15.15.6 КоАП РФ. Рассмотрим конкретные примеры судебной практики:

  • Руководитель казенного субъекта привлечен к ответственности на основании того, что данные баланса и отчета не соответствуют информации, приведенной в главной книге. Подобные расхождения противоречат части 3 статьи 264.1 БК РФ. Руководитель пытался оспорить наличие умысла при совершении правонарушения, однако его доводы были опровергнуты. Соответствующее решение приведено в Постановлении Ивановского суда от 31 августа 2016 года.
  • В бюджетной отчетности неправильно приведена сумма кредиторского долга, не учтен аванс, направленный контрагенту. В ходе судебного заседания была доказана умышленность действий, а потому состав правонарушения сформирован на основании статьи 15.16 КоАП РФ. Решение по делу принимал Смоленский областной суд.

Лицо, на которое наложена ответственность, имеет право оспорить вердикт суда. Однако для оспаривания нужно подготовить аргументы. Как показывает судебная практика, фирмы обычно пытаются доказать малозначительность выявленного искажения. В статье 2.9 КоАП РФ указано, что суд может освободить руководителя от ответственности в случае, если удалось доказать малозначительность ошибки. Правонарушитель получает лишь устное замечание. Малозначительным считается искажение, в котором есть признаки правонарушения, но последствия ошибки минимальны. Малозначительным искажение не делают эти факторы:

  • Имущественное состояние фирмы.
  • Добровольное устранение ошибки.
  • Возмещение ущерба, если он был нанесен.

Однако эти факторы на основании частей 2-3 статьи 4.1 КоАП РФ принимаются во внимание при назначении наказания. То есть если они имеют место, степень ответственности может быть уменьшена.

Ответственность за искажение бюджетной отчетности

Если контролирующие органы выявят искажения, правонарушению присваивается статья 15.15.6 КоАП РФ. Однако ее присвоение не обязательно свидетельствует о назначении административного наказания. Ответственность накладывается в зависимости от существенности ошибки. Административное наказание на основании статьи 15.15.6 КоАП устанавливается в следующих случаях:

  • Отчетность или не предоставлена вовсе, или предоставлена с нарушением сроков.
  • Существенное искажение фактов хозяйственной деятельности, что повлекло за собой принятие неверных решений.

На правонарушителя накладывается ответственность в размере 10 до 30 тысяч рублей.

К СВЕДЕНИЮ! 7 июня 2017 года был принят ФЗ №118, на основании которого статья 15.15.6 КоАП РФ начала распространяться на случаи неверного оформления документов и предоставления неправильной информации.

ВНИМАНИЕ! В 2016 году был внесен законопроект, увеличивающий степень ответственности за правонарушения в сфере бюджетного законодательства. В частности, отчетность считается недостоверной, если любое значение искажено более чем на 10%. Если допущен рассматриваемый уровень искажений, руководитель привлекается к административной ответственности.

Ответственность за искажение показателей бюджетной отчетности.

Какая административная ответственность предусмотрена за представление отчетности с заведомо недостоверными сведениями? Можно ли признать выявленные нарушения малозначительными и избежать ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ? Каковы примеры нарушений при составлении отчетности, за которые должностное лицо учреждения привлекается к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность:

  • за непредставление или представление с нарушением сроков, определенных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности;
  • за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Совершение таких деяний влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Таким образом, в случае если учреждение при составлении отчетности исказит факты финансово-хозяйственной деятельности, должностное лицо учреждения (руководитель, а в некоторых случаях – главный бухгалтер) будет привлечено к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Для справки:

Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 15.15.6 КоАП РФ слова «правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений» были заменены словами «правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов)». Данный федеральный закон вступил в силу 18 июня 2017 года. Поэтому начиная с этой даты положения ст. 15.15.6 КоАП РФ распространяются на случаи формирования и представления с нарушением установленных требований сведений (документов).

Как показывают анализ судебной практики и результаты контрольных мероприятий, искажение показателей форм бюджетной отчетности обычно проявляется в расхождении показателей, содержащихся в отчетных формах и главной книге (ф. 0504072), бюджетном учете учреждения.

Пунктом 7 Инструкции № 191н [1] предусмотрено, что бюджетная отчетность составляется:

  • на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
  • на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном Инструкцией № 191н порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

Согласно п. 11 Инструкции № 157н [2] записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения такого документа как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. По истечении месяца данные оборотов по счетам из соответствующих журналов операций вносятся в главную книгу.

Таким образом, показатели главной книги и отчетных форм должны быть идентичными, как и данные бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетных форм. В случае если в результате контрольных мероприятий выявляются расхождения между данными бухгалтерского (бюджетного) учета и данными, отраженными в главной книге и отчетных бухгалтерских формах, должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В качестве примеров нарушений, за которые должностные лица учреждений привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, приведем несколько судебных решений.

Так, в Постановлении Ивановского областного суда от 31.08.2016 № 4а-241/2016 была рассмотрена следующая ситуация. Руководитель казенного учреждения был привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за то, что баланс (ф. 0503130) и отчет (ф. 0503121) содержали данные, не соответствовавшие данным главной книги. Этими действиями учреждение нарушило положения ч. 3 ст. 264.1 БК РФ, п. 6, 7, 11.1 Инструкции № 191н, п. 3, 4 Инструкции № 157н. Доводы должностного лица (руководителя учреждения) об отсутствии в его действиях признака заведомости, умысла на совершение правонарушения и наличии объективных причин для этого, вызванных сбоем программного обеспечения, являлись предметом судебного исследования, после чего были обоснованно отвергнуты судом.

В Решении от 22.03.2016 № 21-141/2016 Смоленский областной суд рассмотрел такой случай. В годовой бюджетной отчетности (балансе (ф. 0503130)) военного клинического госпиталя была ошибочно отражена сумма кредиторской задолженности, а также не был указан аванс, перечисленный контрагенту. Данный факт, выявленный в ходе проверки, послужил основанием для привлечения должностного лица (главного бухгалтера учреждения) к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Поскольку был установлен факт представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности распорядителю бюджетных средств (искажение показателей баланса (ф. 0503130)), действия главного бухгалтера, по мнению судей, образовали состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При оспаривании решений контрольных органов о привлечении должностных лиц к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, в судебном порядке зачастую пытаются доказать малозначительность совершенного правонарушения. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзацах 2 – 5 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 указано, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, это должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, которое, хоть формально и содержит признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Статья 15.15.6 КоАП РФ не предусматривает наступление каких-либо последствий, а устанавливает только сам факт представления недостоверной отчетности, исправление недостоверной отчетности после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.2017 № 02-09-06/40875).

В завершение статьи кратко сформулируем основные выводы:

  • за несоответствие данных бухгалтерского (бюджетного) учета и показателей отчетных бухгалтерских форм, а также за несоответствие показателей главной книги и отчетных бухгалтерских форм должностные лица учреждения привлекаются к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ;
  • исправление отчетности, содержащей недостоверные сведения, после выявления правонарушения органом государственного финансового контроля не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Другие статьи:  Договор денежного займа между физическими лицами с залогом

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Об ответственности за подачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности

Комментарий к Письму Минфина России от 07.09.2017 N 02-06-10/57741.

В силу ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности закреплена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно действующей в настоящее время редакции данной статьи непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Объект данного правонарушения — общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
Примерами данного нарушения являются, в частности:
— неотражение в отчетности имеющихся у учреждения задолженностей;
— наличие неоприходованных излишков материальных ценностей;
— неотражение на балансе используемого для нужд учреждения имущества;
— составление и представление отчетности не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.
Вместе с тем действующим в настоящее время законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, составление и представление бухгалтерской (бюджетной) отчетности, однозначно не определен термин «недостоверная отчетность», а также перечень условий (искажений), при которых отчетность квалифицируется как недостоверная.
Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), определено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Указанным пунктом также предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях бухучета существенной признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
Принимая во внимание изложенное, а также основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, на достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные, которые повлекли изъятие и (или) искажение показателей отчетности, необходимых внешним пользователям для принятия решений, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения)…

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 07.09.2017 N 02-06-10/57741
(Гусев А.)
(«Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», 2017, N 11)

Административная ответственность за искажение бухгалтерской (бюджетной) отчетности (Гусев А.)

Дата размещения статьи: 23.11.2015

Чем грозит учреждению выявление фактов искажения бухгалтерской (бюджетной) отчетности? Что понимается под искажением бухгалтерской (бюджетной) отчетности? Кто будет привлечен к ответственности за данные факты? Каковы санкции за названное нарушение? В течение какого времени должно быть принято решение о привлечении к ответственности? Какие органы вправе привлечь учреждение к административной ответственности за искажение отчетности?

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно данной статье непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.
Под этой отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Напомним, что порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н).
Согласно общепринятому толкованию под искажением бухгалтерской отчетности понимается неверное отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта установленных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.
Примеры случаев искажения бюджетной отчетности. В качестве примера привлечения учреждения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ рассмотрим Решение Свердловского областного суда от 02.10.2014 N 72-721/2014. В ходе рассмотрения дела установлено, что должностными лицами ТУ Росфиннадзора была проведена выборочная инвентаризация нефинансовых активов, по результатам которой были выявлены нарушения, выразившиеся в наличии неоприходованных излишков материальных ценностей на сумму 114 811,66 руб., неотражении на балансе используемого для нужд проверяемого учреждения имущества на сумму 492 961,75 руб. Кроме того, проверяемым учреждением допущено искажение бюджетной отчетности на сумму 2764,90 руб. Таким образом, по мнению суда, действия должностного лица проверяемого учреждения правомерно квалифицированы по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Для привлечения к административной ответственности за совершение состава правонарушения — предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, достаточно установить в действиях лица единственный элемент объективной стороны состава административного правонарушения: противоправное деяние, которое заключается в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
При этом суд отметил: тот факт, что имущество, подлежащее отражению на балансе проверяемого учреждения, было получено до вступления главного бухгалтера учреждения в должность, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения. Указанное имущество учреждением использовалось и отражалось в 2012 — 2013 гг. в актах инвентаризации, а потому не могло быть учтено по бюджетному учету на забалансовом счете.
Кроме того, в соответствии с п. 3.3 Должностного регламента начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности — главного бухгалтера на данное лицо были возложены обязанности по контролю за своевременностью и полнотой проведения инвентаризации имущества финансовых обязательств учреждения.
Как мы видим, в случае выявления в ходе проверки излишков либо недостач имущества учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Другим примером указанного нарушения являются установленные факты искажения сведений по дебиторской задолженности в годовой отчетности. Дело о привлечении к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ за данное нарушение рассмотрено в Постановлении Волгоградского областного суда от 25.11.2014 N 7а-1036/14.
Лица, которые могут быть привлечены к ответственности. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным Кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.
Вместе с тем необходимо помнить, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
— данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
— объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Согласно п. 1 Инструкции N 191н бюджетную отчетность обязаны представлять главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций.
С учетом вышеизложенного могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 15.15.6 КоАП РФ, главные бухгалтеры учреждений и организаций, перечисленные в п. 1 Инструкции N 191н. Заметим, что главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по данной статье только в случае искажения бюджетной отчетности по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Органы, которые вправе привлечь к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:
— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
— сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Составлять протоколы по ст. 15.15.16 КоАП РФ вправе инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ, должностные лица Росфиннадзора. Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с задачами и функциями, возложенными на эти органы федеральным законодательством.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Рассмотрение дел о нарушении бюджетного законодательства РФ и положений иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, отнесено к компетенции:
— судов — в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье;
— Росфиннадзора — в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.14 — 15.15.16, ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ;
— органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, — в отношении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.14 — 15.15.16 КоАП РФ в пределах своих бюджетных полномочий и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
— вынесенное судьей — в вышестоящем суде;
— вынесенное коллегиальным органом — в районном суде по месту нахождения коллегиального органа;
— вынесенное должностным лицом — в вышестоящем органе, вышестоящему должностному лицу либо в районном суде по месту рассмотрения дела;
— вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районном суде по месту рассмотрения дела.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления. Этот срок в случае его пропуска может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего ее.
Данная жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Согласно ст. 30.5 КоАП РФ названная жалоба подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если жалобу будет рассматривать суд, срок ее рассмотрения составит два месяца.

Другие статьи:  Кто может встать на учет в центр занятости населения

Если учреждение представляет не бюджетную, а бухгалтерскую отчетность

Итак, как мы убедились, по ст. 15.15.6 КоАП РФ должностные лица бюджетных и автономных учреждений могут быть привлечены к ответственности по данной статье только в случае искажения бюджетной отчетности по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме. А если искажена бухгалтерская отчетность, представляемая в соответствии с Инструкцией N 33н ? В таком случае следует обратиться к нормам ст. 15.11 КоАП РФ. Указанной статьей установлена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов. Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.
———————————
Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н.

Согласно примечанию 1 к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
— занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названной статьей, в следующих случаях:
— при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
— при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. Согласно нормам п. 11 Инструкции N 33н в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе камеральной проверки представленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным Инструкцией N 33н и правовым актом, утверждающим дополнительные формы, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.
Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (или иным пользователям отчетности) в порядке, предусмотренном п. п. 5 — 7 Инструкции N 33н, с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности, — с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности.
В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности на бумажном носителе отметка учредителя о ее принятии по результатам проведенной камеральной проверки бухгалтерской отчетности проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса (ф. 0503730) (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения), а также на сопроводительном письме (по квартальной отчетности) с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.
В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о принятии бухгалтерской отчетности учредителем направляется учреждению в виде электронного документа.
Органы, которые вправе привлечь к ответственности. Как мы уже отмечали, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица налоговых органов, а также должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, инспекторы Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов. Иными словами, постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Исходя из вышеизложенного в случае искажения бюджетной отчетности должностное лицо учреждения может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ. При этом факторов, приведших к ее искажению, может быть достаточно много. Это и неправильное отражение задолженностей, и выявленные излишки и недостачи и т.д. Если же учреждение представляет не бюджетную, а бухгалтерскую отчетность, то ответственность за ее искажение предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ. Причем должностное лицо данного учреждения будет привлечено к административной ответственности только в случае, если искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности составит не менее чем 10%. Для бюджетной отчетности такие ограничения не предусмотрены.