Хоз договор как заключить

Хозяйственный договор (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие хозяйственного договора. Виды хозяйственных договоров

Понятие хозяйственного договора основывается на общем понятии договора, а сам хозяйственный договор рассматривается как соглашение между сторонами, являющимися предпринимателями, или с их участием, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.

Отличительными признаками хозяйственного договора являются:

– наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта – предпринимателя, действующего в сфере предпринимательской деятельности в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме (коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах предоставленных законодательством и учредительными документами прав; индивидуальные предприниматели);

– цель, для достижения которой заключается договор, совпадает с целью предпринимательской деятельности и состоит в систематическом получении прибыли, что и обусловливает возмездный характер хозяйственного договора.

– предмет хозяйственного договора предназначен не для семейного, бытового потребления, а для ведения предпринимательской или иной, не связанной с личным потреблением, деятельности.

В соответствии со ст. 396 ГК публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией, которым устанавливаются ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 398 ГК). Если другая сторона не принимает хотя бы одно из предлагаемых условий, то договор присоединения не заключается.

Предварительный договор – это такой договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или неуказанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 400 ГК).

Содержание хозяйственного договора

Содержание договора составляет совокупность его условий. Условия хозяйственного договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. Согласно ст. 392 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, причем эти правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если последним не предусмотрено иное.

В содержании любого договора выделяют три группы условий: существенные, обычные, случайные.

В силу ст. 402 ГК хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Пункт 3 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного суда от 16.12.1999 г. №16 (с изм. и доп.) разъясняет положения данной статьи, указывая на то, что существенными являются: условия о предмете договора; иные условия, которые могут быть отнесены к существенным в случаях, если они:

– названы в качестве таковых в законодательстве для договоров данного вида;

– определены как существенные самими сторонами при заключении договора или по заявлению одной из сторон и при этом между сторонами достигнуто соглашение;

– вытекают из сущности договоров данного вида.

Основания и порядок изменения (расторжения) договора

Под изменением хозяйственного договора понимается изменение сторонами его условий и содержания. При изменении договора обязательства сторон продолжают действовать в измененном виде, а при его расторжении – прекращаются.

Соглашение об изменении или расторжении хозяйственного договора совершается в письменной форме.

Если сторонами не достигнуто соглашение об изменении и расторжении договора и такая возможность не предусмотрена законодательством или договором, последний может быть изменен или расторгнут решением суда по требованию одной из сторон в случаях:

– при существенном нарушении договора другой стороной;

– существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 421 ГК);

– в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

При расторжении хозяйственного договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств хозяйственный суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (в ред. от 18.05.2007 N 233-З) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс].

Каменков В. Содержание хозяйственного договора // КонсультантПлюс: Беларусь [Электрон. ресурс].

Хозяйственное право: учеб.-метод. Комплекс / авт. колл.: Ю.А. Амельченя [и др.]; МИУ; под ред. Л.В. Калита. – Минск: Издательство МИУ, 2010. – 352с.

Заключение хозяйственных договоров.

Согласно ГК договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение в требуемой в подлежащих случаях форме по всем условиям, имеющим существенное значение (существенное условие).

К существенным условиям относятся:

1) условие о предмете договора;

2) условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для данного вида договора;

3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Процедура заключения договора представляет собой переговорный процесс согласования между сторонами условий договора. По сути, это одна из форм выработки условий договора.

Предметом переговоров могут быть не только существенные условия договора. Однако если какие-то из условий остались не согласованными и стороны по ряду причин отложили их согласование на более позднее время, но между ними достигнуто соглашение по существенным условиям, то договор будет считаться заключенным.

В этом причина регулирования в законе порядка заключения договора посредством определения двух основных действий: направление одной из сторон предложения заключить договор (оферта) и принятия этого предложения (акцепт) другой стороной.

Этот формальный порядок заключения договора, отличающийся от реального переговорного процесса, позволяет при наличии — или разногласий между сторонами в ходе заключения договора четко установить следующие юридические обстоятельства, имеющие значение для разрешения этих споров:

— достижение соглашения по существенным условиям договора;

— место заключения договора;

— соблюдение формы договора;

— соблюдение правил заключения договора в обязательном порядке.

Предложением заключить договор (офертой) является предложение лица, адресованное конкретному лицу или лицам, содержащее существенные условия договора и выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Таким образом, реклама и иные предложения заключить договор, сделанные неопределенному кругу лиц, рассматриваются не как оферта, а как коммерческая информация или приглашение делать оферты.

Ответ лица, которому адресована оферта, о полном и безоговорочном ее принятии признается акцептом. Молчание не является акцептом. Однако если закон, обычай делового рота или прежние деловые отношения сторон связывают принятие оферты с молчанием лица, которому она направлена, то в этом случае молчание признается акцептом.

Как правило, в оферте указывается срок для ее акцепта. В этом случае полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение этого срока, если иное не было оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа исполнения или обстановки, в которой она была сделана (ст. 436 ГК).

В зависимости от способа заключения договора с соблюдением требований к письменной форме договора письменная оферта и акцепт могут представлять собой один или несколько документов. Так, в случае оформления договора путем подписания одного документа сторонами, находящимися в различных местах, оферта будет представлять собой письмо, адресованное другой стороне (сторонам) с просьбой заключить договор и подписать прилагаемый текст, и собственно приложенное к письму необходимое количество экземпляров текста договора, подписанных стороной, направляющей оферту.

Во всех случаях ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом, а признается отказом от акцепта и новой офертой. В ходе переговоров такой обмен офертами может происходить несколько раз.

Моментом заключения договора считаются:

1) момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта;

2) момент передачи соответствующего имущества, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества;

3) момент государственной регистрации, если договор подлежит государственной регистрации и иное не установлено законом.

С момента заключения договор вступает в силу и становится обязательным для сторон. Указанная норма является императивной и не может быть изменена по соглашению сторон. Поэтому являются ничтожными любые, не соответствующие этому правилу оговорки, например, устанавливающие вступление договора в силу в дату, отличную от даты подписания его сторонами.

Однако стороны могут в договоре, который уже вступил в силу, обусловить возникновение обязательства по нему в зависимости от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Стороны вправе также установить, что условия заключенного ими договора применяются и к отношениям, возникшим до заключения договора.

Местом заключения договора признается место, указанное в нем, или при отсутствии этого — место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, направившего оферту.

§ 2. Хозяйственный договор

Говоря о хозяйственном договоре, имеют в виду не отдельный тип, а определенную совокупность договоров, обладающих рядом таких только им присущих качеств, которые вызывают необходимость устанавливать в пределах общих норм обязательственного права правила, общие для одних только хозяйственных договоров — поставки, подряда на капитальное строительство, перевозки грузов, эксплуатации железнодорожных подъездных путей не общего пользования и др. Общность этих договоров выражается в ряде признаков.

Другие статьи:  Срок действия ламп в солярии

Во-первых, они могут заключаться только социалистическими организациями. Но сам по себе этот признак недостаточен, так как социалистические организации вправе заключать почти все гражданские договоры, в том числе не относящиеся к хозяйственным.

Во-вторых, рассматриваемые договоры преследуют те или иные хозяйственные цели и обслуживают хозяйственную деятельность социалистических организаций. Но и этого признака, взятого обособленно, также недостаточно, ибо едва ли не все договоры социалистических организаций служат хозяйственным целям, а потому в таком понимании категория хозяйственных договоров полностью или почти полностью совпадала бы с категорией гражданских договоров.

В-третьих, специфика хозяйственных договоров состоит в том, что они либо являются плановыми, либо однохарактерны плановым, даже если заключаются не на основе актов планирования. Однохарактерность эта бывает двоякой. Так, договоры поставки свободно реализуемой и распределяемой в плановом порядке продукции есть именно договоры поставки, а не что-либо иное, и подчиняются единому законодательству, за исключением норм, определяющих зависимость договора от плана и неприменимых к неплановой поставке. В этом случае однохарактерность означает, что и тот и другой договоры относятся к одному договорному типу. Напротив, договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей не общего пользования не включается вместе с плановой поставкой или каким-либо иным плановым обязательством в единый тип договора. Но хотя он и не опирается на акт планирования, его заключение по прямому указанию закона столь же обязательно, как и заключение плановых договоров. Здесь однохарактерность выражается не в единстве договорного типа, а в обязательности заключения плановых и определенных неплановых договоров. Отмеченная общность всех хозяйственных договоров и обусловливает необходимость установления для них целого ряда общих правил, а потому является основой образования самого понятия хозяйственного договора.

Хозяйственные — это служащие хозяйственным целям плановые и однохарактерные им по типу или обязательности заключения неплановые договоры социалистических организаций.

Аналогичное определение с некоторыми отличиями встречается и в других литературных источниках32. Наряду с этим высказываются иные взгляды на понятие хозяйственного договора.

В прошлом это понятие иногда употреблялось как равнозначное одному лишь договору поставки33. Но поскольку в таком случае вообще не возникала бы потребность образовывать особое понятие хозяйственного договора, ибо достаточно было бы пользоваться понятием договора поставки, подобные суждения очень скоро сошли со страниц гражданско-правовой литературы34.

В настоящее время одни авторы отождествляют хозяйственные договоры с любыми договорами социалистических организаций35, а другие — с их плановыми договорами36. При первой трактовке понятие хозяйственного договора утрачивает свою специфику, так как оно по сути дела расширяется до границ гражданского договора вообще, поскольку, за единичными исключениями, любые договоры советского гражданского права могут заключаться социалистическими организациями и так или иначе используются ими для достижения хозяйственных целей. При второй трактовке важно учитывать, что понимается под плановым договором. Если плановый — это только договор, который основан на акте планирования, то пришлось бы, например, плановую поставку относить, а неплановую не относить к числу хозяйственных договоров. Не говоря уже о практической неприемлемости такого вывода, он и теоретически не оправдан, ибо один и тот же договор не может быть и хозяйственным, и нехозяйственным одновременно. Если же плановый — это любой договор, служащий задачам выполнения плана, даже и не основанный на акте планирования, то тогда вторая трактовка ничем не отличается от первой, ибо при таких обстоятельствах, все договоры социалистических организаций будут договорами хозяйственными.

Приходится также сталкиваться с полным отрицанием какой бы то ни было надобности в образовании понятия хозяйственного договора37. Но, отвергнув рассмотренное понятие на словах, сторонники этой позиции вынуждены вслед за характеристикой общих правил об обязательствах отмечать каждый раз специфику их применения к обязательствам тех видов, которые в других литературных источниках объединяются под наименованием хозяйственных договоров38.

План и договор. Решающая роль среди хозяйственных договоров принадлежит плановым договорам, заключаемым не только во исполнение плана, но и в силу конкретного акта планирования как необходимого их юридического основания.

Плановый договор применяется в самых различных сферах хозяйственной деятельности. Важнейшие виды продукции реализуются по договорам поставки, заключаемым на основе планов снабжения (распределения). Договоры подряда на капитальное строительство опираются на план капитальных работ, титульный список и т. д. План грузовых перевозок служит юридическим основанием договоров перевозки грузов, а кредитный план — предоставления денежных средств по договору банковской ссуды и т. п.

Акт планирования, будучи доведенным до конкретных исполнителей, порождает определенные юридические последствия еще до того, как на его основе будет заключен договор. Эти последствия проявляются в отношениях как между органом, от которого плановый акт исходит, и теми, кому он адресуется, так и в отношениях между самими адресатами планового задания. В первом Случае возникают административные, а во втором — гражданские правоотношения.

Содержание административного правоотношения сводится к тому, что либо оба адресата планового задания, либо один из них несут обязанность по исполнению планово-административного акта перед органом, издавшим его. Например, план грузовых перевозок подлежит обязательному исполнению указанным в нем транспортным предприятием и грузоотправителем, тогда как в силу кредитного плана банк обязывается обеспечить кредитом в установленном размере указанную в плане организацию, а сама эта организация воспользоваться кредитом не обязана. Но и при двусторонней обязательности акта планирования возникшие обязанности в одних случаях безусловны для обоих адресатов, а в других — безусловны для одного и условны для другого из них. Так, план капитальных вложений безусловно обязателен и для заказчика, и для подрядчика в отличие от Плана снабжения (распределения), который безусловно обязателен для поставщика и лишь условно обязателен для покупателя, имеющего право с соблюдением установленных законом условий полностью или частично отказаться от выделенной по плану продукции.

Обязывая к выполнению определенного им задания одну или обе стороны безусловно или условно, акт планирования сам по себе недостаточен для того, чтобы задание могло быть выполнено. Необходим еще заключаемый его адресатами договор. Обязанность и управомоченность заключить договор составляют содержание гражданского правоотношения, непосредственно порождаемого этим актом. В зависимости от характера планирования и особенностей хозяйственной сферы, на которую оно рассчитано, содержание указанного правоотношения может выражаться следующим образом:

а) акт планирования безусловно обязывает обоих адресатов к заключению договора (в отношениях по капитальному строительству) или обязывает к этому безусловно одного (поставщика в отношениях по поставкам) и условно другого адресата (покупателя в тех же отношениях), но предусмотренные планом конкретные хозяйственные операции (выполнить работу, поставить продукцию) могут быть начаты лишь после заключения договора;

б) акт планирования обязывает обоих адресатов заключить договор путем таких хозяйственных действий, которые необходимы для его заключения (передать указанные в плане перевозочные средства и грузы для перевозки), но все другие предусмотренные планом хозяйственные операции (в приведенном примере — самая перевозка грузов) могут быть начаты лишь после заключения договора;

в) акт планирования, обязывая одного из своих адресатов к заключению договора (например, банк в отношениях по банковской ссуде), управомочивает к этому другого адресата (в приведенном примере — кредитуемую организацию), и лишь заключенный договор подтверждает надобность в запланированной операции.

Однако при планировании обязательственных отношений любых видов для выполнения предусмотренного актом планирования задания недостаточно одного только этого акта либо самого по себе договора.

Договор есть прежде всего волевой акт, подтверждающий решимость адресатов планового задания исполнить его. Если оба адресата безусловно обязываются заключить договор, но хотя бы один из них от заключения договора отказывается, это свидетельствует о необходимости либо устранить допущенные ошибки, либо принять особые меры по обеспечению выполнения правильно определенного планового задания. Когда же на одного из адресатов возлагается условная обязанность заключить договор, она превратится в безусловную, как только последует заключение договора.

Далее, договор вносит в отношения сторон ту степень определенности, которая акту планирования, как правило, вообще недоступна. Если по характеру установленного планового задания исполнители не вправе отступить от него (как, например, в отношениях по капитальному строительству), они могут при помощи договора уточнить и восполнить условия, необходимые для исполнения плана. Когда же такая возможность им предоставляется (как, например, в отношениях по поставкам), договор обеспечивает доведение заданий плана до границ, отвечающих реальным хозяйственным потребностям.

Затем договор вводит в действие механизм санкций, которые могут быть применены к стороне, нарушившей обязательство. Если данный договор обеспечивается только санкциями, предусмотренными в законе, он составляет обязательное условие их применения. Когда же сторонам разрешается своим соглашением повысить размер санкций по сравнению с установленными в законе или предусмотреть их по собственной инициативе, договор становится источником формирования санкций — либо по размеру, либо по основаниям применения.

Наконец, будучи основанным на плане, договор при определенных условиях играет существенную роль в его составлении. Это происходит во всех тех случаях, когда стороны вступают в определенные соглашения еще до разработки плана, а согласованные ими показатели учитываются в процессе планирования, по итогам которого уточняются уже состоявшиеся договоры.

Учение о сложном юридическом составе опирается на охарактеризованное взаимодействие плана и договора как основание возникновения хозяйственных обязательств.

Автором теории сложного состава был М. А. Агарков. Но в его изложении эта теория не была свободна от недостатков.

М. М. Агарков ориентировался преимущественно на поставку, что лишало его возможности выявить различный варианты соотношения договора с планом Единственный описанный им вариант — акт планирования обязывает заключить договор — сопровождался утверждением, будто тот же самый акт обязывает также сделать все необходимое для подготовки исполнения договора. Он писал: «Если по тем или иным причинам произойдет задержка в заключении договора, то ввиду того, что он все же должен быть заключен, стороны обязаны сделать все, от них зависящее, чтобы он не только был заключен, но и надлежащим образом использован»39. Понятно, что при таком действии планово-административного акта последующее заключение договора лишилось бы практического смысла и носило сугубо формальный характер. Приписав планово-административному акту несвойственную ему функцию, М. М. Агарков, в противоречие с его собственными взглядами, фактически принизил роль хозяйственного договора.

Другие статьи:  Как недопустить развод

Еще дальше в том же направлении пошел Н. Г. Александров. Он полагал, что в случаях, когда обязательство носит планово-договорный характер, в качестве порождающего его юридического факта выступает один лишь планово-административный акт. Если же «правомочия и обязанности сторон не конкретизированы в необходимой степени. то административный акт будет нуждаться в дополнении таким договором, который бы уточнил правомочия и обязанности сторон (ассортимент, сроки поставки и т. д.), хотя в общих чертах они уже возникли у сторон в силу административного акта»40. В результате за договором вообще отрицалась роль юридического факта, из которого возникают предусмотренные планом обязательства, что представляло собой не более чем теоретическое отражение впоследствии осужденной практики бездоговорных плановых отношений, сохранявшейся в первые послевоенные годы.

Аналогичные выводы логически следуют и из концепции С. С. Алексеева, утверждающего, что не существует двух обязательств, из которых одно (обязательство заключить договор) основывается на акте планирования, а другое (самое хозяйственное обязательство) появляется после заключения договора. С договором он связывает не появление нового, а трансформацию, динамику обязательства, уже сложившегося в силу издания планового акта41. Едва ли, однако, нужно доказывать, что обязательство заключить договор поставки и обязательство самой поставки — не одно и то же и даже не динамика (трансформация) одного и того же. Отстоять свою позицию С. С. Алексеев мог бы только в случае признания, что обязательство, возникшее из акта планирования, уже содержит все элементы, которые в развитом виде появятся после заключения договора. Но тогда он должен был бы присоединиться либо к взглядам Н. Г. Александрова, либо к отмеченным ошибочным установкам теории М. М. Агаркова.

По-иному к теории сложного состава подходит Р. О. Халфина42. Она, правильно обращает внимание на то, что, присвоив плану способность предписывать исполнение обязательства, если даже договор не заключен, М. М. Агарков принизил роль договора. Но Р. О. Халфина пренебрегает тем, что указанный дефект вовсе не присущ органически этой теории, а обусловлен лишь интерпретацией, которую ей давал М. М. Агарков. Она перечисляет работы ряда сторонников указанной теории, заявляя, будто все они допускают возникновение хозяйственного обязательства непосредственно из актов планирования43, хотя двое из четырех авторов, ею упоминаемых, на тех именно страницах, на которые она ссылается, решительно отвергают такую возможность44.

Сама же Р. О. Халфина, первоначально рассмотрев этот вопрос в связи с договором поставки, отстаивает тот взгляд, что обязательство возникает не из планового акта в совокупности с договором, а «только из основанного на административном акте договора»45. В дальнейшем это положение было ею обобщено применительно к любым планово-договорным обязательствам: все они, по мнению Р. О. Халфиной, имеют договор своим единственным основанием, хотя договор и заключается во исполнение определенного планового задания46.

Здесь уже возвеличение роли договора достигается за счет недооценки значения актов планирования. Но обязательство перестало бы быть плановым, если хотя бы одним из его оснований не являлся планово-административный акт. Небезынтересно, что Р. О. Халфина так и не ответила своим критикам на вопрос, почему вслед за изменением или отменой акта планирования изменяется или прекращается обязательство, если оно основано только на договоре. Не ответила потому, что удовлетворительный ответ исключается защищаемой ею конструкцией.

После проведения хозяйственной реформы в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС появляется новая концепция, согласно которой договор не основывается на плановом акте, а сам становится теперь основой планирования47. При этом имеются в виду заказы на поставку товаров, направляемые покупателем поставщику еще до принятия плана и учитываемые при его утверждении. Но дело в том, что если утвержденный план с принятым заказом не совпадет, стороны должны ввести свои взаимоотношения в границы, не нарушающие очерченных планом. Следовательно, тот конкретный материал, на который авторы подобной концепции ссылаются, не подтверждает подобных выводов. Очевидна и их общетеоретическая неприемлемость, поскольку простой подтверждение договоров планом исключает вообще надобность в планировании. А если такое подтверждение не обязательно, если планирующие органы могут установить иное задание, чем очерченное в договоре, то не договор составляет основу планирования, а как доказано теорией сложного состава, план порождает обязанность заключить договор.

Хозяйственный договор

Договорэто соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, в том числе в области хозяйственных отношений. Договор является разновидностью сделки. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах.

К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применяемыми к отношениям сторон.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна из сторон обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.

Цена исполнения договора

Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена, исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравниваемых обстоятельствах обычно взимается на аналогичные товары, работы или услуги.

Спор о порядке и сроках согласования цены, возникший при заключении договора, может быть передан в арбитражный суд.

Арбитражными судами подлежат рассмотрению по существу также споры, возникшие при заключении договора:

  • • по вопросу применения при расчетах регулируемой или договорной цены;
  • • цене с предприятиями, допустившими нарушения антимонопольного законодательства, к которым применены в установленном порядке меры воздействия.

Законодательством предусмотрено несколько видов договоров: публичный договор, договор присоединения, предварительный договор, договор в пользу третьего лица.

Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров

Заключения хозяйственного договора — это встречные договорно-процедурные действия двух или больше хозяйствующих субъектов относительно изготовления условий договора, которые отвечают их реальным намерениям и экономическим интересам, а также юридическое оформление договора (предоставление этим условиям определенной формы) как правового акта.

Особенностью хозяйственных договоров является то, что при их заключении применяются определенные технико-юридические процедуры, т. е. порядок высказывания предложения заключить договор (оферты) и принятие ее (акцепта) в значительной мере формализованный.

В ГК впервые в нормативном порядке обобщены и сформулированы общие условия заключения договоров, которые порождают хозяйственные обязательства.

в Частности, ч. Ст. 179 ГК установлено, что заключение хозяйственного договора есть обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью для субъекта хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий субъектов хозяйствования или органов государственной власти или органов местного самоуправления. Так, для исполнителей государственного заказа, основанных полностью или частично на государственной собственности (государственных предприятий, учреждений и организаций, акционерных обществ, в уставном фонде которых контрольный пакет акций принадлежит государству, арендных предприятий, основанных на государственной собственности), а также для субъектов хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности-монополистов на соответствующем рынке продукции государственные заказы на поставку продукции являются обязательными, если выполнение государственного заказа влечет убытков указанным исполнителям государственного заказа (ч. 8 ст. 2 Закона Украины «О поставках продукции для государственных нужд»).

При заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе:

а) свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать на свое усмотрение любые условия договора, не противоречащие законодательству;

б) примерного договора, рекомендованного органом управления субъектам хозяйствования для использования при заключении ими договоров, когда стороны имеют право по взаимному согласию изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;

в) типового договора, утвержденного Кабинетом Министров Украины, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;

г) договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, когда эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

Другие статьи:  Пенсия за особые заслуги перед республикой

Субъекты хозяйствования, которые обеспечивают потребителей (как субъектов хозяйствования, так и нехозяйствующих субъектов) электроэнергией, связью, услугами железнодорожного и других видов транспорта, а в случаях, предусмотренных законом, также другие субъекты обязаны заключать договоры с всеми потребителями их продукции (услуг). Законодательством могут быть предусмотрены обязательные условия таких договоров.

В случае если для создания возможности поставки электроэнергии, газа по техническим условиям поставщика за счет потребителя (инвестора, застройщика) или его силами построены дополнительные сети (объекты), в договорах о поставке указанной продукции (услуг) предусматриваются передача построенных сетей (объектов) поставщику и возмещение застройщику, инвестору затрат на их строительство.

Типичная форма соответствующего договора, порядок определения обоснованного объема расходов, подлежащая компенсации, форма возмещения (выкуп, в том числе в рассрочку, оформление корпоративных прав, предоставление льгот в определенном размере) устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Как установлено ч. 7 ст. 179 ХК хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных ХК, другими нормативно-правовыми актами относительно отдельных видов договоров.

Устанавливая правила заключения хозяйственных договоров, ГК выделяет общий для всех видов договоров порядок их заключения (ст. 181 ГК) и особенности заключения хозяйственных договоров в зависимости от их вида, оснований, места заключения и т. п (статьи 182-187 ГК).

Порядок (процедура) заключения хозяйственного договора делится на ряд стадий, на каждой из которых соответствующая сторона должна совершить определенные действия, установленные законом.

1-я стадия — передача предложения заключить договор (оферта). Согласно ч. 1 ст. 641 ГК предложение заключить договор (оферту) может сделать каждая из сторон будущего договора, следовательно, проект договора может быть предложен любой из сторон (ч. 2 ст. 181 ГК). ГК не случайно указывает именно на проект договора, поскольку согласно ч. 2 ст. 641 ГК реклама или другие предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, является приглашением делать предложения заключить договор, если другое не указано в рекламе или других предложениях.

В случае если проект договора изложен как единый документ, он предоставляется второй стороне в двух экземплярах.

Предложение заключить договор должно содержать существенные условия договора и выражать намерение лица, которое ее сделало, считать себя обязанным в случае ее принятия.

2-я стадия — принятие предложения заключить договор (акцепт). Сторона, которая получила проект договора, в случае согласия с его условиями оформляет договор в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 181 ГК (совершает подпись и скрепляет его печатью) и возвращает один экземпляр договора второй стороне или присылает ответ на письмо, факсограмму и т. п. в двадцати-дневный срок после получения договора.

Особенностью процедуры заключения хозяйственных договоров является наличие в ней промежуточной стадии — оформление и урегулирования разногласий, возникших между сторонами будущего договора.

Да, при наличии возражений относительно отдельных условий договора сторона, которая получила проект договора, составляет протокол расхождений, о чем делается предостережение в договоре, и в двадцатидневный срок присылает второй стороне два экземпляра протокола расхождений вместе с подписанным договором (ч. 4 ст. 181 ГК).

Сторона, которая получила протокол расхождений к договору, обязанная на протяжении двадцати дней:

а) рассмотреть его;

б) принять меры для урегулирования расхождений с второй стороной и включить к договору все принятые предложения;

в) те расхождения, которые остались неурегулированными, передать в этот же срок к суду, если на это есть согласие второй стороны (ч. 5 ст. 181 ГК).

В случае достижения сторонами согласия относительно всех или отдельных условий, отмеченных в протоколе разногласий, такое согласие должно быть подтверждена в письменной форме (протоколом согласования расхождений, письмами, телеграммами, телетайпограммами и тому подобное).

Часть 7 ст. 181 ГК устанавливает три случая, когда предложения второй стороны считаются принятыми, даже если сторона, которая получила протокол расхождений, не передаст в указанный двадцатидневный срок к суду расхождения, которые остались неурегулированными. Это касается: а) договора, основанного на государственном заказе;

б) договора, заключение которого есть обязательным для сторон на основании закона;

в) договора, в котором сторона-исполнитель по договору в установленном порядке признан монополистом на определенном рынке товаров (работ, услуг).

В случае если стороны не достигли согласия из всех существенных условий хозяйственного договора, такой договор считается незаключенным (таким, что не состоялся). Если одна из сторон осуществила фактические действия относительно его выполнения, правовые последствия таких действий определяются нормами ГК. а именно ч. 2 ст. 642 ГК, согласно которой, если лицо, получившее предложение заключить договор, в границах срока для ответа совершило действие согласно указанных в предложении условий договора (отгрузило товары, предоставило услуги, выполнило работы, уплатило соответствующую сумму денег и тому подобное), которая удостоверяет ее желание заключить договор, это действие е принятием предложения, если другое не указано в предложении заключить договор или не установлено законом.

Как отмечалось, ГК, помимо общего для всех хозяйственных договоров порядок заключения хозяйственных договоров, содержит и определенные особенности их заключения:

а) в зависимости от вида договора:

— предварительные договоры (ст. 182 ГК). По предварительному договору субъект хозяйствования обязуется в определенный срок, но не позднее одного года с момента заключения предварительного договора, заключить основной хозяйственный договор на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие определить предмет, а также другие существенные условия основного договора. К заключению предшествующих договоров не применяется общий порядок заключения хозяйственных договоров.

В случае если сторона, заключившая предварительный договор, получив проект договора от другой стороны, уклоняется от заключения основного договора, вторая сторона имеет право требовать заключения такого договора в судебном порядке.

Обязательство заключить основной договор, предусмотренное предшествующим договором, прекращается, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, одна из сторон не направит проект такого договора второй стороне.

Отношения относительно заключения предварительных договоров регулируются ГК с учетом особенностей, предусмотренных ХК.

Соглашение сторон о намерениях (протокол о намерениях и т.) не признается предварительным договором и не порождает юридических последствий;

— организационно-хозяйственные договоры ( ст. 186 ГК). Договорное оформление организационно-хозяйственных обязательств может осуществляться участниками хозяйственных отношений как на основе свободного волеизъявления сторон, так и на основе примерных договоров, если заключение таких договоров предусмотрен соответствующими нормативно-правовыми актами. Упрощенный способ заключения организационно-хозяйственных договоров не допускается;

6) в зависимости от оснований заключения:

— государственные контракты (ст. 183 ГК). Договоры по государственному заказу укладываются между определенными законом субъектами хозяйствования — исполнителями государственного заказа и государственными заказчиками, что уполномоченные от имени государства заключать договоры (государственные контракты), в которых определяются хозяйственные обязательства сторон и регулируются отношения заказчика с исполнителем относительно выполнения государственного заказа.

Заключение сторонами договора по государственному заказу (государственного контракта) осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 181 ГК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством. Государственный контракт заключается путем подписания сторонами единого документа.

Уклонение от заключения договора по государственному заказу является нарушением хозяйственного законодательства и влечет за собой ответственность, предусмотренную ГК и другими законами. Споры, связанные с заключением договора по государственному заказу, в том числе при уклонении от заключения договора одной или обеих сторон, решаются в судебном порядке.

Исполнитель государственного заказа освобождается от обязанности заключения государственного контракта на условиях, определенных государственным заказом, в случае признания в судебном порядке государственного заказа недействительным;

— договоры, заключаемые на основе свободного волеизъявления сторон, примерных и типичных договоров (ст. 184 ГК). При заключении такого хозяйственного договора проект договора может быть разработан за инициативой любой из сторон в сроки, согласованные самими сторонами.

Заключение договора на основе свободного волеизъявления сторон может происходить в упрощенный способ или в форме единого документа, с соблюдением общего порядка заключения договоров, установленного ст. 181 ГК.

Заключения хозяйственных договоров на основе примерных и типичных договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных ст. 179 ГК, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного согласно требованиям ст. 181 ГК и соответственно правилам, установленных нормативно-правовыми актами относительно применения примерного или типового договора;

— договоры, заключаемые по решению суда (ст. 187 ГК). Споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров за государственным заказом, или договоров, заключение которых является обязательным на основании закона и в других случаях, установленных законом, рассматриваются судом. Другие преддоговорные споры могут быть предметом рассмотрения суда, в случае если это предусмотрено соглашением сторон или если стороны обязаны заключить определенный хозяйственный договор на основании заключенного между ними предварительного договора.

День вступления в силу решением суда, которым решен вопрос относительно преддоговорного спора, считается днем заключения соответствующего хозяйственного договора, если решением суда не определено иное;

в) в зависимости от места заключения договора (ст. 185 ГК).

До заключения хозяйственных договоров на биржах, оптовых ярмарках, публичных торгах применяются общие правила заключения договоров на основе свободного волеизъявления, с учетом нормативно-правовых актов, которыми регулируется деятельность соответствующих бирж, ярмарок и публичных торгов.

По общему правилу, установленному ст. 188 ХК. изменение и расторжение хозяйственных договоров в одностороннем порядке не допускаются, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из этого, сторона договора, которая считает необходимым изменить или разорвать договор, должна прислать предложения об участии это второй стороне по договору.

Сторона договора, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, в двадцати дневный срок после получения предложения сообщает вторую сторону о результатах ее рассмотрения.

В случае если стороны не достигли согласия относительно изменения (расторжения) договора или случае неполучение ответа в установленный срок с учетом времени почтового обращения, заинтересованная сторона имеет право передать спор на решение суда.

Если судебным решением договор изменен или разорван, договор считается измененным или разорванным со дня вступления в силу данным решением, если другого срока вступления в силу не установлен по решению суда.