Ходатайство о проведении общественной экологической экспертизы

Содержание страницы:

Общественная экологическая экспертиза

Опубликовал: Eduard в Земельное право 07.10.2017 0 278 Просмотров

З аконодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой .

Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней. В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:

  • инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
  • возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
  • получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
  • действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.

Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления. В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы. Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.

Объекты общественной экологической экспертизы

О бъекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.

Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.

Условия проведения общественной экологической экспертизы

Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения. К таким условиям относятся:

  • общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
  • возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
  • общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подача заявления

В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление. Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.

Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации. Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение

К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды. В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы. Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.

Подготовка заключения общественной экологической экспертизы

П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы. В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.

Утверждение заключения общественной экологической экспертизы

Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом. Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.

После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы. Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.

© Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза — это эффективный инструмент, позволяющий установить диалог между мнением населения, общественными интересами и формальными процедурами государственного аппарата

Другие статьи:  Приказ мз 356

Общая характеристика общественной экологической экспертизы

Согласно ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения, можно выделить инициаторов данного вида экологической экспертизы:

  1. органы местного самоуправления;
  2. граждане;
  3. общественные организации (объединения).

Проводить общественную экологическую экспертизу вправе каждая общественная организация (объединение), которая занимается вопросами охраны природной среды и зарегистрирована в установленном порядке.

Законодатель наделяет граждан и местные органы власти правом стать инициатором общественной экологической экспертизы, но принимать окончательное решения об ее проведении может только общественная организация.

И государственная, и общественная экспертизы могут проводиться в отношении одних и тех же объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну

По временному критерию общественная экспертиза проводится одновременно с государственной или до нее. Так как целесообразнее ознакомиться с выводами общественной экологической экспертизы до подписания и утверждения заключения государственной.

Права общественных организаций

Для получения достоверного и полного заключения по экологической экспертизе законодатель наделил общественные организации специальными правами:

  • в необходимом объеме, предусмотренном в законодательстве, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • изучать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • принимать участие как наблюдатели или через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, а также при обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Условия для проведения общественной экологической экспертизы

Относительно условий проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве можно найти противоречия. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливает, что общественная экологическая экспертиза может быть проведена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций органом местного самоуправления. Однако, при прочтении данного положения вспоминается ст. 30 Конституции России, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Получается, что при наличии в уставе общественной организации пункта о проведение общественной экологической экспертизы, организация имеет право организовать ее без дополнительного согласования.

Тем не менее, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает то, что орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать либо отказать в данной процедуре. Если по истечении предусмотренного срока в принятии заявления не было отказано, то оно считается зарегистрированным.

Заявление должно включать следующую информацию:

  • наименование организации,
  • юридический адрес,
  • характер предусмотренной уставом деятельности,
  • состав экспертной комиссии,
  • информацию об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки ее проведения.

Общественная организация перед проведением общественной экологической экспертизы должна оповестить население о начале и после составления заключения о результатах ее проведения.

Основания для отказа в государственной регистрации заявления об инициации общественной экологической экспертизы

Ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • — в отношении данного объекта уже 2 раза проводилась общественная экологическая экспертиза;
  • — заявление о проведении общественной экологической экспертизы подано касательно объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • — общественная организация не зарегистрирована в установленном порядке,
  • — устав общественной организации не предусматривает проведение общественной экологической экспертизы;
  • — содержание заявления не соответствует требованиям законодательства.

Различия государственной и общественной экологических экспертиз

  1. Общественная экспертиза по своей природе инициативная и добровольная, а государственная — обязательная.
  2. Заключение государственной экологической экспертизы по определению обладает юридической силой. А заключение общественной экологической экспертизы приобретает ее только после утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется:

  • специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
  • заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе,
  • органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, — органам местного самоуправления
  • другим заинтересованным лицам.

Также оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

Если общественные объединения и местное население будут не согласны с выводами государственной экологической экспертизы, нарушающими их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

Экологическая Вахта по Северному Кавказу

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДОРОГИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ

ЕВСИКОВОЙ Т.И.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДОРОГИ

В АНАПСКОМ УЧАСТКОВОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ

Экологическая и научная общественность Краснодарского края и России обеспокоена негативными экологическими последствиями реализации проекта «строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества» (Титульный лист проекта – см. Приложение №1) на территории ландшафтно-флористического и морского заказника “Большой Утриш” и округа санитарной охраны курорта Анапа. Природные комплексы и ландшафты, по которым планируется проложить данную дорогу, имеют выдающееся научное и эстетическое значение, при этом оценка воздействия строительства дороги на эти компоненты окружающей среды не была осуществлена должным образом, хотя работы по данному проекту начались еще в ноябре 2008г. В соответствии с Федеральным законом от 16 мая 2008 года №75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ст.49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации», данный проект является объектом государственной экологической экспертизы. Однако до настоящего времени такая экспертиза не проведена.

Указанные обстоятельства стали причиной принятия решения о проведении нашей организацией, в соответствии с действующим федеральным законодательством, общественной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «строительства противопожарной лесохозяйственной дороги в Анапском участковом лесничестве Новороссийского лесничества-филиала ГУ КК «Комитет по лесу».

Краснодарская краевая общественная организация «Экологическая Вахта по Северо-Западному Кавказу» имеет юридически необходимые полномочия для проведения данной общественной экологической экспертизы. Она зарегистрирована в установленном порядке как общественная организация. 8 июля 2004г. она внесена в единый государственный реестр юридических лиц за регистрационным номером 1042335003281. 12 июля 2004г. внесена в ведомственный реестр юридических лиц Главного управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю за номером 7097. (Копия Свидетельства о государственной регистрации – см. Приложение №2). Юридический адрес нашей организации — г.Краснодар, ул.Коммунаров 79, к.37. Фактический адрес организации — г.Майкоп, ул.Поселковая 36.

Согласно Уставу, Экологическая Вахта по Северо-Западному Кавказу является «экологическим общественным объединением граждан, деятельность которых направлена на сохранение благоприятной окружающей среды, разрешение экологических и связанных с ними проблем, создание условий для устойчивого развития общества». Также, согласно Уставу нашей организации, она наделена правом организовывать и проводить в соответствии с Федеральным Законом РФ “Об экологической экспертизе” общественную экологическую экспертизу. (Копия Устава – см. Приложение №3).

Таким образом, юридический статус нашей организации полностью удовлетворяет требованиям ст.20 Федерального Закона РФ «Об экологической экспертизе».

Заказчиком проектных материалов, по которым будет проводиться общественная экологическая экспертиза, является ГУ Краснодарского края «Комитет по лесу».

Предполагаемый срок проведения экспертизы — полтора месяца со дня официального предоставления нашей организации материалов на экспертизу. Срок проведения экспертизы может быть скорректирован. Список экспертной комиссии – см. Приложение №4. Состав комиссии не является окончательным, в него могут быть включены дополнительные эксперты.

Другие статьи:  Tele2 доверенность

В связи с тем, что наша организации зарегистрирована в г. Краснодаре и в соответствии со статьями 23, 24 Федерального Закона РФ “Об экологической экспертизе”, прошу зарегистрировать в установленный, согласно данному Закону, 7-дневный срок настоящее заявление о проведении общественной экологической экспертизы проектных материалов реконструкции и строительства лесохозяйственной и противопожарной дороги на территории Анапского участкового лесничества.

Прошу направить официальный ответ на данное заявление, с указанием номера под которым оно было зарегистрировано и даты его регистрации, по адресу: 385012, г.Майкоп, ул.Поселковая 36, либо по факсу (8772)540607. Копию ответа прошу предоставить секретарю экспертной комиссии Мнацеканову Роману Астакетовичу по адресу г.Краснодар, ул. Коммунаров, 268, стр. А, офис 34, тел: (861) 2101678, факс: (861)2101679.

При принятии решения относительно регистрации данного заявления, прошу учесть указанные ниже правовые обстоятельства.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона “Об экологической экспертизе”:

1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:

— общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы (общественной экологической экспертизы по данному проекту прежде не проводилось);

— общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (документы экологического характера, представляющие общественный интерес, согласно нормам федерального законодательства, не могут составлять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну);

— порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку (порядок государственной регистрации Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу соответствует установленному порядку);

— устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона (Устав Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу соответствует требованиям ст.20 Федерального закона “Об экологической экспертизе”);

— требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены (все требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные ст.23 Федерального закона “Об экологической экспертизе”, выполнены).

2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.

3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза

Опубликовал: Eduard в Земельное право 07.10.2017 0 278 Просмотров

З аконодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой .

Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней. В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:

  • инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
  • возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
  • получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
  • действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.

Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления. В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы. Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.

Объекты общественной экологической экспертизы

О бъекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.

Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.

Условия проведения общественной экологической экспертизы

Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения. К таким условиям относятся:

  • общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
  • возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
  • общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подача заявления

В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление. Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.

Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации. Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
Другие статьи:  Проживание в комнате гаража

Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение

К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды. В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы. Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.

Подготовка заключения общественной экологической экспертизы

П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы. В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.

Утверждение заключения общественной экологической экспертизы

Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом. Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.

После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы. Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.

© Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза

Опубликовал: Eduard в Земельное право 07.10.2017 0 278 Просмотров

З аконодательство РФ не содержит четкого порядка проведения общественной экологической экспертизы, но общие требования и условия проведения такой экспертизы все-же закон устанавливает (ст.ст. 19-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе»). Общественная экологическая экспертиза во многом схожа с государственной экологической экспертизой .

Общественная экологическая экспертиза проводится либо до проведения государственной экологической экспертизы ли одновременной с ней. В данном законе устанавливается права граждан и общественных организаций на:

  • инициативу в проведении общественной экологической экспертизы какой-либо деятельности, от которого зависит интерес населения в безопасной окружающей среде,
  • возможность направлять предложения исполнительным органам государственной власти по вопросам экологии в отношении намечаемой хозяйственной или иной деятельности,
  • получение органов власти информации о результатах проведения государственной экологической экспертизы,
  • действия в сфере экологической экспертизы, которые не являются противозаконными.

Кто инициирует общественную экологическую экспертизу?

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такими субъектами являются граждане и общественные организации (объединения), органами местного самоуправления. В статье также называется еще субъект непосредственной организации общественной экологической экспертизы – это общественные организации, целью деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

То есть, существует специальный субъект, который обладает достаточными знаниями и навыками проведения экологической экспертизы. Такие организации создаются с целью проведения деятельности в сфере охраны окружающей среды. Как правило, такие организации являются некоммерческими.

Объекты общественной экологической экспертизы

О бъекты общественной экологической экспертизы и государственной экологической экспертизы совпадают, на это прямо указывает статья 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Но существуют определенные ограничения в отношении объектов экологической экспертизы, которые составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Государственная тайна — определяется как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне». В данном законе перечисляется конкретный перечень объектов, которые являются государственной тайной.

Коммерческая тайна — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании (ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

Таким образом все, что подпадает под понятие тайна, не может быть объектом общественной экологической экспертизы.

Условия проведения общественной экологической экспертизы

Д ля проведения подобной экспертизы закон устанавливает наличие определенных условий проведения. К таким условиям относятся:

  • общественная экологическая экспертиза проводится до или во время проведения государственной экологической экспертизы,
  • возможность проведения общественной экспертизы независимо от государственной по одним и тем же объектам экспертизы,
  • общественная экспертиза осуществляется при государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. Если заявление поступило от 2-ух и более организации на проведение экологической экспертизы по одному и тому же объекту, имеется возможность создания единой экспертной комиссии.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подача заявления

В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление. Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.

Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

М естная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации. Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза: организация и проведение

К ак мы уже сказали, общественная экологическая экспертиза проводится общественной организацией, основной деятельностью которой является охрана окружающей среды. В первую очередь они должны известить население о проведении такой экспертизы. Как правило, организатор проведения экологической экспертизы опубликовывает информацию о проведении экспертизы в региональных СМИ.

Подготовка заключения общественной экологической экспертизы

П одготовка заключения экологической экспертизы – это коллективная деятельность, направленная на изучение объекта экспертизы с вынесением выводов комиссией общественной экологической экспертизы. В комиссию привлекаются лица, обладающие специальными знаниями на профессиональном уровне.

Утверждение заключения общественной экологической экспертизы

Н емаловажным этапом экспертизы является этап его признания, утверждения уполномоченным на то органом. Таким органом является федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Заключение приобретает юридическую силу только после его утверждения соответствующим органом государственной власти.

После утверждения общественной экологической экспертизы в течение 5 дней заключение направляется заказчику, то есть инициаторам экспертизы. Также такое заключение может быть направлено заинтересованным организациям.

© Общественная экологическая экспертиза