Гражданство в российской федерации основания его приобретения и прекращения

Основания приобретения и прекращения гражданства РФ

Федеральный закон «О гражданстве РФ» 2002 года по сравнению с законом 1991 года сократил число оснований приобретения гражданства РФ, а также ужесточил ряд требований к желающим его приобрести.

Согласно ст. 5 закона гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного закона, а также лица, которые приобрели гражданство в соответствии с данным законом.

Гражданство РФ приобретается:

б) в результате приема в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве РФ;

г) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ.

Главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса гражданства является филиация – приобретение гражданства по рождению.

Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день его рождения:

а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Вторым основанием приобретения гражданства РФ является прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства (натурализация). Закон закрепляет два пути приема в гражданство РФ: в общем порядке и в упрощенном порядке.

В общем порядке, согласно части 1 ст.13 закона, о приеме в гражданство РФ могут обратиться лица, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью при условии, если они:

а) проживают на территории РФ в течение 5 лет непрерывно (по старому закону – 3 года непрерывно). Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на 3 месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин);

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

В установленных Законом случаях сроки проживания могут быть сокращены до одного года.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, мо­жет быть принято в российское гражданство без соблюдения всех вы­шеуказанных условий. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Воору­женных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в ор­ганах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в российское граж­данство без соблюдения условий, предусмотренных в отношении срока проживания и без предоставления вида на жительство.

Упрощенный порядок приема в гражданство распространяется на лиц, для которых предусмотрены льготные условия приема. Льготы мо­гут касаться снятия условия о сроках проживания либо всех условий, предусмотренных в ст. 13 Закона, кроме обязательства соблюдать Кон­ституцию РФ и федеральные законы (это исключение не распространя­ется на детей и недееспособных лиц). Лицами, на которых в основном распространяется упрощенный порядок приема в российское граждан­ство, являются граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства государств, входивших в состав СССР; прибывшие в Российскую Феде­рацию; зарегистрированные по месту жительства в России по состоя­нию на 1 июля 2002 г. либо до этого срока получившие разрешение на временное проживание.

Упрощенный порядок приема распространяется также на ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации; на лиц, состоящих в браке с российским гражданином не менее трех лет; на детей или недееспособных лиц, над которыми установлена опека или попе­чительство гражданином Российской Федерации, и на других указан­ных в Законе лиц.

В качестве оснований приобретения гражданства Закон предусмат­ривает восстановление в гражданстве Российской Федерации. Иностран­ные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Рос­сийской Федерации, могут быть восстановлены в российском граждан­стве при соблюдении тех же условий, которые предусмотрены для принятия в гражданство РФ ст. 13 Закона. При этом срок их прожива­ния на территории Российской Федерации сокращается с пяти до трех лет.

Определяя порядок приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в российском гражданстве, Федеральный закон уста­навливает те основания, по которым заявления ходатайствующих лиц могут быть отклонены. Отклонению подлежат заявления, поданные ли­цами, которые выступают за насильственное изменение основ консти­туционного строя Российской Федерации или иными действиями соз­дают угрозу ее безопасности, а также лицами, совершившими разного рода антиобщественные действия (выдворялись ранее из России, ис­пользовали подложные документы, имеют неснятую или непогашен­ную судимость, осуждены или отбывают наказание и проч.).

К иным основаниям приобретения гражданства Российской Федера­ции, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или между­народными договорами Российской Федерации, относится выбор граждан­ства при изменении Государственной границы в соответствии с между­народным договором Российской Федерации.

Лица, проживающие на территории, государственная принадлеж­ность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим междуна­родным договором Российской Федерации.

К иным основаниям приобретения российского гражданства отно­сятся также усыновление (удочерение) ребенка, недееспособного лица гражданином Российской Федерации; следование ребенка гражданству родителей, принятых в российское гражданство, и др.

Гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства РФ;

б) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором РФ.

В общем порядке выход из гражданства РФ осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, проживающего на территории РФ, указом Президента РФ.

Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке решением соответствующих органов Министерства иностранных дел.

Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке решением соответствующих органов внутренних дел или иностранных дел по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ:

а) имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Решение о приобретении или прекращения гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом РФ или уполномоченными органами внутренних дел или иностранных дел.

В отдельной главе федерального закона рассматривается гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также гражданство недееспособных лиц.

Исходными принципами при этом являются: стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, исключить состояние безгражданства у детей; в возможных случаях сохранить у них российское гражданство.

При этом согласно ст. 9 Федерального закона для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

2. Основания приобретения и прекращения гражданства

Законодатель устанавливает, что российское гражданство приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) в результате восстановления в гражданстве; 4) путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; 5) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом»О гражданстве Российской Федерации».

Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Датой приобретения гражданства считается дата рождения. В данном аспекте важны два принципа: «право крови», где важно, кто родители ребенка, и «право почвы», что означает важность места, где он родился.

Законодатель вводит ряд правил определения гражданства по рождению:

1. Родившийся ребенок становится российским гражданином независимо от того, где он родился (на территории России или за ее пределами), если оба его родителя или единственный родитель имеют на момент рождения гражданство РФ. Это правило исходит из принципа «права крови».

Другие статьи:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке земельного участка

2. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо его местонахождение неизвестно, то ребенок становится российским гражданином независимо от места его рождения. Здесь также действует принцип «права крови».

3. Если один из родителей на момент рождения ребенка имеет российское гражданство, а другой является иностранцем, ребенок становится российским гражданином при условии, что родился на территории Российской Федерации, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства. Здесь используется как принцип «права крови», так и принцип «права почвы».

4. Если оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, на момент рождения ребенка являются иностранцами или лицами без гражданства, ребенок становится гражданином Российской Федерации тогда, когда родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются родители, не предоставляют ему свое гражданство. Данное правило исходит из принципа «права почвы».

5. Находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится российским гражданином в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Изложенное правило также исходит из принципа «права почвы».

В вышеперечисленных случаях российское гражданство предоставляется детям независимо от волеизъявления их родителей и, естественно, их самих. Оформление российского гражданства по рождению производится органами записи актов гражданского состояния, органами внутренних дел, органами Министерства иностранных дел.

Прием в гражданство в общем порядке осуществляет Президент РФ. Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законом. Суть такого порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.

Совершеннолетние и дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно;

б) обязуются соблюдать КонституциюРФ и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом»О гражданстве Российской Федерации» либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, согласно которому освобождаются от соблюдения такого условия женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет, инвалиды 1 группы.

Прием в гражданство в упрощенном порядке. Ряд иностранцев, лиц без гражданства вправе приобрести гражданство РФ без соблюдения всех условий приобретения гражданства в общем порядке. Условно законодатель их подразделяет на три группы:

1) совершеннолетние и дееспособные иностранцы и апатриды, которые имеют хотя бы одного родителя — российского гражданина, проживающего на территории РФ; лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств; граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях РФ после 1 июля 2002 г.;

2) иностранные граждане и апатриды, проживающие на территории Российской Федерации, которые: родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР; состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных совершеннолетних детей, являющихся гражданами РФ; имеют ребенка — гражданина РФ — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином РФ, умер либо решением суда признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах; имеют совершеннолетних сына или дочь, являющихся гражданами России и решением суда признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, в случае, если другой родитель указанных граждан, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

3) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, — по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя, если ребенок проживает вне пределов РФ; ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, — по заявлению родителя; ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство, — по заявлению опекуна, попечителя, имеющего гражданство РФ.

Законодатель расширил данный перечень, включив в него бывших граждан СССР, зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если они до 1 июля 2009 г. заявили о желании приобрести гражданство РФ, а также ветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории Российской Федерации.

В 2012 году законодатель внес очередные изменения в ФЗо гражданстве, регулирующие правовой статус отдельных категорий лиц, длительное время проживающих на территории Российской Федерации. К числу таких лиц, в частности, относятся:

— граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, их совершеннолетние и несовершеннолетние дети, если указанные лица не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

— граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 г., у которых впоследствии полномочным органом не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Указанные лица могут определить свой правовой статус на основании волеизъявления о приобретении гражданства Российской Федерации или выдачи им вида на жительство. При этом граждане бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации, но у которых впоследствии не было определено наличие гражданства Российской Федерации, могут приобрести его в порядке признания их гражданами Российской Федерации. По сути такой подход свидетельствует о возвращении к прежнему способу приобретения гражданства, который был закреплен в ЗаконеРСФСР 1991 года о гражданстве и теперь действует в отношении отдельных категорий лиц, находящихся на территории России.

В 2014 году в Законо гражданстве внесены изменения, которыми устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка. Указанные лица приобретают гражданство России без соблюдения требований, касающихся срока проживания на территории Российской Федерации, определения уровня знаний ими русского языка и представления вида на жительство при условии отказа иностранных граждан от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Законодателем устанавливается порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, предусматривающий собеседование, которое проводится с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Комиссии образуются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Указанные лица могут быть признаны носителями русского языка, т.е. теми, кто владеет русским языком и повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах, если эти лица или их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

В целях создания благоприятных условий для приобретения указанными лицами российского гражданства в их отношении ставятся льготные условия въезда в Россию, основания продления срока временного пребывания в Российской Федерации и упрощенный порядок получения вида на жительство.

Также законодатель внес коррективы в Федеральный законо гражданстве РФ, направленные на упрощение порядка приема в гражданство России иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования, или иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России и признанных носителями русского языка в соответствии сФЗ»О гражданстве Российской Федерации».

Кроме того, в 2014 году в ФЗо гражданстве внесены поправки, которые направлены на исключение возможности приема в гражданство РФ ребенка и недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина России либо которые помещены под надзор в российские организации для получения медицинских, образовательных, социальных и других услуг без согласия родителей, опекунов или попечителей, когда они временно по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка или недееспособного лица. Законодатель установил, что прием в гражданство Российской Федерации такого ребенка и недееспособного лица осуществляется по заявлению опекуна или попечителя, руководителя соответствующей российской организации, за исключением случаев назначения опекуна или попечителя, помещения в российскую организацию на период, когда родители, опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка или недееспособного лица.

Другие статьи:  Налог на моторные лодки в 2019 году

— условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации, признания гражданами Российской Федерации;

— основания, по которым лицо не может быть признано гражданином Российской Федерации;

— сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и признании гражданами Российской Федерации;

— порядок принятия решений по этим заявлениям и порядок отмены таких решений.

Восстановление в гражданстве заключается в предоставлении гражданства РФ лицам, ранее им обладавшим. Восстановление в гражданстве производится так же, как и прием в гражданство в общем порядке (указом Президента РФ), за исключением требования о сроке непрерывного проживания в РФ, который сокращен до трех лет. Представляется, однако, что ренатурализация может осуществляться в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и с сокращением срока непрерывного проживания до одного года (ч. 2 ст. 13), и в упрощенном порядке(ст. 14).

Поправками 2012 года в ФЗо гражданстве также уточняется порядок восстановления в гражданстве. В частности, предусматривается, что лица, оформившие выход из гражданства Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем или упрощенном порядке в зависимости от того, к каким категориям лиц (имеющим право на приобретение гражданства Российской Федерации в общем или упрощенном порядке) они относятся.

Решения об отклонении заявлений о приеме, восстановлении гражданства принимают органы, их рассматривающие. Президент РФ во всех перечисленных случаях, кроме первого, в исключительном порядке вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство РФ, восстановлении в гражданстве иностранцев, лиц без гражданства.

Иные основания приобретения гражданства. Помимо фактов рождения, приема в гражданство, его восстановления, появление у лица гражданства может связываться с наступлением иных обстоятельств, в частности заложенных в международных договорах. Одно из подобных обстоятельств — оптация, когда два или более государства договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. Как правило, такая договоренность устанавливается при изменении территории государств.

К числу иных оснований приобретения российского гражданства относятся также правила следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей; следования гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей. Приобретение, прекращение гражданства РФ в этих случаях оформляется в общем или в упрощенном порядке. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенка в возрасте от 14 до 18 лет во всех случаях его следования гражданству родителя, усыновителя (удочерителя), попечителя требуется письменное согласие ребенка .

См.: Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 95 — 98.

Основания прекращения гражданства.Законо гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает: выход из гражданства; выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами; случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.

Выход из гражданства (добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход может иметь место и в упрощенном порядке в случаях: если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства; если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранный гражданин, либо по заявлению единственного родителя — иностранного гражданина. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями ФМС, органами Министерства иностранных дел.

Выход из российского гражданства не допускается, если: гражданин имеет перед РФ невыполненное обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Последнее требование является законодательной новеллой и направлено на реализацию принципа сокращения числа лиц без гражданства.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

В отличие от прежнего ЗаконаФедеральный закон 2002 года о гражданстве отмену решений по вопросам гражданства (как приобретения, так и прекращения) рассматривает в отдельной главе -IV. Таким образом, еслиЗаконРСФСР 1991 года о гражданстве признавал отмену решений о приеме в гражданство одним из оснований прекращения гражданства РФ , то Федеральный закон 2002 года любое решение, как по приобретению, так и по прекращению гражданства, принятое на основе недостоверных данных, признает изначально не имеющим юридических последствий.

Статья 24Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» гласила: «1. Решение о приеме в гражданство Российской Федерации отменяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. 2. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного вчасти первой настоящей статьи, приобретших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем. 3. Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема».

Билет 12 Гражданство рф: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы принципы российского гражданства.

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. В конституции 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы — означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства — в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства — означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства

9. Защита государством граждан РФ за границей — государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключение и расторжении брака. Статья 6 Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Положения данной статьи Закона находятся в полном соответствии с Конвенцией о гражданстве замужней женщины, принятой ООН в 1957г., и отражают юридическое равноправие женщин в Российской Федерации.

Порядок приобретения гражданства РФ

Другие статьи:  Трудовой кодекс 2004

Статья 12 Закона о гражданстве устанавливает основания и порядок приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: в результате признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приема в гражданство; в результате восстановления гражданства;

путем выбора гражданства (оптация); по иным основаниям, предусмотренным законом.

1. Признание гражданства РФ — гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве России.

Лица, родившиеся после образования СССР (30 декабря 1922 г.) и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ Под этой территорией в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения.

2. Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два основных способа приобретения гражданства по рождению: “принцип почвы”, когда гражданство определяется местом рождения, и “принцип крови”, когда гражданство определяется гражданством родителей.

Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти принципы, хотя основным является “принцип крови”. Статья 14 Закона о гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства — ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны, ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17 Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без гражданства, является гражданином России.

3. Приобретение гражданства в порядке регистрации. Данный способ приобретения гражданства носит упрощенный характер и связан в основном с ликвидацией СССР. В порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ;

лица, у которых на момент рождения один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;

граждане СССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

лица без гражданства, на день вступления в силу Закона проживавшие на территории РФ или других республик бывшего СССР, если в течение одного года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ;

иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места жительства, если они сами или хотя бы один из родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению, и если они в течение года после вступления Закона в силу заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

4. Прием в гражданство РФ (натурализация). Любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет и не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в гражданство России по его ходатайству независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Закон о гражданстве РФ 1991 г. впервые в нашем законодательстве вводит ценз проживания на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые должны постоянно проживать на территории всего пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом РФ или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Срок считается непрерывным, если эти лица выезжали за пределы РФ на учебу или лечение не более чем на три месяца.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.

Решения по вопросам приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства принимает Президент РФ.

Порядок прекращения гражданства

В Законе о гражданстве РФ установлены основания для прекращения гражданства: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях. Принципиальный характер носит положение Закона о том, что прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ.

Выход из гражданства — это его утрата лицом по собственному волеизъявлению. Он имеет место по ходатайству граждан, в порядке регистрации; в случае, если один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство.

Закон устанавливает основания для возможного отказа в выходе:

если гражданин проживает или намерен поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ; если он имеет неисполненные обязанности перед государством. Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Разрешение на выход из гражданства входит в компетенцию Президента РФ.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Эта отмена возможна в течение пяти лет после приема

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 .

Порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство, а также требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий, устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19 марта 2008 года №64 (ред. от 29.04.2010 г.)

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  • в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.