Государственные нормативные требования охраны труда шпаргалка

Шпаргалка по Охране труда (2)

Главная > Шпаргалка >Безопасность жизнедеятельности

Понятие охраны труда. Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – отрасль науки, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на производстве. Принципы: 1) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности. 2) Обеспечение гарантий права работников на охрану труда.3) установление обязанностей всех субъектов правовых отношений. Направления: 1) государственное управление деятельностью в области охраны труда. 2) принятие законов и иных нормативных правовых актов. 3) комплексное решение задач, обеспечения здоровых и безопасных условий труда. 4) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления и нанимателями и профсоюзами. 5) обеспечение защиты прав работников в области охраны труда. 6) подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда. 7) организация государственной статистической отчетности.

Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Правоотношения в сфере охраны труда регламентируются следующими основными законами:1) Конституция РБ 1994 с изменениями и дополнениями.2) Трудовым кодексом РБ.3) Гражданский кодекс РБ.4) закон РБ о здравоохранении.5) Закон РБ о санитарно-эпидемическом благополучии населения. 6) Закон РБ о пожарной безопасности.7) Закон РБ о радиационной безопасности.8) Закон РБ о промышленной безопасности опасных производственных объектов.9) Уголовный кодекс РБ.10) Кодекс об административных правонарушениях.

К основным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность по охране труда, относятся: 1) Постановления Правительства; 2) Нормативные правовые акты (НПА) специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; 3) Нормативные правовые акты министерств и других республиканских органов государственного управления и учреждений, подчинённых правительству; 4) Локальные НПА нанимателей. Нормативно правовую базу управления охраной труда в соответствии с постановлениями Министерства труда РБ №67 от 15.10.1996 составляют следующие виды нормативных документов: Межотраслевые правила по охране труда; Отраслевые правила по охране труда; Санитарные нормы и правила (СанПиН); Гигиенические нормативы (ГН); Строительные нормы и правила (СНиП); Правила безопасности; Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУЭ); Положения и типовые инструкции по охране труда; ГОСТы ССБТ (системы стандартов безопасности труда); Стандарты предприятия по охране труда; Инструкции по охране труда предприятия,

Права и обязанности работника по охране труда.

Основные обязанности работников установлены ТК (ст. 232) и Типовыми правилами внутреннего распорядка предприятия (учреждения). К ним относятся следующие: добросовестно трудиться; подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять установленные нормы труда и обеспечивать качество производимой продукции; соблюдать установленные требования по охране труда, работать в выданной спецодежде, спецобуви, пользоваться другими средствами индивидуальной защиты; бережно относиться к имуществу нанимателя, рационально его использовать, принимать меры к предотвращению ущерба; содержать оборудование и приспособления в исправном состоянии, поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте и на территории предприятия.

Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда.

Обязанности нанимателей в области охраны труда работников установлены ТК

 обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;

 обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте,

 принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, професион6альных и других заболеваний работников;

 постоянно контролировать знания и соблюдения работниками требований инструкций по технике безопасности; производственной санитарии и пожарной безопасности;

 своевременно и правильно проводить расследования и учёт несчастных случаев на производстве;

 своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращённый рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.);

 соблюдать нормы по охране труда женщин, молодёжи и инвалидов;

 обеспечивать работников СИЗ, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;

 обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями,

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Коллективный договор и охрана труда.

Коллективный договор (КД) – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками. Коллективные договора могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Условия КД, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, является недействительными. Сторонами коллективного договора является работники организаций в лице их представительного органа и наниматель или его представитель. КД содержит следующие положения об (о): 1) Организации труда и повышение эффективности производства. 2) Нормировании, формах, системе оплаты труда, иных видах доходов работников. 3) Размерах тарифных ставок (окладов), доплат, и надбавок к ним. 4) Продолжительности рабочего времени и времени отдыха. 5) Создании здоровых и безопасных условий труда, улучшение охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и членов их семей, охране окружающей среды. 6) Заключении и расторжении трудовых договоров, контрактов. 7) Обеспечении занятости, подготовки, повышении квалификации, трудоустройстве высвобождаемых работников. 8) Регулировании внутреннего трудового порядка и дисциплины труда. 9)Строительстве, содержании и распределении жилья. 10) Организации санитарно-курортного лечения и отдыха работника и членов их семей. 11) Предъявлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям воспитывающих детей инвалидов. 12) Улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работавших или работающих у нанимателя. 13) Создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенства работников. 14) Ответственности сторон за невыполнение КД. 15) Гарантиях социально экономических прав работников при приватизации. 16) Ответственности нанимателя за вред и здоровье, причиненных работнику. 17) Других трудовых и социально- экономических условиях. Контроль за исполнением КД. Контроль исполнения КД осуществляется сторонами, а также специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Ответственность сторон за неисполнением КД. За неисполнение норм и обязательств, предусмотренных КД, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

Трудовой договор и охрана труда. Контракт.

Трудовой договор с работником

Белорусским нанимателям предоставляется право заключать с работниками трудовой договор на неопределенный срок. Это предусматривает Указ Президента №164 от 31 марта «О внесении изменения и дополнений в указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. №180». Документ направлен на совершенствование контрактной формы найма и усиление защиты трудовых прав работников.

Нанимателю предоставлено право заключать с работником, не допускающим нарушений трудовой дисциплины, проработавшим у него не менее пяти лет, по окончании срока действия контракта трудовой договор на неопределенный срок с письменного согласия работника. Это правило не будет применяться к работникам, с которыми законодательством предусмотрено обязательное заключение контрактов, например, к государственным служащим. В случае отказа работника от заключения трудового договора на неопределенный срок по письменному соглашению сторон контракт с работником может продлеваться либо заключаться новый контракт в соответствии с указом №180. Установлен месячный срок для предупреждения нанимателем работника, у которого истекает срок контракта, о решении прекратить с ним трудовые отношения либо продолжить их на условиях контракта либо трудового договора на неопределенный срок.

Контракт с работником

Основанием перевода работника на контрактную форму найма может быть наличие производственных, организационных или экономических причин для изменения существенных условий труда работника (рационализация рабочих мест, изменение техники и технологии производства, введение новых форм организации труда, создание условий экономической заинтересованности работников в результатах труда и т.д.).

Порядок перевода работника на контрактную форму найма следующий. Работнику вручается письменное предупреждение о переводе на контракт с обоснованием причин и проект контракта со всеми обязательными условиями, предусмотренными Декретом №29. Через один месяц с даты вручения проекта можно заключать контракт с работником. При отказе работника от заключения контракта, трудовой договор с ним расторгается согласно п.5 ст.35 ТК РБ. Ниже приведена сравнительная таблица разных систем найма.

Охрана труда женщин.

Проблема охраны труда женщин в республике является актуальной, так как они в общей численности работающих занимают около 53%. Решению этой проблемы способствует принятое Советом министров РБ Постановление от 26.05.2000г. №765 «О Списке тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин». Сюда относятся работы, выполняемые по таким профессиям как аккумуляторщик, бетонщик, вальщик леса, арматурщик, водолаз, газоспасатель, варщик битума, пека, целлюлозы. Беременных женщин не следует превышать к работам на высоте, требующим переходов по лестнице. Не допускаются применение труда женщин в период беременности на работах, вынужденной неудобной позой: на корточках, коленях, а также беременные женщины не должны выполнять трудовые операции, связанные с подъемом груза. В 1999г. В Беларуси разработаны и введены в действие СанПиН 9-72-98. Целью этого документа является предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства, сохранение здоровья работающих женщин на основе комплексной гигиенической оценки вредных факторов производства. В этом документе детально установлены требования к условиям труда женщин, в том числе и в период беременности.

Другие статьи:  Предупреждающие знаки требования

Государственные нормативные требования охраны труда

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные нормативные требования охраны труда (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Государственные нормативные требования охраны труда

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственные нормативные требования охраны труда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Государственные нормативные требования охраны труда

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Государственные нормативные требования охраны труда шпаргалка

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ.

Статья № 211. Государственные нормативные требования охраны труда

_ 1. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).
_ 2. Система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
_ 3. Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в утвержденном настоящим постановлением Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;
отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития;
правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития.
Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Постановлением от 23 мая 2000 г. N 399 Правительство РФ утвердило Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
_ 4. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 6 апреля 2001 г. N 30 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (БМТ. 2001. N 4) принято в развитие постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Одновременно утратило силу постановление Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда».
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда даны для оказания помощи федеральным органам исполнительной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также инструкций по охране труда для работников.
Рекомендациями предусмотрено, что правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном органами, их принимающими. Аналогично отраслевые правила по охране труда и отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти с учетом (а не в соответствии) настоящих Методических рекомендаций. Таким образом, федеральным органам исполнительной власти предоставлена свобода в формировании основных разделов принимаемых документов. Общим для всех является лишь то, чтобы заложенные в них требования охраны труда не противоречили действующему законодательству. Согла
сование данных документов с Минтрудом России в части требований охраны труда предусмотрено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда».
_ 5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает разграничение компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов.
К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны труда относятся:
определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории РФ;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ об охране труда;
определение основ государственного управления охраной труда;
разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;
определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
международное сотрудничество в области охраны труда;
другие полномочия органов государственной власти РФ в области охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны труда относятся:
реализация государственной политики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории субъекта РФ;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов субъектов РФ;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;
организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;
организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда.

1. Охрана труда. Основные понятия.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально — экономические, организационно-технические санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный Производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный Производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности)

Другие статьи:  Реестр адвокатов красноярска

— документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

2. Основные направления государственной политики в области охраны труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Нормативные требования охраны труда на государственном уровне

Участники трудовых отношений обязаны знать, что представляют из себя государственные нормативные требования охраны труда, для кого они обязательны и что включают. Рассматриваем это в нашем материале.

Направления требований по охране труда

Начнем с того, что одна из задач государства – обеспечить населению комфортные и безопасные условия труда. Именно для этого разработан перечень стандартов.

Общий подход должен быть такой: государственные нормативные требования охраны труда каждая организация учитывает при разработке своих правил внутреннего распорядка и инструкций для персонала. Их основные цели:

  • минимизировать действие вредных факторов на сотрудников;
  • предотвратить травмоопасные ситуации.

Все существующие нормативные требования охраны труда можно поделить на несколько направлений. Их общая цель – обеспечение безопасных условий работы.

Выделяют следующие направления:

  • обеспечение правильной эксплуатации инструментов, оснащения и оборудования, а также обеспечение условий работы в цехах и на прочих производственных площадках;
  • предоставление средств индивидуальной защиты (СИЗ) для минимизации опасного воздействия (причем защитные средства должны быть сертифицированы);
  • создание безопасных условий работы для каждого сотрудника;
  • своевременное проведение спецоценки условий труда для определения вредных факторов.
  • организацию режима труда и отдыха с учетом положений, закрепленных в законодательстве;
  • предоставление сотрудникам точных и достоверных данных о возможной угрозе их здоровью в процессе производственной деятельности;
  • профилактические меры для недопущения аварийных ситуаций на предприятии;
  • медицинское обеспечение (при необходимости работникам должна быть оказана первая медпомощь и, если потребуется, доставка в медучреждение);
  • соцстрахование от несчастных случаев;
  • соблюдение санитарных нормативов в помещениях;
  • ознакомление персонала с установленными нормативами и контроль их соблюдения.
  • проведение инструктажа, закрепления и проверки полученных знаний;
  • запрет допуска к выполнению обязанностей сотрудниками, которые не прошли предусмотренное правилами обучение;
  • обучение безопасному проведению трудовых манипуляций на производстве;
  • обучение правилам оказания первой помощи сотрудникам в опасной ситуации.
  • организация медосмотров в положенные сроки за счет работодателя и работника (выполнение осмотров оплачивается по положениям законодательства);
  • запрет допуска к работе лиц, которые не прошли медосвидетельствование у специалистов, таких как нарколог, психиатр и т. п.
  • предоставление представителям проверяющих структур допуска к документам на предприятии;
  • допуск представителей контролирующих органов на предприятие для проведения осмотров, измерений и экспертиз;
  • исполнение предписаний, выданных государственными структурами.

Особенности требований по охране труда

Нормативные положения в сфере безопасности трудовых отношений содержатся в законодательстве федерального, регионального и местного уровня. Их основная цель – предотвращение травм и профзаболеваний. А гостребования регламентируют ключевые условия взаимодействия сотрудника и нанимателя. Они предотвращают всевозможные нарушения и опасные последствия.

Требования по безопасности в трудовой сфере обязательны для всех субъектов права. В том числе для предпринимателей и организаций любого уровня. Они должны быть реализованы во всех отраслях деятельности. К примеру:

  • предварительного обучения нормам безопасности;
  • инструктажа каждого сотрудника по профилактическим мерам.

Помимо этого, создание комфортных условий персоналу:

  • повышает производительность его труда;
  • снижает текучку кадров;
  • оказывает общее положительное действие на работоспособность организации.

Требования по организации начала работы

В каждой организации должны быть правила и инструкции по инструктажу сотрудников перед тем, как приступить к работе.

Специалист по охране труда обязан следить за тем, чтобы каждый вновь трудоустроенный или переведенный из другого отдела сотрудник проходил вводный и первичный инструктаж. Это нужно для предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев.

К примеру, для слесаря по ремонту электропоездов разработана отдельная инструкция ИОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-13-2013. Также есть специальные требования для монтажников-высотников и представителей ряда других рабочих специальностей.

Вводный и первичный инструктажи позволяют избежать ошибок, которые могут привести к тяжелым последствиям и создать угрозу жизни людей. После его прохождения в журнал прохождения инструктажа вносят соответствующую запись. А сотрудник должен своей подписью подтвердить факт инструктажа и усвоение основных положений по нормам безопасности.

Соблюдение установленных требований сохраняет жизнь и здоровье людям и позволяет не допустить материального ущерба на предприятии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:

• государственные нормативные требования охраны труда: общую классификацию (виды) нормативных правовых актов, их аббревиатуру, предназначение, кем они утверждаются;

• классификацию стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

• особенности применения в отечественной практике международных правовых норм. Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 24 мая 1996 г. (с изменениями и дополнениями).

3. Кодекс Российской Федерацией об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 №1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

В Перечень видов нормативных правовых актов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1160 Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, вошли:

Наименование вида нормативного акта, Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ Полное Сокращенное

Межотраслевые правила по охране труда;

Межотраслевые типовые инструкции по охране труда; ПОТ Р М ТИ Р М — Минтрудсоцзащиты России.

Отраслевые правила по охране труда; Типовые инструкции по охране труда; ПОТ Р О ТИ; Р О — Федеральные органы исполнительной власти .

Правила безопасности; Правила устройства и безопасной эксплуатации; Инструкции по безопасности; ПБ,

ПУБЭ, ИБ — Ростехнадзор России, Госатомнадзор России.

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда, ГОСТР ССБТ — Госстандарт России,

Другие статьи:  Налог по несчастным случаям

Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству — СНиП СП Госстрой России.

Государственные Санитарно эпидемиологические правила и нормативы, санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, СП, ГН, СанПин СН – Минздрав России.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

• при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

• конструировании машин, механизмов и другого оборудования; разработке технологических процессов; организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ). Утверждаются государственные нормативные требования охраны труда сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Пересмотру, независимо от установленного срока их действия, государственные нормативные

требования охраны труда подлежат:

• при изменении законодательства Российской федерации об охране труда;

• при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

• при внедрении новой техники и технологий;

• по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня. Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны

труда. Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до

всех предприятий и организаций создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности РИСОТ. Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных. Стандарты безопасности труда — комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

Структура обозначения стандартов ССБТ:

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры — порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта. Примеры — ГОСТ 12.1.025-2012; ГОСТ 12.3.036-2012.

Классификация стандартов ССБТ Шифр группы. Наименование группы.

0 Организационно-методические стандарты

1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных

2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию

3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам

4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания. В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в

процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности. Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ»

включает в себя 9 групп и т.д. Шифр СНиП состоит из:

• номера части (одна цифра),

• номера группы (две цифры),

• номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),

• две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права — нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

• с трудовым законодательством;

• иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; коллективными договорами; соглашениями.

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

• изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;

• отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;

• привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;

• регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;

• определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;

• привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

• порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;

• утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;

• определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время; принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

Не подлежат применению:

• нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

• локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

• принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права. Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.

1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.

3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

• не содержит согласия с проектом, либо

• содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

4. При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.

5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ). Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения). МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве. 50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией. Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:

• Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;

• Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др. Основное содержание конвенций и рекомендаций МОТ излагается в сборнике Резюме международных трудовых норм.

Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС).

Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

• организацию охраны труда;

• требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;

• соответствующее использование установок, оборудования и веществ; определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.