Госпошлина за замену аттестата кадастрового инженера

Новые требования к кадастровым инженерам

С сегодняшнего дня вступают в силу большинство положений закона, существенно меняющего требования, которым должны соответствовать лица, осуществляющие кадастровую деятельность, – Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» (далее – Закон № 452-ФЗ). Рассмотрим наиболее важные из них.

Кадастровые инженеры должны стать более опытными и ответственными

Обязательным условием осуществления кадастровой деятельности отныне становится членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (все требования, предъявляемые к лицам, которые намереваются стать кадастровыми инженерами, закреплены в новой редакции ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – закон о ГКН)). Причем имеются в виду не любые саморегулируемые организации кадастровых инженеров (далее – СРО), а те, сведения о которых внесены в соответствующий государственный реестр (п. 10 ст. 1 Закона № 452-ФЗ; ст. 30 закона о ГКН в новой редакции). Для включения в реестр СРО организация должна иметь не менее 700 членов, соответствующие органы управления (их полномочия подробно прописаны в новой ст. 30.1 закона о ГКН), а также утвержденные стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров. СРО обязано будет осуществлять контроль за осуществлением кадастровой деятельности ее членами – путем проведения организацией плановых и внеплановых проверок. «Членство в СРО позволит кадастровому инженеру получать необходимую бесплатную юридическую поддержку и консультацию по всем интересующим вопросам, а также обеспечит представление его интересов в суде. В результате проводимых проверок СРО количество кадастровых инженеров сократится за счет исключения низкоквалифицированных специалистов, а значит, должно улучшиться качество выполняемых кадастровых работ, – считает директор ООО «Оценочная Компания «ВЕТА» Дмитрий Жарский. Эксперт подчеркивает, что схема работы СРО оценщиками уже отработана и является достаточно успешной. Ежегодные собрания членов СРО позволяют обмениваться опытом и не допускать частых ошибок. Кроме того, организации проводят бесплатное обучение по наиболее актуальным темам и нововведениям.

Как отражаются в бухгалтерских и налоговых документах платежи организации, связанные с кадастровым учетом, оценкой и регистрацией прав на недвижимость, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Получить доступ

Для координации деятельности СРО кадастровых инженеров должно быть создано национальное объединение таких организаций – путем вхождения в его состав более 50% организаций, включенных в государственный реестр СРО кадастровых инженеров (п. 13 ст. 1 Закона № 452-ФЗ; ст. 30.3 закона о ГКН). Предполагается, что объединение, в частности, будет представлять интересы СРО при взаимодействии с органами власти и местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ и третьими лицами, а также разрабатывать проекты нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области кадастровых отношений.

Меняются требования к образованию кандидатов в кадастровые инженеры. По старым правилам получить квалификационный аттестат кадастрового инженера могло лицо, имеющее либо среднее профессиональное образование по одной из определенных Минэкономразвития России специальностей, либо высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. По новым правилам кадастровым инженером сможет стать только лицо, получившее высшее образование: либо по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвердит Минэкономразвития России, либо любое другое, но в этом случае кандидату в кадастровые инженеры придется пройти профессиональную переподготовку в области кадастровых отношений.

Устанавливается также обязательное условие о наличии у кандидата не менее чем двухлетнего опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера (в Законе № 452-ФЗ такая работа называется стажировкой). Правилами стажировки, утверждаемыми национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, может быть определен перечень должностей, для которых срок стажировки сокращается. Однако такое послабление коснется только тех, кто ранее занимал должности в органе кадастрового учета или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и срок стажировки в любом случае будет составлять не менее года.

Кроме того, кандидат в кадастровые инженеры должен будет сдать теоретический экзамен для подтверждения наличия у него необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний. Определено, что этот экзамен будет проводиться в виде тестирования с использованием автоматизированной информационной системы. Создание этой системы, определение порядка проведения экзамена, формирования и работы принимающей его комиссии, а также размера платы за экзамен отнесено к компетенции национального объединения.

Еще одно обязательное новое требование к кадастровому инженеру – страхование его гражданской ответственности за несоблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность подготовленных кадастровым инженером межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых сведения об объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (закон о ГКН дополнен соответствующей ст. 29.2). Договор страхования ответственности будет заключаться как минимум на год, а предусмотренная им сумма страхового возмещения должна быть не менее 2,5 млн руб.

Что станет с действующими сейчас кадастровыми инженерами?

Стоит отметить, что в отношении лиц, имеющих на день вступления в силу новых положений закона о ГКН, то есть на 1 июля текущего года, действующих квалификационных аттестатов кадастрового инженера, устанавливается определенный переходный период (п. 4 ст. 4 Закона № 452-ФЗ ). Они смогут осуществлять кадастровую деятельность наряду с гражданами, приобретающими статус кадастрового инженера по новым правилам, до 1 декабря текущего года. Для продолжения деятельности после указанной даты указанным лицам придется вступить в СРО. При этом до 1 января 2020 года на них не распространяются новые требования к образованию кандидатов в кадастровые инженеры, то есть до этой даты тем, кто имеет среднее профессиональное образование, не придется получать высшее образование, а тем, кто имеет высшее, но не профильное образование, – проходить профессиональную переподготовку. Положения же об обязательной стажировке и необходимости сдачи теоретического экзамена для подтверждения наличия необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний к имеющим квалификационные аттестаты кадастрового инженера лицам вообще не применяются.

До 1 декабря соответствующими новым требованиям, предъявляемым к СРО, будут считаться уже существующие НКО, основанные на членстве кадастровых инженеров, сведения о которых содержатся (по состоянию на 30 июня текущего года) в государственном реестре саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Однако в течение этого срока они обязаны будут направить в Росреестр документы для включения их непосредственно в государственный реестр СРО кадастровых инженеров (п. 7 ст. 4 Закона № 452-ФЗ).

Как изменится порядок обжалования решений о приостановлении осуществления кадастрового учета?

Еще одна важная новая норма Закона о ГКН – ст. 26.1, устанавливающая обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении) путем обращения в специально созданную при органе кадастрового учета апелляционную комиссию, вступит в силу с 1 декабря 2016 года. Такое решение, напомним, может быть принято органом кадастрового учета (ст. 26 закона о ГКН).

Органом кадастрового учета является Росреестр, который вправе передать соответствующие полномочия региональным органам исполнительной власти, а также подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям (ч. 1-2 ст. 3 закона о ГКН).

Правом на обжалование обладают заявитель или его представитель и кадастровый инженер, который подготовил межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо организация, работником которой такой кадастровый инженер является (п. 4 ст. 1 Закона № 452-ФЗ). Заявление об обжаловании может быть подано в апелляционную комиссию любым удобным для заявителя способом: в письменной форме в случае личного обращения, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме, в том числе через единый портал госуслуг, – в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановлении.

Указанные апелляционные комиссии будут сформированы в каждом регионе. В их состав, ротация которого должна осуществляться один раз в два года, войдут по три представителя от органа кадастрового учета и национального объединения. Порядок формирования и работы комиссий, равно как и перечень необходимых для обращения в них документов, предстоит определить органу нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В законе прописано лишь одно обязательное условие для работы председателей комиссий и их заместителей – наличие квалифицированной электронной подписи.

Установлено, что апелляционная комиссия вправе запрашивать необходимые документы, материалы и сведения у органов власти и местного самоуправления, организаций и кадастровых инженеров. Кроме того, она может направить запрос в СРО кадастровых инженеров, членом которой является выполнившее кадастровые работы лицо, о проведении экспертизы документов, представленных в орган кадастрового учета и послуживших основанием для приостановления кадастрового учета. Получившая такой запрос организация должна будет в течение 10 рабочих дней бесплатно провести экспертизу, в ходе которой устанавливаются факты наличия или отсутствия ошибок в подготовленных кадастровым инженером документах и нарушения им законодательства, регулирующего кадастровые отношения, и подготовить по ее результатам заключение. Положение о проведении данной экспертизы предстоит утвердить национальному объединению.

Если апелляционная комиссия признает решение о приостановлении необоснованным, то есть не соответствующим перечисленным в ст. 26 закона о ГКН основаниям, вынесенное ею решение об удовлетворении заявления об обжаловании станет основанием для осуществления кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с момента его поступления в орган кадастрового учета. Решение комиссии об удовлетворении или отклонении заявления об обжаловании должно быть вынесено в течение 30 дней с момента его получения. О принятом комиссией решении лицо, обжаловавшее решение о приостановлении, оповещается в течение одного рабочего дня со дня принятия.

В принципе все предусмотренные Законом № 452-ФЗ изменения направлены на повышение качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, на основании которых объекты недвижимости ставятся на кадастровый учет. «Идея об ответственности кадастровых инженеров за результаты своей работы мне импонирует, – отмечает адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Анастасия Расторгуева. – Тенденцию по передаче части государственных полномочий по контролю за деятельностью члена какой-либо корпорации самой корпорации я также поддерживаю. Как правило, корпорации, в данном случае СРО, не все равно, кто входит в ее ряды. Что касается необходимости высшего образования, не уверена, что оно может хоть как-то повлиять на работу. С учетом того, как легко в нашей стране получить диплом, он давно потерял свою ценность и гарантию «знака качества».

Однако нельзя не обратить внимание на то, что во многом возможность применения новых правил зависит от того, как быстро будет создано и начнет работу национальное объединение СРО кадастровых инженеров. Именно оно должно будет утвердить, в частности, типовые стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров, определить порядок проведения экзамена, без сдачи которого лицо не сможет осуществлять кадастровую деятельность, и правила стажировки, прохождение которой также является необходимым условием для принятия гражданина в члены СРО. Однако никаких обязательных сроков его создания Закон № 452-ФЗ не содержит. Определено лишь, что с 1 июля текущего года НКО, объединяющая более 50% СРО кадастровых инженеров, вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации ее в качестве национального объединения. В случае его одобрения в течение девяти месяцев после регистрации организация обязана будет привести свою деятельность в соответствие с требованиями новой ст. 30.3 закона о ГКН. Поэтому можно предположить, что пока кадастровую деятельность будут осуществлять все-таки лица, которые уже имеют действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.

Процедура получения аттестата кадастрового инженера

Приветствую Вас уважаемые посетители и читатели блога Александра Фадеева. В данной статье речь пойдет о процедуре получения аттестата кадастрового инженера. Дело в том, что аттестат кадастрового инженера позволяет физическому лицу, гражданину Российской Федерации, заниматься кадастровой деятельностью на всей территории страны.

Процедура получения аттестата кадастрового инженера с 1 июля 2016 года заключается в прохождении стажировки в качестве помощника кадастрового инженера с последующей сдачей теоретического экзамена квалификационной (аттестационной) комиссии, сформированной Национальным объединением кадастровых инженеров. Следует отметить, что база вопросов к экзамену составляет свыше 900 штук и чтобы сдать успешно экзамен, к нему следует интенсивно готовиться.

Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений следующим документом — «Порядок проведения теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, порядок формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена», утвержденным протоколом №11/17 от 29.12.2017 года решения Президиума Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» и согласованного с Минэкономразвития письмом №36476-ВА/Д23и от 18.12.2017 г.

Другие статьи:  Перевести оформить на французский

Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением.

Информация о результатах экзамена подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее чем три рабочих дня со дня проведения экзамена.

Для подготовки можно использовать различные программы в виде тестов. Например, ссылки на ряд из них приведены в статье «Вопросы экзамена кадастрового инженера».

ВНИМАНИЕ! Стоимость сдачи теоретического экзамена не может превышать 4000 руб, вне зависимости от результатов сдачи экзамена.

Этап 1. Необходимо подать заявление о прохождении теоретического экзамена одним из трёх возможных способов, с приложением копий документов, приведенных ниже:

  1. Лично в Национальное объединение или в саморегулируемую организацию, являющуюся членом Национального объединения, по адресу, указанному в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  2. Посредством направления на официальный адрес электронной почты Национального объединения, указанный в государственном реестре саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
  3. Посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении на официальный почтовый адрес Национального объединения.

1) Заявление о прохождении теоретического экзамена.
2) Копия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство Российской Федерации.
3) Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

4) Одна цветная фотография размером 3 на 4 см.

5) Согласие на обработку персональных данных, оформляемое в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

6) Копия документа, подтверждающего проведенную оплату за прием экзамена.

7) Копия документа, подтверждающего наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утверждается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений.

8) Копия документа, подтверждающего изменение фамилии, имени, отчества претендента (копии свидетельства о перемене имени, о заключении (расторжении) брака), в случае, если в документе, удостоверяющем личность, документе об образовании, страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования такие сведения не соответствуют друг другу.

В случае личного представления в Национальное объединение или в саморегулируемую организацию, являющуюся членом Национального объединения, Заявления, верность копий документов удостоверяется подписью уполномоченного единоличным исполнительным органом на прием документов лица при предъявлении оригиналов таких документов. При этом претенденту выдается расписка, подтверждающая прием Заявления и прилагаемых к нему документов.

В случае направления Заявления на официальный адрес электронной почты Национального объединения, Заявление и согласие на обработку персональных данных удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью претендента, при этом копии документов, необходимых для участия в экзамене, удостоверяются усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.

В случае направления Заявления посредством почтового отправления удостоверение подписи претендента на Заявлении и копий документов, необходимых для участия в экзамене, проводится в нотариальном порядке.

Если обращение повторное и при этом сведения о претенденте не изменились, и копии документов претендента находятся в деле, то в аттестационную комиссию повторно документы НЕ предоставляются по пп. 2-5, 7 и 8.

Этап 2. Проходит без вашего участия. Коллегия в течение десяти рабочих дней с даты поступления в Национальное объединение Заявления обеспечивает проверку Заявления и приложенных к нему документов на предмет соответствия требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком. В случае допуска претендента к экзамену, в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня внесения сведений о допуске претендента к экзамену в Реестр, Коллегия уведомляет претендента о допуске к экзамену.

В срок не позднее чем за десять рабочих дней до дня проведения экзамена претендент уведомляется по адресу электронной почты и по контактному номеру телефона, указанными им в Заявлении, о месте, дате и времени проведения экзамена (заседания комиссии).

Этап 3. Прохождение теоретического экзамена. На квалификационный экзамен следует прийти заблаговременно, так как необходимо предъявить секретарю комиссии документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Российской Федерации. В специализированном помещении, где проходит экзамен в присутствии членов аттестационной комиссии, идет видеозапись всего помещения, а так же самого тестируемого (претендента). Экзамен проводится в виде тестирования на компьютерах в течение 1,5 часов, за это время вы должны ответить на 80 вопросов. При этом претенденту запрещается пользоваться любой литературой, а так же разговаривать с другими претендентами. По окончании тестирования всеми присутствующими претендентами, объявляются результаты прохождения теста и решение комиссии.

Теоретический экзамен подтверждающий наличие профессиональных знаний для осуществления кадастровой деятельности считается сданным, если вы правильно ответили на 72 и более вопросов, то есть на 90% вопросов должен быть дан правильный ответ. В противном случае вы можете обратиться в комиссию с повторной возможностью сдачи экзамена по истечении 4 месяцев со дня решения комиссии. Хотите проверить себя, пройдите Проверочный онлайн тест к экзамену на кадастрового инженера.

Этап 4. Получение аттестата кадастрового инженера. При удачной сдаче квалификационного экзамена в течение 5 рабочих дней необходимо оплатить госпошлину за выдачу квалификационного аттестата кадастрового инженера . Далее вы обращаетесь к секретарю квалификационной комиссии за получением аттестата кадастрового инженера. После получения вами аттестата, секретарь комиссии на следующий рабочий день отправляет уведомление о выдаче аттестата в Росреестр. Росреестр после получения уведомления в 2-ух дневный срок вносит сведения в реестр кадастровых инженеров.

Хотите знать, сколько претендентов сдало успешно экзамен на аттестат кадастрового инженера, то вот статистика в статье «Результаты тестирования на кадастрового инженера» по территории Российской Федерации.

Этап 5. После получения аттестата необходимо письменно уведомить Росреестр и аттестационную комиссию о форме работы кадастрового инженера (ИП или у юридического лица), выслать оттиск печати кадастрового инженера в течение 30 рабочих дней. Все это заверяется подписью и печатью кадастрового инженера. То есть вам еще необходимо заказать изготовление индивидуальной печати кадастрового инженера и её получить.

P/S. И на закуску. Вы попробовали пройти проверочный тест, ссылка на который дана выше. Если нет, то попробуйте. Ваш результат ниже 90 процентов, то вот эти материалы Вам помогут отлично подготовиться к экзамену на кадастрового инженера: «Курс подготовки» и «Рабочая тетрадь», только они платные, но зато самые свежие.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

Институт повышения квалификации и переподготовки (ИПКП) при «Петербургском государственном университете путей сообщения» (ФГОУ ВПО ПГУПС)

Название курса: «Кадастровый инженер. Предаттестационная подготовка».
Программа курса:
Изложение базовых понятий об объектах недвижимости, кадастровом учете, основах геодезии, государственной регистрации права;
Разъяснение тестовых заданий квалификационных экзаменов;
Пробное компьютерное тестирование.
Преподаватели курса: — квалифицированные юристы, имеющие большой опыт работы с недвижимостью, в том числе с государственной регистрацией прав на недвижимость; преподаватели кафедры «Инженерная геодезия»; специалисты других кафедр университета; привлекаются специалисты комитетов и организаций Администрации Санкт- Петербурга.
Срок обучения: — 4,5 недели; количество учебных часов — 72.
Форма обучения: — очная без отрыва от производства, занятия проводятся в вечернее время с 18 ч. до 21 ч. 4 раза в неделю (пн, вт, чт, пт).
Место проведения: Санкт- Петербург, Кронверкский проспект, д.9 (ст.м. «Горьковская»).
По окончании обучения слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Телефон (факс) для справок: (812) 232 92 03
Подробнее о курсах данного учебного заведения можно узнать здесь.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ). Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Название курса: «Кадастровый инженер. Подготовка к получению аттестата кадастрового инженера».
Программа курса: Программа курса направлена на формирование устойчивых знаний и навыков в области ведения кадастровой деятельности, подготовку слушателей к сдаче квалификационного экзамена для получения Квалификационного аттестата кадастрового инженера
Цель обучения: подготовка к выполнению обязанностей кадастрового инженера в организациях различных форм собственности, оказывающих услуги в области геодезического обеспечения кадастра объектов недвижимости, технической инвентаризации, территориальному планированию и межеванию.
Срок обучения: — 108 академических часов
Форма обучения: — без отрыва от производства очно-заочная (вечерняя) с 18:30 до 21:30 (понедельник, вторник, четверг)
Место проведения: Санкт-Петербург, 2-ая Красноармейская ул., дом 4, (ст.м. «Технологический институт»).
По окончании обучения слушателям выдается документ государственного образца — Свидетельство о повышении квалификации (образец документа)
Телефон /факс для справок: (812) 316-1525, 316-7781, 316-1371
Подробнее о курсах данного учебного заведения можно узнать здесь.

Администрации Бабяковского сельского поселения

Система межведомственного электронного взаимодействия — удобство для заявителей

По запросам, поступившим с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) от органов и организаций, участвующих в оказании государственных и муниципальных услуг, Кадастровой палатой по Воронежской области с начала 2018 года предоставлено около 730 тыс. сведений, содержащихся в Реестре недвижимости.

Указанные документы были запрошены без участия заявителей, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, что повышает качество и доступность оказываемых услуг и значительно сокращает время оформления документов.

Многие заявители на личном опыте по достоинству оценили преимущества межведомственного взаимодействия при оказании государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, СМЭВ позволяет заявителям не предоставлять документы, которые находятся в распоряжении органов власти. Например, документы, подтверждающие разрешенное использование земельного участка, решение органа власти о переводе жилого помещения в нежилое. Эти и многие другие необходимые для оказания государственных услуг документы запрашиваются специалистами Кадастровой палаты самостоятельно без участия заявителей.

Кадастровая палата по Воронежской области проводит мероприятия, направленные на повышение уровня электронного взаимодействия с органами власти в сфере осуществления государственного кадастрового учета.

Контакты для СМИ

Смирнова Евгения Борисовна

ведущий инженер отдела контроля и

анализа деятельности Кадастровой палаты

по Воронежской области

тел. 8 (473) 266-28-20

E — mail : press @36. kadastr . ru

Сведения ограниченного доступа из Единого реестра недвижимости

Одним из ведущих направлений деятельности Кадастровой палаты по Воронежской области является выдача информации об основных характеристиках и правах на недвижимое имущество (квартиры, земельные участки, нежилые здания и др.).

По общему правилу сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Но существуют исключения.

К сведениям ограниченного доступа относится, к примеру:

— информация о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

— о содержании правоустанавливающих документов;

— обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости;

— сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый реестр недвижимости;

— сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным;

— сведения, содержащие персональные данные (в соответствии с Законом о персональных данных).

Ответ на запрос по указанным данным может получить только сам правообладатель или его законный представитель, залогодержатель недвижимого имущества, органы государственной власти и местного самоуправления, суд, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, арбитражные управляющие, нотариусы и др.

Кадастровая палата по Воронежской области обращает внимание заявителей, на то, что сведения, содержащиеся в Реестре недвижимости, являются актуальными на момент их выдачи. Если у вас возникают вопросы, то специалисты проконсультируют вас по единому справочному телефону – 8 800 100 34 34.

Контакты для СМИ

Смирнова Евгения Борисовна

ведущий инженер отдела контроля и

анализа деятельности Кадастровой палаты

по Воронежской области

тел. 8 (473) 266-28-20

E — mail : press @36. kadastr . ru

О дополнительных видах деятельности Кадастровой палаты

Дата создания: 16.04.2014 11:53

Дата последнего изменения: 19.12.2018 09:21

Госпошлина за замену аттестата кадастрового инженера

29 сентября 2016 года город Вологда Дело № А13-5734/2016

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2016 года.

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Мамоновой А.Е. при ведении протокола секретарем судебного заседания Жарининой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Угарова Александра Анатольевича к Департаменту имущественных отношений Вологодской области о признании незаконным решения Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленного протоколом от 03.03.2016 №35-2016-399-Н, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области, ассоциации саморегулируемых организаций «Объединение профессионалов кадастровой деятельности»,
при участии от заявителя — Ананьева И.С. по доверенности от 05.04.2016, от ответчика — Семичевой Е.В. по доверенности от 26.10.2015, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области — Юдиной М.И. по доверенности от 11.11.2014, от ассоциации саморегулируемых организаций «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» — Соколова В.А. по доверенности от 01.08.2016,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Угаров Александр Анатольевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (далее — Департамент имущественных отношений области, Департамент) о признании незаконным решения Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленного протоколом от 03.03.2016 №35-2016-399-Н.
В обоснование требований полагает, что сама по себе констатация факта несвоевременного предоставления сведений, предусмотренных Законом о кадастре, без установления причин и обстоятельств в конкретной ситуации, не отвечает целям применения такой меры ответственности, как аннулирование квалификационного аттестата. По мнению заявителя, при прекращении кадастровой деятельности в одной организации и до заключения трудового договора с другим работодателем либо до регистрации в качестве предпринимателя кадастровый инженер не должен представлять уведомление о расторжении трудового договора с предыдущим работодателем. В связи с этим полагает, что уведомление представлено в пределах установленного срока. Кроме того, нарушение срока направления уведомления не повлекло нарушения чьих-либо прав и законных интересов. Решение комиссии лишает Угарова А.А. возможности осуществлять профессиональную деятельность, то есть единственного источника средств к существованию. В дополнение считает Департамент надлежащим ответчиком по делу, решение — не отвечающим требованиям справедливости юридической ответственности, ее индивидуализации и соразмерности, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об аннулировании аттестата. При этом полагает, что уведомление при временном прекращении кадастровым инженером кадастровой деятельности не предусмотрено.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Департамент имущественных отношений области в отзыве, дополнении к нему и его представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, считая Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, а решение комиссии — законным и обоснованным. По мнению ответчика, непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления является основанием для принятия квалификационной комиссией решения об аннулировании квалификационного аттестата, срок исчисляется с момента расторжения трудового договора. В дополнение указывает, что в настоящее время у Департамента не имеется полномочий по организации деятельности квалификационной комиссии и отсутствуют сведения о передаче на хранение документов квалификационной комиссии, а также порядка их передачи комиссии СРО.
Определением суда от 14.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ассоциация саморегулируемых организаций «Объединение профессионалов кадастровой деятельности» (далее — ассоциация СРО «ОПКД», ассоциация).
Определением суда от 22.09.2016 по ходатайству заявителя произведена процессуальная замена, из состава ответчиков по делу №А13-5734/2016 исключены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее — Управление Росреестра по Вологодской области, Управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее — ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровая палата) и одновременно привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Управление Росреестра в отзыве, дополнении к нему и его представитель в судебном заседании отклонили заявленные требования, ссылаясь на законность и обоснованность решения комиссии. Вместе с тем, считают Управление ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку квалификационная комиссия формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а представитель Управления является одним из восьми членов комиссии.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в отзыве указало, что кадастровая палата не принимала решения об аннулировании квалификационного аттестата, поэтому не может быть ответчиком по делу.
Ассоциация СРО «ОПКД» в отзыве и его представитель в судебном заседании поддержали позицию заявителя, считая решение несправедливым и нецелесообразным.
ФГБУ «ФКП Росреестра» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представители в заседание не явились, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со статьями 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Угаров А.А. осуществлял деятельность кадастрового инженера на основании квалификационного аттестата №35-11-168, выданного 08.08.2011.
В Департамент имущественных отношений области 13.01.2016 (вх.№34-00137/16) поступило уведомление Угарова А.А. о внесении сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров от 12.01.2016.
Департамент письмом от 04.02.2016 №их.34-0690/16 направил в Квалификационную комиссию по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, Вологодской области (далее — квалификационная комиссия, комиссия) сведения о кадастровом инженере, представившем уведомление с нарушением срока.
Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения полученной информации на заседании 03.03.2016 приняла решение аннулировать квалификационный аттестат Угарова А.А. со ссылкой на пункт 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что отражено в протоколе заседания комиссии от 03.03.2016 №35-2016-399-Н.
Предприниматель не согласился с решением комиссии и обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
На основании пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения) регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 221-ФЗ кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных настоящим Федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее — кадастровый инженер).
В силу части 1 статьи 29 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее — квалификационный аттестат).
В порядке части 3 статьи 29 Закона № 221-ФЗ квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выдаче квалификационных аттестатов используют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами.
Частью 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ регламентировано, что решение об аннулировании квалификационного аттестата принимается квалификационной комиссией. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет копию решения об аннулировании такого квалификационного аттестата в течение одного рабочего дня со дня принятия данного решения в орган кадастрового учета, а также лицу, квалификационный аттестат которого в соответствии с данным решением аннулирован. Данная копия должна быть заверена должностным лицом указанного органа исполнительной власти. Квалификационный аттестат признается аннулированным и, следовательно, не действующим со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с установленными статьей 30 настоящего Федерального закона правилами. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в судебном порядке.
В статье 30 Закона № 221-ФЗ определено, что государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета (часть 1). Орган кадастрового учета вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об аннулировании квалификационного аттестата в срок не более чем два рабочих дня со дня получения указанной в части 8 статьи 29 настоящего Федерального закона копии решения (часть 4).
Согласно части 6 статьи 29 Закона № 221-ФЗ состав и порядок работы квалификационной комиссии, перечень документов, необходимых для получения квалификационного аттестата, порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 № 23 (действовавшим до 11.09.2016) утверждено Положение о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера (далее — Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что Комиссия является постоянно действующим органом, формируемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на выдачу квалификационных аттестатов кадастровых инженеров (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
На основании пунктов 3 и 4 Положения основными задачами комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров. В связи с этим в функции Комиссии входит принятие решений об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера.
В соответствии с пунктом 8 Положения Комиссия формируется из числа представителей уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (два члена комиссии), представителей территориального органа кадастрового учета по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии) и структурного подразделения (филиал), подведомственного органу кадастрового учета федерального государственного бюджетного учреждения (далее — структурное подразделение подведомственного учреждения) по соответствующему субъекту Российской Федерации (один член комиссии), а также представителей созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением требований Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций (четыре члена комиссии).
Пунктами 11, 12 Положения определено, что председателем комиссии является должностное лицо уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. Секретарем комиссии является должностное лицо уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
В порядке пунктов 14, 15 Положения персональный состав комиссии и изменения персонального состава комиссии утверждаются актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации. В акте о персональном составе комиссии приводятся сведения о местонахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты, графике работы и справочных телефонах комиссии. Изменения указанных сведений утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Членство в комиссии прекращается актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации
В соответствии с пунктом 52 Положения Комиссия рассматривает обстоятельства, являющиеся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в отношении которых указанной комиссией принимались решения о признании претендентов сдавшими квалификационный экзамен.
Заверенная в установленном порядке выписка из протокола заседания комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, в день подписания протокола направляется секретарем комиссии в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (пункт 59 Положения).
Пунктами 61 и 62 Положения предусмотрено, что квалификационный аттестат кадастрового инженера, в отношении которого принято решение об аннулировании, подлежит возврату кадастровым инженером в комиссию, выдавшую данный квалификационный аттестат кадастрового инженера, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты принятия комиссией решения об аннулировании соответствующего квалификационного аттестата кадастрового инженера. Возвращенные квалификационные аттестаты кадастровых инженеров подлежат хранению в течение трех лет, после чего они уничтожаются по соответствующему акту. При вступлении в законную силу судебного акта об отмене или признании недействительным (незаконным) решения комиссии об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера возвращенный квалификационный аттестат кадастрового инженера подлежит выдаче кадастровому инженеру в день его обращения в комиссию.
Согласно пункту 3.2.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874 (в редакции, действовавшей до 01.07.2016), Департамент осуществляет полномочия в части организации деятельности кадастровых инженеров, а именно:
— формирует и утверждает персональный состав квалификационной комиссии по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам;
— рассматривает апелляции, связанные с нарушением порядка проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам;
— выдает квалификационные аттестаты лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
В связи с этим приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 07.02.2013 №5н с последующими изменениями и дополнениями утвержден персональный состав квалификационной комиссии по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам (л.д.38-49).
Положение о Комиссии не утверждено, комиссия не является самостоятельным юридическим лицом.
При этом Федеральным законом от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» вступившим в силу с 01.07.2016 фактически прекращена деятельность квалификационных комиссий в связи с принятием новой редакции статей 29 и 30 Закона № 221-ФЗ, в которых изменен порядок организации деятельности кадастровых инженеров.
Вследствие этого Положение, пункт 3.2.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2012 № 874, а также приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 07.02.2013 №5н признаны утратившими силу.
На момент рассмотрения дела судом, исходя из положений статьи 29 Закона № 221-ФЗ в действующей редакции, кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Решение об исключении кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается саморегулируемой организацией кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер. При этом аннулирование квалификационного аттестата до вступления в силу изменений в Закон № 221-ФЗ является препятствием в осуществлении деятельности в качестве кадастрового инженера.
Принимая во внимание изложенные нормы в их совокупности, оспариваемое решение об аннулировании квалификационного аттестата в рассматриваемом случае принято уполномоченным органом. Надлежащим ответчиком по делу является Департамент имущественных отношений области, как уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, осуществлявший полномочия по организации деятельности квалификационной комиссии и деятельности кадастровых инженеров.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2016 по делу №А62-7836/2015, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по делу №А49-2797/2013, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу №А14-6342/2015.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время у Департамента не имеется полномочий по организации деятельности квалификационной комиссии и отсутствуют сведения о передаче на хранение документов квалификационной комиссии, а также порядка их передачи комиссии СРО, судом не принимаются.
Пробел в законодательстве, связанный с передачей прав и обязанностей квалификационных комиссий в связи с их ликвидацией, отсутствие организационно-распорядительных документов уполномоченного органа субъекта Российской Федерации по передаче на хранение квалификационных аттестатов и документов комиссии не могут создавать препятствия в реализации прав кадастровых инженеров и иных заинтересованных лиц после ликвидации этих комиссий, в том числе права на защиту от незаконных действий и решений квалификационных комиссий, последствия которых сохраняются и после их ликвидации.
При вступлении в законную силу судебного акта об отмене или признании недействительным (незаконным) решения комиссии об аннулировании квалификационного аттестата кадастрового инженера возвращенный квалификационный аттестат кадастрового инженера подлежит выдаче кадастровому инженеру в день его обращения в комиссию.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Соответственно при ликвидации квалификационной комиссии обязанность исполнения такого судебного акта должна быть возложена на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.
Доводы заявителя об отсутствии нарушений законодательства при представлении Угаровым А.А. уведомления суд считает несостоятельными с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 31 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
В порядке части 2 статьи 31 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 30 Закона № 221-ФЗ в государственный реестр кадастровых инженеров вносятся сведения о форме организации кадастровой деятельности в объеме сведений, установленных порядком ведения государственного реестра кадастровых инженеров.
В силу пункта 6 статьи 30 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня изменения указанных в пункте 1, 2.1, 3, 7 или 8 части 2 настоящей статьи сведений обязан уведомить об этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета. Соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Орган кадастрового учета вносит в государственный реестр кадастровых инженеров соответствующие изменения, касающиеся сведений о таком кадастровом инженере, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанного уведомления.
На основании пункта 5 части 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ квалификационный аттестат аннулируется в случае непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона порядке.
Из буквального содержания изложенных норм следует, что в случае изменения сведений о форме организации кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом соответствующее уведомление подлежит направлению в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Как следует из материалов дела, Угаров А.А. прекратил деятельность кадастрового инженера в качестве работника ООО Компания «Леон» и ООО «ВекторСтройПроект» 06.11.2015 в связи с расторжением трудовых договоров.
Соответственно уведомление об изменении сведений реестра подлежало направлению не позднее 18.12.2015.
Приведенные выше обязательные к соблюдению требования четко сформулированы в Законе № 221-ФЗ и должны соблюдаться лицом, осуществляющим профессиональную деятельность кадастрового инженера.
Ссылка заявителя на необходимость принятия мер к поиску работы и определения формы осуществления деятельности кадастровым инженером судом не принимается, поскольку законодателем предоставлен достаточный срок для выбора формы организации кадастровой деятельности и информирования об этом уполномоченных органов. Обладая специальными познаниями в соответствующей сфере деятельности, кадастровый инженер обязан совершать необходимые организационные действия в пределах установленных сроков.
Иное толкование противоречит целям ведения государственного реестра кадастровых инженеров.
Как указано в части 8 статьи 30 Закона № 221-ФЗ содержащиеся в государственном реестре кадастровых инженеров сведения о кадастровом инженере являются общедоступными и предоставляются по запросам любых заинтересованных лиц в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Такие сведения предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса, а также размещаются на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».
Следовательно, реестр ведется в интересах неограниченного круга лиц для получения информации о действующих на момент обращения с соответствующим запросом кадастровых инженерах, наличия у соответствующих лиц необходимых полномочий, организации кадастровой деятельности.
В рассматриваемом случае Угаров А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.12.2015 за основным государственным регистрационным номером 315352500042190 и у него имелась возможность представить уведомление до истечения указанного срока.
Фактически уведомление представлено в Департамент 13.01.2016, то есть с нарушением установленного срока.
Выводы Квалификационной комиссии в решении от 03.03.2016 в этой части являются правомерными.
Решение соответствует требованиям части 8 статьи 29 Закона № 221-ФЗ и пункта 58 Положения, поскольку содержит обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, со ссылкой на положения пункта 5 части 7 статьи 29 Закона № 221-ФЗ.
Вместе с тем, суд считает, что решение комиссии подлежит признанию незаконным, нарушающим права и законные интересы Угарова А.А. на занятие предпринимательской деятельностью.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21.11.2002 № 6-П, N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 07.02.2002 N 16-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, а также в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 №С1-7/смп-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие», меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
Поскольку аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера ограничивает правоспособность этого лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Следовательно, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата.
В рассматриваемом случае суд учитывает, что правонарушение совершено вследствие заблуждения предпринимателя Угарова А.А. относительно порядка исполнения законодательства о кадастровой деятельности, уведомление представлено им самостоятельно, период просрочки представления сведений незначительный. При этом Департамент не представил доказательств того, что заявитель продолжил противоправную деятельность, что представление уведомления в более поздние по сравнению с установленными законом сроки повлекло причинение существенного ущерба публичным интересам, а также привело к каким-либо неблагоприятным последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае аннулирование квалификационного аттестата кадастрового инженера Угарова А.А. не отвечает требованиям справедливости, несоразмерно тяжести совершенного им деяния.
Ссылка ответчика на решение Вологодского городского суда от 27.04.2016 по делу №2а-6464/2016, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16.06.2016 №33а-3234/2016 судом не принимается, поскольку названные судебные акты в рассматриваемом деле не имеют преюдициального значения по правилам статьи 69 АПК РФ.
На основании изложенного, решение Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленного протоколом от 03.03.2016 №35-2016-399-Н, следует признать незаконным, требования предпринимателя Угарова А.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной предпринимателем Угаровым А.А. по чеку-ордеру от 06.04.2016, подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 167 — 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

признать не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и незаконным решение Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленного протоколом от 03.03.2016 №35-2016-399-Н.
Департаменту имущественных отношений Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Угарова Александра Анатольевича.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу индивидуального предпринимателя Угарова Александра Анатольевича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В части признания незаконным решения Квалификационной комиссии Вологодской области по проведению аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.