Госпошлина на лицензирование медицинской деятельности

Содержание страницы:

Лицензирование медицинской деятельности

Лицензирование медицинской деятельности в РФ регулирует Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. (далее – Закон № 99-ФЗ). Вместе с законом действует и Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», которое вместе с перечнем услуг, подлежащих лицензированию, закрепляет список органов, которые вправе выдавать лицензии.

Особенности требований и условия для получения лицензии

В ст. 8 Закона № 99-ФЗ определены требования, которые Минздрав РФ выдвигает к лицензиату. Вместе с обязательным соблюдением санитарных норм и стандартов помещений, которые не должны затруднять трудовой процесс сотрудников и оказание ими качественного обслуживания населения, претендент на осуществление медицинской деятельности обязан иметь:

  • находящееся в собственности или в аренде помещение;
  • необходимые для работы оборудование, инструменты, транспортные средства и документы, которые разрешены Минздравом РФ;
  • работоспособные средства противопожарной защиты (сигнализацию и средства тушения пожара) и план действий сотрудников медучрежений на случай возгорания;
  • штате сотрудников, имеющих соответствующую подготовку, предусмотренное законом образование и необходимую квалификацию. Руководитель – высшее специальное образование и стаж работы по конкретным видам оказываемых услуг не менее 5 лет, если было открыто юридическое лицо. Для индивидуальных предпринимателей (ИП) этот стаж снижается до 2 лет.

Работающие в медицинском учреждении сотрудники должны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию.

Перечень документов для получения лицензии

Претендент на получение разрешения обязан подготовить предусмотренный законом пакет документов. Он зависит от планируемого вида деятельности и может меняться.

К таким обязательным документам относятся:

  • заявление установленной формы о предоставлении лицензии. В нем указываются наименования, организационно-правовые формы и места нахождения учреждения и его подразделений; полные данные о руководителе юридического лица или ИП; информация об осуществляемой деятельности (с конкретным перечислением работ и услуг);
  • все копии учредительных документов (Устав и другие);
  • копии регистрационных свидетельств (ЕРГЮЛ или ЕРГИП);
  • копии регистрационных документов в ИМНС и коды ОКПО;
  • копия свидетельства о праве собственности на помещение или договоры аренды;
  • дипломы и иные документы, подтверждающие образование и квалификацию руководителя и иных сотрудников;
  • документация на используемое медоборудование, даты проверки и тестирования в Роспотребнадзоре;
  • заключение МЧС;
  • заключение СЭС о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг;
  • реквизиты банковского счета;
  • аккредитация;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Если у претендента ранее была лицензия, то в регистрирующий орган необходимо подать старый её образец.

Лицензирующие органы

Заявление о выдаче разрешения в соответствии с п. 2 Положения «О лицензировании медицинской деятельности. », утвержденного Постановлением № 291 Правительства от 16.04.2012 г., подается или в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения Минздрава РФ, или в органы исполнительной власти субъектов РФ, которым Минздрав РФ передал свои полномочия по выдаче лицензии.

Порядок получения лицензии

Пакет документов соискатель предоставляет в лицензирующий орган вместе с квитанцией, подтверждающей уплату госпошлины.

Копии документов, если они не подтверждаются поданными оригиналами, заверяются нотариально. Размер зачисляемой в бюджет госпошлины за рассмотрение заявления соискателя устанавливает правительство РФ.

Получив пакет документов и заявление от претендента на разрешение, комиссия лицензирующего органа, в соответствии со ст. 14 Закона № 99-ФЗ, принимает решение о выдаче лицензии не позднее чем через 60 дней.

Уведомление о выдаче лицензии или отказе претенденту высылают в письменной форме. При положительном решении лицензия выдается на руки в 3-дневный срок при наличии квитанции об уплате госпошлины.

Если претендент не попросил в заявлении об ином, то лицензия выдается на срок от 5 лет или бессрочно, в зависимости от вида лицензируемой деятельности.

Основания для отказа в выдаче лицензии

Положения «О лицензировании медицинской деятельности» не предусматривают конкретных причин для отказа в выдаче лицензии, но эти основания установлены в ст.14 № 99-ФЗ. К ним относятся:

  • несоответствие претендента предусмотренным законом условиям и требованиям;
  • предоставление недостоверной и искаженной информации.

При получении отрицательного ответа соискатель вправе обжаловать его в административном порядке, потребовав независимой экспертизы. Порядок и оплата такой экспертизы есть в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Обжаловать отказ можно и в судебном порядке.

Когда документы для получения лицензии подготовлены правильно и соблюдены предусмотренные законом условия, то разрешение будет выдано в установленные сроки. Но если вы не знаете, как это правильно сделать, лучше обратиться за помощью к юристам нашей компании. Они дадут нужную консультацию и помогут составить жалобу в случае необоснованного отказа в выдаче лицензии.

Госпошлина на лицензирование медицинской деятельности

Москва, Оружейный переулок, 43

Лицензирование медицинской деятельности

Справочная информация

Управление лицензирования и аккредитации Департамента здравоохранения города Москвы:
тел.: +7 (495) 652-82-46; факс: +7 (495) 962-13-33.

Прием заявлений и документов на предоставление, переоформление лицензии на медицинскую деятельность осуществляется Управлением лицензирования и аккредитации Департамента здравоохранения города Москвы по адресу:
г. Москва, площадь Журавлева, д. 12.
понедельник и среда
с 09.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00
Тел.: +7 (495) 963-46-85

Выдача лицензий, дубликатов лицензий, копий лицензий, уведомлений о прекращении деятельности, выписок из реестра лицензий либо копий актов о принятом решении, справок об отсутствии запрашиваемых сведений в реестре лицензий, решений об отказе в предоставлении государственной услуги в Управлении лицензирования и аккредитации Департамента здравоохранения города Москвы (в случае указания в запросе получения результата предоставления государственной услуги на бумажном носителе лично):
понедельник — четверг
с 09.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00
Тел.: +7 (495) 963-46-85

Прием заявлений на предоставление дубликата лицензии, копии лицензий, заявлений о прекращении деятельности, запросов о предоставлении сведений о конкретной лицензии на медицинскую деятельность осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы по адресу:
г. Москва, Оружейный пер., д. 43
(понедельник-четверг c 8.00 до 12.30 и с 13.15 до 17.00;
пятница c 8.00 до 12.30 и с 13.15 до 16.45).

Информация о ходе принятия решений по обращениям соискателей лицензий, лицензиатов о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии

Информация об анализе результатов проведения в феврале 2015 года опроса 100 респондентов, получивших лицензии на медицинскую деятельность в 2014 году, по их удовлетворенности в целях оценки деятельности

Департаментом здравоохранения города Москвы в соответствии с решением, принятым на совещании у заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н.А. Сергуниной по вопросу улучшения позиции Москвы и России в рейтингах (протокол от 06.02.2015 № 7) и во исполнение положений Дорожной карты по улучшению позиций Москвы в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в целях выявления системных проблем, проведен опрос 100 респондентов города Москвы, получивших лицензии на медицинскую деятельность в 2014 году, по вопросу их удовлетворенности работой Департамента здравоохранения города Москвы по лицензированию медицинской деятельности.

По результатам ответов выведен средний бал, который составил — 4,67.

Максимально возможный бал равен 5.

Департаментом здравоохранения города Москвы подготовлен проект постановления Правительства Москвы «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан и исполнения Департаментом здравоохранения города Москвы государственной функции по осуществлению государственного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан».

Принятие проекта постановления позволит обеспечить логичную, прозрачную и понятную для исполнителей процедуру предоставления государственных услуг, а также сокращение сроков предоставления государственных услуг.

Лицензирование медицинской деятельности в Москве и Московской области. Лицензирование медицинских услуг. Медицинская лицензия в г. Москва и МО.

Цена: 45 000 ₽ (+6 000 рублей за каждый дополнительный вид, аванс — 70 %).

Результат: право ведения лицензируемой деятельности.

Госпошлина: 7 500 ₽

Срок действия: бессрочно.

Срок оформления: 45 дней.

Заявители: юридические лица (организации, предприятия, общества, учреждения), индивидуальные предприниматели.

Место осуществления деятельности: помещение, заявленное соискателем лицензии

Территория действия лицензии: Российская Федерация

Орган лицензирования: Департамент здравоохранения г. Москвы и Министерство здравоохранения Московской области.

Медицинская деятельность включает в себя медицинские работы и услуги по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной и стационарной медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины.

Лицензируемые виды работ: стоматология, хирургия, терапия, акушерство, гинекология, косметология, сестринское дело, медицинский массаж, медицинские осмотры и освидетельствования, медицинская оптика, функциональная диагностика, лечебная физкультура и лечебная медицина, мануальная терапия, офтальмология, лабораторное дело, дерматовенерология,кардиология, неврология, ультразвуковая диагностика, травматология и ортопедия, педиатрия, рентгенология, рефлексотерапия, физиотерапия, урология, аллергология и иммунология, производство корригирующих очков, медицинский кабинет в образовательном учреждении, производство медицинской техники, техническое обслуживание медицинской техники, диетологии, психотерапия, психиатрия, психиатрия-наркология.

Наша юридическая услуга «Медицинская лицензия в Москве и Московской области» включает в себя:

  1. Консультация до заключения договора по вопросу получения медицинской лицензии.
  2. Консультация после заключения договора относительно сбора и подготовки документов, необходимых для получения медицинской лицензии в г. Москва и МО.
  3. Прием и предварительный анализ предоставленных документов и сведений, необходимых для получения медицинской лицензии.
  4. Экспертиза предоставленных документов на предмет их соответствия лицензионным требованиям, установленным законодательством РФ.
  5. Составление списка выявленных несоответствий лицензионным требованиям.
  6. Составление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий лицензионным требованиям.
  7. Подготовка заявления, заполнение форм, бланков необходимых для сдачи документов в лицензирующий орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «СКОЛКОВО»)» от 16 апреля 2012 г. N 291).
  8. Формирование пакета документов и сдача документов в лицензирующий орган для получения медицинской лицензии.
  9. Получение документа (описи), подтверждающего факт принятия органом лицензирования на рассмотрение документов и заявления о выдаче лицензии.
  10. Взаимодействие с лицензирующим органом в процессе исполнения заказа и отслеживание продвижения документов в лицензирующем органе.
  11. Устранение замечаний экспертов органа лицензирования.
  12. Получение и передача клиенту медицинской лицензии.

Результат наших услуг по лицензированию мед. деятельности:

Действия клиента, необходимые для получения медицинской лицензии:

  1. Позвонить, отправить запрос по электронной почте, факсу или скайпу, сделать он-лайн заказ на сайте, посетить наш офис, т.е. выразить любым удобным и доступным способом свое желание получить медицинскую лицензию .
  2. Получить от нас договор поручения на получение медицинской лицензии.
  3. Ознакомиться с договором поручения на получение медицинской лицензии и подписать договор.
  4. Предоставить документы, необходимые для получения медицинской лицензии.
  5. Выдать нам доверенность на совершение юридических действий, связанных с получением медицинской лицензии.
  6. Оплатить аванс в размере 70 % от стоимости услуг по получению лицензии.
  7. Получить уведомление о готовности лицензии.
  8. Оплатить остаток от стоимости услуг.
  9. Получить у нас медицинскую лицензию.
Другие статьи:  Судебная защита гражданский правовой договор

Документы, необходимые для лицензирования медицинской деятельности:

  1. Учредительные документы:
    • устав.
  2. Регистрационные документы:
    • свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;
    • в случае внесения изменений в учредительные документы, свидетельство о внесении изменений;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  3. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность, при наличии нескольких обособленных объектов в т. ч. на них.
  4. Документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников юридического лица:
    • диплом, подтверждающий наличие среднего или высшего медицинского образования;
    • документ, подтверждающий прохождение послевузовского профессионального образования (удостоверение и прохождении ординатуры/интернатуры);
    • сертификат;
    • свидетельство о заключение брака, в случае смены фамилии.
  5. Документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица и (или) уполномоченного им лица:
    • диплом, подтверждающий наличие высшего медицинского образования;
    • сертификат, свидетельство о повышении квалификации;
    • трудовая книжка, подтверждающая стаж работы в области основной специализации не менее 5 лет;
    • свидетельство о заключение брака, в случае смены фамилии.
  6. Документы, подтверждающие наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений:
    • договор аренды;
    • свидетельство на право собственности;
    • поэтажный план БТИ с экспликацией.
  7. Документы, подтверждающие наличие соответствующих организационно-технических условий материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Включая перечень используемого медицинского оборудования с указанием процентов износа, договор на техническое обслуживание с организацией, осуществляющей техническое обслуживание медицинского оборудования, лицензию организации, осуществляющей техническое обслуживание медицинского оборудования, акт технического состояния медицинского оборудования).
  8. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (7 500 руб. за рассмотрение заявления).
  9. Доверенность.

Преимущества сторонних юридических услуг по лицензированию медицинской деятельности в Москве и Московской области:

Вы можете поставить задачу получить медицинскую лицензию юристу, который работает в Вашей организации, но зачастую юристы, работающие в штате компаний, чья основная деятельность не является юридической, являются слишком универсальными специалистами и обладают лишь поверхностными знаниями в области лицензирования, в связи с этим, для того, чтобы они смогли получить для Вас лицензию им будет необходимо углубиться в изучение законодательства в области лицензирования, это займет у них значительную часть времени, в течение которого они не смогут выполнять свою основную ежедневную работу по юридическому обслуживанию компании. Конечно, Ваши юристы смогут изучить законодательство в области лицензирования в целом, а также в области лицензирования медицинской деятельности и путем проб и ошибок получить для Вас медицинскую лицензию , но на это уйдет много времени, материальных и моральных ресурсов, стоимость которых трудно даже предположить.

Обратившись к нам, Вы получаете услуги высококвалифицированных профильных юристов в области лицензирования медицинской деятельности, гарантировать юридически грамотное исполнение всех действий, связанных с получением лицензии и как следствие получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, в предельно короткие сроки с минимальными затратами сил и времени с Вашей стороны.

Дополнительные услуги по лицензированию медицинской деятельности:

  1. Содействие по подбору и оформлению правоотношений с персоналом, необходимой квалификации от 18 000 рублей за одного сотрудника. Данная услуга является сопутствующей при заказе получения или переоформления медицинской лицензии.
  2. Получение Санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (СЭЗ, заключения СЭС) — 35 000 рублей по Москве и 45 000 рублей по Московской области.
  3. Разработка необходимых договоров для получения Санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (СЭЗ, заключения СЭС) — 32 000 рублей. Данная услуга является сопутствующей при заказе получения или переоформления Санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора .
  4. Обжалование решения лицензирующего органа об отказе в предоставлении медицинской лицензии.

Риски клиента в период исполнения заказа по лицензированию:

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Как и где можно заказать медицинскую лицензию:

Определиться с конкретной медицинской лицензией Вам помогут консультации квалифицированных юристов компании по телефону, e-mail или скайпу. Наши юристы в кратчайшие сроки подберут необходимую медицинскую лицензию для вашей области медицины и подготовят все необходимые для этого документы. Для оформления заказа Вам достаточно перейти по ссылке «заказать», расположенной справа от нужной Вам услуги по лицензированию медицинской деятельности .

При необходимости Вы можете подробно ознакомиться со всей информацией по каждому отдельному виду медицинской деятельности, перейдя по ссылке с наименованием вида медицинской лицензии. Многолетний опыт компании Объединенные Юристы является гарантией высокого качества наших услуг по лицензированию медицинской деятельности .

Можете заказать нам услугу по переоформлению медицинской лицензии, если у Вас уже имеется медицинская лицензия. Мы готовы её Вам переоформить в связи со сменой юридического адреса или наименования организации, а также в связи со сменой адреса места осуществления деятельности или перечня выполняемых работ.

Лицензирование медицинской деятельности в Москве и Московской области доверьте опытным юристам. Они знают и лицензирование, и медицину.

Цена: 45 000 ₽ (+6 000 рублей за каждый дополнительный вид, аванс — 70 %).

Госпошлина на лицензирование медицинской деятельности

Информация по вопросам лицензирования, формы документов представлены на сайте www.minzdrav29.ru в разделе ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ.

Регистрация и прием заявлений и документов для получения лицензии, ее переоформления, прекращения лицензии, получения дубликата лицензии производится 2 раза в неделю (по вторникам и четвергам) по предварительной записи (по адресу г.Архангельск, просп.Троицкий, д.49 каб. 323) или направлен почтой по адресу: 163004, г.Архангельск, просп.Троицкий, д.49, Министерство здравоохранения Архангельской области. К заявлению на предоставление, или переоформление лицензии должен быть приложен полный пакет документов в папке-регистраторе. Заявление с полным пакетом документов в папке-регистраторе соискатель лицензии (лицензиат) вправе направлять по почте по адресу: 163004, г.Архангельск, просп.Троицкий, д.49, Министерство здравоохранения Архангельской области.

Формы заявления, описи документов, таблиц и иные документы размещены на сайте www.minzdrav29.ru в разделе ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ.

Выдача документов, подтверждающих наличие лицензии, производится ежедневно в часы приема отдела лицензирования при наличии готового бланка лицензии (уточняется предварительно по телефону).

Телефон для справок и предварительной записи: (8182) 45-45-07.
Вернуться к началу страницы

Информация о предоставлении документов:

С 1 января 2008 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации, том числе Архангельской области (в соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») переданы полномочия по лицензированию следующих видов деятельности:

— медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи);

— фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения);

— деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения).

С 10 апреля 2012 года лицензирующий орган (в рамках переданных полномочий) для Архангельской области — Министерство здравоохранения Архангельской области:

  1. Телефон для предварительной записи и справок: 45-45-07.
  2. Нормативно-правовые акты, реквизиты для уплаты госпошлины, утвержденные форма заявления, форма описи и др. документов, дополнительные таблицы представлены на сайте www.minzdrav29.ru в разделе «Отдел лицензирования».
  3. При сдаче документов должен быть предъявлен паспорт лица, сдающего документы. Для руководителя организации необходимо представить паспорт, для представителя по доверенности — паспорт и доверенность. Для юридического лица и индивидуального предпринимателя доверенность заверяется руководителем и синей печатью организации. Доверенность прикладывается к пакету документов.
  4. Прием заявлений о предоставлении лицензии проводится по предварительной записи при заполненной описи документов. Опись документов оформляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается в лицензирующем органе, второй – выдается на руки соискателю лицензии и служит подтверждением сдачи документов. Оба экземпляра заверяются подписью и печатью лицензирующего органа и соискателя лицензии.
  5. Заявление с приложением(-ями) с указанием работ и услуг по медицинской деятельности оформляется в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2013 г. № 121н. Приложение должно быть оформлено по каждому территориально обособленному объекту (если эти объекты имеются) в 1 экземпляре.
  6. Документ об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии:
  • для юридических лицтолько платежное поручение ;
  • дляИП допускается оплата по квитанции .

Заявления на выдачу дубликата лицензии и прекращения действия лицензии можно подать в электронной форме с использованием портала государственных и муниципальных услуг Архангельской области.

Реквизиты для перечисления госпошлины за лицензирование

В связи с изменением наименования Управления Федерального казначейства по Архангельской области на Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с 01 января 2015 года изменяются реквизиты.

Наименование организации министерство здравоохранения Архангельской области

Адрес 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д.49

Расчетный счет 40101810500000010003

Получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (министерство здравоохранения Архангельской области л/с 04241A03600)

Банк Отделение Архангельск

Код администратора дохода 062

Соискателям лицензии/лицензиатам необходимо учитывать в платежных поручениях для уплаты государственной пошлины за совершение действии, связанных с лицензированием, следующие коды подвида доходов бюджетов (КБК) (указать в поле 104 плат. поруч.):

060 1 08 07081 01 0300 110 – за предоставление лицензии;

060 1 08 07081 01 0400 110 – за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности;

060 1 08 07081 01 0500 110 – за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии в других случаях;

060 1 08 07081 01 0700 110 – за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии.

С 01.01.2015 в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменятся размеры государственной пошлины:

— предоставление лицензии — 7 500 рублей;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности — 3500;

— переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей;

предоставление (выдача) дубликата лицензии — 750 рублей

Обращения на действия (бездействия) должностных лиц министерства и их решений по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности в Архангельской области.

Обращения, подаются в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме:

  • на решения и действия (бездействие) государственных служащих министерства (кроме заместителя министра и министра) — заместителю министра* (по подведомственности) или министру**
  • на решения и действия (бездействие) заместителя министра – министру**
  • на решения и действия (бездействие) министра — заместителю Губернатора Архангельской области по социальным вопросам***
Другие статьи:  Пушкино независимая экспертиза

*Заместитель министра – начальник управления модернизации и стратегического развития здравоохранения

Крюков Алексей Викторович

Тел. 8(8182) 45-45-04, адрес: Троицкий просп., д. 49, г. Архангельск, 163004.

*Заместитель министра – начальник финансово-экономического управления

Будейкина Мария Алексеевна

Тел. 8(8182) 45-45-05, адрес: Троицкий просп., д. 49, г. Архангельск, 163004.

**Министр здравоохранения Архангельской области

Тел. 8(8182) 45-45-00, адрес: Троицкий просп., д. 49, г. Архангельск, 163004.

***Заместитель председателя Правительства Архангельской области

Тел. 8(8182) 28-81-24, адрес: Троицкий просп., д. 49, г. Архангельск, 163004.

Лицензирование медицинской деятельности

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Необходимо отметить, что медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Это требование закреплено статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 и пунктом 96 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).

Порядок и условия выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее Положение №499).

Официальное определение лицензирования дается в статье 2 Закона №128-ФЗ:

«лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании».

Сразу возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Согласно статье 4 Закона №128-ФЗ существует ряд критериев. В соответствии с законодательством к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следует отметить, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования.

Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию — прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

Далее рассмотрим понятие лицензии, требования и условия ее выдачи.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, при этом обязательно соблюдение лицензионных требований и условий. Лицензия выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них, в соответствии с законодательством, можно выделить обязательные и специальные требования и условия.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Как уже отмечалось выше, кроме обязательных требований, законодательством Российской Федерации предусмотрены и специальные. Так, в отношении медицинской деятельности дополнительно включаются квалификационные требования к работникам юридического лица, осуществляющим медицинскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии (статья 11 Закона №128-ФЗ). Переоформление лицензии производится в том же порядке, который установлен для ее получения. До переоформления лицензии, лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (статья 7 Закона №128-ФЗ).

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Ответственность лицензиата за осуществление деятельности без упомянутого уведомления Законом №128-ФЗ не установлена.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением №499.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет (статья 8 закона №128-ФЗ). Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 9 Положения №499, выдается сроком на пять лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно — технических условий и материально — технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Порядок выдачи разрешений на применение медицинских технологий утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №346 «Об организации выдачи разрешений на применение медицинских технологий».

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и средств пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно — технических работников и других), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет — для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет — для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 2 Положения №499, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития передала по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности (далее — лицензирующий орган).

Пунктом 5 Положения №499 установлен порядок получения лицензии. Соискатель лицензии предоставляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

— наименования, организационно — правовой формы и места нахождения юридического лица, а также мест нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, — для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, а также места осуществления лицензируемой деятельности — для индивидуального предпринимателя;

— лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять (с перечислением работ и услуг, в соответствии с пунктом 3 Положения №499, которые будут выполняться лицензиатом);

Форма заявления о предоставлении лицензий на медицинскую деятельность приведена в Письме Росздравнадзора от 27 июля 2005 года №01И-374/05.

Формы заявлений о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приведена в Письме Росздравнадзора от 4 августа 2005 года №02И-395/05 «В дополнение к письму от 27 июля 2005 года №01И-374/05».

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), с указанием его кода по Общероссийскому классификатору организаций;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию санитарно — эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность;

г) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением №499, не допускается.

При лицензировании соискатель лицензии уплачивает государственную пошлину. Статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрено, что размер государственной пошлины составляет:

— за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 рублей,

— за предоставление лицензии — 1 000 рублей,

— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей.

Итак, после получения заявления от соискателя лицензии, лицензирующий орган Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 9 Закона №128-ФЗ, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В уведомлении указываются причины отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий (пункт 2 статьи 9 Закона №128-ФЗ).

Лицензирующий орган в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, обязан бесплатно выдать лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В Положении №499 не указаны причины для отказа в выдаче лицензии на медицинскую деятельность, однако в этом случае не стоит забывать, что эти основания изложены в Законе №128-ФЗ.

Другие статьи:  Образец приказа о норме рабочего времени

Основанием для отказа в выдаче лицензии является (пункт 3 статьи 9 Закона №128-ФЗ):

— недостоверная или искаженная информация в документах, представленных соискателем лицензии:

— несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом №128-ФЗ и иными федеральными законами.

Все документы, предоставленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат должен сообщить об этом в лицензирующий орган в срок не позднее чем через 15 со дня такого изменения (пункт 5 статьи 9 закона №128-ФЗ).

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом для осуществления проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также для проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (пункт 1 статьи 12 Закона №128-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона №128-ФЗ проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 статьи 12 Закона №128-ФЗ сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Лицензирующий орган получает необходимую информацию в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона №128-ФЗ:

«К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев (пункт 1 статьи 13 Закона №128-ФЗ). Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения, не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть иные государственные органы не имеют права проводить проверки по предметам своей компетенции в рамках лицензирования.

За осуществление медицинской деятельности без наличия лицензии предусмотрена административная ответственность.

Причем, заметим, что в данном случае следует исходить из того, каким видом деятельности занят субъект в сфере медицины. Если он занимается частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, то в этом случае при отсутствии лицензии на ведения таковой, ответственность предусмотрена пунктом 1 статьи 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ):

«Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда».

Если же субъект оказывает иные виды медицинских услуг, то в этом случае, при отсутствии лицензии, ответственность предусмотрена пунктом 2 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».

Для справки: на момент написания статьи, согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», МРОТ для начисления штрафов равен 100 рублям.

Если же занятия медицинской деятельностью, осуществляемой без наличия лицензии, нанесло вред здоровью человека, то в этом случае, виновное лицо несет уже уголовную ответственность. Обратите внимание, что к уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

В соответствии со статьей 235 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –УК РФ).

«1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок».

В случае же причинения крупного ущерба или получения крупного дохода к физическому лицу, осуществляющему медицинскую деятельность без специального разрешения, применяется статья 171 УК РФ:

«1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Проходя процедуру лицензирования, хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе. Как уже было отмечено выше, при лицензировании деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и непосредственно за саму лицензию, кроме того, у лицензиата могут возникать и расходы, связанные с предлицензионной подготовкой.

Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация: Лицензирующие органы.

«услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами)».

Расходы на лицензирование у медицинской организации с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее – ПБУ 10/99).

Согласно пункту 18 ПБУ 10/99, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Срок действия приобретаемой лицензии составляет пять лет, следовательно, расходы, произведенные организацией при ее приобретении, относятся ко всему сроку ее действия, то есть именно в течение этого срока организация будет получать доходы от осуществляемой деятельности. В связи с этим, на основании пункта 19 ПБУ 10/99, эти расходы должны быть обосновано распределены. Следовательно, первоначально медицинская организация отражает их в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией самостоятельно (например, равномерно в течение срока действия лицензии). Именно такой порядок списания предусмотрен пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Медицинская организация ООО «Медик» получила лицензию на право осуществления медицинской деятельности в марте текущего года. Лицензия выдана сроком на пять лет.

За рассмотрение заявления соискателем лицензии было уплачено 300 рублей, (НДС не облагается) и за получение лицензии 1 000 рублей (НДС не облагается). Учетной политикой организации предусмотрено, что списание стоимости лицензии производится равными долями в течение срока ее действия.

В бухгалтерском учете организации бухгалтер ООО «Медик» отразил получение лицензии следующим образом: