Госпошлина кратко нк рф

Содержание страницы:

Глава 25.3 НК РФ Государственная пошлина

Что такое госпошлина

Государственная пошлина (госпошлина) представляет собой прямой налог на совершение широкого спектра действий, связанных с интересами и функциями государства. История этого сбора уходит корнями в античные времена, когда в Древнем Риме уполномоченная аристократия у власти учреждала плату за проезд, пользование акведуками, торговлю и судебные тяжбы.

Сегодня оплата госпошлины напрямую связана с обращением граждан в государственные структуры, которые совершают определённые действия в интересах обратившегося лица. Все знаковые моменты, включая размер уплачиваемых сборов, описываются в главе 25 Налогового Кодекса РФ.

Когда потребуется уплата государственной пошлины

Согласно НК РФ госпошлина уплачивается при совершении следующих действий:

  • подача исковых заявлений в суды различных инстанций и юрисдикций;
  • удостоверение актов гражданского состояния;
  • ходатайство о выдаче судебного приказа;
  • получение/выход из гражданства;
  • регистрация прав собственности;
  • регистрация собственных продуктов и авторских прав;
  • выдача патентов на изобретения;
  • регистрация общественных организаций;
  • регистрирование медицинских препаратов и изделий индустрии здравоохранения;
  • постановка автотранспорта на государственный учёт;
  • выдача паспортов РФ;
  • услуги нотариата;
  • выпуск ценных бумаг

Отдельно стоит отметить необходимость уплаты государственной пошлины за использование в названии брендов и компаний слов «Россия» и «Российская Федерация».

Как оплатить государственную пошлину

  1. Сначала нужно узнать размер пошлины, который указывается в соответствующих статьях НК РФ. Например, оплата обращений в суды различной юрисдикции и инстанций определяется статьёй 333.19.
  2. Особое внимание при заполнении квитанции следует обратить на Код Бюджетной Классификации (КБК). Этот классификатор зачастую имеется в банках, а в случае отсутствия вам следует обратиться в организацию, которая рассматривает ваше обращение.
  3. Самым удобным местом для уплаты государственной пошлины считается Сбербанк РФ, в котором имеются все Коды бюджетной Классификации.
  4. При уплате пошлины необходимо иметь с собой общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность для внесения правильных данных в банковскую квитанцию.

При подаче заявлений и исков, оценить которые не представляется возможным, в 2017 году взимается госпошлина в размере 300 рублей. Кассационная жалоба или апелляция потребует перечисления в бюджет 150 рублей. Если речь идёт об исках и требованиях, связанных с материальными ценностями и имуществом, размер пошлины будет напрямую зависеть от заявленной в документах суммы.

Размер госпошлины для физических лиц существенно ниже, чем для организаций. В этом моменте олицетворяется дифференцированный подход государства к заявителям с разными финансовыми возможностями. В статье 333.41 определяется возможность рассрочки уплаты госпошлины лицами, не имеющими возможность сделать это единым платежом.

Когда можно вернуть госпошлину согласно НК РФ

Процедура возврата суммы установлена в статье 333.40 НК РФ и затрагивает следующие случаи:

  • ошибочная уплата или переплата;
  • отказ судебной инстанции в рассмотрении поданного иска, ходатайства, заявления;
  • отказ плательщика от совершения юридически значимых действий, требующих уплаты госпошлины

Ошибочно уплаченная государственная пошлина может быть зачтена в счёт других платежей этой категории. Половину (50%) платежа можно вернуть в случае заключения истцом мирового соглашения и при подаче заявления с просьбой прекратить процедуру государственной регистрации имущественных прав.

Статья 333.21 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами

Комментарии к статье

Какова госпошлина в арбитражный суд за подачу заявления об опровержении порочащих фирму сведений и взыскании убытков?

Такое исковое заявление содержит сразу два требования, одно из которых носит имущественных характер.Юридические лица вправе требовать возмещения убытков, нанесенных им вследствие распрастранения порочащих репутацию сведений. При этом размер госпошлины будет зависеть от величины искового требования о возмещении.

Второе требование фирмы-истца — рассмотреть заявление об опровержении порочащих репутацию сведений — неимущественное. За подачу в арбитражный суд сведений неимущественного характера ст 333.21 НК РФ в пп 4 п 1 устанавливает фиксированную сумму пошлины — 6000 руб.

Итак, направляя в суд заявление, содержащее сразу два требования, фирма-истец оплачивает госпошлину в арбитражный суд по каждому из них. Необходимо будет заплатить фиксированную пошлину в размере 6000 рублей, а также пошлину, рассчитанную по величине требуемого от ответчика денежного возмещения. Это минимум 2000 руб. или 4% от суммы, меньшей, чем 100 000 руб. Если денежное требование больше 100 000, то минимальная сумма пошлины повышается и прибавляются проценты к сумме, которая выше нижнего предела. Пп 1 п 1 ст 333 21 НК РФ содержит сведения о размерах и подсчёте величины госпошлины в арбитражный суд при направлении имущественного требования. Чтобы рассчитать размер пошлины в каждом конкретном случае, можно воспользоваться онлайн калькуляторами такого подсчёта.

Какова по НК РФ госпошлина в арбитражный суд при подаче апелляции на дополнительное решение самого арбитражного суда?

По АПК РФ арбитражный суд может дополнить по своей инициативе или по заявлению истца уже вынесенное решение до его вступления в силу.

Такое дополнительное решение может быть обжаловано, если оно не устраивает какую-то из сторон спора.

Размер госпошлины при подаче апелляции, а также кассационных и надзорных жалоб на решения арбитражного суда в 2016 году определяется по норме пп 12 п 1 ст 333.21 НК РФ и составляет 50% от размера пошлины за подачу иска неимущественного характера.

Пленум ВАС РФ уточняет, что апелляционную жалобу можно подать не только на решение суда целиком, но и на отдельную его часть или на дополнительное решение.Итак, по НК РФ госпошлина в арбитражный суд за подачу неимущественного иска составляет 6000 руб. Значит, подавая апелляцию на дополнительное решение арбитражного суда, следует заплатить 3000 руб. пошлины.

Как платить госпошлину в арбитражный суд, если в иске несколько неимущественных требований, связанных между собой?

Пленум ВАС РФ в 2014 году разъяснил этот вопрос следующим образом. Если в исковом заявлении есть сразу несколько связанных друг с другом требований неимущественного характера, то госпошлина взимается за каждое такое требование.

Дело в том, что Налоговый кодекс не разъясняет этот конкретный вопрос. Он лишь включает норму, по которой имущественные и неимущественные требования, содержащиеся в одном иске, облагаются пошлиной по раздельности (ст 333.22 НК РФ). Вывод Верховного суда о том, что два и более неимущественных требования, содержащиеся в одном иске, тоже должны облагаться госпошлиной отдельно, основан на аналогии с этой нормой. Такую позицию поддерживает также и ФНС РФ.

Платит ли Пенсионный фонд госпошлину, обращаясь в арбитражный суд за взысканием недоимок по страховым взносам?

Вопрос дискуссионный, но, при этом, устоявшаяся правовая позиция у судей по нему уже сложилась.

То, должна ли перечисляться ПФР (Пенсионным фондом России) госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс строго не регламентирует. Да, есть льготы при уплате пошлин — целые категории граждан освобождаются этих платежей полностью. Причём не только граждане в качестве истцов могут быть льготниками при уплате госпошлины. Государственные органы и органы местного самоуправления, в частности, также не платят пошлину, подавая иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды. Такое освобождение установлено статьями 333.36 и 333.37 НК РФ.

Однако ПФР является гос. учреждением, а не гос. органом, и в этом состоит правовая загвоздка. Казалось бы, что раз Пенсионный фонд — не гос. орган, то значит от уплаты пошлины он не освобождается. Но в статьях, содержащих льготы, есть еще один пункт, по которому от уплаты пошлин освобождаются прокуроры и иные органы, если они защищают в суде государственные или общественные интересы. Формулировка “иные органы” позволяет отнести ПФР к категории возможных льготников.Важно понять, что именно в контексте этой нормы подразумевается под “иными органами”. ВАС РФ ранее разъяснял, что под иными понимаются органы, не входящие в гос. структуру власти, но выполняющие публичные и правовые функции. Под такое определение ПФР подходит.Осталось понять, можно ли отнести взыскание недоимок по страховым взносам к государственным или общественным интересам. Ведь “иные органы” освобождаются от пошлин, только если обращаются в суд в связи с такими интересами.

Есть авторы, которые сомневаются, что взыскание недоимок может быть отнесено к государственным интересам. Ведь взносы перечисляются не в бюджет РФ, а во внебюджетный фонд. Из этого фонда они могут быть использованы на различные нужды, которые могут не иметь государственной или общественной направленности.

Но, тем не менее ВАС РФ и большинство судей считают, что такие органы, как ПФР, ФСС или ЦБ РФ могут быть освобождены от уплаты госпошлины в арбитражный суд 2016, если обращаясь туда они действуют в государственных и общественных интересах. Есть судебные решения, по которым ПФР наделяется правом возбуждать судебные разбирательства по взысканию страховых недоимок, подавая исковое заявление и не уплачивая при этом госпошлину.

Нужно ли платить пошлину, чтобы обжаловать определение суда об отказе в привлечении соответчика к разбирательству?

В судебных разбирательствах возможно процессуальное соучастие, когда на стороне истца или ответчика выступает сразу несколько лиц. Соучастие может иметь место, только если эти лица разделяют между собой права и обязанности относительно предмета спора.По отношению к другой стороне каждый истец или ответчик во время судебного разбирательство выступает отдельно. Но можно поручить ведение дела одному из соответчиков или соистцов.

По ст 46 АПК РФ, суд может привлечь соответчика к участию в деле или отказать истцу в таком привлечении — в любом случае, при этом выносится судебное определение. Если вынесено определение об отказе в привлечении соответчика к разбирательству, то такое определение может быть обжаловано. Обжаловать отказ может то лицо, которое подавало соответствующее прошение о привлечении соответчика. Это делается в течение 10 дней с даты вынесения определения.

То, должна ли при таком обжаловании быть уплачена госпошлина в арбитражный суд 2016, Налоговый кодекс определяет в ст 333.21 и ст 333.22 НК РФ.Так, ст 333.21 включает исчерпывающий перечень определений, обжаловать которые можно только уплатив пошлину. В приведенном списке нет определения об отказе привлечения соответчика к разбирательству. А, значит, чтобы обжаловать такой отказ, пошлину уплачивать не нужно.

Другие статьи:  Налог на продажу имущества для физических лиц

Этот вывод подтверждён судебной практикой — все судьи сходятся во мнении, что при подаче апелляционных жалоб на судебные определения гос. пошлина может уплачиваться только в поименованных в пп 12 п 1 ст 333.21 случаях. Остальные судебные определения, включая отказ привлекать к делу соответчика, могут быть обжалованы бесплатно.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Основной инструмент налогообложения

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права. Сегодня этот фундаментальный документ, используемый в качестве руководства к действию, считается ключевой составляющей в формировании бюджета страны. Перед вами – последняя редакция Налогового Кодекса РФ 2018 года. Доступ к актуальной информации о порядке взимания налогов позволяет успешно осуществлять любую экономическую деятельность, легально работая и развиваясь в правовом поле.

НК РФ в последней редакции определяет следующие важнейшие позиции взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  1. разновидности налогов и пошлин;
  2. начисление, изменение и отмена федеральных налоговых сборов и пошлин;
  3. порядок формирования региональных и местных налоговых начислений и сборов;
  4. правовой статус с правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых инспекторов, налоговой полиции и других участников отношений в этой сфере;
  5. перечень объектов и субъектов, подлежащих налогообложению;
  6. ответственность за нарушения положений Налогового Кодекса РФ;
  7. льготы в налоговом поле;
  8. детальное описание финансового и налогового учёта;
  9. перечисление мер по обеспечению выполнения положений

Налоговый кодекс РФ. Структура и спецификация

Этот основополагающий в области налогообложения документ подразделяется на две большие части.

НК РФ часть 1 включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь содержат 142 статьи, описывающих все значимые нюансы следующих направлений;

  1. общие положения системы налогообложения;
  2. международные соглашения;
  3. определение сторон в налоговых отношениях;
  4. порядок сбора налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  5. права и обязанности налоговых структур Российской Федерации;
  6. перечень объёктов налогообложения;
  7. сроки взимания налоговых сборов и пошлин;
  8. составляющие и функции налогового контроля и мониторинга;
  9. разновидности нарушений в налоговой сфере с описанием ответственности;
  10. порядок обжалования действий сторон

НК РФ часть 2 состоит из двух разделов, включающих в себя 275 статей, которые регламентируют следующие процессы:

  1. виды налогов, пошлин и сборов с описанием порядка взыскания;
  2. определение специальных налоговых режимов;
  3. перечень региональных и местных налогов;
  4. порядок начисления и отмены налогов;
  5. формы налоговых деклараций, сроки подачи и т.д.

Налоговый кодекс часть 1

Налоговый кодекс часть 2

Налоговый кодекс РФ 2018 последняя редакция. Базовые положения

1. Все физические и юридические лица, включая иностранные компании и нерезидентов, обязаны уплачивать налоговые сборы в определённых размерах в установленные сроки и в соответствующем порядке. Уклонение от уплаты налогов влечёт за собой финансовую, материальную, административную и уголовную ответственность.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации принимаются федеральные, региональные и местные законы о налогах и сборах. В этих документах определяется размер и порядок уплаты в бюджет соответствующих платежей. Таким способом осуществляется конкретизация положений статей НК РФ части 1 и части 2, регулирующая взаимоотношения объектов налогообложения и государства. Все нормативно-правовые акты, утверждаемые местными органами самоуправления, должны соответствовать статьям НК РФ.

3. Никто не вправе начислять и требовать налоги, акцизы и другие платежи в бюджет кроме сборов, описанных в НК РФ. Все законодательные акты федерального и местного значения, касающиеся изменений в начислении налогов и сборах, вступают в силу 1 января следующего года после 1 месяца (возможно позже, но не раньше) с момента официальной публикации нового налогового правила.

Налоговый Кодекс в последней редакции – это результат правовой эволюции нашего государства, отражающий цивилизованный экономически обоснованный подход к налогообложению. Одним из важнейших дополнений стала персональная ответственность руководителей коммерческих организаций, банков в том числе, за налоговые правонарушения. Последняя редакция Налогового Кодекса РФ также чётко определила презумпцию невиновности, которая является ключевым положением мировой юриспруденции. Дух и буква этого Закона в настоящее время предполагают толкование любых неясностей и неопределённости в пользу налогоплательщика.

НК РФ. История налоговых отношений в современной России

Налоговая система Российской Федерации, получившей статус независимого государства в 1991 году, сформировала свои основы в период с октября 1991 года по январь 1992 года. Именно в это время были установлены новые положения об основных налогах.

Начиная с 1992, года статьи Налогового Кодекса постоянно изменялись и корректировались, что вносило определённый хаос в налоговые отношения. Изменения утверждались посредине календарного года, причём многие из принимаемых поправок имели обратную силу. Ответственность руководителей коммерческих компаний за искажение финансовой отчетности вообще не предусматривалась. Не удивительно, что в период с 1992 по 1998 год бюджет страны лихорадило от хронического дефицита, а граждане постоянно теряли свои деньги в различных финансовых пирамидах и кредитных обществах.

Налоговый Кодекс РФ впервые увидел свет в 1998 году, когда вступила в силу описанная выше первая часть с общими положениями. Второй раздел о взимании и размерах налогов частично был узаконен в 2000 году.

Первым знаковым сигналом о начале цивилизованных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками стала корректировка статьи 5, узаконенная 1 октября 2008 года. Новая поправка предписывала считать любой законодательный акт, облегчающий положение налогоплательщиков, вступившим в силу с момента опубликования в средствах массовой информации без каких-либо проволочек. Кроме того, НК РФ в новой редакции узаконил следующие важные момент — акты, ужесточающие налоговые правила, обратной силы не имеют, а упрощающие и смягчающие – имеют обратную силу. Таким образом, было заложен фундамент базовой концепции нового Налогового Кодекса РФ, заключающейся в лояльном отношении государственных структур к объектам налогообложения.

Основные функции НК РФ

Налоговое законодательство в виде НК РФ (последняя редакция) выполняет следующие функции:

  1. формирование федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетных запасов;
  2. регулирования взаимоотношений между сторонами;
  3. реализация на практике принципа справедливости взимания налогов с учётом доходов и материального положения граждан;
  4. фискальные операции в сфере экспорта и импорта;
  5. взимание налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  6. контроль над распределением и налогообложением доходов субъектов социально-экономических отношений

Основным показателем эффективности налогового законодательства является объём и своевременность отчислений в федеральные и региональные бюджеты. В настоящее время контроль над соблюдением положений Налогового Кодекса РФ проводит Федеральная Налоговая Служба, которая подчинена Министерству Финансов России.

Статья 333.33 НК РФ. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

Комментарии к статье

Платят ли медики и фармацевты госпошлину за проведение аттестации для присвоения категории?

Размеры госпошлин определяет Налоговый кодекс статья 333. Она, в частности, устанавливает, что при проведении законодательно предусмотренной аттестации уплачивается пошлина за выдачу самого аттестационного свидетельства. Это документ, подтверждающий уровень квалификации.

По ФЗ № 323 об охране здоровья медики и фармацевты имеют право на прохождение аттестации в целях получения категории. Порядок и срок такой аттестации определяются уполномоченным федер. органом. Труд работника, имеющего более высокую квалификацию, оплачивается, соответственно, выше.

Медицинские и фармацевтические работники проходят аттестацию в порядке, утвержденном Приказом Минздрава № 240н от 23.04.13.

Несмотря на то, что аттестация мед. работников предусмотрена на законодательном уровне, свидетельств и аттестатов при присвоении категории они не получают.

После прохождения аттестации государственный орган, создавший аттестационную комиссию, издаёт акт о присвоении специалисту определённой категории. Сами медики и фармацевты после аттестации получают выписку из этого акта. Ранее, предусматривалась выдача медицинским работникам сертификата при аттестации. Однако с 1 января 2016 года речь идёт только о выписке.Получается, что выдача документа, подтверждающего квалификационный уровень мед. работника или фармацевта, законом не предусмотрена.

Поэтому по ст 333 НК РФ госпошлина в этом случае не уплачивается. Возможно законодатель позже даст по этому поводу иные разъяснения.

Нужно ли платить пошлину за гос. регистрацию дополнительного соглашения к уже имеющемуся договору аренды?

Длительные договоры аренды должны обязательно проходить государственную регистрацию. По ст 452 ГК РФ такой договор может быть дополнен (изменен) или расторгнут по решению сторон, при этом соглашение об изменении или расторжении заключается в той же форме, что и сам арендный договор.

За внесение изменений в записи ЕГРН (единый гос. реестр недвижимости) предусматривается ст 333 НК РФ госпошлина размером 1000 руб для организаций и 350 руб. для физ. лиц (пп 27. п 1 ст 333.33 НК РФ).

Таким образом, если дополнительное соглашение, меняющее условия договора аренды, проходит гос. регистрацию, как и сам арендный договор (это происходит, если договор заключен на срок более года), то в ЕГРН вносятся изменения. А значит за регистрацию такого дополнения нужно заплатить пошлину в соответствии со ст. 333 НК РФ — 350 или 1000 руб. в зависимости от статуса лица, регистрирующего этот арендных договор.

Можно ли вернуть госпошлину за продление лицензии, если отозвать заявление до принятия лицензирующим органом решения?

Как указывает Налоговый кодекс статья 333, за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием (выдача, продление, переоформление документов), соискатели должны платить государственную пошлину.

Пошлина взимается за совершение юридически значимых действий в отношении граждан.

По ст 333.40 НК РФ уже уплаченная госпошлина в некоторых случаях подлежит возврату. Ситуации, когда сумму пошлины можно вернуть полностью или частично, по пунктам перечислены в законе — перечень их исчерпывающий.Так, заплаченная пошлина может быть возвращена, если была перечислена в большем размере, чем требовалось. А также в случае отказа от совершения юридич. важного действие до факта обращения в уполномоченный орган, это действие совершающий.В рассматриваемой ситуации заявление о продлении уже было подано в уполномоченный лицензирующий орган, то есть факт обращения за юридически важным действием уже состоялся. Поэтому то, что заявление о продлении лицензии было отозвано до принятия решения, не даёт права соискателю на возврат уплаченной госпошлины. Сумму пошлины можно вернуть только до подачи заявления.

Итак, по нормам, которые содержит Налоговый кодекс, государственная пошлина не подлежит возврату в указанном случае.

Нужно ли платить пошлину за замену паспорта, в котором сотрудниками ФМС допущена ошибка?

Обращаясь в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, граждане уплачивают госпошлину. Как гласит Налоговый кодекс государственная пошлина за выдачу паспорта в 2016 году равна 300 руб., а за замену испорченного или утерянного документа — 1500 руб.

ФМС (Федер. миграционная служба) имеет свой регламент, согласно которому получателями гос. услуги при обнаружении неточности или ошибки при замене паспорта являются физ. лица. Поэтому госпошлина НК РФ 2016 при замене паспорта всё же уплачивается, даже если в нём допущена ошибка сотрудниками ФМС. Единственный вариант, позволяющий не платить пошлину такой: ошибка обнаружена сразу при проверке гражданином выданного паспорта. В этом случае тут же начинается оформление гражданину другого документа, и от уплаты повторной пошлины он освобождается. Если же ошибка или неточность обнаружена не сразу, то при обращении за его заменой нужно предъявить квитанцию об оплате пошлины в размере 300 руб. по ст. 333 НК РФ.

Найдя в паспорте ошибку, важно как можно быстрее обратиться в уполномоченный орган с необходимыми документами — у гражданина есть 30 дней, чтобы подать заявление для исправления неточности. Проживание по недействительному паспорту административно наказуемо. За это предусмотрен штраф от 2000 до 3000 рублей. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга этот штраф более весом и составляет от 3000 до 5000 руб.

Другие статьи:  Страховка в египте на ребенка

На сегодняшний день процедура замены паспорта значительно упрощена. Не обязательно обращаться напрямую в ФМС. Существуют МФЦ (многофункциональные центры по оказанию гос. услуг), к тому же заявление можно направить через портал Госуслуг.

Итак, заменить паспорт, в котором допущена ошибка по вине ФМС, нужно в течение 30 дней с момента его получения. Для этого нужно предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт с ошибкой;
  • фотографии (если заявление подаётся электронно, то и фото направляются в электронном виде);
  • документ, содержащий верные сведения;
  • свидетельство о рождении;
  • документы, для проставления отметок в паспорте (военный билет, свидетельство о браке и т.д.);
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины в размере 300 руб.

Таким образом, госпошлина НК РФ 2016 при замене паспорта, в котором допущена ошибка должна быть уплачена. В этом случае пошлина платится не как за замену пришедшего в негодность паспорта, а как за выдачу нового.

Федеральные налоги и сборы РФ

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы. С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Федеральные налоги и сборы

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.

То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно ! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.

Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС : юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения : реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС – 18%. Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог, поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.

Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13%. Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% — для процентов по ряду облигаций, 30% — для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% — для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты, ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог, уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20%. При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог, поскольку величина акциза учитывается в стоимости товара или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно — в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых , являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% — при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.

Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.

Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Место государственной пошлины в современной экономике

Главная > Кодекс >Экономическая теория

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам — это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Место государственной пошлины в налоговой системе РФ

Другие статьи:  Какой налог при дарении квартиры

Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Д
иаграмма 1. Место государственной пошлины в п. 1.6. доходной части бюджета

Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.

Удельный вес государственной пошлины в доходной части федерального бюджета вообще выглядит как 0%, что не дает возможности представить ее более наглядно.

Таким образом, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По мнению ряда авторов, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

1) Пересмотр размеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;

2) Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.

В том случае, если оставить все без изменений систему государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени сумма от их поступлений не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета.

Виды государственной пошлины

Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы;

4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора;

7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

На юридически значимые действия государство назначает выплату, которая и называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина в Российской Федерации относится к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своем госпошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные и прочие виды пошлин.

Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок, порядок и сроки уплаты

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины. С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых ранее взимались сборы или иные платежи, например: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные действия должны оплачиваться государственной пошлиной.

В Налоговом кодексе РФ представлены следующие группы юридически значимых действий:

— действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

— действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;

— действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

— действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

— действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;

— действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

— действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;

— государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

— лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

— при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)

— при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

— при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленным ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является:

— квитанция, выдаваемой плательщику банком;

— квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

— в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

— если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Льготы по государственной пошлине для отдельных категорий лиц

Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа.

Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.

В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:

1) льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.;

2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;

3) льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений).

Согласно пункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество данная льгота не распространяется.

В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:

1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям;

2) при обращении в арбитражные суды;

3) при обращении за совершением нотариальных действий;

4) при государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) при совершении прочих юридически значимых действий.

Налоговое законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

В качестве рекомендации по совершенствованию государственной пошлины будет недопущение ошибок при заполнении платежных документов. Это позволит обеспечить в будущем правильное зачисление государственной пошлины, что не будет способствовать отложению судебного разбирательства по причине неуплаты государственной пошлины. Чтобы плательщики могли ориентироваться в изменяющемся законодательстве, в частности по государственной пошлине, налоговым органам необходимо обеспечить информирование о порядке заполнения платежных документов, подтверждающих уплату государственной пошлины путем размещения на стендах в помещениях инспекций ФНС России, а также на Интернет-сайтах налоговых органов.

Список использованных источников

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

2. Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Юрист, 2007. – 332 c.

3. Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 «О государственной пошлине»// ВСНД и ВС РФ. -1992. -N 11.- Ст. 521; СЗ РФ. -1996.- N 1. -Ст. 19; 1997. -N 29.- Ст. 3506.

4. Комментарий к части второй Налогового кодекса РФ (поглавный) / под общ. ред. А.А. Ялбулганова — Система ГАРАНТ, 2009 г.

5. Развитие налогового законодательства в России: вопросы теории и практики / под ред. А.А. Ялбулганова – М.: «Готика», 2008 г.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –725 с.