Годные остатки по осаго

Содержание страницы:

Годные остатки по осаго

Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть «годные остатки» потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих «годных остатков» из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение:

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года

В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержалось аналогичное разъяснение:

Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Примеры из судебной практики:

Если годные остатки остались у потерпевшего

«. Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки» поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, «годные остатки» автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор» (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков — 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

..Как следует из представленных материалов и учтено судами, «годные останки» (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал «годные остатки», стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Порядок передачи годных остатков страховщику

В октябре 2013 произошло ДТП, виновником признан другой водитель.

В марте 2014 заказал оценку стоимости восстановительного ремонта. По результатам оценки установлено, что ремонт будет стоить дороже рыночной стоимости самого авто в доаварийном состоянии.

В ноябре 2014 подал заявление с отчетом в страховую виновника (ОСАГО).

Страховая провела собственную экспертизу, которая проводилась по имеющимся документам и фотографиям, меня никак не извещали.

По данным их экспертизы ремонт признан экономически нецелесообразным. Сумму ремонта они насчитали на 30 тыс. меньше чем по моей оценке и от этой суммы еще отняли стоимость годных остатков.

В итоге сумму (102 т.) выплатили меньше чем предусмотрена законом (120 т.).

Сейчас подан иск на страховую и виновника ДТП о взыскании причиненного ущерба: 18 т. Со страховой и 60 с виновника. Отсюда вопросы:

1. Я так понимаю, что 18 взыщут если я передам им годные остатки. Но заявление об отказе от годных остатков ранее я не делал, могу ли я в ходе суда сделать такое заявление?

2. Если да, то какой порядок передачи остатков, а именно должен ли я их привезти по указанному страховой адресу или я должен только предоставить доступ для самовывоза?

Другие статьи:  Хищение денежных средств на предприятии

За чей счет все это происходит?

Уточнение клиента

3. Учитывая, что в деле есть и моя оценка и оценка страховой, какую из них выберет суд?

4. Есть ли смысл в данном случае заморачиваться со страховой и передачей остатков, можно ли все расходы истребовать с виновника?

03 Апреля 2016, 15:26

Уточнение клиента

Если суд возьмет за основу мою оценку и я не передам страховой остатки, даже с учетом минуса годных остатков итоговая все равно будет превышает максимальную сумму выплаты (120 т.), какую сумму в таком случае взыщут с виновника?

03 Апреля 2016, 15:51

Ответы юристов (10)

Выложите пожалуйста Ваше исковое заявление

Уточнение клиента

1. Я так понимаю, что 18 взыщут если я передам им годные остатки. Но заявление об отказе от годных остатков ранее я не делал, могу ли я в ходе суда сделать такое заявление?

Выложите пожалуйста Ваше исковое заявление

03 Апреля 2016, 15:22

Есть вопрос к юристу?

В соответствии со статьей 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

п 18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а)
в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

а также согласно ЗАКОНУ РФ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ статья 10

п.5. В случае утраты, гибели застрахованного
имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих
прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой
выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

1. Я так понимаю, что 18 взыщут если я передам им годные остатки. Но заявление об отказе от годных остатков ранее я не делал, могу ли я в ходе суда сделать такое заявление?
Александр

Да взыщут если откажетесь от годных остатков, и вы можете это сделать в ходе суда.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2010 г. по делу N 44г-54-2010
(извлечение)
Президиум Верховного Суда Республики Карелия
В составе: Председательствующего Таратунина Б.К.
Судей: Рочевой Е.С., Шмотиковой С.А., Касым Л.Я., Галашевой И.Н., Стракатовой З.Е., Савастьянова Г.С.
Рассмотрел гражданское дело по надзорной жалобе ОАО… на апелляционное
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 13 августа
2010 года по делу по иску К.В.А. к Н., Карельскому филиалу ОАО… о
возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного
происшествия.
Заслушав доклад судьи Кудиновой Т.В., Президиум
установил:
иск заявлен по тем основаниям, что 29 октября 2009 года в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине водителя Н., управлявшего автомобилем .
регистрационный номер . автомобилю истца . регистрационный номер
. которым управлял К.А., были причинены механические повреждения.
Гражданская ответственность водителя Н. была застрахована в Карельском
филиале ОАО . которым была произведена выплата страхового возмещения
К.В.А. в размере 59316 руб. Размер рыночной стоимости
восстановительного ремонта автомобиля ВАЗ-21093, регистрационный номер
. оценен экспертным заключением с учетом износа в размере 93479,56
руб. Кроме этого истцом понесены затраты по оплате услуг эксперта в
размере 1500 руб. К.В.А. просил взыскать с ответчиков причиненный ему
результате дорожно-транспортного происшествия ущерб на общую суму
35663,56 руб., в том числе: 1500 руб. — в возмещение расходов за услуги
эксперта, 1309,40 руб. — расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Ответчик Н. иск не признал.
Представитель Карельского филиала ОАО… в судебное заседание не
явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
представил возражения на исковое заявление, в котором указал на
несогласие с иском.
Решением мирового судьи судебного
участка Лахденпохского района Республики Карелия от 29 июня 2010 года
иск удовлетворен. Суд взыскал с Н. в пользу К.В.А. в счет возмещения
материального ущерба денежную сумму в размере 35663,56 руб., расходы по
оплате экспертизы в размере 1500 руб., в счет возврата госпошлины 1309,
40 руб.
Апелляционным решением Лахденпохского
районного суда Республики Карелия от 13 августа 2010 года решение
мирового судьи отменено, вынесено новое решение о частичном
удовлетворении исковых требований. Суд взыскал с Карельского филиала ОАО
… в пользу К.В.А. 13020 руб. в счет возмещения материального ущерба,
причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия и 520,8руб. возврат уплаченной госпошлины.
В надзорной жалобе заявитель ссылается
на допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального
права.

По мнению заявителя, у суда апелляционной инстанции
отсутствовали основания для взыскания с Карельского филиала ОАО…
стоимости годных остатков, установленной заключением эксперта, в размере 13020 руб., посколькугодные остатки поврежденного автомобиля остались в распоряжении истца, страховщику не передавались.

В связи с чем в случае оставления у истца
ликвидных остатков транспортного средства, при взыскании в его пользу со
страховщика стоимости этих остатков, у истца образуется неосновательное
обогащение в указанном размере.
Определением судьи Верховного суда
Республики Карелия Кудиновой Т.В. от 1 октября 2010 года дело передан
для рассмотрения в суд надзорной инстанции в связи с существенным
нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Президиум
находит состоявшееся по делу судебное постановление суда апелляционной
инстанции подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным ст. 387 ГПК
РФ, в соответствии с которой основаниями для отмены или изменения
судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального права,
повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны
восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а
также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из материалов дела, 29
октября 2009 года около 18 часов 10 минут в г. Лахденпохья… по вине
водителя Н., управлявшего автомобилем . регистрационный номер .
произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого
принадлежащему истцу автомобилю . регистрационный номер . которым
управлял К.А., были причинены механические повреждения.
Гражданская ответственность владельца транспортного средства .
регистрационный номер . Н. застрахована в Карельском филиале ОАО…
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля . регистрационный
номер . принадлежащего К.В.А., согласно имеющемуся в материалах дела
заключению эксперта с учетом износа составила 93479, 56 руб., без учета
износа — 130133,11 руб
Страховая компания (Карельский филиал ОАО . ) произвела К.В.А. страховую выплату
в размере 59316 руб., из расчета 72336 (рыночная стоимость автомобил
до аварии) за минусом 13020 руб. (стоимость ликвидных остатков).
Отменяя решение мирового судьи, суд
апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что мировым судьей
неправильно применены положения п. п. «б» п. 63 Правил обязательного
страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,
согласно которому размер страховой выплаты при причинении вреда
имуществу потерпевшего определяется: в случае повреждения имуществ
потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в
состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая
(восстановительных расходов).
Апелляционной инстанцией правомерно
указано на то, что в данном случае применению подлежит п. п. «а» п. 63
указанных Правил, которым установлено, что в случае полной гибели
имущества потерпевшего размер страховой выплаты потерпевшему
определяется в размере действительной стоимости имущества на день
наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи,
если ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта
поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость
на дату наступления страхового случая.
Вместе с тем, суд апелляционной
инстанции пришел к выводу о необоснованном исключении из суммы страховой
выплаты стоимости ликвидных остатков в размере 13020 руб. и, с учетом
предельного размера страховой выплаты, равного 120000 рублей, взыскал со
страховой компании в пользу истца денежную сумму в размере 13020 руб.
С таким выводом суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки»
поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы
для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с
учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета
транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанно
транспортное средство и понес расходы
Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об
организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты,
гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель
вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях
получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере
полной страховой суммы.
Доказательства того, что истец выразил
свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал
эти остатки ответчику, отсутствуют.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,
право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных
ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются
расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет
произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение
его имущества.
Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб,
соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества
страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости
остатков автомобиля.
Как установлено судом, «годные остатки»
автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том,
что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не
является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду
надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии,
согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от
установленного разрешить спор.

Таким образом, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были
нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем
постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованным,
оно подлежит отмене, а дело направлению на новое судебное рассмотрения в
суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь п. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
постановил:
апелляционное решение Лахденпохского
районного суда от 13 августа 2010 года по настоящему делу отменить и
дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд.

Александр так как отказ от годных остатков -это односторонняя сделка и выражается в форме заявления страховщику, как только вы подали данное заявление все права на эти остатки переходят страховщику, уже он является собственником и это уже его обязанность снимать с учета и вывозить то что осталось от машины.

АВТОМОБИЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Главная / О вычете годных остатков

Страховые компании утверждают, что при полной гибели транспортного средства сумма страховой выплаты выплачивается за минусом стоимости годных остатков. Однако попробуем разобраться в этой проблеме.

Другие статьи:  Налог на honda cr-v

Для наглядности возьмем следующую ситуацию:
Вы Потерпевший в ДТП. Ваш автомобиль до аварии стоил 90000 рублей.
В результате ДТП автомобилю причинен ущерб, по результатам независимой экспертизы стоимость восстановительного ремонта которого (с учетом снижения стоимости заменяемых деталей на процент износа автомобиля) составляет 100000 рублей. Стоимость годных остатков – 20000 рублей. Страховая компания хочет выплатить только 70000 рублей (90000-20000).

Аргументация страховой компании очень проста: если мы Вам выплатим всю сумму, и у Вас останутся остатки транспортного средства (90000 + 20000) — то в сумме это превысит то, что вы имели до ДТП (90000), а значит — так нельзя выплачивать. Звучит логично, не правда ли?

Такая логика страховой компании имеет свои корни — практика страховых выплат по договорам КАСКО (страхование ущерба). В этих договорах, и правда, предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере (за минусом процента износа), но при этом остатки транспортного средства страховая компания забирает себе. Вот эту сложившуюся практику страховые компании и пытаются перенести на ОСАГО.

Однако договор ОСАГО заключается на вполне определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании. Эти условия установлены в ПП РФ №263 «Правила страхования ОСАГО», которые гласят интересные вещи:

63. Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется:

а ) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен, либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая.

То есть — выплатить должны полную стоимость (разумеется с учетом лимита в 120 или 160 тысяч рублей). Никаких вычетов из этой суммы «Правилами страхования ОСАГО» (ПП РФ №263) не установлено. А логика про неосновательное обогащение здесь неприменима, ибо в главе 60 ГК РФ , которой регулируются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Разве эта статья гласит, что любое неосновательное обогащение в принципе недопустимо? Вовсе нет. Разве эта статья гласит, что при любом обогащении наступает обязанность вернуть обогащение? Опять нет. Вчитаемся в написанное.

Эта статья гласит, что лицо обязано возвратить неосновательное обогащение ЕСЛИ оно приобрело это обогащение без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований .

Однако в нашем случае это самое обогащение предусмотрено сделкой и законом 40-ФЗ, во исполнение которого принято ПП РФ №263, устанавливающее основание для такого обогащения в соответствии с порядком расчета и осуществления страховой выплаты по ОСАГО. Более того, самое ПП РФ №263 является «иным правовым актом», устанавливающим основание для обогащения.

Таким образом, поскольку основание для такого обогащение предусмотрено сделкой и законом, ст. 1102 не применима, ибо она устанавливает обязанность вернуть неосновательное обогащение в случае получения оного БЕЗ оснований, установленных законом, иными правовыми актами, или сделкой.

Из всего вышенаписанного следует:

1. Страховая компания должна произвести выплату в полном объеме (90000 рублей), безо всяких удержаний стоимости годных остатков. В противном случае — это нарушение порядка страховой выплаты, установленного ПП РФ №263 «Правила страхования ОСАГО».

2. Даже если есть неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты — такое обогащение не подпадает под действие ст.1102 ГК РФ, а значит, не возникает обязанности возврата обогащения.

Тотальная гибель авто по ОСАГО (не подлежит восстановлению)

В данной статье мы разберем такое понятие как тотальная гибель транспортного средства или полня гибель, это как раз тот случай когда по законодательству ОСАГО авто погибает, его не целесообразно восстанавливать. Кто то говорит что в таком случае авто не подлежит восстановлению, то есть его не восстановить на столько сильные повреждения! Так ли это и как получить выплаты по страховке при гибели ТС давайте разберемся в данной статье.

Что такое полная или тотальная гибель транспортного средства?

Многие считают, что полная гибель ТС это когда автомобиль так пострадал в ДТП, что его прост не возможно снова поставить на ход, к примеру когда кузов разорвало на 2 части, или когда кузов искорежен после кувырков по дороге, нет дело в том, что в рамках ОСАГО тотальным или погибшим признается автомобиль стоимость восстановительного ремонта которого превышает 70% от его стоимости.

К примеру автомобиль на момент ДТП оценивался в 500000 рублей, а его восстановительный ремонт обойдется страховой в 375000 рублей, что более 70% от его стоимости и в такой ситуации автомобиль признается погибшим, не подлежащим восстановлению или тотальным.

Обычно ситуация складывается следующим образом, японский подержанный праворульный автомобиль попадает в ДТП, у него есть ряд повреждений. Цена такого автомобиля может колебаться на момент ДТП от 150000 до 250000 рублей, а ремонт оценивается в 200000 рублей и авто признается тотальным. Яркий примером станет Ниссан Санни из реальной экспертизы, когда в этот Ниссан въехали сзади и толкнули его на впереди стоящий автомобиль, в результате было повреждены две задние фары, задний бампер, две передние фары, передний бампер и скрытые повреждения различной степени. В итоге стоимость данного Ниссана на рынке на момент ДТП была оценена в 170000 рублей, а ремонт в 150000 рублей и ТС в таком случае просто погибло, так как стоимость восстановительного ремонта была более чем 70%. Хотя как вы понимаете от полученных повреждений машина осталась полностью на ходу и на ней можно было спокойно передвигаться после ремонта и до ремонта. Так же есть машина Ниссан Президент, при рыночной стоимости в 500000-550000 рублей, стоимость бампера оценивается в 250000-300000 рублей, понимаю звучит безумно но это так и такой авто может погибнуть очень просто, 2 фары, бампер, скрытые и авто тоталят. Если рассматривать такие случаи применительно к обычной жизни не вникая в законодательство, то глупо было бы говорить, что машина не подлежит восстановлению когда у нее повреждены два бампера и фары, но вот по закону об ОСАГО, если стоимость ремонта с запчастями превышает 70% от стоимости авто, то это тотальная гибель ТС и ничего здесь не поделать.

Обычно тотальными признают автомобили подержанные но когда то в свои годы дорогие, к примеру старые БМВ, Ауди, Мерседесы, люксовые Японцы и порой Корейцы. Новые авто как вы понимаете, что бы ушли в тотал должны быть серьезно повреждены, обычно они все же не погибают.

Как вести себя владельцу если его авто признали тотальным?

С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.

Что такое годные остатки?

Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.

Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.

К примеру на момент ДТП автомобиль оценили в 450000 рублей, годных остатков было на 120000 рублей вычитаем из 450000 (рыночная стоимость авто) 120000 годных остатков и получаем 320000 рублей выплат на руки. Это лишь пример!

Обратимся к пункту 18 статьи 12 «Закона об ОСАГО» где говорится, что в случае полной гибели имущества, подразумевается автомобиль, то выплаты происходят в размере рыночной стоимости авто на день ДТП за вычетом годных остатков. Полная гибель подразумевает случаи, когда ремонт ТС после ДТП не возможен или стоимость самого ремонта пострадавшего авто будет равна стоимости разбитого авто или буде превышать данную стоимость. Но на практике гибель признается когда ремонт обходится 70-80% от стоимости авто.

Как происходят выплаты по ОСАГО в случае гибели транспортного средства?

Мы разобрались, что выплаты это рыночная стоимость авто минус годные остатки. Но страховые делают следующий финт ушами, если обычно страховые занижают выплаты по ущербу автомобиля, значительно занижая стоимость ремонта и запасных частей, то в случае с полной гибелью ТС страховой выгоднее завысить стоимость годных. Годные остатки оцениваются слишком дорого и из них вычитается амортизационный износ, что позволяет страховой вычесть стоимость остатков с износом из рыночной стоимости авто и за счет этого заплатить клиенту меньше денег.

Здесь необходимо не слушать, что вам говорят в страховой, вполне возможно, что ваш автомобиль совсем не погиб, а страховой выгоднее признать его погибшим, ведь оценку ущерба от страховой проводят далеко не независимые эксперты, а компании успешно сотрудничающие со страховой и которым выгодно такое сотрудничество и страховой это так же выгодно, ведь эти псевдо эксперты посчитают так, как это выгодно страховой компании.

То есть задача страховой признать тотальную гибель ТС и увеличить годные остатки, прибавить к этому износ и за счет этого уменьшить выплаты.

Но вам стоит точно разобраться, действительно ли ваш авто погиб, страховой ни в коем случае не стоит верить иначе вы получите на руки мизерную сумму, далее продадите на разбор все что осталось от вашего авто, сложите деньги и получится, что вам не хватает на точно такой же автомобиль как у вас тысяч 100000-150000, а дело в том, что страховая наварила себе такую сумму, путем хитрых махинаций.

Что делать автовладельцу если страховая признала авто погибшим по ОСАГО?

Во первых вам необходимо разобраться действительно ли ваш автомобиль ушел в тотал, это очень важно.

Для этого вам необходимо обратиться к независимым авто-экспертам, которые произведут правильные расчеты и вы увидите реальную картину, действительно ли погиб автомобиль, если да то какова реальная стоимость годных остатков, каков износ, какая реальная рыночная стоимость вашего авто на момент ДТП и сколько вы получите на руки денег.

На экспертизу которая будет проходить в автосервисе (ведь автомобиль должен быть частично разобран) обязательно приглашается телеграммой представитель страховой компании на конкретную дату и время за 3 рабочих дня до проведения экспертизы.

Другие статьи:  Льготы инвалид 2 группы общего заболевания

Если экспертиза покажет, что автомобиль не тотальный, то есть не погиб, то вы будете знать какова реальная стоимость ущерба и сколько вам должна выплатить страховая.

Когда у вас на руках будет экспертиза, вы будете понимать на сколько вас обманули в страховой, вы можете написать претензию страховой компании в которой потребовать выплатить вам разницу в полном объеме. Если страховая откажет вам платить по претензии, то здесь нужно подготовить исковое заявление и подать на страховую в суд и уже в судебном порядке взыскивать со страховой разницу в выплатах, штраф в размере 50% от суммы иска и неустойку в 1% за каждый день просрочки выполнения требований в добровольном порядке.

Скажу сразу, вам в таком случае обязательно потребуется грамотный автоюрист, который сможет отстоять ваши права в суде, обойти все подводные камни по данным спорам и отсудить вам все необходимые вам компенсации.

Каждая ситуация индивидуальна, я рассказал лишь примерную схему как все происходит при спорах со страховой по тотальной гибели автомобиля в случае компенсации в рамках ОСАГО, у вас может быть совсем другая ситуация.

Если у вас остались вопросы, то задайте их нашему юристу на сайте, он проконсультирует вас и ответит на все интересующие вопросы, поможет решить проблемы и даст рекомендации к действию.

Годные остатки по ОСАГО: как вернуть и правильно рассчитать

В том случае, если авто не подлежит ремонту после ДТП, пострадавшая сторона получает компенсацию по ОСАГО от страховой компании виновника. Однако эта выплата производится за минусом годных остатков. Что же это за понятие «годные остатки ОСАГО» и как вернуть неиспользованные средства? Ниже подробно рассмотрены оба эти вопроса.

Что такое годные остатки по ОСАГО

Годные остатки – это пригодные автомобильные детали, которые уцелели после ДТП и были демонтированы в сервисе во время ремонта ТС или в связи с его гибелью. Эти запчасти могут быть реализованы и использованы вторично.

Смоделируем ситуацию, что после автомобильной аварии машина не подлежит ремонту и считается конструктивно погибшей, однако её бампер остался неповреждённым. Эта деталь снимается и считается годным остатком для реализации её на рынке б/у запчастей для автомобилей.

Стоимость годных остатков по ОСАГО включает остаточную себестоимость уцелевших после ДТП деталей с учётом средств, затраченных на их разборку, хранение и ремонт. Компания учитывает стоимость годных остатков при расчёте суммы возмещения и вычитает эту цифру при выплате по риску «ущерб чужому имуществу». И на это есть законные основания.

Законодательная база возврата части страховых взносов

О процедуре возврата денег за неиспользованное ОСАГО говорится в таких нормативных документах:

  • ФЗ №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» от 25.04.2002;
  • «Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС» от 19.09.2014 № 431-П (ред. от 11.08.2017).

Эти законодательные акты освещают следующие аспекты получения компенсации за неиспользованную страховку:

  • владелец обязуется указать вескую причину расторжения договора, если он хочет вернуть оставшуюся часть страховой суммы;
  • собственник ТС должен предоставить документальное обоснование прекращения договорных отношений;
  • страховщик возмещает своему клиенту часть полученной премии за неистекший срок полиса;
  • клиент может расторгнуть договор до окончания его срока действия, не указывая причину, однако в этом случае он не может претендовать на выплату годовых остатков;
  • полис теряет силу в тот же день, когда у авто меняется собственник.

Что же касается случаев, в которых машина не подлежит восстановлению, инициатива расторжения договорных обязательств по ОСАГО должна исходить от собственника конструктивно погибшего авто.

Если говорить о выплатах вследствие гибели ТС, то ст. 12 ФЗ №40 регламентирует следующее:

  • если в результате ДТП имущество потерпевшего не подлежит восстановлению, либо стоимость его ремонта равна/превышает его оценочную стоимость на момент происшествия, страховая выплачивает собственнику компенсацию в размере стоимости погибшего автомобиля на день наступления страхового случая за минусом стоимости годных остатков.

При этом владелец авто вправе отказаться от получения уцелевших деталей и узлов погибшего автомобиля, однако это не повлияет на размер страховой суммы – так или иначе из неё будет высчитана их стоимость.

В случае гибели или утраты автомобиля, страхователь имеет право отказаться от своего имущества и передать права на него страховщику, если он хочет получить выплату.

Причины расторжения

Итак, как было сказано ранее, если машина не подлежит ремонту вследствие наступления страхового случая, её собственник получает выплату от страховой компании виновника происшествия. При этом пострадавший имеет право наведаться к своему страховщику, потребовать расторгнуть договор и получить выплату. Однако гибель авто – это не единственный прецедент для прекращения полиса и возврата неиспользованных средств. Получить компенсацию за оставшийся период можно:

  • при продаже авто. Новому собственнику старый полис уже не пригодится, так как он не имеет силы, а вот предыдущий владелец может вернуть себе часть страховой суммы, расторгнув договор со страховщиком;
  • смерть владельца или страхователя. В этом случае одна из сторон уже не может выполнять свои обязательства, поэтому договор считается недействительным;
  • банкротство компании-страховщика или отзыв её лицензии. В первом случае собственник может обратиться в Российский Союз Автостраховщиков и потребовать возврат средств в этой организации. Если же у компании просто забрали лицензию на оказание данного вида услуг, она всё равно обязана выплачивать компенсации своим клиентам;
  • ликвидация юр. лица, которое являлось владельцем авто.

Сколько денег можно вернуть при прекращении действия страхового полиса?

Какая сумма будет выплачена после прекращения полиса, будет зависеть от того, сколько времени осталось до окончания срока действия страховки. Существует формула, по которой рассчитывается размер возмещения:

А – сумма, что подлежит возврату;

С – стоимость годовой страховки согласно полису;

Д – оставшийся неиспользованный срок в днях;

23% — это удержанная сумма, большая часть из которой отходит страховой компании (20%), а меньшая — РСА (3%).

Судебная практика знает немало случаев, когда владельцы ОСАГО удачно оспаривали удержание этих 23% в суде. Это вполне понятно, так как вычет этого процента считается незаконным побором.

Кто может получить деньги при расторжении ОСАГО

Когда договор признаётся недействительным в результате смерти собственника авто, возмещение денежных средств за неиспользованную страховку получают его выгодоприобретатели. Помимо этого, если владелец погиб в ДТП, как пострадавшее лицо, страховая компания виновника выплачивает его наследникам сумму автогражданки.

Старый собственник авто может получить выплату в двухмесячный срок после совершения сделки. Новоиспечённый обладатель тоже имеет право обратиться за компенсацией, если предыдущий владелец передал ему старый полис вместе с пакетом документов на машину.

Как долго страховая возвращает деньги при расторжении ОСАГО

Обычно с выплатой никто не затягивает. Физ. лица получают деньги сразу же, а юр. лица в течение 5 банковских дней.

По закону есть 14 календарных дней для возврата средств клиенту. Это регламентировано Положением № 431-П. Отсчёт ведётся со дня подачи заявления. Не стоит забывать, что в этом документе должна быть указана уважительная причина расторжения полиса.

В каких случаях не стоит расторгать договор?

Прекращение договорных отношений со страховщиком по причине гибели автомобиля или после его продажи не всегда приносит выгоду. Например, в следующих случаях возвращать средства точно не стоит:

  • действие полиса вот-вот подойдёт к концу. В данной ситуации размер компенсации будет ничтожно мал. Есть риск потратить время впустую, в итоге получив копейки;
  • страховая находится в состоянии прекращения своей деятельности. В этом случае компенсации ждать придётся долго, дело может дойти до суда, поэтому выплаченная сумма может не окупить затраченного.
  • если после полной гибели машины или после продажи своего ТС, водитель в скорости приобретает новый автомобиль и ОСАГО всё равно понадобится. А если у него имеется безаварийный стаж за последний год, он получает скидку на покупку следующего полиса. Это называется коэффициент бонус-малус.

Самый лучший способ выгодно выйти из положения – включить в стоимость ТС сумму возмещения за неиспользованную страховку, а потом переоформить её на нового хозяина машины.

Процедура расторжения договора ОСАГО

Чтобы разорвать договорные отношения со страховой компанией и вернуть свои деньги, не нужно много времени. Пошаговая инструкция прекращения действия полиса приведена ниже.

Шаг первый: сбор документации

Базовый комплект документов, который нужно иметь при себе при обращении в страховую фирму, состоит из:

  • паспорта гражданина РФ;
  • договора купли-продажи, дарения или мены либо документа, который подтверждает гибель авто;
  • паспорта ТС;
  • полиса ОСАГО;
  • доверенность (если интересы страхователя представляет кто-то другой);
  • квитанции о внесении страховых взносов и реквизиты для зачисления средств.

Со всех вышеперечисленных документов нужно снять копии.

Шаг второй: обращение в офис страховщика

В конторе клиент должен заполнить заявление на выплату части премии в двух экземплярах и предъявить необходимые документы. Сотруднику страховой передаются только копии – никто не вправе требовать оставить на рассмотрение оригиналы.

Не стоит забывать, что в заявлении должна быть указана веская причина расторжения договора, иначе компенсация не будет выплачена. Кроме того, представитель страховщика должен заверить один экземпляр заявления подписью и печатью.

Шаг третий: расчеты по возврату страховой премии

Рассчитать, какая сумма подлежит выплате при расторжении договора ОСАГО, можно с помощью онлайн-калькулятора возврата страховки. Такие сервисы можно увидеть на сайтах востребованных компаний с этой направленностью. Осуществить расчёт вручную по вышеприведенной формуле не составит труда.

В офисе сумму возврата рассчитывают в присутствии клиента. Как правило, для этого используются специальные программы.

Шаг четвертый: выплата денежных средств

Как уже было сказано ранее, выплата остаточной премии осуществляется день в день. Конечно же, случается всякое, поэтому если компания не готова сразу же возместить остаточную стоимость договора, у неё есть на это 14 дней.

Если в течение этого времени средства так и не попали к владельцу ТС, он вправе написать жалобу в РСА и обратиться в суд, однако для этого у него на руках должно быть заявление с проставленной датой обращения к страховщику и его подписью.

Итак, пострадавшая в ДТП сторона получает компенсацию по страховому случаю от страховой фирмы виновника за вычетом годных остатков, если автомобиль не подлежит ремонту. Кроме того, владелец погибшего ТС может вернуть стоимость неиспользованной обязательной страховки, обратившись к своему страховщику.

Также вам будет интересно узнать про то, как взыскать УТС по ОСАГО.

Ждем ваши вопросы в комментариях.

Если у вас возникли споры со страховой, то вам может оказать помощь наш юрист. Консультация бесплатная.

Просьба оценить пост и поставить лайк.