Гигиенические требования к обуви дошкольников

Гигиенические требования к некоторым предметам детского обихода

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ

Назначение одежды — предохранить организм человека от потери тепла и тем самым способствовать поддержанию постоянной температуры в окружающей его воздушной среде.
Одежда в значительной степени защищает кожные покровы человека от всякого рода механических повреждений (ударов, укусов животных и насекомых), от внедрения болезнетворных микроорганизмов, служит защитой от пыли и грязи.
Каким же требованиям, гигиеническим и педагогическим, должна отвечать детская одежда?
Прежде всего одежда ребенка должна соответствовать погоде или микроклимату помещения, где находится ребенок. Она должна изготовляться из определенных тканей.
Гигиенические достоинства тканей определяются их теплопроводностью, воздухопроницаемостью, смачиваемостью, влагоемкостью (гигроскопичностью), способностью впитывать газы (абсорбционная способность), эластичностью и раздражающим действием на кожу.
Немалое значение имеет также их загрязняемость, воспламеняемость, вес и прочность.
Теплопроводность и воздухопроницаемость зависят в основном от содержания в тканях воздуха, а его количество определяется тем, насколько ткань пориста и велик общий объем пор.
Чем больше объем пор в ткани, тем меньше ее теплопроводность, тем выше ее теплоизолирующее свойство, так как заполняющий поры воздух является наихудшим проводником тепла.
Теплопроводность тканей резко повышается при пропитывании ее влагой. Влага вытесняет воздух из пор тканей, чем увеличивает ее теплопроводность.
Теплопоглощение и теплоизлучение тканей зависят от их внешней отделки и цвета. Чем более шероховата поверхность тканей, тем выше их теплопоглощающая способность. Чем светлее цвет, тем меньше ткань поглощает тепла.
Летняя одежда по возможности должна быть из светлых, преимущественно белых тканей, а зимняя — из темных.
Немаловажное значение имеет воздухопроницаемость ткани, ее гигроскопичность, т. е. способность впитывать и испарять влагу с поверхности. Чем выше гигроскопичность ткани, тем легче удаляются пары пота из-под одежного пространства.
Таким образом, наилучшими тканями для детской одежды являются те, которые имеют наименьшую теплопроводность, хорошо впитывают влагу, не препятствуют кожным испарениям.
Следует учитывать и то обстоятельство, что после многократной стирки существенно изменяются качества ткани: толщина, пористость, гигроскопичность, теплопроводность и другие физико-гигиенические показатели.
Наблюдения показали, что после неоднократной стирки байкового одеяла резко (на 65%) увеличивается коэффициент теплопроводности, т. е. оно становится малопригодным в качестве теплоизолирующего слоя в одежде маленьких детей.
Размер и покрой детской одежды должны соответствовать возрастно-ростовым особенностям ребенка. Она должна быть свободного покроя, удобной конструкции, не стеснять движений, не затруднять дыхание и кровообращение.
Не следует шить детскую одежду из дорогостоящих тканей. В то же время она должна удовлетворять определенным эстетическим требованиям.
Привлекательность детской одежды во многом зависит от расцветки ткани. Яркая расцветка — гладкая или с мелким рисунком — радует взор детей и взрослых. Одежда из темных тканей не идет малышам и затрудняет контроль за ее чистотой.
Следует дифференцировать одежду мальчиков и девочек не только по покрою, но и по расцветке тканей.
В наборе детской одежды должна быть и праздничная. Очень желательно для всех детей иметь не менее двух смен фартучков. Пестрое платьице хорошо сочетается с гладким фартучком, гладкое платье, наоборот, с пестрым или полосатым. Обязательным элементом фартучка должны быть кармашки для носовых платков.
Таковы общие гигиенические и педагогические требования к детской одежде.

При постоянном перегревании организм теряет способность реагировать на быстрые и значительные перемены температуры окружающего воздуха. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в комнате не находился в разгоряченном состоянии. Наоборот, при выходе на открытый воздух одежда должна предохранять от чрезмерного охлаждения, поддерживая тело в состоянии той же приятной прохлады, какая ощущалась в комнате.
Тепловое состояние ребенка в большей мере зависит от количества слоев одежды, между которыми имеется воздушная прослойка, препятствующая теплоотдаче. У детей, одетых не по сезону, в многослойную одежду, появляется плохое самочувствие, капризы, а у самых маленьких этим может быть вызвано желудочно-кишечное заболевание.
Немаловажную роль играет также состояние одежды. Мокрая одежда вызывает значительное охлаждение. Вода — хороший проводник тепла. Испаряясь, она уносит много тепла. Чем ближе мокрая одежда прилегает к телу, тем интенсивнее оно охлаждается.
Если ребенок длительное время находится в мокрых пеленках, он испытывает явное охлаждение, у него значительно снижается температура кожи, в частности на ногах, и тем сильнее, чем ниже температура окружающего воздуха.
Одежда ребенка в возрасте 7-8 месяцев состоит обычно из хлопчатобумажной распашонки, байковой кофточки, комбинации (штаны-пеленки). Детей до 2 месяцев завертывают в 2 большие пеленки: легкую и фланелевую — и байковое одеяло. После 2 месяцев пеленки во время бодрствования заменяют ползунками.
Для детей от 8-9 месяцев до 1 года 6 месяцев, т. е. когда ребенок начинает переступать ножками, рекомендуется распашонка (для более старших — рубашка с рукавами), теплая кофточка, длинные, до щиколотки теплые штанишки на бретельках, чулки, ботиночки с каблучками. Летние штанишки для них должны быть короткими. Штаны-пеленки надевать не следует, они затрудняют передвижение. Этих детей опускают на пол, и их следует особенно тщательно оберегать от охлаждения.
Одежда детей старше 1,5 лет состоит из нижней рубашки, лифчика для пристегивания резинок, теплого или легкого костюма (штанишки должны быть короткими), чулок, ботинок (в холодные сезоны мальчики носят нижние штанишки). Для девочек этого возраста нужны платья и нижние штанишки. В жаркие дни детям старше 1 года надевают трусики.
Дети 2 лет и старше находятся в помещении в облегченной одежде, в коротких платьях и штанишках, носочках, легких тапочках (обязательно с небольшими каблучками).
Каждый ребенок в возрасте старше года должен иметь чистый носовой платок. Чтобы сохранить индивидуальную принадлежность, его следует пометить и прочно прикрепить к карману платья или передника маленького ребенка. Для этого в угол кармана пришивают тесьму, а к одному из углов платка — петлю и таким образом прикрепляют платок к карману. При этом он не только не попадет к другим детям, но и не будет использован ребенком не по назначению и дольше сохранится чистым.
Основные виды детской одежды для более старших детей составляют детское белье, т. е. та часть детской одежды, которая соприкасается с телом непосредственно, так называемое нательное белье — это первый слой одежды; комнатная одежда — второй слой одежды — надевается поверх белья (платье девочек, костюм мальчиков); третий слой одежды — верхняя одежда, которая надевается поверх платья или костюма в холодное или прохладное время при выходе на улицу. Обувь и головной убор дополняют набор одежды.
Детское платье предполагает несложный фасон (чтобы его легче было стирать и гладить), нежелательны кружева, оборочки, галстуки, завязки, тесемки, резинки — словом, все, что способно стеснять кровообращение, мешать свободному движению и дыханию ребенка.

Верхняя одежда должна хорошо защищать от холода, быть при этом легкой, не стеснять движений. Поэтому родителям не следует увлекаться одеждой «на рост», слишком длинной и широкой.
Одежда детей во время прогулки должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту ребенка. Особенно важно, чтобы одежда не стесняла движений, иначе ребенок быстро замерзнет на прогулке.
Уместнее всего шерстяной трикотаж. Он сочетает низкую теплопроводность с большой легкостью и компактностью.
Часто детей одевают слишком тепло. Уже в начале осени (после первых похолоданий) на них надевают все зимнее и оставляют в такой одежде до поздней весны, хотя температура воздуха за этот период не раз резко изменяется. Особенно страдают дети от перегревания весной. Одевать ребенка нужно не по календарю, а по погоде.
Если температура воздуха не ниже 5-10° тепла, одежда ребенка может быть примерно такой: нижнее белье, шерстяной свитер или кофта и брюки (спортивные). На ноги — чулки и ботинки. Детям, которые легко подвергаются простуде, поверх надевают плотную куртку или демисезонное пальто.
В дождливую погоду поверх кожаных ботинок надевают галоши или резиновые сапоги. В резиновых сапогах детям разрешается гулять только в очень сырую погоду, при этом внутрь вкладывают войлочные стельки, а поверх чулок надевают шерстяные носки.
Для утепления обычных ботинок рекомендуется вкладывать картонные или войлочные стельки. Их делают по размеру обуви. Вечером стельки вынимают и просушивают.
Если температура воздуха ниже 5° мороза, помимо белья и свитера, прикрывающего шею, ребенку требуются лыжный костюм или куртка, шерстяная шапка, варежки.
Если мороз достигает 10-15°, нужны зимнее пальто и шапка, закрывающая уши. Малышам в эту пору необходимы и валенки. Даже в сильный мороз закрывать детям рот и нос платком или шарфом во время прогулки не следует, так как в этом случае у ребенка затруднено носовое дыхание и он вынужден вдыхать холодный воздух открытым ртом.
При нормальном дыхании воздух согревается, проходя через носовые ходы. Кроме того, платок, закрывающий рот, становится влажным и быстро охлаждается, что также может нанести вред здоровью ребенка.
Теплоизоляционная способность одежды определяется в первую очередь запасом в ней воздуха. Зимнюю одежду утепляют обычно шерстяным ватином. Однако это увеличивает ее объем, в первую очередь — толщину. Так, при температуре воздуха минус 10° требуется одежда толщиной около 3 см, а в условиях суровой зимы — 5-6 см. Разумеется, в такой тяжелой одежде ребенку трудно играть и бегать.
Чем больше вес одежды, тем более затруднены движения ребенка во время прогулок и чаще отмечается выраженная потливость головы, шеи, рук и гиперемия кожи лица.
Одетый на прогулки таким образом ребенок чаще подвергается простудным заболеваниям, так как слишком теплая одежда ослабляет приспособительные возможности организма, а это в конечном счете снижает сопротивляемость к заболеваниям.
В последние годы для изготовления детской одежды применяют синтетические материалы, обладающие меньшим весом, например поролон. Как показали исследования, пальто, комбинезон цельнокроеный и «тройка» (брюки, жилет, куртка), изготовленные из репса и поролона толщиной 8 мм, по теплозащитным свойствам не уступают стандартному детскому пальто из драпа на вате.
Одежда из поролона может быть использована для детей в условиях обычной зимы средней полосы.
Летняя одежда детей рекомендуется преимущественно светлых тонов. Чем светлее цвет ткани, тем она меньше поглощает тепла. Летом это имеет большое значение во избежание перегревания детей. Одежда для детей летом должна быть свободного покроя, оставлять большую часть тела открытой (шея, руки, ноги) для ультрафиолетовых лучей.
В жаркую погоду ребенок ходит в трусиках из легкой, хорошо стирающейся ткани (ситец, полотно, сатин). Если ребенок играет на солнце, на голову ему следует надеть панаму, светлую фуражку, косынку, на ноги — сандалии (обязательно с каблучками) или туфельки светлых тонов (открытые).
К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло во время сна служат той же цели (теплоизоляции), что и дневная одежда.

Одежда ребенка для сна состоит из ночной рубашки, простыни, одеяла с пододеяльником, наволочки, подушки и матраца. Ночная рубашка сменяет дневное нательное белье, которое тем временем проветривается. Ночную рубашку шьют длинной, до ступней и с длинными рукавами.
Пододеяльник — обязательная принадлежность постели. Он либо пристегивается пуговицами к одеялу, либо шьется типа «конверт» с небольшим квадратным или ромбообразным вьфезом посредине, куда заправляется одеяло.
Для сна детей на воздухе рекомендуются спальные мешки.
Наиболее целесообразный тип мешка — наволочка на вате. Дети спят в нем раздетые до белья, в ночной рубашке (длинной, с длинными рукавами), в косынке и капоре. В мешки детей укладывают в помещении и переносят или перевозят на веранду (балкон). Другой тип — мешок-«конверт». В него дети укладываются непосредственно на веранде или балконе, одетые в платье и в шерстяной костюм. Дети выходят на веранду, снимают обувь и сами укладываются в такие мешки.

Уход за одеждой

Обязанность работников детского сада — строго следить за чистотой детского белья и одежды. Нательное и постельное белье должно меняться не реже, чем раз в неделю; одеяла и матрацы нужно периодически (раз в месяц) выносить на воздух для вытряхивания (выколачивания) и проветривания. Все это имеет большое значение, так как способствует сохранению здоровья детей и, кроме того, создает обстановку, благоприятную для воспитания у малышей простейших санитарно-гигиенических навыков по уходу за одеждой.
Дошкольник должен аккуратно складывать свою одежду, поставить на место обувь, по мере сил — вычистить ее.
В каждом детском саду необходимо иметь соответствующие приспособления: скребок, коврик, щетки, метелки, специально отведенное место для просушивания мокрых варежек и зеркало. Ребенку не должно быть «все равно», в каком виде он выходит на прогулку или возвращается с нее. Пребывание на улице в грязной, сырой одежде опасно прежде всего для здоровья ребенка. Как указывалось выше, намокшие ткани в значительной степени теряют свои теплозащитные свойства.
Персонал должен постоянно проверять, у кого из детей имеются неполадки в одежде, например отсутствуют пуговицы или ослабли резинки на рейтузах, устранять мелкие недостатки тут же или требовать от родителей привести в порядок детскую одежду.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ

К детской обуви гигиенисты предъявляют ряд требований. Прежде всего обувь должна быть по ноге, достаточно свободной как по длине, так и в объеме, чтобы пальцы ног могли свободно двигаться.
Тесная обувь сдавливает кровеносные сосуды, вызывает застой крови, ухудшает самочувствие ребенка, а также способствует развитию плоскостопия, ведет к деформации всей стопы, усиливает потливость ног. Необходимо, чтобы подошва была достаточно гибкой.
В холодное время года тесная обувь у детей ведет к быстрому охлаждению ног, а в морозную погоду может привести даже к отмораживанию пальцев.
Важно, чтобы обувь, так же как и одежда, соответствовага сезону и погоде. Каблук в обуви полезен, так как он препятствует возникновению плоскостопия и при ходьбе предохраняет от ударов в пятку. Всю детскую обувь следует покупать обязательно на каблучке.
Уже первые ботиночки ребенка должны быть на плотной подошве с каблуком. Каблук рекомендуется широкий, высотой не более 1-1,5 см. Тогда вес тела ребенка равномерно распределяется на всю стопу и ходьба не утомляет.
Лучший материал для пошива детской обуви — кожа. Обуви для детей на резиновой подошве следует избегать. Резиновые галоши, ботинки, сапоги можно использовать только в сырую, дождливую погоду. В остальное время она не рекомендуется, так как резина воздухонепроницаема, а зимой в резиновой обуви холодно. При пользовании ею надо вкладывать внутрь сапог стельку из картона или войлока, надевать на ноги поверх простых чулок шерстяные.
Малопригодна для детей и лакированная обувь, так как она, подобно резиновой, воздухонепроницаема. Наиболее целесообразным с гигиенической точки зрения является такой вариант (для сырой и прохладной погоды): резиновые ботики поверх кожаных ботинок.
Особое значение приобретает рациональный выбор детской зимней обуви, способной обеспечить ребенку длительное пребывание на открытом воздухе.
Наша промышленность предлагает в настоящее время большое количество вариантов детской обуви на основе новейших достижений химии. В магазинах можно купить ботинки — суконные или утепленные искусственным мехом (низ — пористая резина с войлочной прокладкой или без нее), сапожки на подкладке опять-таки из искусственного меха.
Однако все это пригодно для зимней умеренно холодной погоды. При морозе -12° и ниже лучше всего надевать малышам валенки, обязательно с галошами (в силу большой гигроскопичности валяной обуви).
При этом нужно помнить, что в помещении ходить в валенках недопустимо. Нельзя надевать в помещении и меховую обувь (меховые ботиночки, сапожки на меху) или обувь на войлочной подошве. При комнатной температуре в такой обуви ноги перегреваются и потеют, что может способствовать возникновению простудных заболеваний, расслаблению связок и прогрессированию плоскостопия.
Летом наиболее гигиенична легкая, открытая обузь с широким вырезом — сандалеты, открытые туфли, туфли из текстиля, хорошо пропускающие воздух. Туфли должны соответствовать форме стопы, так, чтобы пальцы располагались свободно.
Детская обувь всегда должна быть чистой, а кожаная хорошо начищена.
Очень полезно время от времени давать возможность детям ходить босиком — зимой в помещении, летом на участке. Ходьба босиком, особенно по неровной поверхности, а также по песку, траве, гальке, сену — хорошее упражнение для свода стопы и отличная мера профилактики плоскостопия.

Другие статьи:  Приказ 720 408

Гигиенические требования к детской коляске

Работники дошкольных учреждений должны постоянно разъяснять родителям, особенно молодым, правила пользования детскими колясками и ухода за ними.
Детские закрытые коляски в настоящее время обтягивают так называемыми кожзаменителями — галантерейным павинолом и текстовинитом.
В связи с тем что павинол и текстовинит состоят из пластмасс, при известных условиях внутри коляски создается неблагоприятный микроклимат.
Наблюдения показывают, что уже после полутора часов (примерное время дневного сна ребенка) внутри закрытой со всех сторон коляски обнаруживается вредное газообразное вещество — дибугилфталат, вредно воздействующий на организм ребенка. Поэтому коляску с ребенком надо держать открытой.
Капюшон (колпак) коляски, пристегивающийся фартук и козырек из прозрачной пластмассы предусмотрены исключительно для ненастной погоды (дождь, сильный ветер). В остальное время ребенку в коляске следует дать возможность дышать свежим атмосферным воздухом. В качестве защиты от солнечных лучей лучше применять легкий тент из ткани, типа тех, что прикрепляют на прогулочной коляске.
Большое значение имеет и высота детской коляски. Ложе детской коляски должно находиться на уровне, достаточно удаленном от нижнего, наиболее загрязненного и запыленного, слоя воздуха. Кроме того, высокое ложе коляски дает возможность более удобно обслуживать ребенка: укладывать, усаживать, перепеленывать и т. п.
Коляску нужно содержать в исправном состоянии и чистоте. Матрацы следует периодически выбивать и ежедневно проветривать. Обивка коляски — внешняя и внутренняя — тоже требует периодического ухода. Бе протирают сначала мягкой тряпкой, смоченной в растворе мыльной воды, а затем — сухой. Металлические и деревянные части тоже нужно протирать сухой мягкой тряпкой (особенно в сырую и холодную погоду).
Трущиеся металлические детали в местах трения смазывают машинным маслом. Пустую коляску полагается хранить в отведенном для нее сухом помещении, накрыв чехлом.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ИГРУШКЕ

Детская игрушка — не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Яркая, занятная, умная игрушка создает у ребенка радостное, бодрое настроение, побуждает его к активности, развивает руки и мысль. Играя, дети познают окружающий мир. Чем больше возможностей для различных действий предоставляет малышу та или иная игрушка, тем она ему интереснее.
При наличии правильно подобранных для прогулок игрушек, дети активно, в движении проводят время на воздухе. А это способствует укреплению их здоровья, правильному физическому развитию детского организма.
Игрушкой пользуются абсолютно все дети — и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Эти последние определяются следующими факторами: назначением (типом) игрушки, ее формой, конструкцией, материалом, из которого сделана игрушка, характером окраски.
Кроме того, форма каждой игрушки должна быть красивой, безопасной для здоровья ребенка, прочной, яркой, веселой и занимательной. Типы игрушек могут быть разными в зависимости от возраста детей и педагогической направленности.
С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, целлулоид, картонаж, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
Необходимо, чтобы игрушка по весу и размерам соответствовала возрасту ребенка, его росту и физическим силам. Максимальный вес игрушки (за исключением крупногабаритных и механизированных) — не более 400 г для детей дошкольного возраста.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
В изоляторе или комнате заболевшего ребенка имеется свой набор игрушек; выносить их за пределы данного помещения запрещается.
Если ребенок заболел, игрушки, которыми он пользовался, надо прокипятить или вымыть горячей водой с мылом, а если это невозможно, такую игрушку лучше всего уничтожить.
Больным детям лучше давать игрушки, легко поддающиеся очистке (резиновые, например), или такие, которые, после того как ими играл больной ребенок, можно уничтожить.
До 6-месячного возраста ребенку дают яркие, но не многоцветные, звучащие игрушки.
С 6 до 12 месяцев детям нужны другие игрушки: куклы, птички, зверюшки, звучащие шарики, коробочки, кубики, игрушки-вкладыши из 2-3 предметов.
Такие игрушки не подвешивают. Их кладут рядом с ребенком. В конце первого и в начале второго года жизни детям нужны и такие игрушки, которые стимулируют самостоятельное хождение — это всевозможные каталки, колясочки и т. п.
В конце второго года и позже требуются более сложные игрушки: куклы и кукольная мебель, посуда, песочницы, мячи, обручи, автомобили, тачки, тележки, строительный материал. Не следует давать детям до 2 лет игрушки из поролона и бумаги, так как они легко рвутся. Нельзя давать малышам и очень мелкие игрушки: они могут взять их в рот, засунуть в нос, уши.
Составные игрушки для детей младшего дошкольного возраста (пирамидки, наборы колец или шариков на стержне) надо изготовлять с учетом того, чтобы диаметр самого маленького элемента был не менее 30 мм (3 см) при минимальной высоте 12 мм.
Опасно давать малышам игрушки из легко бьющегося материала, например стеклянные, ломкие, острые: они могут поранить, оцарапать, уколоть ребенка.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Резиновые и пластмассовые надувные игрушки бывают снабжены клапаном с пробкой. Пробка должна быть прочно закреплена. Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, ме
ховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Мягкую игрушку можно иметь в группах при условии правильного пользования ею.
Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками

Чтобы игрушки по возможности дольше служили детям, за ними нужен хороший уход. Всякую поломку рекомендуется устранять немедленно. Это не только сохранит игрушку, но и обезопасит здоровье детей, облегчит гигиенический уход за игрушкой, поможет привить детям навыки бережного обращения с вещами.
Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Мягкие игрушки загрязняются сильнее, чем игрушки металлические, деревянные и резиновые, и микроорганизмы сохраняются на них дольше.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Обсемененность игрушек при этом снижается на 73-92%.
Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Игрушки, покрытые лаком, при мытье не портятся. Мягкие игрушки чистят щеткой, смоченной в мыльно-содовом растворе, а платья стирают и проглаживают.
Целесообразно применять для дезинфекции мягких игрушек бактерицидные увиолевые лампы (БУВ-1). При 30-минутном облучении на расстоянии 25 см от лампы достигается снижение обсемененности игрушки в среднем на 95%.
При этом кишечная палочка и белый стафилококк после 30 минут облучения погибают полностью. Для окончательной дезинфекции необходимо облучение всех поверхностей, для чего каждую игрушку нужно несколько раз поворачивать.
Игрушки, упавшие на пол, следует тщательно обмыть горячей водой с мылом, облить крутым кипятком, а еще лучше прокипятить, прежде чем вновь давать их малышам.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников — на полках, высота которых должна быть доступной детям.

Гигиенические требования к обуви дошкольников

Соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви является важным мероприятием, направленным на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Одежда служит для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. Она создает искусственный пододёжный микроклимат вокруг тела человека, значительно отличающийся от климата внешней среды, за счет чего снижаются теплопотери организма и сохраняется постоянство температуры тела. Одежда способствует обеспечению процессов газообмена через кожные покровы и облегчает терморегуляторную функцию кожи.

Обувь служит для защиты ног от неблагоприятных воздействий внешней среды: загрязнений, холода, физического воздействия. Рациональная обувь имеет важное значение для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Главное требование к детской обуви — полное соответствие размерам и форме стопы. Она должна быть легкой, мягкой, иметь эластичную подошву с невысоким каблуком. Согласно принятой стандартизации, детская обувь от производителя подразумевает выпуск: летней и зимней, круглосезонной и весенне-осенней обуви. Так же выпускается: дорожная, повседневная, домашняя, модельная, национальная, спортивная и другие виды обуви.

Обувь охраняет организм от неблагоприятных метеорологических воздействий дождя, снега, ветра и пыли, от высокой и низкой температуры, а так де от механических повреждений. Чтобы детская обувь соответствовала своему предназначению, она должна соответствовать гигиеническим требованиям, вытекающих из анатомо-физиологических особенностей организма ребенка.

Стопа человека по своему строению и функции представляет собой важный и довольно сложный орган. Она имеет сводчатое строение и обувь должна способствовать сохранению свода стопы и его рессорной функции. По тыльной поверхности стопы очень поверхностно под кожей проходят сосуды и сухожилия. Поэтому, во избежание нарушения кровообращения и ухудшения функции мышц стопы, следует избегать чрезмерного сдавливания ее обувью.

Обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы — важнейшая функция обуви. Физико-гигиенические свойства материала обуви должны способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима в обуви при любых изменениях микроклиматических условий внешней среды.

Другие статьи:  Продлят ли материнский капитал после 2017 года

Размер и конструкция детской обуви

Гигиенические требования к конструкции обуви определяются ее размерами и отдельными ее элементами. Обувь всех видов должна соответствовать форме и размеру стопы, поскольку с возрастом форма и размеры стопы меняются.

Обувь для детей до 1 года (пинетки) служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.

В обуви для детей до 7 лет обувные колодки могут быть общими для девочек и мальчиков, так как половые различия в размерах стоп в этом возрасте проявляются очень слабо.

Обувь для школьников от 8 до 17 лет должна производиться с учетом половых особенностей.

Основным показателем размеров детской обуви служит длина стопы. Она определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца. Обувь без припуска может привести к патологическому изменению формы пальцев. Короткая обувь не дает возможности пальцам стопы свободно размещаться, что со временем может привести к появлению когтеобразной или молоткообразной деформации пальцев, потертостей и мозолей, могут начать врастать ногти. При конструировании внутренней формы детской обуви учитывают веерообразное расхождение пальцев, в результате чего детская стопа наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне плюснефаланговых суставов, как у взрослых. Поэтому носочная часть детской обуви должна быть шире пучковой части стопы на уровне плюснефаланговых суставов.

Отдельные элементы детской обуви

В обуви различают следующие основные элементы:

  • верх — носочная часть, задник, союзка, берцы и голенище;
  • низ — подошва, стелька, каблук.

К числу наиболее важных показателей обуви, обеспечивающих нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, относятся: гибкость, толщина, вес, теплозащитные свойства.

Внутренняя деталь обуви, расположенная по всей ходовой поверхности стопы — стелька, — имеет тесный контакт с кожей стопы и играет важную роль в создании комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном пространстве. Стелька должна иметь наиболее широкий размер в носочной части обуви у основания последних фаланг. Она должна изготавливаться только из натуральной кожи, обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью.

Подошва является основным элементом низа обуви; с ее толщиной подошвы связана гибкость обуви. Требование достаточной гибкости обуви, не препятствующей работе мышц и свободе движения пальцев, имеет исключительное значение для детской развивающейся стопы. Ходьба в обуви с недостаточной гибкостью ограничивает движения суставов стопы, нарушает походку, вызывает быстрое утомление и дополнительные энерготраты организма, что может способствовать развитию плоскостопия, особенно у детей. Отрицательной стороной низа, обладающего недостаточной гибкостью, является также ограничение движения большого пальца, который сдвигается кнаружи, в результате чего страдает мышца, отводящая большой палец, что в свою очередь связано с сохранением продольного свода стопы и удержанием его в нормальном состоянии. Однако использование слишком мягкой обуви, особенно спортивной, для постоянной носки по твердому грунту, асфальту, полу может также явиться причиной плоскостопия.

Немаловажное значение для гибкости обуви имеют методы крепления. Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления: сандальный, доппельный, сандально-клеевой, доппельно-клеевой, строчечно-клеевой, строчечно-доппельный, обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемости внутриобувного пространства. При применении новых подошвенных материалов (пористой резины, полиуретана и др.) возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви.

Подошва является основным элементом низа обуви, и поэтому крайне важны теплозащитные свойства подошвенных материалов. Теплозащитные свойства обувных материалов определяются степенью их теплопроводности. С увеличением теплопроводности материалов теплозащитные их свойства уменьшаются. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются. Это создает преимущество применения в детской обуви пористых подошв резин, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую их толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви, имеющие исключительно важное значение в профилактике бытового травматизма детей.

Каблук в детской обуви необходим, т.к. он искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность, защищает пятку от ушибов о почву, повышает износоустойчивость обуви. Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки). Домашняя обувь должна иметь низкий каблук. Высота каблука для дошкольников должна равняться 5 — 10 мм, для школьников 8 — 12 лет — не более 20 мм. Для старшей группы школьников 13 — 17 лет можно допустить высоту каблука для мальчиков — до 30 мм, для девочек в нарядной обуви до 40 мм. Использование девочками-подростками обуви на более высоком каблуке вредно и недопустимо, т.к. при этом происходит уменьшение площади опоры стопы, создается патологическое положение стопы, что может привести к контрактуре задней группы мышц голени.

Классификация обуви определяется степенью открытия ноги деталями верха обуви. Ответственными деталями верха обуви являются задник, носок и подносок, которые создают и сохраняют форму носочного и пяточного узлов обуви и обеспечивают необходимую фиксацию пяточной части стопы при ходьбе.

Задник — деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охватывать пятку и предупреждать ее деформацию. Прочный задник не допускает скольжения стопы кзади, что является одной из профилактических мер, предохраняющих детей от развития плоскостопия, способствующих формированию свода у детей. Поэтому производство обуви без плотного задника возможно лишь для детей старше 11 лет. Для изготовления задника детской обуви используется натуральная кожа повышенных толщин. Допускается изготовление задников из картона с добавлением кожаных волокон в детской обуви.

Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов.

Подносок — промежуточная деталь верха между подкладкой и верхом обуви, расположенная в носочной части для сохранения ее формы. Подносок предохраняет пальцы стопы от травмирования; длина его не должна превышать области плюснефаланговых суставов.

Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, «молния», липучки. Открытые туфли без застежек недопустимы в дошкольной обуви, так как они за счет сжатия тыльной части стопы вызывают утомление мышц и нарушение кровообращения.

Верх обуви должен обеспечивать комфортный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендована натуральная кожа. Для летней обуви наряду с кожей в качестве верха рекомендуются различные текстильные материалы целиком или в комбинации с кожей, которые в гигиеническом отношении являются наилучшими. В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и другие материалы.

В школьной обуви, особенно для старшего возраста, целесообразно использовать подкладку с частичным применением синтетических волокон до 50%. Для подкладки в детской обуви рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы. Подкладка должна быть мягкой, эластичной и не вызывать неудобства при эксплуатации обуви. Для второстепенных деталей обуви (клапаны, манжеты, детали отделки) в целях улучшения внешнего вида эксплуатационных свойств детской обуви допускается использование различных синтетических материалов (искусственная кожа, мех и другие).

Вес обуви зависит от вида крепления, конструкции и используемых материалов. Если для изготовления детской обуви наряду с натуральными используются полимерные материалы, то они могут использоваться лишь в тех случаях, если получили положительную гигиеническую оценку.

Немалое значение имеет сменная обувь для школ и детских дошкольных учреждений. Использование в качестве сменной обуви старой, изношенной, ставшей невпорной обуви недопустимо, так как длительное пребывание в течение 6 — 8 часов в такой обуви может нанести непоправимый вред детской стопе. Сменная обувь для детей должна быть полноценной, изготавливаемой с учетом указанных выше гигиенических требований.

Спортивная обувь — это обувь специального назначения, предназначенная только для занятий спортом, тренировочных занятий, туристических походов, прогулок. Это учтено в конструкции такой обуви и выборе материалов для ее изготовления. Использовать спортивную обувь следует обязательно с шерстяными носками, чулками или вкладными стельками. Использование спортивной обуви для постоянной носки, особенно в помещениях, недопустимо.

Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, иначе наступит деформация стопы. Задник ее плотно удерживает пятку, чтобы она не двигалась кзади и кнаружи и не скользила к носку.

Если обувь подобрана правильно – это позволяет ребенку свободно двигать пальцами. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу ребенка. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей.

Гигиенические требования к обуви дошкольников

санитарного врача СССР

22 марта 1985 г. N 3234-85

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ

Гигиенические требования составлены: Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР и НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР с использованием материалов ЦНИИ травматологии и ортопедии им. Н.П. Приорова и НИИ антропологии МГУ.

Методические указания предназначены для работников органов и учреждений здравоохранения.

I. Общие положения

Важное значение для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеет рациональная обувь. Утвержденная стандартизация деления обуви по ее назначению ГОСТ 23251-83 предусматривает выпуск: круглосезонной обуви, летней, зимней и весенне-осенней обуви. Наряду с этим выпускается повседневная, модельная, домашняя, дорожная, национальная, спортивная и другие виды обуви.

Обувь как специальная часть одежды охраняет организм от неблагоприятных метеорологических воздействий (высокой и низкой температуры, дождя, снега, ветра, пыли) и механических повреждений.

Для того чтобы детская обувь соответствовала своему назначению, она должна отвечать ряду гигиенических требований, вытекающих из анатомо-физиологических особенностей организма ребенка и в первую очередь — его стопы.

Стопа вместе с вышележащими отделами нижней конечности по своему строению и функции представляет собой важный и сложный орган.

Стопа человека имеет сводчатое строение. В продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном — поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю или рессорную. Обувь должна способствовать сохранению свода и его рессорной функции.

На тыльной поверхности стопы сосуды и сухожилия проходят очень поверхностно под кожей, поэтому следует избегать чрезмерного сдавливания стопы во избежание нарушения кровообращения и ухудшения функции мышц.

Важной функцией обуви является обеспечение благоприятного микроклимата вокруг стопы. Физико-гигиенические свойства материала, из которого изготовлена обувь, должны способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима в обуви при любых микроклиматических условиях внешней среды. Этим определяются гигиенические требования к конструкции обуви, ее размерам и отдельным ее элементам.

II. Размер и конструкция обуви

Обувь всех видов должна соответствовать форме и размеру стопы, поскольку с возрастом форма и размеры стопы меняются, выделено семь возрастно-половых групп, каждой из которых присущи особенности и размеры обуви (см. табл. 1).

│N │Возрастные и половые│ Род обуви │ N обуви │

│ гру п — │ │ │(длина в │

│1. │Девочки и мальчики │ гусарики │ 95 — 125│

│2. │Девочки и мальчики │младшая дошкольная │120 — 155│

│3. │Девочки и мальчики │старшая дошкольная │160 — 200│

│4. │Девочки 8 — 12 лет │ школьная для девочек │205 — 240│

│5. │Девочки 13 — 17 лет │ подростковая для девочек │225 — 260│

│6. │Мальчики 8 — 12 лет │ школьная для мальчиков │205 — 240│

│7. │Мальчики 13 — 17 лет│ подростковая для мальчиков │245 — 280│

Особое положение занимает группа детей до 1 года. Обувь для детей этого возраста (пинетки) служит лишь защитой стопы от переохлаждения и не несет никаких нагрузок, связанных с ходьбой.

У детей дошкольного возраста половые различия в размерах стоп проявляются очень слабо, поэтому для возраста до 7 лет обувные колодки могут быть общими для девочек и мальчиков. Для школьников же от 8 до 17 лет обувь должна производиться с учетом половых особенностей.

Основным показателем необходимых размеров обуви служит длина стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точкой пятки и концом самого длинного пальца (1 или 2).

По введенной в СССР метрической системе нумерация обуви соответствует длине стопы. Единицей измерения в системе нумерации обуви принят миллиметр. Разница между номерами составляет 5 мм.

Длина следа детской обуви всегда больше, чем длина стопы, т.к. в носочной части впереди пальцев имеется припуск, равный 10 мм, в связи с: а) увеличением длины стопы за счет ее естественного роста, равняющимся в среднем полугодовому приросту стопы; б) удлинением стопы во время ходьбы и под действием нагрузок.

Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы примут согнутое положение, что в дальнейшем может привести к патологическому изменению их формы. Короткая обувь не дает возможности пальцам стопы правильно, свободно размещаться внутри обуви, что со временем приведет к появлению когтеобразной или молоткообразной деформации пальцев. На стопах появляются потертости, мозоли, могут врастать ногти.

В таблице 1 приведено распределение детей и подростков на возрастно-половые группы и соответствующие каждой группе род и номера обуви.

Размеры обуви определяются не только номером, но и полнотой. При одной и той же длине стопа может иметь разные поперечные и объемные размеры (полноты). В связи с этим ГОСТом 3927-75 «Колодки обувные» предусмотрен выпуск детской обуви трех полнот в пределах каждого размера.

Другие статьи:  Экспертиза ржавчины

При конструировании внутренней формы детской обуви следует учитывать веерообразное расхождение пальцев, в результате которого детская стопа наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне плюснефаланговых суставов, как у взрослых. В связи с этим носочная часть обуви должна быть шире пучковой. (Пучковая часть — часть стопы на уровне плюснефаланговых суставов.)

III. Отдельные элементы обуви

В обуви различают следующие основные элементы: верх (носочная часть, задник, союзка, берцы и голенище) и низ (подошва, стелька, каблук).

Стелька — внутренняя деталь обуви, расположенная по всей плантарной (ходовой) поверхности стопы. Она имеет тесный контакт с кожей стопы ребенка и играет важную роль в создании комфортного температурно-влажностного режима во внутриобувном пространстве.

Отвечая форме детской стопы, стелька должна иметь наиболее широкий размер в носочной части обуви, у основания последних фаланг. В целях обеспечения нормального функционирования стопы стелька обуви должна обладать пластичностью, тепло- и влагозащитными свойствами, гигроскопичностью и вентиляционной способностью и должна изготавливаться только из натуральной кожи.

Подошва является основным элементом низа обуви. К числу наиболее важных показателей обуви, обеспечивающих нормальное функционирование опорно-двигательного аппарата, относятся: гибкость, толщина, масса (вес), теплозащитные свойства.

Требование достаточной гибкости обуви, не препятствующей работе мышц и свободе движения пальцев, имеет исключительное значение для детской развивающейся стопы.

Ходьба в обуви с недостаточной гибкостью ограничивает движения суставов стопы, нарушает походку, вызывает быстрое утомление и дополнительные энерготраты организма, что может способствовать развитию плоскостопия, особенно у детей.

Отрицательной стороной низа, обладающего недостаточной гибкостью, является также ограничение движения большого пальца, который сдвигается кнаружи, в результате чего страдает мышца, отводящая большой палец, что в свою очередь связано с сохранением продольного свода стопы и удержанием его в нормальном состоянии.

Однако использование слишком мягкой обуви, особенно спортивной, для постоянной носки по твердому грунту, асфальту, полу может также явиться причиной плоскостопия.

Гибкость обуви регламентируется требованиями ГОСТ 14226-80 «Обувь. Нормы гибкости».

Согласно ГОСТу норма гибкости:

— для гусариковой обуви 7 Н/см;

— для дошкольной обуви 10 Н/см;

— для мальчиковой школьной обуви 9 — 13 Н/см;

— для девичьей школьной обуви 8 — 10 Н/см.

Гибкость обуви непосредственно связана с толщиной подошвы.

В соответствии с ГОСТ 26165-84 «Детская обувь» и ОСТ 179-74 «Толщина низа» для различного рода обуви в зависимости от материалов установлены следующие толщины в мм :

ТОЛЩИНА ПОДОШВЫ В ММ

│ Виды материалов │ Род обуви │

│ │ гусарик о — │мл. до- │ дошколь — │ школьная │

│ │ вая │ школьная │ ная │для девочек│

│Кожа │3,0 — 3,5│3,5 — 4,0│3,8 — 4,3│4,0 — 4,5 │

│Пористая резина │ — │ — │4,5 — 5,0│4,5 — 5,0 │

│Пористая резина ВШ │ — │ — │4,5 — 5,0│4,5 — 5,0 │

Немаловажное значение для гибкости обуви имеют методы крепления. Для детской обуви допускаются ниточные и комбинированные методы крепления: сандальный , доппельный , сандально -клеевой, доппельно-клеевой, строчечно-клеевой, строчечно- доппельный и др., обеспечивающие большую гибкость в пучковой области, легкость, лучшие показатели воздухопроницаемости и вентилируемости внутриобувного пространства.

При применении новых подошвенных материалов (пористой резины, полиуретана и др.) возможно использование клеевого и литьевого методов крепления, обеспечивающих водонепроницаемость обуви.

Подошва является основным элементом низа обуви, и поэтому крайне важны теплозащитные свойства подошвенных материалов. Теплозащитные свойства обувных материалов определяются степенью их теплопроводности.

С увеличением теплопроводности материалов теплозащитные их свойства уменьшаются. Из применяемых в настоящее время материалов пористая резина по теплозащитным свойствам значительно превосходит натуральную кожу и резину монолитной структуры. При этом с увеличением влажности окружающей среды теплопотери натуральной кожи и шерсти увеличиваются, а теплозащитные свойства пористой резины не изменяются.

Это создает преимущество применения в детской обуви пористых подошв резин, которые могут обеспечивать не только теплозащитные свойства, но и необходимую их толщину, гибкость и противоскользящие свойства обуви, имеющие исключительно важное значение в профилактике бытового травматизма детей.

Каблук. Каблук в детской обуви необходим, т.к. он искусственно повышает свод стопы, увеличивая его рессорность , защищает пятку от ушибов о почву, повышает износоустойчивость обуви.

Отсутствие каблука допускается только в обуви для детей раннего возраста (пинетки).

Домашняя обувь должна иметь низкий каблук.

Высота каблука для дошкольников должна равняться 5 — 10 мм, для школьников 8 — 12 лет — не более 20 мм. Для старшей группы школьников 13 — 17 лет можно допустить высоту каблука для мальчиков — до 30 мм, для девочек в нарядной обуви до 40 мм.

Использование девочками-подростками обуви на более высоком каблуке вредно и недопустимо, т.к. при этом происходит уменьшение площади опоры стопы, создается патологическое положение стопы, что может привести к контрактуре задней группы мышц голени и т.д.

Согласно ГОСТ 23251-83 (СТ-СЭВ-2677-80) классификация обуви определяется степенью открытия ноги деталями верха обуви.

Ответственными деталями верха обуви являются задник, носок и подносок, которые создают и сохраняют форму носочного и пяточного узлов обуви и обеспечивают необходимую фиксацию пяточной части стопы при ходьбе.

Задник. Это деталь верха обуви, расположенная в пяточной части для сохранения ее формы. Задник должен охватывать пятку и предупреждать ее деформацию.

Прочный задник не допускает скольжения стопы кзади, что является одной из профилактических мер, предохраняющих детей от развития плоскостопия, способствующих формированию свода у детей. Поэтому производство обуви без плотного задника возможно лишь для детей старше 11 лет.

Для изготовления задника детской обуви используется натуральная кожа повышенных толщин, которая нормируется указанными выше ГОСТом и ОСТом. Толщина одинарного задника не должна превышать:

1,7 — 2,0 мм в гусариковой обуви;

2,0 — 2,3 мм в малодетской обуви;

2,3 — 2,6 мм в дошкольной обуви;

2,6 — 2,8 мм в дошкольной и девичьей обуви.

Допускается изготовление задников из картона с добавлением кожаных волокон в детской обуви, кроме гусариковой .

Высота обуви должна соответствовать нормативам ГОСТ 26165-84 и ОСТ 1712-83.

Высота полуботинок, туфель, сандалет измеряется вертикально по линии заднего шва, от верхнего края заготовки до подошвы.

Высота полусапожек и сапожек измеряется по внутренней стороне, по средней вертикальной линии берцев , от верхнего канта до подошвы.

ВЫСОТА ОБУВИ В ММ

│ Вид обуви │ Сапожки│Пол у — │ Ботинки│Полу — │Высота │

│ Гусариковая │ 120 │ — │ 93,5 │ 43 │ 30 │

│Дошкольная │ 150 │ — │ 118 │ 49 │ 36 │

│ Школьная для девочек │ 170 │ 140 │ 135 │ 57 │ 42 │

│ Школьная для мальчиков │ 170 │ 140 │ 109,5 │ 57 │ 42 │

│Девичья │ 190 │ 160 │ 143 │ 61 │ 44 │

│Мальчиковая │ 195 │ 160 │ 117 │ 61 │ 44 │

Носок — наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы до уровня плюснефаланговых суставов. Изготавливается в детской обуви из натуральной кожи или из материалов, допущенных Минздравом СССР.

Подносок — промежуточная деталь верха (между подкладкой и верхом) обуви, расположенная в носочной части для сохранения ее формы.

Подносок предохраняет пальцы стопы от травмирования ; длина его не должна превышать области плюснефаланговых суставов.

Детская обувь должна иметь надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движениям. Для этого используются различные виды крепления: шнуровка, ремни, пряжка типа «молния» и др.

Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы в дошкольной обуви, т.к. они за счет сжатия тыльной части стопы вызывают утомление мышц и нарушение кровообращения.

Верх обуви должен обеспечивать комфортный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства.

Для верха детской обуви круглосезонного назначения рекомендована натуральная кожа (ГОСТ 26165-84 «Детская обувь»).

Все детали верха обуви должны изготавливаться с учетом гостированных толщин натуральной кожи в соответствии с ГОСТ 179-74 «Обувь механического производства».

Для летней обуви наряду с кожей в качестве верха рекомендуются различные текстильные материалы целиком или в комбинации с кожей (рогожка, полудвунитка, прогулочная, джинсовая и др.), которые в гигиеническом отношении являются наилучшими.

В утепленной обуви для верха рекомендуются сукно, драп, полушерстяные, шерстяные материалы, фетр, войлок и др. материалы. В школьной обуви, особенно для старшего возраста, целесообразно использовать подкладку с частичным применением синтетических волокон (не более 50%).

Для подкладки в детской обуви рекомендуются натуральная кожа и хлопчатобумажные материалы. Подкладка должна быть мягкой, эластичной и не вызывать неудобства при эксплуатации обуви.

Для второстепенных деталей обуви (клапаны, манжеты, отделки и др.) в целях улучшения внешнего вида эксплуатационных свойств детской обуви допускается использование различных синтетических материалов (искусственная кожа, мех и др.).

Масса (вес) обуви зависит от вида крепления, конструкции и используемых материалов. Норма массы обуви установлена ГОСТ 16993-71 «Обувь. Нормы массы».

НОРМЫ МАССЫ ОБУВИ

│ Вид обуви │ Род обуви │ Масса обуви в г │

│ │ │ кожи │пористой резины│

│Туфли комнатные спортивные │Гусариковые│65 — 70 │ — │

│То же │ Дошкольные │90 — 100│ — │

│- » — │Школьные │ 110,0 │ 130,0 │

│Полуботинки и туфли │Мальчиковые│ 310,0 │ 290,0 │

│То же │Детские │ 170,0 │ — │

│- » — │Школьные │ 245,0 │ 225,0 │

│Сандалеты │Мальчиковые│ 290,0 │ 270,0 │

│- » — │Детские │ 160,0 │ 150,0 │

│Сапожки с высотой голенищ │Школьные │ — │ 290,0 │

Норма массы ботинок увеличивается по сравнению с нормой массы полуботинок в граммах на :

30 — для мальчиковой;

25 — для школьной;

20 — для детской;

15 — для малодетской ;

10 — для гусариковой .

При увеличении или уменьшении высоты сапожек норма массы на каждый сантиметр увеличивается либо уменьшается на 10 г в зависимости от вида гостированной обуви.

В соответствии с дополнением к ГОСТ 16993-71 норма массы установлена для обуви с верхом из натуральной кожи и искусственных материалов.

Норму массы для обуви с верхом из натуральных текстильных материалов следует уменьшить на 5%, для обуви с верхом из утепленных текстильных материалов — увеличить на 5%. При применении для подкладки обуви байки нормы массы могут быть увеличены на 2%, искусственного меха — на 5%, натурального меха — на 10%.

Для определения нормы массы обуви с применением синтетических материалов гостированный показатель массы обуви умножается на поправочный коэффициент 1,08 (Дополнение к ГОСТ 16993-71).

IV. Материалы для изготовления детской обуви

Если для изготовления обуви применяются, наряду с натуральными , полимерные материалы, то могут использоваться лишь те из них, которые получили положительную гигиеническую оценку и разрешены Минздравом СССР. К числу таких материалов принадлежат:

— пористая резина «Малыш» для низа утепленной и спортивной детской обуви;

— пористая резина » Депора » для низа детской обуви весенне-осеннего назначения;

— полиуретан для низа утепленной детской обуви;

— полиуретан для подошв в комбинации с натуральной кожей в детской обуви весенне-осеннего ассортимента;

— фловер -лак для голенищ детских сапожек при условии применения натуральных утеплителей и подкладки;

— винилуретанискожа ТР с прокладкой из поролона и другие аналогичные материалы для неответственных и декоративных деталей обуви;

— нейритовые и полиуретановые клеи.

V. Санитарный надзор за детской обувью

Предупредительный санитарный надзор предусматривает:

— периодическую проверку на обувных предприятиях соответствия выпускаемого ассортимента детской обуви требованиям ГОСТов, ТУ и нормативно-технической документации, рекомендованной в дополнение к ним, и соблюдения основных гигиенических требований к детской обуви.

Текущий санитарный надзор заключается в периодическом наблюдении за использованием детской обуви в детских учреждениях.

Руководством для предупредительного санитарного надзора служат настоящие «Гигиенические требования». В текущем санитарном надзоре следует руководствоваться соображениями о предупреждении ног детей от охлаждения и перегревания, излишней физической нагрузки.

В частности, немалое значение имеет сменная обувь для школ и детских дошкольных учреждений. Использование в качестве сменной обуви старой, изношенной, ставшей невпорной обуви недопустимо, т.к. длительное пребывание (в течение 6 — 8 часов) в такой обуви может нанести непоправимый вред детской стопе.

Сменная обувь для детей должна быть полноценной, изготавливаемой с учетом указанных выше гигиенических требований.

В зимнее время распространенной обувью являются валенки. Однако они допустимы лишь для улицы. Время пребывания в этой обуви не должно быть слишком длительным, т.к. симметричная форма носочной части валенок может оказать отрицательное влияние на растущую, неокрепшую стопу ребенка. Использование этой обуви в теплом помещении способствует перегреванию и повышению потливости ног, расслаблению связочного аппарата. Поэтому в зимнее время года для помещений необходимо иметь сменную обувь.

Спортивная обувь (кеты, полукеты , кроссовки, спортивные тапочки и др.) — это обувь специального назначения. Она предназначена только для занятий спортом, тренировочных занятий, туристических походов, прогулок и т.п. Это учтено в конструкции такой обуви и выборе материалов для ее изготовления. Использовать спортивную обувь следует обязательно с шерстяными носками, чулками или вкладными стельками. Использование спортивной обуви для постоянной носки, особенно в помещениях, недопустимо.