Договор с автором учебной литературы

Авторский договор

В отличие от договора купли-продажи и аренды легального определения к авторскому договору нет, между тем сформулировать определение можно так: авторский договор — это соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права на произведение другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов.

Авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д.

Нередки случаи, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным образом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются и дают такому лицу право запрещать использование произведения посторонним лицам.

Если лицо, которому переданы исключительные права на использование произведения, не осуществляет защиту этих прав, право запрещать использование произведения может осуществляться его автором.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения в пределах, предусмотренных договором при сохранении за владельцем исключительных прав на возможность использовать это произведение самому и предоставлять такие права другим лицам.

Договор о передаче неисключительных прав не дает пользователю права запрета третьим лицам использовать указанное произведение.

Предметом авторского договора обязательно должен быть результат творческого труда — произведение, например, создание эскизов, чертежей архитектурного произведения. Произведение, т. е. новый, творчески самостоятельный, оригинальный результат. Эти признаки должны присутствовать во вновь созданном произведении.

Сторонами авторского договора могут быть как физические, так и юридические лица. Физическое лицо должно быть дееспособным. Договор от имени юридических лиц вправе подписывать их органы или надлежащие представители. На стороны, подписавшие лицензионное соглашение, возлагается юридическая обязанность выполнения его условий в соответствии с законом.

Сторона, предлагающая объект для лицензирования, должна обладать соответствующими правами на этот объект. Одним из субъектов исключительных прав на созданный объект интеллектуальной собственности является автор. Он может являться стороной авторского договора (лицензионного соглашения).

Если имеется коллектив авторов, со всеми заключается один договор, как в тех случаях, когда соавторство является неделимым (т.е. когда объект по своему содержанию вообще не может быть персонифицирован), так и в тех случаях, когда соавторство является «раздельным».

Договор может быть заключен также с одним из авторов, действующим по доверенности остальных соавторов. Представительство должно основываться на доверенности. По доверенности может действовать, как мы уже сказали, один из авторов либо один из наследников, но и любое доверенное лицо. На основе доверенности правообладатели могут поручить представителю подписать договор; вести всю переписку; согласовывать все изменения, вносимые в произведение, представлять их интересы в суде и осуществлять иные юридически значимые действия.

Содержание авторского договора должно составлять права и обязанности сторон договора. По договору о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения автор предоставляет пользователю следующие права:

  • право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком пользователя. При этом каждый экземпляр произведения должен (или не должен) содержать имя или псевдоним автора в определенном написании;
  • право на обнародование произведения, т.е. на сообщение произведения в какой-либо форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц. Стороны могут указать, что не считается обнародованием информирование широкого круга лиц о назначении, функциях, технических и прочих характеристиках произведения, например, в рекламных целях;
  • право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т.е. неоднократное придание произведению объективной формы, допускающей его функциональное использование) в определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);
  • право на распространение произведения любым способом путем реализации размноженных материальных носителей произведения среди конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо без ограничений) стороны указывают территорию: страну, административный район, отрасль деятельности);
  • право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не представляющих собой его переработку);
  • право на перевод произведения;
  • право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
  • право переуступить на договорных условиях часть полученных по настоящему договору прав третьим лицам;

Авторский договор также должен предусматривать сроки, способы использования произведения и территорию, на которые передаются права, размер вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты. Договором могут быть предусмотрены и другие условия, если они не противоречат действующему законодательству. При определении объема передаваемых по договору прав следует помнить, что:

  • права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное;
  • при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. При этом необходимо уведомить пользователя за шесть месяцев до предстоящего расторжения договора;
  • если в авторском договоре отсутствует условие о территории, то действие договора распространятся только на территорию России.

Вознаграждение определятся в авторском договоре в процентах от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно, в виде зафиксированной в договоре суммы или иным образом. Если в авторском договоре об издании или ином воспроизведении произведения вознаграждение определятся в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Соглашение об использовании произведения в периодической печати может быть заключено в устном виде.

3. Редакционно-издательский процесс

3.2. Договор с автором

3.2.1. Подбор автора или авторского коллектива

Заключению договора с автором предшествует предварительная и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости — его рецензирование, а также, в отдельных случаях — рассмотрение пробных глав будущей книги.

Автор — это человек, творческим трудом которого создано произведение, охраняемое авторским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авторам совместно.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно и из которого делает отбор при подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

3.2.2. План-проспект издания

Как правило, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения. На этом этапе редактор вместе с автором уже определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовлетворять, а также его объем.

План-проспект издания в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы.

Желательно, чтобы автор проставил в плане-проспекте и объемы подразделов. Для редактора это важно, поскольку позволяет оценить соотношение структурных элементов произведения, рациональность использования его согласованного объема. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).

Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих начатые серии и так далее. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.

Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден руководством издательства.

3.2.3. Рецензирование

Рецензия — это критический разбор и оценка того или иного произведения.

Рецензия может быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве.

И в том, и в другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы, касающиеся произведения:

· соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;

· насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;

· отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;

· если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной программе и так далее.

Издательство может согласиться или не согласиться с рецензентом — в любом случае рецензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.

В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается на обороте титульного листа книги.

3.2.4. Заключение договора с автором

После того, как утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Другие статьи:  Включается ли в стаж учеба в аспирантуре

Содержанию авторского (издательского) договора будет посвящен раздел 4.2.2. нашего курса. Здесь же отметим, что договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором издательству необходимо выяснить у него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.

Не исключено, что автор имеет договор с литературным агентством или литературным агентом, которые и представляют интересы автора. В этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Переиздание учебной литературы

Зачастую трудно определить, кому в данный момент принадлежит имущественное право на произведение. Возможно ли переиздание Вашего произведения? Разберем наиболее частые ситуации.

Ситуация 1. Книга издавалась за счет автора Должен быть договор между автором и издательством об оплате издательских услуг. Ситуация 2. Книга издавалась за счет издательства Между автором и издательством должен заключаться договор. Как правило, в договоре указывается срок передачи прав, виды переданных прав (печатное и электронное издания), исключительность либо неисключительность прав. Обращаем внимание, что в договоре может содержаться пункт об автопролонгации на определенный срок. Если в качестве срока указано «весь срок действия авторского права», переиздание не представляется возможным, поскольку права переданы навсегда. Если срок действия в договоре не указан, согласно ст. 1235 ГК РФ договор считается заключенным на пять лет. Если издательство долгое время не выплачивает Вам предусмотренный договором гонорар, Вы можете прервать договор в одностороннем порядке, просто уведомив об этом издательство в письменном виде. Договор прекращается в тридцатидневный срок с момента получения уведомления об отказе от договора, если в этот срок издательство не исполнит обязанность выплатить вознаграждение (ст. 1237 ГК РФ). Ситуация 3. Книга издавалась за счет университета Правильным шагом служит обращение в университетское издательство (редакционно-издательский отдел и т.п.) за разъяснением, проходило ли издание в рамках служебного задания. Служебное задание подразумевает, что права принадлежат университету (работодателю). Если служебного задания не было и договор не заключался, вероятно, права на книгу свободны. Если служебное задание существовало, для переиздания необходимо письменное разрешение на передачу прав от руководства университета. Ситуация 4. Книга издавалась по гранту Нужно связаться с грантодателем и определить, не передавались ли права на произведение в качестве условия получения гранта. Ситуация 5. Условия издания книги трудно определить Вам стоит обратиться в издательство, ранее выпускавшее Вашу книгу, и попросить копию договора. Ситуация 6. Издательства больше не существует Права свободны, если у издательства не было правопреемника. Аналогична ситуация с реорганизацией (слиянием) университетов.

Мы с большим уважением относимся к авторскому праву, поэтому просим присылать скан-копию или фото соответствующих документов в подтверждение того, что мы не нарушим ничьи права.
Иногда встречаются более сложные варианты закрепления авторского права. В случае затруднений Вас проконсультируют наши эксперты договорного отдела. Мы также можем предоставить образцы необходимых документов и заявлений.

Договор с автором

Лицензионный договор

на право использования научного произведения в журнале «Литературный факт»,
учредителем которого является Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук

г. Москва «_____» ___________ 2017 г.

Автор (соавторы) , (Ф.И.О.) именуемый(е) в дальнейшем по отдельности или совместно «Автор» (Соавторы), и Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, именуемое в дальнейшем «Издатель», в лице директора В. В. Полонского, действующего на основании Устава, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Автор с момента вступления настоящего Договора в силу предоставляет Издателю на безвозмездной основе на срок действия авторского права, предусмотренного действующим законодательством РФ, исключительную лицензию на использование созданного Автором (Соавторами) научного произведения, далее — Статьи, с названием ________________________________________________________________________________ (название статьи) одобренной и принятой к опубликованию Редколлегией журнала «Литературный факт» в пределах, предусмотренных настоящим Договором, без сохранения за Автором (Соавторами) права выдачи аналогичных лицензий другим лицам.

В соответствии с п. 2 ст. 1270 ГК РФ и настоящим Договором под использованием Статьи понимается:

  • воспроизведение Статьи или ее отдельной части на русском языке в любой материальной форме, в том числе на бумажном и электронном носителе в журналах и/или базах данных Издателя и/или иных лиц, по усмотрению Издателя и/или Учредителя Журнала;
  • распространение Статьи или ее отдельной части в составе Журнала и/или базах данных Издателя или иных лиц, по усмотрению Издателя и/или Учредителя Журнала, или в виде самостоятельного произведения по всему миру;
  • доведение Статьи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к Статье из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения, в т.ч. через Интернет);
  • сублицензировать (выдавать разрешения на использование Статьи и ее отдельных материалов) полученные по настоящему Договору права третьим лицам, с уведомлением Авторов об этом, путем размещения соответствующей информации на сайте Издателя; иные права, прямо не переданные Издателю по настоящему Договору, включая патентные права на любые процессы, способы или методы и прочее, описанные Автором (Соавторами) в Статье, а также права на товарные знаки сохраняются за Автором (Составителями), иными правообладателями.

2. Автор (Соавторы) гарантирует, что:

2.1. Он(они) проинформировал(и) других Соавторов относительно условий этого Договора и получил(и) согласие всех Соавторов на заключение настоящего Договора на условиях, предусмотренных Договором;

2.2. Статья является оригинальным произведением, представленным на рассмотрение только этому Журналу, и Автор (Соавторы) не публиковал(и) Статью ранее в объеме более 50% в других печатных и/или электронных изданиях, кроме публикации препринта (рукописи) Статьи;

2.3. Статья содержит все предусмотренные действующим законодательством об авторском праве ссылки на цитируемых авторов и/или издания (материалы), что Автором (Соавторами) получены все необходимые разрешения на используемые в Статье результаты, факты и иные заимствованные материалы, правообладателем которых Автор (Соавторы) не является(ются);

2.4. Статья не содержит материалы, не подлежащие опубликованию в открытой печати, в соответствии с действующими законодательными актами РФ и ее опубликование и распространение не приведет к разглашению секретной (конфиденциальной) информации (включая государственную тайну).

3. Права и обязанности Автора (Соавторов)

3.1. Автор обязуется:

3.1.1. Представить рукопись Статьи в соответствии с Правилами для авторов, опубликованными на сайте Издателя или Журнала.

3.1.2. В процессе подготовки Статьи к опубликованию:

  • вносить в текст Статьи исправления, указанные рецензентами и принятые Редколлегией Журнала, и/или, при необходимости, по требованию Издателя доработать Статью;
  • читать корректуру(ы) Статьи в сроки, предусмотренные графиком выхода Журнала;
  • вносить в корректуру Статьи только тот минимум правки, который связан с необходимостью исправления допущенных в оригинале Статьи ошибок и/или внесения фактологических и конъюнктурных изменений.

3.1.3. Не публиковать Статью в объеме более 50% в других печатных и/или электронных изданиях на русском языке без согласия Издателя.

3.1.4. Не использовать в коммерческих целях и в других изданиях без согласия Издателя электронную копию Статьи, подготовленную Издателем, в случае ее передачи Автору.

3.2. Автор (Соавторы) вправе:

3.2.1. Пользоваться печатными или электронным препринтом неизданной рукописи Статьи в форме и содержании, принятыми Издателем для публикации в Журнале. Такие препринты могут быть размещены в виде электронных файлов на веб-сайте Автора (Соавторов) или на защищенном внешнем веб-сайте работодателя Автора (Соавторов) Статьи, но не для коммерческих продаж или систематического внешнего распространения третьей стороной. При этом Автор (Соавторы) должен(ы):

  • включить в препринт следующее предупреждение: «Это препринт Статьи, принятой для публикации в (название Журнала, (С), авторское право (год). Владелец авторского права, указанный в Журнале)»;
  • обеспечить электронную ссылку на сайты Издателя, имеющие URL www.litfact.ru

3.2.2. Безвозмездно фотокопировать или передавать коллегам копию напечатанной Статьи целиком или частично для их личного или профессионального использования, для продвижения академических или научных исследований или для информационных целей работодателя.

3.2.3. Использовать материалы из опубликованной Статьи в написанной Автором (Соавторами) книге.

3.2.4. Использовать отдельные рисунки или таблицы и отрывки текста из Статьи в собственных целях обучения или для включения их в другую работу, или для представления в электронном формате во внутренней (защищенной) компьютерной сети или на внешнем веб-сайте Автора (Соавторов) или его работодателя.

3.2.5. Включать материалы Статьи в учебные сборники для использования в аудитории, для безвозмездного распространения материалов студентам Автора (Соавторов) или сохранять материалы в электронном формате на локальном сервере для доступа студентов как к части курса обучения, а также для внутренних обучающих программ в учреждении работодателя.

4. Права и обязанности Издателя

4.1. Издатель обязуется:

4.1.1. За свой счет обеспечить рецензирование Статьи, научное, литературное и художественно-техническое редактирование, изготовление бумажного и электронного оригинал-макета. Воспроизведение в бумажной и электронной форме номера Журнала со статьей Автора и его распространение в соответствии с условиями настоящего Договора.

4.1.2. Согласовывать с Автором вносимую в Статью правку с учетом условий пп. 2.4 и 3.1 настоящего Договора.

4.1.3. Предоставить Автору корректуру верстки Статьи и внести обоснованную правку Автора (Соавторов) в нее в объеме не более пяти исправлений на тысячу знаков с учетом условий п. 3.2 настоящего Договора.

4.1.4. Предоставить Автору после опубликования Статьи в Журнале электронный файл Статьи при условии предоставления Автором (Соавторами) электронных адресов.

5. Издатель гарантирует:

— право на неприкосновенность Статьи и защиту от искажений, действующий стандарт полиграфических работ, защиту авторских прав от незаконного использования Статьи третьими лицами и соблюдение права авторства и права Автора (Соавторов) на имя.

6. Издатель имеет право:

6.1. При любом последующем разрешенном использовании Автором (Соавторами) (и/или иными лицами) Журнала и/или Статьи (в том числе любой ее отдельной части, фрагмента) требовать от указанных лиц указания ссылки на Журнал, Издателя или иного правообладателя Журнала, Автора (Соавторов) или иных обладателей авторских прав, название Статьи, том, номер Журнала и год опубликования, указанных в(на) Журнале.

6.2. Размещать в СМИ и других информационных источниках предварительную и/или рекламную информацию о предстоящей публикации Статьи. Устанавливать правила (условия) приема и опубликования материалов Журнала. Редколлегии Журнала принадлежит исключительное право отбора и/или отклонения материалов, направляемых в редакцию Журнала с целью их опубликования. В случае отклонения статьи от публикации Редакция Журнала предоставляет Автору мотивированный ответ.

Другие статьи:  Нотариус на кирочной

7. Другие условия Договора

7.1. Настоящий Договор вступает в силу в случае и с момента вынесения Редколлегией Журнала решения о принятии Статьи к опубликованию и действует в течение срока, предусмотренного в п. 1 настоящего Договора. Если Статья не принимается к публикации или Автор (Соавторы) на стадии принятия решения Редколлегией отозвал рукопись, настоящий Договор не вступает (утрачивает) в силу. Если Статья не принята к публикации, Издатель извещает об этом Автора в течение 60 календарных дней, при условии предоставления Автором (Соавторами) Редакции контактных телефонов (адресов).

7.2. В соответствии со ст. 1269 ГК РФ Автор (Соавторы) имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании (воспроизведении) Статьи (право на отзыв) при условии возмещения Издателю причиненных таким решением убытков. Если Статья опубликована, Автор (Соавторы) также обязан публично оповестить о ее отзыве. При этом Автор (Соавторы) вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры Статьи, Журнала, возместив причиненные этим убытки.

7.3. В случае предъявления к издателю требований, связанных с нарушением исключительных авторских и иных прав интеллектуальной собственности третьих лиц при создании Статьи, или в связи с заключением Автором (Соавторами) настоящего Договора, Автор обязуется:

  • немедленно, после получения уведомления Издателя, принять меры к урегулированию споров с третьими лицами, при необходимости вступить в судебный процесс на стороне Издателя и предпринять все зависящие от него действия с целью исключения Издателя из числа ответчиков;
  • возместить Издателю понесенные судебные расходы, расходы и убытки, вызванные применением мер обеспечения иска и исполнения судебного решения и выплаченные третьему лицу суммы за нарушение исключительных авторских и иных прав интеллектуальной собственности, а также иные убытки, понесенные Издателем в связи с несоблюдением Автором (Соавторами) гарантий, предоставленных ими по настоящему Договору.

7.4. Стороны договорились, что в соответствии со ст. 160 ГК РФ, допускают и признают воспроизведение текста настоящего Договора и подписей Сторон на настоящем Договоре и иных документах, связанных с его заключением, с помощью использования средств механического, электронного или иного копирования собственноручной подписи и текста Договора, которые будут иметь такую же силу, как подлинная подпись Стороны или оригинальный документ. Факсимильные (электронные) копии документов действительны и имеют равную юридическую силу наряду с подлинными.

7.5. В соответствии со ст. 428 ГК РФ настоящий Договор является договором присоединения (офертой), условия которого определяются Издателем, и может быть подписан другой стороной не иначе как путем присоединения к настоящему Договору в целом. Направление Автором (Соавторами) рукописи Статьи для опубликования в Журнале, считается акцептом, т.е. согласием Авторов (Соавторов) на опубликование Статьи в соответствии с условиями настоящего Договора.

Как заключать договор с издательством — пособие начинающим авторам

Ко мне в последнее время довольно часто обращаются начинающие авторы с просьбой проконсультировать их по поводу различных форм работы с издательствами и рассказать о подводных камнях при заключении договоров — учитывая мой опыт владельца собственного издательства и опыт общения с самыми разнообразными издательствами, — поэтому я решил, чтобы не повторять постоянно одно и то же, свести свои рекомендации в одну статью, которая, надеюсь, будет полезной для начинающих (и не только) авторов. В статье я выделю различные ключевые моменты при заключении авторских договоров и подробно расскажу о том, каким образом можно избежать стандартных ошибок, которые в дальнейшем могут создать серьезные проблемы.>

Будьте внимательны при заключении так называемого договора заказа!

Многие издательства, предлагая автору стандартную форму договора, настаивают на заключении так называемого договора заказа. На первый взгляд ничего особенного в этом нет: издательство заказывает, автор выполняет. Вроде все логично. Тем не менее когда речь идет о договоре на публикацию уже созданного произведения (учебника) не рекомендуется заключать договор заказа.

Почему? Договор заказа — это почти договор подряда. Вас подряжают — вы выполняете. Из самой формы такого договора следует, что издательство уже является обладателем имущественных прав и явилось заказчиком данного произведения. Подобный договор еще может заключаться в случае, когда речь идет о еще не написанном произведении (учебнике), но в случае же заключения договора на уже написанное художественное произведение договор заказа должен быть исключен как класс: в этом случае автор передает имущественные права — то есть право издавать (возможно, эксклюзивно) свои произведения. Это должно называться «Авторский договор об издании произведения» или «Договор об издании авторского произведения». При этом рекомендуется в каком-то из пунктов договора вписать следующую фразу:

Произведение не создано в рамках выполнения служебного задания или по авторскому договору заказа.

При этом следует четко понимать, что по договору автор передает имущественные права — то есть права на публикацию и распространение его произведения. Если в договоре отдельно не отмечено, что имущественные права передаются исключительно (то есть автор не имеет права в течение срока действия договора передавать аналогичные права на это же произведение другим издательствам) — они считаются неисключительными. Неимущественные права (право автора называться автором своего произведения) по договору передаваться вообще не могут, потому что это запрещено законодательно.

Даже если некий псевдоним, под которым автор создает серию произведений, придуман каким-то издательством, права на использования псевдонима (неимущественные права) не могут передаваться по договору. (Хотя подобные договоры встречаются.) Если вы пишете под данным псевдонимом и под ним опубликованы какие-то произведения, только у вас есть права на этот псевдоним, и эти права не могут передаваться издательству — то есть они не имеют права приглашать других авторов работать под данным псевдонимом. (Тем не менее подобные прецеденты широко известны.)

Эксклюзивное сотрудничество и запрет на создание аналогичных произведений

Некоторые издательства при составлении договоров сразу на несколько произведений или при составлении так называемого договора о намерениях, оговаривающих взаимоотношения автора и издательства на какой-то срок, требует так называемой эксклюзивности сотрудничества — то есть автор обязуется не работать ни с какими другими издательствами, — а кроме того, иногда встречаются формулировки, запрещающие автору на период сотрудничества создавать, так сказать, аналогичные произведения.

С одной стороны, требования издательства на эксклюзивность сотрудничества, особенно если оно само на себя берет какие-то обязательства по «раскрутке» автора — вполне логичны и объяснимы. Но следует понимать, что с юридической точки зрения пункт о том, что автор не имеет права сотрудничать с какими-то другими издательствами (разумеется, речь идет не о тех произведениях, права на издание которых он уже передал первому издательству) — является несостоятельным. А вот пункт о том, что автор обязуется все свои вновь созданные произведения сначала предлагать для публикации первому издательству, а в случае его отказа имеет право предложить их другим издательствам — вполне корректен.

Второе требование, которое иногда встречается в договорах, — это запрет на создание аналогичных произведений. Например, издательство приобретает у автора исключительные права на публикацию написанной им детской сказки и включает в договор пункт о том, то автору в течение срока действия договора запрещено издавать детские сказки где бы то ни было. Такое требование противоречит законодательству.

Не берите маленькие авансы!

Многие издательства очень любят включать в авторские договоры пункты о том, что авторам выплачивается какой-то ничтожный аванс — пятьдесят или сто рублей. Так вот, не берите эти деньги и вычеркивайте подобные пункты. Если вы хотите получить деньги вперед — требуйте полноценный аванс (например, 20-30 процентов от общей суммы гонорара, который вы надеетесь получить). Но не берите копейки (точнее, не подписывайтесь под таким пунктом), потому что это может создать большие проблемы в дальнейшем. Пока вы не взяли никакого аванса (особенно если правильно составлен документ) — в договоре не могут быть прописаны никакие серьезные штрафные санкции в случае непредоставления рукописи в срок. А если вы берете даже смехотворный аванс — все, уже наступает материальная ответственность. Поэтому отказывайтесь от маленьких авансов и требуйте убрать пункты о какой-то ответственности автора в случае непредоставления рукописи. Нет денег — нет ответственности.

Но если издательство согласно выплатить более или менее пристойный аванс — тогда они, конечно, уже имеют полное право потребовать выполнения соответствующих сроков и об этом в договор вписывается соответствующий пункт. Однако и в этом случае внимательно следите за тем, чтобы ваша ответственность за срыв сроков была расписана вполне четко. Если встречается фраза «в случае непредоставления рукописи в срок к автору могут быть применены штрафные санкции в размере xxx процентов от чего-то там в день» — требуйте совершенно точно указать, что эти санкции не могут превышать полученной суммы аванса! Мало ли по каким причинам вы не сможете предоставить рукопись! Если в договоре указано, что вы должны платить какую-то сумму за каждый день просрочки — вы так до конца жизни можете платить издательству. Кроме того, требуйте исключить из штрафных санкций в случае непредоставления рукописи «упущенную выгоду издательства», потому что это очень опасный пункт: при желании упущенная выгода может быть раздута до небес. Если вы берете аванс и не выполняете сроки, указанные в договоре, или вообще не предоставляете рукопись — штрафные санкции не могут превышать выплаченный аванс. Этот пункт должен быть включен обязательно!

Это один из самых важных пунктов договора. Какие у издательства могут быть формы расплаты с автором? Как правило, используется три варианта:

1. Заранее оговоренная фиксированная сумма, которая не зависит от тиража.

2. Авторские отчисления — обычно их называют роялти, хотя с терминологической точки зрения это не совсем верно, — которые устанавливаются в процентах от отпускной цены книги (учебника) издательства.

3. Комбинированная форма: автор по предоставлению рукописи получает какую-то фиксированную сумму и далее в процессе или после реализации тиража получает свои роялти (откуда, как правило, вычитается первоначальная фиксированная сумма, хотя и не всегда).

Первая форма используется нечасто. Потому что и издательству приходится идти на определенный риск, выплачивая деньги до реализации, и автор может проиграть в том случае, если реальный тираж его произведения будет больше ожидаемого. Тем не менее подобная форма существует. Она может иметь определенные вариации: например, автор с издательством договариваются об определенной сумме, но по приеме рукописи издательством автор получает, например, половину, а другую половину — через сколько-то месяцев после начала реализации. При этом следует иметь в виду, что в случае использования подобной формы оплаты в договоре нужно обязательно указывать максимальный тираж, которым издательство может выпустить даное произведение. (Это явно оговорено в Законе об авторских правах.)

Другие статьи:  Пособия программа детский сад 2100

Вторая форма — авторские отчисления — самая распространенная. И вот в ней как раз кроются основные проблемы для автора. Почему? Да потому что автор в жизни никогда не узнает, каким реальным тиражом продана его книга (учебник). Он может только предполагать. Поэтому если в договоре указано только то, что автор получает авторские отчисления с тиража, которые составляют такое-то количество процентов, — дальнейшее получение гонорара и его размер зависят исключительно от доброй воли издательства. А она, эта воля, может быть не такой уж и доброй. Кроме того, если в договоре вдруг фигурирует пункт о том, что автор получает свой гонорар только после полной реализации тиража, он может вообще ничего никогда не получить, потому что у издательства «еще лежат ваши книги на складе». (Прецеденты, увы, были неоднократно.)

Как с этим бороться? Способ только один: в договоре четко указать сумму отчислений с минимального тиража, которым будет выпускаться книга (учебник), и включить пункт о том, что автор эту сумму получает в любом случае через какой-то установленный срок (три-шесть месяцев с момента сдачи рукописи). Причем обязательно требуйте выплаты определенных процентов с этой суммы (20-30 процентов) при приеме рукописи издательством. Остаток — через сколько-то месяцев, но безо всяких «в случае полной реализации тиража». Реализация тиража — задача издательства. Вас это не должно волновать. Тем более что речь в данном случае идет о минимальном тираже и минимальной гарантированной (ключевое слово) оплате.

Каков минимальный тираж? Тут разночтений практически нет — пять тысяч экземпляров (если речь идет о книге или учебнике невысокой ценовой категории). Если издательство не соглашается гарантировать оплату тиража в пять тысяч — с ним вообще не нужно иметь дела, потому что пять тысяч — это минимум миниморум.

Теперь возникает вопрос: каким образом подсчитать авторские отчисления с еще не написанной книги? Да на самом деле это считается довольно просто. Даже если договор заключается на еще не написанное произведение или учебник, в нем заранее указываются примерный объем и формат издания. Издательство всегда может назвать примерную отпускную цену книги, с которой требуется посчитать отчисления. Да и вы сами, приобретя определенный опыт, хотя бы примерно эту сумму сможете назвать. Например, отпускная цена издательства на стандартную книгу формата А5 (издательства и типографии обычно оперируют другими названиями форматов, но я так пишу для наглядности) объемом 300-400 страниц в твердой обложке на газетной бумаге — примерно 30-40 рублей. Отпускная цена учебника формата 70х100 1/16 в мягкой глянцевой обложке объемом 300-400 страниц — примерно 40-50 рублей (у учебников отпускная цена немного выше, зато тиражи ниже).

Здесь главное — не путать конечную цену издания в магазинах и отпускную цену издательства. На конечной цене сидит накрутка от 100 до 200 процентов. Если у издательства есть своя сеть реализации, то накрутка получается порядка 100 процентов. Если нет — то накрутка в полтора-два раза выше. Таким образом, если ваша книга продается в магазине за 100 рублей, то ее отпускная цена в издательстве — максимум 40 рублей. Именно с отпускной цены платятся авторские отчисления — это нужно хорошо понимать.

Обычный размер этих отчислений — 7-12 процентов. 7-8 дают начинающим авторам, но я рекомендую сразу требовать не менее 10 процентов — издательства, как правило, соглашаются, тем более что сумма с тиража в 5000 все равно получается мизерная.

Какая именно? Вот и считаем. Берем обычную книгу (повесть, сборник рассказов) вышеуказанного формата — А5, 300-400 страниц, твердая обложка, газетная бумага внутри. Предположим, отпускная цена издательства — 30 рублей. Значит, ваших с экземпляра — 3 рубля (то есть 10 центов). Умножаем 3 рубля на пятитысячный тираж, получаем 15 000 рублей. Чуть больше 500 долларов. В общем, не густо. Но это, подчеркиваю, минимальная сумма, которую вы должны указать в договоре как выплачиваемую в любом случае. Это гарантия того, что вы хоть что-то получите. Если вы считаете, что рассчитанная сумма оскорбительно низка, — не стесняйтесь округлить эту сумму до величины, которую вы считаете приемлемой. Например, вам заказывают учебник в 800 тысяч знаков (400 страниц), а расчет показал, что по минимуму вы должны получить всего-то 600-700 долларов — это явно мало за такую работу. В этом случае требуйте в качестве минимальной суммы хотя бы тысячу долларов — это вполне нормально.

Как приблизительно оценить свой гонорар

У начинающих авторов нередко возникают проблемы с предварительной оценкой гонорара, который они должны получить. И если в случае художественного произведения разумный гонорар можно оценивать, подсчитав роялти с пятитысячного тиража (надеясь, конечно, что реальный тираж будет больше), то в случае, например, учебной литературы гонорар лучше подсчитывать по трудозатратам, а не по роялти.

Пример. Вы работаете в компьютерной области — например, сетевым администратором. Получаете, предположим, $500 в месяц. Издательство вам предлагает написать учебник по сетевому администрированию в 400 страниц стандартного формата — это примерно 800 тысяч знаков. В качестве стартового гонорара вам предлагают $500. Вы думаете, что сумма на первый взгляд неплохая. На работе 500 плюс за месяцок учебник накропаю и получу еще столько же. Круто, думаете вы, можно будет комп проапгрейдить полностью.

Между тем $500 за такую работу — очень мало. Учебник в 800 тысяч знаков вы не напишете за месяц. Минимальный срок — три месяца (учитывая, конечно, что у вас есть основная работа). Минимальная оплата, которую вы за него, по идее, должны получить, вычисляется из расчета полтора-два доллара за тысячу знаков. Таким образом, 800 тысяч знаков — это от 1200 до 1600 долларов. Тысяча — самый минимум, на который можно соглашаться. И при этом имейте в виду, что, когда издательство выпускает переводной учебник, оно платит правообладателю порядка $1000 (плюс роялти с тиража) и еще за перевод примерно столько же. Таким образом, содержимое учебника им обходится в пару тысяч. Оно, конечно, понятно, что книга, например, Питера Нортона будет расходиться несколько лучше, чем учебник Васи Пупкина, но тем не менее.

Срок передачи имущественных прав

В любом договоре, как правило, четко указывается срок, на который вы передаете имущественные права. Некоторые издательства любят ставить сроки запредельные — например, пятьдесят лет. Если речь идет не об учебниках, то на подобные вещи нельзя соглашаться ни под каким видом (особенно если издательское право передается эксклюзивно). Передавайте права года на три. Пять — потолок. Была масса довольно неприятных прецедентов, когда авторы подписывали договоры на пятьдесят лет, издательство их произведения вообще не выпускало, а авторы даже не могли предложить их другим издательствам.

Впрочем, в случае с компьютерными учебниками срок договора серьезного значения не имеет. По существующей практике, если в учебнике изменено более 30% текста, он считается совершенно новым произведением, поэтому автор всегда имеет возможность уйти в другое издательство. Ну и кроме того, текст компьютерных учебников, как правило, быстро устаревает.

Имейте также в виду, что если в договоре не указан срок, на который переданы имущественные права, то такой договор может быть расторгнут автором через 5 лет после его заключения, но при этом автор должен письменно уведомить об этом противоположную сторону за шесть месяцев до расторжения.

Некоторые дополнительные тонкости

1. Отмечайте в договоре, что автор должен утверждать дизайн обложки (особенно это актуально для художественных произведений) и название, а без его утверждения книга не может отправляться в печать.

2. Не отдавайте скопом права на перевод произведения и выпуск его за границей. Страны СНГ — да, это вполне нормально. А пункт «издательство имеет право переводить произведение и издавать его в других странах» в дальнейшем может сыграть дурную шутку. Если же издательство настаивает на этом пункте, требуйте отдельной оплаты за разрешение на перевод.

3. Вносите в договор пункт: «Издательство не имеет права производить собственными силами или требовать от автора жанровой переработки произведений в рамках настоящего договора». Это означает, что издательство не сможет использовать ваш текст, например, для радиопостановки, аудиокниги и так далее.

4. Сразу оговаривайте переиздания (особенно это касается учебников). Указывайте, что для любых переизданий будет заключаться отдельный договор.

5. Обязательно указывайте в договоре, в течение какого срока издательство обязано выпустить произведение (особенно если выплата гонорара привязана к выходу книги из типографии). Пишите, что если через заданный промежуток времени произведение не попадет в магазины — это автоматически вызывает расторжение договора. Полученный аванс в этом случае не возвращается.

Ну вот, пожалуй, и все основные моменты, на которые я хотел обратить ваше внимание. В заключение хотелось бы сказать следующее.

Очень внимательно читайте все пункты договора. Если какой-то из пунктов вызывает у вас сомнение — требуйте убрать или изменить его. Не стесняйтесь отстаивать свои права — к вам в издательстве будут относиться более уважительно. И помните о том, что какой-нибудь малозаметный пункт в договоре может в дальнейшем создать вам огромные проблемы. Не подписывайте договоры на бегу. Берите их домой и внимательно изучайте.

Если в договоре написано, что вы передаете издательству авторские права на пятьдесят лет, получая взамен только туманное обещание когда-нибудь выплатить авторские отчисления, и издательство категорически отказывается менять этот договор — пошлите такое издательство лесом. В конце концов, лучше немного подождать и найти другое издательство, которое считает, что автору все-таки нужно хоть что-нибудь платить.

Если издательство отказывается в договоре устанавливать минимальную гарантированную сумму, равную авторским отчислениям от пятитысячного тиража, — не подписывайте такой договор.

Гонорары авторов — в руках авторов. Фраза «никогда ничего не просите, сами все дадут» не имеет никакого отношения к взаимоотношениям автора с издательством. Сами никогда ничего не дадут, поэтому вы должны уметь потребовать. И в данном случае, подчеркиваю, речь идет не о золотых горах непонятно за что, а о минимальном гонораре, на который вы как автор имеете полное право.