Договор пяти предусматривал

Вашингтонский морской договор 1922 года, 6 февраля

ВАШИНГТОНСКИЙ МОРСКОЙ ДОГОВОР 1922 года — Договор пяти держав, — подписан 6 февраля 1922 года на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов представителями США, Великобритании, Японии, Франции и Италии. После 1-й мировой войны сторонники неограниченной гонки вооружений в США выдвинули требование о том, чтобы США построили военный флот, который мог бы противостоять флотам Великобритании и Японии, вместе взятым. На верфях США было заложено большое число линкоров, крейсеров и других кораблей. Не желая терять своего морского превосходства, Великобритания на конференции пошла лишь на ограничение предельного тоннажа крупных боевых судов — линкоров и авианосцев, которые с развитием подводного флота и авиации потеряли свое решающее значение. Превосходя другие военно-морские государства по количеству крейсеров и опираясь на свои базы в колониях, Великобритания могла сохранить свое господствующее положение на море. По Вашингтонскому морскому договору соотношение тоннажа линкоров было установлено: США — 5, Великобритания — 5, Япония — 3, Франция — 1,75, Италия — 1,75. Вашингтонский морской договор определял тоннаж замещения линкоров кораблями любых классов для США и Великобритании в 525 тыс., для Японии — в 315 тыс. и для Италии и Франции — по 175 тыс. Для авианосцев был установлен тоннаж: 135 тыс. — для США и Великобритании, 81 тыс. — для Японии и по 60 тыс. — для Италии и Франции. Для линкоров были приняты максимальные нормы водоизмещения: 35 тыс. т с артиллерией калибра не свыше 16 дюймов, для авианосцев — 27 тыс. т и не более 8 дюймов, для крейсеров — 10 тыс. т и не более 8 дюймов. США, Великобритания и Япония не должны были в течение 1922-1932 годов закладывать новых линкоров. Идя на соглашение с США и Великобританией в области морских вооружений, Япония добилась особой уступки со стороны американского и английского правительств, которые обязались не сооружать новых баз на островах Тихого океана к Востоку от 110 меридиана восточной долготы (за исключением островов, непосредственно прилегающих к побережью США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов), что создавало для Японии значительные стратегические преимущества. Вашингтонский морской договор привел не к ограничению морского вооружения, а к перераспределению его уровней среди государств — участников договора. США добились права иметь флот не слабее английского и превосходящий морские силы Японии. Договор не устранил противоречий между его участниками.

В. Я. Аварин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962.

Завершающий этап послевоенного урегулирования: Вашингтонская конференция

Несмотря на то, что Первая мировая война официально завершилась 11 ноября 1918 года, ее отголоски продолжали звучать в мире вплоть до начала 1923-его года, когда прошли последние конференции, определяющие международное положение государств-победителей и государств, оказавшихся в проигрыше.

Вудро Вильсон отказавшийся вступить в созданную им Лигу Наций, оставаться в стороне от международной обстановки в послевоенном мире долгое время не мог, потому в ответ на проводимые в Европе Парижские, Лондонские и Лозанские мирные конференции, Америка решила открыть свою собственную.

12 ноября 1921 года в Вашингтоне открылась Вашингтонская конференция, посвященная ограничению морских вооружений, положению на Дальнем Востоке и бассейне Тихого океана.

На конференцию было приглашено несколько десятков государств, за исключением России, которая впоследствии отказалась признавать законность принятых без ее участия решений. Де-юре Вашингтонская конференция являлась собранием всех заинтересованных в мире государств, де-факто основная роль в принятии решении отводилась Америке, Великобритании и Японии.

Причина созыва конференции

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе Соединенных Штатов, опасавшихся значительного перевеса в морских вооружениях, наблюдавшегося в последнее время в бассейне Тихого океана со стороны Японии. Данной конференцией Америка надеялась создать для себя более выгодные условия для продвижения своих военных и политически сил на территории Китая. Кроме того, созыв конференции совпал с ростом национально-освободительной борьбы среди порабощенных народов колоний, из-за чего к ее участию были приглашены некоторые представители местных колониальных властей.

Также данная конференция являлась прямым ущемлением прав Советской России на территории Дальнего Востока, судьбу которых предполагалось решить без ее участия, на что собственно и надеялось правительство Дальневосточной республики, прислав в декабре 1921 года для участия в конференции свою собственную делегацию.

Ход конференции

Как уже было сказано, главенствующее место на конференции принадлежало Соединенным Штатам, что было обусловлено не только тем, что страна принимала делегатов, но и тем, что долг Англии, Франции и Италии перед Соединенными Штатами достигал к этому времени 9 миллиардов долларов.

В ходе конференции было заключено несколько важнейших для мировой политики договоров, названных по числу держав, принимавших участие в их подписании:

Договор четырех держав. 13 декабря 1921 года США, Великобритания, Япония и Франция заключили договор, предусматривающий равноправное их положение в Тихоокеанском регионе, а также объединение сил союзников против начавшегося на островах освободительного движения. Данный договор ликвидировал имевшийся между Англией и Японией договор 1902 года, ущемлявший американские интересы в бассейне Тихого океана.

Договор пяти держав, или Вашингтонское морское соглашение 1922 года был заключен между Соединенными Штатами, Англией, Японией, Францией и Италией и предусматривал установление морских ограничений между этими государствами. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Фактически страны, подписавшие договор, признавали необходимость значительного уменьшения морских видов оружия, в том числе тяжелых и легких кораблей, авианосцев и линейных судов. Договор пяти держав должен был прекратить свое существование в декабре 1936 года, являясь первым в истории договором, ограничивающим начавшуюся в ходе Первой войны гонку вооружений.

  • Договор девяти держав – был подписан всеми участниками конференции, поскольку касался территориальной целостности Китая, сохранения его экономического и политического суверенитета. В отношении Китая был введен, так называемый, принцип «открытых дверей», предусматривающий полную свободу действий для всех держав, заинтересованных в свободе торговой деятельности на территории Китая, естественно, что интересы последнего были учтены лишь в той мере, в какой этого требовалось мировым державам. После его подписания Англия и Соединенные Штаты добились от Японии, под чьим контролем находилась большая часть Китая, некоторых территориальных уступок. Японские войска покидали провинцию Шаньдун, но отказались оставить Манчжурию, где впоследствии было образованно независимое от Китая государство Маньчжоу-Го, правителем которого стал последний китайский император. Кроме того, договор предусматривал подписание трактата о китайском таможенном тарифе, закрепившем неравноправное положение Китая на границе.
  • Итак, на Вашингтонской конференции были подписаны судьбоносные для всего мира договоры, предусматривающие главенствующее положение Америки, Великобритании, Японии и Франции среди остальных государств, а также произошло окончательное складывание версальско-вашингтонской системы международных отношений, завершившей Первую мировую войну.

    Договор пяти предусматривал

    23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) был подписан мирный договор, завершивший русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. Со стороны России договор подписал председатель Комитета министров С. Ю. Витте и посол в США Р. Р. Розен, со стороны Японии — министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.

    Другие статьи:  Работа в выходные дни образец заявления

    Япония вела войну с крайним напряжением сил, поэтому с июля 1904 г. японское правительство неоднократно пыталось через Великобританию, Германию и США склонить Россию к переговорам.

    Переговоры начались 9 (21) августа 1905 г. Япония требовала передачи ей прав на Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД), на остров Сахалин, признания за ней «свободы действий» в Корее, уплаты контрибуции, отвода русских войск из Маньчжурии, ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах русских кораблей, предоставления японцам права рыбной ловли вдоль русского побережья. После напряжённой дипломатической борьбы от части этих требований Япония отказалась.

    По договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня (Куань-чэнцзы) и южную половину Сахалина (до 50-й параллели). При этом Япония обязалась эксплуатировать ЮМЖД только в коммерческих целях, а на Сахалине не возводить укреплений. Корея признавалась сферой японского влияния, при условии непосягательства Японии на суверенитет страны. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии, не препятствовать торговле там других стран. Предусматривалось не проводить мер, препятствующих свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском.

    Условия мира были для России тяжёлыми, а подписавший его С. Ю. Витте получил в обществе насмешливое прозвище «полусахалинского». Но заключение мира помогло российскому правительству направить силы на подавление бушевавшей в стране революции.

    В 1931 г. Япония, оккупировав Маньчжурию, нарушила Портсмутский мирный договор. После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 г. Портсмутский договор утратил силу.

    Лит.: Кутаков Л. Н. Портсмутский мирный договор. (Из истории отношений Японии с Россией и СССР 1905 – 1945 гг.). М., 1961; Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. СПб., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL : http://militera.lib.ru/h/levicky_na/index.html ; Портсмутский мирный договор [Электронный ресурс] // Хронос. 2000. URL : http://www.hrono.info/dokum/portsmut1905.html .

    См. также в Президентской библиотеке:

    Договор пяти держав

    Договор пяти держав

    Основной целью Хьюза было ограничение морских вооружений в масштабах всего мира посредством определения соотношения тоннажа крупных боевых кораблей.[382] Договор пяти держав, подписанный 6 февраля, установил соотношение флотов Англии, США и Японии как 5:5:3, которое было достаточно для господства Японии в западной части Тихого океана. Коэффициент Франции и Италии, функция военно-морских сил которых ограничивалась оборонительными задачами, составил 1,75. Хотя японские военные протестовали против «неравного соотношения», к Японии отнеслись великодушно. Она должна была пустить на слом лишь наполовину меньше кораблей, чем США. Чтобы усилить ее безопасность, Великобритания и США согласились не создавать в дополнение к военно-морским базам в Маниле и в Сингапуре новые военно-морские базы к западу от Гавайев. Чтобы ограничить дальность действия корабельной артиллерии, линкоры не должны были превышать 35 тысяч тонн, а крейсеры — 10 тысяч тонн.

    Похожие главы из других книг

    Глава 14 «…Без пяти двенадцать»

    Глава 14 «…Без пяти двенадцать» «…При оценке физического и морального состояния войск ни в коем случае не следует приукрашивать его, и, прежде чем начать наступление, необходимо твердо уяснить себе, что на часах — «без пяти двенадцать». Генерал-фельдмаршал фон

    Тайны Пяти Братьев

    Лига пяти портов

    4. УИНКИАР-ИСКЕЛЕССКИЙ ДОГОВОР РОССИИ С ТУРЦИЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В ВОСТОЧНОМ ВОПРОСЕ

    4. УИНКИАР-ИСКЕЛЕССКИЙ ДОГОВОР РОССИИ С ТУРЦИЕЙ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В ВОСТОЧНОМ ВОПРОСЕ Турецко-египетский конфликт и позиция великих держав (1832 ? 1833 гг.). Неожиданно и почти катастрофически обострился восточный вопрос. Произошло это обострение на этот раз

    Глава 5 Великокняжеский тандем. Смерть Василия II. Московское княжество в середине века. Становление характера Ивана III. Новгород. Яжелбицкий договор. Михаил Олелькович. Литовско-новгородский договор. Война Москвы против Новгорода

    Глава 5 Великокняжеский тандем. Смерть Василия II. Московское княжество в середине века. Становление характера Ивана III. Новгород. Яжелбицкий договор. Михаил Олелькович. Литовско-новгородский договор. Война Москвы против Новгорода Итак, мы подошли к тому периоду в истории

    Взаимодействие пяти элементов

    Взаимодействие пяти элементов Для того чтобы расшифровать полученную карту, необходимо знать, как взаимодействуют между собой пять элементов. Это взаимодействие описывается двумя циклами: циклом Порождения и циклом Разрушения. Цикл Порождения показывает, что каждый

    Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. — февраль 1922 г.)

    Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. — февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

    ЗАПИСКА ПЯТИ ЗАЩИТНИКОВ ГЛАЗУНОВКИ

    ЗАПИСКА ПЯТИ ЗАЩИТНИКОВ ГЛАЗУНОВКИ 12 июня 1943 г.Кто найдет эту записку, пусть сообщит о нашей смерти. Нас осталось пять человек, боеприпасы кончились, осталось менее трех десятков гранат. Вдали показались вражеские танки. Прощайте, дорогие товарищи, мы погибли за нашу

    Договор четырех держав

    Договор четырех держав Англо-японский союз, срок действия которого должен был истечь в 1923 г. и к которому с недоверием относились США и тихоокеанские доминионы, фактически перестал существовать после заключения 13 декабря 1921 г. Договора четырех держав. США,

    Эра пяти добродетельных императоров

    Эра пяти добродетельных императоров В Китае сохранилось предание о начальной эре, когда правили пять добродетельных императоров (у ди). Обычно перечисляются имена: Фуси, Шэньнун, Хуанди, Яо и Шунь. Рассказывается, что Фуси приобщил народ к охоте и земледелию и создал

    БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ОН МАСТЕР…»

    ПРОГРАММА ПЯТИ Официальное открытие «Собрания» состоялось 11 апреля — через два месяца без четырех дней.Для Гапона это было время непростое. С одной стороны, ему приходилось целыми днями околачивать пороги разнообразного начальства. Как ни парадоксально, путь к той

    Период «У Ба» — «Пяти Гегемонов»

    Период «У Ба» — «Пяти Гегемонов» Ослабление власти вана, усиление власти новой рабовладельческой аристократии привели к ужесточению борьбы за первенство между китайскими княжествами. Непрерывные войны подорвали прежнюю политическую систему. По свидетельству хроник,

    Три года из шестидесяти пяти

    Три года из шестидесяти пяти Сразу скажу, что речь пойдет именно об империи, причем в те времена фактически единственной в мире. Как раз незадолго до рождения этой принцессы с красивым греческим именем Зоя возникла и вторая, Священная Римская империя, но в те года она была

    Культ пяти повешенных

    Культ пяти повешенных Закончив работу, следственная комиссия разделила всех виновных на 11 разрядов. Первый разряд (31 человек) планировалось приговорить к смертной казни отсечением головы, остальные должны были понести наказание различной тяжести: от вечной каторги до

    Театр пяти пальчиков

    Театр пяти пальчиков <289>Вы знаете театр маленькой Верочки? Маленький театр маленькой Верочки?Если не знаете, так я вам расскажу.Ей всего четыре года; театру ж года два. Ей-богу!Вот условный театр<684>! Ах, какой условный театр!И странно! — Верочка ведь не прочла еще ни одной

    Договор пяти предусматривал

    Официальный сайт
    единой информационной системы
    в сфере закупок

    Организация, оказывающая услуги по обслуживанию пользователей ЕИС,
    сообщает о проведении регламентных работ
    в период с 22:00 27.12.2018 по 08:00 28.12.2018

    Другие статьи:  Нужно ли писать заявление на аванс

    В настоящий момент Вам доступны:

    Договор пяти предусматривал

    Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ МИРА ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

    Глава 5. ПОСЛЕВОЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА >

    7. Вашингтонская конференция и ее решения

    Считая своим главным противником на Дальнем Востоке Японию, Советская Россия и ДВР начали концессионные переговоры с США, смыслом которых было повлиять на американскую администрацию в пользу официального признания ДВР и оказать давление на Японию с целью заставить ее вывести войска с Северного Сахалина. Однако из этого плана ничего не вышло. В мае 1921 г. Япония ликвидировала власть правительства ДВР в Приморье (с 1920 г. столица ДВР была перенесена в Читу), сочтя его политику слишком просоветской. В противовес читинскому правительству японские военные власти стали поддерживать во Владивостоке областное правительство во главе с предпринимателем С.Д.Меркуловым. Холодно к идее сотрудничества с большевиками против Японии отнесся и ставший в 1921 г. новым президентом США республиканец Уоррен Хардинг (Гардинг). Хотя, будучи сенатором, Хардинг зондировал почву относительно перспектив сотрудничества с большевиками, после избрания он не захотел взаимодействовать с РСФСР и ДВР на антияпонской основе. У него возник план урегулирования противоречий в АТР без участия Советской России.

    За время Первой мировой войны США превратились в могущественную державу. Из страны-должника они превратились в мирового кредитора, которому задолжали и Великобритания, и Франция, и Италия. В отличие от Вильсона администрация Хардинга полагала, что жизненные интересы США сосредоточены не в Европе, а в Латинской Америке и Восточной Азии. Соответственно, политика «сфер влияния» в Китае, означавшая укрепление позиций Великобритании и Японии, по-прежнему не устраивала США, остававшихся поборником доктрины «открытых дверей».

    В 1916 г. США приняли гигантскую программу строительства военно-морского флота, целью которой было закрепить за собой положение первой военно-морской державы мира. Великобритания тоже хотела усилить свои позиции на Дальнем Востоке посредством сооружения новой мощной военно-морской базы в Сингапуре. Этот проект требовал огромных ассигнований, и поэтому Лондон был вынужден сокращать ассигнования на флот, что делало британские ВМС в перспективе неконкурентоспособными по сравнению с американскими.

    И США, и Великобритания соперничали с Японией, стремясь помешать ей окончательно утвердиться на Дальнем Востоке в качестве доминирующей военно-морской силы. Великобритания все еще была связана с Японией союзом, но наступление японского капитала на британские позиции в Китае, а главное — опасения и требования Канады и Южно-Африканского Союза, переориентировавшихся на США и требовавших того же от Лондона, толкали Великобританию к пересмотру своих приоритетов.

    Однако ни Вашингтон, ни Лондон не были заинтересованы в открытом столкновении с Токио, и потому они стремились найти всеобъемлющее компромиссное разрешение противоречий в сфере морских вооружений. Волновали их и нарастающие трения по общим политическим вопросам регионального развития, из которых особое беспокойство вызывала активность Японии в Китае, способная обернуться «закрытием» этой страны для британского, американского и французского капитала.

    Улавливая общее настроение западных держав, британский министр иностранных дел лорд Керзон летом 1921 г. обратился к президенту США с предложением о созыве конференции по дальневосточным и тихоокеанским проблемам. Президент поддержал идею и, в свою очередь, предложил провести конференцию в Вашингтоне. План был одобрен британскими доминионами и Китаем. Япония тоже его приветствовала, но пыталась исключить из повестки дня дискуссию по общим проблемам безопасности в АТР и по Китаю.

    Конференция открылась в Вашингтоне 12 ноября 1921 г. В ее работе приняли участие 14 стран — США, Британская империя (Великобритания и доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, а также европейские страны, имевшие традиционные интересы в АТР — Бельгия, Голландия и Португалия. Делегацию США возглавлял государственный секретарь Чарльз Хьюз (Юз), избранный председателем конференции, во главе британской стоял Артур Бальфур, французской — премьер-министр Аристид Бриан, а японской — Томосабуро Като.

    Германия, у которой по Версальскому договору были отняты все владения на Тихом океане, и Россия, «ввиду отсутствия единого правительства», на конференцию приглашены не были. Однако делегация ДВР прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с ее территории.

    Китай на Вашингтонской конференции был представлен только пекинским правительством, поскольку только ему и было направлено официальное приглашение. Южное правительство Сунь Ятсена в Гуанчжоу (Кантоне) не было признано западными державами и поэтому не было приглашено. Правительство Южного Китая заранее заявило, что не будет считать себя связанным решениями Вашингтонской конференции, каковыми бы они не были. Между тем, дезорганизация в Пекине к моменту созыва конференции достигла такой степени, что проблемой стало даже финансирование поездки китайской делегации. Она прибыла в Вашингтон без своего официального руководителя (министр иностранных дел Янь Хуэйцин не смог покинуть Пекин), ясной программы действий и достаточных средств.

    Конференция сразу же вышла за рамки первоначальной повестки дня. Обсуждение вопроса о судьбе японо-британского союза проходило секретно в рамках «большой тройки» США, Великобритании и Японии, а не на пленарных заседаниях. В ходе переговоров американская сторона отклонила идею о создании в АТР тройственного политического союза США, Великобритании и Японии. Вашингтон опасался, что связанные старым союзным договором Лондон и Токио смогут договориться за спиной США и потом совместно оказывать давление на американскую позицию. Поэтому американская дипломатия стремилась привлечь к политическому диалогу Францию, ссылаясь на ее интересы в АТР, где имелись обширные французские колониальные владения (Индокитай).

    Итогом четырехсторонних обсуждений стал договор о политических гарантиях для поддержания того нового международного порядка, который фактически сложился в регионе после Первой мировой войны. Четыре державы (США, Япония, Великобритания и Франция) подписали договор сроком на 10 лет о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане («договор четырех держав»). Они согласились, во-первых, соблюдать статус-кво в отношении имеющихся у них островных владений в Тихом океане; во-вторых, вступать в консультации всяких раз, когда в регионе возникает опасность для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или всеми ими вместе. Фактически это был региональный пакт стабильности, который создавал политико-правовую основу для будущего Вашингтонского порядка и наметки механизма для его регулирования.

    Важнейшим элементом «договора четырех держав» был пункт об отмене военно-политического союза Великобритании и Японии 1911 г., который рассматривался в США как элемент устаревшей блоковой политики, скомпрометированной Первой мировой войной и провоцирующей недоверие между великими державами. Решение об отмене союза, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято политиками и специалистами в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, создание многосторонней основы международного регулирования в АТР в принципе создавало более надежную базу для устойчивости региональной подсистемы. Эффективность нового порядка, конечно, зависела и от того, насколько он был способен сопрягаться с практической деятельностью Лиги наций как органа общемирового регулирования.

    Если «договор четырех держав» политически и юридически оформил принцип партнерства великих держав на основе коллективных гарантий, то военно-политические и военно-технические параметры согласованного соотношения сил были зафиксированы в подписанном 6 февраля 1922 г. «договоре пяти держав» — США, Великобритании, Японии, Франции и Италии — об ограничении морских вооружений.

    Другие статьи:  Требования fl studio 10

    Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от «стандарта двух держав» («two powers standard»), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, взятых вместе. План, представленный государственным секретарем США Хьюзом, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя для нее была предусмотрена меньшая квота, чем для США и Британии. Новые соотношения военно-морских вооружений были приняты. «Договор пяти держав» предусматривал, что общий тоннаж линейных судов, который может подлежать замене, не будет превышать для Соединенных Штатов и Британской империи — 525 тыс. т, для Франции и Италии — 175 тыс. т, а для Японии — 315 тыс. т водоизмещения (ст. 4). Кроме того, предусматривалось, что ни одна из держав не будет приобретать или строить линейные суда более 35 тыс. т водоизмещения (ст. 5). На последнем твердо настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно.

    США, Великобритания и Япония согласились уважать статус-кво и в вопросе береговых укреплений, а также военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов. Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. Зато США отказывались от попыток укреплять Алеутские о-ва, со стороны которых они могли угрожать Японии. Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы. Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

    Несмотря на сопротивление японской делегации на Вашингтонской конференции был рассмотрен и вопрос о Китае. Китайские делегаты поставили вопрос об упразднении на китайской территории «сфер влияния» иностранных держав и о ликвидации их привилегий. Позиция Китая излагалась в виде «Десяти пунктов», которые представляли собой расширенный вариант «Вопросов для пересмотра», не принятых к рассмотрению в Париже. В них излагались основные принципы отношений великих держав с Китаем — гарантированное уважение сохранения территориальной целостности и политической и административной независимости, отказ от тайной дипломатии, прав экстерриториальности, уважение нейтралитета Китая в будущих войнах в случае его неучастия в них и т.д. Китай в свою очередь давал обязательство не отчуждать и не сдавать в аренду «какую-либо часть своей территории и побережья», соглашался с принципом «открытых дверей» в торговле и промышленности, заявлял о своей заинтересованности в мирном решении международных конфликтов на Дальнем Востоке посредством периодически проводимых международных конференций.

    США поддержали китайскую делегацию и предложили резолюцию, в которой содержался призыв ко всем государствам пересмотреть свою политику в отношении Китая в сторону самоограничения привилегий для иностранцев и иностранных государств. 6 февраля 1922 г. девять держав — Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия — подписали договор о принципах политики в китайском вопросе («договор девяти держав»). Стороны обязались уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с Китаем на принципах «открытых дверей и равных возможностей» и согласились не оказывать поддержки действиям своих граждан, направленным на создание сфер влияния или приобретение возможностей для исключительного преобладания в определенных районах китайской территории (ст. 4). Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует (ст. 6).

    Китайская делегация ставила на рассмотрение конференции и другие вопросы — о ликвидации режима капитуляций, предоставлении Китаю тарифной автономии, отмене экстерриториальности. По этим вопросам успеха китайской делегации добиться не удалось. Сочувственно было встречено требование китайской делегации о выводе с территории страны иностранных войск и полиции, однако по настоянию Японии была принята резолюция о передаче окончательного решения этого вопроса на усмотрение конференции послов в Пекине. Державы так же отказались рассматривать вопрос о возвращении Китаю арендованных у него территорий. Не смог Пекин добиться и отмены возложенных на него обязательств в связи с «двадцати одним требованием» Японии. Возражая китайским делегатам по этому вопросу, глава японского правительства Кидзюро Сидэхара сослался на то обстоятельство, что соглашение о принятии «двадцати одного требования» Японии Китаем было подписано в соответствии с законами обеих стран, скреплено печатями и должным образом ратифицировано, что не позволяет сомневаться в его юридической силе. Однако кое в чем Японии все же пришлось уступить. Она согласилась передать в руки международного консорциума строительство Южно-Маньчжурской железной дороги и отказаться от исключительных прав направлять советников властям Южной Маньчжурии.

    НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842

    НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842 года — завершил англо-китайскую войну 1840-1842 годов. Заключён 29 августа 1842 года в Цзяннине на борту британского военного корабля «Корнуоллис» под угрозой штурма города британскими войсками.

    Со сто­ро­ны Ки­тая под­пи­сан эмис­са­ра­ми цин­ско­го императора Мянь­ни­на (хра­мо­вое имя Сю­ань-цзун) Ции­ном и Или­бу, со сто­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии — ко­мандующим экс­пе­диционными вой­ска­ми генерал-майором Г. Пот­тинд­же­ром.

    Нанкинский договор пре­ду­смат­ри­вал от­кры­тие для тор­гов­ли и по­се­ле­ния британских гра­ж­дан 5 китайских пор­тов (Гу­ан­чжоу, Ся­мынь, Фу­чжоу, Нин­бо, Шан­хай). Уп­разд­ня­лась ку­печеская кор­по­ра­ция «Гун­хан» («Ко­хонг»), пре­ж­де имев­шая мо­но­поль­ное пра­во за­куп­ки иностранных то­ва­ров и их рас­про­стра­не­ния в Ки­тае, в ре­зуль­та­те че­го британские тор­гов­цы по­лу­ча­ли пра­во са­мо­стоя­тель­но вы­би­рать китайских контр­аген­тов. Ост­ров Сян­ган (Гон­конг) пе­ре­хо­дил в «веч­ное вла­де­ние» Ве­ли­ко­бри­та­нии. Им­пе­рия Цин ли­ша­лась та­мо­жен­ной не­за­ви­си­мо­сти, ус­та­нав­ли­вал­ся пре­дель­ный уро­вень та­мо­жен­ных по­шлин (5% стои­мо­сти то­ва­ра). Цин­ское пра­ви­тель­ст­во обя­за­лось вы­пла­тить Ве­ли­ко­бри­та­нии 21 миллион фунтов стерлингов в по­ряд­ке ком­пен­са­ции за унич­то­жен­ный опи­ум, за дол­ги чле­нов «Гун­ха­на» и во­енную кон­три­бу­цию. До пол­ной вы­пла­ты ого­во­рен­ной сум­мы Ве­ли­ко­бри­та­ния ок­ку­пи­ро­ва­ла ар­хи­пе­лаг Чжо­ушань и остров Гу­лан­сюй.

    Про­дол­жая дав­ле­ние на цин­ское пра­ви­тель­ст­во, Ве­ли­ко­бри­та­ния в сентябре 1843 года вы­ну­ди­ла его к под­пи­са­нию в Ху­мы­ни (фор­тах на под­сту­пах к Гу­ан­чжоу) До­пол­ни­тель­но­го со­гла­шения о тор­гов­ле в пя­ти пор­тах. Британские под­дан­ные по­лу­ча­ли пра­во экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти, для них вво­ди­лась кон­суль­ская юрис­дик­ция. В от­кры­тых пор­тах им раз­ре­ша­лось соз­да­вать свои по­се­ле­ния (сетт­ль­мен­ты), Ве­ли­ко­бри­та­нии пре­дос­тав­ля­лось пра­во «наи­боль­ше­го бла­го­при­ят­ст­во­ва­ния».

    По­ра­же­ние им­пе­рии Цин и Нанкинский договор от­кры­ли путь для экс­пан­сии в Ки­тай другим го­су­дар­ст­вам. США на­пра­ви­ли к бе­ре­гам Ки­тая во­енную эс­кад­ру, вы­ну­ди­ли вла­сти Гу­ан­чжоу ком­пен­си­ро­вать американским тор­гов­цам стои­мость унич­то­жен­но­го опиу­ма, а цин­ское пра­ви­тель­ст­во — под­пи­сать Ван­ся­ский до­го­вор 1844 года. До­го­во­ры, ана­ло­гич­ные Ван­ся­ско­му, бы­ли так­же за­клю­че­ны с Фран­ци­ей (октябрь 1844 года), Бель­ги­ей (июль 1845 года), Шве­ци­ей и Нор­ве­гией (март 1847 года). До­го­вор с Фран­ци­ей до­пол­ни­тель­но пре­ду­смат­ри­вал пра­во ка­то­лической Церк­ви на мис­сио­нер­скую дея­тель­ность в Ки­тае.

    Исторические ис­точники:

    Сбор­ник до­го­во­ров и дру­гих до­ку­мен­тов по ис­то­рии ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний на Даль­нем Вос­то­ке (1842-1925 годы). М., 1927.