Договор перевозки партии груза

Понятие и сфера применения

Под договором перевозки груза понимается такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

В системе договоров, регулирующих перевозки грузов, данный договор занимает особое место, ибо непосредственным его предметом являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. В отличие от организационных договоров перевозки, не предусматривающих перевозку конкретных грузов, а лишь устанавливающих обязанности сторон по предъявлению к перевозке грузов и их принятию в обусловленных объемах и в согласованные сроки, договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. Поэтому указанный договор в юридической литературе нередко именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов). Например, Б.И. Пугинский, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку» .

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 250.

Вместе с тем особое место договора конкретного груза среди договоров, регулирующих правоотношения, связанные с перевозками грузов, отнюдь не означает, что данный договор занимает главенствующее, центральное место в системе так называемых транспортных договоров или является «ядром транспортных обязательств», как это иногда подчеркивается в юридической литературе . Напротив, при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год или на более длительный период и предусмотрели ежемесячные или ежедекадные объемы отправляемых грузов и количество подаваемых транспортных средств под погрузку, перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выглядит скорее в качестве исполнения (в весьма незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок.

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. II. М., 1997. С. 374 (авторы — Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов).

Однако нельзя отрицать, что система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора.

Исходя из определения договора перевозки груза, содержащегося в ст. 785 ГК, данный договор следует признать реальным, двусторонним, возмездным.

О реальном характере договора перевозки конкретного груза свидетельствует тот факт, что обязательство перевозчика по доставке в пункт назначения распространяется лишь на груз, «вверенный ему отправителем». Следовательно, само обязательство перевозчика возникает лишь с момента получения последним груза от отправителя.

Правда, во вновь принятых транспортных уставах и кодексах нередко используются определения договора перевозки груза, отличающиеся от понятия указанного договора, содержащегося в ст. 785 ГК. Причем из этих определений в отдельных случаях не усматривается реальный характер договора перевозки, а в КТМ прямо подчеркивается, что договоры морской перевозки грузов могут быть как реальными, так и консенсуальными.

Согласно ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт). Договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для морской перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер) либо без такого условия.

А.Г. Калпин, комментируя данные законоположения, указывает: «В ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз. Ясно, что в этом случае договор перевозки груза конструируется как реальный, т.е. такой, для заключения которого, помимо соглашения сторон, требуется передать груз перевозчику. Между тем договор фрахтования судна (чартер) не может быть признан реальным. Договор перевозки второго вида, т.е. перевозки по коносаменту, также не всегда является реальным. Следовательно, договор морской перевозки груза может быть как консенсуальным, т.е. таким, для заключения которого достаточно соглашения сторон, так и реальным» .

Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 189 — 190.

Следует заметить, что сам ГК не исключает подобного решения вопроса, предусматривая, наряду с тем, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, также то, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами (ст. 784 ГК).

Более того, представляется, что консенсуальный характер договора перевозки, когда обязанность доставить в пункт назначения определенный груз на согласованных сторонами условиях возникает не из факта передачи груза, а из соглашения сторон, является предпочтительным, в особенности с точки зрения защиты прав и законных интересов грузоотправителя. И если консенсуальная модель договора перевозки груза сконструирована сознательно, с учетом специфики соответствующих отношений и в целях их оптимального регулирования, как это сделано в КТМ, то такой подход законодателя можно только приветствовать.

Иное дело определение договора железнодорожной перевозки груза, содержащееся в ТУЖД: «В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза» (ст. 31). В данном случае отход от определения указанного договора, данного в п. 1 ст. 785 ГК, и в частности исключение указания на то, что речь идет о грузе, вверенном отправителем, является совершенно неоправданным, поскольку он породил сомнение в реальном характере договора перевозки груза железнодорожным транспортом. А главное, такой подход противоречит иным нормам, содержащимся в ТУЖД: в той же ст. 31 имеются правила, согласно которым при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки.

Поскольку договор железнодорожной перевозки груза вступает в силу не ранее передачи отправителем груза перевозчику, что удостоверяется выдачей квитанции о приеме груза, он, бесспорно, остается реальным договором. Следовательно, в данном случае речь идет об элементарной ошибке, допущенной при формулировании определения договора перевозки груза в ст. 31 ТУЖД. И не более того.

Указанная ошибка в определении понятия договора перевозки груза вскоре была исправлена. В новом УЖТ РФ (ст. 25) мы находим следующую норму: «В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза».

В ВК (ст. 103) и в КВВТ (ст. 67) определения договора перевозки груза соответствуют п. 1 ст. 785 ГК и подтверждают реальный характер этого договора.

Договор перевозки груза является двусторонним. Как отмечалось ранее, правовое положение получателя груза объясняется тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается этот договор. Основное из высказанных в юридической литературе возражений против данного вывода состоит в том, что на получателя возлагаются определенные обязанности. Однако закон призван регулировать правоотношения, в том числе и путем установления прав и обязанностей их участников. Главное же состоит в том, что сам договор перевозки груза не устанавливает никаких обязанностей грузополучателя, а последний принимает на себя обязанности, предусмотренные законом, выразив намерение воспользоваться правами, предоставленными ему договором перевозки груза, что полностью соответствует модели договора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК).

Договор перевозки груза относится к возмездным договорам. Обязанности перевозчика доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю противостоит встречная обязанность грузоотправителя уплатить за перевозку груза установленную плату. В этом смысле специфика договора перевозки груза состоит в том, что в тех случаях, когда перевозчик относится к транспорту общего пользования (ст. 789 ГК), — плата за перевозку грузов определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

договора перевозки пассажира следует, что этот договор, в отличие от договора. перевозки конкретного груза, является консенсуальным, то есть после приобретения. билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает.

конкретного договора перевозки. Таким образом, долгосрочный договор способствует.
разногласия между ними при заключении и исполнении конкретных договоров перевозки. грузов.

Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений.

1. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях
5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев.

Таким образом, многие важные вопросы транспортировки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки

Договор перевозки партии груза

Дата написания: 2014-05-05

В системе договоров, регламентирующих перевозку грузов, договор перевозки конкретного груза занимает особое место, так как непосредственным предметом его регулирования являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Договор перевозки конкретного груза является реальным, двусторонним и возмездным договором. В отличие от так называемых организационных договоров перевозки, которые не предусматривают по существу перевозку какого-то конкретного груза, а лишь устанавливают обязательства сторон по предъявлению к перевозке грузов и их принятию в согласованные сроки и в обусловленных объемах, договор перевозки груза регулирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного (определенного) груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. В связи с этим данный договор часто называют как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

Согласно ч. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Другие статьи:  Исковое заявление особый порядок

Исходя из вышеуказанного определения, предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный ему груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Причем правовой статус последнего (грузополучателя) в договоре перевозке груза особенный. Хотя формально он не является стороной в сделке, однако это не умаляет его важного значения в договорных отношениях. Грузополучатель в данном случае является третьим лицом, в пользу которого и заключается договор перевозки груза. Необходимо помнить, что в конечном счете, одной из основных целей, преследуемых данным договором, является именно получение необходимого груза лицом для которого он предназначается. Более того, грузополучатель, несмотря на свой «теневой» статус, при этом обладает некоторыми правами и обязанностями, вытекающими из закона, например:

  • Правом требования к перевозчику о выдаче груза
  • Правом требования о возмещении ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза
  • Обязанностью принять груз от перевозчика

Как известно, для перевозки грузов может использоваться различный транспорт. В связи с этим, договор перевозки грузов классифицируют на пять основных видов:

  • Перевозка груза железнодорожным транспортом
  • Перевозка груза автомобильным транспортом
  • Перевозка груза воздушным транспортом
  • Перевозка груза морским транспортом
  • Перевозка груза внутренневодным транспортом

При этом, нормы регулирующие их, имеют сложный (отсылочный) характер. Гражданский кодекс предусматривает лишь наиболее принципиальные положения о соответствующих перевозочных договорах, подразумевая, что на основе этих положений в транспортных уставах и кодексах должны быть предусмотрены специальные правила для отдельных видов транспорта. Исходя из этого, основная масса нормативных положений, регулирующих условия перевозки определяются соответствующими транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Действующее законодательство не содержит специальных требований к форме договора перевозки, вместо этого указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза надлежащим образом оформленной транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Для соответствующих видов перевозки груза такими документами, например, являются:

  1. Грузовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ)
  2. Транспортная накладная, заказ, заявка (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»)
  3. Транспортная железнодорожная накладная (ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»)
  4. Коносамент, морская накладная или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ (ст.ст. 142,143 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации)
  5. Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации)

Общая схема заключения договора перевозки груза состоит в следующем. Перевозчик, который чаще всего представляет собой организацию, осуществляющую перевозку транспортом общего пользования, делает публичную оферту заключить договор любому юридическому и физическому лицу. Грузоотправитель, в свою очередь, предъявив груз к перевозке и уплатив соответствующую провозную плату, совершает акцепт оферты, что при составлении вышеуказанных перевозочных документов, приводит в соответствии с действующим законодательством к заключению договора перевозки конкретного груза.

По общему правилу транспортная накладная (или иной перевозочный документ) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и по сути представляет собой письменную форму этого договора.

По содержанию договор перевозки конкретного груза представляет собой совокупность всех его условий, которые можно условно сгруппировать на пять основных разделов:

  • Доставка груза в пункт назначения
  • Обеспечение сохранности груза
  • Соблюдение сроков доставки
  • Выдача груза получателю
  • Плата за перевозку груза

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору перевозки груза стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом, согласно ст. 793 ГК РФ

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Анализируя в комплексе существующие нормы об ответственности для сторон по перевозке груза в целом можно сказать следующее. В случае нарушения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, перевозчик, как правило, несет ответственность за нарушение установленного срока доставки груза и за необеспечение его сохранности, а грузоотправитель — за ненадлежащее оформление транспортной накладной и за нарушение обязанности по уплате провозной платы и иных платежей за перевозку груза.

При нарушении договорных обязательств по перевозке груза действующее законодательство предусматривает и определенную специфику реализации права на обжалование, а именно наличие обязательного претензионного порядка перед обращением в суд. Это означает, что до предъявления иска для истца обязательно предъявление ответчику соответствующей претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить предъявленную ему претензию либо не получения от перевозчика ответа на нее в тридцатидневный срок. При этом, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки грузов, сокращен и составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Соблюдение требований действующего законодательства, составляющих порядок предъявления претензий, означает, что претензия должна быть предъявлена лицом, имеющим право на предъявление соответствующей претензии. Претензия адресуется той транспортной организации, которая в соответствии с законодательством уполномочена ее рассматривать. Претензия должна содержать все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу. К претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявленных требований. Правом на предъявление претензии к перевозчику наделяются грузоотправитель или грузополучатель в зависимости от вида нарушений договора перевозки груза, допущенных перевозчиком при условии представления документов, подтверждающих нарушение перевозчиком своих обязательств.

Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный ему груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю).

Договор перевозки грузов классифицируют на пять основных видов:

  • Перевозка груза железнодорожным транспортом
  • Перевозка груза автомобильным транспортом
  • Перевозка груза воздушным транспортом
  • Перевозка груза морским транспортом
  • Перевозка груза внутренневодным транспортом

Основная масса нормативных положений, регулирующих условия перевозки определяются соответствующими транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Действующее законодательство не содержит специальных требований к форме договора перевозки, вместо этого указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза надлежащим образом оформленной транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Договор перевозки партии груза

С перевозкой грузов сталкивается, пожалуй пусть и периодически, большинство организаций и предпринимателей. И если работники транспортных предприятий по роду своей деятельности знакомы с договором перевозки, то перед отправителем и получателем груза часто встает вопрос о том, как правильно оформить такой договор, какие права и обязанности возникают при его заключении.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Отношения перевозки грузов регулируются главой 40 ГК РФ и Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.69 (УАТ). Кроме того, отношения по экспедированию перевозимых грузов регламентированы главой 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

ТРЕБУЙТЕ ЛИЦЕНЗИЮ
В перевозке грузов участвуют перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель (в роли отправителя и получателя груза, разумеется, может выступать одно и то же лицо).
Подлежат лицензированию следующие виды перевозки грузов:
* перевозка автотранспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны;
* международные автомобильные перевозки;
* перевозка химического оружия, наркотических и психотропных веществ (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
!Последствием заключения договора перевозки с организацией, не имеющей лицензии, может стать признание такой сделки судом недействительной, если будет доказано, что грузоотправитель знал или заведомо должен был знать об отсутствии лицензии (ст. 173 ГК РФ). Поэтому целесообразно проверять у перевозчика наличие лицензии и требовать предоставления ее копии.

КАКОЙ ДОГОВОР ВЫБРАТЬ
Отношения между отправителями и перевозчиками строятся либо по схеме единовременной перевозки определенного груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки.
!Во-первых, это «разовые» договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция, стройматериалы и т. п.) признаками.
!Во-вторых, это договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). УАТ называет такие договоры годовыми.

ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ — НАКЛАДНАЯ
Если отношения между отправителем груза и перевозчиком носят не длящийся, а «единовременный» характер, стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием «договор перевозки». Заключение такого договора подтверждается составленным отправителем заказом, а также товарно-транспортной накладной, которая содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.
На «разовую» перевозку отправитель подает заказ, включающий наименование и адрес отправителя, дату и часы подачи автотранспорта, сведения о том, откуда взять и куда доставить груз (точный адрес), наименование и количество груза, род упаковки, количество мест и массу груза. Отсутствие в заказе необходимых реквизитов означает, что договорные отношения между сторонами не установлены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.10.95 N 5490/95).
В принципе заказ можно сделать и по телефо ну, но тогда, разумеется, у отправителя могут возникнуть проблемы при необходимости установить в суде факт подачи заказа.
Перевозка грузов нетоварного характера (грунт в отвалы, снег и другие грузы, по которым не ведется складской учет) оформляется не накладной, а актом замера или взвешивания.
Форма и порядок заполнения накладной утверждены Инструкцией от 30.11.83 Министерства финансов СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».
Отправитель заполняет товарно-транспортную накладную, как правило, в четырех экземплярах и передает вместе с грузом представителю перевозчика — шоферу-экспедитору, который расписывается во всех экземплярах, подтверждая прием грузов к перевозке.
Первый экземпляр остается у отправителя для списания товарно-материальных ценностей, а остальные вручаются шоферу и передаются им получателю груза. Представитель получателя удостоверяет во всех экземплярах накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом) и оставляет себе один экземпляр для оприходования товарно-материальных ценностей.
Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика в качестве приложений к счету за перевозку и к путевому листу.
По согласованию с перевозчиком отправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных.

Другие статьи:  Фсин россии приказ 269

КОГДА НЕОБХОДИМ ДОГОВОР
Так как для подтверждения отношений перевозки достаточно заказа и накладной, перед грузоотправителем встает вопрос: нужно ли «плодить бумаги» и заключать гражданско-правовой договор перевозки «в обычном порядке»?
В интересах грузоотправителя оформить договор перевозки по следующим причинам.
!Во-первых, закон не устанавливает конкретных сроков доставки груза в пункт назначения. На транспортную организацию лишь возлагается обязанность перевозить груз по кратчайшему маршруту и доставить его в разумный срок. Что такое «разумный срок» — определит суд в индивидуальном порядке (если, конечно, дело дойдет до судебного разбирательства). Таким образом, чтобы гарантировать своевременную доставку груза, целесообразно закрепить в договоре конкретный срок, не полагаясь лишь на усмотрение судьи.
!Во-вторых, УАТ устанавливает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки только в отношении международных перевозок (п. 137): штраф в размере 15 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не свыше 90 процентов от провозной платы. А вот относительно ответственности за просрочку доставки по России законодатель хранит молчание. Поэтому имеет смысл установить в договоре санкцию за нарушение сроков доставки. Причем договором может быть изменена и мера ответственности, установленная п. 137 УАТ.
!В-третьих, в текст договора можно включить сведения, которые отсутствуют в накладной (о том, что перевозчик предупрежден об опасных свойствах груза, о сроках погрузки и др.).
!Наконец, заключение договора обязательно при организации систематических перевозок в порядке, предусмотренном ст. 798 ГК РФ. В этом случае стороны заключают годовой договор, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Форма типового договора установлена Приложением 1 к разделу 1 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30.07.71, но стороны могут заключить договор, условия которого будут отличаться от типовых. При систематических перевозках транспортировка каждой партии груза оформляется товарно-транспортной накладной и заявкой отправителя по форме, установленной Приложением N 3 раздела 1 Общих правил.

ОТПРАВКА ГРУЗА: ОБЯЗАННОСТИ ОТПРАВИТЕЛЯ
До прибытия автомобиля нужно подготовить груз к перевозке (затарить, подгруппировать по грузополучателям, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска и т. п.). При предъявлении грузов в таре или упаковке следует замаркировать каждое грузовое место.
Грузы, нуждающиеся в таре, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям. Сельскохозяйственные продукты можно передать в нестандартной таре, обеспечивающей их сохранность.
Если указанная обязанность не будет выполнена в срок, обеспечивающий своевременную отправку, груз считается непредъявленным для перевозки.
!Предъявление груза перевозчику — это не право, а обязанность отправителя (п. 1 ст. 794 ГК РФ). Ответственность за ее неисполнение установлена ст. 141 УАТ, согласно которой за простой транспорта по вине отправителя последний уплачивает штраф за каждую минуту простоя (размер штрафа зависит от грузоподъемности автомобиля). В свою очередь, перевозчик, который безрезультатно дожидался погрузки в течение одного часа, вправе покинуть пункт погрузки, не подвергаясь каким-либо санкциям.

ВРЕМЯ — ДЕНЬГИ
Время прибытия автомобиля под погрузку и его убытия нужно отметить в товарно-транспортных накладных. За нарушение этой обязанности с отправителя взыскивается штраф в порядке п. 2 ст. 145 УАТ: 7 руб. с каждой неоформленной или неправильно оформленной накладной.
Если возник спор с шофером перевозчика о времени подачи автомобиля под погрузку, стороны составляют акт о неправильной отметке времени прибытия. Если в пункте отправки работает диспетчер, он также вызывается для составления акта.
Временем прибытия считается момент предъявления шофером путевого листа. Погрузка считается законченной после вручения шоферу оформленных товарно-транспортных накладных.
Время пробега автомобиля от ворот или КПП к месту погрузки и обратно исключается при исчислении времени нахождения автомобиля под погрузкой.
Если автомобиль прибыл ранее согласованного времени, указанного в заказе (заявке), можно начать погрузку либо с момента фактического прибытия (с этого момента автомобиль будет считаться прибывшим под погрузку), либо дождаться наступления установленного в заказе (заявке) времени (в этом случае и автомобиль считается прибывшим в согласованное время).

ПОГРУЗКА — ДЕЛО ТОНКОЕ
Согласно ст. 57 УАТ погрузка, закрепление, укрытие и увязка грузов производятся силами отправителя. Но договор может возложить эту обязанность на перевозчика.
!Шофер обязан проверить соответствие укладки и крепления груза требованиям безопасности и сообщить отправителю о замеченных недостатках укладки и крепления. Отправитель обязан устранить такие недостатки.
Приспособления для погрузки и перевозки (козлы, стойки, щитовые ограждения и т. п.) предоставляются и устанавливаются отправителем и снимаются получателем. В товарно-транспортной накладной отправитель указывает, должен ли перевозчик выдать эти приспособления получателю вместе с грузом либо возвратить отправителю за его счет. Брезент и веревки для укрытия и увязки грузов должен предоставить перевозчик с оплатой по тарифам.
Груз вместе с относящимися к нему документами (сертификатами, удостоверениями, свидетельствами и т. д.) передается шоферу-экспедитору, который обеспечивает их передачу получателю.

ЧТО ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ПЕРЕВОЗЧИК
Шофер-экспедитор предъявляет отправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенный печатью автотранспортного предприятия или организации.
Автомашина должна быть предоставлена перевозчиком в установленный договором срок в пригодном для перевозки груза состоянии.
Однако существуют основания, освобождающие перевозчика от ответственности за неподачу транспортных средств, а отправителя — за неиспользование поданных транспортных средств (п. 2 ст. 794 ГК РФ):
* непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;
* прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке ст. 20 УАТ.
!Непригодное транспортное средство считается неподанным, и отправитель может от него отказаться.
Конечно, возможны ситуации, когда отправитель предпочитает рискнуть и отправить груз на автомашине с явными неисправностями. В этом случае перевозчик также будет отвечать за утрату или повреждение груза, поскольку отказ от использования непригодного транспорта является правом, а не обязанностью отправителя.
Но исполнение перевозчиком обязанности предоставить транспортное средство зависит и от отправителя, который должен обеспечить беспрепятственное движение автомобилей в пунктах погрузки и содержать в исправном состоянии подъездные пути (п. 21 УАТ).
После погрузки перевозчик выполняет свою основную обязанность — доставляет груз в пункт назначения, обеспечивая его сохранность в пути. Перевозка должна осуществляться по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, кроме случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.

Договор перевозки грузов

Самостоятельный уровень отношений образуют договоры на пере­возку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключав- мые на каждую отдельную отправку. Вместе с тем точнее будет гово­рить о составном обязательстве на перевозку каждой отдельной пар­тии груза.

Сторонами в договоре перевозки называют трех субъектов: грузо­отправителя, перевозчика и грузополучателя. В юридической литера­туре почти век обсуждается проблема, является ли договор перевозки трехсторонним либо это договор между отправителем и перевозчи­ком в пользу третьего лица — грузополучателя. Обе эти трактовки представляются неточными.

Договор перевозки нельзя признать трехсторонним, поскольку грузополучатель не участвует в его заключении, более того, не спра­шивается даже его согласие на отправку ему груза. Возникающие между тремя названными субъектами отношения нельзя также объ­яснить на основе модели договора в пользу третьего лица — грузопо­лучателя, ибо закон предусматривает не только права, т. е. пользу, но и многочисленные обязанности грузополучателя, принявшего груз, перед перевозчиком.

Перевозка груза по своим основаниям представляет собой состав­ное обязательство, где из договора двух лиц — отправителя и пере­возчика — и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза возникает обязательственное отношение между тремя субъектами. Только в случае принятия груза получатель при­обретает возможность заявлять требования к перевозчику по поводу недостачи или порчи этого груза, требовать уплаты штрафа за про­срочку доставки и т. п. Со своей стороны, перевозчик может требо­вать от принявшего груз получателя довнесения провозных плате­жей, уплаты штрафов и сборов за задержку выгрузки груза из транс­портного средства и вывоза его со станции (порта, пристани).

Перевозка осуществляется на основании перевозочных доку­ментов. В ст. 785 ГК РФ говорится, что заключение договора пере­возки подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз. Такая запись неточна. Выданный транспортный документ в теории и на практике не рассматривается в качестве доказательства заключения договора перевозки. Перевозочный документ непосредственно выполняет роль договора перевозки, поскольку никакого другого договора перевозки сторонами не заключается. Исключительно на основании данных, записанных в перевозочных документах, определяется в случае воз­никновения спора вид и количество перевозившегося груза, расстоя­ние перевозки, размер провозной платы и др. Кроме того, транспорт­ная накладная не выдается грузоотправителю. Напротив, сам гру­зоотправитель заполняет и вручает накладную перевозчику (кроме морской перевозки).

На различных видах транспорта перевозка оформляется неодина­ково.

На железной дороге перевозка оформляется составлением ком­плекта перевозочных документов. Грузоотправитель заполняет транс­портную железнодорожную накладную на вагонную, контейнерную или мелкую отправку. Она составляется в одном экземпляре и под­писывается отправителем. Накладная сопровождает груз и выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом.

В подтверждение заключения договора перевозки станция выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза со своим штемпелем. Она также составляется в одном экземпляре и имеет одинаковый номер с накладной. У станции остается корешок дорожной ведомости на перевозимый груз.

Другие статьи:  Пусть говорят коллекторы 2019

Подобными документами оформляется также перевозка грузов речным транспортом.

Существенные особенности имеет оформление автомобильной перевозки. Шофер, прибывший для перевозки груза, обязан предъ­явить служебное удостоверение и путевой лист с печатью или штам­пом автотранспортной организации. Путевой лист служит в основ­ном для учета времени работы шофера.

Перевозка груза оформляется транспортной накладной. Она за­полняется в четырех экземплярах и подписывается грузоотправите­лем. Прием груза к перевозке удостоверяется подписью шофера во всех экземплярах, один из которых остается у грузоотправителя. Вы­дача доставленного груза удостоверяется в трех экземплярах наклад­ной, один из которых передается грузополучателю, а два возвраща­ются шоферу.

При воздушной перевозке грузоотправитель заполняет грузовую накладную, которая условно называется накладная отправителя. Она вручается авиаперевозчику, который на ее основании выписывает свою грузовую накладную в трех экземплярах. Один экземпляр заве­ренной перевозчиком накладной, именуемый также грузовой квитан­цией, вручается отправителю в подтверждение приема груза и еще один остается у организации воздушного транспорта, принявшей груз к перевозке. Накладная отправителя и 1-й экземпляр грузовой накладной следуют вместе с грузом.

Оформление морской перевозки осуществляется следующим обра­зом. На основании представленного грузоотправителем погрузочного ордера порт в зависимости от вида перевозки выписывает морскую накладную либо коносамент, содержание которого определено ст. 144 КТМ. После погрузки груза на борт судна перевозчик взамен коноса­мента выдает грузоотправителю бортовой коносамент, в котором ука­зываются наименование судна, дата погрузки и другие данные, либо вносит соответствующие сведения в ранее выданный коносамент. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается выданным от имени перевозчика. По желанию грузоотправителя он может выда­ваться ему в нескольких экземплярах (оригиналах) с указанием числа экземпляров.

Коносамент может выписываться:

1) с указанием определенного грузополучателя — именной ко­носамент;

2) с указанием о необходимости выдачи груза согласно прика­зу отправителя или получателя, такой коносамент именуется

3) на предъявителя.

Коносамент выполняет две основные функции. Он служит спосо­бом оформления договора перевозки и, кроме того, является товаро­распорядительным документом. Коносамент может предлагаться для продажи, в том числе на биржевых торгах, поскольку в качестве това­рораспорядительного документа он позволяет изменять собствен­ника указанного в нем товара.

Отправитель обязан поместить груз в тару или в упаковку, обе­спечивающие сохранность при перевозке. На отправителя возлагается обеспечение необходимыми вспомогательными материалами: стой­ками, щитами, оградительными стенками, креплениями. Законом или договором такая обязанность может быть возложена на перевоз­чика. Об использовании соответствующих вспомогательных матери­алов следует делать запись в транспортной накладной для предотвра­щения споров.

Погрузка груза в транспортное средство производится грузоот­правителем либо (за отдельную плату) перевозчиком. На каждом виде транспорта установлены нормативные сроки для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Их соблюдение учитывается в ведомостях подачи и уборки вагонов — на железной дороге, в транспортных накладных или путевых листах — на автотранспорте, в актах учета — на речном транспорте и в таймшите — на морском транспорте.

Сроки на погрузку и выгрузку исчисляются по истечении двух часов с момента уведомления клиента станцией о подаче вагонов, если договором не предусмотрена подача вагонов по графику или через интервалы. На автотранспорте срок исчисляется с момента при­бытия автомобиля к пункту погрузки (выгрузки) у клиента, на мор­ском и речном — с момента подачи судна согласно графику. Четкой и оперативной погрузке и выгрузке следует уделять особое внимание, поскольку за нарушение сроков установлены высокие штрафы.

Тарные и штучные грузы сдаются к перевозке с указанием в пере­возочном документе общего веса и количества мест. При этом транс­портные организации проверяют число мест, а вес груза принима­ется условно, согласно данным, указанным отправителем. Лишь на воздушном транспорте проверяется общий вес любых грузов.

На груз, перевозимый на открытом подвижном составе или мел­кими отправками с присоединением к другим грузам, наносится транспортная и защитная маркировка. Защитная маркировка позво­ляет фиксировать доступ к грузу или изъятие части груза. Транспорт­ная маркировка состоит в нанесении на таре словесных, знаковых и цифровых обозначений, определяющих принадлежность груза и порядок манипулирования с ним. Требования к маркировке устанав­ливаются правилами перевозок и стандартами. Так, каждое отдель­ное место при перевозках с присоединением к другим грузам должно иметь цифровую маркировку в виде дроби, в числителе которой ука­зывается номер перевозочного документа, а в знаменателе — поряд­ковый номер каждого места. При перевозках в закрытом подвижном составе грузов, требующих соблюдения мер предосторожности, пре­дохранительная маркировка наносится на наружных стенах вагона, контейнера и т. п. Соответствующие отметки делаются в перевозоч­ном документе.

Оплата перевозки производится грузоотправителем до сдачи груза к перевозке. Плата вносится наличными деньгами либо производится чеками или платежными поручениями. Окончательные расчеты осуществляются между перевозчиком и грузополучателем в пункте назначения.

Отправитель обязан проверить исправность поданного вагона, контейнера, автомобиля и его пригодность для перевозки соот­ветствующего груза. Различаются техническая и коммерческая при­годность транспортных средств. Коммерческой признается пригод­ность транспортного средства для перевозки определенного груза с учетом специальных свойств этого груза. Технически исправное перевозочное средство может быть непригодным в коммерческом отношении. В случае несоответствия транспортного средства тре­бованиям сохранности груза отправитель должен заявить отказ от его использования. Одновременно отправитель вправе потребовать замены непригодного перевозочного средства пригодным.

Доставленный перевозчиком груз выдается получателю, указан­ному в транспортной накладной (коносаменте). Получатель вправе отказаться от принятия груза, если только законом не предусмотрена обязанность его принятия. Так, на автомобильном транспорте при городских и пригородных перевозках получатель вправе отказаться от принятия груза, не соответствующего договору или не предусмо­тренного договором. При междугородней перевозке получатель обя­зан принять доставленный в его адрес груз. Вместе с тем перевозчик лишен возможности понудить грузополучателя взять предназначен­ный ему груз.

При морской перевозке груз выдается портом назначения получа­телю, указанному в именном коносаменте, либо в обмен на экземпляр ордерного или предъявительского коносамента, пересланного отпра­вителем получателю. Одновременно утрачивают силу все остальные экземпляры коносамента.

В пункте назначения груз выдается получателю в том же порядке, в каком он был принят к перевозке.

На железной дороге груз выдается с обязательным участием работ­ника станции в проверке количества и состояния груза в случаях:

— прибытия его в неисправном вагоне или контейнере;

— поступления с нарушенными пломбами отправителя или не­ясными оттисками пломб;

— погрузки или выгрузки груза перевозчиком;

— наличия признаков несохранности при перевозке груза на от­крытом подвижном составе и в других установленных случаях (ст. 41 УЖТ РФ).

Тарные и штучные грузы выдаются во всех случаях по числу мест без проверки веса и лишь на воздушном транспорте — с проверкой общего веса (массы) груза. Сохранность содержимого проверяется только в поврежденных местах.

На автомобильном транспорте груз, доставленный в исправных закрытых автомобилях и контейнерах за ненарушенными пломбами отправителя, выдается шофером без проверки. В остальных случаях шофер и получатель проверяют совместно вес грузов, перевозимых навалом и насыпью, взвешивая автомобиль с грузом и затем после выгрузки. Тарные и штучные грузы сдаются по счету мест.

Перевозка за пломбами грузоотправителя, когда станция или шофер не участвуют в проверке груза и не несут ответственности за

его сохранность, создает возможности для злоупотреблений. В случае поступления груза за пломбой важно уметь проверять исправность вагона, контейнера или автомобиля, отсутствие признаков доступа к грузу и повреждений. Пломбы от транспортного средства следует сохранять в запечатанном виде с указанием номера накладной, даты и фамилий лиц, участвовавших в проверке груза, для возможности передачи пломбы на экспертизу.

Практика показывает, что участие представителя транспортной организации в приеме и выдаче груза способствует снижению числа хищений. Сейчас ст. 784 и 793 ГК РФ предусматривают возможность заключения соглашений между грузоотправителем (грузополучате­лем) и перевозчиком, направленных на повышение ответственности за сохранность груза, в том числе об обязанности участия перевоз­чика в проверке выдаваемого груза. Однако на практике такие согла­шения встречаются редко.

Факт несохранности груза удостоверяется коммерческим актом, составляемым станцией, портом, авиаперевозчиком. Коммерче­ский акт составляется в трех экземплярах на бланках установлен­ного образца, подписывается должностными лицами транспорт­ной организации и заверяется ее штампом. Грузополучатель под­писывает коммерческий акт, если он участвовал в его составлении. О составлении коммерческого акта делается запись в перевозочном документе.

При отказе в составлении коммерческого акта или несогласии с его содержанием подается жалоба: на железной дороге — руководи­телю филиала дороги, на других видах транспорта — руководителю транспортной организации. Жалоба подается до вывоза груза и не позднее трех дней с момента обнаружения соответствующих обстоя­тельств, а по скоропортящимся грузам — в суточный срок. В ней ука­зываются характер нарушения и размер ущерба. Надлежаще подан­ная жалоба приравнивается к коммерческому акту, заменяет его. Коммерческий акт составляется только для удостоверения несохран­ности груза: недостачи, порчи, повреждения. Остальные нарушения удостоверяются актами общей формы, составляемыми перевозчиком с участием или без участия клиента.

На автомобильном транспорте любая несохранность груза (недо­стача, порча, повреждение) удостоверяется записью в трех экземпля­рах транспортной накладной за подписями шофера и получателя. При необходимости подробного описания составляется совместный акт с отметкой о его составлении в накладных, подписываемых сторо­нами.

На получение доставленного груза (кроме получения от авто­мобильного транспорта) представитель организации-получателя должен иметь доверенность, составленную по правилам ст. 185 ГК РФ за подписью руководителя организации с приложением печати, а для государственной и муниципальной организации — также за подписью главного бухгалтера.

На железнодорожном и речном транспорте выдача груза оформ­ляется путем заполнения получателем дорожной ведомости. Она является четвертым документом из комплекта перевозочных доку­ментов. В дорожной ведомости указываются наименование органи­зации, выдавшей доверенность, номер и дата доверенности, паспорт­ные данные представителя. Представитель грузополучателя распи­сывается в дорожной ведомости. Доверенность хранится вместе с дорожной ведомостью.

При перевозке автомобильным транспортом доверенности на получение груза не требуется. Получение груза удостоверяется под­писью работника организации-получателя, заверенной печатью или штампом организации, во всех трех экземплярах транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у получателя, а два отдаются шоферу.