Договор об организации перевозки заявка

Договор об организации перевозки заявка

§ 2. Основания для заключения договора перевозки

Заключение договора перевозки грузов требует наличия определенных организационных предпосылок.

Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками и грузоотправителями. Это достигается в процессе организации выполнения обязательств по перевозке и выражается в определенных правовых формах, в результате чего конкретизируются объемы перевозок грузов и уточняются сроки.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план, месячный график подачи судов.

При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозки грузов (ст. 11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Заявка на перевозку грузов представляется грузоотправителем в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей с указанием объема перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки.

Однако если грузоотправитель подал заявку на перевозку грузов не на специальном бланке и с нарушением предусмотренных Уставом сроков, но указал в ней сведения, необходимые для осуществления перевозки, в частности объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой, с распределением по родам грузов, станциям назначения и датам погрузки, а перевозчик такую заявку принял к исполнению, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут ответственность, предусмотренную Уставом железных дорог.

Особенностью в порядке подачи заявки на железнодорожном транспорте является установление в ст. 11 УЖД оснований, когда перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки на перевозку грузов. (Таких оснований в транспортных кодексах и уставах других видов транспорта не предусмотрено.)

В соответствии со ст. 11 УЖД такой отказ возможен в случаях:

— введения согласно ст. 29 Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;

— отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки на перевозку груза;

— обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;

— в ином случае, предусмотренном Уставом, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку на перевозку грузов с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевозку грузов.

В соответствии со ст. 11 УЖД владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки на перевозку грузов и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщениях, прямом и непрямом смешанном сообщении возвращает заявку на перевозку грузов перевозчику с отметкой о результате согласования.

В соответствии с Уставом владелец инфраструктуры имеет право (в случаях, прямо предусмотренных ст. 11 Устава) отказать перевозчику в согласовании заявки на перевозку грузов. При этом отказ в приеме и согласовании заявки на перевозку грузов может быть обжалован в судебном порядке.

Аналогичный порядок установлен на речном транспорте; отличие состоит только в сроках подачи декадной заявки: заявка на этом виде транспорта подается за пять дней до наступления декады [111].

На автомобильном транспорте договор перевозки груза (ст. 8 Устава) может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов — заявки грузоотправителя. В Уставе не конкретизируются сроки подачи заказа и заявки. Обязательные реквизиты заказа, заявки и порядок их оформления устанавливаются правилами перевозок грузов, которые утверждаются Правительством РФ.

На морском транспорте грузоотправитель уведомляется о подаче намеченного тоннажа не позднее чем за 5 дней, т.е. на морском транспорте отсутствует в настоящее время система заявок, которая действовала до 1982 г. [112].

Случаи непредставления грузоотправителями заявок в срок, предусмотренный нормами транспортных уставов, должны рассматриваться как отказ от транспортных средств [113].

К такому отказу грузоотправитель обычно прибегает, если у него нет груза, который предназначен для перевозки, если он не может отправить груз по причинам, относящимся к грузополучателю, и т.д.

В юридической литературе существуют различные мнения относительно значения заявок на отдельных видах транспорта и их юридической природы.

Б.Л. Хаскельберг [114], К.К. Яичков [115], С.С. Алексеев [116] считают, что подача заявки — это самостоятельное одностороннее требование грузоотправителя, которое по своей юридической природе является односторонней сделкой.

По мнению В.Т. Смирнова [117], К.Ф. Егорова [118], признать заявку сделкой — значит придать несвойственное ей правообразующее значение, так как заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов. Утверждение о том, что подачей заявки грузоотправитель принимает на себя перед перевозчиком обязательство использовать транспортные средства, а перевозчик — установить количество транспортных средств, необходимых для погрузки согласно поданной заявке, является, по их мнению, ошибочным.

Т.Е. Абова полагает, что принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем [119]. В.В. Витрянский считает, что обязательство по подаче транспортных средств и их использованию всегда возникает из договора [120].

Представляется, что точка зрения, в соответствии с которой заявка в отношении грузовых перевозок играет роль оперативно-регулирующего документа, с помощью которого осуществляется организация перевозок грузов, наиболее верна.

Подачей заявки грузоотправитель действительно способствует выполнению перевозочного процесса. Заявка в этом случае является основанием для завязки грузоперевозочного процесса и окончательно уточняет и конкретизирует порядок выполнения перевозки грузов в данный период. Естественно, здесь можно говорить только об оперативно-регулирующих функциях заявки, с помощью которой происходит впоследствии заключение договора перевозки грузов.

Предъявление груза к перевозке и подача тоннажа на морском транспорте производятся, как правило, в соответствии с месячным графиком подачи судов, согласованным с грузоотправителем. Если график подачи судов не был составлен заранее, подача тоннажа и предъявление груза к перевозке производятся в соответствии с направляемым перевозчиком отправителю уведомлением о дате подачи тоннажа, которое составляется на основании соглашения сторон.

Другой правовой формой в транспортном законодательстве, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и регулировались транспортными уставами (например, годовой договор на автомобильном транспорте, навигационный — на внутренневодном транспорте). Следует отметить, что система длительных (долгосрочных) договоров получила широкое распространение на транспорте в начале 30-х гг., когда рядом постановлений Правительства было предусмотрено заключение органами транспорта и их клиентурой прямых договоров на перевозку грузов [121].

Применение таких договоров в тот период и их роль на отдельных видах транспорта были несколько различны, но их заключение преследовало одну цель: урегулировать такие взаимоотношения сторон, которые, учитывая специфику отдельных видов транспорта, не получили достаточного нормативного разрешения, а также обеспечить выполнение плана перевозок. Поэтому там, где взаимоотношения сторон по перевозке грузов детально регулировались в нормативном порядке (например, на железнодорожном транспорте), такие договоры не применялись.

Напротив, на автомобильном транспорте, где перевозки грузов (при большом их объеме) не были достаточно детализированы, заключение таких договоров было необходимым средством урегулирования взаимоотношений сторон по организации и выполнению перевозок грузов.

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта — урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

Взаимовыгодные договоренности создают основу партнерских отношений заинтересованных сторон и являются своего рода гарантией соблюдения сторонами добровольно взятых на себя обязательств, связанных с предстоящими перевозками грузов. Установление в долгосрочном договоре каких-либо положений по поводу специфических условий перевозки грузов освобождает стороны на весь период действия этого договора от необходимости вновь согласовывать эти условия при заключении конкретного договора перевозки. Таким образом, долгосрочный договор способствует достижению устойчивости в отношениях перевозчика и клиентуры, устраняет ненужные разногласия между ними при заключении и исполнении конкретных договоров перевозки. В то же время следует иметь в виду, что заключение долгосрочных договоров об организации перевозок не является обязательным для сторон. Стороны — перевозчик и грузовладелец — лишь при обоюдном согласии могут заключить подобный договор. Поэтому при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе через суд требовать его заключения. В случае подачи искового заявления о принуждении заключить договор или заявления о рассмотрении разногласий по нему, когда стороны не заключили письменного соглашения о передаче спора на разрешение арбитражного суда, последний должен отказать истцу в принятии заявления. Разногласия сторон, возникшие при заключении указанных договоров, могут быть рассмотрены арбитражным судом в случае, когда достигнуто соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбитражного суда в соответствии со ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта точка зрения изложена в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» [122].

Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме, при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), на какой срок они будут заключать такой договор. Следует иметь в виду, что заключение договора об организации перевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозку грузов в порядке и сроки, которые предусмотрены транспортными кодексами и уставами. Этот договор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный, взаимный характер.

Транспортное законодательство не указывает, в какие сроки перевозчиком следует подавать заявки для исполнения обязательства по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Другие статьи:  Льготы сиротам на проезд

УЖТ РФ в ст. 11 устанавливает, что заявки на перевозку грузов в прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней. Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает, в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалки грузов. В главе V УЖТ, которая регулирует перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, такие сроки не установлены. Никаких указаний на этот счет нет и в других транспортных уставах и кодексах.

Между тем, например, в Уставе железных дорог СССР 1954 г. ст. 140 указывала, что «при передаче грузов с водного на железнодорожный транспорт заявки на ежесуточную подачу вагонов представляются письменно портом или пристанью начальнику станции перевалки за 8 часов до наступления отчетных суток».

Временные правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении и водно-автомобильном сообщении предусматривают, что «сдающая сторона обязана заблаговременно (время устанавливается узловым соглашением), до наступления отчетных суток, уведомить принимающую сторону о количестве груза, подготовленного к передаче в предстоящие сутки» [123].

Таким образом, при исполнении обязательств по перевалке грузов в прямом смешанном сообщении применяется заявка-уведомление, предусматривающая передачу определенного количества груза в течение предстоящих суток.

Что же представляют собой заявки, применяемые при передаче грузов в прямом смешанном сообщении, каково их юридическое значение?

В юридической литературе очень подробно рассмотрен вопрос, касающийся заявки, которая подается грузоотправителем перевозчику, а относительно заявок, подаваемых перевозчиками и используемых при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении, исследований практически не проводилось.

Следует отличать заявку-уведомление (она также способствует выполнению перевозочного процесса) от заявки, направляемой перевозчиками при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.

Во-первых, эта заявка, как и при перевозке грузов в прямом сообщении, оказывает содействие завязке грузоперевозочного процесса. В соответствии с поданной грузоотправителем заявкой перевозчик подает транспортные средства, после чего сторонами заключается договор перевозки грузов, т.е. подача заявки в конечном итоге способствует заключению договора перевозки грузов.

Ежесуточная заявка-уведомление, используемая при перевалке грузов, способствует продолжению грузоперевозочного процесса и исполнению договора перевозки, главная ее задача — ускорить этот процесс.

Во-вторых, если заявку может подавать только грузоотправитель, то при прямых смешанных перевозках заявку-уведомление могут подавать оба перевозчика в строго установленное время.

В-третьих, если действие заявки распространяется на определенный отрезок времени (это может быть декада, месяц и т.д.), то ежесуточная заявка-уведомление имеет силу в течение суток.

В-четвертых, если при неподаче заявки грузоотправителем перевозчик имеет возможность перераспределить транспортные средства между другими грузоотправителями, то при неподаче суточной заявки при перевалке груза с одного транспорта на другой возникает простой транспортных средств, который наносит немалый ущерб участникам транспортного процесса. Поэтому значение заявки-уведомления при перевалке груза с одного вида транспорта на другой весьма значительно.

Правовое значение суточной заявки заключается в том, что она способствует продолжению грузоперевозочного процесса, причем главная задача такой заявки — ускорение этого процесса с тем, чтобы не допускать простоя транспортных средств.

Другими формами, регулирующими организацию перевалки грузов, являются недельный календарный план и месячный график подачи судов под погрузку.

Правила перевозки грузов в прямом смешанном сообщении предусматривают, что в случаях массовой перевозки грузов с перевалкой их с железнодорожного на речной транспорт речные пароходства совместно с железными дорогами согласовывают календарный план подачи судов и предъявления грузов к перевозке в пунктах перевалки.

Календарный план составляется на каждую неделю и не позднее чем за 5 дней до начала недели сообщается пароходствами по телеграфу дороге погрузки. Подобная форма исполнения плана перевалки часто применяется перевозчиками.

При массовой перевозке грузов с перевалкой их на морской транспорт морские пароходства ежемесячно составляют календарный план подачи грузовых судов в порты перевалки под погрузку передаваемых с железных дорог грузов. Не позднее 28-го числа предпланового месяца календарный план сообщается морскими пароходствами грузоотправителям и дорогам перевалки и отправления. В месячном графике указываются: наименование судна, его грузоподъемность, время подачи и под какой груз подается (§ 18 Правил).

Вместе с тем следует отметить, что транспортное законодательство не предусматривает никакой ответственности за уклонение от составления подобных графиков и планов при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, и, как показывает практика, перевозчики, которые должны их составлять, часто уклоняются от их составления.

[111] См.: Правила составления календарных графиков предъявления грузов и подачи тоннажа.

[112] См.: пункты 2, 3 Положения о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта Министерства морского флота и отправителей за невыполнение плана перевозок грузов в каботаже // СП СССР. 1982. N 16. Ст. 83; в дальнейшем — Положение об ответственности на морском транспорте.

[113] См.: пункт 18 инструктивных указаний Государственного арбитража СССР от 29 марта 1968 г. N И-1-9 «О практике разрешения споров, возникающих из перевозок грузов по железной дороге» // Систематизированный сборник инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР. М., 1983. Ст. 218.

[114] См.: Хаскельберг Б.Л. Обязательство железнодорожной перевозки груза по советскому праву // Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Томск, 1969. С. 8.

[115] См.: Яичков К.К. Договор железнодорожной перевозки грузов по советскому праву. М., 1958. С. 60 — 63.

[116] См.: Алексеев С.С. Гражданская ответственность за невыполнение плана железнодорожных перевозок грузов. М., 1959. С. 22, 23; О взаимодействии административно-правового и гражданско-правового регулирования в социалистическом обществе // Правоведение. 1959. N 3. С. 42.

[117] См.: Смирнов В.Т. Правовое регулирование грузовых перевозок в СССР // Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Л., 1970. С. 7.

[118] См.: Егоров К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за невыполнение плана грузовых перевозок // Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1955. С. 7.

[119] См.: Комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации. М., 1998. С. 28, 29.

[120] См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. М., 2001. С. 225.

[121] Постановление СНК СССР от 25 декабря 1933 г. «О заключении договоров перевозки грузов на 1934 год» // СЗ СССР. 1934. N 1. Ст. 9; Постановление СНК СССР от 21 декабря 1934 г. «О заключении договоров перевозки грузов по водным путям, на эксплуатацию подъездных путей и на подачу подвижного состава на 1935 год» // СЗ СССР. 1935. N 2. Ст. 14; Постановление СНК СССР от 29 ноября 1938 г. «О заключении договоров на 1939 год» // СЗ СССР. 1938. N 53. Ст. 302.

[122] Вестник ВАС РФ. 2006. N 1. С. 5.

[123] См.: Сборник законодательства по автомобильному транспорту. М., 1964. С. 157, 167.

Договор об организации перевозки грузов

Договору об организации перевозки грузов принадлежит важная роль в придании транспортному процессу стабильности при осуществлении перевозчиком систематических перевозок грузов постоянного клиента-грузовладельца (грузоотправителя). Этот договор устанавливает между ними правоотношения на долгосрочной основе для обеспечения гарантированных разовых перевозок грузов с установленной периодичностью в течение длительного времени.

Договор закреплен ГК (ст. 798) и транспортными законами. Только в ВК такой договор вообще не упоминается.

В других транспортных кодексах и уставах степень конкретизации предмета договора, его условий, обязанностей сторон, формы договора неодинакова.

В УАТГНЭТ договор об организации перевозки грузов лишь упоминается в связи с регулированием вопроса о порядке заключения разового договора перевозки груза. В ч. 5 ст. 8 этого Устава указывается, что договор перевозки груза заключается посредством принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя, если имеется договор об организации перевозки грузов. Между тем в ранее действовавшем Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. он именовался годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом и был детально урегулирован в ст. 36.

УЖТ в отличие от УАТГНЭТ не только сохранил положения норм действовавшего ранее Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., которые регулировали договор об организации перевозки грузов, но и дополнил их положениями о письменной форме договора, а также принятия на его основе заявок на перевозку конкретных грузов (ст. 10 УЖТ).

КВВТ в регулировании указанного договора пошел дальше дублирования положения ст. 798 ГК. Воспроизведя определение договора об организации перевозки грузов, данное в ГК, он урегулировал соотношение между этим договором и договором разовой перевозки груза. Оно выражается в том, что условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок [1] , считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 КВВТ). КВВТ закреплены условия договора об организации перевозок грузов.

Возможность заключения перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических морских перевозок грузов долгосрочных договоров об организации перевозок предусмотрена КТМ (ст. 118). Он регулирует вопросы соотношения между долгосрочным договором об организации морских перевозок и договором морской перевозки груза [2] .

Таковы основные особенности регулирования договора об организации перевозки грузов в транспортных кодексах и уставах.

Понятие договора об организации перевозки грузов

В соответствии со ст. 798 ГК это соглашение, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Правовая природа договора об организации перевозки грузов оценивается цивилистами по-разному. Одни рассматривают его как предварительный договор [3] , другие считают, что он относится к числу организационных договоров [4] . Сторонники предварительного характера указанного договора исходят из того, что «заключение договора об организации не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения» [5] .

Авторы причисления договора об организации перевозки грузов к организационным договорам обращают внимание на тот факт, что в соответствии с законом (ст. 429 ГК) предварительные договоры заключаются в форме, установленной для основного договора, но «форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов» [6] . Еще один аргумент сводится к тому, что договор об организации перевозки предполагает заключение не одного, а множества договоров [7] .

При оценке характера договора об организации перевозки грузов следует исходить из положений теории гражданско-правовых договоров, согласно которой организационные договоры подразделяются на предварительные, генеральные, многосторонние [8] . Так называемые генеральные договоры заключаются в сфере предпринимательской деятельности. На основании и во исполнение указанных договоров стороны заключают целый ряд конкретных однотипных договоров. Именно такую функцию выполняет разновидность генеральных договоров – договоры об организации перевозок грузов, на основании которых заключаются договоры перевозки конкретных грузов. На это указывает Е. А. Суханов, который в качестве примера генеральных договоров называет «направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные им договоры перевозок с грузоотправителями, служащие основанием для последующего заключения договоров перевозки конкретных грузов» [9] .

По своей правовой природе договор об организации перевозки грузов является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и оформили договор в установленном порядке. К существенным условиям договора относятся объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также порядок расчетов.

Другие статьи:  Оформить заявку на кредит наличными в банке русский стандарт

Договор является взаимным. На стороны возлагаются встречные обязательства по организации перевозочного процесса на длительное время. Этот договор относится к числу формальных. Он заключается в простой письменной форме.

  • [1] В отличие от ГК, в УЖТ и УАТГНЭТ, транспортных кодексах (КВВТ и КТМ) в наименовании этого договора слово «перевозка» применяется во множественном числе, что, на наш взгляд, более точно отражает суть договора.
  • [2] Соотношение долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов с договором морской перевозки груза рассматривается в параграфе 12.2 данного учебника.
  • [3] См.: Завидов Б. Д. Комментарий к Федеральному закону «О транспортно- экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. М., 2003. С. 7; Ковалкин А. Ю. Толкование и классификация договоров // Российская юстиция. 1996. № 7. С. 40; Косовская В. А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. 2002. № 3. С. 14.
  • [4] См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 4. С. 264; Морозов С. Ю. Транспортное право: учеб. пособие. С. 153.
  • [5]Савичев Г. П. Транспортные и экспедиционные обязательства // Гражданское право: учебник. Т. II. Полутом 2 / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2000. С. 35–36.
  • [6]Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 264.
  • [7] См.: Морозов С. Ю. Указ. соч. С. 155.
  • [8] См.: Суханов Е. А. Общее положение о гражданско-правовом договоре // Российское гражданское право: учебник. Т. II / отв. ред. Е. А. Суханов. С. 142.
  • [9] Там же. С. 144.

Заявки клиента на перевозку. Кому это надо?

Вы – участник ВЭД – заключили общий договор на организацию перевозки грузов (далее – договор) с Экспедитором (не агентом).

Непосредственно из договора с экспедитором, как правило, не возникает обязанности перевозки грузов. Договор носит общий рамочный характер. Также из договора не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке.

Ваш договор организации перевозки грузов – это договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный. Лишь в заявке оговариваются существенные условия конкретной перевозки. В ней устанавливается обязанность экспедитора предоставить Клиенту в определенное место загрузки необходимое транспортное средство, обязанность Клиента предоставить определенный груз, маршрут следования, размер фрахта, ответственность сторон, дата загрузки, место таможенного оформления и т.д.

Итак, Экспедитору нужна заявка как приложение к договору. В нашей практике часто возникает ситуация, что заявка нужна как будто бы только Экспедитору. Мы выпрашиваем корректную заявку, мучаем наших клиентов. Вашему сотруднику недосуг заполнять заявку. Знакомая ситуация? А ведь ваши риски — это стоимость груза, несколько десятков тысяч евро.

Зачем вам заявка?

На основании заявки начинается, по сути, сам процесс организации перевозки. С этого момента для сторон возникают взаимные обязательства по конкретной перевозке: экспедитор начинает заниматься подбором необходимого транспорта для данной перевозки, Клиент обязан предоставить груз для такой перевозки в установленные сроки.

Если стороны халтурно отнесутся к порядку оформления заявки, одна из сторон не подпишет ее, либо стороны не обменяются оригиналами согласованной заявки, в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Такие проблемы могут возникнуть в случае, если иных доказательств организации перевозки Экспедитором одна из сторон по каким-то причинам предоставить не сможет. Иными доказательствами участия Экспедитора в перевозке являются — подписанные акты об оказанных услугах, платежные поручения об оплате за перевозку, экспедиторская расписка и т.д.

Для экспедитора, который сам не осуществляет перевозку, а является посредником и использует привлеченных перевозчиков, вопрос с надлежащим оформлением заявок очень актуален. Подтверждающим документом о надлежащем исполнении перевозки будет являться товарно-транспортная накладная (СМР), но в ней будут указаны реквизиты перевозчика, непосредственно перевозящего груз, и реквизиты грузоотправителя, который может быть отличным от лица, заказывающего транспорт у экспедитора, и ни слова не будет в СМР о том, что организацией данной перевозки занимался экспедитор и ее заказал именно наш Клиент. Поэтому при возникновении спорной ситуации кроме как заявкой доказать причастность к данной перевозке экспедитора, в большинстве случаев, сторонам нечем.

Начало исполнения заявки – организация перевозки груза в виде поиска и назначения фактического перевозчика – не имеет никакой важности, так как отсутствие подписанной заявки на перевозку груза (письменная форма ст. 802 ГК РФ) не считается соблюденной. Договорные отношения по перевозке возникают только в случае передачи груза непосредственно перевозчику. Следовательно, перевозчик не несет ответственность за утрату груза при таком статусе заявки, если, конечно же, не доказано приятие груза к перевозке непосредственно уполномоченным лицом.

Остается уповать на порядочность вашего контрагента. Когда на кону, к примеру, 100000 евро убытка, то прекрасные отношения вдруг портятся, а на сцену выходят юристы. Мы, Еврологистика, и большинство наших коллег – порядочные компании. Но вопрос может быть вокруг содержания заявки. «Мы получали заявку на перевозку БУ станков стоимостью 5000 Евро, а вы утверждаете, что заказывали перевозку нового оборудования с ЧПУ стоимостью 350000 евро» Это вполне реальный сюжет.

Примеры судебной практики:

· Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2011 по делу N А56-59130/2010;

·Постановление ФАС Уральского округа от 25.06.2003 N Ф09-1597/03-ГК по делу N А60-2244/03,

·Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2010 по делу N А72-4200/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу N А56-13124/2010.

В данных решениях суды указали на обязательное наличие заявок, составленных в определенной форме, для подтверждения наличия обязательства между экспедитором и Клиентом.

Составляйте и подписывайте свои заявки сами. Это убережет вас от проблем в случае ущерба грузу. Требуйте подтверждения заявки!

В следующей статье на эту тему мы опишем современные способы экономного оформления заявок (ЭЦП, личные кабинеты и тд.)

26.2. Формы организации перевозок грузов

На железнодорожном транспорте грузоотправители, грузополучатели при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. Договор об организации перевозок заключается в письменной форме (ст. 10—13 Устава железнодорожного транспорта).

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути необщего пользования.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Перевозчик имеет право отказать в согласовании заявки в случае: •

введения согласно Уставу железнодорожного транспорта прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза; •

отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки; •

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; •

в ином случае, предусмотренном Уставом железнодорожного транспорта, иными нормативными правовыми актами.

В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Владелец инфраструктуры имеет право отказать перевозчику в согласовании заявки в случае: •

отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры; •

отказа организаций смежных видов транспорта в согласовании заявки; •

отказа железных дорог иностранных государств в согласовании заявки; •

отказа других владельцев инфраструктур в согласовании заявки; •

введения согласно Уставу железнодорожного транспорта прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования грузов; •

обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки; •

в ином случае, предусмотренном Уставом железнодорожного транспорта, иными нормативными правовыми актами.

В указанных случаях владелец инфраструктуры возвращает перевозчику заявку с указанием причин отказа.

Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке. Порядок и способ уведомления перевозчиком грузоотправителя осуществляющей перевалку грузов организации о принятии заявки или об отказе в перевозке устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок по мере предъявления таких грузов для перевозок.

Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке184, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки.

Перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.

О замене предусмотренного заявкой железнодорожного подвижного состава одного вида подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за 12 часов до момента подачи вагонов под погрузку.

Другие статьи:  Требования к аттестации руководителей

По просьбам грузоотправителей или осуществляющих перевалку грузов организаций в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок.

За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации изменений в принятые заявки, касающихся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, в том числе перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя или осуществляющей перевалку грузов организации, если иное не установлено соглашением сторон, сбор в размере согласно ст. 11 Устава железнодорожного транспорта.

Указанные изменения должны быть согласованы перевозчиком с владельцем инфраструктуры.

В целях организации своевременного выполнения принятых заявок, беспрепятственной передачи грузов на другие виды транспорта и железные дороги иностранных государств владелец инфраструктуры осуществляет непрерывное планирование перевозок грузов.

Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования, либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.

Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте утверждены приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. № 10Ц185.

План формирования грузовых поездов, следующих в пределах инфраструктуры, утверждается владельцем этой инфраструктуры.

На морском транспорте согласно ст. 118 КТМ РФ перевозчик и грузовладелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов. Морские перевозки осуществляются между российскими портами одного и того же моря — малый каботаж (например, из Сочи в Новороссийск), между российскими портами разных морей — большой каботаж (например, из Владивостока в Мурманск), между российским портом и портом иностранного государства — перевозка в заграничном сообщении (например, из Сочи в Сухуми). При этом перевозкой в большом каботаже считается и плавание через международные воды или воды иностранного государства (например, из Новороссийска в Санкт-Петербург вокруг Европы).

При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза. Условия перевозок грузов, согласованные в долгосрочном договоре об организации морских перевозок грузов, считаются включенными в договор морской перевозки груза, если стороны не достигли соглашения об ином. Условия конкретного договора морской перевозки груза имеют приоритетное значение перед условиями долгосрочного договора: в случае если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора морской перевозки груза.

В соответствии со ст.

Предусматриваемые в договорах объемы перевозок определяются характером длительных отношений сторон. Количество груза, предусмотренное предварительным договором на данный месяц, а также согласованное с пароходством к перевозке по заявке грузоотправителя сверх определенного этим договором, грузоотправитель, как правило, предъявляет к отправке подекадно равными частями по пунктам отправления и по пунктам назначения (для обеспечения работы флота по расписанию и по графику движения). Заявки на погрузку грузов и буксировку судов и плотов подаются пароходству заблаговременно в течение сроков, предусмотренных договором об организации перевозок. В тех случаях, когда равномерное отправление грузов исходя из грузоподъемности судов и рода груза невозможно, пароходство и грузоотправитель согласовывают, в каких количествах по заявленным периодам должен быть предъявлен груз к перевозке. В заявке указываются точное наименование и количество груза, пункты отправления, пункты назначения и дни предъявления груза и плотов.

Пароходство обязано подавать тоннаж и тягу, обеспечивая выполнение перевозок, установленных навигационным договором на данный период, равномерно по внутренним согласованным срокам. Не позднее чем за двое суток до наступления периода пароходство сообщает грузоотправителю о приемке к исполнению заявки с указанием дней погрузки и грузоподъемности подаваемых судов. Количество предъявляемых к перевозке грузов по отдельным заявкам отправителя и количество подаваемого пароходством тоннажа и тяги в итоге за месяц должны быть не менее количества грузов и тоннажа (тяги), предусмотренного навигационным договором на данный месяц. Неподача грузоотправителем заявки дает право пароходству использовать флот в течение данного периода для перевозки грузов других отправителей.

Предъявление плотов к буксировке и подача для этой цели тяги производятся по согласованным сторонами календарным графикам. По календарным графикам предъявляются также грузы, перевозимые в судах, и подача тоннажа под них, если это обусловлено соглашением сторон. При перевозке и буксировке по графику пароходство за двое суток до наступления каждого периода составляет и согласовывает с грузоотправителем на основании заявки график погрузки судов и буксировки плотов и сообщает его отправителю. В графике указываются наименование и количество груза или количество древесины в плотах по пунктам отправления и назначения, дни и часы предъявления груза или плотов, подачи тоннажа или тяги. В графике должно быть предусмотрено равномерное предъявление груза по согласованным периодам по пунктам отправления и назначения.

Пароходство в случае неподачи по его вине тоннажа и тяги для выполнения обязательства данного периода обязано по требованию грузоотправителя выделить тоннаж и тягу для восполнения недогруза в течение следующего согласованного периода. Восполнение недогруза производится в пределах навигационного периода.

Порядок выделения тоннажа и тяги для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между пароходством и грузоотправителем. При нарушении согласованного порядка пароходство за неподачу тоннажа и тяги и грузоотправитель за непредъявление груза к перевозке несут штрафную ответственность (ст. 115 КВВТ).

Пароходство имеет право при наличии груза у отправителя производить в пределах количества, предусмотренного соглашением на данный период (по пунктам отправления и назначения), сгущение подачи тоннажа для создания укрупненных буксируемых составов и загрузки отдельных судов, следующих в одном направлении, а также для восполнения недогрузов, имевших место в течение данного периода. Сгущение подачи тоннажа производится перевозчиком с обязательным учетом перерабатывающей технической способности погрузочных пунктов и допускается не более чем на 25% против нормы отправки груза, установленной на данную декаду. Сгущение более чем на 25% против нормы, а также сгущение подачи тоннажа под погрузку скоропортящихся грузов производится лишь по соглашению сторон.

О дне подачи тоннажа в счет сгущенной нормы пароходство обязано уведомить грузоотправителя не позднее чем за 24 ч до начала подачи тоннажа или тяги. Тоннаж, поданный в порядке сгущения без уведомления грузоотправителя и последним не загруженный, не засчитывается в выполнение навигационного договора.

Автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Годовой договор может заключаться автотранспортным предприятием или организацией и со снабженче- ско-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ для грузоотправителей и грузополучателей.

По годовому договору на перевозку грузов автомобильным транспортом автотранспортное предприятие или организация обязываются в установленные сроки принимать, а грузоотправитель — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом разрабатывается с участием заинтересованных министерств и ведомств и утверждается федеральным исполнительным органом в области автомобильного транспорта.

Порядок и сроки заключения годовых договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом предусматриваются правилами.

При постоянных хозяйственных связях автотранспортное предприятие или организация и грузоотправитель могут продлить на следующий год действие годового договора на перевозку грузов автомобильным транспортом.

ВК РФ не регламентирует договоров об организации перевозок, но в силу общего правила ст. 798 ГК РФ такого рода договоры заключаются между воздушно-транспортными предприятиями и грузовладельцами.

Перевозка в прямом смешанном сообщении. К организации перевозок грузов относится также организация отношений между перевозчиками разных видов транспорта в прямом смешанном сообщении.

Согласно ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

В соответствии со ст. 65 Устава железнодорожного транспорта перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным и автомобильным транспортом. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.

Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении определяется заключенными в соответствии с законодательством РФ соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта.

Между организациями соответствующих видов транспорта заключаются соглашения, которые определяют порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Правила таких перевозок разрабатываются и утверждаются совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта.

В прямое смешанное сообщение включаются заранее определенные звенья транспорта: железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов, аэропорты, морские и речные порты, автомобильные станции, совместно определенные федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта186.

Порты, автомобильные станции считаются включенными в прямое смешанное сообщение со дня поступления переданного с помощью телеграфного или иного в письменной форме способа извещения об этом с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций в сборниках правил перевозок и сборниках тарифов федерального органа исполнительной власти в области транспорта.

Железнодорожные пути в речных портах, предназначенные для перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, могут принадлежать владельцам инфраструктур или осуществляющим перевалку грузов в портах организациям.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении их перегрузка обеспечивается: •

портами при перегрузке грузов с судов и со складов портов в вагоны, а также из вагонов на суда и склады портов; •

перевозчиками при перегрузке грузов из вагонов и со складов железнодорожных станций на автомобили, а также из автомобилей в вагоны и на склады железнодорожных станций.

Общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов187.

В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.