Договор об образовании союзного государства россия заключила с

Договор об образовании сообщества России и Беларуси (утратил силу в соответствии со статьей 70 часть 1 Договора о создании Союзного государства)

Российская Федерация и Республика Беларусь, именуемые далее Сторонами, основываясь на исторически сложившейся общности судеб своих народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению, выраженную в итогах майского (1995 года) референдума в Республике Беларусь и в октябрьских (1995 года) решениях палат Федерального Собрания Российской Федерации, основываясь на положениях Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года, подтверждая свое участие в Содружестве Независимых Государств, Договоре между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, договорились о нижеследующем:

Стороны решили на добровольной основе образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество России и Беларуси в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

Сообщество основано на принципах суверенитета и равенства Сторон, демократии и уважения прав человека, общепринятых принципов и норм международного права.

Стороны согласовывают свою внешнюю политику, общие позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью.

В целях обеспечения надежной безопасности Стороны разрабатывают общие принципы военного строительства, использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с национальным законодательством.

Для создания единого экономического пространства, эффективного функционирования общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы Стороны до конца 1997 года синхронизируют этапы, сроки и глубину проводимых экономических реформ, создают единую нормативно-правовую базу для устранения любых межгосударственных барьеров и ограничений, создания равных возможностей для свободной экономической деятельности.

В этот период Стороны образуют унифицированную систему антимонопольного законодательства, налогов, государственной поддержки производства, режима инвестиций, норм и правил охраны труда, а также завершат создание общего таможенного пространства с объединенной службой управления.

До конца 1996 года Стороны обеспечат проведение мер по формированию общей транспортной системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров, а также объединенной энергосистемы, общего научно-технологического и информационного пространства.

Стороны согласуют, начиная с 1997 года, структурную политику дальнейшего развития своих экономик, имея в виду создание промышленного и аграрного хозяйственных комплексов, основанных на взаимодополняемости экономик, максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда, специализации и кооперировании производства.

Начиная с 1997 года, осуществляется переход к составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию в интересах Сторон.

До конца 1997 года проводится унификация денежно-кредитных и бюджетных систем Сторон, создаются условия для введения общей валюты.

Стороны:
обеспечивают равные права граждан Сторон при получении образования, трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий;

вводят единые стандарты социальной защиты;

обеспечивают равное право физических лиц на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на своих территориях;

выравнивают условия пенсионного обеспечения, уровни пособий и льгот ветеранам войны и труда, инвалидам и малообеспеченным семьям;

унифицируют нормы в области охраны труда, социального страхования, производственной и социальной гигиены;

создают общую информационную базу по вопросам занятости населения и наличия трудовых вакансий.

Высшим органом Сообщества является Высший Совет, в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов Сторон, а также председатель Исполнительного Комитета.

Высший Совет в пределах полномочий Сообщества рассматривает и решает важнейшие вопросы развития Сообщества, контролирует и направляет деятельность его органов по исполнению принятых решений.

Высший Совет определяет местонахождение органов Сообщества.

Высший Совет избирает председателя на ротационной основе сроком на два года.

Решения Высшего Совета принимаются на основе единогласия, при котором каждая из Сторон имеет один голос. Председатель Исполнительного Комитета имеет совещательный голос.

Высший Совет утверждает свой статус.

Стороны учреждают Парламентское Собрание, формируемое из равного числа парламентариев от каждой из Сторон.

Парламентское Собрание принимает модельные законодательные акты и вносит соответствующие предложения в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты Сторон и в Высший Совет — по вопросам развития правовой базы Сообщества.

Решения Парламентского Собрания принимаются квалифицированным большинством голосов.

Заседания Парламентского Собрания правомочны, если на них присутствует не менее двух третей депутатов от каждой из Сторон.

Парламентское Собрание принимает свой регламент.

Для организации практической работы по выполнению Договора Высший Совет создает Исполнительный Комитет в качестве постоянно действующего исполнительного органа, а также отраслевые органы управления.

Председатель Исполнительного Комитета назначается Высшим Советом.

В состав Исполнительного Комитета входит равное число представителей Сторон. Персональный состав представителей Сторон в Исполнительном Комитете утверждается главой соответствующего государства.

разрабатывает проекты и программы по реализации целей и задач Сообщества;
предложения по финансированию мероприятий, осуществляемых Сообществом;

предложения по созданию органов и организаций, обеспечивающих решение соответствующих задач Сообщества, и вносит их на утверждение Высшего Совета;

разрабатывает и утверждает мероприятия по выполнению решений Высшего Совета, утвержденных проектов и программ Сообщества, организует и контролирует их выполнение;

координирует деятельность других органов и организаций, привлекаемых каждой из Сторон для осуществления проектов и программ Сообщества;

заключает от своего имени соответствующие гражданско-правовые договоры;
в пределах выделенных в бюджет Сообщества средств осуществляет финансовое и иное обеспечение реализуемых проектов, программ и отдельных мероприятий;

ежегодно представляет Высшему Совету отчеты о ходе исполнения проектов и программ Сообщества.

Функции Исполнительного Комитета, порядок его деятельности определяются положением об этом Комитете, утверждаемым Высшим Советом.

Исполнительный Комитет имеет аппарат, численность которого устанавливается Высшим Советом.

К функциям создаваемых органов Сообщества относятся:

проведение общей экономической и социальной политики, разработка и реализация совместных программ;

формирование единой нормативно-правовой базы;

осуществление мероприятий, направленных на унификацию денежно-кредитных, налоговых и бюджетных систем;

разработка и осуществление мер, создающих условия для введения общей валюты;

формирование единой энергетической, транспортной систем и системы связи;

рациональное размещение новых и модернизация существующих производственных мощностей;

взаимодействие в решении вопросов занятости населения;

согласованное осуществление внешнеэкономических связей;

совместная организация таможенного дела;

формирование единых стандартов, эталонов, метрических систем, статистики;

всемерное содействие развитию общего научного, образовательного и культурного пространства;

взаимодействие в обеспечении охраны окружающей среды, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;

создание единой метеорологической службы;

взаимодействие в обеспечении безопасности и охране границ.

Высший Совет и Исполнительный Комитет вправе в пределах своей компетенции принимать решения, подлежащие непосредственному их исполнению, без ущерба конституциям Сторон либо решения, подлежащие трансформации в национальное законодательство.

Бюджет Сообщества формируется за счет ежегодного отчисления средств из государственных бюджетов Сторон и направляется на финансирование общих программ и содержание органов Сообщества. Стороны на основе дополнительных соглашений передают органам Сообщества имущество, необходимое для осуществления возложенных на них полномочий. Это имущество является совместной собственностью Сторон и используется исключительно в их общих интересах.

Участвуя в Сообществе, каждая из Сторон сохраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, свою Конституцию, Государственный флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственной власти.

Государства, образующие Сообщество, являются субъектами международного права и самостоятельно устанавливают дипломатические и консульские отношения, торговые и иные связи с иностранными государствами, заключают международные договоры.

Стороны сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях.

Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство определяются референдумами, которые проходят на территориях Сторон в соответствии с их национальным законодательством.

Настоящий Договор открыт для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора.

Настоящий Договор временно применяется со дня подписания, подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Совершено в г. Москве 2 апреля 1996 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Союзное государство – новый интеграционный феномен на пространстве СНГ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

8 декабря 1999 года был заключен Договор о создании Союзного государства. Правовой базой для столь значительного в региональных масштабах документа послужили: Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации от 25 декабря 1998 года, Устав к Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 23 мая 1997 года, Договор о Союзе Беларуси и России (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 2 апреля 1997 года, Договор об образовании сообщества России и Беларуси (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 2 апреля 1996 года, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года.

Другие статьи:  Приказ минтруда и соцразвития 997н от 09122019

Следует отметить, что предпосылками для столь тесной интеграции двух государств явились как экономические интересы, так и фактор исторической близости народов. Россия и Белоруссия на протяжении долгих веков были и остаются братскими народами. Это было обусловлено рядом факторов, таких как этническое единство народов, принадлежность к единой православной вере, близость языков, принадлежность к единому геополитическому пространству. Но, как уже отмечалось выше, не менее важную роль в ускорении интеграционных процессов между этими двумя государствами сыграло совпадение экономических и политических интересов, что в результате привело к созданию Союзного государства.

Идея создания Союзного государства возникла еще в 90-х годах прошлого столетия, однако сам процесс объединения двух государств затянулся на целое десятилетие. Основной целью данного союза была и остается социально-экономическая и политическая реинтеграция на территории бывшего СССР. В течение всех этих лет шла подготовка нормативно-правовой базы, определялась социальная политика, создавался экономический фундамент нового субъекта международного права. Процесс создания союза затянулся из-за осложнения российско-белорусских отношений в первой половине 90-х годов. Осложнились как экономические, так и политические, социальные отношения двух государств. В промышленной сфере резко сократились объемы совместного производства. Одной из причин сокращения совместного производства в начале 90-х годов было несовпадение экономических моделей двух государств: если российская сторона осуществляла форсированную приватизацию и переход к рыночным механизмам управления экономикой, то Беларусь сохранила административные рычаги в организации промышленного производства, планирование, госзаказ и т. д. По мнению ведущего научного сотрудника Института Экономики РАН Юрия Година, различия в экономиках двух государств сохраняются по сей день даже в рамках Союзного государства. Кардинальное отличие заключается в экономической стратегии, которой придерживаются государства: Российская Федерация применяет либеральный подход в области экономики, что заключается в ослаблении роли государства в сфере частного предпринимательства, использует так называемую «шоковую терапию», в результате чего упраздняет многие ключевые функции государства в экономической и социальной сфере. Невзирая на кардинальные отличия в экономических системах двух государств, и Российская Федерация, и Республика Беларусь продолжают предпринимать шаги для восстановления деструктурированных хозяйственно-экономических отношений.

По мнению некоторых специалистов, период становления Союзного государства можно разделить на три этапа (в частности такая периодизация приводится белорусским специалистом П.А.Кохно):
1) с 1992 по 1996 год, т. е. с периода установления первых дипломатических отношений и заключения первых интеграционных Соглашений, а именно Соглашения о создании межгосударственных хозяйственных структур различных организационно-правовых форм, подписанного в июле 1992 года, до подписания Договора об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 года;
2) с 1997 по 1999 год, т. е. с подписания Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 до заключения Соглашения о Создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года;
3) с 1999 года по настоящее время.

Итак, как уже выяснилось из вышеприведенной периодизации, первый этап начался в 1992 году с подписания Соглашения о создании межгосударственных хозяйственных структур различных организационно-правовых форм 1992 года. Благодаря этому Соглашению удалось сохранить от разрушения многие промышленные предприятия, а также акционерные общества. В 1995 году между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки и параллельно Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года. Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки 1995 года дало значительный толчок для сближения сотрудничества между неправительственными организациями в сфере науки, культуры, а также между культурными фондами и другими объединениями. А 26 мая 1995 года произошло другое знаменательное событие в жизни обеих государств, означающее необратимость их интеграции: у белорусской деревни Речка был снят символический пограничный знак. С тех пор перестала существовать граница между Беларусью и Россией. Основной целью всех этих действий было максимально сблизить отношения двух государств, двух народов во всех сферах жизнедеятельности. Сближение отношений наблюдалось во всех отраслях, например, согласно Соглашению о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года был введен режим свободной торговли без изъятий и ограничений на основе общепринятых нормэкономических отношений ВТО. В соответствии с Соглашением о Таможенном Союзе 1995 года основной целью этого документа является создание единого экономического пространства и единой таможенной территории, предусматривающее отмену таможенных пошлин, сборов, налогов, а также количественных ограничений в торговле между этими двумя государствами. Таможенный союз положил начало экономическому объединению двух государств.

Первые признаки Союзного государства стали проявляться уже в 1996 году, когда президенты Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукашенко подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. За этим Договором последовало подписание второго, не менее значимого для перспективы Союзного государства Соглашения о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России, которое было подписано в Санкт-Петербурге в этом же году. Согласно последнему Соглашению были сформированы рабочие группы, на которые была возложена обязанность по разработке механизма функционирования этого Сообщества. В качестве главного органа новообразования был создан Высший Совет, куда входили президенты, председатели правительства и парламента этих двух государств.

Создание этого Сообщества было результатом всех интеграционных процессов, которые продолжались с начала 90-х годов. Основной целью этой структуры было способствовать еще более глубокой политической, социальной, а самое главное экономической интеграции. Еще одной целью всех этих интеграционных процессов было максимальное сближение народов указанных государств и их готовность к образованию Союза двух государств, что являлось конечной целью процесса сближения.

Второй этап единения двух государств можно исчислять с 1997 года, когда между Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. Договор был зарегистрирован в ООН в 1997 году. Вторая фаза сближения отношений двух государств предусматривала создание единых институциональных механизмов, определение задач и функций Союза.

Согласно таким учредительным документам, как Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации от 25 декабря 1998 года, Устав к Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 23 мая 1997 года, Договор о Союзе Беларуси и России (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 2 апреля 1997 года, Договор об образовании сообщества России и Беларуси (утратил силу в соответствии со статьей 70 части 1 Договора о создании Союзного государства) от 2 апреля 1996 года, Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года, перед Союзным государством стоит большая задача по созданию условий фактического функционирования новообразования. Сторонам нужно решить такие важные вопросы, как создание единого унифицированного законодательства, единой системы государственных органов, единого экономического пространства, единой валюты, единой таможенной системы, выработка единой внешнеполитической стратегии и т. д.

Однако сложность реализации этих задач заключается в том, что при этом указанные государства сохраняют свой суверенитет в пределах своей территории. Именно это и подчеркнул заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борис Пастухов: «…нам необходимо в рамках строительства Союзного государства, сочетающего в себе элементы федерации и конфедерации, обеспечить целесообразную жизнедеятельность двух национальных систем законодательной, исполнительной и судебной властей и функционирование единых союзных органов, двух президентов при суверенном равенстве двух государств».

В Уставе Союза были четко обозначены основные принципы, согласно которым создавалось это образование. Принцип добровольности является принципом первостепенной важности. Это означает, что государства должны объединяться постепенно, добровольно без принудительного механизма, исходя из воли их народов. К числу остальных принципов относятся те же принципы, которые закреплены в Уставе ООН: суверенное равенство государств, уважение прав человека и гражданина, сотрудничество и взаимопомощь, добросовестное выполнение взаимных обязательств.

В Уставе был сформулирован ряд первоочередных задач, стоящих перед Союзом. К ним в первую очередь относится выработка общих позиций по международным вопросам, разработка единой политики в области совместной обороны, обеспечение совместной безопасности в политической области, содействие интенсивному наращиванию экономического потенциала обоих государств, создание и развитие единой хозяйственной базы, укрепление торговых отношений, эффективное использование экономического потенциала двух государств. В качестве приоритетных задач в социальной сфере выделены обеспечение равных прав граждан Союза, унификация систем социального обеспечения. Перед Союзом стояла задача создать необходимые органы для реализации всех вышеназванных задач. Эта ответственность легла на Исполнительный комитет Сообщества, по решению которого в 1997 году был учрежден Комитет Союза по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды.

Другие статьи:  Госпошлина раздел долга

Для интенсификации интеграционных процессов главы двух государств в ходе своей встречи в Москве 25 декабря 1998 года подписали ряд отдельных соглашений: Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования. В Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси были закреплены такие демократические принципы, как соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на базе общепризнанных норм международного права, которые легли в основу механизма деятельности всего Союза. Все эти подписанные соглашения создали фундаментальную базу для заключения итогового документа о создании Союза.

В 1999 году было достигнуто Соглашение о создании Союзного государства России и Беларуси, что положило начало третьему этапу взаимной интеграции между двумя государствами, которая продолжается до настоящего времени. Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — государства-участники) создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. В Договоре четко оговорены цели и принципы Союзного государства, принципы формирования единого экономического пространства, правила функционирования государственных органов, а также приведен перечень вопросов, относящихся как к совместному ведению Союзного государства и государств-участников, так и к исключительной компетенции Союзного государства. В самом Договоре подчеркивается перспектива принятия Конституции в случае реализации всех поставленных перед Союзом задач.

К договору прилагается «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь», в которой содержится информация об этапах создания Союза, раскрывается содержание ранее поставленных перед Союзом задач и сроки их исполнения. Окончательный Договор о Союзном государстве был подписан главами двух государств В.В.Путиным и А.Г.Лукашенко 25 января 2000 года в Москве.

Таким образом, на международной арене появился новый субъект международного права. Основанием для создания столь интегрированного образования, безусловно, в первую очередь послужила историческая близость двух народов. Именно по этой причине решение глав двух государств всецело поддержало все население как России, так и Беларуси, для этого не было никаких преград.

Основной целью этого интеграционного процесса было и остается слияние потенциала двух государств с целью дальнейшего увеличения как экономического потенциала обоих государств, так и их политического влияния на мировой арене. Интеграционные процессы идут в основном по трем направлениям: 1) социально-экономическая (сюда входит промышленная и энергетическая сфера) интеграция; 2) социально-культурная интеграция; 3) военная интеграция.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В экономической сфере сотрудничество основывается на взаимовыгодных началах, так как Беларусь среди всех стран СНГ обладает наибольшим аграрным и промышленным потенциалом, но 90 % всех ресурсов получает из России, испытывая, таким образом, огромную экономическую зависимость от нее.

Россия также является для Белоруссии важным рынком сбыта экспортной продукции. Следует отметить, что в Белоруссии также сильно развиты такие отрасли, как машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность, и больше 50 % своего промышленного экспорта она реализует именно в России. Белоруссия, в свою очередь, на сегодняшний день является выгодным экономическим партнером для России. Именно через территорию Белоруссии проходят основные торговые коридоры России в Европу. Она является для России дешевым и безопасным транзитным путем. Это намного выгоднее для нашей страны, нежели поставлять сырье на Запад через территорию Украины или же через территорию других приграничных государств. Следует отметить, что тесное экономическое сотрудничество в рамках Союзного государства благоприятно повлияло на экономику как Республики Беларусь, так и Российской Федерации. ВВП Белоруссии за 2009 год увеличился на 0,2 %, а международные резервные активы Белоруссии за прошедший год возросли на 84,4 %. Согласно статистическим данным, приведенным Гоcударственным Секретарем П.П.Бородиным в докладе «Программы Союзного государства России и Беларуси: одиннадцать лет успешного партнерства», ситуация обстоит следующим образом. В целом за период 1995–2006 гг. товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь возрос почти в 4 раза: с 5,2 млрд. долл. США до 34 млрд. долл. США. Однако за последнюю пару лет в связи с кризисом и понижением покупательского спроса товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь упал до 22–25 млрд. долларов США. А объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2007 года оценивается в Республике Беларусь примерно в 16772 млрд. рублей (около 202 млрд. российских рублей), в Российской Федерации – в 3992,7 млрд. рублей. Эти показатели на 16,5 и 21,2 % больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Энергетическую сферу сотрудничества двух государств можно оценить как одну из наиболее динамичных. В этой сфере тоже создан ряд совместных белорусско-российских компаний. К числу последних в первую очередь следует отнести «Славнефть», которая изначально была создана как совместное белорусско-российское предприятие, но затем в 2002 году правительство Республики Беларусь реализовало принадлежавший республике пакет акций «Славнефти» в размере 10,83 %. 18 декабря 2002 года на аукционе в Москве был продан находившийся в российской федеральной собственности пакет акций «Славнефти», составлявший 74,95 % от уставного капитала Компании. В газовой отрасли примером тесного сотрудничества белорусского «Белтрансгаза» с российским АО «Газпром» явилось проведение газопровода «Ямал–Европа». Газопровод «Ямал–Европа» введен в эксплуатацию 6 ноября 1999 года. Общая протяженность газопровода составляет более 2 тыс. км. Газопровод проходит по территории России, Белоруссии и Польши. Проектная мощность первой нитки газопровода – около 33 млрд. куб. м газа в год. Белоруссия для России является не только надежным энергетическим партнером, но и выгодным транзитным коридором. Через территорию Республики Беларусь российский газ поступает в Литву, Польшу, Германию.

Начало 2010 года можно оценить как очень плодотворное с точки зрения реализации новых проектов в этой сфере. 29 января 2010 года в Москве Российская Федерация и Республика Беларусь подписали Контракт на поставку российской электроэнергии на 2010 год. «Интер РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго» сотрудничают на основе долгосрочных договоров на поставку и транзит электроэнергии через сети энергосистемы Беларуси. По этим договорам в 2010 году «Интер РАО ЕЭС» намерено поставить в Беларусь 3 млрд. кВт. ч электроэнергии в соответствии с балансом Союзного государства и до 2,5 млрд. кВт. ч электроэнергии на основе принципов коммерческой целесообразности.

Важным событием также стало достижение соглашения об условиях поставки российской нефти в Белоруссию. В Протоколе, подписанном 27 января 2010 года в дополнение к Межправительственному Соглашению о поставках нефти от 12 января 2007 года заместителем председателя правительства РФ Игорем Сечиным и первым вице-премьером Белоруссии Владимиром Семашко, предусматривается беспошлинная поставка 6,3 млн. тонн российской нефти в Белоруссию, а остальной объем импортируемого сырья, что составляет примерно 21 млн. тонн, белорусская сторона будет закупать с уплатой полной российской экспертной пошлины на нефть. С 1 февраля 2010 г. на 11 % повышены тарифы на транспортировку нефти на белорусские НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) и транзит российской нефти по магистральным нефтепроводам через территорию Белоруссии. С 1 февраля тарифы будут исчисляться в российских рублях (ранее было евро).

Еще одним значимым контрактом в рамках Союзного государства за этот год был Контракт о поставках труб нефтегазового сортимента белорусским металлургическим заводом для Роснефти.

Основную часть экономической интеграции, безусловно, занимают совместные союзные программы. По словам П.П.Бородина, на них расходуется более 80 % бюджетных средств Союзного государства. Сюда относится программа по выпуску большегрузных автомобилей, соответствующих стандарту ЕВРО–2 и ЕВРО–3, программа «Союзный телевизор», а также совместные оборонные заказы (180 российских оборонных предприятий поддерживают контакты со 120 заводами белорусского ВПК), совместные программы в сфере машиностроения (БелАЗы, МАЗы), совместные программы в сфере сельского хозяйства (производство льна, картофелеведение).

Не менее важное место отводится и российско-белорусским совместным предприятиям в различных отраслях экономики, транснациональным финансово-промышленным группам. Все эти программы являются серьезным толчком для развития благосостояния государств – участников Союзного государства. Развитие национальной промышленности, государственных программ ведет к увеличению рабочих мест в создаваемых совместных компаниях. По словам П.П.Бородина, «крупнейшей программой должен стать мега-проект по созданию интегральной сети транснациональных транспортных коридоров, систем связи и управления грузовыми и пассажирскими потоками по направлениям «Европа–Беларусь» и «Россия – Страны АТЭС». Этот проект рассчитан на 12–15 лет. По завершении его осуществления должно появиться порядка 47 тыс. км транспортных путей для всех видов транспорта и 23 тыс. км оптоволоконных сетей. Стоимость программы высока: она оценивается в 3,8 трлн. долларов США. Однако эта программа сможет сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу в 2–3 раза, а время их обработки в перевалочных пунктах – в 5–6 раз. В итоге, по оценкам экспертов, объем товаропотока возрастет в 60–70 раз, а скорость обмена информацией — в 10–14 раз».

Другие статьи:  Есть штраф за утерю прав

К числу крупнейших Финансово-промышленных групп (ФПГ), существующих в рамках Союзного государства, относится также ФПГ по производству автомобилей, которая была создана в 1997 году и в состав которой вошли Ярославский моторный завод, Минский автозавод (МАЗ) и Минский завод колесных тягачей. Другой крупной ФПГ в области автомобильной промышленности является «БелРусАвто», куда входят 8 российских и белорусских предприятий и 3 коммерческих банка. Последние годы в области машиностроения наблюдалось более тесное сотрудничество между белорусскими заводами МАЗ и БелАЗ с Ярославской областью. Однако следует отметить, что основной проблемой реализации всех этих проектов является недостаточность финансовых средств.

ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В сфере военного сотрудничества был заключен ряд двусторонних соглашений. К их числу относятся: Соглашение, подписанное 26 октября 1995 года, между Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности и Министерством промышленности Республики Беларусь «О сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими ресурсами производства продукции для государственных нужд и целевых программ». В 1997 году был подписан другой Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве, а в 1998 году в Москве были подписаны новые документы о военном сотрудничестве.

Государства-участники также заключили ряд соглашений в области противодействия терроризму, наркоторговле, нелегальной миграции и т. д. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь было подписано 3 февраля 2009 года в Москве Президентом Дмитрием Медведевым и Президентом Александром Лукашенко. Планируется, что боевой состав единой системы ПВО будет включать пять авиационных частей, десять зенитных ракетных частей, пять радиотехнических и одну часть радиоэлектронной борьбы.
29 января 2010 года в Москве министрами обороны обоих государств был подписан план военного сотрудничества на 2010 год. Однако следует отметить, что Российская Федерация и Республика Беларусь не только сотрудничают в области безопасности в рамках Союзного государства, но также принимают участие в проектах в рамках КСОР (Коллективные Силы Оперативного Реагирования) и ОДКБ (Организация Договора о Коллективной Безопасности).

СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Успешно развивается культурное и научное сотрудничество между государствами – членами Союзного государства. Российская Федерация и Республика Беларусь осуществляют ряд проектов для реализации задач, поставленных перед Союзным государством Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 1995 года. Согласно этому Договору осуществляются совместные проекты в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны труда, социальной защиты и пенсионного обеспечения, улучшения состояния окружающей среды, фундаментальных и прикладных наук, включая промышленные исследования, в области взаимного использования достижений современной науки, развития совместной инфраструктуры, образования, подготовки и переподготовки кадров, а также в различных областях культуры, призванные содействовать расширению деловых контактов между творческими союзами и объединениями.

В сфере инновационных технологий стороны реализуют совместный с итальянцами проект СКИФ, суть которого заключается в создании суперкомпьютерных центров. В список научно-производственных программ Союзного государства на 2010 год также входят проект по производству водоподготовительных систем и проект по разработке и производству светодиодной техники.

Стремительные интеграционные процессы в пределах Союзного государства начали постепенно достигать поставленных задач и оправдали эффективность столь тесного сотрудничества. Таким образом, создание Союзного государства явилось важным событием в международных отношениях начала ХХI века и ныне служит положительным примером для других государств СНГ.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 7 (26) 2010

15 лет назад было создано Союзное государство России и Белоруссии

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств Россия и Белоруссия приняли решение об укреплении двусторонних интеграционных связей. С этой целью 2 апреля 1996 года президентами двух стран Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. 29 апреля того же года было создано парламентское собрание как представительный и законодательный орган объединения.

2 апреля 1997 года сообщество двух стран было преобразовано в Союз России и Белоруссии (этот день отмечается как День единения народов двух стран). В течение года был принят устав организации и образованы руководящие органы — Высший совет и Исполнительный комитет.

8 декабря 1999 года главами России и Белоруссии Борисом Ельциным и Александром Лукашенко был подписан Договор о создании Союзного государства (вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран).

Руководящими органами Союзного государства являются Высший государственный совет и Совет министров.

Высший государственный совет, куда входят главы государств, парламентов и правительств, с 2000 года возглавляет президент Белоруссии Александр Лукашенко. Всего состоялось 17 заседаний совета, последнее прошло 25 декабря 2013 года в Москве.

В составе Совета министров Союзного государства — главы правительств России и Белоруссии, государственный секретарь (с 2011 года — Григорий Рапота) и ряд членов правительств двух стран. С июня 2012 года пост председателя совета занимает председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Всего прошло 41 заседание (последнее — 21 октября 2014 года), на которых рассмотрено свыше 800 вопросов в различных областях.

В настоящее время законодательным органом интеграционного объединения является Парламентское собрание Союза России и Белоруссии (возглавляет спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин). В будущем, согласно Договору о создании Союзного государства, ему на смену должен прийти парламент Союзного государства.

Договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает порядка 150 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С 2002 года на разных уровнях обсуждается вопрос о принятии конституционного акта Союзного государства, который должен определить государственное устройство и правовую систему интеграционного объединения. Акт станет промежуточным документом между Договором о создании Союзного государства и его конституцией.

Экономические параметры сотрудничества

В 1998 году был впервые сформирован бюджет Союзного государства размером 585 млн руб. Размер бюджета на 2014 год по расходам и доходам — 4,872 млрд руб., из них отчисления РФ — 3,167 млрд руб., Белоруссии — 1,705 млрд руб. Основная доля расходов (82%) приходится на содержание органов Союзного государства — 3,978 млрд руб. Часть бюджетных средств направлена на финансирование более 36 совместных программ и мероприятий в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, аэрокосмической промышленности, фармацевтики, образования, культуры, здравоохранения, спорта и др.

Внутренний валовый продукт России и Белоруссии — 2,169 трлн руб., из них доля Белоруссии — 3,3%.

По данным Министерства экономического развития РФ и Росстата, на долю РФ приходится 49,5% общего товарооборота ($39,717 млрд), 45,2% товарного экспорта Белоруссии ($16,829 млрд). Основные статьи экспорта Белоруссии в РФ — транспортные средства, машины и оборудование (29,4%), а также продукты питания и сельскохозяйственная продукция (27,8%). Доля РФ в общем импорте Белоруссии — 53,2% ($22,887 млрд), из них 54,5% составляют нефть и другие ресурсы, 12,1% — недрагоценные металлы. Доля Белоруссии в экспорте РФ — 3,8%, в импорте — 4,3%.

По данным премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича, на конец октября 2014 года в Белоруссии действует 2706 совместных предприятий с российским капиталом (каждое третье совместное предприятие с иностранным капиталом в стране). По его словам, за полтора года число таких СП увеличилось на 15%.

За первое полугодие 2014 года российские инвестиции в Белоруссию составили $3,6 млрд, из них $3 млрд — это прямые инвестиции. Из Белоруссии в Россию инвестиции составили $1 млрд, из них прямые — $900 млн.

В 2014 году правительство России одобрило предоставлении Белоруссии льготных кредитов на общую сумму $2 млрд, из них $450 млн было получено Белоруссией в июле. Также в мае 2014 года было объявлено о том, что Банк ВТБ выделит Белоруссии заем в размере $1 млрд.

Россия и Белоруссия взаимодействуют в рамках Таможенного союза, в который также входит Казахстан (начал работу с 1 января 2010 года). Следующим этапом, с 1 января 2012 года, стало сотрудничество в рамках единого экономического пространства. С 1 января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз.

Взаимные поездки

Результатом интеграционных процессов стало создание фактически единого миграционного пространства: граждане двух стран могут совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля, имеют возможность находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней. В настоящее время прорабатывался комплекс вопросов, связанных с созданием единого визового пространства.