Договор комиссий преимущество

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 1, январь 2008

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Преимущества применения договора комиссии организациями розничной торговли, перешедшими на упрощенную систему налогообложения

Рубрика «Налогообложение»

А.В. ДЕМКО, экономист

С 1 июля 2007 г. многие субъекты хозяйствования получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 119). Однако при осуществлении розничной торговли применение упрощенной системы налогообложения выгодно не всегда.

Одним из вариантов оптимизации налогообложения является применение договора комиссии.

В соответствии со ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Важной особенностью заключения договора комиссии является то, что в соответствии со ст. 886 ГК вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Комиссионер вправе удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.

В случае объявления комитента экономически несостоятельным (банкротом) указанное право комиссионера прекращается, а его требования к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, удовлетворяются в соответствии со ст. 340 ГК наравне с требованиями, обеспеченными залогом.

Ценообразование на товары, переданные на комиссию, в данном случае осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение). Оно имеет некоторые отличия от порядка формирования цен на товары, передаваемые на реализацию розничным торговым предприятиям посредством договоров купли-продажи (поставки).

В случае реализации товаров на основании последовательно заключаемых договоров купли-продажи (поставки) и розничной купли-продажи первоначально цена формируется производителем (продавцом, поставщиком) применительно к договору купли-продажи (поставки). Впоследствии цена формируется розничным торговым предприятием применительно к договору розничной купли-продажи.

Согласно подп. 2.5 Положения отпускные цены рассчитываются предприятиями-изготовителями и утверждаются руководителем организации. Поставка на территории республики товаров всем покупателям независимо от форм собственности осуществляется по утвержденным предприятиями-изготовителями отпускным ценам.

Субъекты хозяйствования при реализации произведенной продукции имеют право предоставлять покупателю скидки со сформированной отпускной цены исходя из условий договора. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают порядок применения скидок, где предусматриваются конкретные размеры скидок и условия их предоставления. Обязательным условием является предоставление скидки на производимые товары в зависимости от минимальных норм оптовой отгрузки, устанавливаемых при необходимости республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с их компетенцией. До установления указанными государственными органами и организациями данных норм субъекты хозяйствования могут определять их самостоятельно.

При последующей реализации продукции (товаров) оптовая или торговая надбавка взимается к отпускной цене, уменьшенной на размер предоставляемой скидки.

Предприятия-изготовители имеют право определять применение единых отпускных цен, установленных в соответствии с Положением, всеми организациями оптовой торговли при поставке товаров в розничную торговую сеть с предоставлением в их пользу оптовой скидки. При последующей реализации товаров, поставляемых на этих условиях, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, взимают торговые надбавки к отпускным ценам, утвержденным предприятиями-изготовителями.

Розничные цены на товары (продукцию, реализуемую населению) формируются субъектом хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю, исходя из:

  • отпускной цены;
  • оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков);
  • торговой надбавки, определяемой субъектом хозяйствования, исходя из конъюнктуры рынка, взимаемой к отпускной цене или цене импортера (если не установлено ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), но не выше 30 %, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников, за исключением товаров, указанных в ч. 2 подп. 3.1 Положения.

Субъекты хозяйствования — импортеры, осуществляющие розничную торговлю, формируют розничные цены на импортированный ими товар исходя из затрат на его приобретение и конъюнктуры рынка.

Торговые надбавки к отпускным ценам применяются на социально значимые товары — в пределах, устанавливаемых областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом в соответствии с законодательством; на социально значимые товары и иные отдельные группы товаров — в пределах, устанавливаемых Министерством экономики в соответствии с законодательством; на группы товаров, указанные в приложении 6 к Положению, — с учетом конъюнктуры рынка.

В случае реализации товаров на основании договора комиссии формирование цены происходит однократно производителем (комитентом).

В соответствии с подп. 2.5 Положения продажа комиссионерами товаров, переданных им предприятиями-изготовителями как комитентами, осуществляется по утвержденным данными предприятиями-изготовителями ценам без права взимания оптовой или торговой надбавки. Необходимо обратить внимание, что в этом случае речь идет не об отпускных, а о специально сформированных ценах.

Рассмотрим некоторые варианты осуществления розничной торговли с применением упрощенной системы налогообложения.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1 (55), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Договор комиссий преимущество

Договор комиссии — один из наиболее распространенных, он используется при купле-продаже товаров, работ и услуг. Согласно этому договору участникам имущественного оборота предоставляется возможность осуществлять договорные отношения на разных условиях, характерных для развитых рыночных отношений.

«Поверенный» с правами и обязанностями

Договор комиссии относится к числу договоров по оказанию нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций. Его заключают две стороны: комиссионер и комитент. Комиссионер обязуется по поручению комитента за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Особенность договора комиссии, используемой субъектами предпринимательской деятельности, состоит в том, что он позволяет передавать активы комитента (денежные средства либо товары) комиссионеру на достаточно длительный срок, не относя эти активы к доходам, получившей их стороны, и не предполагает начисление процентов за период, в течение которого эти активы находятся у комиссионера. Эта особенность позволяет субъектам хозяйственной деятельности активно использовать договор комиссии как инструмент для налоговой оптимизации.

Доходом комиссионера является комиссионное вознаграждение, получаемое от комитента. Комитентом (доверителем) может быть как юридическое, так и физическое лицо, поручающее комиссионеру куплю-продажу товара в рамках действия договора комиссии.

По своей правовой природе договор комиссии имеет много общего с договором поручения. Как в случае договора поручения, так и в случае договора комиссии исполнитель действует в интересах и за счет доверителя. Оба договора предназначены для того, чтобы регулировать отношения по предоставлению посреднических услуг. Отличие между ними в том, что договор поручения является договором о представительстве, когда поверенный действует от лица доверителя.

Договор комиссии не порождает отношений прямого представительства, и комиссионер действует от своего имени, что исключает возможность возникновения отношений представительства. Поверенный не становится стороной в правоотношениях между доверителем и третьим лицом и, таким образом, не приобретает каких-либо прав и обязанностей. В отличие от поверенного, комиссионер становится стороной в соглашении с третьим лицом, приобретает договорные права и обязанности. Не будучи стороной в договоре, третье лицо также является участником комиссионных отношений на стадии исполнения договора, поскольку оно приобретает те права, которые имел комитент относительно имущества.

Такой переход прав не связывает в правовом отношении комитента и третье лицо, так как последнее не может заявить претензии к комитенту относительно качества приобретенного имущества. С другой стороны, и комитент не может взыскать стоимость имущества с третьего лица, так как они не отвечают друг перед другом, а с какими-либо претензиями каждый из них может обращаться лишь к комиссионеру.

Другие статьи:  Приказ минтруда 1061

Сделки с условиями и возражениями

Предметом договора комиссии являются сделки, которые комиссионер заключает с третьими лицами за счет комитента.

В соответствии со ст.1012 Гражданского кодекса существенными условиями договора комиссии являются:

— срок его выполнения;

— территория его выполнения;

— товар, являющийся предметом договора;

Отступление от перечисленных выше условий считается нарушением договора комиссии и влечет за собой либо его расторжение, либо возмещение ущерба, нанесенного таким отступлением. Кроме того, договором могут быть определены другие условия, которые должны соблюдаться сторонами: предоставление в установленные сроки отчетов о проделанной работе, о расходах, связанных с осуществлением операций по договору комиссии, и т.д. В случае если у комитента есть возражения по предоставленному отчету, он имеет право в течение тридцати дней предъявить претензии, иначе данный отчет будет считаться принятым.

Комиссионер обязан совершать сделки на условиях, наиболее выгодных для комитента, и в соответствии с его указаниями. Законодатель определил, что, если в договоре комиссии таких указаний нет, комиссионер обязан совершать сделки в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. Отсутствие указаний в практической деятельности рассматривается как предоставление комиссионеру свободы действий.

Территория, сроки и отчеты

Договоры комиссии в зависимости от условий, установленных в них, подразделяют на:

— договоры продажи (существенным условием которых является продажа комиссионером товара, принадлежащего комитенту);

— договоры покупки (существенным условием которых является приобретение комиссионером товара за счет денежных средств комитента).

В зависимости от территории выполнения договора комиссии подразделяют на:

— внутренние (заключенные между резидентами Украины);

— внешнеэкономические (заключенные между резидентами и нерезидентами Украины).

В зависимости от предмета бывают:

— договоры комиссии товаров;

— договоры комиссии услуг;

— договоры комиссии работ и т.д.

Рассматриваемый договор может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. Сроком действия договора комиссии является период времени, на протяжении которого комиссионер обязан выполнить все обязательства по договору комиссии.

Действия комиссионера не исчерпываются совершением сделки, он обязан отчитаться перед комитентом, передать ему имущество или деньги, что также требует времени.

Контроль за использованием активов, переданных комиссионеру, осуществляет комитент по собственному желанию. Так, например, в договор комиссии можно включить требование комиссионера предоставлять отчет об остатках переданных ему активов или об их использовании. Отказ от предоставления таких отчетов, факт нецелевого использования переданных активов или несоблюдение условия сохранности переданных активов могут послужить основанием для расторжения договора комиссии.

Деньги — чужие, нужды — собственные

В практической деятельности часто возникает вопрос об использовании комиссионером на собственные нужды полученных от комитента средств, когда выполнение договора комиссии откладывается на неопределенный срок. Если использование комиссионером на собственные нужды товаров, полученных от комитента для продажи, явно приравнивается к операции продажи этих товаров, то с использованием денежных средств, поступивших на счет комиссионера для приобретения товаров по поручению комитента, ситуация не настолько прозрачна и ясна.
С точки зрения ГНАУ, в этом случае речь идет о нецелевом использовании денежных средств, полученных от клиента, и такие средства являются возвратной финансовой помощью, оказанной комитентом комиссионеру, с вытекающими отсюда налоговыми последствиями. По мнению автора, такая точка зрения не совсем соответствует законодательству.

ГК не устанавливает обязанности целевого расходования денежных средств, переданных комиссионеру комитентом. Несмотря на то что действующими нормами ГК предусмотрено, что сделка заключается за счет комитента, нигде не сказано о том, что комитент обязан совершить предоплату для того, чтобы эта сделка состоялась. Поэтому на практике возможна ситуация, когда расходы по осуществлению сделки несет комиссионер, а комитент возмещает их позже. Это означает, что формулировку ГК «за счет комитента» не следует понимать буквально, то есть что расходы будут оплачены именно из тех денег, которые поступили от комитента, а как уточнение, кто именно при определении результатов сделки, совершенной от лица комитента комиссионером, будет нести расходы по ее осуществлению.

Во избежание претензий со стороны налоговой инспекции комиссионеру следует не доводить остаток денежных средств на своем счету до суммы, меньшей, чем сумма перечисленных ему комитентом денежных средств. Таким образом, при отсутствии отдельного учета полученных от комитента средств будет практически невозможно отследить, какие именно средства были использованы комиссионером на его собственные нужды. Но ни один нормативный акт не говорит об обязанности комиссионера хранить полученные от комитента денежные средства на отдельном счету в банке и отслеживать их целевое использование.

В обязанности комиссионера входит вести учет затрат на совершение предусмотренной договором сделки, а не отслеживать, от кого именно поступили к нему средства, использованные им при совершении сделки. Например, предусмотренная договором сделка не состоялась, но договор комиссии не был расторгнут и со стороны комитента не поступило требование о возврате перечисленных им денежных средств. Поэтому в случае заключения указанного договора комиссионер будет обязан предоставить комитенту отчет о проделанной работе и понесенных расходах, вернуть остаток неиспользованных денежных средств либо потребовать возмещения понесенных дополнительных расходов. Другие виды отчетности и учета указанных денежных средств законодательством не предусмотрены.

Вознаграждение и НДС

Комиссионное вознаграждение, а также вознаграждение за делькредере предназначены для возмещения понесенных комиссионером затрат по выполнению поручения комитента и обеспечения прибыли от такой деятельности. Возмездность договора комиссии порождает обязанность комитента по уплате комиссионного вознаграждения (право комиссионера на получение вознаграждения возникает после выполнения поручения).

Если комиссионер использовал полученные от комитента средства на собственные нужды, то в соответствии с пп.7.9.1 закона «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 №283/97-ВР средства, полученные от комитента на основании договора комиссии, не включаются в состав валового дохода комиссионера. Валовой доход у комиссионера возникает только на момент получения от комитента вознаграждения за выполнение условий договора.

В соответствии с п.4.7 закона «О налоге на добавленную стоимость» от 3.04.97 №168/97-ВР налоговые обязательства по НДС у комиссионера возникают в момент передачи комитенту приобретенных товаров (результатов работ, услуг). Если стороны не предусмотрели размер и порядок выплаты комиссионного вознаграждения, то оно выплачивается после выполнения договора. Размер комиссионного вознаграждения определяется, исходя из суммы, которая обычно взимается за выполнение аналогичных комиссионных услуг.

Отступления с согласия и без

Как уже упоминалось, в соответствии со ст.1017 ГК комиссионер имеет право отступать от указаний комитента, если этого требуют интересы комитента и комиссионер не получил в разумный срок ответа на свой запрос. В этом случае комиссионер должен как можно скорее уведомить комитента о допущенных отступлениях от его указаний. Возможность такого отступления диктуется прежде всего возникновением обстоятельств, угрожающих интересам комитента, когда принятие срочных мер способно предотвратить вероятные убытки. И в такой ситуации комиссионер должен учитывать интересы комитента.

К примеру, можно взять ситуацию с продажей товара по более высокой цене, которая, на первый взгляд, выгодна комитенту, но если он желал освоить данный рынок, то эти действия становятся ему невыгодны. Право действовать без предварительного запроса может быть установлено в договоре с комиссионером, который действует как субъект предпринимательской деятельности. Такая возможность предоставляется комиссионеру-предпринимателю, который действует на рынке как квалифицированный специалист.

В подобной ситуации комитент может предполагать, что комиссионер способен правильно оценить ситуацию и принять лучшее решение. Поэтому комиссионер, как субъект предпринимательской деятельности, обязан лишь уведомить комитента в разумный срок о допущенных отступлениях от указаний, причем комитент в договоре может освободить его от выполнения этой обязанности.

Нормы общие и специальные

В Хозяйственном кодексе, в отличие от ГК, договор комиссии не упоминается вообще. Это означает, что в ХК не содержатся специальные нормы, применяемые исключительно к договору комиссии. Однако в ХК есть общие нормы, применимые ко всем видам хозяйственных договоров. И при оформлении хозяйственных отношений с этими нормами необходимо считаться. Особенно с положениями ч.3 ст.180 ХК, в соответствии с которыми при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.
Нормы ХК, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования, имеют приоритет перед нормами ГК, что следует из положений ч.2 ст.9 ГК: «Законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования». Часть 7 ст.179 ХК определяет, что хозяйственные договоры заключаются по правилам, установленным ГК с учетом особенностей, предусмотренных ХК, другими нормативно-правовыми актами для отдельных видов договоров.

Агентский договор: просто о сложном

Для расширения территории представленности своей продукции торговые и производственные компании нередко используют агентский договор.

Другие статьи:  Адвокат карен похиндян

На практике возникают вопросы не только в связи распределением прав и обязанностей сторон по договору, определением размера вознаграждения, но и такие, не связанные с предпринимательским характером отношений сторон вопросы как деловая цель выбора агентской модели взаимоотношений, особенности налогообложения и документальное подтверждение отношений. Именно в них мы и попробуем разобраться.

В соответствии со ст.1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В случае, если агент действует от своего имени, к отношениям применяются правила о договоре комиссии. Агент самостоятельно, от своего имени, ведет переговоры, заключает договоры с третьими лицами. При этом из содержания этих договоров может не следовать, что он действует как агент.

Если же агент действует от имени принципала, то к отношениям применяются правила о договоре поручения. В этом случае агент действует по доверенности.

Исходя из формулировки ст.1005 ГК РФ возникают вопросы к определению понятия «за счет принципала». Означает ли это, что все расходы, понесенные агентом, подлежат в обязательном порядке отражению в отчете агента и компенсации со стороны принципала (сверх агентского вознаграждения)?

Полагаем, что ответ кроется в принципе свободы договора, а также в целях заключения договора в каждом случае.

Прежде всего, формулировка ГК РФ о совершении сделок в рамках агентского договора «за счет комитента» означает, что принципал предоставляет собственное имущество для реализации. Поэтому предпринимательский риск, т. е. вероятность получения прибыли или получения убытков, ложится на него как на собственника реализуемого товара (имущества).

Конечно, в агентском договоре может быть предусмотрена компенсация некоторых видов затрат агента, на которые он не может влиять. Например, на аренду склада или рекламу. С другой стороны, осуществление этих затрат агентом из своего вознаграждения отвечает рисковому (предпринимательскому) характеру и его деятельности: он сам определяет количество своих сотрудников, способы продвижения и рекламы, площадь и расположение склада и т.п. факторы, которые объективно влияют на финансовые показатели сотрудничества.

По сравнению с договором поставки использование агентского договора (по модели договора комиссии) может иметь следующие преимущества:

1) Товар остается в собственности Принципала до момента его реализации конечным покупателям. Вся выручка также является собственностью Принципала и подлежит перечислению на его расчетный счет в сроки, согласованные сторонами в договоре, агент же получает только вознаграждение.

Это является достаточно важным обстоятельством с точки зрения имущественной безопасности Принципала, который не может быть на 100 % уверен в своем агенте. Например, одновременно с реализацией продукции Принципала агент может заниматься реализацией собственной продукции. В этом случае на имущество нашего Принципала не может быть обращено взыскание по собственным долгам Агента, Принципал может забрать свой товар (имущество) в любой момент. Соответственно, предъявление претензий к Агенту не будет иметь имущественных последствий для основной компании.

2) Учитывая, что товарные остатки являются собственностью Принципала, он может нарабатывать «кредитную историю», брать кредиты под эти товарные запасы.

3) В рамках договора можно полностью прописать стандарты продвижения, рекламы, обслуживания клиентов (начиная от оформления офиса и внешнего вида сотрудников и до сроков реагирования на запросы покупателей, обязанности проведения предпродажной подготовки и т.п.).

4) Агентский договор позволяет варьировать вознаграждение за счет того, что можно возлагать различные функции на его стороны, определять условия увеличения и уменьшения размера вознаграждения в зависимости от показателей деятельности, выполнения отдельных ключевых задач.

Следует иметь в виду, что есть ограничения на использование агентского договора в некоторых сферах деятельности. Например, ФЗ «Об ограничении монополистической деятельности и конкуренции на товарных рынках» содержит запрет на использование в секторе торговли продуктами питания договора комиссии, а именно не допускается, чтобы магазины выступали комиссионерами, то есть брали товар на реализацию с возможностью в любое время его вернуть. Видимо, тем самым защищаются интересы производителей, однако равнозначные по смыслу положения по соглашению сторон могут быть включены в договор поставки (например, о возможности возврата продукции поставщику по истечении срока реализации).

Также есть запрет на использование агентского договора в сферах с ограниченным перечнем «игроков» (газоснабжение и энергоснабжение). Это выглядит обоснованным, поскольку зачастую потребители лишены права выбирать ресурсоснабжающую организацию в конкретном месте, поэтому наличие агента в этих отношениях необоснованно.

Особенности налогообложения и документооборота при заключении агентского договора

По смыслу Гражданского кодекса РФ, принципал, передавая товар на реализацию агенту (посреднику), остается его собственником до момента реализации конечному покупателю. Агент, принимая товар на реализацию, действует от своего имени, но в интересах и за счет принципала. В связи с этим на Агента возложена обязанность выставления покупателям счетов-фактур в случае, если принципал применяет ОСН. Применяемая самим агентом система налогообложения не изменяет этой обязанности и влияет только на налогообложение доходов самого агента (которое состоит из вознаграждения за оказанные услуги).

Передача товара от Принципала Агенту не является реализацией, соответственно счет-фактура при этом не составляется.

Учитывая, что продажа товара осуществляется все-таки принципалом с привлечением посредника, вся выручка от реализации должна быть учтена им при исчислении налога на прибыль и НДС. Агент вознаграждается из доходов принципала. Таким образом, если агент применяет УСН, для принципала его вознаграждение будет безНДС-ным расходом. Агент при налогообложении учитывает только свое вознаграждение и произведенные некомпенсируемые принципалом расходы.

Счета-фактуры, выставленные Агентом своим покупателям, указываются только в Журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, не регистрируются им в своей Книге продаж (абз.6 п.20 Правил ведения книги продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), а передаются Принципалу вместе с Отчетом Агента и учитываются принципалом.

Если агент применяет общую систему налогообложения, на сумму своего вознаграждения он составляет счет-фактуру.

Обращаем внимание на следующий момент. Принципал вправе установить цену, не ниже которой товар должен быть реализован конечным покупателям. В случае, если товар продается на более выгодных условиях, дополнительная выгода делится поровну между Принципалом и Агентом, если иное не предусмотрено договором. Это относится к правилам определения вознаграждения агента, но не отражается на налоговом учете сторон договора! В любом случае вся сумма, полученная агентом от покупателей товара, учитывается принципалом в составе своей выручки. Однако на практике встречаются случаи, когда сумма превышения цены реализации товара над стоимостью, указанной принципалом при передаче товара (назовем ее рекомендуемой ценой для реализации), не учитывается принципалом в составе налоговой базы для исчисления налога на прибыль и НДС.

Агентский договор глазами налогового органа

Наряду с перечисленными выше преимуществами использования агентского договора в деловой практике, он также хорошо известен контролирующим органам (в т.ч. налоговым) как инструмент оптимизации, при котором разделение функций принципала (собственника товара) и агента носит искусственный характер, единственной целью которого является только оптимизация налогов с доходов.

Внимание налоговых органов, как правило, привлекают следующие случаи:

Применение агентом специального налогового режима;

Наличие у агента признаков фирмы — «однодневки»;

В качестве агента выступает иностранная организация.

Основные требования к подтверждению реальности агентский отношений:

1) Подтверждение деловой цели заключения договора, например:

Расширение территории присутствия Принципала;

Работа с отдельными категориями покупателей (или поставщиков), которые не могут быть охвачены Принципалом самостоятельно.

2) Самостоятельное ведение агентом своей деятельности, наличие необходимых ресурсов, компетенции. У налогового органа не должны возникнуть сомнения, что переданные агенту функции выполняются Принципалом самостоятельно.

3) Своевременное оформление актов и отчетов агента об исполнении договора, из которых должно следовать, какие юридические и иные действия совершал агент в рамках агентского договора.

На необходимость наличия отчетов указано в ст.1008 ГК РФ: в ходе исполнения агентского договора агент обязан представить принципалу отчеты в порядке и в сроки, предусмотренные договором; при отсутствии в договоре соответствующих условий агентом представляются отчеты по мере исполнения им договора или по окончании действия договора.

При этом особенно важно, чтобы содержание отчета соответствовало фактическим взаимоотношениям сторон! Например, заключение через агента договора с покупателем/поставщиком, с которым и ранее существовали деловые взаимоотношения, а также активное участие в переговорах сотрудников Принципала, наверняка вызовет вопросы инспекторов о деловой цели привлечения агента.

Достаточно красноречиво по этому поводу высказался Президиум ВАС РФ в постановлении от 14.02.2012 по делу № А68-3288/09: «Инспекцией представлены доказательства, опровергающие участие иностранной компании в качестве агента общества в отношениях по поставке продукции украинскому предприятию. Так. между украинским предприятием и обществом существовали взаимоотношения до 2005 года, инициатива заключения контракта на поставку путевых машин исходила от украинского предприятия. Контракт. на поставку продукции заключен при участии должностных лиц общества и украинского предприятия, которые непосредственно вели переговоры об условиях поставки. Для решения технических вопросов при подготовке контракта должностные лица общества (директор по экономике и директор по маркетингу). неоднократно направлялись в командировки в город Киев. Отчеты о результатах этих командировок свидетельствуют о том, что указанный контракт заключен обществом без участия иностранной компании.

Другие статьи:  Заявление об отказе от иска в суд общей юрисдикции образец

Каких-либо отчетов, из содержания которых усматривалось бы участие иностранной компании в поисках покупателей продукции общества, ведении переговоров и заключении договоров на реализацию этой продукции, раскрывалась бы ее роль в содействии обществу по реализации продукции либо в осуществлении иных действий в интересах общества, не представлено.»

4) Наличие у агентов признаков фирм — «однодневок» также может стать поводом для исключения агентского вознаграждения из состава расходов по налогу на прибыль. Агенты должны нести расходы в рамках исполнения договора, иметь необходимые организационные условия для работы, вести переписку с покупателями (поставщиками) и пр. На это в частности обращает внимание ФАС Уральского округа в постановлении от 16.10.2012 по делу Ф09-9412/12.

Таким образом, агентский договор, как и другие имеющиеся в ГК РФ договорные конструкции, перед их применением должен быть проанализирован как с точки зрения «удобства» в деятельности конкретного бизнеса, так и с точки зрения возможных вопросов контролирующих органов.

Зарплатные проекты: тарифы, особенности и преимущества обслуживания разных банков

Каким бы ни был ваш бизнес — крупная организация или маленький стартап — рано или поздно вам придется задуматься о такой банковской услуге, как зарплатный проект. Зарплатный проект удобен и выгоден, он освобождает время для вас и для бухгалтерии предприятия, значительно облегчает процесс расчета с сотрудниками и, кроме того, обеспечивает приятные бонусы — как для работников, так и для начальства. Что такое зарплатный проект, как оформить получение этой услуги и какие возможности она предоставляет?

Принцип работы зарплатного проекта

При оформлении услуги «зарплатный проект для ИП» между предприятием и финансовой организацией подписывается договор. После его подписания данные по официально трудоустроенным сотрудникам вносятся в единую базу. Для этого необходимо предоставить список и копии паспортов всех сотрудников. На каждого входящего в штат работника открывается отдельный расчетный счет, после чего банк выпускает пластиковые карты, привязанные к счету каждого из служащих предприятия. Кроме того, банк открывает отдельный зарплатный счет для организации. Компания регулярно перечисляет на него средства, а банк сам рассылает их по расчетным счетам сотрудников. Впрочем, некоторые банки предоставляют услугу «зарплатный проект» и без открытия расчетного счета. В этом случае организации придется перечислять деньги на корреспондентский счет банка.

Плюсы и минусы зарплатного проекта

Несомненно, зарплатный проект — очень удобная услуга, причем для всех сторон. К основным преимуществам относятся следующие.

Для организации:

  • Снижение нагрузки на бухгалтерию. В сущности, если вы пользуетесь услугой «зарплатный проект», то кассир вам может и вовсе не понадобиться. Зарплатный проект также облегчает и упрощает документооборот.
  • Отсутствие расходов на транспортировку денег и всех сопутствующих этому рисков.
  • Экономия времени в день выдачи заработной платы. Все сотрудники получат деньги одновременно, где бы они ни находились. Им не придется ехать в офис, если они работают «на удаленке», или отвлекаться от выполнения своих обязанностей. Это особенно удобно для компаний, где большинство сотрудников работает удаленно.
  • Конфиденциальность информации о выплатах. Размер зарплаты каждого работника будет известен только руководителю и бухгалтеру компании и банку.

Для сотрудника:

  • Своевременное получение заработной платы даже в том случае, если его нет в офисе компании.
  • Возможность использовать зарплатную карту для безналичных расчетов — как онлайн, так и оффлайн.
  • Удобный контроль поступлений средств при помощи SMS-информирования.
  • Снижение риска потерять деньги.
  • Дополнительные бонусы — например, cashback, накопление миль по программам лояльности авиакомпаний, возможность получить кредит на особых условиях и другие возможности.

Комиссия в разных банках

В последние годы не составит труда найти банк, который вовсе не требует комиссию за перевод денежных средств. Однако некоторые банки до сих пор взимают определенную сумму. Ее размер зависит в первую очередь от объема денежных средств — чем больше зарплатный фонд, тем меньше процент. На размер комиссии может влиять и то, пользуется ли компания дополнительными финансовыми продуктами банка (к примеру, кредитами). При комплексном обслуживании банк рассмотрит возможность снижения комиссии.

Таблица. Сравнительные характеристики зарплатных проектов в разных финансовых организациях.

Комиссия за перевод денег сотрудникам
(от суммы)

Особенности зарплатного проекта

«ЮниКредит Банк»

  • зачисление заработной платы день в день;
  • cashback до 3% за любые покупки;
  • отсутствие комиссий для компании;
  • персональный куратор и персональный менеджер для сотрудников организации;
  • снятие денег без комиссии в банкоматах банков-партнеров в РФ и банкоматах UniCredit в Европе;
  • особые ставки по кредитам.

Сбербанк

  • нет необходимости открывать расчетный счет;
  • возможность получать дополнительный доход по зарплатной карте при помощи сервиса «Копилка»;
  • средства зачисляются в течение 90 минут;
  • многие типы карт в рамках зарплатного проекта обслуживаются бесплатно;
  • возможность выпуска карт с корпоративным дизайном.

«Промсвязьбанк»

размер определяется исходя из фонда оплаты труда и количества сотрудников

  • карты выдаются сотрудникам в течение пяти рабочих дней;
  • все операции совершаются удаленно;
  • сотрудникам компании можно разработать дизайн карт самостоятельно;
  • беспроцентное снятие наличных в любых банкоматах РФ;
  • начисление средств на остаток по карте — до 8%.

«Бинбанк»

  • карты выпускаются и обслуживаются бесплатно;
  • необязательно открывать счет;
  • наличные можно снимать во всех банкоматах РФ без комиссии;
  • деньги зачисляются в день зарплаты;
  • начисление процентов на остаток по карте.

УБРиР

  • бесплатное подключение зарплатного проекта;
  • бесплатный выпуск зарплатных карт;
  • cashback за любые покупки;
  • услуга SMS-информирования;
  • возможность добавлять к проекту сотрудников, у которых ранее уже были открыты карты УБРиР.

«Веста Банк»

  • обычные и премиальные зарплатные карты выпускаются бесплатно;
  • перечисление заработной платы сотрудникам — за 5 минут, зачисление денег на карты — в течение дня;
  • возможность снимать наличные по всей территории РФ без комиссии;
  • бесплатный доступ к интернет-банку;
  • подключение проекта — за 3 рабочих дня.

Бонусы руководителям по зарплатному проекту

В рамках зарплатного проекта многие банки предлагают также дополнительные бонусы для руководства организации. Таким образом, зарплатный проект может быть выгоден не только для всего предприятия в целом, но и непосредственно для руководителя.

«ЮниКредит Банк». При подключении зарплатного проекта «ЮниКредит Банк» предлагает руководителям премиум-пакеты банковских услуг Prime и Extra. Они включают в себя cashback до 10%, возможность открытия накопительного счета с начислением 5% годовых на остаток средств на счету, 50%-ную скидку на аренду банковской ячейки, участие в программе Priority Pass и доступ в бизнес-лаунжи множества аэропортов по всему миру, особые условия по кредитам (в том числе и ипотечным), выгодный курс обмена валют, специальные программы страхования, а также депозиты и инвестиционные продукты.

Сбербанк. Программа для руководителей «Сбербанк Первый» — пакет услуг для руководителей предприятий, включающий, помимо персонального банковского обслуживания, возможность выпуска карт премиум-класса, вклады и счета с повышенными процентными ставками, программы страхования на особых условиях, доступ в бизнес-лаунжи в аэропортах, льготный курс на обмен валюты, консьерж-сервис и услугу возврата налогов.

«Промсвязьбанк». Предлагает премиум-программу Orange Premium Club, которая включает в себя использование банковских продуктов на особых условиях (премиальные карты, льготные условия получения кредитов, особый тариф на обмен валюты и прочее), а также целый ряд небанковских услуг — таких как предоставление персонального менеджера, доступ в более чем 1000 бизнес-лаунжей в разных аэропортах мира, страховые программы, консьерж-сервис, услуги налогового консалтинга и многое другое.

«Бинбанк». Предлагает проект «Все включено», предоставляющий руководителям организаций массу привилегий: отсутствие комиссии за снятие наличных (до 50 000 рублей) в банкоматах всего мира, страховую программу, действующую за рубежом, cashback до 5%, начисление процентов на остаток средств на карте (до 6,5%).

«Веста Банк». Выпуск зарплатных карт уровня Gold и Platinum для руководителей — бесплатный.

Конечно, это далеко не полный список банков, предоставляющих услугу «зарплатный проект». Как определиться с выбором? В первую очередь важно, чтобы банк был крупным и известным: это в определенной степени гарантирует надежность, а также комфорт — ведь чем больше у банка отделений и банкоматов, тем проще будет пользоваться его услугами работникам предприятия. Обратите внимание на стоимость подключения и наличие или отсутствие комиссии. Это особенно важно для малого бизнеса, не располагающего возможностью выделять на зарплатный проект дополнительные средства. И, наконец, поинтересуйтесь, дает ли открытие зарплатного проекта в выбранном вами банке существенные преимущества при оформлении кредитов и вкладов, что входит в пакет бонусов для руководителя и предусмотрены ли такие бонусы в принципе.