Что надо чтобы оформить опекунство

Содержание страницы:

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Какие дети могут быть переданы под опеку (попечительство)

Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 121 Семейного Кодекса Российской Федерации):

  • смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом, по правовым последствиям приравнивается к смерти);
  • лишение (ограничение) их родительских прав;
  • признание родителей недееспособными;
  • болезнь родителей; длительное отсутствие родителей;
  • уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
  • иные случаи отсутствия родительского попечения (в том числе признание родителей без вести отсутствующими, письменное согласие родителей на усыновление, подкидывание ребенка, пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы и др.).

Рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (статья 62 Семейного Кодекса Российской Федерации).

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Другие статьи:  Оформить заявку на микрозайм с плохой кредитной историей

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Другие статьи:  Приказ 408 министерства здравоохранения рф

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям)

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только:

совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста);

дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения);

лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией,

лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);

бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, не прошедшие подготовки приемных родителей (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;

лиц, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 117:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются:

нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) (если поведение лица, желающего стать опекуном (попечителем) ребенка нельзя назвать нравственным, то роль воспитателя подопечного ему доверить нельзя);

способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей (под способностью к выполнению обязанностей опекуна (попечителя) следует понимать не педагогическую грамотность как таковую, а умение влиять положительным образом на развитие личности ребенка);

отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) (непременным условием успешного семейного воспитания служат добрые, доверительные, свободные от вражды и неприязни отношения воспитателя и воспитанника, а также всей семьи, в которой проживает ребенок);

желание самого ребенка (в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, по любому касающегося его вопросу должно быть обязательно учтено, в том числе оно должно быть учтено и органом опеки и попечительства).

Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.

Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина.

Орган опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении им законного представительства, орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями.

В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

Обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства.

В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться:

  • по договору о приемной семье; по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
  • за счет доходов от имущества подопечного (предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом);
  • за счет средств третьих лиц; за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.

Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Другие статьи:  Как оформить мансарду в доме

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Проблема семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетов государственной семейной политики.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

Как оформить опекунство над пожилым человеком? Каковы права опекуна?

Опекунство над пожилым человеком устанавливается по решению органа опеки и попечительства. О том, в каком порядке оно оформляется и какие права получает опекун, вы узнаете из данной статьи.

Как оформить опекунство над пожилым человеком: возможные варианты?

Гражданский кодекс РФ предусматривает два способа оформить опеку над человеком преклонного возраста:

  1. опека в полном объеме;
  2. патронаж.

Первый случай возможен, если престарелый человек из-за расстройства психики в полной мере не понимает суть своих действий либо не может управлять ими. Такой гражданин по решению суда признается недееспособным. После принятия судом этого решения будет установлена опека над недееспособным пожилым человеком.

Перед тем как оформить опекунство над недееспособным пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После оформления опекунства все действия от имени престарелого гражданина будет выполнять опекун, назначаемый органом опеки и попечительства. В частности, он будет распоряжаться пенсией, пособиями своего подопечного (в интересах последнего), оплачивать коммунальные услуги, покупать продукты, необходимые вещи и т. д. Сходные полномочия имеет и гражданин, взявший на себя опеку над несовершеннолетним ребенком.

Патронаж устанавливается над человеком (в том числе преклонного возраста), который в силу тяжелого физического состояния и плохого самочувствия не может реализовывать свои права, выполнять обязанности и отстаивать свои интересы.

Условия оформления опекунства над пожилым родственником в виде патронажа

Гражданский кодекс РФ в ст. 41 определяет ряд правил, которые должны быть соблюдены при оформлении патронажа над престарелыми гражданами:

  • лицо, нуждающееся в такой помощи, не имеет психических расстройств (опекунство при психическом заболевании возможно только в форме полной опеки);
  • патронаж устанавливается с согласия как самого пожилого человека, так и его будущего опекуна (на юридическом языке опекун в данном случае называется помощником);
  • не может быть назначен опекуном (помощником) сотрудник органа соцзащиты, оказывающий престарелому человеку помощь по хозяйству;
  • помощником может быть назначено лицо как являющееся, так и не являющееся родственником подопечного (на практике в большинстве случаев осуществлять патронаж берутся именно родственники);
  • между помощником и престарелым гражданином заключается договор поручения или доверительного управления имуществом либо иной гражданско-правовой договор (например, агентский) — права и обязанности помощника базируются именно на условиях этого соглашения;
  • опекунство над инвалидом оформляется в форме патронажа, если инвалидность не связана с расстройством психики.

Процедура установления патронажа

Для того чтоб узнать, как оформить опекунство над мамой, отцом либо иным престарелым родственником, нуждающимся в патронаже, следует обратиться к региональному законодательству. При этом можно выделить некоторые общие этапы процедуры установления опекунства над пожилым человеком в виде патронажа.

  1. Человек преклонного возраста, нуждающийся в помощи подобного рода, должен обратиться в орган опеки по месту своего жительства с заявлением об установлении над ним патронажа. Одновременно заявитель должен представить документ, подтверждающий состояние его здоровья.
  2. Вместе с заявлением (либо несколько позднее) в орган опеки представляется заявление лица, согласного стать помощником, а также проект договора, который будет подписан между помощником и его подопечным. Кроме того, будущему опекуну понадобятся:
    • справка из психоневрологического, наркологического и туберкулезного диспансеров;
    • характеристика с места работы или учебы;
    • медицинское заключение о состоянии здоровья;
    • документы, подтверждающие наличие жилой площади в собственности или пользовании;

Также региональными законами могут предусматриваться и иные документы.

  1. Если по результатам рассмотрения заявления и других документов орган опеки придет к выводу, что причин для оформления патронажа не имеется, заявителю направляется письменный ответ об этом. При наличии оснований для назначения патронажа орган опеки готовит письменное распоряжение о его установлении. Копии такого распоряжения направляются пожилому гражданину и опекуну (помощнику). После этого они заключают между собой договор, определяющий их права и обязанности.
  2. Помощник должен быть назначен в срок, не превышающий одного месяца с момента, как органу опеки стало известно о необходимости его назначения.

Права опекуна над пожилым недееспособным человеком. Сколько платят опекуну?

Права опекунов, а также положенные им льготы установлены Гражданским кодексом РФ, законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ и другими нормативными актами. Опекун человека преклонного возраста, не имеющего дееспособности, обладает широким кругом прав. Это связано с тем, что недееспособное лицо не может реализовать свои права самостоятельно. Принадлежащие ему права от его имени осуществляет опекун.

Что дает опекунство над пожилым человеком? Лицо, оформившее опеку над пожилым человеком, имеет право проживать как совместно с ним, так и отдельно. При совместном проживании, по общему правилу, пожилой человек переезжает в квартиру его опекуна. Обратная ситуация — безвозмездное проживание опекуна в жилом помещении опекаемого — также возможна, но только с разрешения уполномоченного органа (например, когда опекун не имеет жилья в населенном пункте, где проживает подопечный).

Опекун недееспособного лица вправе вступать от его имени в любые правоотношения и совершать в его интересах сделки без оформления доверенности. Пенсии, пособия, иные подобные выплаты, положенные подопечному, зачисляются на номинальный счет опекуна в банке. Этими суммами опекун вправе распоряжаться в интересах пожилого гражданина без получения согласия органов опеки. При этом он ежегодно составляет отчет о расходовании этих средств.

Распоряжаться недвижимостью, принадлежащей подопечному, опекун также может только в его интересах и только после получения разрешения органа опеки и попечительства.

Что дает патронаж? Обязанности и права опекуна при установлении патронажа

При опекунстве над пожилым человеком в форме патронажа права и обязанности опекуна (помощника) и престарелого гражданина подробно прописываются в договоре, который они заключают. Это может быть договор поручения, доверительного управления имуществом или иное соглашение.

В общем виде к обязанностям патронажного помощника следует отнести:

  • выполнение различных поручений подопечного — как юридического (совершение различных сделок), так и бытового (помощь по хозяйству) характера;
  • сообщение подопечному о ходе исполнения его заданий;
  • управление имуществом подопечного с выгодой для него (сдача в аренду и т. п.).

Во избежание разногласий целесообразно как можно более подробно отразить обязанности опекуна в соглашении с престарелым гражданином. В частности, стоит указать, какую помощь по хозяйству будет выполнять помощник, в каком объеме, как часто, где будет проживать подопечный и т. д.

Опекун (помощник) имеет право на компенсацию издержек, которые он понес при оказании помощи престарелому гражданину, поэтому договор может предусматривать право опекуна (помощника) на вознаграждение за свои услуги, которое выплачивает подопечный. Нужно отметить, что патронажному помощнику не полагаются какие-либо выплаты за счет бюджета.

Стоит также сказать, что помощник пожилого человека не становится автоматически его наследником. Если подопечный пожелает оставить свое имущество (либо его часть) опекуну, не являющему наследником по закону, для этого понадобится составить завещание.

На орган опеки закон возлагает обязанность контролировать деятельность помощника. Допущенные им нарушения могут стать причиной расторжения договора. Кроме того, если для оформления отношений был выбран договор поручения, то каждая из сторон вправе в любое время прекратить его действие.

Итак, в заключение стоит отметить, что пожилой человек может быть взят под опеку в случаях, если он:

  • страдает психическим расстройством;
  • по состоянию здоровья нуждается в посторонней помощи.

Объем полномочий опекуна (помощника) будет зависеть от основания установления опеки (патронажа).

Особенности опеки над гражданами старше 80 лет

Опекунство в данном случае совершается в форме патронажа, если опекаемый гражданин не признан недееспособным. Опекунство над пожилым человеком 80 лет и более также означает, что ухаживающий за ним имеет право получать выплату из средств Фонда социального страхования. При этом опекун должен быть неработающим дееспособным гражданином трудоспособного возраста — в противном случае выплата не может быть назначена. Также стоит упомянуть, что время ухода за пожилым человеком засчитывается в общий трудовой стаж.

Сколько платят за опекунство над пожилым человеком? Гражданину, над которым оформлен патронаж, полагается доплата к пенсии из средств пенсионного фонда в размере 1 200 рублей, которая предназначается для оплаты услуг помощника.

Если же речь идет об опеке над недееспособным пенсионером, то доплату в размере 1 200 рублей получает сам опекун за счет средств ФСС.