Бюджетная отчетность в фнс

Содержание страницы:

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений: сдавать в ФНС или нет? (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 26.08.2015

Во второй половине марта 2013 г. бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений активно обсуждали вопрос о представлении отчетности в налоговые органы. Обязаны ли такие учреждения представлять бухгалтерскую (бюджетную) отчетность в ФНС? Если да, то с какого времени, за какой период и в каком составе необходимо ее представлять?

До 01.01.2013 в РФ действовал Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ). Пунктом 1 ст. 15 данного Закона было предусмотрено, что все организации, за исключением бюджетных (казенных) учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные (муниципальные) учреждения согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона N 129-ФЗ представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Минфином.
Стоит отметить, что Федеральным законом N 129-ФЗ не было предусмотрено обязанности государственных (муниципальных) учреждений представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Аналогичное мнение высказывали налоговики. Так, в Письме ФНС России от 15.10.2010 N ШС-37-3/13391@ сообщалось, что бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу, а ее представление в налоговые органы Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрено.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 20.10.2011 N 03-02-07/2-182, обязанность по представлению бухгалтерской отчетности в налоговые органы возлагалась только на автономные учреждения, поскольку это предусмотрено ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»: автономное учреждение представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством РФ и своим уставом.
Такие выводы приводились специалистами финансового и налогового ведомств ранее. На сегодняшний день их точка зрения в отношении бюджетных (казенных) учреждений кардинально изменилась.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 2 указанного Закона его нормы применяются, в частности, при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
На основании пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики (в том числе государственные (муниципальные) учреждения) обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения учреждения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ не обязана вести бухгалтерский учет.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерский учет могут не вести:
— индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
— находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае если в силу законодательства РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном таким законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 13 этого же Закона экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Состав форм бюджетной отчетности для органов государственной власти, главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н).
В соответствии с п. 11 Инструкции N 191н в состав бюджетной отчетности учреждений — получателей бюджетных средств включаются следующие формы отчетов:
— баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, гл
авного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
— справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
— справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
— отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
— отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
— отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
— пояснительная записка (ф. 0503160);
— разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230) (представляется при реорганизации (ликвидации) получателей бюджетных средств).
Автономные и бюджетные учреждения в настоящее время составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н).
В соответствии с п. 12 Инструкции N 33н в состав бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений включаются следующие формы отчетов:
— баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0530730);
— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 053725);
— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0530710);
— отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0530737);
— отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);
— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760);
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830) (представляется при реорганизации (ликвидации) бюджетных (автономных) учреждений).
Отчетность государственных (муниципальных) учреждений, подготовленная в соответствии с Инструкциями N 191н, N 33н, должна представляться и в налоговый орган. Именно такие разъяснения приводятся в Письме Минфина России от 15.01.2013 N 03-02-07/1-8.
Кроме того, ФНС издала Приказ от 21.03.2013 N ММВ-7-6/128@, которым утверждены Форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в электронной форме (далее — Приказ N ММВ-7-6/128@). В соответствии с п. 2 этого Приказа он вступает в силу начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговый орган в электронной форме за отчетный период 2012 г.
Окончательные разъяснения о составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей представлению в налоговые органы учреждениями — получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, приведены в Письме Минфина России от 28.03.2013 N 02-06-07/9937 (далее — Письмо N 02-06-07/9937). В нем указано, что, учитывая наличие в предусмотренных выше формах бухгалтерской (бюджетной) отчетности показателей, отражающих в основном информацию о выполнении организациями сектора государственного управления государственных функций, представлять отчетность в налоговые органы организациям-налогоплательщикам (получателям бюджетных средств, государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям) нужно в следующем составе:
а) получателям бюджетных средств (казенным учреждениям) — только баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
б) бюджетным и автономным учреждениям:
— баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
— отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) ;
— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
— сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) ;
— сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) .
———————————
Направлено для работы также Письмом ФНС России от 01.04.2013 N ЕД-4-3/5629@ «О направлении письма Минфина России».
В
разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) в соответствии с требованиями Инструкции N 33н.
В разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) согласно требованиям Инструкции N 33н.
В разрезе деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), по средствам во временном распоряжении в соответствии с Инструкцией N 33н.

Отметим, что согласно Письму N 02-06-07/9937 в состав сдаваемых форм отчетности не включены следующие формы, поименованные в Приказе N ММВ-7-6/128@:
— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
— справка по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
— отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738);
— разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
Также в Письме N 02-06-07/9937 уточнен состав представляемой пояснительной записки к балансу учреждения. В нее включаются только две формы (ф. 0503769 и 0503779).
Учитывая последние разъяснения Минфина, а также Приказ N ММВ-7-6/128@, сомнений в том, что государственные (муниципальные) учреждения обязаны сдавать бухгалтерскую (бюджетную) отчетность в налоговые органы, не возникает.
Также стоит отметить, что в соответствии с Письмом N 02-0607/9937 сводная (консолидированная) бюджетная отчетность распорядителей бюджетных средств, главных распорядителей, финансовых органов, а также отчетность органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, представлению в налоговые органы не подлежит.

Другие статьи:  Пенсия трудовая увеличилась с августа или нет

К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ экономические субъекты обязаны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. При этом организации государственного сектора составляют исключение и от такой обязанности освобождаются.

Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2017-2018 годы

Бюджетная отчетность в налоговую за 2017-2018 годы предоставляется по несколько иным правилам, нежели отчетность коммерческой организации или предпринимателя. Ниже в статье вы можете ознакомиться с особенностями налоговой отчетности бюджетных учреждений и сроками ее сдачи.

Какие формы бухгалтерской отчетности в налоговую сдают бюджетные учреждения

Обязанность вести бухгалтерский учет возложена на все экономические субъекты страны (п. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Положения этого закона распространяются и на бюджетные организации (п. 2 ст. 2 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет у государственных учреждений отличается от учета в коммерческих компаниях: принципы и основополагающие постулаты учета неизменны, а вот методы и инструменты имеют особенности.

Подробнее об организации бухучета в бюджетных организациях читайте в материале «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Конечным продуктом бухгалтерского учета экономического субъекта, в том числе и госучреждения, является бухгалтерская отчетность. Согласно п. 4 ст. 14 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ состав отчетности бюджетного учреждения должен определяться в соответствии с бюджетным законодательством.

До наступления 2013 года бюджетные учреждения сдавали отчетность в соответствии с отраслевыми НПА в вышестоящие органы. Обязанность сдавать бухотчетность в налоговую инспекцию появилась у бюджетников в 2013 году (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Основные нормативные акты, определяющие порядок составления и сдачи бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения в налоговую инспекцию и иные госорганы, следующие:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ — утверждена приказом Минфина от 28.12.2010 № 191н.
  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений — утверждена приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н.

Указанные документы содержат список форм, которые входят в состав отчетности бюджетных организаций. Но сам перечень сдаваемой бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений в ИФНС приведен в письме Минфина РФ от 28.03.2013 № 02-06-07/9937. Получатели бюджетных средств должны сдавать баланс распорядителя (администратора) бюджетных средств по форме 0503130.

У бюджетных и автономных учреждений список отчетности, которую нужно сдать в налоговые органы, шире:

  • баланс учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности — по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения — по форме 0503721;
  • сведения о дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

О том, какой план счетов используется бюджетными учреждениями, читайте в этой статье.

Консолидированную отчетность госучреждения в налоговую инспекцию не сдают.

Если госучреждение ликвидируется, то оно должно предоставить ликвидационный баланс госучреждения по форме 0503830. При реорганизации составляется разделительный баланс по той же форме.

Отчетность госучреждение может сдать в налоговую на бумаге или в электронном виде (приказ ФНС РФ от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207). Форматы для сдачи бухотчетности бюджетниками в электронном виде утверждены приказом ФНС РФ от 20.03.2017 № ММВ-7-6/228@.

Кроме того, госучреждения обязаны отчитываться по имущественным налогам в том же порядке, как и коммерческие компании: если у бюджетного учреждения есть транспорт, движимое или недвижимое имущество, участок земли, то нужно сдавать соответствующие декларации и уплачивать налог в сроки, установленные для плательщиков данных налогов.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС бюджетными учреждениями

Годовая бухотчетность бюджетной организации составляется на отчетную дату 1 января следующего после отчетного года, нарастающим итогом, в рублях, с точностью до сотых.

Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер; если содержатся плановые и аналитические показатели, то необходима подпись еще и руководителя финансово-аналитической службы (если она есть в составе организации) или ответственного за данные показатели.

Отчетность составляется на основе данных главной книги и прочих регистров бухучета после проведения предварительной сверки показателей аналитического и синтетического учета и проверки показателей отчетности по контрольным соотношениям, публикуемым на сайте Федерального казначейства. В отчетность нужно включать данные деятельности всех филиалов и подразделений, вне зависимости от того, где они находятся.

По общему правилу годовая бухгалтерская отчетность компании должна быть передана в налоговую инспекцию не позднее 3 месяцев после окончания календарного года. То есть за 2017 год бюджетники должны сдать бухотчетность в налоговую до 31.03.2018. При этом организации госсектора освобождены от необходимости сдавать отчеты в органы статистики (ч. 1 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Несвоевременная сдача отчетности — повод для штрафа со стороны налоговиков. Подробнее об этом — в нашем материале «Ст. 119 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы».

Как и другие экономические субъекты страны, бюджетные учреждения должны сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Порядок сдачи бухотчетности для бюджетников отличается от остальных организаций специфическим перечнем форм отчетности, утвержденным приказом Минфина, и нюансами для форматов сдачи, установленными письмами ФНС.

Отчетность в ФНС

Составляйте необходимые отчеты в Экстерне. При желании отправляйте отчеты прямо из 1С при помощи встроенного модуля. Экстерн укажет на ошибки в отчетности и поможет их устранить.

Только действующие формы отчетности в последних редакциях. Автоматическое обновление не требует участия пользователя.

Проводите сверки с ФНС и обменивайтесь документами: направляйте пояснительные записки к отчетности, отвечайте на требования или формируйте запросы для разъяснения своих спорных ситуаций в налоговом учете.

Простая и удобная система поможет сэкономить ваше время.

Кто должен сдавать отчетность в ФНС в электронном виде?

  • плательщики НДС, в том числе налоговые агенты (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • организации и ИП, в частности, вновь созданные компании со среднесписочной численностью более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • крупнейшие налогоплательщики с любой численностью работников (п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • организации и ИП, представляющие формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам, если численность работников более 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Какие формы отчетности можно отправить?

В Экстерне доступны все формы налоговой отчетности, которую ждет ФНС.

Самые востребованные формы отчетности среди налогоплательщиков:

  • декларации по налогам: на прибыль, на транспорт, НДС и другим распространенным платежам;
  • форма 2-НДФЛ;
  • форма 6-НДФЛ;
  • расчет по страховым взносам;
  • декларации по специальным налогам: УСН, ЕНВД и пр.

Сдача налоговой отчетности через интернет не отнимет много времени.

Помимо налоговой отчетности в Экстерне реализована и сдача бухгалтерской отчетности. С помощью сервиса вы без труда сдадите годовой бухгалтерский баланс.

Штрафы за нарушение способа представления отчетности

Контролирующий орган оштрафует налогоплательщика, если он сдаст бумажный вариант декларации вместо положенной электронной.

В большинстве случаев отправка бумажного отчета обойдется недорого — всего 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Если нарушить способ подачи декларации по НДС, штраф будет напрямую зависеть от суммы налога. Ведь бумажную отчетность налоговый инспектор приравняет к несданной (п. 5 ст. 174 НК РФ). Штраф составит 5 % от суммы НДС, заявленной в декларации. У штрафных санкций есть ограничения — штраф не может быть ниже 1 000 рублей, а также не должен превышать 30 % от налога.

Отправляя налоговой отчетность, проверьте допустимый способ ее представления.

Как сдать электронную отчетность бесплатно?

Электронная отчетность в налоговую бесплатно — возможно ли такое? Легко!

Просто оставьте заявку, и специалист Экстерна свяжется с вами, чтобы рассказать обо всех преимуществах отправки отчетности через Экстерн. В этот же день мы предоставим вам доступ к системе на три месяца совершенно бесплатно.

Что понадобится для работы в Экстерне?

Начать работать в Экстерне очень просто. Вам понадобится компьютер и доступ к интернету.

Передача отчетности через интернет возможна при наличии квалифицированной электронной подписи. Она уже включена в тариф Экстерна.

Налогоплательщикам не нужно подписывать никаких дополнительных соглашений с ФНС, чтобы начать отправлять электронную отчетность.

Оставляйте заявку на подключение и ждите нашего звонка. Само подключение к Экстерну является бесплатным. Вы оплачиваете только использование системы согласно выбранному тарифу.

Бюджетная отчетность ФНС России за 2016 год признана недостоверной

Сводная бюджетная отчетность ФНС России за 2016 г. признана недостоверной, сообщили сегодня в Счетной палате. Это связано с неверным отражением численности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, отсутствием показателей переплаты на конец 2016 г. в УФНС по Республике Ингушетия по УСН и НДФЛ, УФНС по Карачаево-Черкесской Республике – по НДФЛ и показателей пени в бюджетной отчетности на конец 2016 г. в ряде региональных УФНС по отдельным администрируемым доходам и неверным отражением в учете капитальных вложений в недвижимое имущество в УФНС по Республике Калмыкия.

Кроме того, как отмечается в отчете аудиторов, 2015-2016 гг. ФНС не ввела в эксплуатацию около 50% объектов капитального строительства, реализация которых осуществляется в рамках мероприятий по федеральной инвестпрограмме.

Другие статьи:  Единовременное пособие по беременности и родам 2019 сумма

На балансе ФНС России числится 45 единиц проектной документации на общую сумму 160,3 млн руб., по которым объекты строительства не созданы и не предполагается их дальнейшее возведение. Это является неэффективным расходованием федеральных средств, отмечают аудиторы.

Также отмечается, что ФНС России и ИФНС не зарегистрировано право собственности на 267 объектов недвижимости и 63 земельных участка.

Приказ Федеральной налоговой службы от 16 января 2018 г. N ММВ-7-5/14@ «О представлении годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2018 году»

Во исполнение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и в целях своевременного составления и представления сводной отчетности ФНС России приказываю:

1. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее — УФНС), начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы (далее — МИ ФНС), руководителям федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФНС России (далее — ФКУ), обеспечить представление годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет» в 2018 году в следующие сроки:

— подведомственным ФНС России получателям средств федерального бюджета:

за 2017 год — не позднее 2 марта 2018 года;

за 1 квартал 2018 — не позднее 17 апреля 2018 года;

за 1 полугодие 2018 года — не позднее 17 июля 2018 года;

за 9 месяцев 2018 года — не позднее 17 октября 2018 года;

— подведомственным ФНС России распорядителям средств федерального бюджета:

за 2017 год — не позднее 7 марта 2018 года;

за 1 квартал 2018 — не позднее 19 апреля 2018 года;

за 1 полугодие 2018 года — не позднее 19 июля 2018 года;

за 9 месяцев 2018 года — не позднее 19 октября 2018 года.

2. Финансовому управлению (И.Е. Балашова) обеспечить представление:

— годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ФНС России, как получателя средств федерального бюджета, средствами подсистемы «Учет и отчетность» государственной информационной системы управления государственными финансами «Электронный бюджет» в 2018 году в следующие сроки:

за 2017 год — не позднее 2 марта 2018 года;

за 1 квартал 2018 — не позднее 17 апреля 2018 года;

за 1 полугодие 2018 года — не позднее 17 июля 2018 года;

за 9 месяцев 2018 года — не позднее 17 октября 2018 года;

— сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности в сроки, установленные приказом Федерального казначейства от 12.10.2017 N 24н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, сводной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2018 году».

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС, начальникам (исполняющим обязанности начальника) МИ ФНС, руководителям ФКУ обеспечить личный контроль за достоверность представляемой отчетности.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н. Андрющенко.

Обзор документа

Определены сроки представления в 2018 г. годовой и квартальной отчетности об исполнении бюджетов в системе ФНС России.

Отчетность представляется через ГИС «Электронный бюджет» (подсистема «Учет и отчетность»).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кому нужны учет и отчетность вашей компании

Наталья Ванина
Руководитель группы бухгалтеров 1C-WiseAdvice

Процесс ведения учета, подготовки и сдачи отчетности чаще всего воспринимается как обязанность, навязанная бизнесу государством, как инструмент государственного контроля для последующего применения санкций к нарушителям. Но это заблуждение свойственно штатной бухгалтерии. Именно для штатных бухгалтеров учет и отчетность – «для государства, для налоговой», и уж точно не для бизнеса. Но это далеко не так.

Отчетность, помимо контролеров в лице ФНС и прочих структур, прежде всего, нужна самому бизнесу. Надо понимать, что подготовить отчетность и сдать ее, например, в ИФНС – это не самое главное. Информация, которая «запечатана» внутри отчетности, больше всего важна для руководства и собственников компании. А умение грамотно ее подать для проверяющих – особое искусство, которого так часто недостает рядовому бухгалтеру.

Кому и для чего нужны учет и отчетность, и как с ее помощью управлять рисками компании, читайте в нашей публикации.

Отчетность для налоговой…

Не будет преувеличением сказать, что главный «внешний» пользователь отчетности (как бухгалтерской, так и налоговой) – ИФНС. В отношении нее у инспекторов «многогранный» интерес.

При изучении налоговых деклараций инспекторы:

1. Анализируют контрагентов компании

Теперь вместе с декларацией по НДС в ИФНС передается книга покупок и книга продаж, в которой перечислены все ваши закупки и продажи, а также данные контрагентов. ИФНС, используя программный продукт АСК НДС-2, сверяет в режиме онлайн данные вашей компании с информацией ваших контрагентов. При помощи умной программы сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей.

Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чем причина. И если раньше на подобную проверку инспекторам требовалось много времени, то сейчас – считанные минуты.

Как избежать проблем? Необходимо быть уверенным в добросовестности ваших контрагентов.

2. Сравнивают бухгалтерскую отчетность с налоговой

Инспекторы ищут расхождения между данными в декларациях и бухгалтерской отчетностью (балансом, отчетом о прибылях и убытках и др.) для последующего запроса пояснений и более углубленного анализа деятельности компании.

Что происходит в штатной бухгалтерии? На своей практике, анализируя «труд» штатных бухгалтеров до прихода клиента к нам на обслуживание, мы очень часто сталкиваемся с ситуациями, когда бухгалтерский и налоговый учет «не дружат» друг с другом, каждый из них ведется отдельно и живет своей жизнью.

Как действуем мы?

  1. Мы прекрасно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.
  2. Наши специалисты анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика.
  3. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное значение.

3. Выявляют отклонения от нормативов

Важный этап любой налоговой проверки – анализ отклонений налоговой отчетности от среднеотраслевых показателей (по доле вычетов, уровню зарплат, рентабельности, налоговой нагрузке и т.д.) – для последующего приглашения генерального директора компании на налоговую комиссию, а затем – для назначения выездной налоговой проверки.

Что происходит в штатной бухгалтерии? Основной задачей для штатных бухгалтеров является сдача отчетности, а про какие-то там «критерии ФНС» – по налоговой нагрузке, безопасной доле вычетов, рентабельности и т.д. – многие из них знают лишь понаслышке. Не говоря о том, что штатный бухгалтер вряд ли тестирует отчетность на соблюдение всех названных критериев.

Как действуем мы?

  1. Контроль уровня налоговой нагрузки и соблюдение других негласных критериев ФНС, анализ возможных рисков и рекомендации по безопасной оптимизации налогов входят в стандарт обслуживания.
  2. На всех этапах обслуживания мы контролируем возможные налоговые риски (как программным путем, так и силами специалистов), чтобы обеспечить нашим клиентам режим «невидимки» для налоговой и минимизировать внимание к их бизнесу со стороны контролеров.
  3. Мы регулярно отслеживаем изменения в законодательстве и незамедлительно сообщаем клиентам о том, какие действия следует предпринять, чтобы снизить риски (например, пересмотреть уровень зарплат).

Важно!

Одного факта сдачи отчетности недостаточно. Поэтому, если ваш бухгалтер уверяет вас, что все декларации подготовил и отправил в налоговую, – рано расслабляться. Если отчетность сдается «для галочки», скорее всего, в ближайшее время в компанию прилетит требование дать пояснения, либо инспекторы сразу захотят пообщаться с генеральным директором по поводу выявленных отклонений.

4. Требуют пересдать декларации

В случае обнаружения расхождений в отчетности или занижении (по мнению ИФНС) налоговой базы или завышении вычетов по НДС инспекторы требуют переделать и сдать новую отчетность – уточненную декларацию и заплатить больше денег в бюджет.

Что происходит в штатной бухгалтерии? В такой ситуации штатный бухгалтер слепо следует требованиям инспекции – в срочном порядке переделывает налоговую отчетность и сдает «уточненку». Забывая о том, что с этого момента… налоговая проверка начинается с нуля!

Кроме того, если подать «уточненку» с уменьшением налога, можно сразу ждать требования о предоставлении пояснений (это как минимум!). Если налог увеличился – то лучше сначала доплатить налог, потом подать «уточненку» (чтобы не получить требование на уплату сразу же после сдачи отчетности). Бездумное исправление отчетности путем подачи уточненных деклараций в любом случае может привлечь лишнее внимание со стороны налоговых органов.

Более того, при постоянном уменьшении налогов в поданных «уточненках»:

  • Увеличивается вероятность обвинения по статье 126 Налогового кодекса (непредставление документов).
  • Увеличивается нагрузка на бухгалтера (по подаче документов).
  • Сложнее отстоять расходы.
  • Увеличивается вероятность выездной проверки.
  • Возможно ухудшение отношений с контрагентами, так как по дополнительным расходным документам инспекция будет проводить встречные проверки, что не порадует поставщиков.
Другие статьи:  Приказ министерства рф 373

Как действуем мы:

Мы никогда не сдаем «уточненки» без осознания последствий такого шага. В случае обнаружения каких-либо недочетов в «старой» декларации мы стараемся проанализировать, какие изменения это повлечет в готовящейся отчетности. Например, если налог по «уточненке» уменьшится, то мы ищем другой способ внесения изменения (например, в текущем периоде).

Кстати…

Отчетность компании – секретная информация или нет?

Для многих станет открытием то, что бухгалтерская отчетность – это не какие-то секретные сведения, а публичная информация, находящаяся в свободном доступе. Данные бухгалтерской отчетности любой компании на совершенно законных основаниях может получить любая другая организация или физлицо.

В отличие от бухгалтерской, налоговая отчетность защищена понятием коммерческой тайны, так как, к примеру, из декларации по НДС можно получить информацию о контрагентах компании и тонкостях ведения предпринимательской деятельности.

Между тем, очень часто именно налоговые декларации запрашивают банки (при принятии вопроса о выдаче кредита) и контрагенты (чтобы удостовериться в благонадежности партнера). Также налоговая отчетность – неотъемлемая часть тендерной документации. В связи с этим компания сама решает, делать из деклараций коммерческую тайну или нет: быть максимально открытой для партнеров или защитить свою налоговую отчетность грифом «коммерческая тайна».

…для банков и не только

Когда компания обращается в банк за кредитом, самый объемный пакет документов – это ее бухгалтерская и финансовая отчетность. В нее входят балансы, отчеты о прибылях и убытках за несколько предыдущих периодов и различные бухгалтерские расшифровки.

Если раньше для получения кредита достаточно было попросить своего бухгалтера «нарисовать» красивую отчетность, то сейчас такая практика может иметь весьма неприятные последствия – от блокировки счета до назначения выездной налоговой проверки. Все дело в том, что теперь банкиры смогут оперативно сверять представленную им отчетность с той, которую компания сдает в ИФНС (подробнее об этом читайте в материале нашего блога «Стало опасно приукрашивать отчетность для получения банковского кредита»).

Важно! Директору компании, который заботится о безопасности бизнеса, стоит лично следить за тем, чтобы в банк и в ИФНС попадала одинаковая отчетность, либо передать бухгалтерию нам на аутсорсинг – тогда вы будете стопроцентно уверены в безупречности отчетности вашей компании в глазах как банкиров, так и ИФНС.

Отчетность для личных кредитов

Справка о доходах (2-НДФЛ), которую компании выдают своим сотрудникам, необходима «физику» для получения кредита в банке. Проблема в том, что до недавнего времени сами банки не могли проверить достоверность представленной справки. А компания могла «нарисовать» своему сотруднику такие доходы, какие ему нужны для кредита на определенную сумму. Однако уже в ближайшее время ситуация изменится – уже в пилотном режиме внедряется механизм, по которому физлицо должно запросить 2-НДФЛ в инспекции, после чего справка в электронном виде и заверенная электронной подписью ИФНС поступит в банк. Поскольку в налоговую попадают данные из отчетности, которую сдает компания, из-за ошибок в отчетности могут возникнуть проблемы у физлица.

Отчетность для участия в тендерах

Для участия в тендерах компания должна предоставить комплект документов, в который в обязательном порядке входит бухгалтерская отчетность за несколько прошедших периодов. Также может потребоваться налоговая отчетность (требования к документам могут быть разные). Налоговая декларация и другие отчетные документы служат подтверждением того, что у компании-участника конкурса нет долгов перед бюджетом.

Загадочная отчетность «в статистику»

Самая странная отчетность компаний – статическая отчетность, потому как нужна она по сути только Росстату и государству как конечному пользователю. Между тем отчитываться в статистику надо всем компаниям, но с разной периодичностью и по разному перечню форм. Причем, если анализировать список форм по своей компании, то каждый квартал «вылезет» что-то новое.

Дополнительные отчеты для компаний и ИП вводятся для решения каких-то проблем на государственном уровне. Так, например, недавно вдруг возникла необходимость предоставлять отчет в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Зачем, спрашивается, она понадобилась? Все просто: государство решило собрать статистику цен стройматериалов, чтобы контролировать цены в госконтрактах на строительство.

Кто «попал» на новый отчет? Теоретически, производители и импортеры стройматериалов. А на практике – все, у кого оказался неподходящий ОКВЭД (код вида деятельности) или у кого были неподходящие контракты в 2016 году.

Как бы там ни было, проще сдать все необходимые отчеты в статистику, чем гадать: надо-не надо? Цена вопроса слишком велика – штрафы за несданный отчет исчисляются десятками тысяч рублей для директора и сотнями тысяч рублей – для самого юрлица.

Главный принцип, которым мы руководствуемся при ведении учета наших клиентов и составлении отчетности – «Учет и отчетность для бизнеса, а не бизнес для учета». Поэтому к отчетности наших клиентов нет претензий у ИФНС, она устраивает банкиров, организаторов тендеров и других заинтересованных лиц.

Бухгалтерская отчетность за 2017 г.

Раздел обновлен 28 декабря 2018 г.

Штраф за несвоевременную сдачу бухотчетности составляет 200 руб. за каждую форму, которая должна входить в состав отчетности

Бухгалтерская отчетность: кто должен сдавать

Бухгалтерскую отчетность ежегодно должны представлять абсолютно все организации независимо от применяемого режима налогообложения.

Годовая бухгалтерская отчетность: куда сдавать

Бухгалтерскую отчетность организации представляют:

  • в ИФНС по месту нахождения организации (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • в отделение Росстата по месту своей регистрации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность: сроки представления

Бухгалтерская отчетность представляется в ИФНС и в отделение Росстата не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ), т. е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. При этом если 31 марта выпадает на выходной, крайний срок представления бухгалтерской отчетности переносится на первый рабочий день, следующий за этой датой (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 7 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).

Способы представления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерскую отчетность можно представить как в ИФНС, так и в органы статистики на бумаге (представив лично или направив по почте) или в электронном виде.

Кстати, правило, когда организация должна отчитываться перед ИФНС исключительно электронным способом, если среднесписочная численность этой организации за прошлый год превысила 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), на представление бухгалтерской отчетности не распространяется (Письмо Минфина от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32310). Следовательно, даже если среднесписочная численность работников превысила этот лимит, никто не запрещает организации сдать бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию на бумаге.

Если же организация решила представить бухгалтерскую отчетность налоговикам в электронном виде, то сделать это можно, в том числе при помощи специального сервиса ФНС, работа которого продлена до 01.07.2018 (Приказ ФНС от 14.06.2017 N ММВ-7-6/503@).

Состав бухгалтерской отчетности

По общему правилу в состав бухгалтерской отчетности включается (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ):

  • Бухгалтерский баланс;
  • Отчет о финансовых результатах;
  • приложения к Балансу и Отчету (п. 2, 4 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н).

Ознакомиться с формами бухгалтерской отчетности вы сможете ниже.

Бланки бухгалтерской отчетности

Необходимые бланки вы можете скачать через систему КонсультантПлюс .

Если вы планируете представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, то можете воспользоваться рекомендуемыми ФНС форматами (Приказ ФНС от 20.03.2017 N ММВ-7-6/228@).

Упрощенная бухгалтерская отчетность

Некоторым организациям разрешено вести бухгалтерский учет в упрощенном виде (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). К примеру, к таким организациям относятся субъекты малого предпринимательства.

Помимо ведения бухгалтерского учета в упрощенном виде, этим организациям можно представлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н).

Формы упрощенной бухгалтерской отчетности вы найдете в Приложении № 5 к Приказу Минфина от 02.07.2010 N 66н. А скачать их можно через систему КонсультантПлюс .

Упрощенная бухгалтерская отчетность представляется в те же сроки, что и обычная, т. е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Бухгалтерская отчетность ИП

Предприниматели освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов/расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности (пп. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Соответственно, и представлять бухгалтерскую отчетность ИП тоже не должны.

Обязательный аудит организации и бухгалтерская отчетность

Если организация подлежит обязательному аудиту, то в свое отделение Росстата нужно представить еще и аудиторское заключение (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Подать такое заключение нужно:

  • либо вместе с бухгалтерской отчетностью;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В ИФНС представлять аудиторское заключение не нужно.

Бухгалтерская отчетность: штраф

За непредставление/несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в ИФНС организацию оштрафуют на 200 руб. за каждую несданную форму (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если же не представить бухгалтерскую отчетность в органы статистики или представить ее с нарушением срока, то на организацию будет наложен штраф в размере от 3000 руб. до 5000 руб., а на ее должностных лиц – от 300 руб. до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП). Такой же штраф грозит организации за непредставление/сдачу с просрочкой аудиторского заключения (Письмо Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ).

Чем утверждена форма

Посмотреть форму

Бухгалтерский баланс; Отчет о финансовых результатах; Отчет об изменении капитала; Отчет о движении денежных средств; Отчет о целевом использовании полученных средств