Басов нф Учебное пособие

Басов н.Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. Пособие / н.Ф. Басов. — м.: КноРус, 2011.- 529 с.

Басов Н.Ф. Социальная работа: учеб. пособие / Н.Ф. Басов. — М.: Дашков и К, 2009.- 364 с.

Ерусланова Р. И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Р. И. Ерусланова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2010.

Жуков в.И. Введение в профессию: Социальная работа: учебник / в.И. Жуков.- м.: Изд-во ргсу, 2011.- 408 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: учеб. пособие для вузов / П. Д. Павленок. — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К, 2010.

Социальная работа: теория и организация: учеб. пособие / под ред. П.Д. Павленка.- М.: ТетраСистемс, 2009.- 288 с.

Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред. : Н. Ф. Басова. — М.: Дашков и К, 2009.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / П. Д. Павленок [и др.] ; под ред. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009.

Топчий Л.В. Методологические проблемы теории социальной работы / Л.В. Топчий.- М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 236 с.

Топчий Л.В. Теория социальной работы в основных понятиях и схемах / Л.В. Топчий.- М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 156 с.

Фирсов М. В. Введение в профессию. Социальная работа. Для бакалавров / М.В.Фирсов, Е.Г.Студёнова, И.В. Наместникова.- М.: КноРус, 2011.- 224 c.

Фирсов М. В. Философия социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов.- М.:Юрайт, 2012. – 256 с.

Фирсов М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова.- М.: Юрайт, 2012. — 464 с.

Холостова Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова.- М.: Юрайт, 2012. — 352 с.

Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Е. И. Холостова. — 7-е изд. — М. : Дашков и К, 2010. — 799 с. — (Золотой фонд учебной литературы) (Социальная работа).

Басов н.В. Социальная работа. М., Издательский дом «Дашков и к» 2009.

Бурова С.Н. Социальная работа. Теория и организация: учеб. пособие / С.Н. Бурова, С.В. Лапина, П.П. Украинец. — М.: Тетра-Системс, 2008.- 258 с.

Григорьева И.А. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / И.А. Григорьева. – СПб.: СПбГУ, 2004. – 536 с.

Гулина М.А. Словарь – справочник по социальной работе / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2008.- 321 с.

Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учеб. пособие / М.Н. Гуслова.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учеб. пособие / М.Н. Гуслова.- М.: Академия, 2009.- 241 с.

Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие /Т.С.Зубкова, Н.В.Тимошина.- М., 2004.-224 с.

Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. Учебное пособие. М., Издательский дом «Дашков и К», 2009.

Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические основы социальной работы. М., Академический проект, 2009

Манько Ю.В. Теория и практика социальной работы: учеб. пособие / Ю.В. Манько — М.: Петрополис, 2008. – 148 с.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: Избранные работы 1991-2005 гг. / П.Д. Павленок- М.: Дашков и К, 2008.- 298 с.

Пэйн М. Социальная работа. Современная теория: учеб. пособие / М. Пэйн. — М.: Academia, 2008.- 425 с.

Социальная работа с осужденными: учеб. пособие. — М.: Изд-во МГСУ, 2002, 256 с.

Социальная работа с семьей: учеб. пособие / под ред. Е.И. Холостовой.-М.: Дашков и К, 2007. — 211 с.

Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие. /отв. ред. проф. А.А.Козлов.- М.: Логос, 2004.- 128 с.

Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В.И.Курбатова.- Ростов-на-Дону, 2006.- 185 с.

Теория социальной работы: учеб. пособие / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с.

Теория социальной работы: учеб. пособие / под ред. Кузиной И.Г.- Владивосток: ДВГТУ, 2006.- 232 с.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учеб. пособие / С.В.Тетерский. — М., 2009.- 167 с.

Топчий Л.В. Пути познания природы научных методов теории социальной работы / Л.В.Топчий // Отечественный журнал социальной работы. – 2006 – №3. – С.4-11.

Топчий Л.В. Современные проблемы развития теории социальной работы как науки / Л.В. Топчий //Социальная работа № 1.- 2007. — С.62-64.

Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника: учеб. пособие / М.В.Фирсов.- М., 2008.- 192 с.

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учеб. пособие / Е.И. Холостова.- М.: Дашков и К, 2008.- 104 с.

Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф.Дементьева.- М., 2005.-340 с.

Холостова Е.И. Теория и методология исследования социальной работы / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – №2.– С.4-7.

Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Издание 3. М., Дашков и К, 2009

Холостова Е.И. Социальная работа в схемах. Учебное пособие М., Дашков и К, 2009

Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие М., Дашков и К, 2009.

Якушев А.П. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. М., А-Приор, 2009

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата

Басов Н.Ф. — под ред. Подробнее

Предыдущие выпуски

Учебное пособие знакомит студентов с важнейшими понятиями, теоретическими проблемами, а также направлениями, методами и технологиями социальной работы. В нем рассматриваются основы теории социальной деятельности, разъясняются ее сущность и цели, предмет и объект, принципы и методы реализации. Книга дополнена вопросами и заданиями для самоконтроля, которые помогут студентам освоить материалы учебного пособия.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Басов нф Учебное пособие

ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
Авторов: 101731
Произведений: 1420324

  • Заамин ч.4 Усадьба163kПроза
  • Заамин ч.1203kПроза Комментарии: 12 (23/01/2013)
    Так меня постигло самое сильное разочарование в моей научной деятельности, я действительно был уверен, что нашел снежного человека. Но работая в горах я встретил много других, не менее загадочных, мистических явлений. И многие из них неизвестны современной науке и никак не могут быть объяснены теми научными знаниями, которые я получил в университете. Я обязательно расскажу о них. И о проклятом кишлаке, который действительно оказался паранормальным объектом, и о крепости царя Мук, которая до сих пор хранит свои тайны, и о древних могилах. И несмотря на то, что за следы снежного человека я принял отпечаток лапы медведя, Снежный человек или существо, так называемое, есть.
  • Заамин ч.2103kПроза Комментарии: 9 (13/05/2010)
    «Забраться на высокую вершину Не так-то просто. Далеко не каждый Готов поверить, что вершина есть. » Дагестанская притча.

  • О современном рабстве в России442kФилософия Комментарии: 24 (15/07/2013)
    Аннотация к изданию 1997 года. Книга «О современном рабстве в России» написана в период с февраля по июнь 1996 года. Первое издание увидело свет в апреле 1997 года благодаря Александру Ивановичу Лебедю. Прочтя рукопись, генерал наложил резолюцию: «Книга написана честным, мужественным человеком. Немедленно принять меры к изданию и распространению по всей России!» Что и было сделано. В настоящее время рукопись с резолюцией генерала находится в музее Владимирской тюрьмы. К сожалению, первое издание по неизвестной автору причине не имело выходных данных, т.е. существовало, по сути, в самиздате. Часть тиража была передана в фонд реформы судебного правосудия, в фонд защиты осужденных хозяйственников и экономических свобод. Рукопись книги – три общих тетради, исписанных мелким почерком. В издание 1997 г. вошла по объему одна тетрадь, 1999 г. – на сайт в интернет, — почти две тетради. Настоящее издание включает в себя почти весь объем рукописи, за исключением текста, который автор посчитал несущественным или преждевременным. Многочисленные отзывы со словами благодарности до сих пор идут со всех концов России. Настоящее издание исправлено и дополнено, но в целом книга осталась прежней. Эта книга не для развлекательного чтения, а для тех, кто ищет, кто хочет понять. Книга рекомендуется в качестве учебного пособия учащимся юридических и экономических учебных заведений, а также тем, кто занят в сфере малого и среднего бизнеса.
  • НеизвестенПроект Россия548kПроза Комментарии: 4 (08/04/2008)
    Авторы текста мне неизвестны, публикую в качестве рекомендации к прочтению, т.к. эта книга дает ответы на многие вопросы, которые я поднял в своей книге «О современном рабстве в России». Я не во всем, далеко не во всем согласен с авторами, но считаю, что думающим людям её надо прочесть.

    Басов нф Учебное пособие

    В пособии рассматривается социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность, представлены ее ведущие направления (помощь семье, молодежи, престарелым, безработным, мигрантам), характеризуются основные методы, а также технологии социальной работы.
    Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно всем, кто интересуется проблемами социальной работы и педагогики.

    В пособии рассматривается социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность, представлены ее ведущие направления (помощь семье, молодежи, престарелым, безработным,… Развернуть

    Содержание:
    Социальная работа как профессиональная деятельность.
    Современные подходы к пониманию сущности социальной работы.
    Институциональные особенности социальной работы.
    Характеристика социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.
    Социальная работа как отрасль знаний.
    Сущность и цели социальной работы.
    Социальная работа, социальная помощь, социальная защита.
    Иерархия целей и задач социальной работы.
    Уровни социальной работы.
    Специфические принципы социальной работы.
    Теоретические подходы к определению функций социальной работы.
    Специалист по социальной работе как субъект профессиональной деятельности.
    Профессиограмма специалиста по социальной работе.
    Профессиональные функции специалиста по социальной работе.
    Клиент как объект профессионального взаимодействия социального работника.
    Личностная проблема, ее истоки, субъективный характер.
    Виды личностных проблем.
    Изменения личностной ситуации клиента социальной службы.
    Клиент как объект познания.
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
    Социальная работа с семьей.
    Семья как объект социальной работы.
    Сущность и содержание социальной работы с семьей.
    Особенности социальной работы с разными категориями семей.
    Социальная работа с молодежью.
    Положение молодежи в обществе.
    Содержание социальной работы с молодежью.
    Социальная работа с престарелыми и одинокими людьми.
    Характеристика положения пожилых людей в обществе.
    Специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста.
    Социальная работа с безработными.
    Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений.
    Виды и формы безработицы.
    Методы и формы социальной работы с безработными.
    Социальная работа с мигрантами.
    Сущность современных миграционных процессов.
    Социальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам.
    Социальная помощь переселенцам с Севера и приравненных к нему территорий.
    ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
    Коммуникативная техника в социальной работе.
    Коммуникативная техника — основа профессиональной деятельности.
    Техника вербальной и невербальной коммуникации.
    Правовой инструментарий в социальной работе.
    Государственно-правовые основы социальной работы.
    Основные направления развития законодательноправовой базы социальной работы.
    Медико-социальные методы социальной работы.
    Медико-психологические методы.
    Санитарно-гигиенические методы.
    Социально-психологические методы в социальной работе.
    Сущность и содержание психологических методов в социальной работе.
    Классификация психологических методов.
    Педагогические методы в социальной работе.
    Сущность и классификация педагогических методов в социальной работе.
    Характеристика педагогических методов.
    Условия успешности выбора и использования педагогических методов в социальной работе.
    ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
    Социальная диагностика в социальной работе.
    Сущность социальной диагностики.
    Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента.
    Социальная адаптация в социальной работе.
    Сущность социальной адаптации в социальной работе.
    Особенности социальной адаптации клиентов в учреждениях социального обслуживания.
    Социальная реабилитация в социальной работе.
    Сущность социальной реабилитации.
    Особенности проведения социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации в учреждениях социального обслуживания населения.
    Социальная опека и попечительство.
    Сущность опеки и попечительства.
    Технология установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.
    Технология усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации.
    Технология установления опеки и попечительства относительно совершеннолетних граждан.
    Социальное консультирование.
    Особенности консультирования в социальной работе.
    Технология социального консультирования.
    Профессионально значимые качества и умения специалиста по социальной работе, определяющие эффективность консультирования.
    Психотехнологии в социальной работе.
    Принципы применения психотехнологий в социальной работе.
    Конструирование психосоциальных технологий.
    Оценка эффективности психотехнологий в социальной работе.
    Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование.
    Основы прогнозирования в социальной работе.
    Сущность социального проектирования.
    Сущность, виды и функции моделей и моделирования.
    Инновации в социальной работе.
    Общее понятие об инноватике.
    Характеристика инновационного процесса.
    Этапы инновационного процесса.

    БАСОВ — Купить книгу автора

    Основы социальной работы. Учебное пособие / Басов Н.Ф.

    В этой книге социальная работа раскрыта как феномен современного мира и как профессиональная деятельность, охарактеризованы ее основные направления (помощь семье, молодежи, престарелым, безработным, мигрантам), описаны основные методы, а также.

    Академия (Academia), 2008 год

    Социальный педагог: введение в профессию. Учебное пособие / Басов Н.Ф.

    Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли.

    Академия (Academia), 2007 год

    Графический интерфейс комплекса ANSYS / Басов Константин

    В книге рассмотрен Графический интерфейс пользователя (GUI) комплекса метода конечных элементов (МКЭ) ANSYS. В книгу входят общее описание комплекса, сведения о графическом интерфейсе пользователя и типах применяемых конечных элементов. Книга.

    ДМК Пресс, 2006 год

    CATIA V5. Геометрическое моделирование / Басов К. А.

    В данной книге содержится описание десяти модулей системы автоматизированного проектирования высокого уровня CATIA V5. В книге рассматриваются методы создания сборок, тонкостенных и сварных конструкций, твердотельное моделирование и каркасное.

    ДМК Пресс, 2008 год

    ANSYS Справочник пользователя / Басов К. А.

    В книге рассматривается применение комплекса метода конечных элементов (МКЭ) ANSYS. В книгу входят общее описание комплекса, све дения о графическом интерфейсе пользователя, типах применяемых ко нечных элементов, методах создания геометрической.

    ДМК Пресс, 2005 год

    ANSYS и LMS Virtual Lab. Геометрическое моделирование / Басов К.А.

    Книга посвящена совместному применению возможностей комплекса LMS Virtual Lab, использующего ряд модулей комплекса CATIA, и комплекса МКЭ ANSYS. В книгу входит описание модулей комплекса LMS Virtual Lab, предназначенных для создания геометрической.

    ДМК Пресс, 2006 год

    Басов, Михаил Яковлевич / Джесси Рассел

    High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Михаи?л Я?ковлевич Ба?сов (3 ноября (15 ноября) 1892(18921115), с. Логиново Тверской губернии,Российская Империя — 6 октября 1931, Ленинград, СССР) — выдающийся русский советский психолог, один из.

    Ошарашивающие приключения Вадима Басова на космодроме БАЙКОНУР (1960-1963) / Вадим Басов

    Простой советский парень по призыву в армию попадает служить на космический аэродром БАЙКОНУР. Он ещё не может оценить и патриотично подключиться к этим масштабным достижениям человечества и авантюрно-изобретательно приспосабливается к новым.

    Нобель Пресс, 2013 год

    Антиформалистический раек. Для четырех басов, смешанного хора, чтеца, хора и фортепиано. / Шостакович Д.Д.

    Иномерники / Басов Н.В.

    Далекое будущее… Несмотря на колоссальный рывок в технологическом развитии, человечество все еще приковано к Солнечной системе. Даже овладение антигравитацией не дало людям ключа к Галактике. Ученые и инженеры вынуждены искать альтернативные.

    Эксмо (Научная Фантастика) , 2013 год

    Владимир Басов. В режиссуре, в жизни и любви / Богданова Л.

    Владимир Басов был уникальной личностью. В нем была и особость, выделявшая его из круга современников и коллег, и в нем всегда было заметным проявление черт, вообще свойственных людям, отмеченным недюжинным дарованием в творчестве и талантом.

    Басов нф Учебное пособие

    Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня в нашей стране, как и во всем мире, наблюдаем тенденцию увеличение количества детей с ограниченными возможностями. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 000 000 людей с ограниченными возможностями. Поэтому проблему организации социально-педагогической работы людей с особыми потребностями, вследствие ее актуальности, широко разрабатывали и разрабатывают исследователи различных отраслей: социологии и социальной работы (Р. Кравченко, Н. Бастун, Н. Майорова, Е. Холостова, В. Курбатов, С. Толстоухова, Т. Губарева, В. Смирнова), педагогики, социальной педагогики и коррекционной педагогики (И. Зверева, А. Капская, А. Беспалько, Л. Мищик, В. Никитина, Е. Мастюковой, А. Московкина, Л. Шипицина, Н. Лурье, С. Завражин, Л. Фортов, А. Смирнова, М. Певзнер), психологии (Рубинштейн, Д. Исаев, В. Петрова, И. Белякова, М. Гулина, А. Безрукава, В. Ковалев, Д. Зиглер, А. Лурия). Большую работу в этом направлении провела А. Капская, которая разработала ряд принципов и закономерностей социально-педагогической работы с инвалидами, в основу которых положен процесс реабилитации. А. Капская определила две главные цели организации такой работы: обеспечение социального, экономического, интеллектуального и физического развития человека, имеющего отклонения посредством организации социальной, материальной и медицинской поддержки, а также предупреждения возникновения вторичных дефектов в инвалидов . Анализ социальных проблем инвалидизации в целом, а также организации социально-педагогической работы с инвалидами в частности осуществляется в плоскости социологических концепций. Так, К. Дэвисом, Р. Мертоном и Т. Парсонсом были рассмотрены проблемы инвалидности детей как специфического социального состояния индивида, социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства в отношении инвалидов, на основе чего и формируются современные основы организации социальной работы. И именно в рамках этого подхода было разработано понятие «люди с ограниченными возможностями» как синоним к понятию «инвалиды» . Поскольку большинство исследователей отмечает, что основой социально-педагогической работы с людьми с ограниченными возможностями является реабилитация, то А. Беспалько предложила отделить определенный ряд правил реабилитации детей-инвалидов, а также направлений, призванных помочь человеку сформировать способность к самообслуживанию, развивать свой творческий потенциал, то есть стать полноценным членом общества. Исследуя эту мысль, М. Лукашевич и И. Мигович уделяют внимание тому, что реабилитация детей с особыми потребностями является схемой развития способностей человека — социальной адаптации, причем эти меры обязательно должны охватывать и других членов семьи. В свою очередь, O. Карякина и Т. Карякина отмечают, что социально-педагогическая работа с этой категорией должна включать, кроме реабилитации, систему интеграции ребенка-инвалида в общество и систему социальной защиты, которую должен предоставлять государство. Правовые основы для удовлетворения особых потребностей людей с ограниченными физическими и психическими возможностями в социальной защите, учебе, лечении, социальной опеке и общественной деятельности отражены в законах . Цель работы данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы лиц с ограниченными возможностями в современном обществе изучить специфику технологии социальной работы с данной категорией граждан. Для достижения данной цели необходимо ряд задач: 1. Дать определение инвалидов как объекта социальной работы в современном обществе. 2. Изучить нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами. 3. Раскрыть социальное обслуживание как технология социальной работы с инвалидами. 4. Проанализировать организацию содействия трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Объект работы –лица с ограниченными возможностями. Предмет работы — технология социальной работы с лицами с ограниченными возможностями. Методы исследования работы: анализ литературы и документов. Методологическая база исследования: теоретической и практической основой данного исследования являются труды учёных: Е.И. Холостовой, А.В. Гостюшина, Т.А. Добровольской, Л.К. Грачёва, А.В. Кузнецовой, Э.В. Устиновой и других. Изучение этих документов позволило проанализировать технологию социальной работы с инвалидами. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачам исследования. Включает в себя: 1) Теоретически аспекты изучения социальной работы в современном обществе; 2) Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами; 3) Организация cсоциального обслуживания как технология социальной работы с инвалидами; 4) Технологии содействия в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.

    По результатам проведенного исследования, выполненного на основе анализа международно-правовых актов, законодательства России и практики его реализации, а также теоретического осмысления научных работ по проблемам социально-правовой защиты инвалидов, приведено теоретическое обобщение и новое решение научной задачи, которая заключается в развитии теории трудового права и права социального обеспечения и формулировке научно-практических предложений по социально-правовой защиты инвалидов в современных социально-экономических условиях. Основные из них: 1. Считаем, что внимание ученых должно быть направлено не на формальную замену понятий, а на соответствующее наполнение уже существующего термина «инвалид» современным содержанием, а не сужая при этом круг лиц, которые нуждаются в дополнительном особого социально-правовой защиты. Итак, можно предложить следующую дефиницию: «инвалид — это человек с особыми потребностями, обусловленными психическими или физическими недостатками, которые возникли в результате устойчивых изменений организма от болезни, травмы или врожденного дефекта развития, нуждается в дополнительном или в особой защите со стороны государства» . 2. Переориентация действующего национального законодательства в современную концепцию образования безбаръерной среды для инвалидов приводит ряд терминологических изменений. Предлагаем законодательное закрепление авторского определения социально-правовой защиты следующего содержания: «Социально-правовая защита — это деятельность государственно организованного общества по установлению и реализации гарантий прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, направленная на обеспечение процесса их интеграции в общественную жизнь и удовлетворения соответствующих материальных и моральных нужд «. 3. Считаем, что квотирование рабочих мест для инвалидов является примером распространения в России мировой практики по «дискриминации наоборот» . Но не следует ограничиваться только этим довольно действенной мерой социально-правовой защиты инвалидов в сфере занятости. Необходимо на законодательном уровне обеспечить благоприятный социально-экономический климат для самозанятых инвалидов: возможность получения льготного кредита для организации собственного дела; льготное налогообложение; бесплатное обучение будущих предпринимателей; информирование и бесплатное консультирование инвалидов, желающих начать собственное дело; приоритетное право на выполнение работ и оказание услуг по государственному заказу и т.п. 4. Для более эффективного распространения принципа равенства в национальной системе права, чтобы действительно гарантировать инвалидам наравне с другими гражданами возможности и для обеспечения их участия во всех сферах общественной жизнедеятельности, предлагаем: предусмотреть в Конституции РФ дополнительную дискриминационную признак — «инвалидность» — и привести в соответствие с ней все действующее законодательство; разработать и нормативно закрепить профессиональные стандарты, приспособленные к особым потребностям инвалидов и ориентированы на них соответствующие образовательные стандарты в различных отраслях народного хозяйства; ввести социально-правовую экспертизу нормативно-правовых актов с участием соответствующих представителей власти и объединений общественных организаций инвалидов . 5. Как положительная мера по предупреждению дискриминации инвалидов можно предложить на законодательном уровне предусмотреть императивную норму, которая обеспечивала бы реализацию принципа справедливой занятости через обязательное участие инвалидов во всех органах власти и управления в соответствующем процентном отношении (например, 2-5%). Такой нормативное предписание должно защитить инвалидов от структурной и системной дискриминации в нашем обществе.

    Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона

    Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

    Дата публикации: 09.12.2015

    Статья просмотрена: 758 раз

    Библиографическое описание:

    Никитина Е. А. Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на начальном этапе обучения в классе аккордеона [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 117-122. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9264/ (дата обращения: 28.12.2018).

    Значение начального периода обучения музыке, пожалуй, сопоставимо со значением первого года жизни ребенка. Юный музыкант открывает для себя неизведанный до сих пор мир, получает массу новых впечатлений, делает первые шаги в процессе освоения музыкального инструмента. И перед педагогом (в принципе, так же, как и перед родителями младенца) возникает достаточное количество задач: привлечь, удержать внимание, развить интерес, научить. В процессе решения каждой из задач встает множество вопросов, самый распространенный из которых (прежде всего, конечно, для молодых педагогов) — «как?» КАК заинтересовать? КАК сделать так, чтобы интерес не угас через пару уроков? КАК развить слух и метроритмическое чувство? КАК добиться свободных и естественных движений за инструментом? В общем, КАК научить правильно во всех отношениях. В плане методики работы с начинающими вопрос «как учить?» приобретает особое значение, поскольку особенностям начального этапа обучения детей игре на аккордеоне посвящено небольшое количество литературы. Популярные самоучители и школы игры на аккордеоне (В. Лушникова, М. Двилянского и др.) предназначены преимущественно для детей старшего возраста и предполагают быстрое освоение инструмента. Из пособий, содержащих материал, адаптированный для детей младшего возраста, пожалуй, можно назвать только сборник «Юный аккордеонист» Г. Бойцовой и сборник «До-ре-мишка» Л. Заложновой, однако, ни в первом, ни во втором пособиях не уделяется внимания процессу формирования ориентации в клавиатурном пространстве.

    Конечной целью любого обучения является достижение желаемого результата. Обучение музыке предполагает наличие целого комплекса составляющих, требующих детального внимания, в связи с чем ключевое значение приобретает начальный этап.

    Процесс освоения клавиатур аккордеона, как у дошкольников, так и у младших школьников, протекает гораздо медленнее чем, например, у пианистов, имеющих возможность уже на первом уроке исполнять несложные пьесы двумя руками. Этому есть несколько основных причин:

    1. контрастное строение клавиатур
    2. бифункциональность левой руки
    3. отсутствие визуального контроля.

    Контрастное строение клавиатур предполагает постепенное, по мере их освоения, сочетание работы правой и левой рук. Но изучать строение правой и левой клавиатур аккордеона, выполнять упражнения, направленные на формирование ориентации в клавиатурном пространстве необходимо уже с первых уроков. Отсутствие работы в данном направлении приводит к возникновению у ребенка потребности осуществлять зрительный контроль за движениями правой руки, что, в свою очередь, влечет за собой комплекс проблем — начиная от неправильной постановки инструмента и заканчивая неуверенностью во время концертного выступления.

    Рассмотрим процесс более подробно.

    «С первых уроков учащийся … уясняет размещение клавиш. … Педагог указывает ученику клавиши, на которых исполняется его партия» [5, с. 14–15] Как правило, освоение клавиатур, согласно методическим пособиям, начинается непосредственно с исполнения простейших пьес или мотивов (при игре в ансамбле с педагогом) с предварительным выяснением, где какая клавиша находится и какому звуку соответствует. Традиционно в школах игры на аккордеоне предлагается сперва освоить правую клавиатуру, затем левую. Исключением является «Школа игры на аккордеоне» Р. Н. Бажилина, где автор считает целесообразным начать приспособление к инструменту с освоения левой клавиатуры. Думается, и в первом, и во втором вариантах причиной подобного подхода является бифункциональность левой руки (двойная нагрузка в процессе звукообразования — нажатие клавиш с одновременным меховедением).

    Освоение клавиатур происходит параллельно. Начальные упражнения для правой руки не предполагают исполнения мелодических оборотов, в упражнениях для левой руки, напротив, необходимо звукоизвлечение.

    Практическое знакомство с инструментом начинается с визуального анализа с акцентированием внимания на специфике строения правого и левого полукорпусов. Как правило, дети весьма успешно самостоятельно выявляют все особенности. В затруднительной ситуации задача педагога — направить мысль ребенка в нужное русло.

    При знакомстве с левой клавиатурой основополагающим является метод, названным И. Пурицем «от целого к частному», в основе которого лежит первоначальное знакомство с общими закономерностями строения клавиатуры. Ученик считает количество рядов, находит отмеченные кнопочки, отличающиеся от других, замечает, что помимо вертикальных, есть диагональные ряды. Параллельно педагог рассказывает о специфике вертикальных и диагональных рядов, предлагает ученику определить на слух, какое количество звуков извлекается одновременно. Готовые аккорды определяются на слух по характеру звучания. Затем наступает черед практического освоения, которое затруднено отсутствием возможности визуального наблюдения. Задача педагога — скоординировать движения ученика, научить ориентироваться в клавиатурном пространстве, опираясь на слух и тактильные ощущения.

    Используется несколько упражнений:

    1) «Паровоз»

    В основе упражнения лежит постепенное передвижение по вертикальным рядам с целью формирования ощущения вертикального ряда. Начинать движение необходимо с крайнего ряда — первого или пятого. В зависимости от ряда меняется количество задействованных пальцев (согласно физиологическому строению ладони ребенка). Как правило, в перемещении по первому ряду участвуют 2-й, 3-й, 4-й пальцы, по мере приближения к пятому ряду подключается 5-й палец. Важно обратить внимание на следующие моменты:

     каждому пальцу соответствует своя кнопочка

     все пальцы двигаются одновременно.

    Правильность движения контролирует как педагог, так и ученик, периодически нажимая какую-либо «кнопочку контроля», расположенную «на пути». Необходимо определить — один звук воспроизводится или несколько. Если движение происходит по аккордовым рядам — «грустный» аккорд звучит или «веселый». Путешествие по крайним рядам, как правило, затруднения у малышей не вызывает. На втором ряду необходимо обратить внимание на все отмеченные кнопочки — главные ориентиры на клавиатуре.

    2) «Горка»

    Цель упражнения — формирование ощущения расположения диагональных рядов. 3-й палец располагается на основном ряду, басу «до». 2-й — на аккордовом (мажор от до), затем 2-й палец перемещается на минорный ряд, затем на септаккорд и в обратную сторону. Выполнение упражнения желательно со звукоизвлечением — бас и аккорд играются одновременно. Контроль над выполнением осуществляет педагог.

    3) «Лифт»

    В основе данного упражнения лежит одновременное передвижение пальцев, расположенных на соседних рядах — бас + мажорный аккорд (позже — через ряд — бас + минорный аккорд и т. д.) — строго по вертикали вверх или вниз. Исходная точка, также, как и в предыдущем упражнении бас «до» с соответствующим мажорным аккордом, поиск которого ученик после изучения предыдущих упражнений может выполнить самостоятельно. Задача — точное передвижение по соответствующим рядам. Сперва «лифт» перемещается в пределах «двух этажей» — C-dur — G-dur, затем подключается еще один «этаж» — F-dur. В дальнейшем маршрут движения «лифта» расширяется. В процессе работы над упражнением помимо развития координации, ребенок приучается к основным аппликатурным принципам: 3-й палец на басовом ряду, 2-й на аккордовом. Обязательное условие выполнения упражнения — «лифт» равномерно двигается по «этажам», а не «перескакивает» через них.

    Дальнейшее освоение левой клавиатуры предполагает исполнение небольших пьес с сочетанием нескольких басов, басо-аккордовых последовательностей (упражнения приводятся в различных методических пособиях, в т. ч. «Школе игры на аккордеоне» Р. Бажилина, сборниках «Юный аккордеонист», ч.1 Г. Бойцовой и д. р.).

    Постепенное расширение используемого диапазона требует детального анализа передвижения руки по клавиатуре. Фактически, мысленно составляется карта движения. Ключевую роль играют имеющиеся ориентиры — отмеченные кнопки. Необходимо, чтобы ребенок осознавал, где располагаются пальцы — бас, аккорд, названия и нумерацию рядов, четко понимал, куда следует переместиться, мысленно представлял схему строения левой клавиатуры, исходя из чего «выстраивал маршрут движения».

    Наличие у ребенка ясных структурных представлений облегчает путь к достижению желаемого результата.

    Формирование ориентации ребенка на правой клавиатуре имеет также немаловажное значение. Отношение педагога к этому процессу (признание допустимости, или же, напротив, недопустимости визуального контроля) влияет на постановку инструмента, которая, в свою очередь, оказывает существенное влияние на процесс исполнения музыкального произведения.

    Известный педагог В. Григорьев, автор «Методики обучения игре на скрипке», в своей работе высказал мнение о необходимости изначальной постановки инструмента с проекцией на последующее исполнение сложных произведений. Конечно, постановка инструмента корректируется в процессе роста ученика. Однако, все же, целесообразно приучить ребенка ориентироваться на правой клавиатуре без визуального контроля.

    В процессе освоения правой клавиатуры ученик сталкивается с двумя основными сложностями:

    1. отсутствием, как и в случае с левой, визуального контроля.
    2. расположением клавиш в звуковысотном соотношении противоположно физиологическим ощущениям.

    Тренировка пространственного и звуковысотного соотношения, а также ориентации в клавиатурном пространстве осуществляется на основе сочетания методик Н. Бергер и И. Пурица, с их адаптацией для аккордеона.

    Аналогично знакомству с левой клавиатурой, необходимо визуально проанализировать клавиатурный рисунок правого полукорпуса, выявить закономерность расположения клавиш.

    Поскольку белые клавиши имеют однородный рисунок, опора происходит на расположение черных клавиш. Следует отметить, что черные клавиши расположены группами по две или три клавиши, равномерно чередуясь. Между группами — небольшое расстояние. Группам даются наименования «2ч» и «3ч» соответственно количеству клавиш в группе.

    Произвольное движение руки по правой клавиатуре. Задача — почувствовать расположение групп черных клавиш, ощутить расстояние между группами черных клавиш, найти любую группу черных клавиш и определить ее название («2ч» или «3ч»).

    Следующая ступень освоения клавиатуры — конкретизация количества групп черных клавиш на используемом в работе инструменте. Ребенок визуально определяет, сколько на клавиатуре групп по 2 клавиши, сколько по 3. На аккордеонах Юность или WeltmeisterPerle на правой клавиатуре находятся всего две группы по 2 и две группы по 3 черных клавиш, на ¾ аккордеонах — 3 полных группы «2ч», 2 полных группы «3ч» и одна неполная группа «3ч» в малой октаве. Необходимо уточнить, что группы, расположенные ближе к подбородку, имеют более низкое звучание, чем группы, расположенные ближе к ноге. На аккордеонах 2/4 определяем группы, как «2ч низ», «2ч верх», на аккордеонах ¾ определяем группы, как «2ч первая октава», «2ч вторая октава», «2ч третья октава», «3ч малая октава». «3ч первая октава», «3ч вторая октава».

    Педагог называет группу и расположение, например, «2ч первая октава», или «3ч вторая октава» и так далее (для детей дошкольного возраста возможно использовать названия «2ч низ», «2ч верх» и т. д.). Задача ученика — безошибочно отыскать группу с необходимым количеством клавиш, расположенную в обозначенном педагогом диапазоне и расставить по черным клавишам соответствующие пальцы — 2-й, 3-й пальцы — на клавишах группы «2ч», 2-й, 3-й, 4-й пальцы — на клавишах группы «3ч» (нумерация пальцев объясняется перед выполнением упражнения). Первый палец располагается рядом со 2-м на клавишах «до» или «фа» соответственно группе. Затем 2-й, 3-й или 2-й, 3-й и 4-й пальцы соскальзывают вверх — вправо на белые клавиши, в результате чего становятся в необходимую позицию.

    Педагог объясняет расположение клавиши «до» (перед группой «2ч»). Задача — найти все клавиши «до» в диапазоне инструмента. Далее объясняется расположение клавиши «фа» (перед группой «3ч»). Следующая задача — найти все клавиши «фа».

    Работа в позиции. Упражнение выполняется при наличии у ребенка представления о звукоряде. Ребенок самостоятельно находит клавишу «до», ориентируясь на группу «2ч» (пальцы становятся в позицию), затем последовательно нажимает каждую клавишу, называя воспроизведенный звук. Далее педагог называет звук, учащийся, в свою очередь, воспроизводит его, опираясь на полученные знания. Следующий вариант упражнения — педагог называет номер пальца, ученик должен определить, какая клавиша соответствует указанному пальцу.

    Педагог называет клавишу в определенном диапазоне, указывает номер пальца, который должен встать на нужную клавишу. Задача ученика — безошибочно выполнить задание, а также равномерно распределить остальные пальцы по клавиатуре подряд по принципу «каждому пальцу — своя клавиша».

    В период изучения последнего упражнения ребенок уже свободно может исполнять простые мелодии в одной позиции. Впоследствии, при смене позиций, необходимо «проецировать» мелодическую линию на клавиатуру, соотносить интервальную структуру мелодии с соответствующим расстоянием между клавишами.

    Выполнение упражнений должно происходить поступенно, согласно принципам дидактики. Если упражнение не усвоено ребенком, не выполняется свободно, не стоит переходить к следующему. Возможно совмещение 2-го и 3-го упражнений.

    Важно помнить о том, что освоение клавиатур инструмента не является механическим действием. Одновременно с освоением клавиатурного пространства у ребенка происходит формирование слуходвигательных представлений. Именно поэтому акцентируется внимание на различном звуковысотном положении ориентиров («2ч низ», «2ч верх», «2ч первая октава» и т. д.).

    Результатом изучения вышеприведенных упражнений являются свободное перемещение в клавиатурном пространстве.

    Одной из форм работы, способствующих как развитию ориентации в клавиатурном пространстве, так и формированию слуходвигательных представлений, является транспонирование.

    Транспонирование осуществляется как в нотной записи (графически фиксируем предварительно оговоренные особенности строения мелодии от другой ноты — например: поднимаемся вверх подряд по трем ступенькам, затем спускаемся вниз, и т. д.), так и непосредственно за инструментом, сохраняя аппликатурные принципы. Таким образом, реализуется метод, широко распространенный в фортепианной педагогике, условно названный И. Пурицем «от частного к целому». «. В основе этого метода лежит принцип: от восприятия простых элементов — к их последующему синтезу. Этот метод является главным при обучении на любом инструменте, так как отражает один из основных методов познания мира». [6; с.122]

    Суммируя вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы:

    1. практическое освоение клавиатур аккордеона должно происходить поэтапно (что соответствует дидактическим принципам последовательности и доступности и связанно с особенностями мышечных реакций ребенка);
    2. при освоении клавиатур следует руководствоваться методами «от целого — к частному» (от изучения общих закономерностей строения к деталям) и «от частного — к целому» (от исполнения небольших звуковых последовательностей — к исполнению пьес);
    3. рабочий процесс следует организовывать с учетом физических и психических особенностей ребенка, чередуя разнообразные формы работы.

    Формирование ориентации в клавиатурном пространстве является неотъемлемой составляющей обучения игре на музыкальном инструменте. Особенности строения аккордеона — абсолютное различие структур левой и правой клавиатур — требуют детального внимания к этому процессу.

    В заключении хочется отметить, что «успешность развития ученика, обучающегося игре на музыкальном инструменте, в значительной степени обусловлена качеством взаимосвязи его слуховых и двигательных сфер. развитым слуховым представлениям должны соответствовать столь же развитые клавиатурные. Именно эта задача будет определять цели при обучении игре на любом клавишном инструменте». [6, с.118]

    1. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне. [Ноты] /Р. Н. Бажилин. — М.: Изд-во Катанского В., 2002. — 157с.
    2. Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. [Текст] /Н. А. Бергер. — СПб.: Каро,2004. — 368с.
    3. 3.Бойцова Г. И. Юный аккордеонист, ч.I. [Ноты]/ Г. И. Бойцова. — М.: Музыка, 2007. — 80с.
    4. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. [Текст] /В. Ю. Григорьев. — М.: Классика — XXI, 2006. — 255с.
    5. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. [Ноты] / В. Лушников. — М.: Советский композитор, 1987. — 154с.В. Лушников.
    6. Пуриц И. Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. [Текст] /И. Г. Пуриц. — М.: Издательский Дом Композитор, 2001. — 292с.

    Развитие тактильных ощущений в руках в процессе обучения игре.

    Третья группа — Ощущение момента контакта с клавиатурой.

    1. Бажилин, Р. Н. Школа игры на аккордеоне: учебное пособие/ Р. Н. Бажилин.–М.: Музыка, 1999.–

    Основные термины (генерируются автоматически): ощущение, движение, левая рука, клавиш, группа ощущений.

    Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми.

    Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон.

    Уроки могут варьироваться: — урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т. д.

    Способы набора нотного текста в редакторе Sibelius 7. В помощь.

    Рис. 1. Окно вызова вспомогательной клавиатуры из меню Panels.

    ‒ кликаем ПКМ (правая кнопка мыши) по нужной ноте в окне Keypad.

    ‒ клик левой кнопкой мыши в нужное поле нотоносца устанавливает тень ноты или паузы на нотный стан.

    Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи.

    Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на. Контрастное строение клавиатур предполагает постепенное, по мере их освоения, сочетание работы правой и левой рук.

    Организация пианистического аппарата на первоначальном этапе.

    Упражнение 1. Произвольное движение руки по правой клавиатуре.

    Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на. Задача педагога — скоординировать движения ученика, научить ориентироваться в.

    Клавиатура и шариковая ручка: борьба или союз

    В статье «От руки или на клавиатуре, вот в чем вопрос» сказано, что 2016 году правительство Финляндии приняло решение отказаться в школах от обязательного изучения

    Этот процесс – своего рода игра [2].

    Первая группа использовала письмо от руки, а вторая – клавиатуру.

    «Школа игры на фортепиано» (1951) под редакцией А. Николаева.

    Формирование ориентации в клавиатурном пространстве на. Исключением является «Школа игры на аккордеоне» Р. Н. Бажилина, где автор считает. 3) «Лифт». В основе данного упражнения лежит одновременное передвижение пальцев.

    Нейробика как здоровьесберегающая технология.

    Каждый день по несколько строчек пишите левой рукой (ели вы правша), а левши — правой.

    Это упражнение позволит вам наравне с визуальной картой местности создать ещё и ароматическую карту.

    Развитие мелкой моторики рук, графического навыка.

    — Поднять то правую, то левую руку. — Взять предмет то правой, то левой рукой.

    Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

    Другие статьи:  Приказ о переводе детей в другие группы в доу