Банкротство внешне наблюдение

Процедура наблюдения при несостоятельности юридического лица

Процедура несостоятельности наблюдение является единственной обязательной стадией, которая проводится первой при инициировании процедуры банкротства. Назначена она может быть только решением Арбитражного суда. Порядок её проведения определен ФЗ №127, который был принят в 2002 году.

Этот этап несостоятельности юридического лица необходим для обеспечения сохранности активов должника. Кредиторам предоставляется время для принятия взвешенного решения о дальнейшем порядке действий в процедуре банкротства юридического лица, определенных действующим законодательством. Обязательным в этот период является проведение инвентаризации активов должника. На основе полученных в ходе неё фактических данных составляется реестр имущества.

Получить полную картину о глубине экономического положения дел в компании, стоящей на грани банкротства, помогает наблюдение за её финансовой устойчивостью и платежеспособностью. Обязанность по проведению данного анализа возлагается на внешнего управляющего. На основе полученных результатов вырабатывается стратегия вывода должника из кризисного состояния.

В процессе стадии несостоятельности наблюдения юрлица предпринимаются различные меры по взысканию дебиторской задолженности. Собрание кредиторов и учредителей хозяйствующего субъекта в этот период определяется с вариантом вывода должника из кризисного состояния или принимает решение о его ликвидации.

Основная цель этапа наблюдения обеспечение сохранности активов хозяйствующего субъекта. Вместе с инвентаризацией имущества в этот период проводится сверка расчетов и составляется реестр кредиторов. Предоставленное должнику время в период наблюдения может быть использовано им для погашения его финансовых обязательств.

Данная стадия несостоятельности выполняет роль подготовительного этапа перед началом возможного финансового оздоровления банкрота. Главная её задача — недопущение дальнейшего ухудшения экономической ситуации хозяйствующего субъекта и наращивания объема долговых обязательств.

Закон ограничивает срок проведения процедуры семью месяцами. Отсчет начинается с момента принятия решения судом о назначении наблюдения за юридическим лицом. Начальная процедура несостоятельности может быть прервана на стадии её проведения. Ходатайствовать об этом перед судом может собрание кредиторов. Оно должно созываться управляющим для подведения промежуточных итогов состояния дел должника.

На собрании принимаются решения о дальнейших действиях по отношению к банкротящемуся юридическому лицу. По ходатайству кредиторов Арбитражный суд может назначить конкурсное производство, признать должника банкротом или утвердить мировое соглашение.

Временный управляющий

На период проведения процедуры наблюдения суд назначает временного управляющего. Он наделен исключительными полномочиями. В тех случаях, когда во время заседания суда не удается выбрать кандидата на должность временного управляющего, слушание дела о его назначения может быть перенесено. Повторное заседание назначается не позднее 15 календарных дней после первого слушания.

Решение суда о назначении временного управляющего вступает в силу с момента его принятия. Временный управляющий не позднее 10 рабочих или 15 календарных дней после принятия решения обязан разместить об этом сообщение в средствах массовой информации.

Согласно действующему законодательству, это может быть газета «КоммерсантЪ» иди электронные СМИ. Персональные письма с уведомлением о назначении судом процедуры наблюдения направляются в ФНС, ФССП, ФСС и банки, в которых у должника открыты счета. Оспорить назначение процедуры несостоятельности по отношению к юридическому лицу можно только в судебном порядке. Без решения суда прерывать наблюдение нельзя.

Назначение временного управляющего не заменяет собой руководство компании банкрота. Без его визы нельзя подписывать договоры с поставщиками, привлекать заемные средства и оплачивать текущие счета, оформлять имущество в залог или отчуждать его. Самостоятельно руководство юридического лица имеющего задолженность может совершать только сделки, сумма которых не превышает 5% от общей стоимости имущества, находящегося на балансе. В течение 3 дней оно обязано предоставлять внешнему управляющему запрашиваемую им любую документацию, связанную с деятельностью компании.

От своего имени на стадии наблюдения временный управляющий может обращаться в Арбитражный суд с требованиями о признании недействительными различных видов сделок и принятых ранее решений. Такое право дают ему статьи 63 и 64 ФЗ №127.

Текущие платежи

Назначение процедуры наблюдения не является поводом и причиной для приостановления хозяйственной деятельности компании должника. Без активной её работы невозможно выйти из кризисного состояния. Каждый день в ходе работы возникает потребность оплаты текущих расходов. Они не включаются в общий реестр кредиторов и оплачиваются в обычном порядке.

В настоящее время действующее законодательство не выделяет отдельно текущие платежи в процедуре наблюдения и конкурсном производстве. Взыскать их можно в рамках исполнительного производства.

Последствия процедуры наблюдения

Последствия введения процедуры наблюдения наступают сразу же после принятия судом решения о её назначении. Они определены статьей 63 ФЗ №127. С момента введения наблюдения имеющее долги юрлицо утрачивает свое право на любые преобразования гражданско-правовой формы, слияние или разделение. Все претензии по долгам кредиторов могут быть предъявлены с наступлением процедуры только в соответствии с порядком, установленным статьей 134 ФЗ №127.

Все ранее изданные приказы о взыскания имущества должника теряют юридическую силу. В период стадии наблюдения снимаются обременения на имущество, наложенные в рамках исполнительного производства. Работа судебных приставов на этом этапе банкротства прекращается. В этот период несостоятельности все кредиторы должны успеть подать заявление в суд о внесении их в реестр, согласно которому и будут погашаться их финансовые и имущественные претензии.

Процедура банкротства требует очень точного соблюдения сроков, определенных законом. Кредиторы должны успеть предъявить свои требования должнику не позднее 30 дней с момента принятия решения судом о введении процедуры. Срок принятия возражений по поводу требований кредиторов определен в 15 календарных дней с момента их предъявления. На этом этапе кредиторы вместе с временным управляющим являются центром принятия решений. Мнение учредителей компании банкрота в этой ситуации не является определяющим.

Нельзя гасить задолженность путем взаимных расчетов в обход утвержденного судом графика погашения. Новые аресты имущества юридического лица проводятся только в рамках установленном законом порядке. Замораживаются выплаты дивидендов. Запрещается продажа долей и имущества банкрота. Накладывается мораторий на начисление пени и штрафов за просрочку платежей.

Процедура наблюдения

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42, п. 3 ст. 48, п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

То есть признание должника банкротом – лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П ).

Вместе с тем, наблюдение влечет за собой и определенные риски, к примеру, создает условия руководству должника снизить стоимость бизнеса, даже под «приглядом» временного управляющего. Кроме того, введение наблюдения замедляет конкурсный процесс, что негативно сказывается на деятельности кредиторов. В связи с этим многие специалисты считают процедуру наблюдения неэффективной и выступают за полный отказ от нее на законодательном уровне.

Процедура наблюдения при банкротстве

Процедура наблюдения при банкротстве — это первый этап арбитражного управления предприятием. Он начинается с даты вынесения определения о принятии дела арбитражным судом к рассмотрению и продолжается до даты рассмотрения дела арбитражным судом по существу.

Срок процедуры наблюдения

Конкретный срок процедуры наблюдения определяется арбитражным судом. При этом суд должен учитывать, что, по общему правилу, наблюдение не должно продолжаться более трех месяцев (дело о банкротстве должно быть рассмотрено в арбитражном суде в трехмесячный срок). Однако закон допускает возможность отложить рассмотрение этого дела на срок не более двух месяцев. Таким образом, предельный срок наблюдения не может превышать пяти месяцев.

Что касается минимально возможного срока, то при вынесении определения суд должен учитывать, что временный управляющий обязан известить кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а кредиторы в течение месяца вправе предъявлять свои требования, и первое собрание кредиторов (с учетом наличия вероятности его повторного созыва) должно состояться в срок не позднее десяти дней до проведения заседания арбитражного суда.

Процедура наблюдения, как правило, завершается либо принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо вынесением арбитражным судом определения о введении внешнего управления, либо утверждением мирового соглашения.

Другие статьи:  Госпошлина на лицензирование медицинской деятельности

Процедуры банкротства

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения
  • Субъекты предпринимательского права
  • Субъекты предпринимательской деятельности
  • Малое предпринимательство
  • Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Процедуры банкротства

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве (в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены).

Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Проведение процедур банкротства в РФ регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» No 127-ФЗ от 26 октября 2002 года, далее Законом о банкротстве.

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица или по месту жительства гражданина.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

Основными задачами проведения процедур банкротства являются:

  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Процедуры банкротства проводят соответственно:

  • наблюдение — временный управляющий;
  • финансовое оздоровление — административный управляющий;
  • внешнее управление — внешний управляющий;
  • конкурсное производство — конкурсный управляющий;

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость ее использования связана с тем, что, прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятие, ему надо дать время на осуществление сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния. В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Начало процедуры банкротства

В принципе, вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

  • признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
  • утверждение временного управляющего;
  • размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно выдвинуть кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

Таблица 6.1. Наблюдение как процедура банкротства

  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.
  • к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации;
  • к отсутствующему должнику;
  • к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;
  • к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями

При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда

При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом

Предприятие-должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны: ликвидация реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов, представительств; также невозможны: выпуск ценных бумаг, выход из состава участгиков, выплата дивидентов и т.д.; сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов.

Сделки, связанные с выдачей займов, кредитов, поручительств, гарантий и т.п., возможны только с разрешения временного управляющего, назначаемого арбитражным судом. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечением мер по сохранности его имущества.

  • признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;
  • введения финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • утверждения мирового соглашения.

После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

  • в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, несмотря на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения своей деятельности либо ее ликвидации;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
  • запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особая фигура — временный управляющий, который утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки следующих видов:

  • связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения.
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Контроль над этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, т. е. суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим есть решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. К ним относятся решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации организации-должника;
  • о создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);
  • о выходе из состава участников должника — юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц (по закону о банкротстве 1998 г. такие сделки могли осуществляться с согласия временного управляющего).

С момента введения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

  • контроль за действиями руководства должника;
  • изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника, а также сбор информации о кредиторах.

Вопрос об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку некомпетентное или заведомо преступное руководство зачастую является причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель организации-должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и
высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому в мировой практике известны три варианта управления должником в случае его банкротства:

  • управление руководством должника (самоуправление);
  • управление специально назначенным управляющим или далее группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);
  • управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве Российской Федерации не дает возможности оценить эффективность работы руководства должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется, и его место занимает арбитражный управляющий.

Но если руководителем организации-должника не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя возлагается на временного управляющего.

Другие статьи:  Диплом договор поставки 2019

Права и обязанности временного управляющего

В целях защиты интересов-кредиторов и сохранения имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей.

Так, временный управляющий имеет право получать любую, в том числе и конфиденциальную, информацию о деятельности организации- должника, которую ему обязано предоставить руководство, и т.д. (см. табл. 6.2).

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора. Это очень важный вопрос, поскольку при этом определяется не только сумма долгов, но и количество голосов, которыми обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но тогда эти требования будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением, и соответственно кредиторы не будут допущены к голосованию на первом собрании кредиторов.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении или об отказе включения этих требований в реестр. Это определение возможно обжаловать. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.

Банкротство внешне наблюдение

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (абзац 13 статьи 2 закона о банкротстве).

Наблюдение – первая процедура банкротства

Первой из процедур банкротства, применяемых в отношении юридических лиц, статья 27 закона о банкротстве называет наблюдение, которое обычно вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя по делу о банкротстве (п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве).

В результате введения процедуры наблюдения юридическое лицо впервые «ограничивается в правах».

В статье 64 закона о банкротстве, имеющей название «ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения» формулируются ограничения дееспособности юридического лица, которые сводятся к тому, что органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

— связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

— связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Анализ финансового состояния должника на стадии наблюдения

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и сроки, которые установлены указанным Федеральным законом. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20.3 закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан анализировать финансовое состояние должника; анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках, вести реестр требований кредиторов, принимать меры по защите имущества должника.

Согласно части 1 статьи 67 закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Окончание наблюдения

Исходя из положений статьи 2, пункта 3 статьи 62, статьи 51 закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедура наблюдения применяется к должнику сроком до 7 месяцев в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Статья 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует окончание наблюдения, в том числе, определяет случаи, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Обжалование определения о введении наблюдения

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» содержатся следующие разъяснения.

«..Определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, то есть до даты введения следующей процедуры. При поступлении жалобы или заявления о пересмотре указанного определения в рассматриваемой части после окончания наблюдения, а также в случае окончания наблюдения в ходе рассмотрения таких жалобы или заявления суд прекращает по ним производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Аналогичные правила применяются в случае обжалования судебных актов о введении финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.

Признание требований заявителя необоснованными является основанием для отмены определения о введении наблюдения и прекращения производства по делу о банкротстве (абзац пятый пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве), за исключением случая наличия установленных требований других кредиторов, соответствующих положениям статьи 6 Закона, — в таком случае суд отказывает в отмене определения о введении наблюдения в части введения наблюдения».

Процедура наблюдения при банкротстве:

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. Это обязательная процедура в отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей.

Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. Так, органы управления предприятия-должника могут совершать сделки только с письменного согласия временного управляющего, если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения или они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.
Кроме того, органы управления предприятия-должника не вправе принимать управленческие решения о реорганизации и ликвидации предприятия; создании юридических лиц или об участии предприятия-должника в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов или распределении прибыли предприятия-должника между его учредителями и т.д.

В период наблюдения в соответствии «Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа», проводится анализ финансового состояния предприятия-должника в целях определения возможности восстановления его платежеспособности.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника.

В период наблюдения проводится первое собрание кредиторов, которое принимает решение о введении одной из процедур банкротства, ее предполагаемом сроке и кандидатуре арбитражного управляющего. Временный управляющий по окончании наблюдения, но не позднее, чем за 5 дней до установленной даты заседания арбитражного суда, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия-должника и предложения о возможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Мероприятия в процедуре наблюдения:

1) Сообщение о введении наблюдения – направление для публикации:

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ сведения о введении наблюдения подлежат обязательному опубликованию.

Временный управляющий в течение 10 дней с даты получения определения направляет сведения, подлежащие опубликованию, в адрес органа, определенного в соответствии со ст.28 Закона о банкротстве. Оплата опубликования таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования таких сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника.

В течение 10 дней с даты получения определения Арбитражного суда.

Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ — газете «Коммерсант». Сведения, публикуются также в электронных средствах массовой информации в порядке, определенном Правительством РФ.

Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений, осуществляется за счет имущества должника, если иное не предусмотрено настоящим законом или собранием кредиторов.

В случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.

При проведении процедур банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

На основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы также в иных средствах массовой информации.

Другие статьи:  Нужно ли писать заявление на аванс

— наименование должника и его адрес;

— наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства, а также номер дела о банкротстве должника;

— фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

— установленную арбитражным судом дату следующего судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве;

3) Уведомление о публикации – в Арбитражный Суд:

Уведомить о публикации Арбитражный Суд.

В зависимости от практики, делается копия объявления и с сопроводительным письмом направляется в суд.

4) Уведомление о введении процедуры наблюдения – руководству предприятия – должника:

Уведомление руководителя должника, главного бухгалтера, председателя СД о назначении временного управляющего, последствиях введения процедуры наблюдения и ограничениях по совершению сделок.

В течение 5 дней с момента Получения Определения АС.

В течение пяти дней нужно обязательно письменно уведомить руководителя должника, главного бухгалтера, а также участников должника.

5) Запрос руководителю должника о предоставлении документов:

Запрос руководителю о предоставлении перечня документов, с указанием почтовых адресов.

Запросы руководителю должника о представлении необходимых документов для анализа финансового состояния должника (уставные документы, сведения о расчетных счетах должника, бухгалтерские балансы и отчетность за прошедшие 2 года, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, сведения о составе имущества и пр.).

В течение 3 дней с момента Получения Определения АС.

Одновременно с уведомлением руководства, следует направить запрос о предоставлении документов. Данные документы необходимы для составления финансово-экономического анализа Должника. Основными документами для проведения анализа являются бухгалтерские балансы с отчетами о прибылях и убытках поквартально за предыдущие два года.

6) Уведомление кредиторов:

Уведомление всех выявленных кредиторов о введении наблюдения.

По представленному руководством Должника списку кредиторов временный управляющий должен уведомить всех выявленных кредиторов Должника.

7) Договор страхования ответственности временного управляющего – предоставить в Арбитражный Суд при необходимости:

При необходимости предоставить договор страхования профессиональной ответственности в Арбитражный Суд, в случае, если балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную дату более 3 млн. рублей, предоставить договор дополнительного страхования.

В течение 10 дней с момента Назначения.

Временный управляющий обязан застраховать ответственность дополнительным договором страхования, если балансовая стоимость активов должника превышает 3 млн. руб. данный договор предоставляется в АС.

8 ) Уведомление государственных органов о введении наблюдения – ФНС, ФССП, ФСС:

Уведомление ИФНС, ССП, ФСС о введении наблюдения.

Необходимо уведомить все государственные органы о введении процедуры наблюдения. Это необходимо сделать с целью выявления имущества должника и предотвращения его незаконного отчуждения, а также во избежание в дальнейшем конфликтных ситуаций. Желательно уведомить наибольшее число государственных органов и организаций.

9) Уведомление банка должника о введении наблюдения:

Уведомление банков о введении наблюдения.

Обязательно уведомляются все банки, где имеются расчетные счета Должника. Это необходимо сделать с целью предотвращения незаконного снятия с данных расчетных счетов денежных средств фискальными органами.

10) Запрос о предоставлении протокола собрания трудового коллектива:

Направить запрос о предоставлении протокола собрания Трудового коллектива.

Рекомендуем способствовать проведению собранию трудового коллектива с целью избрания представителя трудового коллектива на первом собрании кредиторов. Особенно в случае большой задолженности Должника по заработной плате.

11) Контроль за уведомлением руководителем должника заинтересованных лиц:

Контроль за уведомлением руководителем работников должника, учредителей (участников) должника, акционеров о введения процедуры наблюдения и назначении временного управляющего.

В течение 10 дней с момента Определения АС.

Так же для участия в первом собрании кредиторов вместе с уведомлением о введении процедуры наблюдения уведомить участников Должника о необходимости избрания представителя.

12) Контроль за сделками должника:

Контроль за сделками, совершаемыми должником в период наблюдения.

Руководствуясь требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с момента назначения временным управляющим, управляющий осуществляет контроль за сделками должника.

13) Контроль за обеспечением сохранности имущества:

Контроль за исполнением мер по обеспечению сохранности имущества, наложенных судом на должника.

Временный управляющий должен оценить меры, принимаемые по сохранности своего имущества. При недостаточности мер принимаемых Должником по сохранению своего имущества, временный управляющий принимает меры по сохранению имущества Должника.

14) Анализ финансового состояния:

Анализ документов, полученных от руководителя должника.

Составление полного анализа Финансово-хозяйственной деятельности должника.

Вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Вывод о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему.

Рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

Юридический анализ документов должника. Запросить необходимые документы (договоры о крупных сделках за предыдущие 3 года).

С момента назначения временный управляющий приступает к анализу состояния Должника. Для целей финансового анализа используется также первичная бухгалтерская документация, а также договоры.

15) Направление требований о признании сделок должника недействительными:

При необходимости направление от своего имени в Арбитражный Суд требований о признании недействительными сделок должника, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок.

При анализе документации должника проверятся сделки Должника на соответствие закона. При обнаружении сделок которые противоречат действующему законодательству нужно с исковым заявлением обратиться в АС. Обнаруженные факты рекомендуем отразить в анализе финансово-экономического состояния Должника.

16) Выявление кредиторов должника:

В случае необходимости выявление кредиторов должника путем анализа финансовых документов.

При анализе бухгалтерской документации Должника выявляются кредиторы. Все выявленные кредиторы должны быть обязательно уведомлены о процедуре наблюдения.

17) Запросы в ФНС, ФССП:

Запросы в ИФНС, ССП с целью выявления адресов неустановленных кредиторов и задолженности по оплате труда.

В налоговом органе запрашиваются дубликаты учредительных документов и другие документы. В службе судебных приставов запрашивается информация о имеющихся исполнительных производствах относительно имущества Должника.

18) Участие в судебных заседаниях – возражения должника на требования кредиторов:

Участие в судебных заседаниях по рассмотрению возражений должника на требования кредиторов.

Заявленные требования кредиторов рассматриваются в АС. Временный управляющий должен участвовать в заседаниях суда. Но есть практика, что временный управляющий участвует в собраниях через представителей.

19) Реестр требований кредиторов – составление:

Составление реестра требований кредиторов с целью участия в первом собрании кредиторов.

Все утвержденные судом требования кредиторов включаются временным управляющим или иным реестродержателем в реестр требований кредиторов Должника. Реестр ведется по утвержденной форме.

20) Первое собрание кредиторов – подготовка:

Определить дату проведения и повестку дня первого собрания кредиторов.

Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

За 14 дней до проведения Собрания Кредиторов.

Временный управляющий заранее определяет дату первого собрания кредиторов. Все кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должны быт должным образом уведомлены. При отсутствии помещения подходящего для проведения собрания кредиторов у Должника, по письму должника временный управляющий сам выбирает место проведения собрания. Место проведения собрания должно устраивать кредиторов. Секретарь собрания выбирается из числа кредиторов или подбирается управляющим заранее. К собранию кредиторов готовиться весь пакет документов, а именно: реестр требований кредиторов, бюллетени для голосования, анализ финансово-экономического состояния, отчет о деятельности, доказательства уведомления участников собрания, журнал регистрации участников собрания.

21) Собрание кредиторов – проведение:

Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

Отчет временного управляющего — подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

Подготовка журнала — подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Приложения к протоколу собрания кредиторов — к протоколу СК д/б приложены:

1) реестр на дату СК;

2) документы, подтверждающие полномочия участников;

3) материалы для ознакомления;

4) доказательства уведомления о СК;

5) бюллетени для голосования.

Подготовка документов к собранию кредиторов:

1) Уведомление представителя трудового коллектива, руководителя должника, представителя собственника имущества должника, уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов.

2) Уведомление всех кредиторов о дате, времени, месте проведения и повестке дня 1-го собрания кредиторов.

3) Подготовка плана проведения и проектов решений первого собрания кредиторов.

4) Подготовка доклада временного управляющего о финансовом состоянии должника и перспективах восстановления платежеспособности.

5) Подготовка журнала регистрации, выдачи бюллетеней и голосования участников первого собрания кредиторов.

Мероприятия при проведении собрания кредиторов:

1) Регистрация участников первого собрания кредиторов.

2) Доклад ВУ по итогам проведения процедуры наблюдения, анализ финансового состояния должника и рекомендации по целесообразности последующей процедуры банкротства.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.

4) Подсчет результатов голосования по вопросам повестки собрания и принятие решений путем голосования представителей кредиторов в соответствии со ст.15, 73 ФЗ и на основании данных реестра.

5) Возможность увеличение размера вознаграждения временного управляющего.

6) Определение требований к кандидатуре следующего арбитражного управляющего.

7) Определение саморегулируемой организации, которая должна будет представить в АС кандидатуры управляющих.

Определение количественного состава комитета кредиторов и избрание его членов путем кумулятивного голосования.

9) Оформление протокола первого собрания кредиторов.

Собрание кредиторов проводиться в установленный срок. Обязанность по проведению собрания лежит на временном управляющем. Рекомендуем временному управляющему предоставить полную информацию о имуществе Должника и о его финансовом состоянии.

22) Отчет Внешнего управляющего в Арбитражный суд – о проведении наблюдения:

Отчет Временного управляющего в Арбитражный суд о проведении наблюдения. Протокол собрания №1 в Арбитражный Суд с доказательствами уведомления кредиторов о проведении первого собрания кредиторов.

1) Отчет о проведении наблюдения.

2) Сведения о финансовом состоянии должника.

3) Реестр требований кредиторов.

4) Предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Не позднее 5 дней с момента проведения Собрания Кредиторов.

После проведения собрания кредиторов временный управляющий готовит отчет в АС. Отчет предоставляется в АС с приложением документов по собранию кредиторов.

23) Отчет в СРО:

Направить реестр кредиторов, финансовый анализ, отчет, протоколы временного управляющего в СРО

Параллельно отсылаются документы для отчета в СРО.

3) Выработка решения о введении внешнего управления или конкурсного производства, основываясь на докладе ВУ.