63 налог ру

Содержание страницы:

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создаются на основе сведений о задолженности покупателей. Для чего нужны резервы по сомнительным долгам? Надо ли их формировать? Как правильно подсчитать резервы и отразить их в бухучете? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Для чего нужны резервы по сомнительным долгам в бухучете

В бухучете резервирование — это один из способов оценивания текущего состояния имущества и обязательств организации (абз. 6 п. 23 приказа Минфина России «Положение по бухучету и отчетности в РФ» от 29.07.1998 № 34н).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Создавать резерв должны все организации по каждой сомнительной задолженности покупателя (абз. 1 п. 70 приказа № 34н). За ИП обязанность по резервированию долгов не закреплена.

ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2017 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2018 № 03-03-06/1/25482). До 2017 года сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный (налоговый) период.

С порядком и сроками списания безнадежных долгов вы можете ознакомиться в статье «Как списать безнадежную задолженность с истекшим сроком исковой давности».

Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода) по следующему алгоритму:

Приказ Федеральной налоговой службы от 15 сентября 2014 г. № ММВ-7-6/469@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@»

В целях выполнения мероприятий пункта 3 Плана мероприятий по передаче функций из Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, утвержденного приказом ФНС России от 24.04.2014 № ММВ-7-12/252@, приказываю:

1. Внести в приказ ФНС России от 14.01.2014 № ММВ-7-6/8@ «О вводе в промышленную эксплуатацию подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» (с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 30.05.2014 № ММВ-7-6/308) (далее — Приказ) следующие изменения:

1.1. В пункте 6 Приказа слова «Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (С.Ю. Клочков)» заменить словами «Федеральному казенному учреждению «Налог-Сервис» ФНС России (Р.В. Филимошин)».

1.2. В подпункте 6.1 пункта 6 Приказа исключить словосочетание «мероприятий Плана,».

1.3. В подпункте 6.2 пункта 6 Приказа слова «Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных» заменить словами «Федеральном казенном учреждении «Налог-Сервис» ФНС России».

1.4. Изложить Регламент эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» налоговыми органами, утвержденный Приказом, в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации в двухдневный срок с даты издания настоящего приказа довести его до подведомственных им налоговых органов.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 12 января 2015 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушина.

Приложение
к приказу Федеральной налоговой службы
от 15 сентября 2014 г. № ММВ-7-6/469@

Регламент эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» налоговыми органами и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России

Список сокращений

1. Общие положения

Документ содержит порядок работы налоговых органов и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России при эксплуатации подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».

Схема работы подсистемы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» приведена в Приложении 1 к настоящему Регламенту.

Назначение подсистемы «ЛК-3» состоит в оптимизации процессов взаимодействия налогоплательщика — юридического лица с подразделениями ФНС России путем предоставления налогоплательщику доступа к информационным ресурсам ФНС России с использованием телекоммуникационных каналов связи и организации электронного документооборота. Это позволит повысить собираемость налогов путем полного и качественного информирования налогоплательщика о состоянии процессов налогового администрирования по его объектам налогообложения, ускорить процессы приема и обработки документов и даст возможность принимать правильные решения в части мониторинга и управления состоянием расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Целями подсистемы «ЛК-3» являются:

— формирование среды электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами на Интернет-портале ФНС России, обеспечивающей упрощенные механизмы:

— оказания услуг налогоплательщику;

— исполнения налогоплательщиком обязанностей, возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— повышение степени информированности налогоплательщиков,

— повышение эффективности работы налоговых органов по сбору налогов и сборов.

«ЛК-3» предоставляет налогоплательщику следующие услуги:

— по государственной регистрации юридического лица:

— предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся о налогоплательщике в ЕГРЮЛ, посредством экранных форм;

— предоставление услуги по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ликвидации или реорганизации ЮЛ, внесению изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также при государственной регистрации создания ЮЛ, учредителем которого является данное ЮЛ;

— предоставление выписки из ЕГРЮЛ (о себе) на бумажном носителе или в электронном виде на основе данных ФБД ЕГРЮЛ;

— по учету юридического лица:

— предоставление информации из ЕГРН о постановке на учет в налоговых органах;

— оказание услуги по приёму электронных сообщений налогоплательщика по форме № С-09-2 об участии в российских и иностранных организациях;

— оказание услуг по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных электронных сообщений налогоплательщика (российской организации) по формам № С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет;

— оказание услуг по постановке и снятию с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД на основании формализованных электронных заявлений налогоплательщика по формам № ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет.

— по услугам, связанным с расчетам с бюджетом:

— предоставление налогоплательщику значений основных показателей расчетов с бюджетом по налогоплательщику в целом, информации о перечне обязанностей по КРСБ, информации о состоянии расчетов с бюджетом по перечню КРСБ, информации о документах и операциях, формирующих состояние расчетов с бюджетом, в том числе о документах и операциях, учтенных в КРСБ;

— предоставление налогоплательщику информации о платежах, списанных с расчетного счета налогоплательщика и не поступивших в бюджет;

— предоставление налогоплательщику информации о не проверенных налоговым органом суммах налога к возмещению или уменьшению обязанности по уплате налога, заявленных в декларациях/расчетах;

— предоставление налогоплательщику информации об урегулированной задолженности (отсроченной, рассроченной, реструктурированной, инвестиционному налоговому кредиту);

— уточнение невыясненных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

— предоставление налогоплательщику по запросу уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе;

— уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении;

— осуществление зачетов и возвратов излишнее уплаченных в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

— представление налогоплательщику информации об исполненных решениях на зачет и возврат переплаты, о принятых решениях об уточнении платежа;

— предоставление налогоплательщику информации о неисполненных им требованиях на уплату налога и других обязательных платежей;

— предоставление налогоплательщику информации о мерах принудительного взыскания задолженности;

— предоставление налогоплательщику информации о недоимке, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию и списанных в соответствии с решением налогового органа на основании статьи 59 НК РФ и приказа ФНС России от 19.08.2010 №ЯК-7-8/393@;

— инициирование проведения совместной сверки расчетов с бюджетом;

— оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика в форме предоставления справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам; акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

Другие статьи:  Рейтинг адвокатов екатеринбург

— информирование налогоплательщика о ходе процесса рассмотрения заявления (запроса), переданного в налоговый орган через подсистему «Личный кабинет налогоплательщика»;

— обратная связь налогоплательщика с налоговыми органами.

Объектами автоматизации ФНС России являются:

— Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» ФНС России (далее — ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России);

— инспекции ФНС России;

Предметом автоматизации являются процессы:

— направление документов, сформированных в электронном виде, для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ;

— направление в налоговый орган пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств, содержащего сообщения налогоплательщика (по форме № С-09-2) об участии в российских и иностранных организациях;

— направление в налоговый орган по месту нахождения организации и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств (по формам № С-09-3-1, С-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет), для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесением изменений в сведения об обособленных подразделениях;

— направление в налоговый орган пакета документов, подготовленного заранее с использованием иных программных средств (по формам ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет) для осуществления действий, связанных с постановкой, снятием с учета российской организации в качестве налогоплательщика ЕНВД;

— формирование запроса на предоставление налогоплательщику уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе, направление запроса в налоговый орган, направление налогоплательщику электронного документа, сформированного в ПК СЭОД;

— уточнение невыясненных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

— уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, на основании формализованного электронного документооборота;

— осуществление зачетов и возвратов, излишнее уплаченных в бюджет налогоплательщиком сумм налога и других обязательных платежей на основании формализованного электронного документооборота;

— формирование формализованного электронного заявления налогоплательщика для инициирования сверки расчетов с бюджетом;

— оказание услуг по информационному обслуживанию налогоплательщика в форме предоставления справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам; акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

— оказание услуг по приему запросов налогоплательщиков на получение справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (на бумажном носителе), выписки из ЕГРЮЛ о себе (на бумажном носителе, в электронной форме), сведений из ЕГРН о себе (в электронной форме);

— прием обращений налогоплательщика в ФНС России в целях совершенствования налогового законодательства, деятельности ФНС России, информирования о нарушениях законодательства и прав налогоплательщика с целью получения разъяснений в случае отображения в «ЛК-3» недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет (снятии с учета) организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе подсистемы «ЛК-3» в целом, предложений по ее совершенствованию.

Участниками автоматизируемых процессов являются:

— налогоплательщики (юридическое лицо) — пользователи сервиса «ЛК-3»;

— ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России;

— инспекции ФНС России

Участники обмениваются электронными документами вида:

— электронный документ налогоплательщика, составленный в форме запроса, уведомления, сообщения, заявления на оказание услуги (далее электронный документ налогоплательщика);

— электронный документ налогового органа, сформированный в результате оказания услуги налогоплательщику;

— электронный документ налогового органа, сформированный в результате отказа в оказании услуги налогоплательщику;

— ответ налогового органа на обращение налогоплательщика в Инспекцию ФНС России с целью получения разъяснений в случае отображения в «ЛК-3» недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет (снятии с учета) организации, о расчетах с бюджетом, а также в случае возникновения проблем по работе подсистемы «ЛК-3» в целом, предложений по ее совершенствованию.

Взаимодействие налогоплательщика с сервисом «ЛК-3» осуществляется путем получения информации от налогового органа через интернет браузер и создания документов, направляемых в налоговые органы для выполнения функций налогового администрирования. Информация для отображения в браузере и для отсылки документов осуществляется посредством вызова Web сервисов.

При этом налогоплательщики обязаны иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее КСКПЭП), выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Реализован следующий сценарий работы:

Для получения доступа налогоплательщик должен пройти процедуру регистрации и подписать Соглашение об открытии доступа к сервису «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» (текст Соглашения приведен в Рекомендациях по работе с «ЛК-3», Приложение 3 к Приказу). Процедура регистрации проводится через «ЛК-3» и не требует обращения налогоплательщика в инспекцию ФНС России. Соглашение подписывается КСКПЭП налогоплательщика. КСКПЭП должен быть выдан на руководителя организации или лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени организации.

Далее налогоплательщик входит в «ЛК-3», применив КСКПЭП.

В режиме on-line налогоплательщик, используя сервисы «ЛК-3», получает последнюю актуальную информацию о себе и о состоянии расчетов с бюджетом, формирует заявки, заявления, сообщения в электронном виде и отправляет их по каналам связи в налоговый орган. Налогоплательщик получает информацию о ходе и результатах исполнения (рассмотрения) его заявок, заявлений, сообщений. Налогоплательщик может получить электронные документы, сформированные в ходе процедуры оказания услуги, через сервис «ЛК-3»: выписку из ЕГРЮЛ (о себе), документы, формируемые при осуществлении процедур государственной регистрации юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сведения из ЕГРН (о себе), справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам; акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, извещение о зачете/возврате, уведомление об отказе в зачете (возврате) по заявлению, уведомление налогового органа об ошибочном указании реквизитов в платежном документе, извещение налогового органа о принятии решения об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомление об отказе в исполнении заявления об уточнении платежа.

Предоставление актуальных сведений из ЕГРН и о состоянии расчетов с бюджетом производится с использованием данных Федерального хранилища данных (далее — ФХД) в составе АИС «Налог-3».

ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России является объектом, на площадке которого обеспечивается работа серверов приложений и баз данных «ЛК-3». Т.е., на площадке ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России обеспечивается эксплуатация следующих задач: централизованное ведение актуальной базы данных ФХД, необходимой для функционирования «ЛК-3», проверка правомочности подключения налогоплательщика к сервису «ЛК-3» на момент активизации сервиса, определение федерального уникального идентификатора налогоплательщика в Подсистеме общего назначения «Идентификация лиц» (ПОН ИЛ), обработка Web-запросов, поступающих от налогоплательщика, прием электронных документов налогоплательщиков, направление электронных документов налогоплательщика в инспекции ФНС России по принадлежности или выполнение запросов на основе федеральных баз данных, прием электронных документов из инспекций ФНС России, направление их налогоплательщику, ведение перечня налогоплательщиков, получивших доступ к услугам «ЛК-3», хранение запрошенных налогоплательщиком электронных документов, хранение оперативных данных для осуществления зачетов и возвратов, журналирование электронного документооборота «ЛК-3», регистрация услуг, оказанных налогоплательщику через «ЛК-3», хранение электронных документов обмена.

Инспекции ФНС России осуществляют формирование данных по налогоплательщикам, зарегистрированным в «ЛК-3», для выгрузки в витрину данных ФХД, прием и обработку электронных документов налогоплательщика, формирование электронных документов в соответствии с принятыми решениями, направление электронных документов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России для последующего направления налогоплательщику.

Источниками данных, необходимых для функционирования «ЛК-3», являются: витрина ФХД, ФБД ЕГРЮЛ и ЕГРН, инспекционные базы данных программных комплексов СЭОД.

Основными функциями Инспекций ФНС России в рамках подсистемы «ЛК-3» являются:

— запуск ТП выгрузки данных для ЛК-3, контроль выгрузки;

— прием из ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России запросов налогоплательщиков на получение документов, относящихся к сфере автоматизируемых функций подсистемы «ЛК-3»;

— направление в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России технологического электронного документа: уведомление о результате приема пакета электронных документов налогоплательщика в ИФНС России;

— направление в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (для налогоплательщика) по телекоммуникационным каналам связи электронных документов:

— расписки в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган;

— сообщения об ошибках в комплекте документов на государственную регистрацию ЮЛ, выявленных на местном уровне;

— Свидетельства о государственной регистрации юридического лица по форме Р51003, листа записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме Р50007;

— решения об отказе в государственной регистрации;

— Уведомления о постановке на учет российской организации в налоговом органе (форма № 1-3-Учет) в случае поступления в комплекте сведений об обособленном подразделении по формам № С-09-3-1, 1-6-Учет, заявления о постановке на учет плательщиков ЕНВД по форме № ЕНВД-1 запроса организации о направлении документов в электронном виде по форме № 3-Учет;

— Уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе (форма № 1-5-Учет) в случае поступления в комплекте сведений об обособленном подразделении по форме № С-09-3-2, заявления о снятии с учета плательщиков ЕНВД по форме № ЕНВД-3 запроса организации о направлении документов в электронном виде по форме № 3-Учет;

— уведомления о результате приема пакета электронных документов налогоплательщика;

— уведомления налогового органа об ошибочном указании информации в расчетных документах при перечислении налогов (сборов) и иных платежей;

— сообщения об отказе в предоставлении Уведомления налогового органа об ошибочном указании реквизитов;

— извещения налогового органа о принятии решения об уточнении вида и принадлежности платежа;

— уведомления об отказе в исполнении заявления об уточнении платежа;

— извещения о зачете (возврате) на основании принятого налоговым органом решения о зачете (возврате);

— уведомления налогового органа об отказе в исполнении заявления налогоплательщика о зачете/возврате;

— справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам;

— акта совместной сверки по налогам, сборам, пеням и штрафам;

— сообщения об отказе в информационной услуге;

— уведомления об отказе в проведении совместной сверки расчетов с бюджетом;

— уведомления налогового органа о времени и месте получения налогоплательщиком документов, сформированных по запросу на бумажном носителе, дате отправки документа почтой;

— ответа налогового органа на обращение налогоплательщика, поданного посредством механизма «обратная связь» из личного кабинета налогоплательщика юридического лица;

— обработка обращений налогоплательщика о получении разъяснений в случае отображения в подсистеме «ЛК-3» недостоверных или вызывающих вопросы данных об образовании юридического лица, о постановке на учет организации, о расчетах с бюджетом;

Другие статьи:  Договор на поставку товара годовой образец

— предоставление сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков по текущим платежам, неурегулированной задолженности и урегулированной задолженности.

Документы принимаются и отправляются в автоматическом режиме на основании действий, произведенных в ПК СЭОД.

Основными функциями ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в рамках подсистемы «ЛК-3» являются:

— прием файлов выгрузки от инспекций ФНС России и загрузка их в витрину ФХД;

— прием от налогоплательщика запросов на оказание услуги налоговым органом;

— направление электронных документов налогоплательщика (запросы, заявления и др.) в Инспекции ФНС России по принадлежности;

— получение из Инспекций ФНС России ответов на запросы (заявления, сообщения) налогоплательщика а также сведений о прохождении документов в тех случаях, когда это необходимо;

— направление налогоплательщику подготовленных налоговыми органами электронных документов на оказываемые услуги.

Функции выполняются в автоматическом режиме.

Основными функциями площадки провайдера в рамках подсистемы «ЛК-3» являются:

— размещение серверных компонент подсистемы для взаимодействия с налогоплательщиками и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в качестве промежуточного звена;

— обслуживание запросов от налогоплательщиков к серверу на получение текстовых, графических и других ресурсов через защищенное криптографическими средствами соединение;

— выполнение служебных функций, таких как почтовые рассылки, автоматические обновления справочников, протоколирование событий.

Функции выполняются в автоматическом режиме.

2. Определение ответственных за эксплуатацию «ЛК-3»

В УФНС России по субъектам РФ, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, МИ ФНС России по КН, МРИ ФНС России и ИНФС России определяются ответственные за эксплуатацию «ЛК-3» и утверждаются Приказами.

Информация об ответственных направляется в Управление информационных технологий и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России следующем виде:

Странности сайта ФНС (nalog.ru).

Извиняюсь за не совсем актуальную картинку, собирался опубликовать этот пост до НГ, но не получилось — хотелось завершить эксперимент.

Обычно я платил налог за квартиру по счету, приходившему почтой, но в этом году он так и не пришел (почему?). 1 декабря неумолимо приближалось, и я решил воспользоваться передовыми онлайн-технологиями. Тем более, что у меня уже была регистрация на Госуслугах, которуя я делал для получения загранпаспорта.

Первое, что выяснилось: для всех сервисов на Госуслугах годится подтверждение личности с помощью кода в заказном письме, получаемом на почте по паспорту. Но только не для ФНС! Пришлось еще раз подтверждать личность в МФЦ (многофункциональном центре). Ну ладно, у меня МФЦ недалеко, и это заняло всего около часа (хотя можно было потратить время и с большей пользой). Но почему?! ФНС не доверяет государственной почте? Я бы на месте «Почты России» оскорбился.

Вернулся домой, сразу залез на сайт. Вот он, мой «Личный кабинет». Но какого хрена в нем пусто?! Есть только сообщение, что формирование «Личного кабинета» может занимать несколько рабочих дней. Что за . вручную они его, что ли, заполняют?! Сперва эта мысль показалась абсурдной, но исходя из последующего опыта, я бы ее не отвергал.
Мне, видимо, сильно повезло, всего через два дня в «Личном кабинете» обнаружился таки нужный счет.

Я его тут же оплатил, и снова зашел в «Личный кабинет» посмотреть, дошла ли оплата. Ничего! Отобразилась она только через 2 дня. А где-то я находил там сообщение, что процесс может занимать до 10 рабочих дней. Тоже интересное кино! Почему-то когда я плачу через тот же самый банк в кучу других мест, то оплата отображается у получателя почти мгновенно. Но то ведь жалкие коммерческие конторки, а тут могучая государственная служба.

Еще в «Личном кабинете» я обнаружил страшное — задолженность в 20 р. по налогу за имущество. Вот те раз, на какие же шиши теперь родное государство будет строить мост в Крым?! Шутки шутками, но приходилось слышать, что людей и из-за меньшего долга доставали. Но не все так плохо! Оказалось, что были и 2 переплаты: почти 300 р. по налогу за имущество и 30 р. по налогу на доходы.

Конечно, первая мысль: а какого нельзя эти долги/переплаты взаимозачесть автоматом? Но в ФНС не ищут простых путей. Это списать с ваших банковских счетов миллион-другой они могут без лишних формальностей, а тут все строго: подай заявление, они его рассмотрят и, может быть, милостливо разрешат эту сложнейшую финансовую операцию на сумму в целых 20 р..
Кстати, зачесть переплату по налогу на доходы в счет налога на имущество оказалось невозможно. Ну, это понятно, разные отделы, каждый со своим натуральным хозяйством.

Хорошо хоть, заявление на зачет формируется автоматически, вручную заполнять ничего не надо. Но вот подать его оказалось не так просто — сначала надо получить «усиленную неквалифицированную электронную подпись». Не знаю, зачем пугать людей таким мудреным названием, но скрывается за ним всего-навсего процедура установления еще одного пароля, нужного для подачи заявления. Делается все там же, в «Личном кабинете», но почему-то занимает массу времени. В сообщении было написано «до нескольких часов». Я прождал полчаса, точно еще было не готово, поэтому заявление удалось отправить только на следующий день. Не припоминаю, чтоб где-то еще обыкновенная операция установления пароля занимала столько времени.

Заявление я подал в начале декабря, а ответ пришел только на днях. Суть его сводилась к тому, что зачет невозможен, поскольку переплата образовалась 6 лет назад, а крайний срок зачета — 3 года. Ну, ни фига себе! А на кой они тогда отображают эти давно сгоревшие суммы?! Себе же лишнюю работу создают на пустом месте.

Но самый кайф — это то, как ответ был оформлен. Скан настоящего бумажного документа! Все чин чинарем: входящий номер, исходящий номер, исполнитель, подпись замначальника инспекции. Между прочим, целого советника государственной гражданской службы 2-го класса. Во какие серьезные люди занимались моим вопросом! Есть чем гордиться.
Но вообще, это фантастика, ребятам удалось успешно скрестить бульдога с носорогом, передовые технологии 21-го века с бюрократическими процедурами, идущими чуть ли не от Московского княжества. Теперь я за Родину спокоен — скрепы на месте!

Налоговую тайну все-таки раскрыли. Но узнать ее не так просто

1 августа ФНС опубликовала в открытом доступе больше информации о компаниях. Планировалось, что это будет сервис, который поможет проверять контрагентов, его будет удобно использовать, всем наступит цифровая экономика. В реальности это оказался не сервис, а какой-то программный код. Но все равно налоговая тайна больше не тайна, данные опубликованы, их можно использовать и узнавать о вас то, что раньше было нельзя.

Вот как это работает и что теперь будет известно всем.

Кому нужна информация о чужом бизнесе?

Информация о юрлицах нужна компаниям, которые должны проверять своих контрагентов на порядочность. Например, если производитель закупает сырье у поставщика, он должен этого поставщика проверить: не однодневка ли это, занимается ли он хозяйственной деятельностью, платит ли налоги, есть ли у него имущество и сотрудники, чтобы выполнить контракт. Если этого не сделать, у налоговой могут возникнуть вопросы уже к производителю: а не занимается ли он сам обналом или уходом от налогов?

Раньше контрагентов тоже проверяли: смотрели, кто директор, нет ли судебных споров, где фирма зарегистрирована, действительна ли ее регистрация, сдает ли она отчетность. Теперь ФНС опубликовала большую порцию новых данных. А скоро опубликует еще больше.

Опубликованы данные только о юридических лицах. Эта же информация об индивидуальных предпринимателях в открытом доступе появляться не будет (по крайней мере, пока).

С какой стати ФНС раскрывает налоговую тайну?

Опубликованные сведения — уже давно не налоговая тайна. Их исключили из списка данных, которые знает только налоговая и не может никому рассказывать.

Например, долги по налогам и штрафам — это не налоговая тайна. И сумма страховых взносов, и за что именно вас штрафовали, и налоги, которые вы платите в бюджет. Все это по закону не тайна, а скоро будет опубликовано в открытом доступе.

Перечень исключений, которые не являются налоговой тайной, есть в ст. 102 НК РФ . Вы можете проверять эти данные по своим партнерам, а они — по вам.

Какие данные о компаниях раскрыла налоговая?

С 1 августа 2018 года опубликовали такую информацию.

Сведения о среднесписочной численности. Теперь кто угодно может узнать, сколько человек официально работает в любой компании. Ваш партнер может узнать, сколько человек трудоустроено у вас, а вы можете проверить партнера. Вдруг у него в офисе сидит двадцать человек, причем десять из них принимают от вас деньги, а по отчетам проходит только двое? Кто тогда эти остальные люди?

Или вы работаете с транспортной компанией, но, по данным налоговой, у нее в штате два человека с зарплатой по 10 тысяч рублей. Когда налоговая будет проверять ваш бизнес, она спросит, что это за партнер такой, который выдает вам счета-фактуры на транспортные услуги? И почему вы не задались таким вопросом? Может быть, никаких транспортных услуг и не было вовсе?

На самом деле водители в этой компании могут работать как ИП или физлица по договорам подряда. Но вопрос налоговая все равно задаст. Лучше заранее проверять своих партнеров и работать с теми, кто не вызывает подозрений. Но так же будут проверять и вас. Сведения о среднесписочной численности должны сдавать все компании.

Сведения об участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Это касается только крупных компаний с миллиардными оборотами. Консолидированная группа — это когда несколько фирм объединяются и вместе платят налог на прибыль, потому что связаны между собой. Если у вас нет каких-то взаимозависимых фирм, с которыми вы вместе получаете 100 млрд рублей в год, то ничего такого ваши партнеры не узнают.

Сведения о спецрежимах. Можно проверить, применяет ли фирма спецрежим. Это пригодится для проверки выставленного НДС .

Еще эти данные подходят для самопроверки. Например, если вы на спецрежиме и подали в налоговую уведомление еще при регистрации, то в ответ налоговая ничего не выдает. А потом вам присылают запрос: почему это вы не подаете декларацию по НДС .

Выясняется, что налоговая не знает, что вы на спецрежиме, и ждет от вас налоги и отчеты по полной программе. Чтобы разобраться, нужно поднимать документы, хотя второго экземпляра с отметкой может не быть. Еще бывает, что фирму вам регистрирует бухгалтерская компания или юрист. Они говорят, что все зарегистрировали и подали уведомление о переходе на спецрежим. А потом оказывается, что на упрощенку вас не перевели.

Другие статьи:  Гражданский кодекс российской федерации редакция от 2019

Чтобы заранее узнать о спецрежиме, можно использовать открытые данные налоговой. Хотя есть, конечно, и другие способы.

Это все, что рассказала налоговая?

Да, пока это все. Публикация данных в открытом доступе делится на три этапа:

  1. 1 августа — то, что уже опубликовали.
  2. 1 октября — сведения о доходах и расходах из бухгалтерской отчетности, суммы уплаченных налогов и взносов.
  3. 1 декабря — информация о нарушениях, долгах по налогам, пеням и штрафам. А через год опубликуют долги и по страховым взносам.

Значит, надо быстрее оплачивать долги и оформлять сотрудников?

Тут не все так просто. Налоговая раскрывает данные не в реальном времени. По приказу ФНС , данные актуальны не на день публикации или запроса, а на конкретную дату. Причем эта дата может быть даже в прошлом году.

Как получить ключ электронной подписи для налоговой?

Электронная подпись для налоговой и не только — что это такое?

Определение электронной подписи дается в п. 1 ст. 2 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ). Согласно этому определению основная функция электронной подписи — идентификация лица, подписавшего электронный документ. Документы в электронной форме сегодня приобретают все большее распространение.

Отчетность в электронной форме обязаны представлять:

  • все плательщики НДС;
  • организации с численностью более 100 человек — в ФНС;
  • работодатели с численностью работников от 25 человек — документы, содержащие сведения о доходах физлиц и НДФЛ, и отчеты в ПФР и ФСС.

Электронный отчет без наличия электронной подписи сдать нельзя, так как системы приема отчетов и деклараций не смогут идентифицировать подателя этих электронных документов.

Закон № 63-ФЗ в ст. 5 выделяет такие виды электронных подписей:

Рисунок 1. Виды электронных подписей в соответствии со ст. 5 закона № 63-ФЗ

Простая подпись — это вид идентификации, формируемый с помощью пароля, кода или других средств.

Как сделать простую электронную подпись, можно узнать из статьи «Как сделать простую электронную подпись».

Усиленная электронная подпись (УЭП), как показано на рис. 1, делится на 2 вида:

Общими чертами этих 2 видов УЭП является то, что они формируются с применением криптографии (шифрования) для преобразования информации, вносимой на ключ, более точно идентифицируют лицо, которое подписало документ с помощью такой подписи, контролируют возможные изменения, внесенные в документы уже после их подписания. Еще одна общая черта для УЭП — это то, что они создаются с использованием специальных приспособлений для электронной подписи.

Квалифицированная усиленная электронная подпись дополнительно подтверждается квалифицированным сертификатом. В процессе ее создания и проверки используются специальные средства подтверждения подписи в соответствии с требованиями закона № 63-ФЗ в редакции закона «О внесении изменений…» от 30.12.2015 № 445-ФЗ.

Квалифицированную усиленную электронную подпись предоставляют сертификационные центры. Неквалифицированную усиленную электронную подпись можно получить без сертификационных центров, пройдя процедуру идентификации.

В чем отличие двух видов УЭП, подробнее можно узнать из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».

Что можно делать, имея электронную подпись:

  • Первое преимущество владельцев электронной подписи — возможность зарегистрироваться на сайтах ФНС, ПФР, ФСС и стать пользователем личного кабинета на этих электронных ресурсах.
  • Второе преимущество — можно оформить электронную подпись для участия в электронных торгах на площадках государственных торгов, а ключ от данной электронной подписи подойдет и для пользователей электронных ресурсов ФНС, ПФР, ФСС и сайта госуслуг.

Как управлять налогами через личный кабинет налогоплательщика — физического лица

Любой плательщик налогов может создать личный кабинет на сайте ФНС. Это можно сделать с помощью:

  • Регистрационной карты, которую налогоплательщик может получить в любом территориальном отделении ФНС, работающем с физическими лицами. Где именно налогоплательщик состоит на учете, не играет никакой роли.
  • Квалифицированной электронной подписи. Ключ и сертификат проверки КЭП выдают удостоверяющие центры, аккредитованные в Минкомсвязи РФ.
  • Учетной записи в ЕСИА (единой системе идентификации и аутентификации). Учетную запись в ЕСИА можно получить в отделениях почты или МФЦ при получении государственных услуг.

Еще один способ получить полноценный доступ ко всем опциям сайта ФНС для налогоплательщиков — получить цифровую электронную подпись. Этот способ дает возможность взаимодействовать с ФНС и без открытия личного кабинета. Например, для подачи заявления в электронном виде на регистрацию предприятия или ИП или на внесение изменений в учредительные документы создание личного кабинета не является обязательным, а наличие цифровой электронной подписи необходимо.

Что можно делать в личном кабинете на сайте ФНС физическому лицу?

Что дает человеку личный кабинет на сайте ФНС:

  • Налогоплательщик — пользователь личного кабинета всегда в курсе того, какой налог начислен, когда его необходимо оплатить. Физическое лицо — налогоплательщик может в режиме онлайн провести сверку с ФНС.
  • Получает актуальные формы квитанций на оплату (с учетом территориальных особенностей).
  • Имеет своевременную и полную информацию о ставках налогов, возможности оформления льгот.
  • Имеет возможность подавать заявления в ФНС, получать ответы, письма, уточнения и разъяснения.
  • Оплачивать налоги через специальную форму оплаты.
  • Скачивать, заполнять, направлять декларацию 3-НДФЛ.

Аналогичные возможности предоставляют пользователям и личные кабинеты на сайтах ПФР и ФСС. На сайте ПФР пользователи могут рассчитать свою пенсию, внести или уточнить данные о своем стаже, обратиться за начислением пенсии, подать документы и прийти в ПФР уже только на этапе назначения пенсии и получения пенсионного удостоверения.

Что получает юрлицо, оформив в ФНС электронную подпись

Юридическим лицам оформление личного кабинета на сайте ФНС тоже выгодно, так как позволяет:

  1. Знать все о том, какие налоги начислены, сколько зачислено оплаты, делать сверки и получать сведения о существующих переплатах или недоимках.
  2. Получать и отправлять запросы и письма в ФНС.
  3. Получать консультации.
  4. Экономить время: обращаться в ФНС не выходя из офиса.

Личным кабинетом юридическое лицо может пользоваться, имея неквалифицированную электронную подпись.

Если предприятие оформило сертификат на пользование ключом электронной подписи, обладающей всеми признаками квалифицированной, то оно может сдавать отчетность через специальные ресурсы сайтов ФНС, ФСС и ПФР. Кроме того, есть возможность сдачи электронной отчетности через операторов электронной отчетности. Потребитель вправе самостоятельно выбрать самый удобный для себя способ.

Как сделать электронную подпись для налоговой инспекции

Электронную подпись для налоговой отчетности можно сделать в одном из удостоверяющих центров, имеющих лицензию Минкомсвязи. Предварительно необходимо подготовить пакет документов. Максимальный пакет для юрлица включает:

  • копию учредительного договора;
  • копию устава;
  • копию приказа о назначении директора;
  • паспортные данные, СНИЛС и ИНН директора;
  • копию свидетельства о регистрации юридического лица;
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • выписку из ЕГРЮЛ, полученную не позднее чем за полгода до обращения в удостоверяющий центр (иногда «срок свежести» выписки из ЕГРЮЛ может быть иным — уточните этот момент в том сертификационном центре, куда обратитесь за получением ключей и сертификата электронной подписи).

Конкретный удостоверяющий центр для формирования ключа подписи может затребовать не все документы. Состав пакета лучше заранее уточнить.

ИП может не только обратиться в удостоверяющий центр. У физических лиц есть возможность получения электронной подписи в территориальном отделении налоговой инспекции или через получение учетной записи ЕСИА в одном из почтовых отделений или в МФЦ.

Порядок обращения мало чем отличается от работы с удостоверяющим центром. Также необходимо подготовить копии учредительных документов и документов, удостоверяющих личность владельца подписи, и обратиться за получением электронной подписи. Удостоверяющий центр есть и в структуре ФНС России.

Как получить сертификат удостоверяющего центра ФНС России

Удостоверяющие центры ФНС России созданы для того, чтобы проводить сертификацию и автоматизацию обмена данными между государственными предприятиями, входящими в систему обмена электронной информацией.

В связи с этим физлицо, не являющееся должностным лицом госпредприятия, или юридическое лицо, не являющееся государственным предприятием, получить сертификат удостоверяющего центра ФНС России не могут.

Для государственных предприятий и должностных лиц, наделяемых правом электронной подписи, сертификация проводится в установленном регламентом порядке. Первый документ, с которым необходимо ознакомиться таким потенциальным заявителям, — Положение об инфраструктуре удостоверяющего центра Федеральной налоговой службы (Москва, 2013), которое можно скачать на сайте ФНС.

Электронная подпись для отчетности: как проверить актуальность на сайте налоговой

Обладатели сертификатов цифровой подписи могут проверить ее актуальность на сайте государственных услуг. Путь к проверке прост. Нужно войти на сайт по ссылке www.gosuslugi.ru/pgu/eds. Открывшийся сервис позволяет проверить подлинность (актуальность) сертификата и электронных документов цифровой подписи.

Каково назначение сертификата ключа ЭЦП читайте здесь.

Для проверки в открывшейся форме выбирают тот сертификат или электронный документ, который необходимо проверить, набирают код подтверждения (антибот). После короткого времени ожидания система выдаст результат, является ли выбранный документ электронной подписи актуальным.

Как правило, если сертификат оформлен предприятием, имеющим лицензию Минкомсвязи, проблема проверки актуальности не возникает. При подключении к сервисам с использованием ключа электронной подписи в наименовании сертификата пользователь всегда видит срок действия своего ключа. За несколько недель любая система (торговая площадка или сервис ФНС) уведомляет пользователя, что время действия его сертификата подходит к концу, при каждом пользовании ключом. Задача пользователя — вовремя обратиться в свой удостоверяющий центр за продлением действия сертификата.

Для того чтобы стать обладателем ключа электронной подписи для налоговой, юрлицу можно получить сертификат электронной подписи в одном из удостоверяющих центров, имеющих лицензию Минкомсвязи.

Физические лица могут получить регистрационную карту ФНС или оформить учетную запись ЕСИА. Для этого им придется сходить в ФНС или, для ЕСИА, в ближайшее почтовое отделение или МФЦ. Физическим лицам можно получить ключ и в удостоверяющем центре.

Приобретение сертификата ЭЦП в удостоверяющем центре, например, для участия в госторгах дает возможность владельцу такого ключа пользоваться сервисами ФНС, ПФР или ФСС, где требуется электронное удостоверение личности.

Часто сертификаты электронной подписи, приобретаемые в удостоверяющих центрах, предоставляют пользователю комплекс возможностей: открывают доступ к электронным сервисам специальных программ (например, ведение бухгалтерии онлайн), дают доступ к госторгам и сервисам ФНС, ПФР, ФСС или сайта госуслуг, где необходима электронная идентификация. Выбор в любом случае остается за пользователем.