1 арбитражный суд задачи организация

1 арбитражный суд задачи организация

§ 1. Задачи и полномочия арбитражных судов

Система арбитражных судов возникла с при­нятием Закона “Об арбитражном суде” от 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция ар­битражного суда регулируются также Арбитраж­ным процессуальным кодексом РФ, действую­щим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представ­ляют собой самостоятельную ветвь судебной вла­сти, входящую в судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономичес­ких спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.

Организация и деятельность арбитражных су­дов регулируется как общими судебными закона­ми — Законом “О статусе судей в РФ”, Законом “О судебной системе РФ”, так и специальными — Федеральным конституционным законом “Об ар­битражных судах в Российской Федерации”, Ар­битражным процессуальным кодексом РФ.

Задачами арбитражных судов являются за­щита нарушенных или оспариваемых прав и за­конных интересов организаций и граждан в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законнос­ти и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22) арбитражному суду подведомст­венны дела по экономическим спорам, возника­ющим из гражданских, административных и иных отношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и име­ющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в уста­новленном законом порядке;

2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по дого­вору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собствен­ника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной ре­гистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляе­мую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют зве­нья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, го­родов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Задачи и функции арбитражных судов

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

1) разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

3) ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

4) установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Арбитражные суды, их задачи и функции

Краткая история развития арбитражных судов

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т. д.).

В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 г. по октябрь 1991 г.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Система арбитражных судов РФ пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», введенного в действие с 1 октября 1991 г.

После принятия Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом Законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ), которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Система арбитражных судов Российской Федерации

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127 Конституции РФ):

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды.

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Ее составляют:

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
  • федеральные арбитражные суды округов (их десять — столько федеральных округов создано на территории России);
  • арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Другие статьи:  Претензия к перевозчику за срыв погрузки

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Кто и как может стать судьей арбитражного суда?

Судьей арбитражного суда субъекта РФ может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию соответствующей квалификационной коллегии судей.

При этом судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ в месячный срок со дня получения необходимых материалов в порядке, установленном федеральным законом.

Состав арбитражных судов Российской Федерации

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 11 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 25 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений (ст. 35 Закона «Об арбитражных судах в РФ»).

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию законодательства, выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов; содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях и проводит другую работу.

Задачи и функции арбитражных судов

Все задачи, стоящие перед системой арбитражных судов РФ, можно разделить на две группы: свойственные всем арбитражным суда и стоящие только перед Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общими для всех арбитражных судов задачами являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

На Высший Арбитражный Суд РФ, кроме того, возложены специфические задачи: изучение и обобщение практики применения законодательства арбитражными судами, подготовка и осуществление предложений по ее совершенствованию и унификации, разработка и внесение предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Для плодотворного и качественного выполнения перечисленных задач арбитражные суды РФ наделены и выполняют следующие связанные между собой функции:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

9.2 Задачи арбитражных судов

а) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере,

б) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть более высокого уровня:

а) укрепление законности,

б) предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) формирование уважительного отношения к закону и суду.

Собственно задачами арбитражных судов являются обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом.

Деятельность судов по осуществлению правосудия должна всемерно содействовать решению экономических и социальных задач, обеспечивать защиту прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Несоблюдение процессуальных норм ведет к нарушению прав сторон и других лиц, участвующих в деле, к пересмотру принятых решений и волоките40.

Неуклонное соблюдение судами арбитражного процессуального законодательства обеспечивает правильное и своевременное

рассмотрение и разрешение по существу гражданских дел, способст-

вует укреплению законности и предупреждению правонарушений . Законное и обоснованное решение (определение, постановление) арбитражного суда является важнейшим средством реализации задачи арбитражного процесса по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Суды не вправе оставлять без реагирования установленные при рассмотрении арбитражных дел факты бюрократизма, бесхозяйственности, разбазаривания имущества, а также другие правонарушения и недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, оказывающие отрицатель-

ное влияние на состояние законности .

9.3 Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

9.3.1 Виды арбитражных судов Российской Федерации, порядок образования, полномочия

Обычно в каждом субъекте Российской Федерации имеется арбитражный суд, соответственно республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации считается образованным для выполнения возложенных на него функций после назначения председателя суда, создания одного судебного состава для рассмотрения дел из числа судей, назначенных в этот суд, или судей другого арбитражного суда, и издания председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации приказа о начале работы суда41.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ; 2)

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; 3)

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; 4)

Другие статьи:  Общие требования к содержанию информации для потребителя

изучает и обобщает судебную практику; 5)

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 6)

анализирует судебную статистику.

Арбитражному суду субъекта Российской Федерации подсудны дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 34 АПК).

9.3.2 Структура арбитражных судов этого уровня

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации составляют такие его структурные подразделения как: —

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; —

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; —

Президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации. Однако судебные коллегии в таком суде могут отсутствовать. С другой стороны, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Арбитражный суд и его задачи. Система арбитражных судов. Разграничение подведомственности общих и арбитражных судов

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных отношений.

В соответствии со статьей 1 федерального закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. В статье 5 того же закона изложены основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации. Основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении и принятиии решения по подведомственным им спорам являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных судов регулируются Конституцией РФ, законом РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, осуществляют правосудие. Поэтому порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражном суде имеет много общего с гражданским процессом. Однако, задачи арбитражного судопроизводства обуславливают и его определенную специфику. Арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере хозяйственных (экономических) отношений между организациями различных форм собственности, органами государственной власти и управления, а также гражданами-предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Особенностью хозяйственных (экономических) споров является то, что они выходят за рамки правоотношений между сторонами, в них присутствуют и интересы других лиц, причем эти интересы гораздо шире, чем интересы третьих лиц в гражданском процессе. В ходе судебного разбирательства нередко приходиться рассматривать целый ряд вопросов, не являющихся правовыми, например, технические, финансовые и производственные и другие проблемы.

3. Система арбитражных судов

Согласно статье 3 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший арбитражный суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов;

арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

Низшим звеном системы арбитражных судов в РФ являются арбитражные суды субъектов РФ. Такой суд состоит, как правило, из президиума, во главе которого стоит председатель. В арбитражных судах могут быть образованы коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 36 закона «Об арбитражных судах в РФ», арбитражные суды субъектов федерации:

рассматривают по первой инстанции дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего арбитражного суда;

рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела,

рассмотренные этим судом в первой инстанции;

пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты;

обращаются в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению по делу, рассматриваемому в любой инстанции;

изучают и обобщают судебную практику;

подготавливают предложения по совершенствованию законов и других нормативных актов;

анализируют судебную практику.

Втором звеном системы арбитражных судов в РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Данное звено появилось в системе арбитражных судов с введением в силу федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражно-процессуального кодекса. Это звено арбитражных судов до сих пор было неизвестно арбитражному процессу России. Основной задачей федеральных арбитражных судов округов является пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции. С этой целью в Российской Федерации создаются десять федеральных арбитражных судов округов:

1) Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа;

2) Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа;

3) Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;

4) Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа;

5) Федеральный арбитражный суд Московского округа;

6) Федеральный арбитражный суд Поволжского округа;

7) Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа;

8) Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа;

9) Федеральный арбитражный суд Уральского округа;

10) Федеральный арбитражный суд Центрального округа; Федеральные арбитражные суды состоят из президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

В соответствии со статьей 26 закона «Об арбитражных судах в РФ», федеральный арбитражный суд округа:

проверяет в кассационной инстанции законность судебных решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов федерации в первой и апелляционной инстанции;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона или иного нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле;

изучает и обобщает судебную практику;

подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов;

анализирует судебную статистику.

И наконец, третьим звеном системы арбитражных судов в Российской Федерации является Высший арбитражный суд РФ. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.

В соответствии со статьей 10 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» основными полномочиями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются: 1) рассмотрение в первой инстанции:

дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающие права и законные интересы организаций и граждан.

экономических споров между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассмотрение дел в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации;

3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов.

5) изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов, регулирующих отношения в сфере экономической деятельности, дача разъяснения по вопросам судебной практики.

Другие статьи:  Амелин алексей адвокат

6) разработка предложений по совершенствованию законов и нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономики и предпринимательства.

7) ведение судебной статистики и организация работы по ведению ее в арбитражных судах.

Высший арбитражный суд Российской Федерации имеет в своем составе:

пленум Высшего арбитражного суда РФ;

президиум Высшего арбитражного суда РФ;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных отношений;

судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений.

Для решения организационных, кадровых и финансовых вопросов при Высшем арбитражной суде РФ создан и действует также Совет председателей арбитражных судов РФ, который является совещательным органом.

Кроме того, при Высшем арбитражном суде РФ действует Научноконсультативный совет, задачей которого является подготовка научнообоснованных рекомендаций по применению законов и разработке предложений по их совершенствованию.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

§ 1. Цели и задачи арбитражного суда

Впервые правовой статус арбитражного суда был определен Законом Российской Федерации «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года и введенным в действие с 1 октября 1991 года, а также новым федеральным конституционным Законом Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18 января 1995 года. Исходя из действующего законодательства, осуществляя основную цель — отправление правосудия при разрешении экономических, хозяйственных споров, арбитражные суды реализуют следующие задачи:

осуществляют защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (включая колхозы), являющихся юридическими лицами (далее — организации);

граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя (далее — гражданин-предприниматель).

В случаях, установленных законодательством, арбитражные суды разрешают споры с участием органов государственной власти и управления, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, в том числе трудовых коллективов предприятий и физических лиц; содействуют правовыми средствами укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ легитимных задач арбитражного суда позволяет сделать вывод о том, что данный орган не что иное, как орган, отправляющий правосудие, защищающий законные права и интереса определенного круга субъектов вполне определенных общественных отношений. Тем не менее для более глубокого понимания правовой природы арбитражного суда, установления правомерности наименования этого правозащитного органа полагаем целесообразным провести сравнение некоторых положений об арбитражном суде с существовавшим до его создания государственным арбитражем.

В соответствии с Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР» (1) (ст. 2) задачами органов государственного арбитража являлись: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров; активное воздействие на предприятия, учреждения и организации в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, своевременного заключения хозяйственных договоров, выполнения плановых заданий и договорных обязательств, борьба с проявлениями местничества и ведомственности в хозяйственной деятельности; неуклонное применение установленными законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины, допускаемые при выполнении плановых заданий и договорных обязательств;

обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров; содействие улучшению договорной и претензионной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; разработка предложений и осуществление мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

Кроме того, органы государственного арбитража в своей деятельности были нацелены на всемерное использование правовых средств в целях охраны социалистической собственности, укрепления хозяйственного расчета, усиления режима экономии и устранения потерь в народном хозяйстве, повышения роли договора, развития рациональных хозяйственных связей и сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями, содействуя динамичному, планомерному и пропорциональному развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса, повышению эффективности общественного производства и качества работы, улучшению конечных результатов хозяйственной деятельности.

Как видим, основные задачи современного арбитражного суда взяты из арсенала задач государственного арбитража, который имел не только и не столько задачи судебного органа, осуществляющего защиту прав и интересов предпринимательских структур. Абсолютное большинство задач государственного арбитража если и носили юридический характер, то относились не к судебной, а к государственной управленческой деятельности. Более того, государственный арбитраж имел право принимать нормативные акты правового характера, регулирующие отдельные вопросы хозяйственной деятельности.

Более внимательный анализ задач государственного арбитража позволяет сделать вывод, что на Госарбитраж были необоснованно возложены функции предпринимательских структур, пусть в то время это и были государственные предприятия, учреждения и организации. Ведь обеспечение соблюдения законности в хозяйственной деятельности предприятия, применение мер имущественной ответственности за нарушения договорных обязательств, улучшение договорной и претензионной работы, сохранность имущества, укрепление хозяйственного расчета, совершенствование хозяйственных связей, повышение эффективности производства и качества работы, улучшение конечных результатов хозяйственной деятельности — все это прямые задачи и функции предпринимательских структур и никак не государственных органов управления, а тем более не судебных органов.

Однако все эти функции органы государственного арбитража осуществляли на протяжении почти 70 лет, и эти обстоятельства несомненно наложили свой отпечаток на правовой статус, правовую природу государственного арбитража как органа, содействовавшего реализации экономической политики государства, его создавшего.

1 арбитражный суд задачи организация

Задачи и функции арбитражных судов

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации указаны в Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации ( ст. 5 закона):

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее — организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Помимо указанных в АПК РФ можно выделить следующие задачи:

  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В большинстве случаев до передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по его непосредственному урегулированию в установленном порядке.

Основные функции арбитражных судов в Российской Федерации:

  1. разрешение споров, возникающих в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  3. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке;
  4. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности.

Кроме того, ранее на Высший Арбитражный Суд РФ были возложены функции:

  • по изучению и обобщению практики применения законодательства арбитражными судами;
  • по подготовке и осуществлению предложений по ее совершенствованию и унификации;
  • по разработке и внесению предложений по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы;
  • по ведению судебно-арбитражной статистики;
  • по разъяснению арбитражным судам вопросов применения законодательства.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.