Учебно-методические пособия по музыке

Регион РФ: Москва

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Методическое пособие адресовано учителям музыки, работающим по учебно-методическим комплектам «Музыка» для 1-4 классов начальной школы. В методике работы с учащимися 1 класса предлагается последовательное изучение материала. Это позволит уже на начальном этапе обучения сконцентрировать внимание школьников на тех музыкальных сочинениях золотого фонда классики, к которым они обратятся в следующих классах. Конкретные способы и приемы подачи музыкального материала, описанные в этом пособии, безусловно, можно применять вариативно. Методика работы с УМК 2-4 классов излагается по концентрическому принципу, путем сквозного описания каждого из семи разделов. Это позволит творчески подходить к выбору последовательности изучения музыкального (художественного) материала, вариативно планировать учебный процесс и драматургию конкретного урока.

Начинающему гитаристу. Избранные легкие пьесы. Выпуск 1

Учебное пособие — нотное издание, предназначено для учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств. В нем содержится ряд сочинений, написанных для классической гитары, очень легких для исполнения. Все пьесы отличаются мелодичностью, быстро запоминаются.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дополнительное детей;

Начинающему гитаристу. Избранные легкие пьесы. Выпуск 3

Учебное пособие-нотное издание, предназначено для учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств. В нем содержится ряд сочинений, написанных для классической гитары, очень легких для исполнения. Все пьесы отличаются мелодичностью, быстро запоминаются. Преподаватели класса гитары смогут без труда произвести исполнительский показ, имеющихся там пьес, своим учащимся.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дополнительное детей;

Начинающему гитаристу. Избранные легкие пьесы. Выпуск 2

Учебное пособие — нотное издание, предназначено для учащихся младших классов детских музыкальных школ и школ искусств. В нем содержится ряд сочинений, написанных для классической гитары, очень легких для исполнения. Все пьесы отличаются мелодичностью, быстро запоминаются. Преподаватели класса гитары смогут без труда произвести исполнительский показ пьес, имеющихся там, своим учащимся.

Тип материала: Задачник; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Дополнительное детей;

Школа вокального мастерства Анны Платовой

Описание учебных программ и условий обучения. Информация о голосовом тренинге. Концертный отдел школы. Афиша.

Тип материала: Лабораторный практикум; | Аудитория: Учащийся; Абитуриент; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее; Дополнительное детей;

Бурятское музыкальное искусство: Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие адресовано учителям музыки школ Бурятии. Автор описывает и анализирует различные направления музыкального искусства Бурятии. Пособие содержит нотный материал. Прилагаются аудиозаписи. Оригинал электронной публикации размещен на сайте Регионального ресурсного центра Республики Бурятия (www.buryatia.edu.ru).

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Среднее (полное) общее; Высшее;

Музыкальная культура Адыгеи. Выпуск 1. Творчество композиторов Республики Адыгея. Учебное пособие

Анзарокова М.Ч., Гогина Е.Л., Соколова А.Н.

В учебном пособии представлены материалы для изучения творчества композиторов Республики Адыгея. Наряду с биографическими сведениями о У. Тхабисимове, А. Нехае, Г. Чиче, общим обзором творчества каждого из них, в работе содержится музыковедческий анализ наиболее значительных произведений указанных авторов. Учебное пособие раскрывает особенности становления адыгейской композиторской школы через освоение различных музыкальных жанров. Нотные примеры, размещенные в пособии, а также звуковое приложение в виде CD-диска могут быть использованы для пополнения слуховых представлений об адыгской профессиональной музыке. Пособие адресовано студентам творческих учебных заведений и может быть использовано учителями общеобразовательных школ для подготовки уроков музыки и внеклассных мероприятий в рамках освоения национально-регионального компонента учебных программ.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Общее; Высшее;

Теория и методика музыкального образования в начальных классах школ Адыгеи: Учебное пособие

Настоящее пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Теория и методика музыкального воспитания» и обучающихся по специальности 031200 — «Педагогика и методика начального образования». Направлено на формировании у студентов теоретических знаний по методике проведения уроков музыки в начальной школе, а также на обеспечение профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению нравственного и эстетического воспитания учащихся средствами музыкального искусства.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; | Уровень образования: Высшее;

Первые уроки с начинающими: Учебное пособие для детей 5-6 лет

Пособие для учащихся — скрипачей, 5-6 лет, их родителей и преподавателей. Включает в себя разделы: упражнения на постановку рук, изучение нотной грамоты, упражнения для развития ритма, лёгкие пьесы, а также ракраски и сказки.

Тип материала: Учебник, учебное пособие; | Аудитория: Преподаватель; | Уровень образования: Дошкольное; Дополнительное детей;

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по музыке

Методические разработки и пособия по музыке

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас — специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Учебно-методическое пособие по музыке (5 класс) по теме:
Учебно-методическое пособие по слушанию музыки

Учебно-методическое пособие по слушанию музыки

Многие современные концепции гуманизации образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты. Все чаще говорится о необходимости формирования личности через искусство, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Но в реальной жизни у большинства современных детей навык слушания классической музыки практически отсутствует. В семье они слышат, как правило, лишь развлекательную, часто не имеющую подлинной художественной ценности музыку. Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Устранить этот пробел помогают занятия по слушанию музыки.

Учащиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства, музыкально – образовательной деятельности. Восприятие музыки является ведущим видом. Это самый доступный вид музыкальной деятельности.

Для того, чтобы научиться выразительно исполнять музыкальные произведения, детям нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если учащиеся различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, ориентируются в средствах музыкальной выразительности, выделяя наиболее яркие из них, они могут использовать опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений. Без слушания музыки исполнительская деятельность может сводиться к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполнять развивающей функции.

Восприятие музыки – это активный процесс, требующий от учащихся включения внимания. Оно способствует развитию воображения и воли. При восприятии музыки учащиеся различают её настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства выразительности, жанровые особенности. Весь этот процесс происходит в тесной связи эмоций и мышления. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления как сравнение, анализ и синтез, развивается образная речь детей.

Беседы о музыке, помимо познавательных сведений, включают характеристику эмоционально – образного содержания произведения. В результате словарный запас учащихся обогащается новыми словами-образами. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит её восприятие учениками.

Основа содержания музыки – выражение настроений и чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного – определения эмоционально – образного содержания музыки (целостное восприятие). При повторных прослушиваниях музыкального произведения беседа направляется на то, чтобы восприятие музыки становилось более дифференцированным. Изобразительные моменты (при их наличии) связываются с характером и настроением музыки. Учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, определить их роль в создании музыкального образа, выделить жанровые особенности, определить форму произведения, фактуру изложения. Эта работа должна проводиться на протяжении всего времени обучения.

Другие статьи:  Ходатайство о снижении штрафа в ифнс

Восприятие у младших школьников и подростков неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта. Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы ученика, и наличие способности длительного сосредоточения.

В программу слушания музыки для учеников младших классов следует включать доступные произведения музыкальной классики по продолжительности звучания и соответствующему жизненному и эмоционально – образному опыту детей. Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей( П.И.Чайковский, А.Гречанинов, С.Прокофьев, Э.Григ, Р.Шуман, С.Майкапар, Г.Свиридов, А.Хачатурян, Д.Шостакович и др.). Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен – старинную музыку А.Вивальди, Г.Генделя, И.С.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена и других классиков для обогащения художественных впечатлений и развития интеллекта.

В младших классах при ознакомлении с более сложными образами «взрослой» классической музыки полезно использовать прием «парного восприятия» произведений. Он состоит в том, что каждому трудно воспринимаемому произведению подбирается аналогичная по настроению несложная детская пьеса, содержание которой тщательно разбирается с детьми. И когда они « войдут» в настроение пьесы, им предлагается послушать уже «серьезное» произведение. На него переносится настроение, возникшее при слушании детской пьесы, что значительно облегчает восприятие.

«Вариационный» прием, при котором педагог изменяет какое-либо одно из средств музыкальной выразительности (так называемые «музыкальные трансформеры»), позволяет острее почувствовать значение данного средства выразительности (темпа, лада, регистра, метро- ритма и т.д.) для создания музыкального образа. Данный прием заставит не только внимательнее относиться к исполнительским обозначениям в нотном тексте, но и более тонко интерпретировать музыкальные произведения.

Прием контрастных сопоставлений пьес позволяет в проблемной форме показать музыкальные произведения, обостряет слуховое внимание детей. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»), контрастные произведения в пределах одного настроения (например, два разных веселых или грустных) и др. Умение отличать оттенки одного настроения помогает ученикам глубже, тоньше различать характер музыки, а также понимать, что одним словом можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов – образов (с помощью Словаря эмоциональных терминов).

Проблемные ситуации создаются при сравнении различных видов искусства (например, музыки и поэзии) Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера. Применение проблемных методов требует от педагога гораздо больших затрат времени: ребенок должен обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти вариант выполнения задания. Конечно, прямое сообщение необходимых знаний быстрее достигнет цели, но, если ученик сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Период обучения в средних и старших классах занимает в процессе музыкального развития школьника особое по важности место. Именно в это время закладываются основы мировоззрения, формируются вкусы, эстетические идеалы. Любовь к музыке не является врожденным чувством. Слушать музыку учатся. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки , игре на музыкальных инструментах, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной и даже радостной, она перерастает в потребность, нередко очень сильную. Одним из действенных средств развития интереса к музыке является знакомство с произведениями в хрестоматийном изложении. Это касается в первую очередь той музыки, которая объективно трудна для восприятия учащимися. Известно, что определенные границы музыкального восприятия признаются и в среде музыкантов-профессионалов. Н.А.Римский-Корсаков: «Сегодня вечером вместе с Глазуновым слушал «Страсти по Иоанну» в лютеранской церкви. Прекрасная музыка, но это музыка совершенно другого века и выслушать целую ораторию в настоящее время – невозможно..Я убежден, что не только я, но все скучают, и если говорят, что вынесли наслаждение, то лгут и лгут… Нет, всю эту старину можно давать лишь в отрывках, а не целиком; а отрывки можно подобрать превосходные». Поэтому многие произведения классической музыки являются для подростков той самой музыкой «совершенно другого века», которую на первых порах надо показывать во фрагментах.

В процессе работы по слушанию музыки, особенно в младших классах, желательно использовать впечатления, знания и умения, полученные учащимися на других предметах. Так, на уроках чтения и развития речи, дети знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, с некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического), что помогает им полнее и глубже воспринимать аналогичные явления,отраженные в музыкальных произведениях. При восприятии и исполнении детьми музыкальных прозведений используются полученные на других уроках навыки работы с текстом. Умения делить текст на законченные по смыслу части может помочь при разборе структуры музыкального произведения. Специальное внимание следует обращать на сравнение речевой и музыкальной интонации, на их выразительные возможности.

Таким образом, развитие у детей музыкальных способностей в процессе слушания музыки, совершенствование эмоциональной сферы, воспитание интереса к классической музыке, желания слушать и исполнять её, умение выделять основные средства музыкальной выразительности, анализировать форму, структуру и фактуру изложения музыкального произведения, готовит детей к восприятию более сложного материала не только на музыкальных занятиях, но и на других школьных предметах.

Предложенные музыкальные темы могут быть использованы не только для слушания, но и как материал для музыкально – образовательной деятельности, а также для чтения с листа с эскизной формой разучивания произведения. Пособие по слушанию музыки разработано к занятиям по программе «Ансамблевое музицирование»

Первый год обучения.

1.уметь различать на слух высокий, средний и низкий регистры;

2.уметь различать мажорный и минорный лады;

3.различать динамические оттенки;

4.различать темпы – быстрый /бегом/, умеренный /шагом/,

медленный /покачивание под колыбельную/;

5.осознавать метр как пульсацию ровных долей, а ритм как

чередование разных по длительности звуков;

6.уметь передавать метрическую пульсацию и ритмический

6.различать на слух одно- и двухчастную форму;

7.различать жанры – песню, танец, марш.

Александров А. «Дождик накрапывает»

Александров А. «Новогодняя полька»

Гладков Г. «Колыбельная»

Глинка М. «Полька»

Гречанинов А. «Колыбельная»

Гречанинов А. «Верхом на лошадке»

Жилинский А. «Мышки»

Кажлаев М. «Колыбельная»

Майкапар С. «Мотылек»

Моцарт В. «Менуэт»

Салманов В. «Утро в лесу»

Салманов В. «Вечер»

Чайковский П. «Детский альбом»

Шостакович Д. «Марш»

Шуман Р. «Солдатский марш»

Второй год обучения.

1.уметь опознавать регистр, лад, темп, метро — ритм, динамические

оттенки, штрихи как средства музыкальной выразительности;

2.уметь пользоваться словарем эмоциональных терминов;

3. различать штрихи legato, non legato, staccato;

4.знать обозначения основных темпов;

5.знать виды оркестров, различать народные инструменты и инструменты

Балтин А. «Дожди идет»

Бер О. «Темный лес»

Бетховен Л. «Весело – грустно»

Виноградов Ю. «Танец медвежат»

Гречанинов А. « В разлуке»

Гречанинов А. «Вальс»

Гречанинов А. «Грустная песенка»

Дунаевский И. «Галоп»

Живцов А. «В пещере»

Караманов А. «Птички»

Львов-Компанеец Д. «Бульба»

Прокофьев С. «Детская музыка»

Тюрк Д. «Охотничьи рога и эхо»

Хачатурян А. «Андантино»

Хачатурян А. «Вечерняя сказка»

Чайковский П. «Детский альбом»/ в оркестровом переложении/

Шуман Р. «Альбом для юношества»/ по выбору педагога/

Третий год обучения.

1.знать три группы темпов;

2.определять на слух двух-. трех-,четырехдольный размер;

3.слышать смену регистров, лада, темпа, динамических оттенков

в различных частях музыкального произведения;

4.уметь самостоятельно выбрать из словаря эмоциональных терминов

образные определения, характеризующие музыкальный образ,

Другие статьи:  Приказ сердечно легочная реанимация

настроение прослушанного произведения и его частей;

5.слышать и различать гомофонно – гармоническую и полифоническую

6. уметь определить одно-, двух-, трехчастную форму;

7.различать звучание старинных и современных инструментов;

8.знать основные группы инструментов симфонического оркестра.

Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги»

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Бетховен Л. «Турецкий марш»

Бетховен Л. «Элизе»

Вилла Лобос Э. «Пусть мама баюкает»

Волков В. «Незабудка»

Виттхауэр И. «Гавот»

Гендель Г. «Шалость»

Живцов А. «Кукольная полька»

Живцов А. «Солнечный зайчик»

Живцов А. «Свирель»

Прокофьев С. «Детская музыка»

Прокофьев С. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Чайковский П. «Детский альбом»

Четвертый год обучения.

1.познакомиться с вариационной формой, формой рондо,

уметь определять на слух;

2.уметь самостоятельно рассказывать о характере и настроении

3.различать на слух гомофонно – гармоническую и полифоническую

4.уметь рассказывать о значении основных средств музыкальной

выразительности для создания музыкального образа;

5.познакомиться с камерной и вокальной музыкой;

6.уметь определить тембры человеческих голосов.

2.Бах И.С. «Инвенции»

3.Беркович И. Вариации на тему Паганини

4.Гендель Г. «Пассакалья»

6.Дюбюк А. Вариации на тему «Вдоль по улице метелица метет»

7.Кабалевский Д. « Легкие вариации на тему русской народной песни»

8. Любарский Н. «Вариации на тему русской народной песни»

9.Моцарт В. «Рондо в турецком стиле»

Пятый год обучения.

ПРОГРАММА ПО ТЕМАМ:

«Выразительные средства музыки. Мелодия, лад, гармония.

Произведения по индивидуальному плану.

Гречанинов А. «Прелюдия»

Бетховен Л. «Багатель»

Зиринг В. «Сказание»

Григ Э. «Листок из альбома»

Гедике А. Пьесы № 17 a — moll , № 14 e — moll

Мендельсон Ф. «Детские пьесы» D — dur , g — moll

Калинников В. «Грустная песенка»

Чулаки М. «Веселая прогулка»

Произведения по индивидуальному плану.

Бетховен Л. Рондо из сонатины F — dur

Гендель Г. Сарабанда с вариациями

Гендель Г. Пассакалья

Дремлюга Н. «Лирическая песня»

Мендельсон Ф. «Песня венецианского гондольера»

Прокофьев С. Марш

Раков Н. Мазурка

«Программно – изобразительная музыка»

Чайковский П.И. «Детский альбом»

Римский –Корсаков Н. «Океан- море синее».Вступление к опере «Садко»

Римский – Корсаков Н. «Три чуда». «Сказка о царе Салтане».

Мусоргский М. «Рассвет на Москва – реке». Вступление к опере

Чайковский П. Музыка из балетов.

«Венская классическая школа»

Бетховен Л. Соната № 14

Бетховен Л. Багатели

Гайдн Й. Сонаты (фрагменты по выбору)

Моцарт В. Симфония № 40 ( фрагменты по выбору)

Моцарт В. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Григ Э. «Лирические пьесы»

Григ Э. «Пер Гюнт». Из музыки к драме Г.Ибсена

Шопен Ф. Прелюдии

Шопен Ф. Полонезы

Шуберт Ф. Скерцо

Шуберт Ф. Экосезы

Бах И.С. «Хорошо темперированный клавир» ( по выбору)

Боккерини Л. Менуэт

Вивальди А. «Времена года»

Дакен К. «Кукушка»

Рамо Ж. «Тамбурин»

Балакирев М. Полька

Балакирев М. Ноктюрн

Бородин А . Полька

Бородин А. Ноктюрн

Кюи Ц. «Испанские марионетки»

Мусоргский М. «Слеза»

Мусоргский М. Картинки с выставки

Римский – Корсаков Н. «Шехеразада»

14. «Творчество русских композиторов»

Концерт для фортепиано

«Ромео и Джульетта»

15. «Музыка Франции»

Произведения К.Дебюсси, М.Равеля, Ф.Пуленка, А.Оннегера

1.Владимирова О.А.. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для

ДМШ и ДШИ; СПб, «Композитор», 2006

2. Вопросы музыкального воспитания в школе(в помощь учителям музыки).

Сост ТимофеевН.В., Чебоксары, ЧИУУ 1990

3. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе». СПб.: «Композитор» 2006г

4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.

Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.

5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989

6. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 1 класс.

СПб, «Композитор», 2006

7. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 2 класс.

СПб «Композитор», 2006.

8. Первозванская Т.Е. «Мир музыки» Учебное пособие «Слушаем музыку» 3 класс.

СПб, «Композитор», 2006

9. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006

10. Ушпикова Г.А.. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ

СПб, «Союз художников», 2008

11. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания»

12. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ

М.,»Пресс – соло», 1999

13. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 1 класс.

Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн», 2001

14. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии, 2 класс.

Учебное пособие по предмету «Слушание музыки», М., «Росмэн»,2001

15. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическа работа 1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету «Слушание музыки».3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли.

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп.

Данный урок знакомит учащихся с творчеством композитора П.И.Чайковского на примере «Детского альбома». Данный урок может быть интересен для педагогов — музыкантов.

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр.

Викторина — первый шаг к серьёзным экзаменационным испытаниям, которые рано или поздо встанут реальной задачей перед каждым учеником. Музыкальная викторина формирует выдержку, способность сформулирова.

«Страницы русской музыки» — учебно-методический комплекс по дисциплине «Слушание музыки» второго года обучения знакомит обучающихся с национальной культурой, ее истоками, ценно.

Воспитание музыкального восприятия-умения слушать и эмоционально воспринимать музыку, вовлечение учащихся в обсуждение и сравнение, воспитание креативности мышления. Формирование слушательской культур.

Учебно-методическое пособие по музыке «Композиторы»

учитель музыки высшей категории

МБОУ Школа №12 г.о.Самара

Дрожникова Наталья Викторовна

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-20120 годы, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Одним из необходимых условий выполнения поставленной задачи является удовлетворение потребностейучастников образовательных отношений в безопасной и комфортной Интернет-среде, доступе к различным медиа- и информационно-библиотечным ресурсам; повышение личной информационной и компьютерной грамотности.

В связи с тем, что МБОУ Школа №12 выиграла Грант на реализацию проекта по модернизации школьной библиотеки, педагогический коллектив активно работает по созданию медиаинформационного комплекса(МИК)

Работа МИК призвана обеспечить обновление содержания, методов и форм обучения и воспитания обучающихся, а также создание медиаресурсов, методического и тематического электронногоматериала для обеспечения образовательного процесса.

Одним из основных направлений методической поддержки инновационного проекта МИК является поддержка методическими разработками и рекомендациями.

Электронное учебно-методическое пособие по учебному предмету МУЗЫКА является продуктом для пополнения медиаинформационного комплекса (МИК)школы, а также для формирования инновационного подхода обучающихся к учебному предмету МУЗЫКА, благодаря созданию образовательной, профессиональной, развивающей и безопасной интернет среды.

Цель пособия:

Организовать самостоятельную деятельность учащихся по изучению жизни и творчества композиторов, являющихся базовыми в учебной программе по предмету, благодаря выходу в интернет по ссылкам на безопасные и проверенные учителем сайты.

Задачи:

  • научить учеников начальной школы правилам выхода в Интернет по ссылкам;
  • заинтересовать в использовании Интернет ссылок, предложенных учителемдля прослушивания музыки и видео фрагментов;
  • способствовать созданию комфортной среды вне школы для освоения знаний по Музыке с помощью сети Интернет

Содержание пособия состоит из двух частей и включает краткие биографии композиторов, как русских (1 часть), так и зарубежных(2 часть), а также биографии любимых детьми композиторов-песенников, стихи о музыке и музыкантах, краткий словарь музыкальных терминов (2 часть). В завершающей части пособия предложен Интернет сайт для проверки знаний: Образовательные тесты.ру.

Ссылки предлагаются после каждой статьи и предоставляют ученику не только возможность чтения текста, но и прослушивания музыки, а также просмотра видео(оперы, балеты, выступления хоров, оркестров и т.д.)

Предполагаем, что использование данного электронного учебно-методического пособия, поможет сформировать образ нового ученика новой школы, обладающего:

  • мобильностью, которая обеспечивает быструю адаптацию к новым условиям
  • инициативностью
  • способностью к самоорганизации, самообразованию
  • мотивацией на успех
Другие статьи:  Снт как сделать собственность

В результате работы с учебным пособием данного типа должны выработаться в ученике следующие умения:

  • умение работать не только с учебником, но и с другими носителями информации
  • умение определять учебную задачу,составлять план действий,
  • умение составлять отчет о полученных результатах,
  • умение самостоятельно оценить уровень своих знаний, пройдя соответствующее тестирование.

Учебно-методическое пособие: авторская электронная игра «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основополагающим понятием в музыке является ИНТОНАЦИЯ. Почувствовав и поняв интонацию музыки, мы начинаем понимать музыкальный язык и музыкальную речь. В речи музыкальной и разговорной интонация является единым стержнем. Каждый человек, воспринимая речь другого человека, может не разобрать смысла отдельных слов, но догадается по интонации о смысле сказанного в целом. Музыкальная интонация, вобрав в себя всё богатство оттенков музыкального языка и речи человека, несёт в себе смысл образного восприятия окружающего мира. Понимание музыкальной интонации происходит в процессе изучения выразительных средств музыки. Раскрывая для себя свойства каждого выразительного средства музыки и обнаруживая родство музыкальной и разговорной речи, ребёнок учится понимать музыкальный язык, как язык наших чувств и эмоций, язык человеческой души. Тогда душа человека становится чуткой, отзывчивой и разумной.

Целевое назначение игры

Электронная обучающая игра «Секреты интонации» предназначена для музыкальных занятий в общеобразовательной школе, а так же для изучения предметов Мировая музыкальная культура (ММК) и Музыкальная литература в музыкальных школах и ДДЮТ. Она даёт широкие возможности использования её в обучении, как на занятиях в классе, так и при самообучении в домашних условиях при наличии ПК. Применение данной игры целесообразно в изучении следующих тем:

  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением выразительных средств музыки.
  • Темы музыкальных занятий в общеобразовательной школе, связанные с изучением творчества Ф. Шопена.
  • Музыка и слово. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Музыка и движение. (Первый год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен. Краткий обзор творчества. (Второй год обучения, предмет Музыкальная литература).
  • Ф. Шопен – народный поэт Польши из раздела «Шедевры классического музыкального искусства XVIII-XIX-XX вв.» (5-7 классы, предмет ММК).
  • «Великие виртуозы – Паганини, Шопен, Лист» из раздела «Искусство виртуозов» («Музыка для детей», третий год обучения, предмет ММК).
  • Музыкальный язык. Ритм, динамика, темп, тембр в жизни, природе, искусстве, музыке.
  • Жанры музыки. Танцевальные: народные танцы разных стран, марши, программная музыка, жанры фортепианной музыки, сюиты для фортепиано (Второй год обучения, предмет ММК).
  • Изобразительность и выразительность в музыке. (Блок «Музыка», первый год обучения, предмет ММК).

Цель игры: восприятие и понимание музыкальной интонации через умение слышать и анализировать выразительные средства музыки, сопоставляя их с выразительной интонацией разговорной речи.

Поставленная цель реализуется через решение ниже следующих задач:

  • Обучающие задачи:
    • закрепить знание понятий, связанных с пониманием музыкальной интонации и являющихся основными средствами музыкальной выразительности: лад, темп, тембр, динамика, регистр, ритм, метр, мелодия, сопровождение и склад фактуры;
    • научить определять выразительные средства музыки, сопоставляя их с характером звучания музыкального произведения;
    • познакомить с творчеством Ф. Шопена на примере жанров польской танцевальной музыки – мазурки и полонеза.
  • Развивающие задачи:
    • обогащать словарный запас своей речи словами, передающими в художественно-образной форме различную эмоциональную окраску;
    • развивать слуховые представления, связанные с пониманием музыкальной интонации;
    • развивать образное мышление.
  • Воспитательные задачи:
    • воспитывать личностную культуру слушателя;
    • воспитывать через эмоционально-образное восприятие музыки любовь и эмпатию к окружающему миру.

Краткое содержание игры

Музыкальная интонация представлена в игре символически в виде сказочного цветика-семицветика. Идея изучения музыкальной интонации через знакомый детям сказочный образ взята из программы «Музыка» Г.П. Сергеевой и Е. Д. Критской для 1-4 классов общеобразовательной школы. Возможности современных компьютерных технологий позволили создать на основе этой идеи новую электронную обучающую игру «Секреты интонации» для развития навыков определения выразительных средств музыки, которая представлена в форме учебно-методического пособия.

Изучение и закрепление знания выразительных средств музыки происходит в процессе слухового анализа двух музыкальных произведений польского композитора Ф. Шопена – «Мазурка Фа мажор» и «Полонез Ля мажор». Благодаря тому, что в игре использованы два разных музыкальных произведения, создаётся два варианта возможных изменений музыкальной интонации, чтобы ребёнок смог сравнить музыку Мазурки и Полонеза, определяя между ними сходство и отличие. Поэтому, сама игра уже предполагает вариативный подход, т.к. даёт возможности:

  • проанализировать все выразительные средства музыки «Мазурки Фа мажор» и «Полонеза Ля мажор» по очереди;
  • разобрать каждое выразительное средство в отдельности на примере сравнения двух танцев.

Краткое описание игры

При выборе музыкального произведения на Домашней странице, происходит переход на слайд, где условно изображён цветик-семицветик, на лепестках которого находятся все выразительные средства музыки. Название каждого выразительного средства является ссылкой на свою страницу, где можно ещё раз прослушать выбранное музыкальное произведение и определить характерные признаки данного выразительного средства. При правильном выборе такого характерного признака на маленьком жёлтом цветке (символ цветика-семицветика) один из лепестков начинает светиться переливающимся цветом. Количество правильных ответов указано в центре желтого цветка. Чем меньше ошибок, тем быстрее включаются все лепестки по числу, указанному в центре цветка. Время, затраченное на определение всех характерных признаков одного выразительного средства на одном слайде, является показателем уровня знания данного выразительного средства.
Игру можно использовать в различных формах учебной деятельности: индивидуальной и групповой, во время работы в классе и дома при наличии ПК и компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.

Ход игры

Слайд №1

Домашняя страница – отправной пункт игры.

Подготовительный этап игры:

  • Выбираем название музыкального произведения.
  • Название музыки – это ссылка на начало игры.
  • Двойным щелчком по названию выбранного музыкального произведения переходим к началу игры.

Дальнейший ход игры будет представлен на примере Мазурки Фа мажор, т.к. Мазурка и Полонез – это два варианта одной игры, позволяющие проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки двух разных музыкальных произведений.

Слайд «Интонация и выразительные средства музыки»

Начало игры:

  • Выбираем для изучения на данном музыкальном примере любое выразительное средство музыки.
  • Подчёркнутое название выразительного средства музыки на каждом лепестке цветика-семицветика – это ссылка на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.
  • Щелчком по подчеркнутому названию выразительного средства музыки переходим на слайд с характерными признаками этого выразительного средства.

Слайды «Выразительные средства музыки»

Структура всех слайдов с выразительными средствами музыки имеет единый принцип и сходные приёмы игрового обучения. Рассмотрим это на примере некоторых из этих слайдов.

Условия игры:

  • Играющему нужно набрать нужное количество баллов, число которых указано в центре жёлтого цветка за минимальное количество времени.
  • В центре слайда выбирается один или два правильных варианта характерных признаков заданного выразительного средства музыки.
  • На цветных полосках выбираются слова, наиболее точно отражающие в литературно-образной форме черты этих признаков и особенности музыкальной интонации.
  • При правильном выборе начинает переливаться один из лепестков желтого цветка.
  • В случае ошибочного выбора характерный признак или полоска со словом исчезают.
  • Когда разгаданы «секреты интонации» по заданному выразительному средству, то количество «высвечивающихся» лепестков должно совпадать с цифрой в центре жёлтого цветка.
  • Во время игры в группе при ошибочном ответе ход переходит к следующему участнику игры.
  • Побеждает тот, кто быстрее находит правильные ответы.

Описание мультимедийных компонентов игры

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент: Windows
Форма представления: презентация (авторская интерактивная игра)
Компьютерная программа: Microsoft Office PowerPoint
Электронные ресурсы: графические изображения, фото, звуковые файлы, анимационные эффекты.