Трудовой договор с преподавателем музыкальной школы образец

Содержание страницы:

Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Что такое эффективный контракт в образовании

Термин «эффективный контракт» введен Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которое утвердило Программу совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Эффективный контракт представляет собой стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ , в котором расширены некоторые условия, а именно:

  • максимально подробно описаны обязанности сотрудника;
  • детально регламентированы условия оплаты труда и меры соцподдержки;
  • особый акцент сделан на показателях и критериях оценки эффективности преподавателей для назначения им стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

По мнению чиновников, переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении позволит обеспечить достойный уровень зарплаты педагогов. Этим обусловливается связь ее размера с объемами, интенсивностью и качеством выполняемой работы. Также утвержденные показатели должны быть соотнесены с показателями эффективности всей образовательной организации, которая, в свою очередь, должна осуществить следующие действия:

Нормативная база

Введение эффективного контракта определено:

  1. Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.
  2. Государственной программой «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.
  3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
  4. Приказом Минтруда России № 167н от 26.04.2013.
  5. Письмом Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02, которое содержит информацию о показателях эффективности в образовательных учреждениях.
  6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.

Показатели эффективности для учителей

Стимулирующие и компенсационные выплаты

Исходя из содержания нормативно-правовых актов, регулирующих новую систему оплаты труда, в эффективном контракте следует предусмотреть следующие виды стимулирующих выплат и компенсаций:

Порядок заключения эффективного контракта

Оформление трудовых отношений при введении эффективного контракта осуществляется:

  • при приеме на работу. С новой формой договора можно ознакомиться в Приложении № 3 к Программе № 2190-р;
  • с работниками, которые уже состоят в трудовых отношениях с работодателем, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору в порядке, установленном ТК РФ.

Переход на эффективный контракт с учителем и сопутствующее внесение изменений в трудовой договор осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 74 ТК РФ . Изменение условий оплаты труда, связанные с организационными изменениями, допускаются по решению работодателя в одностороннем порядке. При этом необходимо письменно уведомить учителя как минимум за два месяца.

Если преподаватель отказывается продолжать работу на новых условиях, то трудовой договор с ним может быть расторгнут в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ , с выплатой двухнедельного выходного пособия ( ст. 178 ТК РФ ).

Заполнение эффективного контракта

В договоре и дополнительном соглашении необходимо прописать следующее:

  1. Место работы. Если учитель трудится в филиале, представительстве либо другом обособленном подразделении, следует указать сначала адрес учреждения, а затем наименование подразделения с его местоположением.
  2. Трудовая функция (с указанием квалификации, должности и специальности).
  3. Условия оплаты труда. В этом пункте следует регламентировать процедуру выплаты оклада, а также стимулирующих и компенсационных выплат. Для этого необходимо прописать условия их получения, а также показатели и критерии оценки эффективности, периодичность и размер.
  4. Режим труда и отдыха.
  5. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска.
  6. Меры социальной поддержки.
  7. Иные условия, обусловленные спецификой работы образовательного учреждения.

Скачать образец эффективного контракта в образовании можно в конце статьи.

Алгоритм действий

При переходе на новую систему оплаты работодатель должен пройти следующие этапы:

  1. Сотрудники должны тщательно изучить нормативно-правовую базу.
  2. Руководители МО, имеющие полномочия в сфере образования, должны разработать показатели эффективности для подконтрольных организаций.
  3. Образовательное учреждение должно разработать собственные критерии эффективности и внести соответствующие изменения в Положение об оплате труда.
  4. Кадровый отдел разрабатывает форму договоров (контрактов) и дополнительных соглашений с учетом Приложения № 3 к Программе № 2190-р и Рекомендаций № 167н.
  5. Руководитель издает приказ о переходе на эффективный контракт.
  6. Персонал знакомится с нововведениями.
  7. Работодатель заключает допсоглашения с работниками.

Памятка для работодателей

Проект «Творческая одаренность»

Государственная политика

Независимая оценка качества

Ссылки на информационные ресурсы

Национальный музыкальный конкурс «Во весь голос»

Центр управления городом

Государственная программа «Доступная среда»

Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

Правительство Российской Федерации

Министерство культуры РФ

Министерство образования и науки РФ

Правительство Сахалинской области

Министерство культуры и архивного дела Сахалинской области

Министерство образования Сахалинской области

Институт развития образования в сфере культуры и искусства

Сахалинский колледж искусств

Единый портал популяризации культурного наследия России

Официальный интернет-портал правовой информации

Информационно — публицистический ресурс

693000, Сахалинская обл.
г.Южно-Сахалинск,
ул.Дзержинского, 23 оф.350

Эффективный контракт в образовании: образец заполнения

Понятие эффективного контракта

Это понятие появилось в российском трудовом праве еще пять лет назад, поэтому новым назвать его нельзя. Термин был введен в обиход Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, которым и была утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда бюджетников. Фактически это стандартный трудовой договор, составленный в соответствии со статьей 57 ТК РФ, в котором прописаны более объемно некоторые условия, которые касаются:

  • обязанностей работника (трудовая функция);
  • условий оплаты труда и мер социальной поддержки;
  • критериев оценки эффективности труда;
  • понятия стимулирующих выплат в зависимости от результатов трудовой деятельности.

Переход на новую систему оплаты труда в образовательном учреждении должен обеспечить достойный уровень зарплаты учителей и других педагогов. Поэтому в контракте ее размер прямо зависит от объема, интенсивности и качества выполняемой работы. При этом показатели одного сотрудника тесно связаны с показателями эффективности всей образовательной организации. Переход на эффективный контракт в образовании должен быть поэтапным, и последний этап заканчивается в 2018 году. Это значит, что к концу следующего года все преподаватели должны получать стимулирующие выплаты в зависимости от эффективности своей работы.

Первые шаги к эффективности и нормативная база

Существует целый перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и внедрении эффективного контракта, например:

  • Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597;
  • государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;
  • программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • приказ Минтруда России № 167н от 26.04.2013;
  • письмо Минобрнауки России от 20.06.2013 № АП-1073/02 (показатели эффективности в образовательных учреждениях).

Кроме того, применяются НПА подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденные органами местного самоуправления для конкретных случаев и отраслей образования. Важно понимать, что любая образовательная организация должна привести свою деятельность в соответствие с новыми условиями, то есть:

  1. Исключить стимулирующие выплаты за показатели, которые носят неопределенный характер. Поэтому в трудовых договорах не должно быть размытых формулировок по типу «добросовестное выполнение обязанностей».
  2. Не считать стимулирующими выплаты, которые фактически являются гарантированной частью заработной платы.
  3. Разделить фонд оплаты труда, установленный в организации, на две части: гарантированную (должностной оклад) и стимулирующую (оплата за выдающуюся результативность).
  4. Утвердить показатели эффективности для педагогов.

Для исполнения последнего пункта нужно применять рекомендации Минобразования из письма № АП-1073/02. В частности, в эффективный контракт с учителем могут быть включены следующие показатели:

Трудовой договор с преподавателем дополнительного образования

В этой статье представлены бесплатные бланки трудовых договоров для работников образовательных учреждений. Все образцы доступны для скачивания в формате doc.

Трудовой договор учителя

Договор с учителем школы должен быть заполнен согласно действующему законодательству. В документе фиксируются обязанности и права сторон, условия работы, график, заработная плата. В случае, если заключается трудовой договор по совместительству, график работы и количество отработанных часов прописывается обязательно.

Образец договора с преподавателем можно скачать ниже:

Составить корректный трудовой договор с учетом всех нюансов вашей компании можно с помощью сервиса Документовед. Онлайн-конструктор, помощь консультанта и юриста гарантируют юридическую безупречность любого договора. Подробности здесь .

Трудовой договор с преподавателем ДШИ

Договор с преподавателем детской школы искусств также может быть нескольких видов. Работодатель сам определяет, принимать ему сотрудника на полную занятость или ему нужен преподаватель по совместительству.

Договор с преподавателем колледжа

Сотрудники, с которыми заключается трудовой договор, обязаны соблюдать правила учебного заведения и выполнять его устав.

C тренером-преподавателем ДЮСШ

Тренер спортивной школы может совмещать несколько мест работы. В этом случае оформляется трудовой договор по совместительству с неполной занятостью. В договоре прописываются условия работы, ставка за час преподавания, обязанности и права обеих сторон.

Другие статьи:  Бесплатные учебные пособия секретарю

Трудовой договор с воспитателем

Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей, поэтому кроме трудового договора сотрудник подписывает должностные инструкции. В 2018 году документ выглядит так:

Трудовой договор с социальным педагогом школы

Изменение нагрузки педагога

Педагогические работники нередко сталкиваются с изменением объёма учебной нагрузки. В данном материале мы рассмотрим а примере судебной практики необходимость уведомления педагога и получения согласия на изменение нагрузки.

Обязательное получение согласия требуется лишь при увеличении нагрузки. Это указано в п. 1.7 Порядка определения учебной нагрузки, утвержденного Приказом Министерством образования и науки РФ № 1601 от 22.12.2014. Данный пункт закрепляет: «временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объёма учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговорённой в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения».

Когда учебная нагрузка снижается, получать согласие педагога не нужно, однако, работодатель обязан уведомить его не позднее, чем за два месяца до фактического снижения нагрузки (пункт 1.8 Порядка).

Так, старший преподаватель института обратилась в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав, компенсации морального вреда и выплате заработной платы. Требования мотивированы тем, что ей не была оплачена переработка выполненной педагогической нагрузки. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке изменил нормы аудиторской нагрузки на основании приказа, с которым истица не была ознакомлена. Работодатель также не уведомил её в письменной форме.

Решение суда мотивировано следующим образом. Изменение педагогической нагрузки не является существенным изменением условий труда и допускается без согласия работника, поскольку объём нагрузки снижен. Вместе с тем, работодатель обязан был уведомить работника об изменении условий труда, установленных трудовым договором не менее чем за 2 месяца.

Вместе с тем, суды иногда принимают сторону педагога и ориентируются не только на указанный выше Порядок, который не обязывает получать согласие при уменьшении нагрузки.

Так, в процессе о восстановлении педагогической нагрузки, уменьшенной без согласия преподавателя физической культуры, суд опирался исключительно на Трудовой кодекс. При рассмотрении дела суд сделал вывод о том, что нормы учебной нагрузки лежат в основе оплаты труда педагогического работника, поэтому изменение условий трудового договора в данной части возможно исключительно с согласия обеих сторон договора.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 17.02.2016г. по делу № №2-559/16 действия по уменьшению педагогической нагрузки признаны незаконными, администрацию техникума обязали восстановить прежнюю нагрузку, а также выплатить недоначисленную и невыплаченную заработную плату и компенсацию морального вреда.

Нередки ситуации, когда педагог выражает своё несогласие с изменением учебной нагрузки, однако администрация школы всё равно её изменяет. В таких случая суд всегда принимает сторону педагога.

Так, после получения 3 группы инвалидности, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, совмещающему данную должность со ставкой «учителя», была изменена педагогическая нагрузка без её согласия. При ознакомлении с приказом об изменении педагогической нагрузки, было выражено несогласие, дополнительное соглашение к трудовому договору также не подписано. При издании приказа и составлении дополнительного соглашения работодатель ссылался на рекомендации индивидуальной программы реабилитации, однако из неё не усматривается невозможность работы в прежнем объёме. Для защиты своих прав гражданка обратилась в суд.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 05.09.2013г. по делу № 2-2769/2013 приказ директора школы об измени педагогической нагрузки признан незаконным и отменён, поскольку он был издан при отсутствии согласия самого работника.

Учитель истории обратился в суд для обжалования уменьшения педагогической нагрузки без его согласия. Администрация школы произвела изменение педагогической нагрузки в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком другого учителя истории.

Своё решение суд мотивировал тем, что выход из отпуска иного сотрудника не подтверждает наличие изменений организационных условий труда, которые явились бы основанием для изменения работодателем определенных сторонами условий трудового договора.

Иногда изменение учебной нагрузки педагога администрация школы мотивирует объективными причинами, не зависимыми от её действий. Такие ситуации всегда рассматриваются индивидуально, оцениваются конкретные доводы.

Например, учитель русского языка и литературы обратился в суд с иском о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что администрация школы направила ему уведомление об изменении учебной нагрузки и оформлении данного факта дополнительным соглашением к трудовому договору. Уведомление также содержало информацию о том, что в случае несогласия с изменением условий трудового договора, он будет расторгнут. Истец выразил своё несогласие, вследствие чего трудовой договор был расторгнут по инициативе работодателя.

В ходе рассмотрения дела суд сделал вывод о том, что объём учебной нагрузки истца был снижен вследствие перехода школы на односменное обучение 5-11 классов, а также распределения часов учебной нагрузки на три ставки учителей русского языка и литературы с фактическим занятием этих ставок педагогами. Таким образом, предложение работодателя о сокращении педагогической нагрузки было обусловлено объективными причинами, изменением организационных условий труда и невозможностью сохранения прежних условий трудового договора и само по себе о нарушении прав работника не свидетельствует. Кроме того, о предстоящем изменении организационных условий труда истец был извещен заблаговременно и надлежащим образом. Поскольку истец не согласился на работу в изменённых условиях, работодатель правомерно издал приказ об увольнении.

Встречаются и обратные ситуации. Учитель биологии обратилась в суд с требованием о признании приказа директора школы «о тарификации» незаконным в части уменьшения педагогической нагрузки истца. Иск мотивирован тем, что истцу было направлено уведомление об уменьшении часов по биологии до 5 часов и о предложении 14 часов биологии надомного обучения. При этом было произведено перераспределение часов биологии истца другим учителям. Свои действия администрация школы обосновала сокращением часов по предмету и тарификацией. Уведомление об уменьшении педагогической нагрузки было направлено после фактического уменьшения нагрузки истца, согласие на изменение нагрузки получено не было.

Решением Шебалинского районного суд Республики Алтай от 25.01.2016г. по делу № 2-3/2016 приказ о «тарификации» был признан незаконным в оспариваемой части, на школу возложена обязанность восстановить нарушенное право истца в полном объёме.

Разрешая спор, суд пришёл к следующим выводам. По мнению суда, руководитель школы не имеет права произвольно в нарушение принципа преемственности преподавания предметов в классах перераспределять учебную нагрузку между учителями при отсутствии объективных причин. Так же не имеет права уменьшать учебную нагрузку учителя, одновременно увеличивая нагрузку других учителей, тем более при высвобождении некоторого объема учебной нагрузки по предмету в связи с увольнением одного из учителей. Кроме того, суд подчеркнул, что коллективный договор прямо устанавливает согласование с профкомом приказа об установлении объема учебной нагрузки, доказательств которого не представлено.

Трудовой договор (срочный)

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР №_______

г. Москва «___»_________ _20__ г.

ООО «Детский клуб», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице Генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданин РФ _____________________________ (Ф.И.О, серия и номер паспорта), именуемая в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. 1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. . Работодатель поручает, а Работник принимает на себя выполнение трудовых

обязанностей в должности ___________.

1.2. Работа по настоящему договору является для Работника основной работой (работой по совместительству).

1.3. Во время выполнения своих трудовых обязанностей Работник подчиняется непосредственно Генеральному директору.

1.4. Местом работы Работника является Детский развивающий клуб «________», расположенный по адресу: ______________________.

1.5. Труд Работника по настоящему договору осуществляется в нормальных условиях.

Трудовые обязанности Работника не связаны с выполнением тяжелых работ, работ в местностях с особыми климатическими условиями, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Работник должен приступить к выполнению своих трудовых обязанностей с «01»сентября 20__ г.

2.2. Настоящий договор является срочным и заключается на время выполнения Работником Работы с 01.09.___ г по 31 мая 20___года (п. 10 ст. 59 ТК РФ).

2.3. Сроком окончания настоящего договора считается последний рабочий день Работника – 31 мая 20__года.

3. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК

3.1. При заключении настоящего договора Работнику назначается испытание с целью проверки соответствия квалификации Работника поручаемой ему работе. В период испытания на работников полностью распространяется законодательство о труде.

3.2. Срок испытания составляет ____ (______________) месяца (не больше 3!) с момента заключения настоящего договора. В испытательный срок не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда Работник отсутствовал на работе по уважительным причинам.

3.3. Если срок испытания истек, а Работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

3.4. При неудовлетворительном результате испытания освобождение Работника от работы производится Работодателем без выплаты выходного пособия.

4. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКА

Другие статьи:  Образец приказа о приеме граждан по личным вопросам

4.1. Размер должностного оклада Работника составляет _________ (____________________) рублей.

4.2. Заработная плата Работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе Работодателя.

4.3. Из заработной платы Работника могут производится удержания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.4. Работодателем могут устанавливаться стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.). При этом условия таких выплат и их размеры определены в Положении о премировании работников «_____________________».

4.6. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

4.7. В случае, если Работодателем введены нормы труда, при их невыполнении по вине Работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

4.8. Время простоя по вине Работника не оплачивается. Причины простоя и размер ущерба определяется Работодателем, а в спорных случаях — судом.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

5.1. Работник обязан:

5.1.1. Добросовестно исполнять следующие трудовые обязанности:

5.1.2. Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка организации и иные локальные нормативные акты Работодателя.

5.1.3. Соблюдать трудовую дисциплину.

5.1.4. Выполнять нормы труда в случае их установления Работодателем.

5.1.5. Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

5.1.6. Бережно относится к имуществу Работодателя и других работников.

5.1.7. Незамедлительно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя.

5.1.8. Не давать интервью, не проводить встреч и переговоров, касающихся деятельности Работодателя, без предварительного разрешения руководства.

5.1.9. Не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну Работодателя. Сведения, являющиеся коммерческой тайной Работодателя, определены в Положении о коммерческой тайне «________________».

5.2. Работник имеет право на:

5.2.1. Предоставление ему работы, обусловленной настоящим договором.

5.2.2. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

5.2.3. Отдых, в том числе на оплачиваемый ежегодный отпуск, еженедельные выходные дни, нерабочие праздничные дни.

5.2.4. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5.2.5. Иные права, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

6.1. Работодатель обязан:

6.1.1. Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия настоящего договора.

6.1.2. Предоставлять Работнику работу, обусловленную настоящим договором.

6.1.3. Обеспечивать Работника оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей.

6.1.4. Выплачивать в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату в сроки, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка.

6.1.5. Обеспечивать бытовые нужны Работника, связанные с исполнением им трудовых обязанностей.

6.1.6. Осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке,

установленном федеральными законами.

6.1.7. Исполнять иные обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

6.2. Работодатель имеет право:

6.2.1. Поощрять Работника за добросовестный эффективный труд.

6.2.2. Требовать от Работника исполнения трудовых обязанностей, определенных в должностной инструкции, бережного отношения к имуществу Работодателя и других работников, соблюдения Правил внутреннего трудового распорядка.

6.2.3. Привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.2.4. Принимать локальные нормативные акты.

6.2.5. Осуществлять иные права, предусмотренные действующим законодательством РФ, локальными нормативными актами.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства, Правил внутреннего трудового распорядка Работодателя, иных локальных нормативных актов Работодателя, а также причинения Работодателю материального ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

7.2. Работодатель несет материальную и иную ответственность, согласно действующему законодательству, в случаях:

а) незаконного лишения Работника возможности трудиться;

б) причинения Работнику ущерба в результате увечья или иного повреждения здоровья,

связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей;

в) причинения ущерба имуществу Работника;

г) задержки заработной платы;

д) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных в законе, Работодатель обязан компенсировать Работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями Работодателя.

7.3. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им Работодателю, так и за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА

8.1. Основанием для прекращения настоящего трудового договора является:

8.1.1. Соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ).

8.1.2. Истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 58 ТК РФ), за исключением случаев,

когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

8.1.3. Иные основания, предусмотренные законодательством РФ.

8.2. Во всех случаях днем увольнения Работника является последний день его работы.

9. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Условия настоящего трудового договора носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

9.2. Условия настоящего трудового договора имеют обязательную юридическую силу для сторон. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

9.3. Споры между сторонами, возникающие при исполнении трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

9.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

9.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у Работодателя, а другой — у Работника.

РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН:

Работодатель: ООО «Детский клуб»

Работник: ФИО, данные паспорта, адрес, № ИНН, № страхового свидетельства, телефон

Директор школы и трудовой договор

Свои функции руководитель образовательного учреждения обретает в тот момент, когда приказом органа управления образованием он назначен на должность и с ним заключается трудовой договор. Именно с особенностями этого документа читателей «Управления школой» знакомит Елена Леонидовна БОЛОТОВА, д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО и профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ.

Существует некое расхождение в понимании того, кто является работодателем для руководителя образовательного учреждения. Есть две правовые позиции. По одной, работодатель – школа, так как там директор осуществляет свою трудовую деятельность. По другой – в этой роли выступает собственник имущества, учредитель ОУ, то есть тот, кто предоставляет директору работу, обеспечивает условия труда и гарантирует регулярную выплату заработной платы.

По моему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Так, согласно ст. 56, работодатель заключает с работником трудовой договор, обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда и в полном размере выплачивать зарплату. Этой процедуре в соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об образовании» может предшествовать решение органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, о назначении работника на должность руководителя ОУ.

Если, например, директора назначает орган местного самоуправления, руководящий образованием, и соблюдает все свои вышеперечисленные обязанности, он и выступает работодателем. Следовательно, у него же хранятся личное дело, трудовая книжка и другие кадровые документы новоиспеченного управленца.

Но если учредительным договором или уставом ОУ предусмотрена процедура избрания руководителя трудовым коллективом, то работодатель – непосредственно образовательное учреждение. В этом случае миссия по оформлению трудового договора будет ложиться на школу.

(Кстати, в работодатели для рядовых педагогических работников ошибочно определяют директора. Подобное заблуждение встречается в некоторых источниках. Согласно ст. 20 ТК РФ, для педагогов это – организация (юридическое лицо). В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Однако законодательство об образовании не наделяет руководителя таким статусом. Учредитель ОУ поручает директору от лица учредителя заключать договор со всеми работниками. При этом личные дела сотрудников ОУ хранятся в самой школе.)

Анализ законодательства в сфере образования позволяет выделить основания предоставлять право на осуществление руководящей деятельности. Работник должен быть дееспособным, аттестованным на первую либо высшую квалификационную категорию; обязан пройти профессиональную подготовку по должности директора образовательного учреждения и иметь стаж педагогической или руководящей работы не менее 5-ти лет. А в том случае если он захочет учительствовать в своей же школе, то, исходя из п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ему требуется обладать профессионально-педагогической квалификацией учителя (преподавателя).

По ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Его должность упоминается в «Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности». Данный перечень приводится в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 г. № 85.

Важно помнить, что заключение договора о полной материальной ответственности в дополнение к трудовому договору является существенным условием трудовой деятельности, о котором работодатель обязан предупредить работника заранее.

Трудовой договор с директором – это соглашение между собственником имущества или уполномоченным органом организации и руководителем, в соответствии с которым человек обязуется добросовестно и разумно руководить организацией, а также осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, учредительными документами и трудовым договором к его компетенции.

Другие статьи:  Требования к покраске судов

Для собственника имущества главное – предусмотреть условия труда руководителя. К ним относятся:

– оплата;
– режим ненормированного рабочего дня;
– предоставление отдыха;
– возможность работать по совместительству как внутри организации, так и во внешних структурах;
– материальная ответственность руководителя;
– и др.

Чем отличается трудовой договор руководителя организации от такого же документа у рядовых работников?

Несмотря на то что с работником он бывает и заключенным на неопределенный период, и срочным, у большинства директоров школ Российской Федерации договоры срочные. В таком виде они удобны учредителю. В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный договор заключается максимально на пять лет. Минимальный срок может устанавливаться учредительными документами образовательного учреждения.

Встречаются случаи, когда органы местного самоуправления заключали с директором школы трудовой договор всего на полгода. Не знаю, для чего так делается, но, с точки зрения организации учебного процесса, это нелогично.

В трудовом договоре директора вполне законно упоминание об испытании при приеме на работу. Сегодня такое условие договора встречается повсеместно, в том числе у руководителей (государственных и негосударственных ОУ).

При обсуждении этого аспекта важно помнить:

– условие об испытании должно быть зафиксировано в тексте договора;
– не допускается как устное, так и письменное (в форме приказа) изменение срока длительности испытания;
– продолжительность испытательного срока устанавливается в календарных днях;
– срок испытания продлевается на то количество дней, которое работник пропустил по уважительной причине (болезнь, отпуск без сохранения заработной платы);
– испытание для работников не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций (и их заместителей), главных бухгалтеров (и заместителей) – шести месяцев;
– трудовым законодательством определены категории, на которые не распространяется испытание при приеме на работу (см. ст. 70 ТК РФ).

Руководителю образовательного учреждения следует помнить, что, согласно ст. 71, при неудовлетворительном результате испытания работодателю разрешается расторгнуть трудовой договор с работником до истечения срока, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя сотрудник имеет право обжаловать в суде.

Кто такой руководитель организации?

Определение дано в ст. 273 Трудового кодекса. Это универсальная правовая категория и поэтому применяется для любых организаций.

Под «руководителем» понимается «физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Вся ответственность за деятельность юридического лица возлагается именно на этого человека. Какую бы функцию ни выполняло образовательное учреждение, какие бы к нему ни предъявляли претензии, руководитель ОУ будет отвечать за все, что делается внутри школы.

Должность руководителя долгое время не находила конкретных правовых форм и определений в трудовом законодательстве страны. С 2001 г. – времени вступления в силу Трудового кодекса – правовой статус этого специального субъекта трудовых правоотношений не только получил четкую характеристику, но и регулярно уточняется и дополняется. Однако в сфере образования все-таки остаются «белые пятна». Они связаны с процедурами расторжения правовых отношений и предъявлением видов ответственности, применяемых к директору ОУ.

Изменение условий трудового договора, определенных сторонами, возможно только с согласия работника. Поэтому вопросы о заработной плате директора школы, его занятости, периоде отпуска не могут быть изменены в одностороннем порядке – это всегда соглашение между работодателем и работником. Уведомление об изменении работодатель обязан направить работнику не менее чем за два месяца. Это условие особенно важно соблюдать, если такие изменения необходимо внести по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Порядок поведения работника и работодателя в этом случае определяется ст. 74 ТК РФ.

Процитируем эту статью: «Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ».

К слову, когда работник понимает, чем вызваны новшества, конфликта обычно не случается.

Трудовой кодекс РФ содержит общие и дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

Общие – преимущественно сосредоточены в ст. 77 ТК РФ. При расторжении трудовых отношений с работником работодатель пользуется ею чаще всего.

Какие из них относятся к директору школы?

Смена собственника имущества. На обычного работника это никак не влияет, но на руководителя – однозначно: как только меняется собственник, с директором и главным бухгалтером расторгают трудовые отношения. Предупреждение о том, что управленец подлежит увольнению, объявляется директору не менее чем за один месяц до момента расторжения трудового соглашения.

Принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества и неправомерное его использование. К сожалению, встречаются ситуации, когда директор школы за неимением ставки системного администратора волевым решением заставляет учителя информатики заниматься оборудованием компьютерного класса. Педагог, проведя в данном помещении значительное количество уроков, потом остается чинить вышедшую из строя технику или восстанавливать испорченное программное обеспечение. В результате такой перегрузки работник может по неосторожности причинить вред имуществу.

А ведь он как подневольное лицо выполнял распоряжение «сверху», хотя не хотел этого и обращал внимание руководителя на то, что нужен системный администратор или другой специалист, который следил бы за техникой.

То есть необоснованное управленческое решение повлекло нанесение вреда образовательному учреждению.

Я сгущаю краски, но смысл в этом.

Однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. С точки зрения руководителя органа управления, это неисполнение приказа вышестоящих управленческих органов, неподчинение, отказ от участия в чем-либо.

Неприятная лазейка, надо сказать.

И стоит упомянуть о п. 13 ст. 81 ТК РФ, чтобы руководитель при подписании трудового договора обязательно отследил, нет ли упоминания об основании к увольнению. Законодатель не раскрывает содержание этого вопроса, он ссылается на текст договора. Очевидно, органы, назначающие руководителя учреждения, могут предусмотреть такое основание для увольнения директора школы, которое в самом Трудовом кодексе Российской Федерации не предусмотрено.

Не следует забывать и о дополнительных основаниях. К примеру, согласно ст. 278 ТК РФ, с руководителем могут быть прекращены трудовые отношения в случае банкротства организации. Это касается автономных учреждений или частных ОУ.

А 2-й пункт этой же статьи сейчас очень активно применяется в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений. Скажем, органом местного самоуправления принято решение уволить директора школы. В приказе указывается только ссылка на номер статьи без какого-либо комментария. Возможность безмотивированного расторжения трудового договора с руководителем, однако, предполагает наличие определенных защитных механизмов, в качестве одного из которых выступает запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске.

В случае расторжения трудового договора с главой организации по п. 2 ст. 278 ТК РФ ему должна быть выплачена компенсация. Ее целью является «сглаживание» неблагоприятных последствий увольнения. В настоящее время размер компенсации руководителю – не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279). Трудовой договор может содержать положение, предусматривающее выплату за досрочное расторжение договора с руководителем организации независимо от причин.

В соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ руководителя могут уволить и «по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором». В данном случае действует принцип свободы сторон трудового договора в определении его условий, которые не должны противоречить действующему законодательству. Чаще всего это основания, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем возложенных на него обязанностей.

Так, в отношении унитарных предприятий действует Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», в котором указано: применение п. 2 ст. 278 возможно к руководителю организации, не прошедшему аттестацию. Это и служит в некоторых случаях руководством к действию, ведь аттестация для директора общеобразовательного учреждения – обязательное дело, и, если есть возможность, за этот рычаг могут потянуть. С директором, не подтвердившим первую или высшую категорию, не продлевается трудовой договор. Он освобождается от должности и в качестве альтернативы, при желании, становится учителем.