Требования к поставке медицинского оборудования

Содержание страницы:

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 октября 2016 г. N Д28и-2697 О разъяснении требований к участникам в случае проведения закупки на поставку медицинского оборудования, предусматривающей также монтаж и наладку такого оборудования

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение.

Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ).

Монтаж и наладка медицинской техники отнесены к перечню выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов (подпункт «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ), а также вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в случае проведения закупки на поставку медицинского оборудования, предусматривающей также монтаж и наладку такого оборудования, заказчик обязан в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Закона N 99-ФЗ установить обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление технического обслуживания медицинской техники, а участник должен в составе заявки на участие в закупке представить документы (или их копию), подтверждающие наличие указанной лицензии.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

Производство и техобслуживание медтехники подлежит лицензированию согласно Закону о лицензировании отдельных видов деятельности (исключение — техобслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или ИП). Монтаж и наладка медтехники отнесены к перечню выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техобслуживанию медтехники.

В соответствии с Законом о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в т. ч. о соответствии требованиям, установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае проведения закупки на поставку медоборудования, предусматривающей также его монтаж и наладку, заказчик должен установить обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление техобслуживания медтехники, а участник должен в составе заявки на участие в закупке представить документы (или их копию), подтверждающие наличие указанной лицензии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как закупаются лекарства и медицинская техника

Закупка медицинских изделий по 44-ФЗ

Определение медицинским изделиям (далее — МИ) можно найти в ст. 32 323-ФЗ от 21.11.2011. Это изделия, применяемые в медицинских целях, предназначенные для диагностики и лечения заболеваний, реабилитации и исследований. Выделяют несколько видов: инструменты, приборы, мебель и другие. Приказ Минздрава от 06.06.2012 № 4н утверждает номенклатурную классификацию, которая размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и включает 19 групп изделий, к примеру: анестезиологические, общебольничные, гастроэнтерологические, ортопедические.

Госрегистрацию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. При этом выдается регистрационное удостоверение. Форма утверждена Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-Пр/13.

Госзакупщику важно понимать, что законом запрещено производство и закупка МИ, не включенных в госреестр. Ознакомиться с ним можно бесплатно на сайте службы здравоохранения. Таким образом, проводя закупку, заказчик обязан потребовать предоставить регистрационные удостоверения, техническую и эксплуатационную документацию для проверки соответствия поставляемого товара требованиям законодательства. Требования к данной документации утверждены Приказом Минздрава от 19.01.2017 №11н.

Закупка медицинского оборудования по 44-ФЗ и расходных материалов

Оборудование — различные технические устройства, обеспечивающие создание необходимых условий для больного и персонала при проведении лечебно-диагностических процедур.

Расходные материалы — изделия, предназначенные для обеспечения работы техники и выполнения процедур.

При такой госзакупке заказчику, помимо общих правил описания объекта, необходимо учитывать следующее:

  1. Обязательно используется типовой контракт (Приказ Минздрава № 724-н от 15.10.2015).
  2. Соблюдение требований национального режима: не допускаются заявки, предлагающие товар иностранного происхождения (Постановлению от 05.02.2015 № 102), а также установлено ценовое преимущество заявкам, предлагающим к поставке товар отечественного производства и стран Евразийского экономического союза (Приказ Минэконом от 25.03.2014 № 155).
  3. Соблюдение требований лицензирования участников закупки при заказах на производство и техническое обслуживание медицинской техники (99-ФЗ от 04.05.2011).
  4. Необходимо медико-экономическое обоснование закупки медицинского оборудования в целях соблюдения рекомендаций органов исполнительной власти субъектов РФ, местной администрации. Например, Правительством Санкт-Петербурга приняты рекомендации оснащать больницы города аппаратурой лучевой диагностики.

Особенности закупок лекарственных средств

Такие заказы тщательно регулируются государством в связи с социальной значимостью продукции и необходимостью обеспечения безопасности оборота лекарственных средств.

  1. Соблюдение требований национального режима (Постановление от 30.11.2015 № 1289).
  2. Лицензирование участников при заказах на производство лекарств, осуществление фармацевтической деятельности (99-ФЗ от 04.05.2011).
  3. Обязательное указание на международное непатентованное наименование лекарственных средств или, при его отсутствии, на химические, группировочные наименования.
  4. Предоставление регистрационных удостоверений.
  5. При заказах ЖВНЛС — проверка предлагаемой цены в реестре предельных цен.

Требования к поставке медицинского оборудования

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента
им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Установление требований к участникам закупочной процедуры

Напомним, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).
Действия заказчика будут зависеть от предмета закупки и предмета контракта. Например, если заказчику необходимо осуществить закупку учебного оборудования типа манекена-тренажера (фантом дыхания и наружного массажа сердца), то он не вправе требовать от участника документы, подтверждающие его специальную правоспособность (например, лицензию).
В случае же если заказчику необходимо приобрести медицинское оборудование, включая сопутствующие услуги по его дальнейшему техническому обслуживанию, участник обязан иметь лицензию на данный вид деятельности (п. 17 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Отдельно обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 469, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, в состав деятельности по техническому обслуживанию входят:
— монтаж и наладка медицинской техники;
— контроль технического состояния медицинской техники;
— периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
— ремонт медицинской техники.

Таким образом, когда заказчику в рамках контракта (договора) необходимо не только закупить медицинское оборудование, но и осуществить его монтаж и наладку, требование о наличии лицензии включается как обязательное требование к участнику. При этом такой лицензии непосредственно у участника закупки может и не быть, но это еще не означает, что такой субъект не вправе участвовать в закупочной процедуре. Ему необходимо будет в составе заявки представить иные документы, подтверждающие его право на монтаж, наладку и техническое обслуживание медицинской техники. Такими иными документами могут быть, например, копия договора (контракта) с авторизованным сервисным центром или копия договора (контракта) с соисполнителем, имеющим данную лицензию (которую участник будет прикладывать в составе своей заявки).
Все перечисленные выше варианты, подтверждающие правоспособность участника, заказчик должен предусмотреть в закупочной документации.

Обоснование начальной максимальной цены контракта

В том числе цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (далее – НМЦК).

Обоснование НМЦК – это обязательная процедура, подтверждающая объем финансового обеспечения закупки. Положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ установлены базовые положения в части обоснования НМЦК, которые устанавливают перечень применяемых методов обоснования и условия их применения .
Подробнее читайте в статье Лобановой О.Л.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Закупки медицинского оборудования и расходных материалов

Юридическое сопровождение государственных закупок — одна из основных специализаций Консалтинговой Группы ЭТАЛОН.

  • Мы располагаем юристами экспертного уровня по вопросам, связанным с работой по 44-ФЗ, 223-ФЗ, которые еженедельно участвуют в сопровождении процедуры закупок.
  • Нашими юристами накоплен уникальный опыт по оспариванию результатов тендеров в УФАС.
  • С нашей помощью клиенты получили дополнительные заказы на сумму более миллиарда рублей.

Закупки медицинского оборудования и расходных медицинских материалов имеют некоторые особенности:

Описание объекта закупки. По общему правилу изделия медицинского назначения не приобретаются по торговым наименованиям, их нельзя указывать в документации о закупке наряду со страной производства. Поэтому указывают подробные технические, качественные и функциональные характеристики товара в техзадании, руководствуясь ГОСТами и ТР. Несоответствие предмета поставки этим требованиям — частый повод повод для отклонения участника от аукциона.

Торговое наименование расходного материала можно указывать согласно смыслу положений п.1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ лишь в том случае, если технической документацией конкретного оборудования предусмотрено использование расходного материала определенной торговой марки. Указанная норма устанавливает, что обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Здесь у участника закупки возникает проблема обоснования возможности поставить тот или иной эквивалент расходного материала.

Выбор способа закупки также имеет особенности. Закупка медицинского оборудования может быть проведена путем электронного аукциона, открытый конкурс можно провести при закупке медицинских изделий, которые включены в определенные коды ОКПД. Это касается, например, офтальмологических, стоматологических инструментов, медицинской мебели, протезов конечностей и суставов.

От вида закупаемого изделия зависит также и форма типового контракта. Контракт, утвержденный приказом Минздрава № 724-н от 15.10.2015 года обязательно используют в случаях, которые указаны в его информационной карте. Так, например, он может быть применен для закупки оборудования для гинекологических, травматологических, гинекологических, урологических вмешательств, для челюстно-лицевой, сердечно-сосудистой и абдоминальной хирургии. По смыслу этого контракта поставщик обязан не только поставить оборудование, но и собрать его, установить, смонтировать, ввести в эксплуатацию, провести обучение и инструктаж сотрудников, которые будут заниматься его обслуживанием, что важно отразить в контракте, кроме случаев, когда изначально в эксплуатационной документации не предусмотрено техническое обслуживание оборудования специализированными организациями.

Проблемными вопросами в сфере закупки медицинских реагентов и анализаторов являются так же вопросы оспаривания возможности включения в техническое задание требований в отношении химического состава реагентов для медицинских анализаторов.

Другие статьи:  Что такое договор об исследованиях в цивилизации 5

Закупки медицинских изделий по 44-ФЗ должна проходить с учетом требований к импортозамещению, которые установлены постановлением Правительства РФ №102 от 05.02.2015 года.Данные правила, именуемые правилами «третьего лишнего» предусматривают определенные преференции при участии в закупке товаров, происходящих из стран ЕАЭС. В связи с созданием единого рынка медицинских изделий на территории ЕАЭС, появились некоторые вопросы. Документы, подтверждающие факт регистрации медицинских изделий и выданные уполномоченным органом государства-члена ЕАЭС в области здравоохранения в соответствии с законодательством этого государства-члена, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2021 года, что ставит вопрос о необходимости получения впоследствии новых регистрационных удостоверений, действующих на территории всего ЕАЭС.

Актуальными являются и вопросы, связанные с ограничением закупок медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102″Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем возникают проблемы с возможностями юридического оформления участия в тендерах иностранных медицинских изделий, не происходящих из РФ.

И это далеко не полный перечень вопросов, с которыми сталкиваются участники закупок.

Из-за неосведомлённости многих участников рынка относительно «подводных камней» при участии в тендерах, сложился стереотип, согласно которому победить в тендерах без «отката» организаторам невозможно.

Это в корне неправильное мнение! Ловушки недобросовестных организаторов рассчитаны на неискушённую публику. Так, например,сроки обжалования участниками конкурса очень коротки и вполне можно получить отказ под надуманным предлогом. Даже высококвалифицированный штатный юрист предприятия, не сталкивающийся постоянно с подобными делами, может оказаться в критической ситуации. Ведь решение нужно обжаловать быстро и грамотно! Этим и пользуются коррупционеры, расчищая своими умышленными действиями дорогу «своим» участникам.

Также, возможны попытки не допустить Вас к участию в тендере на этапе размещения котировок. Эта ситуация тоже требует срочной юридической реакции.Победа в торгах не исключает предъявления необоснованных претензий конкурентов, правоохранительных и контролирующих органов

Важно! Серьёзным последствием некорректных действий участника в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Консалтинговая Группа ЭТАЛОН предоставляет услугу полного юридического сопровождения Вашего участия закупках и защиты Ваших интересов на всех стадиях участия в конкурсах, тендерах, аукционах. Мы готовы высказать альтернативное мнение по сложившейся ситуации в случае, если Вас уже консультируют другие юристы. Высокая квалификация юристов — наше конкурентное преимущество и мы готовы её Вам продемонстрировать!

Позвоните нам по телефону горячей линии +7 (495) 509-41-19

Особенности закупки медицинского оборудования

Вопрос-ответ по теме

Нужна ли лицензия на поставку медицинского оборудования?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да, установите такое требование, если закупаете оборудование вместе с наладкой. Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 31 и части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Вывод подтвердил Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 4 мая 2016 года по делу № А13-15185/2015.

Как закупить медицинское оборудование

Закупаете медоборудование – отдайте предпочтение российской продукции. Для этого установите ограничения для иностранного товара и преференции для отечественного. Если оборудование входит в перечень, используйте типовой контракт. Читайте, что еще нужно знать, чтобы купить медицинское оборудование.

Как составить план и план-график закупок медицинского оборудования

Включите покупку медицинского оборудования в план и в план-график закупок. В плане укажите идентификационный код закупки – ИКЗ. Этот код будете использовать в плане-графике, извещении, документации, протоколах, проекте контракта.

Чтобы сформировать ИКЗ, понадобится код товара по ОКПД2. Разряды 30–33 в ИКЗ – это первые четыре цифры кода. Единого кода ОКПД2 для медицинского оборудования нет. Например, код анализатора свертывания крови – 26.51.53.190, медицинского светильника – 27.40.39.110, электрохирургического аппарата – 32.50.13.190.

Допустим, покупаете устройство электрофореза. Код товара по ОКПД2 – 26.51.53.140. Возьмите цифры 2651 и поставьте в графу ИКЗ плана закупок.

Если планируете купить товар по разным кодам ОКПД2 и первые четыре цифры кода не совпадают, поставьте в разрядах 30–33 нули.

Сформировать ИКЗ поможет рекомендация, выбрать код ОКПД2 – материал и сервис.

Когда покупаете медицинское оборудование, код ОКПД2 определяйте по регистрационному удостоверению. Если в удостоверении указан недействующий код ОКП, используйте перекодировочную таблицу.

Когда переносите ИКЗ в план-график, измените 27–29-й разряды: поставьте номер позиции в плане-графике. Позицию из плана закупки можно разбить на несколько позиций в плане-графике. Например, если планируете покупать медоборудование в разное время или хотите конкретизировать объект закупки – купить товары по разным ОКПД2 отдельно.

В плане-графике укажите ограничения, которые связаны с национальным режимом.

Правильно сформировать план поможет рекомендация, а план-график закупок – материал.

Как рассчитать НМЦК при закупке медицинских изделий

Перед тем как покупать медицинские изделия, рассчитайте начальную максимальную цену контракта, НМЦК. Используйте метод сопоставимых рыночных цен. Суть метода – заказчик вычисляет среднюю цену на основе предложений поставщиков. Получить предложения можно четырьмя способами.

Способ 1. Направьте запросы не менее чем пяти поставщикам и по предложениям рассчитайте цены.

Способ 2. Опубликуйте запрос о ценах в ЕИС.

Способ 3. Возьмите информацию о ценах из реестра контрактов в ЕИС.

Способ 4. Проанализируйте общедоступную информацию, например цену в рекламах, каталогах, на сайтах.

Способы перечислены в разделе III Методических рекомендаций, которые Минэкономразвития России утвердило приказом от 2 октября 2013 года № 567.

Когда покупаете технические средства реабилитации и услуги, берите сведения из реестра контрактов и предложения поставщиков на запросы цен, которые опубликовали в ЕИС. С 1 октября 2018 года можно использовать каталог товаров, работ и услуг в ЕИС. Такие правила установило Правительство распоряжением от 18 сентября 2017 года № 1995-р.

При закупке имплантов из перечня учтите, что НМЦК не должна превышать зарегистрированные предельные отпускные цены с учетом предельных размеров оптовых надбавок и НДС. Правило установило Правительство в пункте 5 постановления от 30 декабря 2015 года № 1517. Такое разъяснение дал Минфин в письме от 26 сентября 2017 года № 24-01-07/62519. Предельные отпускные цены публикует Росздравнадзор на своем сайте, а предельные надбавки устанавливают региональные власти.

Часто заказчики объединяют в одну закупку несколько позиций товаров. В этом случае НМЦК можно рассчитать по ценам всего объекта закупки либо по сумме цен всех товаров, которые закупаете. Такое правило закреплено в пункте 1.9 Методических рекомендаций.

Правильно рассчитать НМЦК поможет рекомендация.

Какие требования национального режима учесть при закупке медицинского оборудования

Когда закупаете медицинское оборудование, учтите требования национального режима – установите ограничения допуска иностранных товаров и преференции для отечественных товаров (ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Ограничения допуска заключаются в следующем: заказчик обязан отклонить все заявки с иностранным товаром, если хотя бы два претендента предложили товар разных производителей из стран ЕАЭС. В ЕАЭС входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Ограничения установите только для оборудования, которое входит в перечень из постановления Правительства от 5 февраля 2015 года № 102.

Как составить техническое задание на закупку транспортных услуг

Техническое задание – это описание объекта закупки. Вместо техзадания можете использовать сметы, спецификации, дефектные ведомости, так как в Законе № 44-ФЗ не указано, каким именно документом описать объект закупки. Главное, чтобы участникам закупки было понятно, какое именно медицинское оборудование и в каком количестве покупаете. Включите в техзадание такие разделы:

1. Название организации заказчика.

2. Способ закупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика.

3. Объект закупки. Напишите название объекта закупки, которое используете в извещении и документации.

4. Начальная цена контракта.

5. Наименование, характеристики и количество товаров. Это основной раздел технической документации. Перечислите все товары, которые планируете купить. Укажите точное количество медицинских изделий. Когда описываете характеристики оборудования, используйте стандартные показатели, например ГОСТы, если это возможно. Товарные знаки не указывайте (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

6. Периодичность и сроки поставки. Укажите сроки, в которые контрагент поставит товары, или период времени, например «в течение четырех месяцев с момента заключения контракта».

7. Место поставки.

8. Порядок сдачи-приемки. Опишите порядок и сроки, в которые примете товар. Напишите документы, которыми контрагент подтвердит факт поставки, например, товарная накладная, акт приемки.

При необходимости установите требование к участникам провести монтаж и наладку оборудования. Стоимость работ включите в цену контракта. Об этом сказано в части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Закупка медицинского оборудования: проблематика, способы решения. Актуальные изменения в законодательстве о размещении заказов.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, исключения действий коррупционной направленности при проведении торгов на закупку для государственных и муниципальных нужд медицинского оборудования было принято решение по внесению изменений в законодательство о размещении заказов в части закупки медицинского оборудования и формированию действенной системы мониторинга ценообразования.

М.А. Андреева, главный специалист-эксперт отдела регулирования государственных и муниципальных закупок Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России

В целях контроля за соблюдением в сфере закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд Генпрокуратурой РФ была проведена проверка исполнения требований законодательства региональными органами власти при расходовании в 2008–2010 гг. бюджетных средств на закупки медоборудования, в том числе компьютерных томографов, ангиографических систем, диагностических комплексов для ультразвуковых исследований и т.п.

В результате проверки было установлено, что в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и больным с сосудистыми заболеваниями, Минздравсоцразвитие предоставило регионам 10 млрд руб субсидий на закупку высокотехнологичного медицинского оборудования. В итоге было закуплено 1244 единицы медицинской техники, в т. ч. 150 компьютерных рентгеновских томографов на сумму 6,23 млрд руб. При этом в большинстве регионов оборудование приобретено по ценам, в 2–3 раза превышающим цены производителей.

При стоимости у разных производителей (Philips, Toshiba, Hitachi, Siemens, General Electric) 16-срезовых томографов в размере 16–20 млн руб. и 64-срезовых – 28–40 млн руб. в зависимости от комплектации аналогичное оборудование закуплено органами власти по цене 30–50 млн. руб. и 60–90 млн руб. соответственно.

Сумма излишне уплаченных из федерального бюджета денежных средств в результате закупки региональными органами власти томографов по завышенным ценам составила около 3 млрд руб., которые могли пойти на приобретение почти такого же количества медицинского оборудования.

Следует отметить, что в некоторых регионах стоимость приобретенного медоборудования соответствовала его среднерыночным ценам (Пермский край, Амурская, Вологодская, Калужская, Тамбовская области). Так, в г. Благовещенске Амурской области победителем аукциона признано ООО “Диалмед-Сервис”, предложившее поставить 64-срезовый томограф по цене 40 млн руб., что свидетельствует о возможности реальной экономии бюджетных средств при рациональном подходе органов власти к организации торгов.

Проведенный анализ показал, что при расчете объемов субсидий, предоставленных регионам, были использованы цены внутреннего рынка на конкретные виды оборудования, в частности компьютерные томографы. При этом не были учтены цены зарубежных фирм-производителей и официальных дилеров на эти виды оборудования. Например, в расчет субсидий на 2008 г. были заложены следующие цены на 64- и 16-срезовые компьютерные томографы: фирмы Toshiba– 62 млн руб. и 30 млн руб., фирмы GeneralElectric- соответственно 123,9 и 63,9 млн руб. Расчет объемов субсидий для регионов был произведен исходя из кратно завышенной стоимости медицинского оборудования. В результате предусматривались субсидии субъектам РФ в больших объемах, чем было необходимо для закупок рекомендуемого оборудования. Данное положение подтверждается тем, что рядом регионов оно закуплено по ценам ниже, чем было заложено при расчете субсидий, в связи с чем у них образовалась экономия. В целом за 2008–2009 годы экономия средств федеральных бюджетных субсидий составила 305 млн руб.

Другие статьи:  Приказ минздрава n 388н

Выявленные нарушения и пути их решений

В ходе проверок были выявлены ряд нарушений.

В первую очередь это формирование заказчиками технического задания в документации о торгах таким образом, который исключает возможность участия в торгах компаний, производящих конкурентоспособную продукцию. При организации закупок компьютерных томографов в документацию включались требования к техническим характеристикам, являющиеся уникальными только для продукции производства компаний Toshiba либо General Electric. Госзаказчики в 2009 и 2010 гг. формировали техническое задание в документации о торгах на закупку медоборудования путем исключения возможности участия в торгах компаний, выпускающих конкурентную продукцию. В результате в большинстве случаев закупки осуществлялись по начальной (максимальной) цене контракта и снижения цены не происходило.

Формирование технических требований к закупаемой продукции “под конкретного участника”, исключающих возможность участия в торгах организаций, предлагающих конкурентоспособную продукцию, является нарушением требований Закона № 94-ФЗ.

Закон № 94-ФЗ предусматривает эффективные механизмы борьбы с подобными нарушениями: любой участник размещения заказа, чьи интересы нарушаются в связи с некорректным установлением требований к закупаемой продукции, имеет право в рамках короткой административной процедуры, предусмотренной Законом № 94-ФЗ, обжаловать действия заказчиков. Вместе с тем в целях сокращения числа нарушений, связанных с установлением требований к закупаемому медицинскому оборудованию, предусмотрена необходимость разработки отраслевыми министерствами типовых контрактов, учитывающих инновационные отраслевые требования.

Разработка типовых контрактов, в т. ч. типовых контрактов по осуществлению госзакупок медоборудования, которые должны включать сведения о технических требованиях к закупаемому высокотехнологичному медицинскому оборудованию в увязке с реальными потребностями и профилем медицинской организации, а также его сервисному обслуживанию, будет способствовать повышению качества закупаемого оборудования.

В настоящее время подготовлены проекты порядка разработки и формирования типовых государственных контрактов, графика разработки проектов типовых государственных контрактов по сферам деятельности, предметам закупки в 2011 г., а также проект поручения Правительства РФ об их утверждении в соответствии с пп. 3 и 3.1 Плана разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа, одобренного поручением Правительства РФ от 12.01.2011 № ВП-П13-49.

В соответствии с проектами до конца 2011 г. планируется сформировать и разместить на официальном сайте в сети Интернет библиотеку типовых государственных контрактов, систематизированную по видам экономической деятельности, в т. ч. по группам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг для федеральных нужд, а также по видам договоров, предусмотренным гражданским законодательством.

Перечень необходимых к разработке типовых контрактов подготовлен
с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти. Предметы типовых государственных контрактов распределены между федеральными органами исполнительной власти исходя из их сферы нормативно-правового регулирования. Предлагается разработать типовые контракты на поставку лекарственных средств, медицинских иммунобиологических препаратов и медицинской техники.

Типовые контракты утверждаются правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку типовых контрактов, по согласованию с Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России.

В целях повышения качества закупок медоборудования указанные типовые контракты должны включать условия о необходимости детализации в проектах контрактов гарантийных обязательств поставщика, в частности, профилактического обслуживания медицинского оборудования (минимум – раз в год), бесплатных ремонтных работ, связанных с устранением неисправностей медицинского оборудования, бесплатной замены вышедших из строя узлов оборудования, наладки оборудования.

Следующим выявленным при проверке нарушением сталовключение в состав лотов вопреки ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 “О защите конкуренции” оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом торгов.Например, при проведении аукциона имело место неправомерное укрупнение лота путем включения в него одновременно 64- и 16-срезовых томографов.

Следует также отметить, что сфера поставок медицинского оборудования привлекает значительное количество посредников, каждый из которых вправе устанавливать цену на оборудование по своему усмотрению, что приводит к его значительному удорожанию. Кроме того, анализ эффективности использования закупленных компьютерных томографов, проведенный Росздравнадзором, показал, что эта высокотехнологичная и дорогостоящая техника не загружена в полном объеме. В ряде регионов установлено отсутствие в лечебных учреждениях лицензии на осуществление медицинской деятельности, подготовленных помещений для установки оборудования, санитарно-эпидемиологических заключений на право эксплуатации рентгеновского оборудования, необходимой профессиональной подготовки медицинских работников, а также сертификатов для работы на рентгеновском оборудовании.

Во многих регионах выявлены случаи неэффективного использования и простоя по этим причинам дорогостоящего диагностического медицинского оборудования. Серьезной проблемой стало отсутствие должного обслуживания закупленных компьютерных томографов. Торги на сервисное обслуживание томографов, как правило, выигрывают фирмы, предложившие наименьшую цену но не обладающие зачастую квалификацией, опытом и базой для оказания данных услуг. В результате оборудование в лечебных учреждениях остается без должного обслуживания. Регионы далеко не всегда предусматривают выделение бюджетных средств для заключения сервисных контрактов с фирмой-производителем. В развитых странах при покупке высокотехнологичного медицинского оборудования обязательно заключается сервисный контракт, предусматривающий обслуживание оборудования минимум в течение 5 лет круглосуточно, в противном случае лечебное учреждение не лицензируется. На рынке России эксплуатируется более 12,5 тыс. единиц высокотехнологичного медицинского оборудования иностранного производства, в т. ч. около 800 рентгеновских компьютерных и магниторезонансных томографов компаний General Е1есгiс, Toshiba, Philips и Siemens. При этом на сервисном обслуживании перечисленных компаний находится только около 5% аппаратов.

Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России разрабатывают проект постановления Правительства РФ “Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки медицинского оборудования”[1]. Постановлением предлагается установить дополнительное требование к участникам размещения заказов о предоставлении ими документа, выданного производителем медицинского оборудования, подтверждающего полномочия участника размещения заказа на поставку медицинского оборудования и осуществление его гарантийного обслуживания. Согласно проекту постановления, документ, подтверждающий соответствующие полномочия участника, оформляется в том числе в виде письма об авторизации, свидетельства об авторизации или доверенности производителя.

Данные требования позволят обеспечить поставку качественного оборудования и сократить риски, связанные с невыполнением обязательств по контракту поставщиками.

Из проверки, проведенной Генеральной прокуратурой РФ, следует, что проблемы неэффективного использования государственных ресурсов возникают из-за нарушения требований статьи 34 БК РФ (несоблюдение принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств), необоснованного выделения бюджетных средств, отсутствия контроля за расходованием выделяемых бюджетных средств, а также нарушений при установлении требований к закупаемому оборудованию и формировании лотов при проведении торгов.

Исходя из этого Генпрокуратура РФ предложила следующие меры: разработать механизм формирования начальной (максимальной) цены государственных и муниципальных контрактов, сформировать систему государственного мониторинга цен на медицинское оборудование, конкретизировать ответственность за обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, разработать унифицированные технические требования к закупаемому высокотехнологичному медицинскому оборудованию и его сервисному обслуживанию и другие меры.

В связи с отмеченными Генпрокуратурой нарушениями в части использования государственных ресурсов были приняты меры, направленные на повышение эффективности расходования государственных ресурсов при закупках медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд, а также были внесены изменения в законодательство о размещении заказов в части закупки медицинского оборудования по ценам производителей. Остановимся на них подробнее.

В течение 2010 г. и первом полугодии 2011 г. в целях повышения прозрачности порядка формирования начальных (максимальных) цен при закупках медицинского оборудования были решены следующие задачи в рамках создания системы мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков медицинского оборудования.

В связи с тем, что закупки медоборудования в основном осуществляются у посреднических организаций, а отсутствие обоснования цен и их мониторинга способствует значительному увеличению бюджетных средств, направленных на его закупку, по инициативе Минэкономразвития России и ФАС России на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции было принято решение о необходимости обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении соответствующих процедур размещения заказов (протокол от 02.06.2010 № 15 заседания президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (разд. 3, п. 2). В связи с этим в соответствии с действующим законодательством вопрос формирования начальной (максимальной) цены контракта регламентирован нормами Закона № 94-ФЗ.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств Законом № 79-ФЗ приняты изменения, учитывающие в т. ч. особенности механизма закупки медицинского оборудования. В частности, положениями статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика при размещении государственного (муниципального) заказа включать в документацию о торгах, извещение о проведении запроса котировок указывать обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием источника получения информации о ценах. Данная норма позволяет осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств, оценивать эффективность и рациональность такого расходования.

Следует подчеркнуть, что до перехода на размещение заказов путем открытых аукционов в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ в результате в т. ч. несовершенства конкурсных и аукционных процедур торгов, проводимых государственными заказчиками субъектов Российской Федерации при закупке медицинского оборудования, имел место сговор участников размещения заказов.

Окончательный переход на проведение открытых аукционов в электронной форме осуществлен с 1 января 2011 г. с распространением электронных торгов на региональные и муниципальные закупки.

При проведении открытых аукционов в электронной форме обеспечивается максимальный уровень конкуренции, а также минимизируется возможность для сговора участников аукциона за счет конфиденциальности их участия – ключевого правила проведения открытых аукционов в электронной форме.

При этом согалсно ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством РФ. В случае если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается. Также ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, включенных в указанные в части 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ, перечни товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Установление процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме имеет своей целью обеспечение единства экономического пространства при размещении заказов, эффективное использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, а также предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008
№ 236-р установлен перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона (далее – Перечень). Код по ОКДП 3300000 “Аппаратура медицинская; средства измерения; фото- и киноаппаратура, часы” включен в Перечень. Однако код 3311000 “Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления” исключен из вышеуказанного Перечня, что приводит к возможности размещения государственного (муниципального) заказа на поставку ряда медицинского оборудования в форме открытого конкурса и, как следствие, не позволяет разместить государственный (муниципальный) заказ на поставку медицинского оборудование максимально эффективно.

Исходя из этого, по мнению Минэкономразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, размещение заказов на поставки всех видов медицинского оборудования необходимо осуществлять путем проведения открытых аукционов в электронной форме, что потребует внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации в части включения кода 3311000 “Медицинское и хирургическое оборудование; ортопедические приспособления” в Перечень.

С 1 января 2011 г. заказчики обязаны размещать информацию о закупках на Общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов, а о заключенных по итогам проведения торгов, запросов котировок контрактов – в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов. Введение в действие Общероссийского сайта и реестра позволяют обеспечить единый формат предоставления информации о размещении заказов, единую систему поиска информации, в т. ч. для целей аналитики и подготовки к торгам по аналогичным заказам.

Указанные меры предприняты с целью повышения прозрачности торгов и расширения возможностей для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов, а также с целью обеспечения достаточного контроля за размещаемой информацией со стороны контролирующих органов, т. к. позволяют отслеживать устанавливаемые заказчиками начальные (максимальные) цены контрактов и цены контрактов, сформировавшиеся по результатам проведения торгов, запросов котировок, а также отслеживать снижение начальных (максимальных) цен контрактов. Это, в свою очередь, позволит проводить регулярный мониторинг цен, с целью выявления и пресечения действий, направленных на неправомерное расходование бюджетных средств, а также будет способствовать возможности реальной экономии бюджетных средств при рациональном подходе органов власти к организации торгов.

Другие статьи:  Приказ объявить рабочим днем образец

Положениями Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика устанавливать в документации о торгах требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок, а также к осуществлению монтажа и наладки товара. При этом заказчик должен определять обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, что гарантирует защиту интересов заказчиков от недобросовестных участников размещения заказов. Указанная норма закона также позволяет ограничить участие недобросовестных участников в торгах.

Дополнительны способы решения проблемы, связанной с неэффективным расходованием бюджетных средств

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, в т. ч. предоставляемых в форме региональных субсидий, необходимы меры, направленные на совершенствование положений бюджетного законодательства, регулирующего соответствующие отношения.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии отбора субъектов РФ для предоставления межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

Однако в БК РФ отсутствуют указания на необходимость содержания в указанных федеральных законах и подзаконных актах порядка обоснования потребностей в получении бюджетных средств.

В связи с этим в рамках бюджетного законодательства необходимо четко урегулировать вопросы, связанные с обоснованием потребностей в получении бюджетных средств, их расходованием, контролем за целевым использованием и оценкой эффективности расходов.

Повышению эффективности бюджетных расходов, а также повышению качества закупаемого медицинского оборудования, исключения сговора участников торгов и заказчиков путем установления требований под конкретных производителей медицинского оборудования должно способствовать формирование комплексной федеральной контрактной системы (далее – ФКС), необходимость создания которой включена в Программу по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06. 2010 № 1101-р.

В соответствии с программой в целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок при создании ФКС предлагается установить порядок:

– определения объема и структуры государственных (муниципальных) нужд, в т. ч. в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнения функций;

– установления по наиболее крупным объектам государственных (муниципальных) закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения федеральных государственных (муниципальных) нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;

– определения начальных цен продукции для разных ее типов;

– проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.

Еще одним способом, позволяющим повысить эффективность расходования бюджетных средств на закупки больших объемов медицинского оборудования, является осуществление централизованных закупок больших объемов медицинского оборудования, позволяющих:

– снизить цены на закупаемое оборудование за счет крупнооптовых поставок и исключить из числа участников размещения заказов мелких посредников;

– возложить на регионы обязанность по подготовке помещений для размещения оборудования и осуществления пусконаладочных работ;

– обеспечить общий контроль за качеством поставляемого оборудования и эффективностью его использования.

Отметим, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11. 2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и ст. 1 Федерального закона от 08.122010 № 333-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.” предусматривается направление средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС), образуемых в связи с увеличением размера ставки страховых взносов с 3,1 до 5,1 процента, на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения.

В 2011– 2012 гг. 385,3 млрд руб. будут направлены в виде субсидий из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на реализацию региональных программ.

На финансирование федеральных государственных учреждений здравоохранения предусматривается направить до 20 млрд руб. при условии включения федеральных государственных учреждений здравоохранения в региональные программы.

Реализация региональных программ в числе других мероприятий предполагает оснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и, следовательно, размещение больших объемов государственных заказов на медицинское оборудование, которое должно отвечать требованиям к производимым на них услугам, включенным в стандарты оказания медицинской помощи, которые должны быть внедрены в рамках региональных программ.

В этой связи представляется целесообразным, чтобы Минздравсоцразвития России осуществляло координацию действий заказчиков по закупкам медоборудования.

Для этого также необходимо осуществить:

– разработку стандартов оснащения медицинских учреждений медицинским оборудованием в зависимости от уровня, профиля и видов оказываемой медицинской помощи;

– принятие перечня параметров и показателей, которые являются значимыми с точки зрения функциональности, качества, безопасности различных видов медицинской техники для исключения возможности завышения начальной (максимальной) цены государственного контракта за счет использования при ее расчете цен на оборудование с избыточными параметрами и опциями;

– разработку унифицированных технических требований к различным видам медицинского оборудования для оснащения медицинских учреждений медицинским оборудованием в зависимости от уровня, профиля и видов оказываемой медицинской помощи.

С целью рационального и эффективного использования выделяемых средств федерального бюджета Правительство Российской Федерации считает целесообразным в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральных целевых программ рассмотреть возможность осуществления с 2012 г. централизованного размещения заказов на поставки высокотехнологичного, дорогостоящего, сложного в изготовлении медицинского оборудования, пересмотрев механизм выделения субсидий из федерального бюджета на эти цели.

Централизованное размещение заказа на поставку больших объемов медицинского оборудования позволит:

– проводить государственному заказчику до начала процедуры размещения заказа конъюнктурную проработку и переговоры с ведущими производителями медицинского оборудования с целью определения адекватной начальной (максимальной) цены государственного контракта;

– заключать государственные контракты непосредственно с ведущими производителями или их официальными представителями, выбирая наиболее надежных поставщиков с обеспечением гарантийного обслуживания приобретенного оборудования, исключая участие фирм-однодневок.

Так, Минздравсоцразвития России производит централизованные закупки лекарственных средств для лечения больных злокачественными образованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10 2007 № 682). Однако несмотря на то, что по данным Минздравсоцразвития России, с 2008 по 2010 гг. число получателей лекарственных средств по высокозатратным нозологиям увеличилось на 58%, расходы федерального бюджета на их обеспечение увеличились только на 40%.

Кроме того, ведется работа по подготовке проектов программ создания комплекса национальных стандартов на медицинское оборудование и временных рекомендаций к техническим требованиям на закупаемое медицинское оборудование с учетом использования международных стандартов, сводов правил и иных документов в области стандартизации, а также проекта программы создания комплекса типовых технологических карт технического обслуживания медицинского оборудования в качестве унифицированных технических требований к его сервисному обслуживанию.

При размещении заказов на закупку лекарственных препаратов и медтехники их несвоевременная поставка приводит к нарушению конституционных прав граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Одним из механизмов, позволяющим обеспечить своевременную поставку, может стать введение короткой процедуры рассмотрения судами дел о расторжении государственных (муниципальных) контрактов.

В действующем законодательстве о размещении заказов расторжение государственного (муниципального) контракта возможно только по соглашению сторон либо в судебном порядке. Вместе с тем в случае неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий государственного (муниципального) контракта в установленные сроки и отсутствия его согласия на расторжение контракта по соглашению сторон заказчик может расторгнуть такой контракт только в судебном порядке, при этом при подаче искового заявления заказчиком должен быть соблюден досудебный (претензионный) порядок, что, в свою очередь, занимает продолжительное время – не менее 1 месяца. Судебное же рассмотрение дел о расторжении государственных (муниципальных) контрактов с учетом установленных АПК РФ сроков для рассмотрения дела в судах первой и вышестоящих инстанциях может составлять от 5 месяцев и более.

После получения решения о расторжении контракта заказчик зачастую не имеет возможности провести процедуру размещения заказа, поскольку такое решение, как правило, вступает в законную силу уже в конце или за пределами финансового года, в связи с чем, размещенный заказчиком заказ не реализовывается. Это влечет за собой ряд неблагоприятных последствий, в т. ч. ограничение возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов.

Исходя из изложенного, прорабатывается вопрос регламентации в нормативных правовых актах положения, устанавливающего короткую процедуру рассмотрения судами дел о расторжении государственных (муниципальных) контрактов, что позволит заказчику своевременно реализовывать государственный заказ и расширять круг потенциальных участников размещения заказа, способных добросовестно исполнить обязательства по государственным (муниципальным) контрактам.

Таким образом, с учетом вышеизложенного в первом полугодии 2011 г. предпринятые в части внесения изменений в законодательство о размещении заказов меры будут способствовать объективному установлению цен на медицинское оборудование и повышению эффективности использования бюджетных средств, а также будут являться основанием для действенного контроля за размещением заказа для государственных и муниципальных нужд.

Закон предусматривает право Правительства РФ устанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в документацию о торгах, в извещение о проведении запроса котировок, в т. ч. устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

В целях установления начальной (максимальной) цены контракта для медицинского оборудования, разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении закрытого перечня источников информации о ценах на медицинское оборудование и порядка формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) для целей их включения в документацию о торгах, извещение запроса котировок на поставку медицинского оборудования”. Установление указанного порядка сократит риски искусственного завышения начальных (максимальных) цен заказчиками.

Учитывая, что в понятие “медицинское оборудование” входит достаточно широкий круг видов оборудования, а также то, что в действующем законодательстве РФ отсутствует определение “медицинское оборудование“, проектом постановления для целей введения порядка формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) для включения их в документацию о торгах, запрос котировок на поставку медицинского оборудования вводится понятие “медицинского оборудования”. Это понятие подразумевает продукцию, соответствующую кодам 3311000, 3592200 ОКДП ОК 004-93 (кроме 3311111-33 11113, 3311115, 3311180, 3311190, 3311250, 3311280, 3311315, 3311330-3311440, 3311477, 3311480, 3311500-3311640) .

Проектом постановления устанавливается также порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта по результатам изучения источников информации о ценах на медицинское оборудование исходя из наименьшей цены на медицинское оборудование, полученной при реализации указанных ниже процедур.

Так, заказчик осуществляет обзор базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, публикуемой на официальном сайте органа власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, для определения перечня производителей медицинского оборудования. С учетом данных о производителях медицинского оборудования, полученных в результате обзора базы данных, заказчик направляет производителям запросы о ценах на медицинское оборудование, являющееся предметом заказа, которые должны среди прочего содержать подробное описание закупаемого медицинского оборудования[2], требование о представлении информации о лицах, уполномоченных производителем медицинского оборудования на поставку медицинского оборудования, осуществление гарантийного обслуживания медицинского оборудования, монтажа и наладки оборудования в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар, а также на обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара в случае, если это предусматривается в документации о проведении торгов, извещении о проведении запроса котировок.

При поступлении ответов от производителей либо уполномоченных представителей, содержащих предложения о ценах, заказчиком для определения начальной (максимальной) цены контракта учитывается наименьшее предложение о ценах с учетом места поставки, расходов на гарантийное обслуживание, стоимости монтажа и наладки оборудования, расходов на обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание оборудования, в случае, если это предусмотрено в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок.

Заказчик осуществляет также обзор реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с целью проведения анализа информации о ценах исполненных контрактов на поставку медицинского оборудования, являющегося предметом заказа, заключенных в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу определения начальной (максимальной) цены контракта. При определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком учитывается наименьшая цена контрактов, заключенных с поставщиками медицинского оборудования.

Таким образом, принятие постановления, устанавливающего порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) для целей их включения в документацию о торгах, запрос котировок на поставку медицинского оборудования должно повысить ответственность заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта, а также привести к сокращению количества случаев завышения начальной (максимальной) цены контракта, что позволит достигнуть соответствующей экономии при размещении заказов на поставку медицинского оборудования.