Требования к покраске судов

Требования к покраске судов

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

18.05.2015 20:33
дата обновления страницы

Несмотря на большое число различных способов защиты от коррозии, основным до настоящего времени остается окраска судов. Для обеспечения надежной защиты окраску необходимо производить по рекомендованным схемам, не допуская их упрощения, изменения или замены материалов.

Наиболее стойкое защитное покрытие должна иметь подводная часть наружной обшивки, так как профилактический ремонт и подновление покрытия на этих участках в процессе эксплуатации судна практически невозможны. Окраску подводных поверхностей судов производят этинолевой краской или эпоксидной эмалью, а для окраски судов из легких сплавов применяется эмаль на сополимерно-винил-хлоридной основе. Эмалью красят по слою фосфатирующего грунта, а этинолевую краску наносят на корпус без грунта. Надежная защита подводной части от коррозии обеспечивается при окраске в четыре слоя, а на носовую оконечность и на сварные швы наносят два дополнительных слоя.

Для защиты от обрастания подводную часть наружной обшивки окрашивают необрастающими красками, которые наносят на антикоррозионное лакокрасочное покрытие. Эти краски \содержат мышьяково-ртутные соединения, образующие отравляющую зону для микроорганизмов. Необрастающее покрытие наносят в два слоя. Исключение составляют только суда, плавающие в северных морях — их окрашивают необрастающими красками в один слой. Суда, плавающие на рейдах северных морей и в пресных водах, необрастающего покрытия не имеют.

Подводную часть малотоннажных судов можно также окрашивать термопластической краской, которую наносят на обшивку судна по слою каменноугольного лака в разогретом виде (100-120 °С). Эта краска обеспечивает защиту как от коррозии, так и от обрастания.

Для защиты от коррозии пояса переменной ватерлинии применяются эпоксидная эмаль и краски, полученные на основе сополимеров. Надводные наружные поверхности окрашивают глифталевыми и пента-фталевыми эмалями, которые наносят на грунт.

Наружные палубы покрывают эпоксиэфирной эмалью, а участки палуб, где выполняются швартовные работы,-нескользящей пентафтале-вой эмалью. Для палуб нефтеналивных судов рекомендуется применять теплоотражающую эмаль. Все эти эмали наносят на слой грунта. Стальные палубы под деревянным настилом окрашивают в два слоя смешанным грунтом.

Внутренние помещения можно окрашивать масляными и эмалевыми красками, не содержащими соединений свинца, ртути или других веществ, вредных для здоровья. Но лучше для этих целей использовать трудносгораемые краски на пентафталевом лаке. В качестве отделочных покрытий во внутренних помещениях можно применять также водоэмульсионную краску, достоинством которой являются негорючесть, безвредность и отсутствие запаха.

Грузовые трюмы можно окрашивать пентафталевой эмалью, а помещения для перевозки химически активных грузов окрашивают полиуретановой эмалью или наносят три слоя эпоксидной шпаклевки. Для грузовых танков нефтеналивных судов и топливно-балластных танков используют специальную эмаль.

Балластные цистерны и другие помещения с повышенной влажностью рекомендуется окрашивать этиленовыми красками. Цистерны для питьевой и мытьевой воды окрашивают краской на основе калиевого стекла и кремнийорганической краской.

Наряду с отечественными красками на морском флоте широко применяются импортные лакокрасочные материалы. При использовании импортных материалов для покраски необходимо подбирать такие покрытия, основа у которых близка к ранее нанесенным. На поверхности, окрашенные отечественными виниловыми эмалями, можно наносить импортные краски на виниловой основе, а на пентафталевые и глифталевые эмали следует наносить краски на алкидной основе. Подводную часть, окрашенную этино-левой краской, можно подкрашивать красками на виниловой и винилкаучуковой основах.

Краски наносят на поверхность распылением или втирают малярными кистями (рис. 153). На большие площади краску наиболее удобно наносить маховой кистью, имеющей длинную (до 2 м) ручку. В других случаях пользуются ручниками, размер которых выбирают в зависимости от площади окрашиваемой поверхности. Мелкие детали окрашивают филеночными кистями, которые также используют для выполнения различных декоративных работ. Отделку окрашенной поверхности и сглаживание неровностей производят флейцевой кистью.

В последнее время широкое распространение получили валиковые кисти, представляющие собой валик, на который натянута короткостриженая шкурка или ворсистая ткань.

Для обеспечения высокого качества окраски кисти необходимо содержать в исправном состоянии. При перерывах в работе их следует положить в бачок с растворителем, чтобы они не засыхали. При этом щетина не должна мяться и перегибаться, После окончания работ кисти следует промыть уайт-спиритом или скипидаром, а затем теплой водой с мылом. Новые кисти, имеющие длинную щетину, следует перевязывать крученым> шпагатом на-2/3 длины щетины. Перед употреблением новые кисти надо вымачивать в течение 30-40 мин в теплой воде.

Краску следует наносить широкими полосами, а затем тщательно растирать кистью в поперечном и продольном направлениях до получения тонкого равномерного слоя без пропусков и потеков. Для того чтобы получить гладкую поверхность, верхний слой флейцуют. При работе флейц необходимо держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности, а обычные кисти — под углом 45-55°. Чтобы кисть изнашивалась равномерно, в процессе работы ее надо периодически поворачивать.

Рис 153 Малярные кисти а — маховик, б — ручник, е — филеночные, г — флейц, д — валиковая

Окраска способом втирания обеспечивает высокое качество защитного слоя. Поэтому наиболее ответственный грунтовочный слой, наносимый на защищаемую поверхность, в судовых условиях нужно выполнять только вручную при помощи кисти. Каждый последующий слой следует наносить после полного высыхания предыдущего. Качество защитного покрытия с увеличением продолжительности сушки каждого слоя улучшается. При окраске этинолевыми и необрастаю-щими красками, а также каменноугольным лаком сушку надо проводить ограниченное время, так как пленки этих красок и лака под воздействием солнца и воздуха разрушаются. Поэтому этинолевые краски следует наносить, когда предыдущий слой еще дает небольшой отлип.

Качество окрасочных работ в значительной степени зависит от вязкости краски. При пониженной вязкости краски на окрашенной поверхности образуются потеки и наплывы, если же краска слишком густая, то остаются неукрытые места и штрихи от кисти, а также образуется рябь.

Значительное влияние на качество защитного покрытия оказывают влажность воздуха и наличие влаги или жира на окрашиваемой поверхности. При окраске влажных поверхностей образуются воздушные пузыри и поры. Такие же дефекты и в том случае, когда вода содержится в краске.

Все окрасочные работы необходимо производить) при температуре воздуха не ниже -50С. При отрицательной температуре (до -10°С) окраску можно производить только в случае особой необходимости.

Механизация окрасочных работ достигается применением краскораспылителей.

Наибольшее распространение получили аппараты с воздушным распылением краски. В распылителях этого типа в рабочее сопло подается сжатый воздух, который, выходя из сопла, увлекает краску и распыляет ее. В некоторых случаях краска подводится самотеком из небольшого бачка (стакана), установленного непосредственно на распылителе. Но чаще для подачи краски используется сжатый воздух, который подводится к краско-нагнетательному баку.

Воздух, используемый в краскораспылителях, не должен содержать частиц масла и воды. Для очистки сжатый воздух перед поступлением в распылитель пропускается через масло водоотделитель, имеющий необходимые фильтры.

В последнее время все более широкое применение находит способ безвоздушного распыления, который значительно повышает производительность окрасочных работ, обеспечивает высокое качество покрытия и улучшает условия труда. Аппарат для безвоздушного распыления имеет распылительный пистолет, в который краска подается поршневым или плунжерным насосом под давлением 15-30 МПа Распыление лакокрасочного материала происходит вследствие расширения выходящей из сопла струи.

Для уменьшения расхода краски можно применять окраску в электрическом поле. В этом случае используются электростатические распылители.
Качественная окраска краскораспылителем обеспечивается при выполнении следующих требований: расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности должно быть 250-350 мм;

перемещать распылитель следует сверху вниз и снизу вверх на весь размах руки, если этому не препятствуют размеры окрашиваемой поверхности;

каждая новая полоса должна перекрывать предыдущую на 10- 15 мм;

во всех случаях направление струи должно быть перпендикулярно окрашиваемой поверхности;

при перерывах в работе распылитель необходимо помещать в бачок с растворителем, а при длительных- промыть растворителем, который наливают в стаканчик или нагнетательный бак и продувают сжатым воздухом.

Краскораспылители можно использовать для окраски как наружных поверхностей, так и внутри помещений, оборудованных соответствующей вентиляцией. Ядовитые краски наносить способом распыления категорически запрещается. Нельзя также применять краскораспылители с воздушным распылением для нанесения грунтовочного слоя.

Другие статьи:  Экспертиза безалкогольных напитков

Наряду с подводной очисткой в настоящее время начинает применяться подводная окраска судов. Главная особенность окраски под водой заключается в том, что краска наносится на смоченную поверхность. Поэтому краска должна обладать значительно большей вязкостью, чтобы она надежно прилипала к поверхности. Производить подводную окраску можно способом втирания и распылением. В первом случае для нанесения краски используют валиковые или дисковые щетки с непрерывной подачей краски. Распыление под водой производят безвоздушным способом, подавая краску в специальный краскораспылительный пистолет под большим давлением.

Качественно выполненное лакокрасочное покрытие может быстро прийти в негодность, если за ним не налажен должный уход Поэтому на судне необходимо вести систематическое наблюдение за сохранностью окраски При осмотрах следует обращать особое внимание на состояние окрашенных поверхностей в помещениях с повышенной влажностью и в скрытых для прямого наблюдения местах Обнаруженные дефекты необходимо устранить и при первой возможности восстановить окрасочное покрытие.

В период эксплуатации судна необходимо периодически возобновлять окраску. Во внутренних помещениях окраска производится 1 раз в 2-3 года. Возобновлять наружную окраску необходимо ежегодно, а пояс переменной ватерлинии — 2 раза в год. Подводную часть окрашивают необрастающими красками при каждом доковании.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

Покраска кораблей

Ни для кого не новость то, что существует множество разновидностей лакокрасочных материалов. Автомобилям требуется одно, самолетам — другое, фабрикам — третье, жилым помещениям — четвертое. Естественно, и корабли не стали исключением. Такой титан, как лакокрасочная промышленность, уже очень давно участвует в ремонте и строительстве самых разных кораблей, от огромных лайнеров до крохотных частных лодок.

Основной принцип создания красок для кораблей за эти годы не изменился, краска по-прежнему состоит из какого-либо пигмента, растворителя и соединяющих элементов, но вот отдельные детали постоянно совершенствуются. Судостроение — очень важная область, поэтому в ней активно применяются новейшие краски, обладающие различными полезными свойствами. Они недешевы, как, впрочем, и любые корабельные краски.

Цель покраски кораблей

Задача лакокрасочных материалов при покраске корабля — не только украшение, они должны по мере возможности облегчать работу судна, и им это удается. Конечно, совершенству нет предела, но современные краски для кораблей способны на многое.

Корабли целыми месяцами и годами находятся в крайне враждебной среде, от которой защищают в том числе и лакокрасочные материалы. Постоянный контакт с водой, иногда — плавающие льды, ракушки, стремящиеся облепить корпус. К слову, именно эти морские животные представляют собой очень серьезную проблему.

Одна-единственная ракушка, конечно, мелочь, особенно если вспомнить о размерах многих современных кораблей, но дело никогда не ограничивается одной, двумя, десятком или даже сотней. Ракушки стремятся облепить всю подводную часть судна. Чем это опасно, помимо ухудшения внешнего вида? Увы, колонии ракушек снижают мореходные качества корабля. Замедляется скорость, растет расход топлива, владельцы судна теряют доходы. Как может помочь краска? Ее задача — не дать им возможности закрепиться.

До появления современных красок люди много лет пытались бороться с этой напастью, изобретая самые разные методы. Здесь и покрытые смолой корпуса, и множество слоев обшивки, и даже использование для защиты дегтя, пороха или мышьяка. Официально в одной Великобритании было зарегистрировано приблизительно триста различных патентов, и это за двести лет, то есть более одного нового средства в год. А сколько идей так и не было закреплено юридически? А сколько их появилось в других государствах?

Теперь все это позади. В действие вступило множество лакокрасочных покрытий, содержащих убивающие ракушки вещества. Это дорогостоящий, но эффективный метод. В прочем, нужно сказать, что и те средства, которые предшествовали ему, обходились недешево. Возможно, в будущем появится дешевая краска, способная предотвращать обрастания и подходящая по прочим параметрам, но пока этот день не наступил.

Краска для кораблей

Естественно, способность предотвращать обрастание ракушками — не единственное требование, которое предъявляется к лакокрасочным материалам, использующимся в судостроении. Также необходимо обеспечить решение проблемы коррозии, причем эффект должен быть долгим. Не менее важна и способность адекватно взаимодействовать с остальными механизмами защиты от коррозии.

Что касается процесса нанесения, то краска должна сделать его предельно быстрым и удобным. Она должна высыхать как можно быстрее, не требовать для нанесения идеальных погодных условий, подходить для покраски судна с помощью различных механизмов, не конфликтовать с другими красками, использующимися в судостроении, и хорошо ложиться, даже если поверхность далека от идеала. Корабли, как правило, велики, и мало кто может позволить себе красить их вручную, подолгу и исключительно при хорошей погоде или в защищенном помещении.

Существует еще множество условий, которым должны соответствовать лакокрасочные материалы, использующиеся в судостроении. Здесь и физические, и химические, и технологические характеристики. Слишком дорого может обойтись применение неподходящей краски. Имеет значение и то, для чего предназначен корабль. Конечно, ледокол и круизный лайнер, который ходит в теплой воде, не стоит красить одной и той же краской — слишком разные условия работы. Но, о каком бы судне речь ни шла, все материалы должны иметь высокое качество, подтвержденное соответствующими документами. Контролировать это обязана компания, которая проводит работы, связанные с покраской судна.

Некоторые материалы прибывают в уже готовом виде, к примеру, однокомпонентные всех разновидностей. К сожалению, иногда они оказываются загустевшими, но это можно исправить, грамотно применяя разбавитель в количестве, соответствующем разновидности краски. В целом эта цифра составляет 5-20%.

Материалы же, состоящие из нескольких, обычно двух или трех, компонентов, необходимо соединить воедино перед началом покраски. Вся необходимая информация, такая как верное соотношение одних компонентов к другим, то, сколько можно хранить готовую смесь и подходящий уровень вязкости, обязана оговариваться в технической документации.

Еще одно характерное свойство судостроительных лакокрасочных материалов — они не должны мешать сварочным работам с неудаленной грунтовкой.

Это необходимо, так как грунтовка применяется для защиты простаивающих кораблей. Если из-за краски сварочный шов окажется слабее, чем нужно, это может привести к катастрофе.

Процесс покраски кораблей

В зависимости от того, какое оборудование есть на предприятии, работающем с покраской корабля, будет разниться и способ покраски. Это следует учитывать, выбирая компанию. Для разных способов покраски рекомендовано использовать разные методы очистки корпуса. Таким образом, если на предприятии ограниченный набор очистного оборудования, некоторые типы покраски окажутся для него недоступны.

При покраске судна должно соблюдаться множество параметров.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Окрашивание корабля должно проводиться по строго определенной технологической схеме, возможные вариации замены заранее заданы. В случае крайней необходимости в замене одной краски на другую, этот вопрос требуется отдельно обговорить с разработчиком. Какой бы этап покраски не осуществлялся, он должен тщательно контролироваться, для чего существуют специальные службы. Их дело — следить и за тем, насколько хорошо подготовлена поверхность, и за тем, правильно ли наносится краска. То, что на плохо очищенную поверхность и краска ляжет хуже, очевидно, именно поэтому подготовке к окрашиванию уделяется не меньшее внимания, чем самому процессу. Некачественная подготовка приводит к недостаточно высоким защитным свойствам краски и уменьшению ее износостойкости.
  2. Если участок сильно поврежден, допустим, из-за коррозии, необходимо полностью избавить его от всех без исключения слоев испорченного покрытия. Иногда подобную процедуру нужно провести со всем или почти всем корпусом. Иногда с незначительной частью, иногда она не требуется.
  3. Если ситуация не слишком плоха, участок не пострадал от коррозии и вообще не имеет существенных повреждений, достаточно ограничиться частичной обработкой в тех местах, где покрытие пришло в негодность. Порог допустимых повреждений — 20%, если он выше, частичную обработку заменяют полной. 4. Чтобы понять, как хорошо сохранилось покрытие, его следует проверить на прочность сильной струей воды или специальной металлической щеткой.
  4. Крайне не рекомендуется отклоняться от инструкции во время нанесения материала. Это приведет к различным дефектам и общему ухудшению качества покрытия.
  5. Несмотря на то, что лакокрасочные материалы, применяемые в судостроении, во время покраски достаточно устойчивы к погодным условиям, эта устойчивость не безгранична. Строго запрещено проводить покраску на свежем воздухе во время туманной, дождливой или ветреной погоды. Если поверхность корабля оказалась подо льдом или хотя бы инеем, покраску тоже нельзя проводить. Возможность проводить ее в защищенном от погодных факторов месте не всегда доступна, хотя это и решает данную проблему.
Другие статьи:  Выезд на дорогу с односторонним движением штраф

Таким образом, лакокрасочная промышленность, проникшая во все сферы жизни современного человека, помимо прочего облегчает жизнь множества моряков, как обычных, так и военных, владельцев и сотрудников, связанных с судоходством компаний, любителей прогулок на кораблях и людей, работающих в судостроении.

материалы по теме

Идентификацию корабля можно будет осуществить по ЛКМ

В прошлом году был сформирован заказ на 150 новых судов. Такое же количество по данным руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, будет заказано на протяжении нынешнего года. Потому актуальным является вопрос защиты новых кораблей.

Краска сохранила для истории корабли Второй Мировой Войны

Исследователи и любители военно-морской истории должны сказать спасибо краске за то, что с ее помощью удалось сохранить свидетельства боя, который произошел в период Второй Мировой Войны между немецким налетчиком на торговые суда и австралийским боевым кораблем.

Военные корабли получили премию за эко-краску

Производитель военных кораблей Королевского флота получил главную экологическую премию за отказ от использования вредной краски.

BAE Systems в Глазго заменила традиционную, основанную на растворителе, краску на более экологически чистое порошкового покрытие для его эскадренных миноносцев Типа 45.

Требования к покраске судов

Техническая эксплуатация корпуса и судовых помещений

Окраска судна. Лакокрасочные материалы

Несмотря на большое количество различных способов защиты от коррозии, до настоящего времени основным способом защиты остается окраска судов. Лакокрасочные покрытия, нанесенные тонким слоем на окрашиваемую поверхность, создают после высыхания прочную пленку, которая удерживается силами адгезии (сцепления). Окрасочные работы включают в себя подготовку поверхности, грунтовку, шпатлевку и окраску, от которых зависят стойкость и защитные качества лакокрасочного покрытия. Окраску необходимо выполнять по рекомендованным схемам, не допуская их упрощения, изменения или замены материалов.

Всякая краска, применяющаяся для создания защитных пленок, состоит из пленкообразователей, пигментов и растворителей. Пленко-образователи сообщают краске способность к образованию пленки; пигменты придают цвет, улучшают антикоррозионные свойства, повышают механическую прочность пленки; для разведения загустевших красок до малярной вязкости необходимо применять специальные растворители. В краску также может добавляться наполнитель для улучшения прочностных и защитных свойств покрытий, сиккативы для ускорения высыхания, катализаторы, отвердители и пр.

В связи с тем что в процессе эксплуатации судовые лакокрасочные покрытия находятся в разных условиях и выполняют различные функции, к ним предъявляют требования в зависимости от области применения. Краски должны обладать хорошим сцеплением с окрашиваемой поверхностью; достаточной «укрывистостью», устраняющей просвечивание нижележащей поверхности, что дает возможность наносить тонкий слой; иметь достаточную прочность, стойкость против воздействия высоких и низких температур. Определенное значение имеют технологические требования — быстрота сушки, возможность нанесения красок при различных атмосферных условиях. Покрытия должны быть негорючими или малогорючими, обладать стойкостью против воздействия моющих веществ, масел, нефтепродуктов. Для подводной части лакокрасочные материалы должны быть стойкими к воде, не разрушаться при большой скорости движения судна; для аккумуляторных помещений должны быть стойкими к действию серной кислоты, иметь высокие антикоррозионные свойства.

Различные краски в разной степени удовлетворяют предъявленным требованиям, поэтому, подбирая краски, необходимо, чтобы они наилучшим образом защищали поверхность металла от коррозии. В некоторых случаях на поверхность металла необходимо нанести несколько различных видов краски, чтобы каждый выполнял свое назначение.

Наиболее высокие требования предъявляются к защитному покрытию для подводной части наружной обшивки корпуса судна. Для нее применяются лакокрасочные материалы трех типов: антикоррозионного, противообрастающего и для переменной ватерлинии. В зависимости от растворителя такие лакокрасочные материалы классифицируются следующим образом: масляные, битумные, хлоркаучуковые, виниловые, акриловые, эпоксидные, эпоксидно-пековые, неорганические.

Для защиты от коррозии элементов корпуса судна — надводных наружных поверхностей, наружных палуб, внутренних помещений, грузовых трюмов, балластных цистерн и других помещений применяют масляные краски, пленкообразующим веществом у которых служат олифы и эмалевые краски, приготовленные на разных лаках.

Масляные краски чаще выпускаются в виде густотертой пасты, для приготовления краски нужной вязкости в нее постепенно добавляют олифу. Иногда выпускают краску готовой к употреблению. Масляные краски различают для наружных и внутренних работ. Наружные работы производятся стойкими к воздействию атмосферы, обладающими хорошими антикоррозионными свойствами красками: свинцовыми белилами, свинцовым суриком, свинцовым кроном и др. Для внутренних работ выпускают декоративные краски различных цветов и оттенков.

Эмалевые краски выпускаются в готовом к употреблению виде. При загустевании они доводятся до нужной вязкости специальным растворителем, выпускаемым для каждого сорта эмали. При высыхании эмалевые краски образуют твердую блестящую или матовую поверхность, в настоящее время они широко применяются для защиты судовых конструкций и практически полностью вытеснили масляные краски.

При перекраске судовых конструкций или отдельных их участков для правильного выбора совместимости красок необходимо знать их основу. В отечественной промышленности лакокрасочные материалы принято обозначать в зависимости от типа смолы, входящей в состав их пленкообразующей основы. Для условных обозначений каждой группы приняты следующие обозначения: ГФ — глифталевые; ПФ — пентафталевые; МЛ — меламиновые; ФЛ — фенольные; ЭП — эпоксидные; ЭФ — эпоксиэфирные; ХВ — перхлорвиниловые; КО — кремнийоргани-ческие; БТ — битумные; ВЛ — поливинилбутиральные. По принципу преимущественного назначения лакокрасочные материалы разделяются цифрами: 1 — атмосферостойкие; 2 — для внутренних помещений; 4 — водостойкие; 5 — специальные покрытия; 6 — маслобензостойкие; 7 — химически стойкие; 8 — термостойкие; 9 — электроизоляционные; О — грунтовки; 00 — шпатлевки.

Зная марку краски, можно определить принципиальный состав, условия применения и меры предосторожности при работе с данным лакокрасочным материалом. Например, эмали ПФ-218 — пентафталевая для внутренних помещений, ГФ-156 — глифталевая атмосферостойкая. Вторая и третья цифры указывают на порядковый номер регистрации материала. Иностранные фирмы производят лакокрасочные материалы, в названиях которых так или иначе отражена их основа.

Особенности окрашивания отдельных конструкций и районов судов

Окрашивание наружной поверхности подводной части корпуса.

Подводная часть корпуса наиболее уязвима в коррозионном отношении, так как при случайном попадании на мелководье или каменистые участки, столкновениях с плавающими бревнами, неправильной швартовке, попадании в районы, загрязненные сбросными агрессивными водами, возможны повреждения покрытий. Выявить состояние покрытий в подводной части можно с помощью водолаза во время стоянки судна в порту, а устранить коррозионные разрушения и возобновить частично или полностью защитное покрытие — только при постановке судна в док (рис. 7.14). Чем больше грузоподъемность судна и его размеры, тем сложнее работы по перекрашиванию.


Рис. 7.14. Окрашивание подводной части корпуса в доке.

Схемы окрашивания подводной части судна выбирают в зависимости от материала защищаемой поверхности, назначения судна, района и длительности междокового плавания. Опыт показывает, что для надежной защиты общая толщина покрытия должна быть не менее 250 мкм, а на эксплуатирующихся судах с шероховатой поверхностью — не менее 350 мкм. С этой целью применяют многослойные схемы окрашивания, обеспечивающие получение беспористых, гладких, хорошо просушенных покрытий, обладающих повышенными противокоррозионными свойствами.

Сокращать число слоев обычных красок нельзя по следующим причинам. Пленка любой грунтовки или краски имеет поры, по которым влага проникает через окрашенную поверхность. При двухслойном покрытии примерно 50 % пор у первого и второго слоев совпадают. Если покрытие трехслойное, совпадают 1—2 % пор; только при четырехслойном покрытии поры у первого и последнего слоев не совпадают.

Количество слоев можно уменьшить только в результате использования тиксотропных красок, толщина слоя которых достигает 75—100 мкм.

Для защиты стальных судов от коррозии применяют краски эпоксидно-каменноугольного, винилового, винилово-пекового, хлоркаучукового и других видов. Их используют при окрашивании судов с корпусами из плакированной стали, легких сплавов, дерева, пластмасс, бетона. Применяемые схемы окрашивания будут отличаться только грунтовками, обеспечивающими надежную адгезию противокоррозионных красок.

Деревянные суда можно окрашивать без грунтовки (в этом случае первый слой краски является грунтом), но при такой схеме необходимо наносить дополнительный слой краски. Наиболее практично окрашивание подводной части деревянных судов красками эпоксидно-каменноугольными ЭП-72, полиуретановыми, на основе эмали УР-41, импортными типа «Инерта-160», «Винигард» и аналогичными. Их пленки не разрушаются при наличии на поверхности разметочных надписей или масляных красок, а также при подъеме судов из воды. Указанные краски можно наносить на дерево безвоздушными и пневматическими краскораспылителями.

Другие статьи:  Требования сухопутных войск

Надводный борт, надстройки и другие конструкции окрашивают краскораспылителями или кистями любого типа. После очистки наносят слой грунтовки. На эксплуатирующемся судне краску, находящуюся в хорошем состоянии, подновляют, промывая ее теплым раствором специального состава; если цвет краски сильно изменился, то после промывки наносят новый слой краски. Участки с разрушенной краской очищают шпателями, стамесками, скребками и т. п. Аналогичным образом поступают и при чрезмерно толстом слое краски (более 0,7 мм). Очищенную поверхность тщательно протирают растворителем, подсушивают, покрывают грунтом, а затем окрашивают.

Суда из пластмассы в защите от коррозии не нуждаются. Для защиты от обрастания из прошкуривают, грунтуют и окрашивают одним, двумя слоями противообрастающей краски. Суда, оклеенные стеклотканью, грунтуют, окрашивают противокоррозионной, а затем противообрастающей краской.

При окрашивании судов или конструкций из бетона можно применять только щелочеустойчивые грунтовки или краски, если их наносят без грунта. Этим требованиям удовлетворяют эпоксидные, полиуретановые, эпоксидно-пековые, перхлорвиниловые, хлоркаучуковые и другие краски. Для противокоррозионной защиты на продолжительный период (пять лет и более) на конструкциях применяют краски на эпоксидной основе, в которые помимо пигмента введены слюда, аэросил и другие наполнители. Общая толщина трех слоев краски упомянутого состава не менее 6 мм.

Независимо от типа металлических судов основное внимание должно быть уделено защите сварных швов и прилегающих к ним участков корпуса (на расстоянии 50—100 мм). После очистки от остатков флюса и загрязнений их покрывают дополнительно слоем грунтовки, а затем двумя слоями краски.

Особое внимание приходится обращать на качество защиты форштевней. Использовать валиковые или обычные кисти, укрепленные на длинной рукоятке, в этом случае категорически запрещается; ими можно пользоваться только для исправления случайных дефектов покрытий. Необходимо очень тщательно окрашивать кормовую оконечность вблизи мощной пары винт — корпус, в том числе кормовой подзор, а также кронштейн и мортиру. При окрашивании последних целесообразно применять схемы защиты с двумя дополнительными слоями противокоррозионной краски.

В подводной части расположены боковые (скуловые) кили, окрашивать которые нужно по усиленным схемам. Кили окрашивают до установки на место, уделяя внимание очистке и защите труднодоступных мест двухслойных килей, применяя для этого грунтовки и краски протекторного типа. После выполнения сварочных работ швы очищают и тщательно окрашивают их, а также прилегающие к ним районы корпуса.

Большие затруднения возникают при окрашивании направляющих и поворотных насадок, покрытия которых сильно разрушаются под действием потока воды. Поэтому насадки необходимо окрашивать абразивоустойчивыми красками с хорошей адгезией к металлу (полиуретановыми, эпоксидными, эпоксидно-каменно-угольными). Участки движителя, соприкасающиеся с водой, покрывают грунтовкой протекторного типа и окрашивают эпоксидно-каменноугольной, винилово-пековой, эпоксидной и подобными эмалями, наносимыми шестью слоями и высушиваемыми при температуре 60—80 °С.

На всех судах очень тщательно следует окрашивать участки корпуса в районе кильблоков, причем выполнять это надо заранее, чтобы краска хорошо просохла. Окрашивание их непосредственно перед спуском судна на воду недопустимо. Участки, которые будут установлены на кильблоки при следующем доковании, окрашивают двумя-тремя дополнительными слоями противокоррозионной краски и еще одним слоем противообрастающей краски. После того как эти участки подсохнут, их закрывают пленкой поливинилового спирта, полиэтиленовой пленкой, калькой, сложенной вдвое, или плотной бумагой, и листом картона для защиты окрашенной поверхности от случайных повреждений при постановке кильблоков. Переставляя кильблоки, получают доступ к ранее закрытым местам корпуса и окрашивают их по описанной выше схеме.

Если использовать эпоксидно-каменноугольные, виниловые и некоторые другие противокоррозионные покрытия, с которыми хорошо сочетаются противообрастающие покрытия, то места под кильблоками можно окрашивать за 60—90 сут до спуска судна на воду при условии, что окрашенная поверхность будет защищена от действия прямых солнечных лучей. Длительное выдерживание противообрастающих красок на воздухе, а также нанесение их по слою недостаточно хорошо просохшей противокоррозионной краски вызывает появление трещин. Обнаружив такие дефекты, поверхности необходимо перекрасить; при отсутствии шелушения ранее нанесенную краску не удаляют; шелушащуюся краску удаляют полностью.

Противообрастающие краски термопластичного типа под действием солнечных лучей размягчаются и стекают. Нанесение предохранительного слоя клеевой краски с мелом несколько снижает стекание, но не устраняет его. Суда, окрашенные термопластичными красками, необходимо спускать на воду сразу же по окончании окраски. Наносить эти краски зимой вследствие резкого снижения их адгезии к холодному металлу не рекомендуется.

Подводную часть судов, которые систематически поднимают на борт рыбопромысловых баз, следует окрашивать эпоксидно-каменноугольными (ЭП-72, «Инерта-160»), аллопреновыми красками, пленки которых не разрушаются при частом переменном действии на них морской воды, солнца, ветра и т. п.

Особое внимание качеству окрашивания подводной части корпуса необходимо уделять при доковании или ремонте судна. Прежде всего необходимо убедиться в отсутствии на корпусе остатков соли, приводящей к тому, что даже загрунтованная поверхность покрывается мелкими каплями воды. Соль может появиться при случайном попадании воды на корпус или промывании его только морской водой. Нанесение краски по неудаленным остаткам соли ухудшает противокоррозионную защиту и затрудняет окрашивание. При наличии на корпусе соли его необходимо тщательно промыть водой, протереть насухо, после чего начать окрашивание. Если при ремонте производилась смена листов, то их следует полностью очистить от ржавчины, окалины и других загрязнений и только после этого приступать к окрашиванию.

Подводную часть ремонтируемых судов окрашивают краскораспылителями безвоздушного типа, обычными кистями или валиками. Работу начинают с киля или днища, где вследствие плохого воздухообмена краски сохнут дольше.

Окрашивая противообрастающими красками, необходимо помнить о том, что в их состав входят ядовитые соединения ртути, меди, олова, свинца, мышьяка, цинка, часто легко вступающие во взаимодействие с металлом корпуса. Противообрастающие краски нельзя наносить непосредственно на металл или только на слой какого-либо случайного грунта. Это способствует сильному разрушению поверхности и резкому ухудшению защитных качеств краски. При эксплуатации краска окажется неэффективной и не сможет защитить судно от обрастания.

При осмотре подводной части часто о качестве противообрастающей краски судят по ее внешнему виду и шероховатости. Последний показатель особенно важен, если противообрастающее покрытие подвергалось реактивации, а на судне нет соответствующих записей.

В морской воде пленкообразующая основа противообрастающей краски подвергается омылению, в результате чего освобождаются пигменты и растворяются токсичные компоненты. Поэтому пленки некоторых противообрастающих красок, даже после непродолжительного пребывания в морской воде, пачкают и размываются. Однако это свойство не может служить основанием для низкой оценки их качества, так же как разрушение (шелушение, отслаивание) некоторых противообрастающих красок при постановке судна в док или подъеме из воды (даже после 10—15 сут пребывания в воде). Краски специальных типов выдерживают несколько подъемов судна из воды, не разрушаясь при этом.

Принимая во внимание, что вблизи протекторов и анода всегда образуется щелочь, корпус вокруг них нужно окрашивать только щелочеустойчивыми и водостойкими красками (ЭП-755, ЭП-72, 126 «Инерта-160» и др.). В этом районе корпуса наносят шесть (лучше восемь) слоев противокоррозионной краски. Совершенно недопустимо покрывать указанные участки масляными грунтовками. Если корпус в районе установки протектора будет случайно окрашен грунтовками такого типа, то их необходимо полностью удалить и перекрасить данный участок корпуса, нанеся дополнительно два слоя противокоррозионной краски. При несоблюдении этого требования неизбежны быстрое разрушение краски и сильный износ протекторов, начнется коррозия. Перекрашивание без удаления масляных грунтов и красок (или при неполном их удалении) не дает положительных результатов.

Окрашивая подводную часть судна, нужно следить за тем, чтобы на протекторы не попадала краска. Если ее не удалить, то эффективность действия протекторов значительно уменьшается. Иногда для защиты от загрязнений протекторы покрывают слоем вазелина или какой-либо консистентной смазки, которую удаляют перед спуском судна на воду. Однако очистка протекторов — весьма трудоемкая операция. Применяемый для удаления смазки растворитель, попадая на окрашенную поверхность, вызывает ее разрушение. Поэтому для защиты от попадания краски протекторы рекомендуется окрашивать краской КП следующего состава: сухой декстрин — 100 г; вода — 50 мл; глицерин — 350 мл, сухой просеянный мел — 600 г; литопонные сухие белила — 100 г. На протектор наносят один слой краски, пленка которой не высыхает и легко удаляется водой перед спуском судна или после окончания окрашивания подводной части корпуса.