Требования к нормативам качества окружающей среды

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ) статья 20 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2019 г.

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

2. К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;

нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;

нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

3. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.

5. Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

Экологическое право

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Есть основание считать нормирование допустимого загрязнения природной среды традиционным направлением деятельности во охране окружающей среды в России.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб.м; свинца и его соединений – 0,0007 мг/куб.м; сернистого ангидрида – 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб.м; соляной кислоты – 0,2 мг/куб.м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.*

· Иной подход предлагает экономист Международного банка реконструкции и развития Герман Дейли. По его мнению, предельная интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать темпов, с которыми эти вещества перерабатываются, поглощаются или теряют вредные для окружающей среды свойства (например, канализационные стоки можно спускать в реки или озера со скоростью, при которой природные экосистемы имеют возможность их переработать). Не r та n Daly. Toward Some Operational Principles of Sustainable Development // Ecological Economics. 1990. 2. P. 1-6.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками – предприятиями, транспортными средствами и т.п.

При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г .* В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов – в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

* Сборник нормативных актов по охране природы. М., 1978.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом «Об охране атмосферного воздуха» они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г . Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха».

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК (ч. 2 ст. 26 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов. Поэтому в законодательстве об особо охраняемых природных территориях целесообразно закрепить соответствующие требования. Между тем Федеральными законами от 23 февраля 1995 г . «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г . «Об особо охраняемых природных территориях» они не предусмотрены.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха – ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения – ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв – более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.

Требования к нормативам качества окружающей среды

Нормативы качества окружающей среды и их виды

Законом не установлен исчерпывающий перечень нормативов, но следует отметить:

— нормативы качества окружающей среды (устанавливаемые для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов);

Другие статьи:  Сколько алименты на троих детей

— нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей);

— нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (устанавливаемые для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду;

— нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (устанавливаемые в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду), относящиеся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 23).

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды (ст. 26).

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды, в частности установление ряда видов охранных зон: санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и др.

Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.

Государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных правил и стандартов.

В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.

46. Что такое нормативы качества окружающей среды?

Понятие «нормативы качества окружающей среды» закреплено в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» В соответствии со статьей 20 Закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

  • нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
  • нормативы предельно допустимых физических воздействий;
  • нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды, перечисленные в статье 20 Законоа, выполняют ряд функций: устанавливают предельные величины вредных химических, физических, биологических воздействий на окружающую среду; служат для оценки состояния по химическим, физическим и биологическим характеристикам различных компонентов природной среды и природных сред (атмосферного воздуха, вод, почв); учитываются также при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

Соблюдение нормативов качества окружающей среды наряду с другими требованиями законодательства при проведении проектирования предприятий, иных объектов, влияющих на состояние окружающей среды, рассматривается в качестве критерия экологической обоснованности соответствующих решений. Нормативы качества окружающей среды служат также одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды, что представляется весьма важным при решении вопросов, связанных с защитой права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статья 20 определяет юридический критерий, на основе которого устанавливаются нормативы качества окружающей среды — обеспечение экологической безопасности. В соответствии со статьей 1 Закона экологическая безопасность — состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, соответствующие нормативы качества окружающей среды, должны определяться (утверждаться) на уровне, исключающем причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются соответственно применительно к водам, почве, атмосферному воздуху и являются едиными для территории Республики Беларусь.

Другие статьи:  Судебная практика по еао

Вместе с тем, в указанной статье Закона предусмотрена возможность установления более жестких, чем действующие на остальных территориях, нормативов качества окружающей среды, в целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Соответственно, нормативы качества окружающей среды, как правило, закреплены в санитарных правилах, которые в соответствии со ст.8 Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона от 23 мая 2000 г. с изменениями и дополнениями обязательны к применению. Примерами таких актов, в частности, являются: СанПиН №8-83-98 РБ-98 Требования к качеству воды при нецентрализованном водоснабжении. Санитарная охрана источников, СанПиН №11-01-92 Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых помещениях зданий Республики Беларусь, СанПиН №42-128-4433-87 Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почвах, СанПиН №4630-88 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения, СанПиН №4946-89 Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест и др.

Следует также иметь в виду, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь действующими считаются общесоюзные санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, до замены их республиканскими, в части, не противоречащей Закону «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», которые обязательны для соблюдения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В настоящее время массив нормативов качества окружающей среды весьма значителен: более 500 нормативов предельно допустимых концентраций химических и иных веществ для атмосферного воздуха, более 1600 — для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, более 100 — для почв.

Нормативы качества окружающей среды;

Понятие, значение и классификация экологических нормативов

План

Лекция 5.

Нормирование в области охраны окружающей среды

1.Понятие, значение и классификация экологических нормативов

2.Нормативы качества окружающей среды

3.Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

4.Государственные стандарты в области охраны окружающей среды

5.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны
окружающей среды

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприят­ную окружающую среду, одним из показателей качества которой явля­ется чистота (незагрязненность) каждого из ее компонентов. В целях реализации данного права экологическое законодательство посредс­твом установления экологических нормативов ограничивает уровень негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой могут привести к негативным изме­нениям качественного состояния окружающей среды, характеризуемого физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Объективная необходимость нормирования обусловлена тем, что человеческое производство в отличие от природ­ного построено по отходной технологии.

Экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, как правовой институт и как функцию государственного управления охраной окружа­ющей среды и рациональным использованием природных ресурсов. 1

Как отмечала О.Л. Дубовик, нормирование «представляет собой про­цесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элемен­ты, позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоро­вью человека, иным охраняемым правом объектам». 2

Роль и значение нормирования подчеркивается в ст.З Закона об охране окружающей среды, устанавливающей, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окру­жающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей с Реды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных фак. торов. Непосредственно же целям, основаниям и порядку установления экологических нормативов посвящена глава пятая данного закона.

Одной из целей экологического нормирования является достижение научно обоснованного компромисса между экологическими, экономи­ческими и социальными интересами человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. При этом экологическое законодательство не предусматривает прямое и скорейшее заимствование международных стандартов и пра­вил, а предлагает лишь их учет при разработке российских нормативов

Своеобразие экологических нормативов проявляется в том, что они будучи, по сути, техническими нормами, с момента их утверждения ком­петентными органами государства становятся юридически значимыми.

В механизме экологического права институт нормирования занимает осо­бое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки соста­вов административных (и не только) экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов эколо­гических правоотношений. Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический конт­роль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические право­нарушения зависит от показателей качества окружающей среды.

В случае нарушения установленных нормативов специально уполно­моченные органы могут приостанавливать или ограничивать деятель­ность хозяйствующих субъектов, привлекать их к административной ответственности, либо передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Можно привести следующую классификацию экологических нормати­вов: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, содержит свои подгруппы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что нормативы качества определяют предельное количество вредных веществ, способных оказать воздействие на здоровье человека, в атмосферном воздухе, воде и т.д. Соответствие количества вредных веществ нормативам качества окружающей среды позволяет говорить о безопасности окружающей среды для здоровья граждан.

В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздейс­твия на окружающую среду содержат требования не к состоянию окру­жающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промыш­ленными и иными хозяйствующими субъектами в результате выбросов,

, осов и размещения отходов, не должно повлиять на безопасное для ‘ С они и здоровья граждан качество окружающей среды. * В настоящий момент экологическое законодательство не содержит исчер-

шаюшего перечня экологических нормативов. В соответствии со ст.28 Закона об охране окружающей среды допускается установление «иных» оомативов обеих групп, а именно нормативов качества и нормативов допус-имых воздействий. Отсутствие исчерпывающего перечня экологических нормативов можно объяснить тем, что законодатель не счел необходимым упоминать о некоторых видах нормативов, которые были в утратившей силу оедакции закона «Об охране окружающей природной среды» и получили широкое развитие в действующем экологическом законодательстве. В их числе — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сель­ском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Упоминаемые же в старом законе нормативы санитарных и защитных зон (водоохранные зоны, санитарно-зашитные зоны и др.) в новой редакции Закона об охране окружающей среды 2002 г. не получили закрепления как нормативы, а вошли в него в качестве разновидности требований к отдельным видам деятельности.

Рассматриваемая система экологических нормативов будет действо­вать вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. Как отмеча­лось в научной литературе, «экологические нормативы должны составить содержательную часть общих технических регламентов в отношении про­цессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации продукции по вопросам экологической, а также санитарной безопасности». 1

Аналогичный процесс постигнет СНиПы и СанПиНы, которые фак­тически уже и так являются, по своей сути, техническими регламентами. Несомненно, к общим техническим регламентам следует отнести различ­ные защитные и охранные зоны. При этом разработка таких технических регламентов будет завершена в ближайшие годы, поскольку их отсутствие препятствует по техническим причинам вхождению России во Всемирную торговую организацию. Первые технические регламенты уже приняты. 2

Нормативы качества окружающей среды — это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологи­ческими и иными показателями для оценки состояния окружающей

См.например: Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609 «Об Утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам авто­мобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, в Редных (загрязняющих) веществ» // Российская газета. — 2005. — 21 октября.

7 в) Нормативы, установленные в соответствии с биологическими показа­
телями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений,
животных и других организмов, используемых как индикаторы качества
окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

г) Иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предуп­редительного контроля устанавливаются ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности.

Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) более 200 веществ. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна; как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проек­тов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга. 1

Другие статьи:  Растаможка товаров из россии в днр

Как следует из ст.6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас праве устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсового законодательства. Так, согласно п.5 ст. 13 ЗК РФ для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды, Прави­тельством Российской Федерации устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботани­ческие, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются, исходя из условия Целевого использования водного объекта (ст. 109 ВК РФ). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона .устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст.47 Федерального закона «О рыболовстве и сохране­нии водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 г. (с изм. от 31 декабря 2005 г.), нормативы качества воды водных объектов рыбохо-зяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Сброс в водные объ­екты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учиты­ваются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое при­родоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объедине­ния «Азот», были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее.

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо пре­дусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и при­родные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 208).

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ раз­рабатываются и утверждаются специально уполномоченными федераль­ными органами исполнительной власти, исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохо­зяйственного значения — специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирова­ния использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природной среды начала развиваться в бывшем СССР еще в 30-е годы, когда в 1939 г. были приняты Правила об условиях сброса сточных вод в водоемы. В конце 40-х годов получило развитие нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферного воздуха.

Развитие правового регулирования нормирования качества окружающей среды в новейшем законодательстве можно охарактеризовать как непоследовательное. Если ранее, в 80-е годы и начале 90-х, в экологическом законодательстве был отражен научно обоснованный подход к нормированию качества окружающей среды, то к концу 90-х годов было допущено отступление от эколого-правовых принципов. Это проявилось, в частности, в том, что Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрел установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. О научной обоснованности такого подхода см. раздел «Особенности правового режима природных объектов».

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. К примеру, предельно допустимая концентрация двуокиси азота (NO2) (максимальная разовая и среднесуточная) в атмосферном воздухе не должна превышать 0,085 мг/куб. м; свинца и его соединений — 0,0007 мг/куб. м; сернистого ангидрида — 0,5 (максимальная разовая) и 0,05 (среднесуточная) мг/куб. м; соляной кислоты — 0,2 мг/куб. м.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, то есть благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками — предприятиями, транспортными средствами и т.п.

В законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Такие критерии выражены в законодательстве. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21). Сохранение естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов, по мнению законодателя, является критерием нормирования качества окружающей среды. В предшествующем Законе «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Данное положение представляется научно более обоснованным. В новом Законе отсутствует существенный критерий — охрана здоровья человека.

Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

К достоинствам Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует отнести полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды. Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде: для атмосферного воздуха — ПДК более 500 вредных веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения — ПДК более 1600 вредных веществ; для почв — ПДК более 30 вредных веществ.