Требования к наглядному материалу на занятиях по фэмп

Учебно-методический материал по математике (младшая группа) по теме:
Особенности использования наглядных средств в математическом образовании детей 4-го года жизни

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста основам математики является наглядность.

Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений.

Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время Л.В. Занкова и других.

Сочетание слова с наглядностью у К.Д. Ушинского направлено на то, чтобы выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир ребенка «полными, верными, яркими образами». Принцип наглядности актуален и в наше время, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».

В нашей работе мы опирались на определение понятие наглядность по И.Г. Песталоцци «наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления». Суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

Актуальность проблемы использования наглядных средств в математическом обучении детей заключается в том, что принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.

Предварительный просмотр:

Глава I. Научно-методическое обоснование проблемы использования наглядных средств в развитии математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………..4

1.1. Роль наглядности в обучении дошкольников………………………………4

1.2. Вопросы использования наглядности в обучении детей элементарной математике в трудах великих педагогов XIX — XX веков……………………. 5

1.3. Классификация наглядных средств математического развития дошкольников……………………………………………………………………..9

1.4. Виды наглядного материала для математического развития дошкольников во II младшей группе ДОУ и требования к нему……………………………………………………………………………….12

Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию в математическом развитии детей II младшей группы ДОУ некоторых видов наглядного материала…………………………………………………………………………11

2.1. Особенности восприятия дошкольников 4-го года жизни………………10

2.2. Особенности организации процесса математического развития детей 4-го года жизни………………………………………. 11

2.3. Опытная работа по использованию наглядного материала в математическом развитии детей 4-го года жизни……………………………..15

Список используемой литературы……………………………………………. 20

Дошкольное детство — время первоначального развития личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Хотя период дошкольного детства относительно недолог, ребенок много усваивает в эти годы жизни. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста основам математики является наглядность. Для формирования у дошкольников элементарных математических представлений нужно использовать разнообразные наглядные материалы и развивающие дидактические игры. Это учит ребенка быстрее усваивать некоторые сложные математические понятия, формировать представления о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивает умение ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений. Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений.

Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время Л.В. Занкова и других.

По мнению Ж.-Ж. Руссо, наглядность – сама природа, сами жизненные факты.

По И.Г. Песталоцци наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления.

Сочетание слова с наглядностью у К.Д. Ушинского направлено на то, чтобы выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный мир ребенка «полными, верными, яркими образами». Принцип наглядности актуален и в наше время, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».

В нашей работе мы опирались на определение понятие наглядность по И.Г. Песталоцци «наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления». Суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

Актуальность проблемы использования наглядных средств в математическом обучении детей заключается в том, что принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.

Глава I. Научно-методическое обоснование проблемы использования наглядных средств в развитии математических представлений у дошкольников

1.1. Роль наглядности в обучении дошкольников

Особую роль наглядность играет в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание [12].

В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства [11]. В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

Используя предметную наглядность, показывают детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов). При использовании образной наглядности показывают детям картины, иллюстрации, слайды. При использовании условно-символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на занятиях наглядность применяется систематически: в связи с сообщением детям новых знаний, при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

Наглядные учебные пособия — плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков [1].

Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира — исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Принцип наглядности обучения — это опора на реальные представления дошкольников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен [6].

Таким образом, применение наглядного материала мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

1.2. Вопросы использования наглядности в обучении детей элементарной математике в трудах великих педагогов XIX — XX веков

Наглядные методы обучения элементарной математике имеют довольно глубокую историю. К этой проблеме неоднократно обращались многие великие педагоги и дидакты XIX века. Особое значение наглядности в обучении придавал швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Ряд его произведений посвящены методике ее применения, например, «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе». Он предлагает использовать наглядность во всех областях познания: при изучении языка, счета и всех других учебных предметов [11].

К. Д. Ушинский говорил что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые можно было бы разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д.

В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что приходя в детский сад, трёхлетние дети уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко учатся нумерации. В одном из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. «. Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка . ». Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал серию из десяти брусков различной длины. Так происходило обучение математическим представлениям в «Доме ребёнка» М. Монтессори [13]. Известный психолог Прейнер утверждал, что имея перед глазами группу предметов в числе трёх, можно непосредственно узнать это число не производя счёта, такой процесс он условно называл «бессознательный счёт». Если же число предметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего необходимо прибегнуть к счёту.

Другие статьи:  Штраф мвд айфон

В XX веке продолжены психолого-педагогические исследования проблемы использования наглядных средств в обучении математике дошкольников. Основные признаки наглядности на основе сенсороного развития при обучении математике высказаны В.Г. Болтянским.

По мнению известных педагогов-психологов (В.Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков и др.) знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие [10].

Д.Л. Волковский в своей работе «Детский мир в числах», включил систему освоения чисел на основе монографического метода. Монографический метод — это метод, по которому изучали числа с помощью графических изображений, т.е. метод целостного восприятия чисел. Вычислительный метод возник как противоположность монографическому. Его сущность основана на идее освоения сосчитывания (аналитического восприятия множества), обучении сущности арифметических действий на наглядных материалах [9].

Таким образом, проблема использования наглядных средств в развитии математических представлений у дошкольников, зародившись в педагогической науке и практике в XIX веке, получила свое дальнейшее развитие в педагогике XX века.

1.3. Классификация наглядных средств математического развития дошкольников

Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для математики это все, что можно пересчитать [7].

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении дошкольников:

— Счетные палочки широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

— Набор объемных пособий – кубиков и других игрушек.

— Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и др. Трафареты могут быть выполнены из цветного картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полотнам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь разрезанные цифры от 0 до 9.

— Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани.

— Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен.

— Сюжетные картины с прорезями, например, изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов.

Таким образом, наглядное пособие – одно из средств умственного развития, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

1.4. Виды наглядного материала для математического развития дошкольников во II младшей группе ДОУ и требования к нему

Наглядный материал – это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, благодаря которому возможно решение практически всех программных задач [1].

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;
  • сюжетный и бессюжетный;
  • объемный и плоскостной;
  • специально-счетный (счетные палочки, счеты и др.);
  • фабричный и самодельный .

К демонстрационным материалам , использующим зрительную активность дошкольника, относятся:

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами

— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, плоских предметных изображений;

— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

— оборудование для проведения дидактических игр;

К раздаточным материалам относятся:

— мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

— карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

— счетные палочки и т. д.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей — с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе специально организованных упражнений на занятиях [6].С этой целью используют:

— пособия для обучения детей счету;

— пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

— пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки [6].

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

— разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, развивающие.

— занимательный математический материал: геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты и т. д.;

— кубики с цифрами;

— книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование [3].

Таким образом, наглядные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.

Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию в математическом развитии детей средней группы ДОУ некоторых видов наглядного материала

2.1. Особенности восприятия дошкольников 4-го года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение [14].

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Преобладающей формой мышления становится наглядно — образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту. В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Дети 3-4 лет осваивают умения: группировать предметы по цвету, форме, величине; составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов; сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий – низкий; различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму; понимать слова: впереди — сзади, вверху — внизу, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).

2.2. Особенности организации процесса математического развития детей 4-го года жизни

«Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций» [3].

Основная форма работы — обучение детей на занятиях. Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6—8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.

Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии [9].

Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более 2— 3 однородных заданий. На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое повторяется не более 2—3 раз, когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10—12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям [9].

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка, является ведущим видом деятельности. Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания — наиболее известны и часто применяемы в современной практике дошкольного воспитания, относятся к занимательным видам математического материала [2]. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Другие статьи:  Договор купли-продажи транспортного средства 2019 бланк в рассрочку

Таким образом, в процессе обучения дошкольников II младшей группы математике, игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний.

2.3. Опытная работа по использованию наглядного материала в математическом развитии детей 4-го года жизни

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы установили, что в дошкольном возрасте при обучении элементарной математике наглядность играет особую роль.

Для проведения опытно- экспериментальной работы по данной теме были выбраны следующие методы:

  • наблюдение
  • анализ педагогической документации ДОУ
  • анализ предметно-развивающей среды II младшей группы ДОУ
  • беседа с воспитателями
  • беседа с детьми

При беседе с воспитателями II младшей группы №11 детского сада №84 «Радуга» мы выяснили, что проблема создания предметно-развивающей среды в группе, с целью формирования элементарных математических представлений актуальна для данной группы (см. приложение 1). В настоящее время в практике работы по формированию элементарных математических представлений воспитатели широко используют разнообразные игры, игровые упражнения, дидактические игры математического содержания.

Анализируя предметно-развивающую среду, мы выяснили, что группа действительно хорошо оснащена наглядными пособиями и дидактическим материалом, способствующим развитию элементарных математических представлений. Пособия и игры находятся в свободном доступе для детей, соответствуют возрасту, яркие, современные, вызывают интерес детей, используются дошкольниками в свободной деятельности.

Воспитатели II младшей группы планируют НОД с детьми по формированию элементарных математических представлений в соответствии с психолого-педагогическими программами. В основном задачи планируются в рамках НОД, в календарном плане мало внимания уделяется организации совместной деятельности педагога с детьми. Не планируется индивидуальная и коррекционная работа, остается без внимания самостоятельная деятельность детей по развитию элементарных математических представлений.

По результатам наблюдений, бесед с детьми, анализа детской самостоятельной деятельности, мы выяснили, что воспитанники II младшей группы проявляют интерес к дидактическим играм и игровым упражнениям на развитие элементарных математических представлений. Имеют представления о форме, величине, владеют понятиями один – много, короткий – длинный, узкий – широкий, высокий – низкий, знают основные цвета. С удовольствием выполняют простейшие задания математического содержания.

Наблюдая за дошкольниками на занятии (см. приложение 2), мы увидели, что многие дети с интересом отвечают на вопросы, внимательно слушают воспитателя, активно участвуют в ходе занятия, самостоятельно, без помощи воспитателя, находят множество предметов и один предмет, группируют предметы по цвету и размеру. Алина В., Катя Б., стеснялись отвечать, хотя владели знаниями по теме. Данил С., Ярослав М. часто затруднялись с ответом, Вадим С. и Максим Н., отвечали на вопросы только с помощью воспитателя.

Таким образом, проанализировав педагогическую документацию ДОУ, предметно – развивающую среду II младшей группы, проведя беседу с детьми и воспитателями детского сада, мы пришли к выводу, что некоторые дошкольники данной группы нуждаются в дополнительном объяснении пройденного материала. Исходя из этого нами были предложены игровые упражнения математического содержания с использованием наглядного пособия, для детей плохо освоивших материал (см. приложение 3). Занятия проводились индивидуально или с небольшой группой детей.

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, было установлено, что долгое время педагогов интересовала проблема использования наглядных средств в обучении математике дошкольников. Исследования в этой области проводились известными педагогами XIX – XX веков — Монтессори, К.Д. Ушинским, Н.Н. Поддьяковвм Ф.Н. Блехер, Д. Л. Волковским, и др.

Мы выяснили, что наглядное пособие – это средств умственного развития, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Также нам стало известно, что трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное.

Дошкольник 4-го года жизни оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

Для проведения опытно-экспериментальной работы по данной теме были выбраны следующие методы:

  • наблюдение
  • анализ педагогической документации ДОУ
  • анализ предметно-развивающей среды средней группы ДОУ
  • беседа с воспитателями
  • беседа с детьми

Во время работы дети были увлечены и заинтересованы ответить на вопрос правильно, внимательно слушали, активно отвечали, с удовольствием вели диалог на предложенную тему. Некоторые дети затруднялись с ответом, требовали помощи воспитателя. С целью помочь дошкольникам освоить материал, мы предложили воспитателям использовать игровые упражнения математического содержания с использованием наглядного пособия, работая с детьми индивидуально или с небольшой группой детей.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях наглядного пособия, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию. Занимаясь с детьми индивидуально, педагог тем самым учит детей более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, хорошо подобранный наглядный материал привлекает детей эстетически, вызывает у ребят желание заниматься с ним, способствует организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала, закреплению знаний в свободное от занятий время.

[1] Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 320 с.

[2] Белошистая А.В. Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду, 2001 — № 1.-е. 5-17; № 2. — с. 9-25.

[3] Глаголева, Л.В. Сравнение предметов [Текст] / Л.В. Глаголева. –М.: Просвещение, 2010. – 234 с.

[4] Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст] / Сост. и общая ред. Т.И. Ерофеевой. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. — 128 с.

[5] Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003 — № 4.

[6] Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2006. -112с.

[7] Зайцева, Н.А. Первая тысяча: учебно-методическое пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Н.А. Зайцева. – М.: АРС — Пресс, 2010. – 276с.

[8] Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М. Т.К. Велби, 2009.

[9] Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2009. – 246 с.

[10] Формирование математических способностей: пути и формы // Ребенок в детском саду. — 2001. — №1.

Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста.

Оксана Казаморова
Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №32»

«Роль наглядного материала в усвоении элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста»

Казаморова Оксана Михайловна

I. Значение наглядности в обучении математике в детском саду. (принцип наглядности).

II. Виды наглядного материала:

1. Требования, предъявляемые к наглядному материалу.

2. Описать, какой наглядный материал есть у нас в детском саду.

а) как мы его используем,

б) как пополняется,

Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал ещё Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики»: «… всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они схватываются несколькими чувствами».

На ранних этапах обучения особенно большую роль играет принцип наглядности, так как мышление маленьких детей конкретно, и они должны иметь дело с вещами, с предметами, а потом со словами. Для детей дошкольного возраста наглядность выражается в предметах, в непосредственном восприятии жизненных явлений (в процессе экскурсий) или в изображении предметов (в картинках). В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная (это предметы, звуки, движения, подлежащие счету и сравниванию одной совокупности с другой; предметы в различном пространственном расположении, имеющие различную форму, величину и т. д.) и изобразительная наглядность (это карточки с нарисованными предметами в разном количестве, разной величины и формы, при разном пространственном расположении; карточки с геометрическими фигурами разных размеров, разного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; таблицы с изображением состава числа и многое другое). Но в настоящее время в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия, которые способствуют развитию дедуктивного мышления детей.

Использование наглядности в обучении значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых наглядных пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения. В одних случаях воспитатель только направляет наблюдения детей, действия, например, при рассматривании предмета детям предлагается обвести пальчиком геометрическую фигуру, чтобы лучше ознакомиться с её формой («Шар кругленький, катится, а кубик с уголками, они мешают ему катиться», говорит малыш). Иную роль играет слово воспитателя при познании детьми отношений, например количественных. При этом воспитатель направляет детей на осмысление не качества совокупностей предметов, а отношений между ними. Например, на верхней полоске лежат 4 красных кружка, а на нижней – 5 синих кружков. Свои наблюдения дети должны отразить в слове. Поэтому воспитатель ставит следующие вопросы: «На какой полоске – нижней или верхней – меньше кружков? Сколько кружков на каждой из полосок? Какое число меньше какого и какое число больше какого?» и т. д.

Наглядность не самоцель, а средство более углубленного познания мира. Дети, сравнивая множества, учатся считать: 5 кукол, 4 тарелки и т. д. – не для того, чтобы углубить знания о куклах и тарелках, а для того, чтобы научиться абстрагировать числа 5 и 4 от конкретных предметов, осознать мощность соответствующих множеств и взаимно – обратные отношения (4 4 на 1 единицу). Следовательно, принцип наглядности обеспечивает большую глубину чувственного восприятия, а чувственное и логическое мышление взаимосвязаны на всех возрастных этапах. Поэтому целесообразны сочетания средств наглядности и слова.

Наглядный материал очень важен на занятии, но должен иметь свои границы. Иногда наглядность может мешать умственному развитию, тормозить его. Например, при изучении нового программного материала по счету. Образец педагога, его показ способа действия играют огромную роль. Но если маленький ребенок усвоил способ действия, то дальнейший показ будет мешать развитию самостоятельности. Поэтому даже в работе с детьми трех лет показ образца становится вредным, когда малыши могут выполнить задание сами, на основе словесной инструкции. На этом этапе образец можно использовать иначе, например, показать его после выполнения задания, чтобы дети сами проверили, так ли они разложили кружки, как им было указано в инструкции, или как представлено на образце.

Другие статьи:  Как оформить альпийскую горку на даче

Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Одними из важнейших методов обучения, прекрасно сочетающимися с другими методами на всех этапах учёбы, являются наглядные методы. Г.И. Кругликов отмечает, что наглядными методами «принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представ­лении им определенных явлений или процессов с соответствую­щим объяснением их существенных признаков» [1, c. 58].

Цель статьи – рассмотреть особенности применения наглядных методов обучения на педагогической практике будущих педагогов профессионального обучения.

Наглядные методы обучения направлены на эмоциональное восприятие материала, применяются при изложении сложной информации, в ситуациях, когда снижается внимание аудитории. Наглядные методы особенно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика профессионального образования требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и конкретное, и абстрактное мышление обучаемых.

Творцом дидактики так называемого на­глядного обучения считается Ян Амос Коменский. В своей «Вели­кой дидактике» он говорит о необходимости «предоставить для восприятия чувствами» все, что только можно, «а именно: види­мое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспри­нять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются не­сколькими чувствами».

Использование средств наглядности на занятии в профессиональном образовательном учреждении имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащихся и расширения педагогических возможностей преподавателя. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся.

Наглядные методы могут быть основными и (чаще) вспомогательными. Благодаря вспомогательным средствам поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий. Главное назначение вспомогательных средств – оптимизировать, насколько это оказывается возможным, учебно-воспитательный процесс, создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения к профессиональной среде.

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на занятии в профессиональном учебном заведении еще не решают задачи повышения качества обучения. Ведя подготовку и контроль практической деятельности будущих педагогов профессионального образования в профессиональных учебных заведениях (основной базой практики является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»), преподаватели кафедры профессиональной педагогики Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии нацеливают студентов на такое использование методов наглядности, которое будет максимально эффективным.

Эффективность использования наглядных методов зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований:

  1. Применяемое средство наглядности должно соответствовать возрасту учащихся, уровню развития их пространственного мышления.
  2. Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
  3. Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения (образовательные цели, воспитательные и развивающие задачи).
  4. Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает учащихся от сущности изучаемого материала.
  5. Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, т.е. в соответствии с этапами (структурными элементами) занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все схемы и плакаты развешиваются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.
  6. Наглядное средство должно хорошо сочетаться с другими методами и средствами обучения, используемыми преподавателем на занятии.
  7. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.
  8. Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстративного материала. Это необходимо, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.
  9. Нужно заранее детально продумывать пояснения (вводные, по ходу показа и заключительные), даваемые в ходе демонстрации явлений. Детальное продумывание необходимо для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  10. Желательно привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Возможна постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
  11. Во время демонстрации пособия целесообразно замедлять или прерывать рассказ, побуждая слушателей внимательно рассмотреть схему, плакат или рисунок.

Психолог В.А. Петровский называет также такое требование к методам обучения как «соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)» [2, c. 204]. Действительно, не каждый преподаватель, к примеру, владеет методикой использования компьютерных средств наглядности, не у всех преподавателей гибкое мышление, позволяющее быстро перестраиваться, осваивать новые методы наглядной подачи информации. Молодым педагогам не хватает опыта как в обращении с имеющейся в учебном заведении техникой, так и в умении сочетать наглядные методы с другими методами, органично вводить их в общую канву занятия.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они используются, обязательно в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности воздействие должно оказываться на обе сигнальные системы во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что, по словам Ю.К. Бабанского, «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [1, c. 102].

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

– при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

– при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

– сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

– отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [2, c. 24-25].

Кроме того, нужно помнить, что наглядные методы должны способствовать решению поставленных задач, не отвлекая внимание на второстепенные детали.

Необходима предварительная подготовка оборудования в соответствии с соблюдением требований техники безопасности. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо особенно строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Средства наглядности должны иметь эстетичный вид, быть оптимальных размеров. Схема, плакат, написанные мелким шрифтом, не могут принести требуемого эффекта. Расстояние между строчками текста должно равняться как минимум половине высоты букв. Материал в нижней части пособия оформляют обычно ярче, так как воспринимается он медленнее. Имеет значение и подбор цветов. Наиболее благоприятны жёлто-зелёный, зелёно-голубой и синий цвета. Полезно применять сочетание чёрных букв и жёлтого фона, красных букв и зелёного фона.

Хорошее обозрение также достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.

Г.И. Кругликов предупреждает молодых педагогов о невольных ошибках, снижающих эффективность использования метода наглядности при демонстрации пособий. Он называет следующие ошибки:

1. Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно. Вследствие этого они не в состоянии сосредоточить внимание, не могут точно и полно воспроизводить показанное. Следует в определенной логической последовательности переклю­чать внимание с одного момента на другой.

2. Объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает. Например, включается теоретический материал, отвлекающий внимание учащихся от показываемых приемов ра­боты, проводятся аналогии с другими приемами, говорится о предыдущих упражнениях и т.п. Во время демонстрации трудового приема любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно непосредственно улучшает восприятие показываемого. Если в виде исключения надо пояснить что-нибудь, не связанное непосред­ственно с демонстрируемым приемом, необходимо прервать по­каз.

3. Речь мастера во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение [3, c. 59-60].

В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика показала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Необходимо сочетать различные методы обучения. Кроме того, важно постоянно расширять круг наглядных методов обучения в соответствии с достижениями современных технологий. К примеру, в последнее время актуальным и доступным стало использования мультимедийной презентации к занятиям [5] и в целом информационных технологий как способа предъявления наглядности [6].

Выбор методов профессионального обучения является одним из тех решающих факторов, от которых зависит успешность организации учебного процесса, уровень мотивации учащихся, степень понимания ими материала и, как следствие, уровень полученных учащимися профессионального лицея знаний, сформированных умений и навыков.

1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 345 с.

2. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский Психология: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2005. – 512 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: Учпедгиз, 1960. – 309 с.

5. Крылова М.Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения // Грани познания. – 2015. – № 8 (42). – С. 32-40.