Требования к межеванию земель

Требования к проекту межевания в 2017 году

Вернуться назад на Межевание 2017

Требования к проекту межевания земельных участков (далее — Требования) устанавливают правила оформления проекта межевания земельных участков (далее — Проект межевания).

Проект межевания подготавливается в отношении земельного участка (земельных участков), выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), с учетом требований Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Проект межевания утверждается:

1) решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;
2) решением собственника земельной доли или земельных долей.

Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее — образуемые земельные участки).

В Проект межевания, подлежащий утверждению решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли в порядке, установленном статьей 13 Закона об обороте.

Проект межевания состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы.

В случаях, предусмотренных Требованиями, в состав Проекта межевания включается приложение.

К текстовой части Проекта межевания относятся следующие разделы:

1) пояснительная записка;
2) исходные данные;
3) список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее — измененные земельные участки);
4) сведения об образуемых земельных участках и их частях;
5) сведения об измененных земельных участках и их частях;
6) сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В состав текстовой части Проекта межевания также включаются титульный лист и содержание.

В состав графической части Проекта межевания включается раздел «Проектный план».

Проект межевания комплектуется в следующей последовательности: титульный лист, содержание, разделы текстовой части, разделы графической части, приложение.

Рекомендуемый образец Проекта межевания приведен в приложении к Требованиям.

Проект межевания оформляется на бумажном носителе в количестве не менее двух экземпляров.

По желанию заказчика Проект межевания дополнительно оформляется в виде электронного документа.

Проект межевания должен быть прошит и скреплен подписью и оттиском печати кадастрового инженера. Подпись и оттиск печати кадастрового инженера проставляются на титульном листе Проекта межевания, на Проектном плане и на обороте последнего листа Проекта межевания.

Проект межевания оформляется с применением средств компьютерной графики. При оформлении Проекта межевания также может применяться комбинированный способ. Внесение текстовых сведений вручную (от руки) производится разборчиво тушью, чернилами или пастой синего цвета. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления не допускаются. Все исправления в Проекте межевания должны быть заверены подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера.

Оформление карандашом Проекта межевания не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Проект межевания оформляется на листах формата A4. Раздел «Проектный план» может оформляться на листах большего формата.

Нумерация листов Проекта межевания является сквозной в пределах документа. Документы, включаемые в состав приложения, не нумеруются.

Если сведения не умещаются на одном листе какого-либо раздела, допускается размещать их на нескольких листах либо на обороте соответствующего листа. В указанном случае на каждом листе либо на каждой странице соответствующего раздела воспроизводятся следующие сведения: слова «Проект межевания земельных участков» и название соответствующего раздела Проекта межевания.

Если разделы Проекта межевания размещены на листах с оборотом, при заполнении реквизита «Лист N ___» соответствующего раздела Проекта межевания дополнительно через запятую приводится номер страницы.

Общее количество листов Проекта межевания, включая количество листов документов приложения, указывается на титульном листе.

Незаполненные реквизиты разделов текстовой части Проекта межевания не исключаются, в таких реквизитах проставляется знак «-» (прочерк).

Проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории.

При необходимости для подготовки Проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:

1) все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии), оформленные в соответствии с пунктом 13 статьи 13.1 Закона об обороте;
2) заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при наличии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, представляемых в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 13.1 Закона об обороте (при отсутствии возражений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
4) заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;
5) копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренного пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте (если такое извещение направлялось участникам долевой собственности);
6) копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания, предусмотренное пунктом 10 статьи 13.1 Закона об обороте, и копия первого листа, содержащего реквизиты печатного издания (если такое извещение было опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации).

В состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения, включаются акт соответствующего органа местного самоуправления, подтверждающий полномочия должностного лица органа местного самоуправления, указанного в пункте 10 статьи 14.1 Закона об обороте, либо заверенная в установленном порядке копия такого акта.

В заключении кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка в виде связного текста приводятся сведения о лице, представившем соответствующие возражения, причины его несогласия с предложенными размером и местоположением границ образуемого земельного участка, а также информация о способе устранения таких причин.

Заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка подписывается лицом, снявшим ранее представленные возражения (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания), и кадастровым инженером (с указанием его фамилии, инициалов и даты подписания). Подпись кадастрового инженера заверяется его печатью.

Малоимущая семья 2017
Кооператив 2017
Капитальное строительство 2017
Загранпаспорт 2017
Аттестация рабочих мест 2017
Федеральные налоги 2017

Назад | | Вверх

Приказ Министерства экономического развития РФ от 11 февраля 2014 г. № 55 “О внесении изменений в требования к проекту межевания земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. № 388” (не вступил в силу)

Внести в требования к проекту межевания земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. № 388 (зарегистрирован в Минюсте России 19 сентября 2011 г., регистрационный № 21825), изменения согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 марта 2014 г.
Регистрационный № 31628

Приложение
к приказу Министерства экономического развития РФ
от 11 февраля 2014 г. № 55

Изменения, которые вносятся в требования к проекту межевания земельных участков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 3 августа 2011 г. № 388

а) подпункт 3 исключить;

б) в подпункте 5 слова «об измененных земельных участках» заменить словами «о земельном участке или земельных участках, из которого или которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей (далее — измененные земельные участки),».

2. Пункт 30 исключить.

3. Пункт 31 исключить.

4. Приложение изложить в следующей редакции:

«Приложение
к требованиям к проекту
межевания земельных участков

Рекомендуемый образец

Обзор документа

Скорректированы требования к проекту межевания земельных участков.

Пересмотрен состав текстовой части проекта. Исключены положения о списке собственников одного или нескольких участков, из которых выделяются земли в счет долей. Это т. н. «измененные земельные участки». Указываются только данные о таких объектах.

В новой редакции изложен рекомендуемый образец проекта.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Требования к проекту межевания земельного участка

Н.С. Герасименко,
соискатель ученой степени к.ю.н., практикующий юрист

Во исполнение п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” Министерством экономического развития Российской Федерации был издан приказ от 03.08.2011 № 388 “Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков”.

Требования к проекту межевания земельных участков установили правила оформления проекта межевания земельных участков.

В соответствии с утвержденными требованиями, проект межевания утверждается либо решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения либо решением собственника земельной доли или земельных долей.

Проектом межевания определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, также включаются сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Утвержденными требованиями определено, что проект межевания состоит из текстовой и графической частей, включающих информацию, в том числе о списке собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей; сведениях об образуемых земельных участках и их частях; сведениях об измененных земельных участках и их частях; сведениях об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

Теперь, в состав приложения Проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, включаются:

  • все поступившие кадастровому инженеру, подготовившему Проект межевания, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (при их наличии);
  • заключение кадастрового инженера о снятии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;
  • заключение кадастрового инженера об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;
  • заверенные кадастровым инженером копии документов, удостоверяющих права на земельную долю или земельные доли, в счет которых выделяется земельный участок;
  • копия извещения о необходимости согласования Проекта межевания;
  • копия страницы печатного издания, содержащей извещение о необходимости согласования Проекта межевания.

По мнению Департамента недвижимости, после вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 03.08.2011 № 388, утверждающего Требования к проекту межевания, для государственной регистрации прав на образуемые земельные участки должны представляться документы, предусмотренные ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. До вступления в силу Приказа № 388 государственная регистрация прав на образуемый земельный участок проводится в порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые на основании проекта межевания, утверждаемого решением собственника земельной доли или земельных долей, с учетом того, что предоставление проекта межевания и документов, предусмотренных пп. 1 п. 3.1 ст. 22.2 Закона о регистрации, в указанном случае не требуется.

Справочные правовые системы
«Консультант Плюс«

Документ недели

Минэкономразвития России Приказом от 03.08.2011 N 388 утвердило Требования к проекту межевания земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Требования N 388 касаются вопросов подготовки проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения для выдела таких участков в счет земельной доли. Следует учитывать, что данный документ согласно ст. 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеет большое значение для государственной регистрации права собственности на образуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Требования N 388 вступают в силу 4 октября 2011 г.

Межевание земельных участков (..)

Нормативное регулирование межевания земельных участков в российском законодательстве менялось неоднократно. При этом данный вопрос всегда был крайне актуальным для оборота земельных участков, так как межевание позволяет индивидуализировать данные объекты недвижимости, а также необходимо для выполнения публично-правовых функций государственной власти в отношении земельных участков и их владельцев.

Кроме того, вопрос межевания земельных участков может иметь значение также и при установлении обязательственных отношений относительно этого объекта недвижимости (см., к примеру, Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения. Ст. 607 ГК РФ, вывод из судебной практики 11.1).

Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 (далее — Инструкция по межеванию), определяет межевание земель как комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (п. 1.1 Инструкции по межеванию). В данном акте были установлены детальные требования к проведению межевания земель.

Однако в связи с принятием Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон о землеустройстве) и ряда подзаконных актов Инструкция по межеванию в некоторой степени устарела, в связи с чем Росземкадастр в Письме от 28.02.2003 N АО/54 «О применении «Инструкции по межеванию земель» указал на необходимость применения этого акта в части, не противоречащей Закону о землеустройстве, ЗК РФ и подзаконным актам по вопросам землеустройства.

Само по себе межевание как описание местоположения границ объектов землеустройства является одним из этапов землеустройства (ст. 15 Закона о землеустройстве, а также Приказ Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства»).

В ст. 17 Закона о землеустройстве предусматривается, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством РФ. Соответствующие правила были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства». Данный нормативный акт касается лишь завершающей стадии межевания земельных участков — установления и закрепления границ объектов землеустройства на местности.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в настоящее время утратил силу) устанавливал, что для проведения государственного кадастрового учета земельных участков необходимо, в числе прочего, предоставление документов о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 данного Закона).

Порядок подготовки и требования к содержанию этих документов для целей внесения сведений в государственный земельный кадастр были установлены в Приказе Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». В соответствии с данным подзаконным актом документ о межевании земельного участка составлялся в виде описания земельного участка, включающего:

— чертеж земельных участков;

— сведения о земельных участках (в порядке возрастания условных обозначений земельных участков);

В связи с принятием нового Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) был издан Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее — Приказ N 412), отменивший действие указанного выше Приказа Росземкадастра. В то же время данный Приказ Минэкономразвития России утвердил, в частности, форму межевого плана и требования к его составлению.

По сравнению с описанием земельного участка межевой план предусматривался как более подробный и структурированный документ. Согласно п. 4 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412, межевой план должен состоять из текстовой и графической частей, разбитых на следующие разделы:

1) текстовая часть:

— сведения о выполненных измерениях и расчетах;

— сведения об образуемых земельных участках и их частях;

— сведения об измененных земельных участках и их частях;

— сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;

— сведения об уточняемых земельных участках и их частях;

— сведения об образуемых частях земельного участка;

— заключение кадастрового инженера;

— акт согласования местоположения границы земельного участка.

2) графическая часть:

— схема геодезических построений;

— схема расположения земельных участков;

— чертеж земельных участков и их частей;

— абрисы узловых точек границ земельных участков.

Однако данный документ не установил правила подготовки проектов межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, указывая лишь на то, что при выделе земельных участков в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения межевой план должен быть подготовлен с учетом требований Закона N 101-ФЗ (п. 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом N 412).

Также следует отметить, что и в п. 6 ст. 24 Закона о кадастре установлено, что особенности кадастрового учета земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка, должны определяться Минэкономразвития России.

Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ) также предусматривает создание проектов межевания, но лишь применительно к застроенным территориям либо территориям, подлежащим застройке (ст. 43 ГрК РФ).

Проект межевания земельных участков (..)

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 435-ФЗ), внесшего значительные изменения в Закон N 101-ФЗ, особое значение в законодательстве было выделено такому документу как проект межевания земельных участков.

Закон N 435-ФЗ установил, что выдел земельного участка сельскохозяйственного назначения в счет земельной доли возможен лишь на основании согласованного и утвержденного общим собранием участников долевой собственности проекта межевания земельных участков (ст. 13 Закона N 101-ФЗ). Порядок подготовки такого проекта межевания был установлен в ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Одновременно с утверждением проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников и размера их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки (п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Если же проект межевания земельных участков, а также перечень собственников и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки не были утверждены общим собранием участников, то лицо, желающее выделить земельный участок, вправе самостоятельно заключить договор с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земельного участка. Однако такой проект в любом случае должен быть согласован с другими участниками долевой собственности в части размера и местоположения границ выделяемого участка (п. 4 ст. 13 и п. 9 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции).

Кадастровый инженер обеспечивает перечисленным в Законе N 101-ФЗ заинтересованным лицам возможность ознакомиться с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом должно быть направлено участникам долевой собственности или опубликовано в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Содержание извещения закреплено в п. 8 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Если в течение 30 дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Проект межевания земельного участка утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо решением собственника земельной доли (долей), желающего выделить земельный участок.

В соответствии с п. 14 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект, а также в орган кадастрового учета по месту расположения участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого участка в счет земельной доли (долей) рассматриваются в суде.

В Законе N 435-ФЗ установлено, что до 01.07.2012 участники долевой собственности могут принять решение об утверждении проекта межевания земельных участков или зарегистрировать свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности. Если они этого не сделали до установленной даты, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 01.07.2013 обязан:

1) провести общие собрания участников долевой собственности с обсуждением вопросов об утверждении проекта межевания земельных участков и утверждения списка перечня собственников земельных участков и размеров долей в праве общей собственности;

2) обеспечить подготовку проекта межевания участков;

3) обеспечить проведение кадастровых работ по образованию участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

Требования к проекту межевания земельных участков (..)

Требования N 388 касаются проекта межевания земельных участков сельскохозяйственного назначения, так как п. 3 данного акта предусматривает, что проект межевания земельных участков (далее — проект межевания) может утверждаться:

— решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок (земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения;

— решением собственника земельной доли или земельных долей.

Рассматриваемые Требования не предусматривают возможность утверждения проекта межевания иными лицами. Данное правило соответствует норме, закрепленной в п. 5 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

При этом следует отметить, что п. 2 рассматриваемых Требований указывает на то, что проект межевания подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, выделяемых в счет земельной доли (земельных долей), в соответствии с требованиями Закона N 101-ФЗ. Из данного нормативного положения не вполне ясно касаются ли правила о проекте межевания, закрепленные рассматриваемыми Требованиями, земельных участков не сельскохозяйственного назначения (то есть относящиеся к иным категориям земель).

Проект межевания согласно п. 4 Требований N 388 должен содержать информацию о размерах земельных участков и местоположения границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельных долей. Такая информация указывается, в том числе, и об образуемых земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также тех земельных участках, которые находятся или будут находиться в общей собственности. Требованиями установлено, что размер выделяемого земельного участка должен определяться в соответствии с данными, указанными в документах, удостоверяющих право на земельные доли согласно ст. 13 Закона N 101-ФЗ в новой редакции.

Рассматриваемые Требования предусматривают, что проект межевания должен состоять из текстовой и графической части (п. 6 Требований N 388), а также приложений к нему, если это необходимо.

Текстовая часть проекта межевания должна состоять из следующих разделов:

— список собственников земельного участка или земельных участков, из которых осуществляется выдел земельных участков в счет земельных долей;

— сведения об образуемых земельных участках и их частях;

— сведения об измененных земельных участках и их частях;

— сведения об обеспечении доступа к образуемым или измененным земельным участкам.

В графической части проекта межевания должен быть изображен проектный план земельных участков. Требования N 388 содержат детальные указания по заполнению разделов плана межевания, а также образец такого плана (п. п. 9 — 56 данных Требований, а также Приложение к Требованиям).

Документы, являющиеся героями текущего обзора — Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 N 388 «Об утверждении требований к проекту межевания земельных участков», можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать).

Инструкция по разархивации находится здесь.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Требования к проекту межевания земельных участков

В процессе установления границ наделов довольно часто используется такое понятие, как проект межевания.

Под ним скрывается определение документа, который может составляться относительно одного надела или нескольких.

Такой документ содержит в себе информацию, на основании какой осуществляется определение границ.

Проект состоит из графической части, содержащей в себе обозначение расположений участков и текстовой, где приводится описание всех необходимых характеристик. Важное значение имеет проект в тех ситуациях, когда осуществляется выделение долей наделов из массы земель.

Нормативные документы

Основным нормативным актом, который определяет требования к такому документу, является Приказ Минэкономразвития № 388 от 3.08.2011 с внесенными изменениями 11.02.2014.

В нем содержатся все основные правила, на которые необходим опираться в процессе сбора данных для проекта, его непосредственного составления и окончательного утверждения.

Часть пунктов приказа, в свою очередь, опирается на положения Федерального закона №101 «Об обороте земель с/х назначения», который касается моментов выделения наделов такой категории в пользование с последующим приобретением права собственности.

Составные части

Требования, предъявляемые к составлению проекта межевания земельного участка достаточно обширные и содержат правила сбора необходимой информации, отражения обязательных данных, принципов оформления и внесения поправок или изменений, заполнения графической или текстовой части, а также утверждения документа.

Порядок утверждения проекта межевания заключается в одобрении составленного документа его непосредственным заказчиком или лицом, которое имеет право собственности или пользования наделом.

Так, в соответствии с действующим Приказом Минэкономразвития проект могут утверждать:

  • Решением владельцев долей надела, если она относится к категории применения под сельское хозяйство;
  • Единоличным решением владельца доли надела или всех долей одного участка.

Перечень данных об объекте или территории

Перечень сведений, который будет содержаться в составленном проекте, включает в себя следующее:

  • Данные о том, что участки, относительно которых составляется документ, полностью соответствуют установленным законодательствам нормам относительно допустимых пределов минимальной и максимальной площади;
  • Наименования законодательных актов, в соответствии с какими участок (или участки) соответствуют всем требованиям, предъявляемым к наделам в процессе межевания и подготовки к нему;
  • Данные относительно выполненных работ, которые являются существенными в конкретном случае;
  • Перечень документации, на основании которой в проект вносились сведения, и какие брались при осуществлении расчетов;
  • Данные о границах участка и тех, которые подлежат изменению;
  • Сведения о расположении участков;
  • Границы наделов, посредством каких допускается обеспечить доступ к конкретным наделам;
  • Номера тех наделов, за счет которых выделяются отдельные доли;
  • Расположение объектов различного происхождения, которые значимы для конкретного участка;
  • Расположение границы муниципалитета, если участок примыкает к ней;
  • Основные характеристики и показатели земельных участков.

Текстовая и графическая информация

Сам проект включает в себя две основные части – текстовую и графическую.

В текстовой должны отображаться такие данные:

  • Данные о том, какие материалы применялись в процессе составления проекта;
  • Особенности проведения процесса межевания относительно обозначенных участков;
  • Обоснование определенных решений относительно участка – указание норм технического, экологического, градостроительного и т.д. характера, опираясь на которые инженер вносил данные или производил определенные расчеты;
  • Характеристики участков с учетом их особенностей, назначения и расположения.

Графическая часть проекта включает в себя непосредственный чертеж территории, на котором отображаются:

  • Общие линии, определяющие границы участков;
  • Так называемые «красные линии», по расположению которых делается вывод о возможном расположении объектов недвижимости;
  • Пограничные линии земельных наделов;
  • Границы зон, которые относятся к особым территориям (культурное наследие и т.д.);
  • Вид разрешенного пользования земли, который установлен нормативным актом;
  • Площадь общего участка земли, которая отображается на чертеже, а также размеры отдельных долей, которые будут образованы.

Структура приложения

Приложением к проекту межевания является другой документ – проект планировки участка.

Он оформляется на основании данных, представленных в проекте межевания и включает в себя ту информацию и элементы, что в большей мере ориентируются на основные нюансы зонирования площади земель, элементы, которые в совокупности составляют структуру объекта и определяют саму цель проведения планировки.

Проект планировки может содержать в себе следующие данные:

  • Схемы расположения объектов и участков с точки зрения геодезии;
  • Основные обозначения уже имеющихся объектов;
  • Проходящие транспортные линии;
  • Проложенные коммуникации инженерного назначения;
  • Объекты строительства, которые были вынесены за границы наделов.
  • Кроме этого в качестве приложений используются:
  • Поступившие от заинтересованных лиц возражения по проведенной процедуре межевания;
  • Заключение о снятии возражений (если таковые присутствовали) или об их отсутствии;
  • Копии документов, которые удостоверяют права на наделы;
  • Копия опубликованного извещения о собрания.

Общие требования к подготовке

При подготовке учитывают значительный перечень требований. В первую очередь, инженер должен учитывать необходимость отображения документа как минимум в двух оригинальных экземплярах на бумажном носителе.

Дополнительно по желанию заказчика предоставляется также электронный вариант, который может понадобиться другому инженеру уже при непосредственном установлении границ наделов, образованных за счет выделения долей.

Ошибки и помарки в проекте не допускаются, но при возникновении необходимости внести правки непосредственно в сам документ, инженер должен выполнить такое действие аккуратно, при этом поставив рядом свою подпись, подтверждающую действительность измененных данных.

Кроме таких требований инженер также учитывает следующие:

  • Оформление проекта должно осуществляться на листах формата А-4, графическая часть может отображаться в большем размере;
  • Основанием для составления проекта является кадастровая выписка об участке. Также дополнительно могут учитываться кадастровые планы территории;
  • В процессе подготовки инженер имеет право использовать данные, содержащиеся в картографических материалах, которая отдельно хранится в гос. фонде данных.

Итак, требования к составу рассматриваемого документа достаточно обширные и содержат большой объем информации, который входит в его перечень.

Так, в частности, документ состоит из двух основных частей – графической, куда входят изображения наделов, относительно которых осуществляется межевание участков и текстовой. Текстовая часть включает характеристики участков и расположение определенных объектов на них.

В качестве приложения к проекту могут применяться различные заключения относительно присутствия возражения по составленному проекту, их отсутствию, а также документальные основания для непосредственного составления.

Другие статьи:  Заключение брака между гражданами рф и иностранными гражданами