Требования к кандидату на должность президента сша

Требования к кандидатам на пост Президента США

Стать президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению (либо тот, кто состоял гражданином США при утверждении Конституции), старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Самым пожилым президентом на момент избрания был Рональд Рейган, впервые избранный в возрасте 69 лет и переизбранный на второй срок в возрасте 73 лет. Самым молодым был Теодор Рузвельт, избранный в возрасте 42 лет и 10 месяцев.

Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Кроме того, если некоторое лицо после смерти или отставки избранного президента занимало президентский пост (с поста вице-президента или иначе) на протяжении 2 лет и более, то это лицо в дальнейшем может быть избрано президентом не более 1 раза. Фактически президенты и ранее почти все соблюдали это неписаное правило, следуя примеру Джорджа Вашингтона, который пробыл в должности только два срока. Однако в 1940 году Франклин Д. Рузвельт был избран на третий срок, а в 1944 — и на четвёртый (умер в 1945). После этого, не умаляя заслуг Рузвельта и чрезвычайных условий, в которых он переизбирался (Вторая мировая война), было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры.22-я поправка не имела обратной силы и не распространялась на действовавшего в тот момент президента Гарри Трумэна, отбывшего почти полностью срок Рузвельта после его смерти плюс свой собственный, но Трумэн сам не пожелал вновь баллотироваться в 1952. Только один президент, Гровер Кливленд, занимал пост два срока с перерывом.

Во многих странах с республиканским правлением требования к кандидатам в президенты берутся аналогичные требованиям в США, например, возрастной ценз.

Выборы, вступление в должность, заработок и резиденция Президента Америки

Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Президент и вице-президент идут «в связке» в течение всей выборной кампании.

Непосредственно за президента и вице-президента голосует так называемая коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября в год, деление которого на четыре не образует остатка.

Голосование выборщиков происходит в начале декабря и представляет собой известную формальность, хотя неоднократно случалось, что отдельные выборщики голосовали не так, как обещали при их избрании. В части штатов существуют законы, обязывающие выборщиков голосовать так, как предписывает им штат.

Выборщики голосуют отдельно за президента и Вице-президента, для избрания кандидат должен набрать абсолютное большинство (более половины) голосов выборщиков, в настоящее время составляющих 538 человек. Если этого не происходит, то президента или Вице-президента избирает Палата представителей или, соответственно, Сенат Конгресса США из числа кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков, по правилам, определённым конституцией.

Вступление в должность

Вновь избранный президент и Вице-президент вступают в должность в полдень 20 января следующего года после выборов; устраивается торжественная церемония — инаугурация президента США. До принятия в 1933 году Двадцатой поправки к Конституции США датой инаугурации было 4 марта.

Во время инаугурации президент приносит следующую присягу или даёт следующее торжественное обещание: «Я торжественно клянусь (или обещаю), что буду добросовестно исполнять должность президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов».

В конце присяги традиционно добавляют ещё слова: «Да поможет мне Бог» (So help me God), хотя Конституцией они не требуются.

Президент в установленные сроки получает за свою службу фиксированное вознаграждение, которое не может меняться в течение периода, на который он был избран. Также в пределах этого периода он не может получать никаких иных доходов от Соединённых Штатов или какого-либо из штатов. Однако может получать деньги из других источников (например, от продажи книг).

Резиденция президентов (начиная со второго, Джона Адамса) — Белый дом в Вашингтоне. Рабочий кабинет (начиная с Уильяма Тафта) — Овальный кабинет Белого дома. Загородная резиденция — Кэмп-Дэвид.

Кто может стать президентом США? 1

Американская мечта состоит в том, что независимо от своего происхождения, любой человек, готовый трудиться, не жалея сил и времени, может добиться всего, к чему стремится, и даже стать президентом страны. История США изобилует подобными примерами. Страну возглавляли люди самого скромного происхождения. Означает ли это, что любой человек может баллотироваться в президенты США?

Чтобы иметь возможность стать президентом, Согласно статье 11, разделу 1 Конституции США, президентом страны может быть всякий, кто отвечает нескольким простым требованиям.

«Только гражданин США по рождению, либо являющийся гражданином США на момент принятия Конституции, имеет право баллотироваться в президенты. Кандидат в президенты должен быть не моложе 35 лет, и он должен проживать на территории США не менее 14 лет».

Формулировка «гражданин по рождению» со временем вызвала споры. Полагают, что она была включена в Конституцию в связи с письмом от 1787 года, которое Джон Джей, первый глава нового Верховного суда страны, направил Джорджу Вашингтону.

«Нью Йорк, 25 июля 1787 года

Позвольте мне обратить Ваше внимание на то, что было был разумно ограничить доступ иностранцев к руководству нашим правительством. Нужно открыто заявить, что главнокомандующим американскими вооруженными силами может быть только гражданин по рождению.

Остаюсь, преданный Вам,

В то время Джордж Вашингтон возглавлял Конституционное собрание США. Предложение Джона Джея было добавлено в текст Конституции без всякого обсуждения.

Точное значение этой формулировки, не сопровожденной дополнительными объяснениями, ставит в тупик правоведов, историков и тех, кто продолжает обсуждать целесообразность сохранения условия, согласно которому только человек, родившийся на территории Соединенных Штатов, может считаться «гражданином по рождению».

Некоторые авторы Конституции родились за границей, но абсолютно все американские президенты родились в пределах пятидесяти американских штатов. Однако некоторые кандидаты в президенты были рождены за пределами США, включая номинированного Республиканской партией Джона Маккейна. Сенатор от штата Аризона родился в 1936 году на американской военной базе в зоне Панамского канала, где служил его отец.

Этот вопрос поднимался неоднократно с тех пор, как Маккейн безуспешно пытался добиться номинации республиканской партии на президентских выборах в 2000 году. Представители его избирательной компании заявляют, что этот вопрос был рассмотрен экспертами-юристами и разрешен положительно.

В 1790 году Конгресс США первого созыва принял закон, в котором говорилось: «Дети граждан США, которые родились в заморских краях или за пределами США, будут считаться гражданами США по рождению». Некоторые эксперты считают, что авторы Конституции явно имели в виду такие ситуации, какая сложилась в семье Джона Маккейна. Другие — утверждают, что вопрос неясен, поскольку статья Конституции может быть истолкована по-разному. На этом основании ряд поданных в суд гражданских исков преследовали цель исключить Джона Маккейна из списка возможных кандидатов в президенты.

Сенатору от штата Аризона (Barry Goldwater) также пришлось заниматься этим вопросом, когда он баллотировался в президенты в 1964 году. Он родился в 1909 году, когда Аризона официально еще не являлась американским штатом. Он проиграл президентскую гонку Линдону Джонсону. Вопрос был поднят опять в 1968 году, когда в президенты выдвигался Джордж Ромни (George Romney), родившийся в Мексике. Также ходили слухи, что двадцать первый президент США, уроженец штата Вермонт Честер Артур (Chester A. Arthur) на самом деле родился в Канаде, что ставило под сомнение законность его президентства.

Какова ситуация с натурализованными гражданами?

Натурализованный гражданин – это человек, который родился за пределами США и позднее получил американское гражданство. Такие граждане пользуются теми же правами, что и граждане по рождению, однако они не могут занимать пост президента или вице-президента США.

В 2003 году сенатор-республиканец Орин Хатч (Orin Hatch) начал кампанию за принятие поправки к Конституции, которая дала бы натурализованным гражданам право занимать пост президента США. Поправка позволила бы таким натурализованным гражданам, как Арнольд Шварцнеггер, который родился в Австрии, занимать пост президента США. Эту поправку так и называют: «Закон Арнольда».

Некоторые демократы хотят, чтобы губернатор штата Мичиган Дженнифер Гранхолм (Jennifer Granholm), родившаяся в Канаде, тоже имела бы право занять пост президента США.

Несмотря на поддержку со стороны некоторых представителей обеих партий, конституционная поправка, предложенная сенатором Хатчем, должна быть поддержана подавляющим большинством (две трети) обеих палат Конгресса США и одобрена по меньшей мере 38 штатами из 50.

Что вы думаете о требованиях, предъявляемых к президенту США? Поделитесь своими мыслями!

Радиопрограмма «Их выбор» > Избирательная система США

Часть 1. Федеральный уровень

Общие сведения

Соединенные Штаты Америки – президентская республика. Это федеративное государство, состоящее из 50 штатов и федерального округа Колумбия.

Под юрисдикцией США находятся также территории – Виргинские острова, Восточное Самоа, остров Гуам, «свободно присоединившееся государство» Пуэрто-Рико.

Большинство штатов (за исключением Род-Айленда и Коннектикута) делятся на графства. Всего в США более 3000 графств.

Выборы в США

Федеральный уровень

Президент США, Вице-президент США избираются на 4 года косвенным путем Коллегией выборщиков, в состав которой избираются 538 выборщиков. Число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и депутатов Палаты представителей Конгресса США, подлежащих избранию от каждого штата, также в нее входит три выборщика от Округа Колумбия.

Выборщики в большинстве штатов избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства; выборщики от штатов Небраски и Мэн – по правилам пропорциональной избирательной системы. Выборщиком не может быть человек, который принимал участие в мятеже или восстании против Соединенных Штатов, а также помогал или поддерживал врагов США. Выборщики могут голосовать за кандидата конкурирующей партии. Обычно выборщики штата обязуются голосовать за кандидата, победившего на выборах в штате, но теоретически могут голосовать и за иного кандидата.

Выборы Президента США проходят в год, делящийся на четыре, в первый вторник после первого понедельника ноября. Избирательная кампания начинается значительно ранее – за год-полтора.

Прямые выборы проводятся в обе палаты Конгресса США.

Сенат Конгресса США (Верхняя палата) состоит из 100 сенаторов. Избирается по два сенатора от каждого штата, что позволяет учесть интересы малых штатов, незначительно представленных в Палате представителей. Срок полномочий Сената составляет шесть лет, состав обновляется каждые два года на 1/3. В соответствии с законодательством ряда штатов губернатор штата вправе назначить преемника сенатора в случае досрочного сложения им своих полномочий (на оставшийся срок полномочий сенатора), не назначая досрочных выборов.

Палата представителей Конгресса США (Нижняя палата). В ее состав входят 435 представителей, избираемых на ротационной основе сроком на два года и с полным перевыбором состава Палаты представителей каждые шесть лет; число депутатских мандатов, избираемых от каждого штата, соотносится с численностью избирателей каждого штата. Конституцией США гарантируется предоставление штату, как минимум, одного депутатского мандата.

На выборах в Палату представителей и Сенат применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Порог явки отсутствует.

Ограничения активного и пассивного избирательного права

Всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании.

Голосование – добровольное. Но в некоторых штатах предусмотрены штрафы за неучастие в выборах, а также исключение из списка избирателей при неучастии в двух федеральных избирательных циклах.

Избиратели США должны удовлетворять требованиям ряда цензов:

возрастной ценз – 18 лет;

ценз оседлости (различается от штата к штату, обычно 6 месяцев или 1 год).

Не могут голосовать душевнобольные.

Законодательство различных штатов отличается в вопросе предоставления активного избирательного права осужденным. Так, два штата предоставляют заключенным право голосовать на выборах, остальные 48 и округ Колумбия – запрещают. Восемь штатов лишают правонарушителей избирательных прав пожизненно, а законодательство еще восьми предусматривает специальную процедуру восстановления избирателя в правах по решению губернатора штата при подаче прошения (не автоматически). В некоторых штатах (Алабама, Флорида, Индиана и Мэриленд) приняты законодательные меры, облегчающие участие бывших правонарушителей в реализации активного избирательного права.

Избирать членов Конгресса США могут только граждане штата. Это положение препятствует жителям американских территорий принимать участие в федеральных выборах.

Жители федерального округа Колумбия не могут осуществить избирательные права по участию в выборах в Конгресс США.

Для того чтобы принять участие в голосовании, избиратель должен быть занесен в реестр избирателей (активная регистрация). В одних штатах применяется постоянная регистрация избирателей (большинство штатов), в других – периодическая.

Подать заявление на включение в список избирателей можно при получении водительских прав, по почте либо пройти процедуру регистрации в учреждении, осуществляющем процедуру регистрации. Возможна регистрация избирателей сторонними организациями. В некоторых штатах избиратели при регистрации должны заявить о том, какую политическую партию они предпочитают, – это необходимо для организации первичных выборов (праймериз). Единого общефедерального реестра избирателей не существует. Отсутствуют также единые стандарты ведения электронных реестров избирателей. Списки избирателей и сведения об избирателях, содержащиеся в них, являются публичными и могут передаваться политическим партиям для ведения агитационной работы с избирателями.

Бюллетень в большинстве штатов выдается при предъявлении удостоверения личности. Во многих штатах необходимо личное присутствие избирателя на избирательном участке при первом голосовании.

На выборах в США используется также «условный» или «предварительный» бюллетень. Такой бюллетень получает избиратель, если возникают сомнения относительно его права голосовать. Если выясняется, что избиратель имел право голосовать, но не был учтен в списке избирателей, то бюллетень учитывается, если нет – то отбраковывается.

Допустимы альтернативные формы голосования, такие как досрочное голосование, голосование по почте, голосование по открепительным удостоверениям, голосование по факсу, голосование с помощью электронных устройств. В ряде штатов правом на альтернативные формы голосования можно пользоваться без объяснения причины, в других – только при объяснении причин невозможности голосования на обычном участке (в письменном виде). С 2006 года согласно HAVA ( Help America Vote Act) все избирательные участки должны быть оборудованы техническими средствами для голосования и подсчета голосов. Предусмотрено создание специализированных участков для голосования инвалидов (не менее одного на графство).

Всего в США зарегистрировано около 180 миллионов избирателей.

В некоторых штатах (Орегон) применяется только голосование по почте.

Для различных федеральных выборов установлены различные ограничения избирательного права. Так, возрастной ценз для кандидатов на места в Палате представителей Конгресса США составляет 25 лет, для кандидатов на должность сенаторов – 30 лет, для претендентов на пост Президента США – 35 лет.

Для кандидатов установлены и требования пребывания в гражданстве: 7 лет – для Палаты представителей Конгресса США, 9 лет – для Сената Конгресса США и гражданство по рождению для кандидатов в президенты США.

Другие статьи:  Заявление на замену свидетельства инн при смене фамилии

Существует и ценз оседлости: факт проживания на территории штата для кандидатов на места в Конгрессе США и постоянное место жительства на территории США в течение 14 лет для потенциального Президента США.

Президент США и Вице-президент США не могут представлять один и тот же штат. Одно и то же лицо не может избираться Президентом США более двух сроков.

Штаты значительно отличаются друг от друга в вопросах требований к кандидатам, избираемым в федеральные органы власти (например, на получение права выдвижения своей кандидатуры).

В некоторых штатах кандидат от политической партии, которая не участвовала в предыдущих выборах на данную должность, для выдвижения своей кандидатуры должен собрать подписи избирателей в количестве 2 процентов от кандидата, победившего большинством голосов на предыдущих выборах. В ряде других штатов требуется собрать менее 2 процентов, в остальных – более 2 процентов. В некоторых штатах кандидат должен собрать фиксированное количество подписей вместо определенного процента от числа зарегистрированных избирателей на предыдущих выборах.

В ряде штатов кандидаты, выдвинутые не основными политическими партиями или в порядке самовыдвижения, должны были собрать не менее 3 процентов подписей избирателей от числа избирателей, принявших участие в последних выборах в штате, и внести избирательный залог. Избирательный залог может быть фиксированной суммой, но чаще – процент от доходов кандидата за предыдущий год. Он различен для Верхней и Нижней палат Конгресса США.

Выдвижение партийных кандидатов происходит в несколько этапов, включая предварительные выборы (праймериз) и решения национальных конвентов партий (для кандидатов в президенты). Избирательный залог может быть предусмотрен законодательством отдельных штатов для допуска кандидата к праймериз. Избирательный залог не подлежит возврату.

Законодательство ряда штатов допускает безальтернативные выборы.

Все кандидаты на всех выборах и вопросы (для референдума) помещаются в единый бюллетень. В ряде штатов бюллетень содержит на президентских выборах строку «Против всех», но она не имеет юридической силы. Также от штата к штату варьируется количество партий, допущенных к участию в выборах депутатов Конгресса США.

Выборы проводятся в рабочий день. Время голосования в различных штатах различается.

Политические партии

В федеральном законодательстве и в законодательстве штатов отсутствуют требования к минимальной численности политической партии.

Официальными членами двух основных политических партий – Демократической партии и Республиканской партии – являются только штатные работники аппаратов политических партий.

Для регистрации новой партии в штате необходимо собрать от 3000 до 25 000 подписей избирателей (в зависимости от штата).

Финансирование партий и предвыборная агитация

Источниками денежных средств кандидатов могут быть добровольные пожертвования частных лиц, взносы политических партий и политических комитетов, собственные средства кандидата и членов его семьи, средства, выделяемые государством (на президентских выборах). Запрещается делать взносы публичным служащим, а также иностранцам и лицам, выполняющим публичные заказы. Запрещены анонимные пожертвования на сумму, превышающую 100 долларов.

На общее количество затрачиваемых на проведение избирательной кампании средств ограничений не установлено.

Различаются «твердые деньги», то есть пожертвования в пользу кандидатов, и «мягкие деньги» – средства в пользу политических партий на «партийные» цели. Максимальный размер пожертвований в фонд кандидата для частного лица – около 2000 долларов США. Границу между расходованием «мягких» и «твердых» денег провести сложно. Чтобы обойти ограничения по использованию «мягких денег» и пределы размеров пожертвований «жестких денег» на избирательную кампанию кандидатов, используются альтернативные организационные структуры. Расходы отдельных организаций (которым по закону предоставляются налоговые льготы) не контролируются Федеральной избирательной комиссией.

Кандидаты, получающие средства на ведение избирательной кампании из государственного бюджета (84,1 млн долларов), не вправе получать и использовать добровольные пожертвования. При отказе от государственных средств на финансирование избирательной кампании к кандидату не применяются ограничения по предельной сумме расходов.

Сроки проведения предвыборной агитации законодательством не регулируются. В США осуществляется минимальное государственное правовое регулирование и максимальное корпоративное саморегулирование этой сферы. Так, законодательство вообще не регулирует участие печатных СМИ в освещении выборов. Участие частных СМИ регулируется только в части предоставления кандидатам эфирного времени за плату. Гарантируется не равенство доступа кандидатов к теле- и радиоэфиру, а равные условия его покупки.

Все эфирное время предоставляется кандидатам исключительно на платной основе. При этом на оплату выступлений по радио и телевидению запрещается расходовать более 60 процентов от суммы избирательного фонда.

Законодательство не запрещает проведение кандидатами предвыборной агитации с использованием сети Интернет.

В 2008 году впервые были проведены не только дебаты кандидатов на пост Президента США, но и дебаты кандидатов на пост Вице-президента.

Структура избирательных органов

Федеральная избирательная комиссия (ФИК) – независимый постоянно действующий орган, обеспечивающий соблюдение участниками федеральных выборов требований законодательства о финансировании избирательных кампаний кандидатов. ФИК была образована в 1974 году (приступила к работе в 1975 году).

Состав – 6 членов и не более 3 членов, представляющих одну политическую партию (фактически 3 представителя Демократической партии и 3 представителя Республиканской партии), в том числе Председатель комиссии. Без права голоса в нее входят секретарь Сената и клерк Палаты представителей Конгресса США.

Срок полномочий Председателя и заместителя Председателя ФИК – 1 год с последующей ротацией на представителя другой политической партии. Председатель и заместитель Председателя не могут представлять одну партию.

Аппарат ФИК – 350 сотрудников.

Заседания ФИК являются открытыми, за исключением специально оговариваемых случаев.

Комиссия по содействию выборам (образована в 2003 году на основе Закона от 2002 года «Помоги Америке проголосовать» (HAVA – Help America Vote Act). Состоит из 4 членов – и не более 2 членов, представляющих одну политическую партию. Срок полномочий Председателя комиссии – 1 год с последующей ротацией на представителя другой политической партии.

Комиссия является консультативным органом, вырабатывает и принимает рекомендации и руководства, в частности, для сотрудников избирательных органов, в том числе на языках национальных меньшинств. Комиссия также распределяет федеральные средства штатам на выполнение предписаний Закона от 2002 года.

В организации и проведении выборов участвуют также федеральные органы и учреждения исполнительной власти (Министерство юстиции, Министерство обороны США), на которые допускается возложение ряда полномочий по подготовке и проведению выборов.

Жалобы рассматриваются судебными органами.

Наблюдатели на выборах

В большинстве штатов допускается также назначение наблюдателей от кандидатов и политических партий (одного или двух), которые не имеют права вмешиваться в процедуру выборов, но могут следить за проведением голосования и подсчетом голосов. На выборах могут присутствовать наблюдатели от неправительственных организаций (при этом в одних случаях им разрешается присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей, в других – только при голосовании) и от Министерства юстиции США.

Как стать президентом США

Теоретически стать президентом США гораздо проще, чем, например, президентом России. Впрочем, об этом многие догадываются и без меня. На практике, конечно, ненамного проще, но, по крайней мере, никто никому не запретит в американские президенты баллотироваться. И главное, можно всегда быть уверенным, что есть вакансия. В противоположность российским гражданам, американцам часто трудно догадаться о том, кто будет их следующим президентом, а в иные годы, такие как, например, нынешний, практически невозможно.

Допустим, вы уроженец США (это конституционное требование обойти невозможно) и хотите на некоторое время поселиться в Белом доме. Для этого вам нужно заполнить анкету №2 Федеральной избирательной комиссии. На ближайший срок вы, впрочем, уже опоздали: время регистрации истекло в начале марта, но многие успели – кто именно, можно узнать на сайте комиссии. Можно даже не регистрироваться, но в таком случае потенциальным избирателям за пределами круга ваших знакомств будет трудно узнать о вашем существовании и намерениях. В любом случае объявить себя кандидатом в президенты имеет право каждый, попросту выйдя на улицу – или даже не выходя, можно сказать об этом своим домашним. Не пугайтесь, в анкете всего пять пунктов.

К настоящему времени зарегистрировано 1659 претендентов. Не все метят в президенты, потому что анкету заполняют кандидаты на любую федеральную должность, в том числе в конгрессмены и сенаторы. Тем не менее, желающих возглавить ведущую сверхдержаву среди них большинство – многие сотни (более точный список можно найти здесь), хотя некоторые уже наверняка расстались с дерзкой мечтой. Помимо кандидатов от двух ведущих партий, к которым обычно приковано внимание журналистов и широкой публики, здесь множество представителей мелких партий и движений, а также независимых претендентов, баллотирующихся, попросту говоря, от собственного лица.

Представлять всех или даже делать небольшую выборку не имеет смысла: в основном это люди с неоправданными амбициями или преследующие некие узкие цели, без шанса пробудить энтузиазм у электората. Но есть и колоритные личности, заслуживающие внимания. Один из моих фаворитов в этом смысле – Золтан Истван, кандидат от Трансгуманистической партии. Трансгуманизм – это близкое к либертарианству всемирное движение за усовершенствование человеческой природы с помощью новейших технологий, в физическом, интеллектуальном и психологическом отношениях, чтобы повысить наши шансы на решение проблем, которых не избежать, может быть, в самом ближайшем будущем. Эта программа наверняка вызовет у многих оторопь. И тем не менее Истван не городской сумасшедший, хотя и явный радикал.

Вот, в частности, одна из проблем, которую он описывает в своей недавней публикации, и которая технически вскоре может стать реальностью. Представим себе некоего обозленного или радикализованного индивида, пытающегося предъявить претензии обществу и государству. Даже при отсутствии личных средств он в состоянии набрать долгов по кредитным картам, допустим, тысяч на 30 долларов. Этих денег вполне достаточно для того, чтобы приобрести принтер объемной печати и наштамповать на нем десятки дронов, которые злоумышленник может оснастить таким же напечатанным огнестрельным оружием (параметры уже сегодня можно скачать в интернете), коктейлями Молотова или отравляющими веществами. Теоретически он может сделать все это, оставаясь в рамках закона, поскольку вторая поправка к Конституции гарантирует американцам право на владение оружием. В результате один человек получит возможность держать в осаде крупные учреждения или компании, единолично создавая очаги военного положения. Для Иствана это – способ показать, как плохо приспособлены законы к стремительно развивающимся технологиям.

И хотя тема терроризма стоит сегодня довольно высоко в повестке дня ведущих кандидатов на пост президента США, они обсуждают ее на языке вчерашнего дня, в основном предлагая так или иначе испортить жизнь сотням тысяч законопослушных граждан мусульманского вероисповедания. При этом я, конечно, уверен, что имени Иствана в ноябрьском избирательном бюллетене не найду. Не то чтобы я лично собирался за него голосовать, но уж больно заезжена колея президентских дебатов.

Впрочем, есть кандидаты, которые чьи имена в бюллетене почти наверняка будут проставлены, помимо обязательных демократического и республиканского. Гэри Джонсон, бывший губернатор штата Нью-Мексико и кандидат от Либертарианской партии, в рейтингах по соседству с Трампом и Клинтон демонстрирует солидные 11 процентов, а до выборов еще больше полугода. Ставить на него серьезные деньги рано, но уж больно непредсказуемая складывается нынешняя кампания. Что касается остальных, то им придется ждать следующего шанса – или просто внести в свои си-ви тщеславную, но ни к чему не обязывающую строку: кандидат в президенты США.

Алексей Цветков – нью-йоркский поэт, публицист и политический комментатор

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

Как выбирают Президента США

Всем известно, что Соединенные Штаты Америки как страна сложились относительно поздно под влиянием традиций Великобритании, привнесенных переселенцами на новый материк. Этот факт с неизбежностью отразился в ходе формирования государственной системы.

В США есть выборы федеральных должностных лиц, но нет общефедеральных выборов. Это парадоксальное утверждение подтверждается тем, что все выборы, включая пост Президента, относятся к уровню штатов. В связи с этим с тем, что организация выборов лежит на региональных, под которыми в дальнейшем будут подниматься штатные, и местных властях, проблемы совмещения федеральных, региональных и местных выборов в США не возникает, поскольку при том количестве выборных должностных лиц от депутатов легислатур штатов до секретарей, судей, пожарников иной выход и не мог бы быть найден. Национальный избирательный цикл длится шесть лет: за этот период трижды переизбирается Палата представителей, Сенат полностью обновляется в три этапа и Президент выбирается раз в четыре года.

Основными законодательными актами на уровне федерации являются Закон об избирательных правах 1965, который призван устранить недоверие со стороны традиционно считающихся дискриминированными группами избирателей, представляющими собой национальные меньшинства и афро-американскую часть населения, Закон о доступности голосования пожилым людям и инвалидам и Закон о национальной регистрации избирателей.

В начале хотелось бы оговорить, что данная статья затрагивает лишь реформу администрирования (организации и проведения) выборов на федеральном уровне, не затрагивая такую актуальную проблематику, как реформа финансирования избирательной кампании, включающую столь болезненный вопрос как так называемые «мягкие деньги» и некоторые другие, заслуживающие отдельного рассмотрения.

Органы и должностные лица, занимающиеся организацией и проведением выборов. Организация и проведение выборов исторически входит в компетенцию штата и местных органов на основе конституционного принципа разделения властей. Практически без исключения эта функция вверена графствам и в некоторых случаях — муниципальным властям.

В США делается ставка на децентрализованный административный аппарат при проведении всех видов выборов, что объясняется глубоким убеждением, что такая система не допускает злоупотреблений со стороны федеральной администрации или иных органов власти в степени, способной исказить волеизъявление граждан.

Правомочие органов местного самоуправления и ответственность за проведение выборов сопровождается обязанностью нести бремя финансового обеспечения избирательного процесса, в том числе и затраты по регистрации избирателей. За редким исключением, на бюджет штата не возлагаются расходы по выборам на федеральные и региональные должности, в том числе депутатов законодательных собраний штатов, губернаторов, секретарей, судей. Как правило, органы местного самоуправления ответственны за подготовку, изготовление и доставку бюллетеней и иной избирательной документации, тогда как власти штата обязуются предоставить полную информацию об именах кандидатов на федеральные и региональные посты с примерным образцом бюллетеня.

В Конституции США указано, что «сроки, место и порядок проведения выборов устанавливаются законодательным собранием каждого штата, но Конгресс может в любое время установить или изменить эти правила» (статья I, раздел 4 Конституции США). Это положение приводит к тому, что на федеральном уровне существуют лишь пять ведомств:

1. Федеральная избирательная комиссия.

В 1975 году для реализации Закона о федеральной избирательной кампании (Federal Election Campaign Act (FECA)), регулирующего вопросы финансирования избирательной кампании на федеральном уровне, создана Федеральная избирательная комиссия1. В обязанности Комиссии как независимого политического ведомства входит

— раскрытие (опубликование) информации, связанной с финансированием избирательных кампаний,

— обеспечение соблюдения положений выше упомянутого Закона особенно — относительно запрета определенных видов пожертвований и превышения их максимальных размеров, а также

— надзор за государственным финансированием президентских выборов.

Комиссия состоит из шести членов, назначаемых Президентом «по совету и с согласия» Сената на шесть лет — срок, превышающий срок полномочий Президента. Для обеспечения преемственности Комиссии в работе обновление происходит не полностью, а на треть каждые два года. К тому же, только половина коллегиального состава — 3 человека — допускается к назначению из числа представителей одной политической партии, дабы независимое ведомство не было заподозрено в однопартийном подходе. Для принятия официального решения требуется минимум четыре голоса. Председатель меняется в порядке ротации каждый год с условием невозможности дважды занимать этот пост в течении срока мандата.

Другие статьи:  Заявление о доставке пенсии

2. Отделение избирательных правонарушений в Департамента юстиции находится в подчинении Генерального прокурора и занимается, в основном, проведением расследований по совершенным преступлениям.

3. Комиссия по гражданским правам является одним из важнейших независимых политических ведомств и занимается рассмотрением значительных нарушений избирательных прав в административном порядке.

4. Федеральная программа содействия голосованию Министерства обороны предназначена для оказания содействия военнослужащим и гражданам США, проживающим за границей, в регистрации и заочном голосовании.

5. Бюро переписи населения подведомственно Министерству торговли и проводит в нулевой год пересчетом населения и вычислением числа мандатов от каждого штата в Палату представителей.

Избирательные органы на уровне штатов. На региональном уровне существуют два варианта администрирования выборов, где главным избирательным органом может быть:

1. Секретарь штата — выборное должностное лицо штата, срок полномочий которого составляет четыре года. Это наиболее распространенная схема. В его компетенцию обычно входит:

— информационная и техническая поддержка процесса организации и проведения выборов избирательным органам местного уровня в варьирующейся степени от штата к штату,

— обучение сотрудников избирательных органов местного уровня,

— регистрация кандидатов и политических партий на федеральных и региональных (штатных) выборах.

2. Совет штата по выборам, существующий лишь в десятке штатов, состоит из представителей обеих основных политических партий, назначаемых с фиксированным, но перемежающимся сроком полномочий губернатором штата с согласия верхней палаты законодательного собрания штата. В число полномочий Совета входит:

— обеспечение требований законодательства о финансировании избирательных кампаний и отчетности в штате,

— определение форм, процедур и назначения ответственных лиц на выборах местного уровня,

— информационная и техническая поддержка процесса организации и проведения выборов избирательным органам местного уровня в варьирующейся степени от штата к штату,

— регистрация кандидатов и политических партий на федеральных и региональных (штатных) выборах.

Избирательные органы на местном уровне. Вследствие значительного разнообразия административные структуры на местном уровне могут представлять собой одно уполномоченное лицо, коллегиальный орган, носящий часто название совет, или их комбинация. В обязанности избирательных органов на местном уровне включаются:

— предоставление информационной поддержки выборов (место, время, характер и порядок проведения регистрации избирателей и голосования),

— разбивка избирательных участков,

— назначение сотрудников участковых избирательных комиссий на основе списков, представленных партиями2,

— обучение сотрудников избирательных участков,

— приобретение и установка оборудования для голосования,

— изготовление избирательных бюллетеней и подготовка машин для голосования и подсчета,

— обработка итогов голосования, поступивших с избирательных участков и некоторые иные.

Избирательные органы на уровне избирательных участков. Избирательный участок обслуживается сотрудниками, представляющими обе ведущие политические партии страны. Они отвечают за организацию процесса голосования на месте, в том числе:

— подготовка места для голосования,

— заверение, что избирательные урны пусты, а счетчики машин сброшены на нулевые показатели,

— выдача избирателю бюллетень, предварительно удостоверившись в наличии его имени в списках избирателей и его росписи напротив своей фамилии,

— пересчет поданных голосов и утверждение итогов голосования,

— направление таблиц с итогами голосования в местный избирательный орган.

В качестве рекомендованных направлений реформ, обеспечивающим беспристрастность в ходе избирательного процесса, является изменение порядка формирования избирательных комиссий. Штаты должны рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в законодательство для обеспечения независимости, политической нейтральности или представленности обеих ведущих партий в избирательной комиссии при сохранении свободы выбора организационной формы для избирательной комиссии.

Активное и пассивное избирательное право. Конституция США не определяет условия обладания активным избирательным правом, что оставляет регулирование этого вопроса штатам. В ходе эволюции американской Конституции, тем не менее, потребовалось внести изменения, устраняющие наиболее политически опасную практику, что привело к установлению ограничений: запрет дискриминации по признаку «расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении» (поправка XV), «пола» (поправка XIX), а также недопустимость отрицания или ограничения «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога» (поправка XXIII) или «в зависимости от возраста» при достижении 18 лет (поправка XXVI). Столь казуистичный подход зачастую приводит к существенным различиям в правовом статусе одного и того же человека в различных штатах. Согласно законам многих штатов лицо, осужденное за совершение преступления, лишается избирательного права до снятия судимости, а не только на период исполнения наказания, как в России. Учреждениям исправительной системы и судам предлагается выдавать уведомление о восстановлении в избирательных правах.

Требования к кандидатам, особенно — на федеральные должности, более определенны:

— срок проживания (для Президента он составляет 14 лет, сенатора — 9 лет, депутата Палаты представителей — 7) и

Регистрация избирателей. Ответственность за регистрацию в качестве избирателя лежит на гражданине. Это положение коренным образом отличается от российского законодательства. Согласно докладу ФИК, представленному на рассмотрение Конгрессу США, регистрация избирателей в штатах, регулируемая Законом о национальной регистрации избирателей, — незначительно увеличилась в 2000 году и достигла 73,8% населения, имеющего право голоса. Более половины штатов свидетельствуют о наличии проблем в 1999-2000 годах с органами, уполномоченными предоставлять возможности для регистрации избирателей и пересылать заполненные регистрационные формы органам, ответственным за организацию и проведение выборов. Также доклад ФИК содержит следующие рекомендации по улучшению администрирования регистрации избирателей и процесса голосования. Статистика показывает, что больший процент (51,12% в течение 1997-98) людей сейчас регистрируются в офисах оформления автотранспортных средств и в государственных и муниципальных учреждениях.

Эта стадия избирательного процесса активно реформируется на уровне штатов. Так, в штате Калифорния изменены сроки регистрации на первичных выборах: они сокращены с месяца до даты выборов до двух недель, предшествующих дате первичных выборов. Избирателям, голосовавшим в ходе предыдущих выборов и не изменившим места жительства, как правило, сохраняют регистрацию и не должны предпринимать каких-либо специальных действий по её подтверждению. Анкеты для регистрации в качестве избирателя представляются во многих государственных учреждениях, некоторых супермаркетах и других магазинах или доступны на сайте секретаря штата или регистратора графства при численности населения более 125 тысяч.

Изменен порядок голосования в ходе первичных выборов. «Открытые» первичные выборы 2000 года, позволявшие голосовать за любого кандидата любой партии, в судебном порядке признаны нарушающими право политических партий на ограничение принятия участия в первичных выборах в целом членами этих партий. В настоящее время избиратель, зарегистрированный как член определенной партии, что является обязательным в большинстве штатов, получает бюллетень, содержащий только кандидатов от данной партии, как и было до 2000 года, так называемые «закрытые первичные выборы». Однако избиратели, зарегистрированные как независимые, могут обратиться с просьбой предоставить им избирательный бюллетень Демократической, Республиканской, Американской независимой или Экологической партии — эти партии допускают участие независимых избирателей в ходе их первичных выборов. С момента начала этой избирательной кампании любой избиратель имеет право зарегистрироваться как голосующий заочно. В некоторых округах для такой регистрации требовалось лишь сделать соответствующую отметку в посылаемом каждому избирателю образце избирательного бюллетеня. Для разового заочного голосования избиратель мог вернуть форму для заочного голосования на обратной стороне образца избирательного бюллетеня либо загрузить необходимую форму с вебсайта регистратора своего графства или другой административной единицы.

Отмечается настоятельная необходимость создания межштатного ведомства, состоящего из представителей штатов и местного самоуправления и финансируемого из федерального бюджета, с целью поддержания и обновления Стандартов систем голосования, включающих критерии действительности голоса, порядка пересчета и др. и в будущем — основополагающие принципы систем голосования. Следует отметить, что поскольку ни одна из пяти применяемых штатами систем голосования не является безупречной, имеет смысл ориентироваться на единые федеральные стандарты для каждой из них, не переходя к единообразию.

Регистрационная форма избирателя, являющаяся индивидуальной для каждого штата, к сожалению, не всегда содержит прямой вопрос о гражданстве США, что порой приводит к недоразумениям и к необоснованной регистрации. Потребность недопущения двойной регистрации должна решаться через усиление контактов ответственных ведомств и обмена информацией. Представляется целесообразным введение в каждом штате центрального реестра или картотеки учета избирателей.

Использование Интернета при регистрации и в ходе голосования должно быть отложено до создания эффективных систем компьютерной безопасности. Сейчас предусмотрено получение через Интернет полной информации по выборам, предоставляется возможность для распечатки необходимых для регистрации документов с необходимостью последующей доставки в органы, ответственные за организацию выборов. Все регистрации, осуществленные посредством Интернета, должны быть проверены и засвидетельствована их соответствие (подлинность).

В случае отсутствия возможности регистрироваться в день голосования или иных аналогичных процедур предлагается утвердить временный (диспозитивный) бюллетень, но порядок его применения остается неясным с учетом условия сохранения конфиденциальности.

Способы голосования. Одной из важнейших проблем в избирательном процессе является заочное голосование, в частности — военнослужащих и граждан, проживающих за границей. Конгресс должен принять поправки в действующее законодательство, требующие обеспечение бюллетенями для заочного голосования не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Это законом установленное средство должно включать увеличение срока приема к рассмотрению бюллетеней для заочного голосования и расчета необходимого времени для предоставления находящимся за границей избирателям «переходного периода» в 30 дней для голосования и доставки бюллетеней.

Заочное голосование «без указания причин» широко используется в западных штатах, так как оно необычайно удобно для небольших и удаленных избирательных участков и позволяет существенно сократить затраты на функционирование избирательного участка в день голосования. В тоже время выросла значительно стоимость почтовых отправлений, в связи с чем для избирательной корреспонденции первого класса необходимо установить специальные расценки, не превышающие половину стоимости аналогичных услуг, и выделить почтовой службе США из федерального бюджета средства на покрытие этих расходов.

Следующим возможным шагом является внесение положения о возможности для военных и иных граждан, находящихся за границей, голосовать с помощью Федерального бюллетеня для заочного голосования, предполагающего внесение избирателями своих кандидатов вне зависимости от того, подал ли данный избиратель просьбу о заочном голосовании минимум за 30 дней до дня голосования. Для соблюдения 30-дневного срока штатам предлагается предусмотреть процедуры, такие как допуск факсимильных форм регистрации избирателей и отправка избирательного бюллетеня по факсу избирателям. Также штатам рекомендуется отменить прекращение (окончание) регистрации избирателей, находящихся на военной службе или за рубежом, за 30 дней до дня голосования. Федеральная почтовая регистрационная карточка должна служить в качестве заявления о регистрации избирателя и заявкой на получение бюллетеня для заочного голосования.

Досрочное голосование, проведенное в порядке эксперимента в Техасе, показало некоторое, хотя и небольшое, но увеличение явки избирателей. Это позволяет сделать вывод о нем как более удобном способе, так как зачастую предоставляются более удобные места для голосования и дополнительное время. Основной и наиболее затратной частью является обеспечение безопасности мест проведения голосования и хранение избирательной документации. Легислатурами штатов должен быть внимательно изучен вопрос о возможности введения досрочного голосования и заочного голосования «без указания причин», в то время как Конгресс США должен рассмотреть плюсы и минусы введения национального праздника в день выборов Президента США (точнее, коллегии выборщиков).

Системы голосования. Системы голосования должны предоставлять возможность избирателю просмотреть бюллетень перед подачей голоса (бюллетеня).

Бумажный бюллетень. Традиционная система использует бумажные бюллетени разного веса, на которых напечатаны имена всех кандидатов или вопросы. Избиратель в конфиденциальном порядке делает свой выбор путем отметки в квадратике напротив имени соответствующего кандидата или ответа на вопрос и опускает этот бюллетень в запечатанную избирательную урну. Бумажные бюллетени считаются только вручную.

Механические машины с использованием рычагов. В таких машинах имени каждого кандидата или вопросу, нанесенные в прямоугольном поле на передней панели машины, соответствует определенный рычаг. Ряд отпечатанных листов с именами или вопросами, представленное взгляду избирателя, указывает соответствующий рычаг при голосовании за каждого кандидата или ответе на вопрос. В обычном положении рычаги расположены горизонтально. Конфиденциальность голосования обеспечивается наличием штор. Избиратель опускает выбранный рычаг, чтобы указать свой выбор. Когда избиратель покидает кабинку для голосования, открывая шторы с помощью специальной ручки, рычаги для голосования автоматически возвращаются в первоначальное горизонтальное положение. Как только рычаг принимает первоначальное положение, это приводит к повороту счетчика на одну десятую часть полного круга. Этот оборот соответствует единице при подсчете голосов от каждого рычага, полный оборот приводит к движению следующего колеса на одну десятую, соответствующего десяткам и т.д. При условии исправности машины и изначальном установлении рычагов с нулевыми показателями в результате будет показано число проголосовавших за каждого кандидата или вопрос. Внутреннее сцепление не позволяет проголосовать одновременно за нескольких кандидатов или вопросов.

Перфокарта. Система, использующая перфокарты и небольшое устройство размером с пюпитр, для голосования. Избиратель с помощью специального устройства для перфорации компостирует (пробивает отверстия) напротив кандидата или вопроса. После голосования избиратель может быть опущен в избирательную урну или помещен в компьютерную систему подсчета голосов на избирательном участке.

Наиболее распространенными видами перфокарт являются «Воутоматик» (автоматическое голосование) и «Дейтавоут» (данные для голосования). В первом случае предусмотрена лишь нумерация на перфокарте без указания имен кандидатов и вопросов. Номер отверстия соответствует определенному кандидату или вопросу. Информация о порядке голосования и кандидатах или вопросах печатается в отдельном буклете. В «Дейтавоут» имена кандидатов или вопросы печатаются на самой перфокарте напротив отверстия для пробивания.

Система чувствительных отметок (в том числе оптическое сканирование). В этой системе используется бумажный бюллетень со списком кандидатов или вопросов напротив пустых квадрата, круга, овала или неполной стрелы. Избиратели делают свой выбор путем заполнения пустых квадрата, круга, овала или дорисовывания стрелы. После голосования бюллетень опускается либо в опечатанную урну, либо в специально предназначенное считывающее устройство на участке. Считывание информации происходит по принципу наиболее темной отметки. Эта технология существует десятки лет и широко используется в таких областях как стандартизация тестирования и в лотереях штата. Хотя система наиболее чувствительной отметки обычно соотносится с оптическим сканированием, которое является лишь одним из семи методов оптического распознавания. Используется либо вариант «центрального подсчета» (избиратель голосует и бюллетени подсчитываются централизованно спустя определенное время после окончания выборов) или «участкового подсчета» (избиратель вставляет бюллетень в специальное устройство, которое подсчитывает голоса на избирательном участке).

Непосредственная электронная запись. Эта наиболее современная система, использующая достижения современной электроники, является современным вариантом механических машин с использованием рычагов. Здесь нет бюллетеня, возможности выбора видимы для избирателя на передней панели машины.

Избиратель непосредственно вводит свой выбор в память компьютера с помощью нажимания кнопок или иного приспособления для ввода данных. Клавиатура, которой зачастую оснащают такие компьютеры, позволяет использовать бюллетень, предполагающий внесение избирателями своих кандидатов (вопросов референдума). В настоящее время эта система не допускает заочного голосования, так как не имеет возможности считывать информацию с бумажных бюллетеней.

Другие статьи:  Ответственность за нарушение срока оказания услуг

Стандарты систем голосования. Добровольные стандарты для систем голосования разработаны в сотрудничестве Национальной ассоциацией руководителей выборов штатов и Управлением администрирования выборов ФИК под управлением Центра по выборам.

Необходимость создания единообразных стандартов для каждой системы голосования на уровне штата и, может быть, даже в общефедеральном масштабе является уже повсеместно признанной и широко обсуждаемой в американском обществе. На потребность в таких стандартах и общих принципах для единообразного определения действительности голоса в каждой системе голосования указано в решении Верховного Суда США при рассмотрении скандала на выборах Президента 2000.

Сейчас ФИК ожидает комментарии на обновленные критерии эксплуатации систем голосования. В 1990 году впервые ФИК установила эти стандарты для того, чтобы помочь штатам определять компьютерные системы и иное избирательное оборудование, осуществляющие подсчет голосов аккуратно и безопасно. Независимые организации, проводящие соответствующее тестирование, используют данные стандарты для определения качества устройств для голосования и подсчета голосов под руководством Национальной ассоциации руководителей выборов штатов. Местные власти и власти штата могут обращаться к результатам тестирования по собственному усмотрению при оснащении избирательным оборудованием. Критерии эксплуатации и тестирования были пересмотрены в связи с изменением технологий избирательного процесса, развитием программного обеспечения в области безопасности и тестирования. В то же время ФИК запросила дополнительное финансирование для подготовки ведущих принципов управления выборами для лиц, ответственных за их организацию и проведение.

Эти стандарты приняты в 37 штатах и в большинстве из них оборудование, которое предполагается купить для выборов, обязательно предварительно проходит тестирование. В остальных 13 штатах, как правило, есть собственные, более строгие сертификационные критерии.

День голосования. Голосование начинается в шесть или семь утра и заканчивается в 20 или 21 час. Увеличение времени голосования до 24 или 48 часов представляется нецелесообразным, также как и введение единого времени на территории всей страны для открытия и закрытия избирательных участков, поскольку, несмотря на призрачные блага, предоставляемые таким способом проведения голосования, нарушается единство и целостность избирательного процесса, что наносит больший урон демократии. Введение единого времени проведения выборов по всей стране как средство борьбы со спекулятивными прогнозами средств массовой информации, основанными на данных опроса проголосовавших избирателей на выходе с избирательного участка (exit polls), представляется проблематичным. Кроме того, общественность и политики должны усвоить, что предварительные прогнозы СМИ не являются официальными результатами выборов. Более эффективным средством является воздержание от опубликования предварительных прогнозов до 23 часов по западному времени (минус пять часов по Гринвичу). Безусловно, в Конгресс уже поступали многочисленные законодательные предложения об увеличении времени до 21 часа в зоне восточного времени (минус пять часов по Гринвичу) и закрытии избирательных участков 19 и 18 часов соответственно в зоне гор (минус семь часов по Гринвичу) и Тихого океана (минус восемь часов по Гринвичу). Подобное решение не учитывает Аляску (минус девять часов по Гринвичу) и Гавайи (минус десять часов по Гринвичу), не являющихся смежными в отличие от остальных 48 штатов. Вариациями этого предложения для западных штатов, включая Аляску и Гавайи, является открытие избирательных участков вечером накануне дня выборов или перенесение перехода на летнее время в год президентских выборов на две недели позже. Данные альтернативы неприемлемы по многим причинам, поскольку в частности — они лишают избирателей в западных штатах возможности голосовать после работы, традиционно наиболее горячее время между 18 и 19 часами.

Изменение периода голосования возможно несколькими способам: голосование будет проводиться в выходные: субботу, воскресенье или оба дня. Также допускается предоставление условий голосовать заранее, то есть досрочное голосование. И заочное голосование «без указания причин», включая голосование по почте, представляет собой другой альтернативный метод. Или установление национального праздника в день выборов коллегии выборщиков, иначе говоря — выборов Президента.

Голосование в выходные имеет некоторые неоспоримые преимущества:

— в эти дни свободны государственные здания, такие как школы, которые используются под избирательные участки и парковка около этих учреждений очевидно будет свободнее.

— увеличивается число потенциальных работников избирательных участков, поскольку большее количество людей свободны от работы.

— высвобождается время для голосования у избирателей, так как они не обременены повседневными обязанностями: учебой, работой и т.п.

Голосование в выходные дни, проведенное в качестве эксперимента в некоторых штатах, дало противоречивые результаты. К примеру, в Калифорнии наблюдалось значительное увеличение явки избирателей относительно аналогичных выборов, проходящих во вторник, тогда как в Техасе не зафиксировано каких-либо существенных изменений в количестве пришедших избирателей.

В то же время голосование в выходные представляет собой дополнительные сложности и затраты: работники избирательных комиссий и технический персонал будут работать в сверхурочное время и дополнительные меры безопасности следует принять в отношении государственных учреждений. Кроме того, нередко под избирательные участки используются церкви и иные места осуществления культа, что невозможно будет сделать в выходные.

Введение национального праздника в день выборов Президента представляет собой те же преимущества, что и голосование в выходные дни, но этот праздничный день предоставляется только служащим государственных учреждений и тем, чьи работодатели согласятся на введение этого праздника. На этот день можно перенести празднование Дня ветеранов, отмечаемое в США в четвертый понедельник октября, но сохраняется опасность дискредитации этого праздника.

Скандал, произошедший на выборах Президента 2000 года, породил некоторые радикальные и оригинальные предложения, такие как введение удостоверения с отметкой о том, как проголосовал избиратель, может породить волну манипуляций, на что обращают внимание американские авторы, даже не упоминая о нарушении тайны голосования.

Установление результатов голосования. Законодательство штатов должно ввести положения о пересчете голосов в административном и судебном порядке, предусмотрев необходимый минимум вызывающих сомнение голосов для осуществления автоматического пересчета голосов и разумный период времени для его проведения вручную или с использованием техники, при этом предпочтительнее установление административного порядка и дальнейшая замена им судебного порядка. Пересчет голосов на выборах на должности федерального уровня и уровня штата, а также иные должности в соответствии с требованиями законодательства штата должен проводиться членом местной избирательной комиссии при участии главного должностного лица, ответственного в данном штате за проведение выборов. Ручной пересчет должен осуществляться либо для проверки точности подсчета, осуществленного с помощью специального оборудования, либо при невозможности иначе подсчитать голоса. Перед осуществлением пересчета с использованием специального оборудования каждый бюллетень или перфокарта должны быть исследованы на предмет их действительности и обеспечения аккуратности подсчета табуляторным оборудованием. Действительные бюллетени, которые в результате повреждения или ошибки избирателя не могут быть адекватно учтены механическим способом, должны быть либо посчитаны вручную, либо сделаны дубликаты (с соответствующей проверкой первоначального бюллетеня) таким образом, чтобы они могли быть подсчитаны специальными машинами. Спорным остается о месте пересчета относительно установления официальных результатов: объявление официальных результатов происходит до или после пересчета.

Существенной трудностью при пересчете голосов в судебном порядке есть представление доказательств наличия мошенничества или ошибки, что зачастую является проблематичным для кандидата.

Установление в законодательном порядке на уровне штатов минимального количества спорных голосов для проведения автоматического пересчета устраняет требования инициирования процесса пересчета одним из кандидатов или установления в судебном порядке существенной ошибки или мошенничества.

Ручной пересчет должен быть использован в первую очередь для уверения (удостоверения) избирателей и кандидатов в том, что машинный подсчет (с помощью специального оборудования) произведен точно. Следующим случаем обращения к ручному способу является невозможность осуществления подсчета с помощью специального оборудования определенных бюллетеней, таких как с вписанными от руки кандидатами, без или с большим количеством отметок. Некоторые штаты, в частности — Калифорния, предусматривают необходимый для проведения пересчета процент спорных голосов каждого вида (к примеру — один процент каждого вида). Использование специального оборудования непосредственно для голосования и в дальнейшем — для подсчета следует (должно) подкреплять предварительным тестированием с целью убедиться в их надежности.

Перед началом пересчета с помощью специального оборудования все бюллетени должны быть осмотрены, чтобы убедиться в их пригодности для машинного пересчета.

Единые критерии действительности (приемлемости) отметки избирателя о своем выборе, соответствующие условия определения волеизъявления должны устанавливаться в рамках каждого штата в отношении всех используемых в штате систем голосования. В инструкциях для избирателей должны быть даны четкие и ясные инструкции о заполнении бюллетеня, использовании перфокарты или иных систем голосования, а также указаны наиболее распространенные ошибки, допускаемые в ходе их использования.

Порядок избрания Президента США. Как известно, эти выборы являются косвенными. Такой порядок применяется при технической невозможности обеспечения проведения прямых выборов или, что верно для США, обусловлен стремлением недопущения радикально настроенных граждан к участию в определении высшего должностного лица и к опасению усиления роли федеральной администрации. Сие недоверие к народу как совокупности граждан безусловно характерно для времени создания американской Конституции: восемнадцатый век не верил в абсолютное равноправие людей.

Избрание Президента подразделяется на четыре этапа:

1. предноминационный период, когда кандидаты конкурируют при проведении первичных выборов (так называемые праймериз) или кокусов (собраний и конференций политически партий на региональном (штатном) уровне) с целью обеспечение выборов своих делегатов для участия в национальных партийных съездах.

Впервые первичные выборы, изначально рассматривавшиеся в качестве средства демократизации процесса выборов Президента, были проведены во Флориде в 1904 году и за последующее десятилетие стали применяться уже в 20 штатах, хотя после первой мировой войны этот институт был забыт.

2. национальные партийные съезды, проводимые летом в год выборов для утверждения кандидатов на пост Президента и вице-президента и основных положений партийной программы.

3. избирательная кампания и избрание коллегии выборщиков.

Выборы проходят в год, делящийся на четыре, в первый вторник после первого понедельника ноября. Выборщиком не может быть лицо, являющееся конгрессменом или занимающее иную государственную должность США. Коллегия выборщиков насчитывает 538 членов, то есть равно сумме представителей штатов в Конгрессе и трех представителей от округа Колумбия. Выборщики рассматривались изначально как свободные агенты, не связанные мнением своих избирателей, и до сих пор встречаются случаи, когда, несмотря на их избрание по партийным спискам, выборщики могут голосовать за кандидата конкурирующей партии. В то же время надо заметить, что механизм народного избрания выборщиков не закреплен законодательно, что теоретически допускает их избрание законодательными органами штатов. В 48 штатах и округе Колумбия действует мажоритарная система относительного большинства, то есть все голоса от данного штата отдаются списку выборщиков, набравшему относительное большинство голосов. И только в Мене и Небраске победитель в избирательном округе получает лишь один голос выборщика, а оставшиеся голоса присуждаются кандидатам в президенты и вице-президенты, набравшим наибольшее количество голосов во всем штате. Законодательно закрепленной крайней датой предоставления в Конгресс списков выборщиков является 18 декабря — к этому сроку должны быть закончены все юридические процедуры и установлены результаты голосования. Действующее федеральное законодательство требует, чтобы штаты предоставляли имена выборщиков через заказные почтовые отправления, что является в настоящее время устаревшим способом, который необоснованно увеличивает время.

4. работа коллегии выборщиков, по итогам которого определяются официальные результаты выборов Президента и вице-президента.

Выборщики собираются в первый понедельник после второй среды декабря в столицах соответствующих штатов для голосования бюллетенями за Президента и вице-президента. Итоги голосования утверждаются губернатором штата и направляются председателю Сената США (вице-президенту США). На совместном заседании Конгресса США, которое проходит 6 января следующего за годом выборов года, голоса выборщиков пересчитываются и победители объявляются Президентом и вице-президентом США.

Требования к кандидатам на должность Президента уникальны лишь в одном пункте:

— американское гражданство по рождению, что определяется преимущественно по праву крови: родители должны быть гражданами США, в редких случаях допускается применение принципа права почвы: рождение на о. Гуам, Пуэрто-Рико или на Виргинских островах признается рождением в США,

в остальном они достаточно традиционны: •br>
— возрастной ценз: «лицо, достигшее 35 лет,» и

— ценз оседлости: проживание в течение 14 лет в США, включая 50 федеральных штатов и округ Колумбия, при том, что в этих целях проживание в Пуэрто-Рико или иных заморских территориях и владениях Соединенных Штатов не признается проживанием в США.

Порядок избрания в Конгресс США.

Палата представителей состоит из 435 членов, переизбираемых полностью каждые два года, что позволяет говорить об своевременном отражении ею настроений американского общества. Численность конгрессменов от каждого штата в нижней палате зависит от числа населения и пересчитывается в нулевой год. Конституция устанавливает для кандидатов в Палату представителей цензы

— пребывания в гражданстве (не менее 7 лет),

— возрастной (не младше 25 лет) и

— проживания в штате, от которого они избираются в Конгресс.

Требования к избирателям аналогичны тем, которые предъявляются лицам, участвующим в выборах более многочисленной палаты законодательного органа этого штата.

Сенат призван быть уравновешивающим факторам в противовес Палате представителей и отражать мнения штатов как субъектов федерации в высшем законодательном органе страны. Он состоит из 100 членов с шестилетним сроком полномочий: по два представителя от каждого штата вне зависимости от численности населения, территории или промышленно-финансового благополучия. Непрерывный характер деятельности обеспечивается частичным обновлением на треть каждые два года. До 1913 года сенаторы избирались путем косвенных выборов: законодательные органы штатов избирали сенаторов, тогда как принятие поправки XVII сделало порядок выборов более демократическим, предоставив населению право непосредственно осуществлять выбор.

Избиратели сенаторов должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания этого штата. Требования пассивного избирательного права в отношении сенаторов несколько жестче по сравнению с предъявляемыми кандидатам в Палату представителей:

— возрастной ценз — не младше 30 лет,

— пребывание в гражданстве — не менее 9 лет и

— оседлость: проживание в штате, от которого избирается.

Необычайно важным является установление точного волеизъявления избирателей, дабы каждый гражданин был уверен, что его голос соответственно учтен. Если выявленные правонарушения зафиксированы лишь на определенных участках, то должно быть удостоверено, что данная проблема может быть рассмотрена и разрешена на уровне штатов.

Основные направления избирательной реформы в Соединенных Штатах Америки являются следующие:

— Принятие новых Стандартов системы голосования — критериев функционирования избирательного оборудования;

— Реформа финансирования избирательной кампании;

— Упразднение коллегии выборщиков:

Широко обсуждается возможность перехода к мажоритарной избирательной системе в один тур при возможности преференциального голосования в ходе президентских выборов.

— Обеспечение беспристрастности функционирования избирательных органов.

Россия не рассматривает децентрализованный порядок организации выборов, что приводит к чрезмерному использованию административного ресурса на выборах всех уровней. Недоверие к людям и разочарование во власти стало двумя господствующими тенденциями в современном российском обществе. И первый же серьезный кризис в функционировании избирательной системы вскроет не технические недостатки, как это произошло в США, а косность и нереальность эффективной работы в масштабах такой огромной страны как Россия.

1 Иногда в российской литературе её название значится как Федеральная комиссия по выборам.

2 В связи с этим необходимо заметить, что в подавляющем большинстве штатов не существует законодательного требования беспристрастности избирательной комиссии, что иногда приводит к численному преобладанию членов одной из ведущих политических партий в комиссии.