Требования фгос к педагогу

Для дошкольников

  • Главная
  • Школа
  • Требования к педагогу дошкольного образования

ФГОС. Требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется, как ступень общего образования. В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна?

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе

-к структуре и ее объему

— к условиям её реализации,

— к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации программы включают в себя: 1) требования к психолого-педагогическим условиям, 2) требования к кадровым условиям, 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Понятно, что требования к материально — техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования. Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования, и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования. Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям: требования к психолого-педагогическим условиям, требования к кадровым условиям, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий. К современному педагогу предъявляются требования к владению технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-дошкольника.

Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Реализацией данных технологий занимается воспитатель и специалисты ДОУ. К этому виду технологий можно отнести: технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком. В каждой возрастной группе педагог совместно с другими специалистами ДОУ проводит оценку развития детей, его интегративных качеств, только с письменного согласия его родителей (законных представителей) .

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек». Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка». В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование. Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями, у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень). Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод». Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС, когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям?

Таким образом, наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова, что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям. Эта проблема возвращает нас к материально — техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования. По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом, чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы.

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути. В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться». Мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».

Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения

В статье рассматриваются требования к личности педагога в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках современной системы образования в последнее время всё острее встаёт вопрос компетентности педагогического персонала, его готовности качественно работать в новом образовательном пространстве ФГОС четвёртого поколения. Таким образом, чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально – педагогическая деятельность учителя, поскольку именно учитель является основным субъектом изменений в образовании и без его активного участия прогрессивные изменения невозможны. В статье представлен краткий обзор опроса учащихся по вопросу «Профессионализм учителя».

Без осознания новых ценностей образования и готовности педагога к реализации новых функций в новых условиях, практически невозможно достижение качественного образования. Адекватным же способом их освоения, может стать не информирование и последующее воспроизведение этих ценностей, а их профессиональное «проживание».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, личностные качества, инновационные технологии, образовательный стандарт, целевые ориентиры образования, профессиональное самосознание.

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному педагогу согласно ФГОС нового поколения »

Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, которые учатся на протяжении всей своей активной профессиональной деятельности.
Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ на подготовку специалистов. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию».
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
Состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится». Введение ФГОС — это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя, как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Другие статьи:  Сколько стоит лицензия фифа 14

Актуальные вопросы введения ФГОС:

— Новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Стандарт так же дает педагогу понимание результата, исходя из которого, он будет строить образовательный процесс.
Технологичность деятельности. Педагог должен строить учебно воспитательную деятельность технологично, понимать логику и структуру данной деятельности. Ключевыми технологиям , призванными обеспечить достижение новых образовательных результатов, являются технология организации проектной деятельности обучающихся, технология проблемного (проблемно диалогического) обучения, информационно коммуникационные технологии, технология оценивания образовательных достижений. Сегодня педагог перестаёт быть носителем «объективного знания».

Его главной задачей становится мотивировать учеников на проявление инициативы и самостоятельности в открытии новых знаний, поиске способов их применения при решении различных проблемных задач. Тем самым, с одной стороны, у учеников появляется интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация, с другой – достигается истинное понимание материала учениками. Тот факт, что самостоятельно добытые знания отличаются особой прочностью, доказательств не требует.

-Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться»

Организация контрольно-оценочной деятельности. Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога. Эффективная оценочная деятельность предполагает наличие следующих компетентностей:

— умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);

— корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

— формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Структуру профессионально важных педагогических качеств можно представить в следующем виде:
1. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции учителя с ведущей на сопровождающую.

Педагогические способности обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность проявляется в том, что педагог нечувствителен к потребностям и возможностям учащегося, к его самым сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой педагог в процессе обучения не накапливает плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее» внушение.

Именно вследствие специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых результатов, способности человека выступают в качестве важнейшей предпосылки успешности педагогического труда.

Об уровне способностей можно судить по уровню результативности деятельности.

Если в структуре личности педагога гармонически сочетается несколько способностей при ведущей роли педагогических, то можно говорить о талантливости педагога. Сочетание способностей обеспечивает достижение очень высоких результатов в педагогической работе.

3. Личностные качества

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.
Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических принципах как основы его нравственной культуры. Осуществить задачи нравственного воспитания молодежи может только нравственно воспитанный учитель. Такую задачу следует выделить в качестве приоритетной в системе профессиональной деятельности учителя в условиях общеобразовательного учреждения.

4.Профессиональное самосознание —это свойства характера и интеллектуальные способности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. Особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования — профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

А вот как в сознании современного студента сформирован образ профессионального педагога:

Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.

Это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.

Профессиональный учитель- значит компетентный, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.

Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием, учить не только наукам, но и жизни, быть духовным наставником.

Нельзя не согласиться, что этот собирательный портрет учителя

профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. Вспомним важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Пожелаю же всему учительству здоровых идей и здоровых детских душ!

Требования ФГОС к современному учителю

на районном методическом объединении учителей географии

Муниципального района Бирский район

Требования ФГОС к современному учителю

Подготовила учитель географии

МБОУ СОШ №3 г.Бирска

Директор школы _______________________Мусаев Р.Г.

Требования ФГОС к современному учителю

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные. У учителя, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Это предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета. Общекультурная компетенция: знания в области национальной, общечеловеческой культуры; толерантность к разным этнокультурам. Компетенция личностного самосовершенствовании: потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; способность к саморазвитию. Познавательно-творческая компетенция: развитость творческих способностей; способность самостоятельно приобретать новые знания. Ценностно-смысловая ориентация личности: потребность и способность самореализации· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности. Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

Другие статьи:  Пособие по уходу за пожилыми людьми старше 80 лет 2019

Профессиональная компетенция педагога: активная жизненная позиция· профессиональные знания и умения, профессиональные личностные качества, творческие умения. Профессиональная компетентность учителя предполагает постоянное развитие и самосовершенствование учителя. Для учителя самым важным является достижение максимально возможного для него уровня развития компетентности. Чем выше уровень знаний учителя, тем выше его компетентность. От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному овладению новыми знаниями. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, это умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Современный учитель – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога, педагога — мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Современные ученики предъявляют большие требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, информированность, прогрессивность взглядов и идей, способность вести интересные уроки, создать ситуацию успеха для учащихся, обладанием широкой эрудиции в области преподаваемого предмета, выходящей за рамки школьной программы. Это позволяет им быть интересными ученику в части общения с ним

Для расширения своего кругозора, в целях своего развития, получения информации и положительных эмоций, профессионального роста я со своей семьей много путешествую. Это походы на природу своего района (Пороги возле устья реки Бирь, Десяткинские пороги, многочисленные озера района, берега Белой, Катькина дорога и пр.), поездки по красивейшим местам Республики Башкортостан. Это и пешие многодневные маршруты, сплавы по рекам и небольшие экскурсии (Иремель, Янгантау, Красный Ключ, Аслы-куль, Айгир, Водопад Шарлама, реки Инзер, Лемеза, Сим, Зилим, Юрюзань, исток Биря-деревня Бирюбаш, пещеры Победа и Шульган-таш, Мавзолей Турахана в Чишминском районе.) С большим удовольствием организуем поездки по нашей стране (Сызрань, Соль-Илецк, водопады и знаменитые каменные дольмены Краснодарского края, Новосибирск, Бийск, горы Алтая, Белокуриха, реки Катунь, Обь, Бия, Волга, Илек, Ишим). Редко, но можем восхищаться дальними зарубежными поездками. Отдыхая в Абхазии посетили знаменитую Афонскую пещеру, величественный Гегский водопад, ущелья Северного Кавказа, высокогорное озеро Рица, альпийские луга Кавказа.

Для меня, как современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Статья на тему:
Требования к личности педагога в свете нового Федерального Образовательного Стандарта

Материал к проектной деятельности

Предварительный просмотр:

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта.

состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Какой должна быть школа, чтобы выполнить задачу, поставленную перед ней государством? А.А. Фурсенко определил это словами: «Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится»*. Введение ФГОС — это новый, по сути, революционный этап модернизации российского образования.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом:

  1. Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Это одно из главных условий, от выполнения которого зависит решение задач нового стандарта.
  2. Подготовка будущего учителя к работе в принципиально новой системе образования и переподготовка учителей со сложившейся системой работы.

Для педагогов со сложившейся системой работы, особенно для успешных, главная причина профессиональных неврозов — неопределенность. Задачи поставлены новые, а как их решать — не сказано. Необходимость изменения своей профессиональной деятельности и ведет к стрессу. У молодых же специалистов еще не сложились стереотипы, которые трудно разрушать. Они более мобильны и быстрее адаптируются к происходящим изменениям.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Актуальные вопросы введения ФГОС:

  1. Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры . Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема — задача — результат.
  2. Основа стандарта — системно-деятельностный подход в обучении . Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования -не просто давать практические навыки, а учить учиться». Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества.
  3. предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику: «Возьми мои знания!». Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы.
  4. С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности . Эффективная оценочная деятельность учителя предполагает наличие следующих компетентностей:
  1. умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология «Портфолио», технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
  2. корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
  3. формировать оценочную самостоятельность учащихся.

Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя.

  1. Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими неучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Российский психолог А.Н. Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача современной школы — подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни

Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.

В рамках гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение противоречия, возникающего в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего — «Я».

Профессиональное саморазвитие имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Профессионально важные качества педагога:

1. Профессиональная компетентность:

· Адаптационные 1) подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; 2) использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; 3) адаптировать свою речь в зависимости от класса и уровня егоподготовленности; 4) подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения; 5) снимать психологический барьер при работе над учебным материалом; 6) создавать средства наглядности (схемы, таблицы, правила-инструкции и т.д.) и использовать их в качестве ориентировочных опор; 7) методически правильно использовать на занятиях технические средства обучения (ТСО). Технические средства обучения – это средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация (например, видеофильм и видеомагнитофон).,

Другие статьи:  Договор оказания услуг риски заказчика

· коммуникативные . Умения общения в педагогическом процессе – это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях; создавать опыт эмоциональных переживаний учащихся, обеспечивать атмосферу благополучия в классе; управлять инициативой в общении, используя для этого богатый арсенал средств, повышающих эффективность взаимодействия. 1) устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; 2) настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру; 3) выражать все необходимое на занятии вербально (с помощью речи), мимики и т.д.; 4) говорить выразительно, эмоционально, с экспрессией (выразительность, яркое проявление чувств, настроений, мыслей), экспромтно; 5) общаться с коллегами, администрацией.

· организаторские. 1) организовать работу в парах постоянного и переменного состава; 2) организовать групповую работу; 3) организовать коллективное общение; 4) организовать внимание класса, когда отвечает один ученик (пара или группа); 5) рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; 6) быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); 7) организовать индивидуальную самостоятельную работу в классе; 8) организовать самостоятельную работу учащихся дома; 9) найти помощников среди школьников; 10) корректно предъявлять требования; 11) организовать воспитательную работу в группе; 12) организоватьгруппу и педагогически целенаправленно управлять ее деятельностью с учетом динамики развития данного коллектива на протяжении всего курса обучения; 13) использовать активные методы обучения.,

· гностические лежат в основе учебно-познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность – организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленными человечеством.

Гностическими умениями являются:1) анализировать деятельность коллег; 2) анализировать собственную деятельность; 3) воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях; 4) вести научную работу, участвовать в исследованиях; 5) вести работу по самообразованию и самосовершенствованию.

· перцептивные . 1) понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир; 2) видеть всех учащихся в классе и каждого в отдельности; 3) отличать текущую информацию о школьнике от устойчивых его характеристик; 4) видеть статус ученика в коллективе, распознавать межличностные отношения в группе; 5) подмечать и оценивать положительное и отрицательное в деятельности (в том числе речевой) учащегося; 6) видеть, в какой помощи нуждается учащийся в данный момент; 7) развивать личность школьника с учетом возможностей предмета; 8) адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика.

· проектировочные 1) планировать занятие и цикл занятий в соответствии с целями и ступенями обучения предмету; 2) предвидеть результаты планирования, составлять прогноз (педагогическое прогнозирование – процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы); 3) отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; 4) анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; 5) учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; 6) анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; 7) делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д.; 8) определять необходимую дозу теории в практике обучения; 9) предвидеть и предупреждать утомление учащихся или спад в усвоении учебного материала, переключать их с одного вида работы на другой; 10) импровизировать в неожиданных учебных ситуациях..

· Мобилизационные умения — это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

· Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

Гибкость , мобильность, стрессоустойчивость.

3. Личностные качества

a) личностные качества

-хорошее развитие памяти, внимания, воображения и мышления, определяемое по системе психологических критериев и показателей;

-· осознанность деятельности в преподаваемом предмете (как минимум) и осознанность педагогической деятельности.

— высокий уровень трудолюбия (явно выраженная трудовая активность и добросовестность в труде);

— положительное отношение к любому труду и прилежное его исполнение;

— умение строить гармоничные отношения с сотрудниками и преодолевать возможные противоречия в производственной кооперации;

— бережное отношение к продуктам труда и уважительное отношение к их создателям

— освоение методов энергосберегающего и экологического труда.

— развитое эстетическое восприятие и способность к сравнительной оценке как произведений искусства, так и проявлений обыденной жизни;

-проявление эстетического вкуса и эстетических чувств при встрече с современными объектами культуры и ее памятниками;

-способность дать адекватную эстетическую оценку поведению человека, его внешнего вида и речевой культуры;

-способность к несложной эстетической деятельности в области дизайна, обустройства помещения и подбора собственного гардероба;

— уважительное отношение к людям искусства и их произведениям.

· педагогический такт– соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым.

· гуманность включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым.

— устойчивая мотивация на учительскую профессию, ориентированная в основном на моральные стимулы и направленная на общественный прогресс;

— коллективистская направленность в отношениях с коллегами и доверительно дружеские отношения с учащимися;

— способность разрешать конфликты по законам справедливости и чести;

— умение признавать собственные ошибки и приносить искренние извинения, готовность к ответственности, если неправильными действиями или поступками учителя причинен какой-либо вред;

— явно выраженное негативное отношение к любым формам национализма и расизма, высокий уровень понимания важности интернациональных отношений между людьми и народами;

— способность к сопереживанию во всех случаях попрания нравственных основ жизни и деятельности, к активной защитенравственности и нравственного поведения, активное и мужественное противостояние безнравственности и преступности;

— гуманистическое и правдивое поведение в классе, в обществе и дома;

— забота о сохранении семьи и воспитании детей;

— уважительное отношение к старшим;

— самокритичность и лояльность к критике;

— бережное отношение к природе и обществен

b) Ценностные ориентации.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами.

Профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация, устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу. А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание , которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала [7]. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

Профессиональное самосознание – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта.состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федераль.

В данной статье говорится о необходимости художественно эстетическом развитие детей дошкольного возроста.

В совремеК личности воспитателя предъявляют ряд требований. Педагог должен быть развитой творческой личностью,тогда он будет интересен дошкольникам.

Общение ребенка со взрослыми начинается уже с первых дней его жизни и является не только необходимым условием физического выживания малыша, но и основным источником его психического развития. Обычно о.

Доклад на педсовете.

Профессиограмма педагога ДОУ — это научно-обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общ.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, ка.