Судебная практика по программе обеспечение жильем молодых семей

Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 марта 2014 г. по делу N 33А-226/2013 (ключевые темы: предоставление жилья молодым семьям — нуждающиеся в улучшении жилищных условий — федеральные целевые программы — социальный наем — состав семьи)

Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 18 марта 2014 г. по делу N 33А-226/2013

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.

судей Товчигречко М.М. и Шишовой В.Ю.

при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 марта 2014 года

дело по апелляционной жалобе Петрова Е.В.

на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года

по делу по исковому заявлению Петрова Е.В. об оспаривании постановления администрации города Ставрополя об исключении из очереди нуждающихся в жилом помещении и восстановлении в списке граждан — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»

заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.

Постановлением главы администрации г.Ставрополя N 2859 от 26 августа 2013 года семья Петрова Е.В. исключена из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из списка граждан — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».

Не согласившись с указанным постановлением, Петров Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления, признании его с составом семьи из четырех человек нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя по восстановлению его семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках граждан — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».

В обоснование заявленных требований указал, что его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением главы г.Ставрополя N 1330 от 26.05.2008 года включена в муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2006-2008 годы».

Однако 26 августа 2013 года семья снята с учета и исключена из данной программы на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, ввиду утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

С таким решением он не согласен, поскольку квартира, в которой он зарегистрирован вместе с членами своей семьи, им не принадлежит. В общей сложности в данной квартире зарегистрировано и проживает шесть человек, общая площадь квартиры составляет » . » кв.м., таким образом, на одного человека приходится » . » кв.м площади, что значительно меньше установленной в г.Ставрополе учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина, которая согласно решению Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 года N 184 составляет 12 кв.м.

Считает, что его семья, нуждающаяся в жилых помещениях, полностью соответствуют критериям, определенным ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Указывая, что исключение его семьи из списка участников программы произведено с нарушением требований закона, Петров Е.В. просил признать незаконным постановление администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы»; признать его, Петрова Е.В., » . » года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену — » . «, » . » года рождения, сына — » . «, » . » года рождения, дочь — » . «, » . » года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; обязать администрацию г.Ставрополя восстановить его семью в составе четырех человек за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2006-2008 годы» (л.д.5-8).

Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года в удовлетворении требований Петрову Е.В. отказано.

В апелляционной жалобе Петров Е.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Возражений на данную жалобу не поступило.

Петров Е.В., представители администрации г.Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

От Петрова Е.В. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Администрация г.Ставрополя cведений об уважительности причин неявки не предоставила и не просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Принимая во внимание, что указанные выше лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167 , 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Петрова Е.В. — Меграбян К.Г., действующую по доверенности от 03.09.2013 года (л.д.30), считавшую решение незаконным и необоснованным и просившую отменить его по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела суд допустил такие нарушения, дав неверную оценку фактическим обстоятельствам дела, и неправильно применил нормы жилищного законодательства, регулирующие спорные правоотношения.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что постановлением главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года N 1330 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 — 2008 годы» семья Петровых составом 3 человека (муж — Петров Е.В., » . » года рождения, жена — » . «, » . » года рождения, сын — » . «, » . » года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых

семей в городе Ставрополе на 2006 — 2008 годы».

Постановлением администрации г.Ставрополя от 14.02.2012 года N 322 «О внесении изменений в составы молодых семей — участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2009 года» в состав семьи Петрова Е.В. включена дочь » . «, » . » года рождения.

Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 из приложения к постановлению главы г.Ставрополя от 26.05.2008 года N 1330 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006-2008 годы» исключен пункт 43, на основании которого семья Петрова Е.В., состоящая из четырех человек: он, жена — » . «, сын -» . «, » . » г.р,. и дочь — » . «, » . » г.р., была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 9).

Отказывая Петрову Е.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Петров Е.В. фактически проживал не по месту регистрации в г.Ставрополе, а в Петровском районе Ставропольского края, где был обеспечен жильем более учетной нормы, в связи с чем пришел к выводу, что заявитель, снявшись в регистрационного учета в Петровском районе и зарегистрировавшись в принадлежащей его теще квартире в г.Ставрополе, совершил действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверной оценке фактических обстоятельств дела и на ошибочном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Другие статьи:  Льготы при уплате налогов для многодетных

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья.

Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, ссылка на который содержится в оспариваемом постановлении администрации г.Ставрополя N 2859 от 26.08.2013 года, предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено судом, на момент принятия решения о включении молодой семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодой семьи» семья Петровых отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты.

Поскольку предоставление и реализация права молодой семьи на жилищные льготы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285, носит заявительный характер, то при решении вопроса о предоставлении молодой семье социальных выплат для приобретения жилья из краевого бюджета необходимо исходить именно из даты подачи молодой семьей соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее ей право, в органы местного самоуправления.

При включении молодой семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодой семьи» орган местного самоуправления исходил из того, что семья Петровых состояла из трех человек, затем, после рождения дочери, состав семьи увеличился до четырех человек.

Исключение семьи Петрова Е.В. из списков молодых семей — участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2006-2008 годы» спустя более 5 лет после подачи заявления о включении в состав участников этих программ, в связи с тем, что заявитель зарегистрировался в квартире его тещи в 2006 году — не основано на законе.

Мать супруги заявителя » . » не признавалась членом молодой семьи Петровых и не включалась в число участников указанной выше подпрограммы.

» . » является собственницей квартиры N » . «, расположенной в доме N » . » по ул. » . » в г.Ставрополе, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество (л.д. 16), в которой зарегистрированы заявитель Петров Е.В и члены его семьи: » . «, » . » и » . «, однако указанное обстоятельство не имеет никакого правового значения для настоящего спора.

Факт регистрации Петровых в квартире, принадлежащей на праве собственности теще заявителя, не влечет для молодой семьи правовых последствий, поскольку регистрация гражданина в жилом помещении является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу прямого указания положений статей 80-99 Семейного кодекса РФ членами семьи своих родителей являются только несовершеннолетние дети или совершеннолетние, но недееспособные лица.

Принимая во внимание, что супруга заявителя » . » достигла совершеннолетия и в материалах дела не имеется решения суда, признающего её, а также её мужа и детей членами семьи родителей, наличие в собственности » . » жилого помещения не может расцениваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего об обеспеченности жильем молодой семьи.

Как Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы», так и Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 — 2015 годы» не предусматривают возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе ввиду обеспеченности жильем граждан, не являющихся участниками данной программы.

В соответствии с пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 данных Правил, в том числе и ввиду обеспеченности жильем, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Указанными Правилами предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей — претендентов на получение социальных выплат, а не исключения граждан из числа участников подпрограммы.

Факт снятия Петрова Е.В. с регистрационного учета по месту жительства в с. » . » Петровского района в 2006 году, т.е. задолго до обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» также не имеет юридического значения для настоящего спора и не может служить основанием, как указал суд первой инстанции, для исключения семьи Петровых из списка участников подпрограммы.

При этом коллегия находит необходимым отметить, что указывая в решении, что факт постоянного проживания Петрова Е.В. в г. Ставрополе по месту регистрации не нашел своего подтверждения, суд первой инстанции явно вышел за пределы рассматриваемых требований, так как не учел, что предметом судебной проверки по настоящему делу является законность и обоснованность ненормативного акта органа местного самоуправления. Требование об установлении факта, имеющего юридическое значение, никем не заявлялось и, как следствие, доказательства постоянного проживания Петрова Е.В. не предоставлялись и стороны не давали своих объяснений по указанным обстоятельствам. Следовательно, суд был не вправе высказывать в решении выводы об обстоятельствах, имеющих юридическое значение для заявителя.

В силу прямого указания закона обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) ( ст. 249 ГПК РФ).

Однако, по настоящему делу орган местного самоуправления — администрация г.Ставрополя не предоставила суду доказательств, подтверждающих, что Петров Е.В. совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оценивая указанные обстоятельства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что семья Петрова Е.В. исключена из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» при отсутствии предусмотренных законом оснований, что, безусловно, влечет нарушение его жилищных прав.

Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Петрова Е.В. постановлено с нарушением жилищного законодательства, в связи с чем подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, не дал им надлежащей правовой оценки и неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке, установления каких-либо новых обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении требований Петрова Е.В. по вышеизложенным основаниям.

В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод ( часть 1 статьи 258 ГПК РФ).

Другие статьи:  Доверенность в гуион

Следовательно, на администрацию г.Ставрополя должна быть возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и интересов Петрова Е.В.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 27 ноября 2013 года отменить и постановить по делу новое решение, в соответствии с которым удовлетворить заявление Петрова Е.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления — администрации г.Ставрополя по снятию с учета нуждающихся улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе».

Признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на период 2006-2008 годы» в части исключения пункта N 43 приложения к постановлению.

Признать Петрова Е.В., » . » года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену — » . «, » . » года рождения, сына — » . «, » . » года рождения, дочь — » . «, » . » года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050.

Возложить на администрацию города Ставрополя обязанность восстановить семью Петрова Е.В., » . » года рождения, с составом семьи из четырех человек, включая его, его жену — » . «, » . » года рождения, сына — » . «, » . » года рождения, дочь — » . «, » . » года рождения, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан — участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050, за очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления администрации г.Ставрополя от 26.08.2013 года N 2859 о внесении изменения в приложение к постановлению главы города Ставрополя от 26.05.2008 года «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на период 2006-2008 годы».

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Как вступить в программу обеспечение жильем молодых семей

Добрый день! у нас двое детей,взяли ипотеку в Сбербанке после рождения второго ребенка и погасили часть материнским капиталом.все это в 2014 году.можем ли мы пройти по программе «обеспечение жильем молодых семей» и получить еще какие нибудь льготы?

Ответы юристов (1)

Оформлением участия в программе молодая семья занимается уполномоченный комитет или департамент администрации (мэрии) муниципального образования, по месту прописки молодой семьи. Наименование и адрес данного комитета можно уточнить в администрации (мэрии) муниципального образования.

Условия участия в программе

Как бы это не парадоксально звучало, но чтобы участвовать в программе семья должна жить в плохих жилищных условиях, иметь хороших доход для оплаты ипотеки (или другого кредита) или достаточную сумму денег для приобретения жилья.

Нижеперечисленный список условий для участия в программе является основным, полный и актуальный список уточняйте у себя в администрации.

  • Обращаться за данной субсидией могут только граждане Российской Федерации.
  • Семья должна быть зарегистрирована (прописана) не менее 11 лет в том регионе, где проживает (в некоторых регионах допускается регистрация одного из супругов в данной области) и где собирается участвовать в программе.
  • Одно из основных условий – это возраст желающих участвовать в программе должен быть не более 35 лет включительно на момент получения субсидии. То есть если на момент подачи документов одному из супругов было 34 года, а при получении субсидии уже 35 лет, то в участии в программе будет отказано, т.к. решение комиссии может длиться до 6 месяцев. Поэтому советуем, как можно раньше принимать решение об участии.
  • Участвовать в программе может как полная, так и неполная семья. То есть как двое супругов с детьми или без них, так и один из родителей с ребенком (или детьми).
  • Необходимо решение администрации о необходимости семье улучшить свои жилищные условия, в которых они проживают на данный момент.

Решения выносят жилищные (административные) комиссии города, поселка, села, или района. Жилищные условия молодой семьи, при которых комиссия дает положительный ответ на получение субсидии, описан в следующих пунктах.

А Вы знаете как выписаться из квартиры в «никуда» находясь в другом городе? В статье представлена подробная инструкция.

Надо поставить земельный участок на кадастровый учет? Тут мы написали условия и инструкцию по постановке.

Если общая площадь жилья у семьи на каждого проживающего в ней меньше учетной нормы проживания, установленной в регионе. В «Санитарных правилах и нормах» 2014 года норма проживания – это от 8 метров до 18 кв.м. на одного человека, т.к. в регионах учетная норма разная. Также отличается учетная норма в отдельной или коммунальной квартире.

Разберем на примере: семья из 4 человек живет в отдельной московской квартире, общая площадь которой 38 кв.м., то выходит что на каждого человека 38 / 4 = 9,5 кв.м. А так как в Москве минимальная учетная норма проживания установлена 10 кв.м. на человека, то молодая семья будет признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и может участвовать в программе, но при том, что каждый член семьи не имеет другой недвижимости.

Уточняйте эту норму в местной администрации.

Не стоит хитрить и намеренно ухудшать свои жилищные условия, путем, например, намеренной прописке другого человека в жилье. Администрация будет производить тщательную проверку на факт, что в течение последних 5 лет семья намеренно ухудшала свои жилищные условия для получения субсидии.

Но и семья также вправе обратиться в прокуратуру или в суд на действия администрации, если прописка кого-либо из родственников была вызвана необходимостью. В судебной практике и в отчетах прокурорского надзора часто закон встает на сторону молодых семей, так как порядок исключения участников из программы не определен. На этом основании их часто восстанавливают в списке очередников на получении субсидий.

  • Если жилье, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарным и техническим нормам, установленная в регионе, городе и т.п.
  • Если семья проживает в жилье, которое признано ветхим.
  • Семья не должна была в прошлом получать помощь в решении жилищного вопроса, например, путем получения социальной выплаты или участии в иной государственной поддержке за счет федерального или местного самоуправления. Но также квартиру можно будет оплачивать не только деньгами с субсидии от данной программы, но и деньгами, полученными по сертификату “материнского капитала”.
  • Семья должна иметь достаточные доходы (размеры ниже) для получения и оплаты ипотечного кредита или же иметь достаточную сумму для приобретения квартиры, превышающую размер социальной выплаты по программе.

    Важное замечание — если семья может собственными средствами купить квартиру (без помощи кредита), которая соответствует нижеперечисленным условиям, то в получении субсидии по программе, скорее всего, откажут.

    Аргументировать свой отказ могут тем, что есть более нуждающиеся семьи в получении субсидии.

    Размеры доходов, достаточных для вступления в программу, таковы: 21, 63 тыс. рублей на семью без детей. На троих – это 29,43, на родителей и двоих детей – 28,72. На пятерых – 48 тысяч. Суммы индексируются с учетом инфляции. Иной порядок определения доходности уточняйте у местных органов самоуправления.

    Семья должна из собственных средств доплачивать за жилье, на которое государство (и возможно, региональный бюджет) выдает субсидию. Другими словами, семье дают только часть денег на покупку жилья. Оставшуюся часть она погашает самостоятельно, причем эта часть должна быть больше размера социальной выплаты.

    Порядок вступления в программу “Молодая Семья” и получение субсидии

      Подготовить необходимые документы.

    Важно! Ниже перечислен основной список документов для участия в программе, полный список уточняйте в администрации.

    • Оригиналы и копии паспортов РФ родителей (или родителя);
    • Оригиналы и копии свидетельства о рождении детей (если есть);
    • Свидетельство о заключении брака, если семья полная;
    • Свидетельство о разводе, если семья не полная;

    Документы, отражающие финансовую возможность семьи

      Справка о доходах (справка 2 НДФЛ), если квартира будет приобретаться в ипотеку.

    Доходы родителей молодой семьи также могут быть приняты во внимание, если они напишут заявление о согласии участвовать в субсидировании расходов по оплате покупаемой квартиры, и представят справки о своих доходах.

    Выписка лицевого счета в банке, которая подтверждает наличие на счету определенной суммы для оплаты за квартиру.

    Сумма должна превышать размер субсидии (установленный в Вашем регионе), если семья не будет прибегать за помощью к ипотеке или иному кредитованию. Также можно предоставить ксерокопию сберегательной книжки. Если у семьи нет денег на оплату первоначального взноса за ипотеку или иной займ, то можно его погасить как раз деньгами, полученной по программе.

    Документы о регистрации каждого члена молодой семьи

      Выписка из домовой книги (обычная или расширенная).

    Эта выписка указывает о зарегистрированных людей в квартире. Эта справка берется в паспортном столе, где семья зарегистрирована. Если же семья, зарегистрирована в частном доме, то необходима сама домовая книга. Читайте подробную инструкцию по получению этой выписки.

    Копии финансового лицевого счета с управляющей компании;

    Не всегда требуют, но иногда включают в список копии поквартирных карточек. Для получения нужно прийти с паспортом в управляющую компанию и написать заявление. Работники компании (согласно Правилам предоставления коммунальных услуг) обязаны выдать запрошенные документы через 3 рабочих дня. Отказывать на основании неуплаты за квартиру не имеют права.

    Документы, подтверждающие нужду семьи на улучшение жилищных условий

    Доказать этот факт нужды можно следующими документами (более детальный список уточняйте в администрации):

      Акт обследования условий проживания семьи.

    Этот акт подтверждает, что семье нужна жилье больше, чем то, в которой она живет. Он берется в местной администрации или в Департаменте Управления Имуществом.

    Акт об аварийном состоянии жилья, если жилье признано ветхим (непригодным).

    Этот акт берется в местной администрации или в Департаменте Управления Имуществом.

    Документы, подтверждающие наличие или отсутствие какой-либо собственности у каждого члена молодой семьи.

    Документы, которые указывает наличие собственности, может быть свидетельство о праве собственности, ордер или договор социального найма.

    Документы, подтверждающие отсутствие какой-либо собственности у каждого члена семьи (в каждом регионе список различается):

    • выписка из ЕГРП по форме №3 на каждого члена семьи. Официальное название «Выписка из ЕГРП о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества». Здесь есть подробная инструкция заказа данной выписки.
    • справка с БТИ по форме №2 о неучастии в приватизации. Она заказывается в Бюро Технической инвентаризации за 500р. на каждого члена семьи отдельно. Эта справка готовится 5 дней.
      1. В органы местного самоуправления следует подать собранные документы и заполнить бланки заявлений установленного образца. Под органами имеется виду органы, которые занимаются вопросами жилищной политики. Это может именоваться администрацией, комитетом или департаментом, но суть работы у нее одна: разбираться в вопросах работы ЖКХ и в том числе – улучшением жилищных условий населения. В некоторых регионах существуют специальные агентства.После подачи документов остается ждать решения комиссии в порядке очереди.

    Срок может длиться до 6 месяцев, хотя в правилах программы указано, что решение комиссией должно быть принято за 10 дней после подачи документов и заявления. Еще 5 дней дается на письменное уведомление семьи. Очередь в каждом регионе разная. Кто в первый в списках читайте ниже.

    Существует определенный порядок работы комиссий, на которой рассматривается вопрос о предоставлении субсидий, в каждом регионе он свой. Это открытая информация.

    Практически все администрации имеют свои сайты в интернете, где есть адреса, телефоны, документы в формате PDF или DOC, которые можно и посмотреть, и скачать. На многих сайтах есть функции интерактивного сервиса, где можно задать вопрос и получить ответ. Можно подать документы в электронном виде и посмотреть региональные условия.

    В случае отказа можно повторно обратиться, только после устранения оснований, из-за которых Вам отказали. Причины отказа можете узнать у комиссии.

    В случае положительного решения, после уведомления об этом, Вам необходимо еще раз подать вышеуказанные документы в комиссию и написать заявление уже для получения свидетельства на получении субсидии (в течение 1 месяца). В каждом случае все индивидуально – либо необходимо собирать заново документы и заказывать новые справки, либо комиссии хватит и старых (т.е. продублировать). Вообщем, уточняйте заранее.После этого Вам выдадут свидетельство на получение субсидии по программе. Приблизительный расчет субсидии указан ниже.

    Но и это может затянуться, как писалось выше. Бывает и такое, что после полугода семьи дожидаются ответа комиссии и, если он положительный, в это же время получают свидетельство.

    Если уведомление на получение свидетельство приходит заказным письмом, расписывайтесь в получении только лично! Только в этом случае оно считается врученным получателю.

    Затем этот сертификат в течение 2-х месяцев необходимо предъявить в банк, где сумма его будет перечисляться в блокирующий банковский счет. Блокирующий счет, потому что деньги с него должны будут переведены только продавцу (частному лицу или строительной компании) за приобретаемую квартиру и больше ни на какие-нибудь другие нужды.Потом находите подходящую квартиру и, если берете ипотеку или иной займ, подписываете кредитный договор с банком или иной организации, но его необходимо заранее предупредить, что первоначальный взнос будет выплачен за счет субсидии, если других денег на это у семьи нет.

    Примечание — погасить первоначальный взнос за кредит за счет сертификата, полученной по программе, можно если кредит оформлен с 2013 года.

    Перед выбором квартиры, просто необходимо знатькак проверить квартиру перед покупкой. Иначе после покупки могут произойти неприятные «сюрпризы», например, долги по квартплате. Читайте инструкцию по проверке покупаемой квартиры и учтите все нюансы.

    После того как выбрали квартиру, необходимо провести задаток и в данной статьечитайте как его провести и составить договор задатка. Статья написана под Ваши интересы, как будущего покупателя.

    Важно! Нижеуказанный пункт инструкции в официальных правилах не указан, но в большинстве случаев это необходимо сделать. Поэтому эти действия согласуйте со своей комиссией.

    Далее комиссии необходимо повторно представить документы чтобы она убедилась, что приобретаемая квартира действительно отвечает вышеуказанным условиям и семья имеет достаточные доходы на погашение кредита или иные деньги для покупки.

    Документы, которые необходимо представить (список примерный, уточняйте у своей комиссии заранее):

    • Свидетельство о регистрации права и договор основания на приобретаемую квартиру (оригиналы);
    • Кредитный договор, если взяли ипотеку или иной займ (оригинал);
    • Расширенная выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, в данном случае на приобретаемую квартиру. Эту выписку должен дать продавец. Подробнее об этой выписке в данной статье.
    • Если у семьи есть деньги для оплаты за квартиру, то предоставьте выписку о состоянии банковского лицевого счета, которая подтверждает наличие на счету определенной суммы для оплаты за квартиру (если есть). Также можно предоставить ксерокопию сберегательной книжки.
    • Выписка о состоянии лицевого банковского счета продавца квартиры.
    • Письменное разрешение органов опеки и попечительства на приобретение квартиры по ипотеке о том, что несовершеннолетние дети будут совладельцами (собственниками) жилья, находящиеся в залоге у банка (под обременением).

    Для получения этого разрешения обоим родителям (родителю, если неполная семья) необходимо обратиться в органы опеки, заполнить заявление установленного образца и подать следующие документы:

    • паспорта РФ родителей;
    • свидетельство о рождении ребенка;
    • оригиналы свидетельства о праве собственности на покупаемую квартиру и договора основания (если продавец не даст Вам в руки, то он должен прийти вместе с Вами и предоставить лично);
    • кредитный договор;
    • выписки с домовой книги как с квартиры продавца, так и со стороны детей (где они прописаны) и, если дети зарегистрированы в частном доме, то сама домовая книга;
    • свидетельство о браке или разводе.

    После 10 рабочих дней можно получить письменное разрешение.

    Комиссия проверить представленные сведения и документы и, если все условия соблюдены, даст положительный ответ.Приобретайте квартиру и регистрируйте сделку купли-продажи в Регистрационной Палате.

    Купленная квартира регистрируется в общую собственность всех членов молодой семьи.

    Если квартира приобретается по ипотеке, то можно оформить собственность лишь на одного супруга или на обоих. Но для этого надо на его (или их) имя оформить нотариально заверенное обязательство о том, что после выплаты кредита и снятия обременения банка с квартиры, он (они) обязан переоформить собственность квартиры на всех членов семьи. Это необходимо сделать в течение 6 месяцев после снятия обременения с квартиры.

    После регистрации сделки по официальным правилам банк должен подать следующие документы в комиссию, но на практике обычно обязывают сделать это членам семьи, для заявки на перечисление денег по субсидии на лицевой банковский счет семьи для дальнейшего перечисления продавцу.

    • Свидетельство о праве собственности от всех членов семьи уже купленной квартиры;
    • Кредитный договор и закладная, если брали ипотеку или иной кредит;
    • Выписка о состоянии Вашего банковского лицевого счета, где указано, что Вы передали деньги продавцу (если оплачивали собственными средствами);
    • Выписка о состоянии банковского лицевого счета продавца квартиры, где указано, что деньги ему были переведены.

    Заявку проверяют и в течение 5 рабочих дней комиссия должна перевести деньги по субсидии на лицевой банковский счет семьи.Далее банк с банковского счета семьи перечисляет деньги на счет продавцаоставшуюся сумму за квартиру, также в течение 5 рабочих дней.

  • После покупки квартиры и получении свидетельства о праве собственности, надо в ней прописаться (зарегистрироваться). Здесь написано как прописаться в купленной квартире.

    ВАЖНО! Имейте в виду, что финансирование имеет свои порядки. Несмотря на сроки, указанные в свидетельстве, денежные средства расходуются в бюджете города в текущем году. Если вы получили свидетельство на выплату в конце 2014 года и ее срок заканчивается, например, в апреле 2015, то Вам необходимо использовать ее до 31 декабря 2014, потому что программа действует до 2015 года.

    Ищете ответ?
    Спросить юриста проще!

    Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

    Другие статьи:  Как сделать осаго в 2019