Судебная практика обгон на перекрестке по главной дороге

Самая болезненная для водителей тема — лишение прав. Именно такое наказание грозит в большинстве случаев за выезд на полосу встречного движения.

Первые в прессе подробные комментарии ГИБДД на эту тему, опубликованные в «Российской газете» («РГ» 18 и 25 марта, «РГ — Неделя», 20 марта), широко обсуждаются вот уже вторую неделю.

Сегодня заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин продолжает комментировать для читателей спорные ситуации, разбор которых не вошел в предыдущие публикации.

Отметим еще раз: этот комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Обгон на нерегулируемом перекрестке

Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения. Один из самых спорных случаев — обгон на перекрестке.

Всем известно, что обгон на перекрестке, тем более с выездом на встречную полосу, запрещен. И наказание за такое тяжкое нарушение тоже должно быть серьезным. Однако в любом правиле есть исключения.

Оказывается, в некоторых случаях обгонять на перекрестке, даже с выездом на встречку, можно безнаказанно. Например, если вы совершаете обгон на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по главной дороге (схема 1). Но только в том случае, если обгон не запрещен соответствующими знаками и если это допускает линия разметки. Если же вы, совершая обгон на таком перекрестке, пересекли сплошную линию, то лишения прав вам не избежать.

Запрещен обгон на нерегулируемом перекрестке, если он происходит на второстепенной дороге (схема 2). В этом случае ваши действия будут однозначно квалифицированы по части 4 статьи 12.15. Соответственно суд лишит вас права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Обгон на регулируемом перекрестке

Если вы совершили обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке — прощайтесь с правами однозначно.

В этом случае никакие, даже самые резонные, на ваш взгляд, отговорки не помогут — инспектор будет суров. Ибо это нарушение предусмотрено той же частью статьи 12.15, предусматривающей лишение прав на 4-6 месяцев (схема 3).

В наших городах так часто меняются схемы организации движения, что водитель должен быть постоянно настороже, чтобы не попасть в неприятную историю. Еще вчера, например, можно было смело поворачивать на знакомую улицу, а сегодня там уже висит «кирпич».

Схема 4 разъясняет: помните — езда по улице с односторонним движением в противоположном направлении однозначно квалифицируется как выезд на встречку.

Ответственность за это нарушение также предусмотрена частью 4 статьи 12.15. Суд безальтернативно лишит водителя прав на 4-6 месяцев.

На наших загруженных улицах даже трамвайные пути активно используются спешащими водителями.

Причем многие из них не считают зазорным на трамвайных путях обогнать другие машины. Или остановившийся на остановке трамвай по путям встречного направления (схема 5).

Раньше за это нарушение могли лишить прав. Теперь такая ситуация четко прописана в части 3 статьи 12.15, которая предусматривает уже не лишение, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Обгон при ограниченной видимости

Один из самых опасных маневров — обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью (схема 6). Даже если на этих участках нет никаких знаков, но видимость ограничена, инспектор вправе квалифицировать это нарушение по части 4 статьи 12.15.

Вы должны понять: жесткость данной нормы (лишение прав от 4 до 6 месяцев) оправдана — жертв подобного нарушения на дорогах более чем достаточно. Недавно именно так погиб радиоведущий Геннадий Бачинский.

Произвел обгон на нерегулируемом перекрестке по главной дороге

Вопрос: Я совершал обгон на равнинной главной дороге медленно движущейся (со скоростью 50-60 км\час) колонны из трех машин, замыкающей в колонне был грузовой автомобиль. Я, не обратив внимание на то, что впереди него двигались два автомобиля ГИБДД, совершил обгон в районе нерегулируемого перекрестка, не пересекая сплошной линии разметки. Обгон был начат на прерывистой и закончен на прерывистой. Видеозапись сделана на любительскую видеокамеру ГАИ, только кадр прохождения ТС вдоль сплошной на перекрестке. Как не лишиться прав?

Ответ: Добрый день! Насколько я понимаю из Вашего вопроса, на перекрестке была нанесена дорожная разметка 1.1, разделяющая потоки противоположных направлений. Вы начали обгон в разрешенном месте до перекрестка, на перекрестке двигались слева от разделительной линии (по встречной полосе), а после перекрестка вернулись в свою полосу, также в разрешенном месте. Формально, с юридической точки зрения, в Ваших действиях нарушения нет. По ст.12.15 ч.4 КоАП РФ преследуется только такой выезд на полосу встречного движения, который сопряжен с нарушением Правил дорожного движения. Причем нарушение это должно происходить именно в момент выезда на встречную полосу, а за процесс дальнейшего по ней движения никакого наказания не предусмотрено. Кроме того, нарушением может являться пересечение сплошной линии разметки при возвращении в свою полосу, это нарушение наказывается штрафом по ч.1 ст.12.16 КоАП РФ, как нарушение требований разметки. Однако, в Ваших действиях ни того, ни другого нарушения нет. Пункт 11.4 ПДД РФ запрещает обгон на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Вы двигались по главной дороге, следовательно, имели право обгонять на нерегулируемом перекрестке, находясь на главной дороге. Однако, к сожалению, судебная практика неверно трактует положения законодательства и расценивает как ВЫЕЗД не только факт самого выезда (поскольку он происходит в разрешенном месте), но и последующее ДВИЖЕНИЕ на встречной полосе, на которую водитель выехал в разрешенном месте, несмотря на то, что такое нарушение в КоАП РФ не предусмотрено. Таким образом, хотя юридически никаких нарушений в Ваших действиях нет, фактически шансы на доказывание невиновности малы.

Обгон на перекрестке

Для многих специалистов будет открытием

Ну и для тех, кто по каким-либо причинам не может посмотреть видео

При движении по главной дороге на нерегулируемом перекрестке обгон разрешен, красный автомобиль не нарушил правила дорожного движения, хоть и был участок пути во время обгона со сплошной, которую он не пересекал.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

Репортаж вообще вредный, рассказывает что давайте ребята обгоняйте, а последствия ?

Прикольно )) а если с премыкающей будет выезжать человек на право ? лобовое и много счастья ))

И будет виноват. Я как-то раз тоже чуть так не выехал в лоб в первый год вождения — с тех пор в обе стороны смотрю.

Помеха справа, прилигающая территория, скорее всего знак «Уступи дорогу», Карл

не скорее всего, а он там изображен, да только поворачивая на право мало кто смотрит в сторону своего маневра. Потому подобный знак работает только в принципе, по факту редко

Когда не работает знак, действует естественный отбор.

Так я о том и писал, водитель красной машины имеет все шансы естественно отобраться

Что там? Нет возможности послушать на работе.

В посте дополнил

в Крыму, где три полосы обгон запрещен на перекрестках, потому что есть знак направления движения по полосам! средняя полоса только для поворота налево (полоса торможения/разгона). Ну, а если вы вздумаете аж по встречке обгонять, да вы вообще ахерели сударь, не приезжайте сюда лучше..или приедьте и сделать одолжение убиться с обрыва в одиночку, спасибо

Дык в правилах есть пункт. С чего открытие то?

да лаадно? какого года видосик то?

Запрещается завершать обгон через сплошную и после знака «Обгон запрещён»

Это регламентирует нововведение в пункт ПДД, который перечисляет, в каких случаях запрещается обгон.

Официальный текст изменений:

2. Пункт 11.4 дополнить абзацем следующего содержания:

«в местах, где запрещён выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.».

Мы знаем, что выезд на полосу встречного движения запрещён после знака «Обгон запрещён» или появления сплошной линии разметки. Данное нововведение, что в данных участках запрещён и обгон (что логично). То есть если раньше вопрос с заврешением обгона через сплошную или после внезапного появления запрещающего обгон знака был спорным (также спорности добавляла статья лишения прав за это, в который было именно слово «выезд»), то теперь официально запрещено находиться слева от сплошной (разделяющей встречные полосы) сразу при её появлении или на встречной полосе сразу после появления знака «Обгон запрещён». А вот как Вы увидите такой знак, если обгоняете, к примеру, длинную фуру, и знак закрывается ей полностью, либо если Вы обгоняете колонну машин, и сплошной линии так далеко просто не сможете увидеть, проблемы, увы, Ваши.

Шутка ли, но нового ничего здесь в общем-то и нет. Суды всегда лишали прав за завершение обгона через сплошную или после знака «Обгон запрещён», даже когда начинался обгон без нарушений ПДД. Судьи аргументировали лишение тем, что фраза «выезд на полосу встречного движения» включает не только сам выезд как манёвр, но и в принципе нахождение слева от сплошной линии разметки. Почти все судьи, если быть точнее. Существует всего одно решение Верховного суда, где лишение прав переквалифицировали в нарушение запрета знака (а за это предусмотрен штраф 500 рублей).

Напомним, что за запрещённый обгон водителя ждёт лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев или штраф в размере 5 тысяч рублей (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ).

Обгон на перекрёстке по главной дороге

Доброго дня всем. Случай произошёл в мае в Краснодарском крае. Ехал по дороге, обгонял грузовик, при этом стоял знак, что впереди перекрёсток со второстепенной дорогой:

Пошёл на обгон, вернулся на свою полосу даже до перекрёстка. Но через несколько сотен метров был остановлен сотрудниками ГИБДД. Вменяли то, что не успел вернуться до сплошной. На видео действительно видна сплошная:

На которой я и вернулся в свою полосу:

Так вот у меня вопрос. С одной стороны обгон на перекрёстке со второстепенной дорогой разрешён, если ехать по главной. С другой стороны эта сплошная. Через две недели суд (дело долго шло из Краснодара до места жительства). По поводу лишения не сильно переживаю, отдохну, похожу пешком, взяток не давал и не собираюсь. Но хочется справедливости. Если не виноват и так можно обгонять.

Подскажите, пожалуйста, аргументированно, кто прав, а кто виноват? Возможно это поможет ещё кому-то, в том месте до и после меня за то же самое много кого остановили.

Заранее спасибо! Пожалуйста, не топите, пост без рейтинга.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

Да, я так и написал, возвращался аккурат по сплошной.

Тогда не понятно в чем вопрос? Нарушил? — Нарушил. А уж малозначимо нарушение или нет — это решит суд. Но так как судьи тоже знают о том, что надо собирать денежки в бюджет (потому что трат много, а налогоплательщики раскошеливаются плохо) — получишь свой штраф, оплатишь — и кати дальше с миром.

Другие статьи:  Minecraft лицензия 152

Не 2.5 а 5 . На это нарушение 50% оплаты не распространяется.

Распространяется при первом нарушенийи

А разве грубое нарушение попадает под 50% скидку?

грубое будет, если повторно.

п. 11.1 Правил, должны были убедиться до начала обгона, что Вам хватит возможности вернуться до начала сплошной. Так что квалификация по ч. 4 ст. 12.15 КОАП. Практика по данным вопросам устоялась еще в 2010 году. Дела не вижу смысла перечислять. Есть письмо Департамента обеспечения безопасности дорожного движения от 25.07.2008 # 13/п-17244, там об этом напрямую говорится. Наказание будет штрафом, укажите на обстоятельства того, что вы предприняли все действия для предотвращения правонарушения, не имеете неоплаченных штрафов, возможно раньше не совершали, признаете факт нарушения, просите назначить штраф. При таких обстоятельствах установят штраф с вероятностью 90%. И единственное, для оставшихся 10% — не посылайте судью или работников суда на 3 буквы.

Спасибо за конструктив!

На первый раз оштрафуют 100%, без лишения, если за тобой косяков не висит.

Да, мне бравый инспектор так и сказал. Но посмотрим 😉

Он прав, мне тоже штраф суд присудил — 1 раз нарушил

Уже был прецедент на дроме. И даже вроде приказ от главы ГИБДД. Но я его что то не нашёл. Возврат через сплошную не наказывается.

я другой случай видел/читал, да, пересечения сплошной при возврате нет, но есть выезд на встречную полосу.

9.1.1. введен в июне прошлого года. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Факт завершения обгона через сплошную похоже уже зафиксирован.

В вашем случае вы действительно не могли знать о разметке.

Поэтому занимайте позицию по отсутствию самой вины.

Чтобы наказать по КОАП нужно не только нарушение, но и вина.

Ехал. Начинал обгон согласно разметке и знакам.

Не мог знать заранее о наличии сплошной линии далее по маршруту.

Заканчивая манёвр ВОЗМОЖНО зацепил сплошную линию разметки.

В сложившейся ситуации не имел физической возможности не наехать на эту разметку не создав аварийную ситуацию.

Т.е. не мог предсказать и не мог избежать.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Т.е. невиновное действие административным нарушением не признаётся.

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

— Противоправного ничего не далал, не мог знать заранее о заканчивающейся разметке.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

— Не мог предвидеть наступление вредных последствий, т.к. не мог предвидеть заканчивающуюся разметку.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Убедился, что полоса свободна и нет помех

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Убедился что не создаю опасности для обгоняемеого и могу вернуться в полосу после обгона (не было помех на дороге мешающих обгону)

Позиция заявляемая письменно в суд (далее ещё и устно):

1. Я соблюдал ВСЕ требования ПДД.

2. Я не мог предвидеть сплошную разметку до начала обгона, т.к. обгон был продолжительным по дистанции (продолжительным он был ввиду скорости и мощности вашего авто)

3 .Я не мог прекратить обгон, т.к. это бы могло создать опасность для жизни меня и окружающих

(например обгоняемые часто притормаживают если видят что обгоняющий не успевает закончить обгон, этого и опасался).

4. Даже если суд сочтёт нарушение подтверждённым, то моя вина в нём отсутствует, т.к. КОАП 2.2 чётко характеризует наличие вины умышленной и по неосторожности.

Ни умышленно ни по неосторожности я это действие не совершал. Вины моей нет, соотвественно привлечение меня к отвественности по КОАП будет нарушением закона.

Мировой суд скорее всего присудит вину. (они особо не разбираются)

Скажите на суде, что если будет штраф, то хоть вы и не согласны, то не будете оспаривать решение, т.к. дальнейшее разбирательство не нужно никому.

Если будет лишение — скажите что будете обжаловать.

Получить полный отказ и уйти без штрафа наверное не получится. (всё же пересечение действительно было). Либо убъёте кучу нервов/денег на суды с непонятным исходом.

Поэтому если будут лишать прав, то спокойно обжалуйте само наказание (но обжаловании надо изначально настаивать на невиновности)

Даже если вам и присудят вину, то она-то по КОАП 2.2 точно не «умысел», а «неосторожность»

и соотвественно наказывать вас по верхней планке санкции (5т.р. или лишение 4-6мес.) несправедливо.

Если не сложно — чирканите потом под этим комментом чем ваша история закончилась.

ДТП при обгоне на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.

Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации. Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя. Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.

В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов ДТП при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.

ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).

Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам:

1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации:

1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 1 1 ).

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.

ДТП на перекрестке, где запрещен обгон

Давайте рассмотрим ДТП на перекрестке, где запрещен обгон:

В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).

Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.

Еще одна ситуация:

Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.

Другие статьи:  Договор изготовление упаковки

Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.

igorpronin

Блог Игоря Пронина

Обгон по правилам или как сберечь свои права

Сегодня исполняется ровно два месяца моей пешеходной жизни, моего бесправия. Попался я, как и большинство автомобилистов, в абсолютно глупой ситуации — начал маневр обгона на прерывистой, закончил на сплошной. Во время общения с сотрудниками ДПС я был уверен в своей правоте, смело заявил о своем несогласии с правонарушением и попросил передать дело на рассмотрение по месту моего жительства. Уже дома, изучив совместно с юристами судебную практику по данному вопросу, я сделал вывод, что ситуация складывается не в пользу автомобилистов в таких случаях. Я не стал толочь воду в ступе и отдал свою судьбу в руки мирового судьи, который согласно действующим нормам вынес полностью законное решение — лишил меня права управления транспортным средством на 4 месяца.

Желаю никому не попадать в подобные ситуации и в связи с этим публикую одну из лучших статей, которую я когда либо находил по этому поводу. Информация в статье очень хорошо поясняет особенности трактования ПДД и действующего законодательства в вопросах маневра «обгон». Статья крайне полезная. Изучите внимательно, обязательно пригодится. Жаль, что мне она не попалась раньше.

Особенности национальных обгонов

Каждые две секунды сотрудники ГИБДД фиксируют три административных правонарушения. Каждые пять минут изымают водительские удостоверения. 51 миллион только официально зафиксированных нарушений в 2011 год!

Взять, к примеру, вас. Сколько раз за последний год вы пересекали двойную сплошную? А нарушали знак 3.20 «Обгон запрещен»? Только честно.

Наш водитель Александр очень осторожен и, кроме скоростного режима, правила старается не нарушать. Но, по его подсчетам, за последнюю 400-километровую поездку он нарушил правила обгона шесть раз, совершенно того не желая, а один раз даже попался инспекторам.

С его нарушения начинается наше видео. Согласитесь, на первый взгляд, он не сделал ничего опасного: встречных машин не было, сплошная линия началась совершенно внезапно. Но так ли внезапно?

Первоклассного водителя от посредственного отличает не только знание правил и желание с ними считаться, но и внутренняя чуйка. Иногда это чистой воды интуиция, иногда – знание маленьких хитростей, о которых мы вам расскажем. Тренируйте чуйку, и да пребудут с вами права.

Обгоны перед перекрестками: не влезай, лишат!

Вот на этом Александр и погорел. В принципе обгон на перекрестках со второстепенными дорогами не запрещен, но есть одна важная тонкость: очень часто непосредственно перед пересечением нанесены короткие участки сплошной осевой линии разметки. Зацепив ее, вы рискуете лишиться прав.

По ГОСТ Р 52289-2004 длина сплошной линии перед перекрестком – от 40 метров, и наносится она в случае, если через пересекаемую второстепенную дорогу проходит не менее 50 автомобилей в сутки. Очевидно, что водитель не может оценить, сколько там машин ездит в «поперечнике», так что остается уповать на остроту зрения и надеяться, что разметка достаточно яркая.

Причем вы попадете под лишение даже если минуете весь перекресток по встречке и вернетесь в свою полосу без единого пересечения сплошной линии: напомним, что статья 12.15 ч.4 КоАП наказывает не за пересечение сплошной, а за выезд на полосу встречного движения в нарушении ПДД.

Теперь от печали к конструктиву. Перекрестки на трассах обозначаются знаком 2.3.1-2.3.7, которые устанавливаются за 150-300 метров до объекта. Мы провели несложные замеры и выяснили, что для обгона фуры, которая едет со скоростью 80 км/час, обычной машине нужно 200-300 метров. Чем быстрее идет фура и чем плавнее вы разгоняетесь, тем больше эта дистанция, однако в среднем можно считать, что обгон занимает 300 метров.

Получается, что, если знак 2.3.1 стоит за 300 метров до перекрестка, сплошная съест 40 метров, и у вас останется 260 метров для обгона, но ведь предупреждение могут поставить и за 200, и даже за 150 метров.

Поэтому знак 2.3.1-2.3.7 можете расценивать как запрет обгона де-факто. Исключения составляют разве что медленные автомобили, обгон которых требует, скажем, 100 метров.

Вторым симптомом скорого запрета обгона является разметка. Обычная прерывистая осевая линия 1.5 за 100 метров до сплошной перейдет в разметку 1.6 – тоже пунктирную, но с длинным штрихом. Если во время обгона увидели ее – примите все меры к возврату в свою полосу, а если не поздно – откажитесь от маневра.

Попутно напомним, что в последней редакции ПДД обгоном считает маневр, связанный с выездом на встречную полосу. То есть опережение грузовика на шестиполосной дороге по второй полосе обгоном не является.

Наш консультант, автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко добавляет: «Даже в отсутствие разметки обгон по главной дороге крайне опасен. Распространенная ситуация: вы обгоняете длинномерную фуру перед перекрестком, а справа со второстепенной дороге на вашу полосу выворачивает автомобиль. Вы не видите друг друга из-за фуры и оказываетесь в лобовой атаке. Ситуация практически безвыходная».

При наличии разметки, даже прерывистой и плохо видимой, воздержитесь от обгонов после знака 2.3.1-2.3.7 «Пересечение/примыкание второстепенной дороге».

Обгоны перед железнодорожными переездами

Вне зависимости от разметки и знаков, обгон запрещен менее чем за 100 метров до железнодорожного переезда и непосредственно на нем.

Железнодорожные переезды обозначаются знаками 1.1 или 1.2, которые устанавливаются за 150-300 метров на трассе, и за 50-100 метров в городе. Кроме того, приближение к переезду может обозначаться табличками 1.4.1-1.4.6. В любом случае обгон после любого из этих знаков в населенном пункте неминуемо приведет вас к лишению прав, вне населенного пункта – почти неминуемо, ибо дистанция крайне ограничена.

Иногда переезды плохо заметны: вот такие встречаются в промышленных районах крупных городов. Бывает, рельсы закрыты шлагбаумом, заросли травой или завалены снегом, но это не меняет ничего: обгон перед «мертвым» переездом все равно будет наказываться по всей строгости. Будьте бдительны.

А если перед переездом пробка, можно ли обогнуть ее по встречной полосе? Статья 12.15, ч.3 КоАП наказывает за объезд препятствия с выездом на полосу встречного движения в нарушении правил штрафом 1000-1500 рублей. Но важно запомнить, что затор (пробка, очередь) препятствием не считаются. Поэтому, совершив такую глупость, водитель все равно попадет под часть 4 упомянутой статьи и лишение прав на 4-6 месяцев.

Не обгоняйте после любого из приведенных выше знаков, а тем более на самом железнодорожном переезде.

Обгон на пешеходом переходе

Ох уж эти переходы на федеральных трассах: взять бы их и запретить вообще. В конце концов, пешеход имеет право переходить дорогу в необорудованном месте, если вблизи нет пешеходного перехода или перекрестка, просто осторожно и уступая дорогу машинам. Но на трассе приоритет должен быть у автомобилей.

Тем не менее переходы на трассах встречаются, а в городе их – пруд пруди. Обгонять на них вроде бы можно, но с оговоркой: если нет пешеходов. Соответственно, выскочив на встречку перед машиной, которая пропускает человека, вы совершаете грубое нарушение и в случае поимки, лишитесь прав.

«Если на дороге есть разметка, даже прерывистая, то, как и в случае с перекрестком, за 40 метров перед переходом она станет сплошной, поэтому обгонять перед переходами не стоит по тем же причинам», – считает Юрий Панченко.

На трассах все переходы обозначаются предупреждающим знаком 1.22 «Пешеходный переход», в городе – там, где видимость до перехода составляет менее 150 метров.

Заметив впереди зебру или знак 1.22, не обгоняйте, особенно при наличии разметки.

Мы все адекватные люди и не полезем на обгон в случае, если встречная полоса не просматривается на достаточном расстоянии. Последние предложения «обгонного» пункта ПДД 11.4 на всякий случай это постулируют: обгон запрещен в конце подъемов, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Проще всего с опасными поворотами: они обозначаются знаками 1.11-1.12, и за городом устанавливаются за 150-300 метров до опасного участка, в городе – 50-100 метров. Таким образом, обгон после них крайне нежелателен – можно не успеть. Довольно часто в самих опасных поворотах стоит знак 3.20 «Обгон запрещен» или нанесена сплошная разметка.

С концами подъемов и «другими участками с ограниченной видимостью» сложнее. Что такое конце подъема? Сколько метров до вершины должно остаться, чтобы обгон был признан опасным? В правилах есть конкретное определение недостаточной видимости, а вот ограниченная описана весьма туманно.

Здесь можно углубиться в дебри, но для простоты запомните простое правило: не обгоняйте, если не видите хотя бы на 300 метров вперед. Коли машина маломощная или скорость потока большая, увеличьте это расстояние в два раза.

Если затрудняетесь определить 300 метров на глаз, оставляйте больший запас: пусть лучше вас признают перестраховщиком, чем лихим героем, но посмертно.

Кстати, ГОСТ 52289-2004 при скорости движения потока 90 км/час ограниченной считается видимость на расстоянии менее 300 метров. При скорости 120 км/час – уже 450 метров, однако обгонять машины, которые движутся со скоростью 120 км/час вряд ли необходимо.

Опытные водители с безаварийным стажем любят принцип: не вижу, не еду. Если перед вами слепой поворот или конец подъема, считайте, что за ними на всю ширину проезжей части встал сломанный трактор «Беларусь». Этот простой совет спас много жизней.

Завершение обгона через сплошную

Сотрудники ГИБДД признаются: примерно 25% случаев «незаконного» выезда на встречку носит неумышленный характер. Наиболее частый сценарий: завершение обгона в зоне, где он уже запрещен. Оно и понятно: рассчитать точную дистанцию для маневра сложно, а разметку или знак легко проворонить, даже будучи абсолютно вменяемым. Вышел на обгон, немного не дотянул и зацепил сплошную колесом – разве это нарушение? Да, нарушение, и для вашего же блага не питайте иллюзий на этот счет.

«Конституционный суд России в определении №6-О-О от 18.01.2011 указал, что выезд на полосу встречного движения – действие длительное, – объясняет Юрий Панченко. – Выезд продолжается от момента, когда автомобиль появился на встречной полосе вплоть до момента, где он ее покинул. И не важно, в результате каких именно действий водитель оказался на полосе встречного движения. В другом определении сказано, что форма вины водителя может быть учтена при вынесении решения по делу, что повлечет либо ужесточение, либо смягчение наказания. Также возможен учет «крайней необходимости» при выезде на встречную полосу».

Проблема в том, что статья 12.15, ч.4 КоАП не предусматривает альтернатив лишению прав (или штрафа 5000 рублей, если нарушение зафиксировано автоматическими камерами), так что смягчать обычно особенно некуда. Про крайнюю необходимость – разговор будет отдельный.

Недавние постановления Верховного суда некоторые СМИ интерпретировали как «оттепель» в этом вопросе: мол, теперь судьи будут оправдывать «опаздунов». Это не совсем так. Фактически послабление лишь одно: суды признали, что в ситуации с «заступом» нужно разбираться более детально, однако это ни в коем случае не означает тотальной амнистии.

Другие статьи:  Осаго бланки тула

«Мне известен только один случай, когда водителя освободили от ответственности за выезд на встречную полосу в случае крайней необходимости. Правда, к тому моменту срок лишения уже закончился, так что победа во многом формальна», – говорит Юрий Панченко.

История с заступом случилась недавно с нашим читателем Алексеем Лавровым: по его словам, после начала сплошной линии он не смог вернуться в свою полосу, поскольку попутные машины не оставили ему достаточно места. На видео, снятом инспекторами ГИБДД (см. наш ролик), этот момент хорошо виден: Алексей действительно пытался вклиниться, но попутно ехала вереница машин. В жалобе на решение суда Алексей апеллирует к статье 2.7 КоАП: «. не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица. ».

Алексей указывает: «Кроме того, на первой полосе движения [. ] продолжала движение колонна. Проанализировав обстановку, мне стало понятно, что, возможно, скоро начнется сплошная линия, но когда и как – неизвестно, и я не смогу завершить начатый маневр опережения. Согласно ПДД, я, оценив обстановку, начал безопасный маневр и был намерен его завершить. В данном случае, для возврата в первую полосу, я мог применить экстренное торможение, и, в худшем случае, вклиниться в идущую колонну автомобилей, чем бы создал аварийную ситуацию и общественную опасность».

Логика автомобилиста понятна: разметка, по его мнению, была плохо видимой, попутные машины его не пустили, сплошная началась внезапно. Что ему было делать?

Такую ситуацию водители любят интерпретировать как состояние крайней необходимости, но у судов чаще всего другое мнение.

«Как я уже говорил, обгон – это длительный маневр, – говорит Юрий Панченко. – И перед его началом водитель должен убедиться в его безопасности и допустимости на протяжении всей дистанции. В том числе, нужно продумать, как он будет возвращаться в свою полосу. На занятиях в автошколе мы советуем перед обгоном оттянуться немного назад, чтобы после выезда на встречную полосу оставалось еще несколько секунд для окончательной оценки безопасности маневра. Если есть сомнения насчет знаков и разметки – просто возвращайтесь в свою полосу».

Просчет водителя, который не успел до сплошной или которого не пустили, случился не в момент нарушения, а еще до начала обгона, когда он неправильно оценил свои силы. Поэтому последующие проблемы с возвратом в свою полосу, по сути, не являются состоянием крайней необходимости. Мы понимаем, это спорно – водители сошлются на невидимую разметку, злых соседей по потоку и тысячу других факторов. И в некоторых случаях их жалобы будут реально оправданы, однако чисто с практичной точки зрения полезно иметь в виду, что суды с этим вряд ли согласятся.

А что же является состоянием крайней необходимости? Это состояние, в которое не дай бог нам всем попасть. Например, уход на встречную полосу в попытках избежать тяжелого ДТП. Опять же если попытка удачная – вы молодец и герой, но, если в результате маневра вы совершили лобовое ДТП или просто разбили машину, вас могут признать виновным: многое будет зависеть от тысячи мелких нюансов. Например, п.10.1 ПДД говорит, что в случае возникновении опасности водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки. И никаких поблажек насчет выезда на встречку даже в критические моменты в ПДД нет.

Чтобы лучше понять судей, поставьте себя на место встречного водителя, которому кто-то несется в лоб из-за поворота, потому что проворонил знак 3.20 или не рассчитал дистанцию маневра. Представили? И как вы теперь посмотрите на его оправдания, что он ошибся на пару метров? Что вы скажите ему, когда выберетесь из автомобиля в состоянии конструктивной гибели, застрявшего между двух берез, стирая с лица кровь?

«Да ничего, чувак, там реально разметки не видно?»

Относитесь к каждому обгону по-шахматному, просчитывая развитие ситуации до мельчайшего нюанса. И если есть сомнения в наличии разметки, в крутизне поворота или дистанции до вершины подъема, откажитесь от обгона. Также поступите, если обгонять не велит внутренняя чуйка.

Обгоны на широких дорогах

Чем шире дорога, тем легче обогнать. Но увлекаться не стоит: правила запрещают выезд на встречную полосу на дорогах с четырьмя и более полосами движения (п. 9.3), причем неважно, есть ли осевая линия разметки и знаки, или нет.

Распространенная ситуация: дорога широкая, разметки нет или не видно, справа и слева припаркованы машины, съедающие полосу (а то и две). Субъективно кажется, что на такой дороге можно обгонять по встречке, но за это легко лишиться прав.

Правила говорят, что если водитель не видит разметки, то должен определять ширину проезжей части и центр дороги самостоятельно, за счет глазомера. Как узнать, сколько на ней реально полос?

В одной из объяснительных читаем: «В результате замера я установил, что ширина проезжей части (7 метров (3,5 м 3,5 м) позволяет беспрепятственно и бесперебойно осуществлять движение четырем автомобилям (по 1676 см в ширину) – соответственно, имеются по два направления в каждую сторону».

Так вот, это не вполне правильная интерпретация. 1676 см – это меньше ширины Ford Focus, не говоря о какой-нибудь фуре или трейлере, поэтому если на таких дорогах и могут разъехаться четыре малолитражки бок о бок, за рулем должны сидеть мастера спорта по автофристайлу. Дорога, о которой говорится в объяснительной, вероятнее всего, имеет лишь две полосы.

«Ширина полосы на дороге с четырьмя и более полосами движения по ГОСТ Р 52398-2005 составляет 3.5 метра, – говорит Юрий Панченко. – Умножаем на четыре и получаем, что четырехполосная дорога должна иметь ширину 14 метров. Для загородных трасс СНиП 2.05.02-82 устанавливает ширину четырехполосной дороги не менее 15 метров. В исключительных случаях, например, под мостами, допускается уменьшение общей ширины четырехполосной дороги до 11 метров».

Чтобы было понятнее, на настоящей четырехполоске с небольшим зазором бок о бок встанут восемь Ford Focus. Вот в этом случае выезд на левую половину дороги для обгона будет наказываться по статье 12.15, ч.4 КоАП.

Если же знаков и разметки нет, а ширина дороги составляет, например, 8-10 метров, то, несмотря на возможность разъехаться на ней четырем легковушкам, четырехполосной такая дорога не считается. Если инспектор с этим не согласен и обвиняет вас в нарушении п. 9.3. ПДД наш эксперт советует: «Тогда измеряйте ширину проезжей части, фиксируйте на камеру или составляйте акт в присутствии двух понятых, и отмечайте это обстоятельство в протоколе. Местные уширения, например, разгонные полосы, также входят в ширину дороги и учитываются. Прилегающие территории, не входящих в конструкцию дороги, – нет».

В суде придется доказываться, что дорога, на которой вы обогнали, имеет менее четырех полос, но шансы есть.

На дорогах «промежуточной» ширины, скажем, десять метров, в принципе возможно опережение без выезда на полосу встречного движения, которое обгоном не считается. И по идее такой маневр допустим даже при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» или сплошной осевой линии.

Но мы не советуем вам увлекаться подобными трюками без острой нужды. Опередить медленный грузовик еще куда ни шло, но лететь по левому краю широкой полосы в зоне действия знака 3.20 – это риск. Сотрудники ГИБДД, скорее всего, привлекут свидетелей или сделают видеозапись, и вам придется доказывать, что свидетели ошибаются, а запись «говорит» в вашу пользу. Не то чтобы это невозможно, но уж точно хлопотно.

Обращайте внимание на знаки «Направление движения по полосам» 5.15.7: очень часто дороги промежуточной ширины имеют три полосы: две во встречном, одна – в попутном, а разметка занесена снегом или не видна в сумерках. Выезд на встречку в этом случае также попадает под лишение прав.

Если дорога широкая (на глаз входит восемь машин), воздержитесь от обгонов по встречной полосе даже при отсутствии знаков и разметки. На дорогах, где обгон запрещен, но ширина попутной полосы позволяет совершить опережение без выезда на встречку, не злоупотребляйте этой возможностью: формально вы можете быть правы, но доказать это бывает сложно.

Обгон тихоходов под знаком 3.20 – формально разрешено

Забудьте про этот пункт вообще. Потому что реальные тихоходы – это транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 30 км/час. «Почему-то все думают, что трактор «Беларусь» – тихоход, – рассуждает Юрий Панченко. – Но его паспортная скорость – 31-34 км/час».

Тем более не являются тихоходами медленные фуры или садоводы-дачники, даже если едут в подъем на 25 км/час.

Тихоходные транспортные средства встречают крайне редко, поэтому не слишком уповайте на это послабление в ПДД. Максимум, в зоне действия знака 3.20 можете опередить гужевую повозку.

Если вы несогласны.

Разумеется, в вопросах лишения прав полно спорных моментов, и наиболее обидные для водителей: отвратительная видимость разметки, нелогичная установка знаков, нечищеные дороги.

Как именно общаться с инспектором и что делать в суде – тема настолько обширная, что мы остановимся лишь на одном важном совете: если вы уверены в своей правоте, не пренебрегайте тщательным заполнением протокола об административном правонарушении (в случае лишения прав он составляется обязательно).

Обязательно отразите свое несогласие с протоколом и схемой в графе «Объяснения», и если есть оправдывающие вас обстоятельства – опишите их, например: «На участке дороги между 1677 и 1678 км федеральной трассы М-5 разметка невидима из-за снежного наката, знаки 3.20 «Обгон запрещен» отсутствуют, ширина проезжей части составляет 8 метров. Фотографии и видеозапись прилагаются. Есть свидетели, а именно. ».

Именно объяснения в протоколе и ваше несогласие с ним являются основой для спора в суде, и если вы, доверившись инспектору, написали все под его диктовку, отстаивать свою правоту будет на порядок сложнее.

После подписания протокола заберите его копию и сфотографируйте оригинал, поскольку случаи приписок в протоколы пост-фактум случаются часто. Также сфотографируйте схему, составленную инспектором.

Не стесняйтесь привлекать свидетелей, включая пассажиров своего автомобиля: этот факт также нужно отразить в протоколе.

«Бывает, что протокол заполняется в очень нервной обстановке, а инспектор оказывает на человека психологическое давление, торопит, – рассказывает Юрий Панченко. – В этом случае в графе объяснения пишите: «Не согласен. Объяснения в присутствии адвоката». Желательна запись «Прошу предоставить разумные сроки для подготовки защиты». Иногда лучше разобраться в ситуации потом, в спокойной обстановке, однако в протоколе должно быть отражено ваше изначальное несогласие с ситуацией».

Кстати, если в вашем регионе инспекторы занимаются подставами, очень полезно возить с собой видеокамеру (можно сотовый телефон), фотоаппарат и рулетку. Предупредив инспектора, используйте видеокамеру при общении с ним, а также при проведении «собственного расследования», например, при измерении ширины дороги.

При этом не увлекайтесь игрой в великого юриста. Инспекторы – тоже люди и чрезмерное знайство без реальных знаний может выйти вам боком. Действуйте корректно, скромно, но настойчиво: со временем, скажете себе спасибо за выдержку.

Популярные правонарушения, за которые лишают прав