Страховой стаж проблемы

Содержание страницы:

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В России пенсионная политика часто претерпевает изменения, реагируя на события в экономике. Пенсионная система Российской Федерации за последние десятилетия во многом претерпевала изменения и до сих пор продолжает модернизироваться. Не трудно заметить, что все эти преобразования не могут решить всех проблем пенсионной политики, причем с каждым годом их становится все больше. Сейчас важно создать условия и для обратного позитивного влияния на развитие хозяйства.

Пожалуй, к самой серьезной реформе в пенсионной политике среди всех других преобразований следует отнести создание в 1990 году Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве основного института аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов.

Еще одной яркой реформой стала смена распределительной пенсионной системы на распределительно-накопительную, в результате неблагоприятной демографической ситуации и экономического кризиса. Появление в 2002 году новой пенсионной системы и ее накопительной части предоставила возможность заработать такую пенсию, которой будет достаточно для нормального проживания при выходе на пенсию.

Одной из ключевых тем на данный момент является состояние пенсионной политики и дальнейшие пути ее реформирования. В середине ноября 2013 года в Госдуме был рассмотрен пакет пенсионных законопроектов, которые вызвали в обществе острую дискуссию. Сейчас уже сделаны определенные шаги по реформированию системы, но пути изменения системы требуют более пристального внимания. В результате изучения этого вопроса нами были выделены следующие проблемы пенсионной системы.

1 проблема: несовершенство балльной системы.

Начиная с 2015 года трудовая пенсия, включающая страховую и накопительную части, преобразовалась в самостоятельные виды пенсий: страховую и накопительную. Порядок расчета и назначения накопительной пенсии не изменился, а вот страховая пенсия формируется с применением новой величины пенсионных коэффициентов или баллов. Это значит, что страховые взносы работодателя на пенсию работника будут учитываться на его лицевом счете в ПФР в пенсионных баллах, а не в виде пенсионных прав, как это было раньше. Сейчас установлено минимально необходимое количество пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости – не менее 30 баллов. Стоимость одного балла будет устанавливаться государством и ежегодно увеличиваться на уровень не ниже инфляции.

Представляется, что такая бальная система исчисления пенсий является несовершенной. Во-первых, здесь очень сложная форма расчета будущей пенсии. Чтобы определить размер своей пенсии необходимо знать количество заработанных баллов и их величину, в чем и состоит самая главная трудность. Данная формула использует такие данные, которые мы не только не знаем, но и не сможем найти. Сейчас населению предоставляют пенсионные калькуляторы, которые можно найти на сайте ПФР, где предлагается ответить на несколько простых вопросов и таким образом определить условный размер свой будущей пенсии. Такая возможность упрощает расчеты, но, к сожалению, дает лишь условные цифры, которые далеки от реальности. Во-вторых, бальная система порождает неопределенность в размерах будущей пенсии. Это связано с тем, что через государство определяется величина нашей пенсии и ежегодно эта величина может изменяться в зависимости от стоимости каждого бала. А значит, окончательный размер своей будущей пенсии мы будем знать, будучи уже пенсионерами.

В-третьих, такая новая система автоматически заставляет людей работать дольше. За выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста обещают дополнительные премиальные пенсионные баллы, увеличивающие пенсию. Такой шаг приведет к тому, что многие рабочие места будут заняты пенсионерами, а молодые специалисты просто останутся либо безработными, либо будут работать не по специальности.

Таким образом, использовать бальную систему исчисления пенсий не стоит, а нужно сохранить пока еще действующую систему с трудовой пенсией – пенсией, формируемой по обязательному пенсионному страхованию. При выходе на пенсию система рассчитывает ежемесячный размер выплат исходя из суммы сформированного пенсионного капитала. А значит, чем больше будут страховые взносы за работника, тем больше размер его пенсии. Такая система более справедлива, так как учитывает прямые денежные взносы, без перевода в какие-либо коэффициенты или баллы, которые могут исказить всю ситуацию в не лучшую сторону.

2 проблема: страховой стаж

До 2015 года, чтобы получить пенсию, необходимо было наличие минимального страхового стажа в 5 лет. В новой пенсионной реформе с 2015 года поэтапно увеличился минимальный страховой стаж с 5 до 15 лет к 2024году (2015 г. – 6 лет), что должно повысить соответствие страхового стажа размеру пенсии. Теперь страховой стаж, который составляет 5 лет, считается низким уровнем, не учитывающим индивидуальный трудовой вклад человека в собственную пенсию. Такое повышение страхового стажа, пусть и проходит поэтапно, является не совсем обдуманным шагом. Страховой стаж хоть и учитывается в пенсии, но ему отводится второстепенная роль. Все-таки пока главным определяющим пунктом размера будущей пенсии является величина заработной платы, а, следовательно, и величина страховых взносов. Таким образом, нас опять стимулируют к тому, что бы мы больше трудились, чтобы наши работодатели отчисляли страховые взносы в Пенсионный фонд, увеличивая его бюджет. Радует только одно, что за повышением страхового стажа не последовало увеличение пенсионного возраста.

3 проблема: дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Причина необходимости в новой пенсионной реформе на первый взгляд вроде бы понятна – это забота о простых пенсионерах, денег на пенсии которым государству катастрофически не хватает.

По словам главы ПФР, Антона Дроздова, параметры развития пенсионной системы определены трехлетним бюджетом на 2014-2016 годы. Но пересмотр прогноза социально-экономического развития России и фонда заработной платы, к сожалению, в сторону снижения, приводит к корректировке. Для Пенсионного фонда это означает сокращение доходов и увеличение расходов из-за роста инфляции. Поэтому с 2013 года наблюдается ситуация резкого увеличения дефицита бюджета и с каждым годом этот показатель растет и существенно превосходит запланированные показатели.

Так, в 2015 году дефицит пенсионной системы увеличился по сравнению с плановыми 629 млрд. руб. на 200 млрд. руб. (в 2014 г. — дефицит на уровне 335 млрд. руб.). Если еще учесть, что пенсионеров с каждым годом становится все больше, а работающего населения все меньше, то, скорее всего, ситуацию трудно будет переломить, а значит, дефицит бюджета будет расти. Причем, по прогнозам А.К. Соловьева к 2020 году размер дефицита бюджета может составить величину в 3,06 трлн. руб. В таких условия невозможно будет увеличить размер выплат пенсионерам и чтобы ответить по своим обязательствам Пенсионному фонду РФ придется снижать пенсии. В решении данной проблемы эффективнее будет рассмотреть вариант, связанный с повышением ответственности работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

4 проблема: уклонение работодателей от уплаты страховых взносов

По оценкам экспертов, сейчас почти 40% россиян получают зарплату «в конвертах». В новой пенсионной реформе эта проблема не была затронута и никаких действий по ее решению мы до сих пор не наблюдаем, хотя реализация задуманных преобразований во многом зависит от «белизны» российских зарплат. Рекламные ролики по телевизору с пропагандой получения только «белой» заработной платы – это пока единственная мера, призванная к гражданам, которые находятся в статусе работника. Поэтому в отношении данной проблемы будет целесообразно проводить проверки и повысить ответственность самих работодателей в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде штрафных санкций. Кроме того, нельзя оставить и без внимания самих работников. Для них тоже можно предложить ряд санкций, которые бы стимулировали их не идти на уловки работодателей.

5. проблема: отмена материнского капитала

Материнский капитал представляет собой меру государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2016 год включительно родился (либо был усыновлен) второй ребенок. Согласно ФЗ № 256 от 29.12.2006 г. полномочия по выплате МК переданы ПФР и на сегодняшний день размер материнского капитала составляет 453 026 рублей.

С 2017 года планируется отменить выплаты гражданам материнского капитала в связи с ограниченностью бюджетных средств. Это предложение вызвало ряд недовольств и споров среди обычных граждан, депутатов и авторов законопроекта. Окончательного решения по этому вопросу еще не принято. На данный момент эта проблема находится на стадии обсуждения и предполагается, что как таковой отмены МК не состоится, но его заменят более узкие, целевые программы поддержки рождаемости и материнства, которые будут разработаны и законодательно утверждены. Министр финансов, Антон Силуанов, в этом направлении предложил выплачивать более высокие детские пособия в определенный период нуждающимся семьям, а также увеличить компенсации, обеспечивающие посещение детских дошкольных учреждений. Такая мера позволит существенно сэкономить бюджет. В.В. Путин прокомментировал эту ситуацию, чтобы сгладить общественные резонансы. Он считает, что программы поддержки рождаемости детей в Российской Федерации имеют место быть, они должны стимулировать повышение рождаемости, но, он подчеркнул, что программы должны быть более адресными, еще более целевыми. Невозможно даже приблизительно предугадать динамику рождаемости при продлении программы на долгосрочный период. Соответственно, невозможно дать однозначный ответ, хватит ли бюджетных средств, запланированных на программу поддержки рождаемости в перспективе продления этой программы.

Необходимо продолжить политику в выплате материнского капитала, так как это существенно улучшает демографическую ситуацию в стране. А замена МК новыми пособиями и выплатами, носящими адресный характер, только нуждающимся семьям заставит людей скрывать свои реальные доходы, уходить в тень.

Другие статьи:  Как оформить развод и алименты

6. проблема: низкий уровень экономической грамотности граждан

Наше население не образовано в области ведения пенсионной политики, а ведь в определенном возрасте это коснется каждого. Поэтому целесообразно проводить бесплатные семинары и лекции с представителями Управлений ПФР, печатать брошюры, газеты и распространять их в общественных местах.

7 проблема: нестабильная пенсионная система

Нужно признать, что в истекшие годы процесс законотворчества на месте не стоял. Для тех, кто имел трудовой стаж до 1991 года, провели валоризацию, военным пенсионерам, имеющим 5-летний трудовой стаж, стали назначать вторую (гражданскую) пенсию, началась выплата материнского капитала и т.д. Но едва народ мало-помалу стал разбираться в хитросплетениях пенсионного законодательства, правительство объявило о введении новых правил – начале очередной пенсионной реформы. Таким образом, изменения в пенсионной системе должны иметь место, но не так часто, потому что частая смена пенсионной системы дезинформирует человека и не дает разобраться в системе.

8 проблема: высокие риски в макроэкономическом развитии.

Всем знакома ситуация, в которой находится сейчас наша страна. Правительство РФ в 2013 году решило перенаправить взносы на накопительную часть пенсии (6%) за весь 2014 г. в страховую часть, т.е. на текущие выплаты пенсионерам. Причиной этому послужила сомнительная репутация многих НПФ. В течение этого года все НПФ должны были пройти проверки и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений. Замороженные средства граждан, которые собирались перевести свои накопления из ПФР в НПФ, должны были быть переданы НПФ как только они вступят в систему гарантирования. Однако такая ситуация продолжилась и в 2015 году Министр Финансов РФ, Антон Силуанов утверждает, что надеяться гражданам на возврат своих денег пока не стоит, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер и программы социальноэкономического развития Крыма и Севастополя (сумма составила 243 млрд. рублей).

В заключение хотелось бы отметить, что помимо отмеченных проблем существует еще и другие, и самое главное, настоящая реформа не затронула всех проблемных мест пенсионной системы и кроме того недостаточно адаптирована к быстро меняющимся экономическим и политическим (в т.ч. внешнеэкономическим) условиям. Складывается такое ощущение, что новая пенсионная реформа только усложнила положение пенсионной системы и добавила подводных камней.

После серой зарплаты пришла серая пенсия

В России уже отказывают в пенсии по старости из-за нехватки баллов

В России начались первые отказы в назначении страховых пенсий по старости из-за нехватки пенсионных баллов. В Пенсионном фонде уверяют, что эта проблема касается лишь тех граждан, которые получали «серую» зарплату. Эксперты отмечают, что государство в этой ситуации ведет себя «как карточный шулер». Оно вынуждает работников требовать, чтобы им платили зарплату, которая давала бы необходимые баллы, но с себя снимает всяческую ответственность.

Сотни граждан России могли в прошлом году остаться без страховой пенсии из-за нехватки пенсионных баллов. А некоторые работающие граждане пенсионного возраста могли вообще остаться без пенсии, следует из информации, размещенной на сайтах некоторых региональных отделений Пенсионного фонда России (ПФР), — социальная пенсия выплачивается лишь после окончания трудовой деятельности.

«Более 300 саратовцев в прошлом году остались без пенсии», — гласит заголовок пресс-релиза, размещенного на портале регионального отделения ПФР.

На самом деле их почти 400, уточняется в тексте: «396 саратовцам в 2016 году для назначения страховой пенсии по старости не хватило стажа и (или) количества пенсионных коэффициентов (баллов)», — гласит сообщение.

Профсоюзы критикуют пенсионную реформу правительства

Похожая информация есть на сайте отделения ПФР по Республике Марий Эл: «44 жителям республики, достигшим пенсионного возраста, в назначении пенсии было отказано, так как им не хватило либо стажа, либо пенсионных баллов».

Сколько всего таких «пенсионных отказников» по России, в ПФР на момент выхода заметки затруднились сообщить. А разбивка по причинам отказов вовсе не ведется, отметили в фонде.

Нехватка стажа и (или) баллов в большинстве случаев — последствия теневой занятости, добавляют в саратовском отделении ПФР. «Получая «серую» зарплату сейчас, в старости можно остаться с мизерной пенсией», — предупреждают там.

Под «мизерной» пенсией имеется в виду социальная, ее размер сегодня составляет 8742 руб., что всего на 2,4% больше прожиточного минимума пенсионера. Платят ее неработающим гражданам пенсионного возраста. Страховую пенсию получать выгоднее — ее средний размер 13 655 руб., и выплата не зависит от того, продолжает пенсионер работу или нет.

Требования к пенсионерам, которые на протяжении многих десятков лет ограничивались лишь возрастом и трудовым стажем, резко изменились с 2015 года. Теперь пенсия по старости, которая раньше именовалась трудовой, называется «страховая», и для ее назначения гражданину нужно накопить определенное количество пенсионных баллов, стоимость которых меняется каждый год.

Для того чтобы получить страховую пенсию по старости в 2017 году, необходимо иметь не менее 8 лет страхового стажа и 11,4 пенсионного балла.

С каждым годом с новых пенсионеров требуется все большее и большее их количество: на 2,4 балла больше ежегодно, пока к 2025 году требуемое число баллов не достигнет 30.

Во всем виновата серость

Требования государства к стажу совпадают с требуемым числом баллов только у тех граждан, чья зарплата выше определенного порога. В текущем году это 10 500 руб., то есть сумма, на треть превышающая официально установленный МРОТ (7800 руб.). Таким образом, граждане с минимально «проходным» стажем 8 лет и зарплатой ниже 10 500 руб. не получат права на страховую пенсию в этом году.

Правительство затягивает с решением о дополнительной индексации пенсий

На запрос «Газеты.Ru» в Пенсионном фонде ответили, что так ставить вопрос некорректно, «потому что это норматив 2017 года». В следующем году он уже будет другим, напомнили в пресс-службе.

Минимальный размер оплаты труда, установленный сегодня, позволяет гражданину заработать всего 1,03 балла за год. Таким образом, минимальный стаж для самой низкооплачиваемой категории работников в стране на самом деле уже 11 лет, а не 8, а к 2025 году с такой зарплатой придется официально проработать 30 лет. Для граждан с более высокой зарплатой потребуется 15-летний стаж.

Пенсионный фонд, после запроса «Газеты.Ru», 30 марта опубликовал заявление о том, что недобора баллов у людей с «белой» зарплатой быть не может. «Описанная проблема — недобор баллов — может коснуться только тех трудящихся, кто получает «серую» зарплату. Причины подобных ситуаций нужно искать не в балльной системе, а в теневой занятости», — говорится в заявлении.

В то же время вице-премьер Ольга Голодец дважды за март заявляла, что в России 5 миллионов граждан получают зарплату на уровне МРОТ и в целом стоимость рабочей силы в нашей стране сильно занижена. По данным Росстата, зарплату до 10 600 руб. включительно получали больше 10% всех работников в стране.

В категорию тех, кто сегодня недополучает баллов, попадают и индивидуальные предприниматели: фиксированный годовой платеж для ИП с оборотом менее 300 тыс. руб. дохода (27 990 руб.) позволяет накопить около 1 балла в год, подтвердили в Пенсионном фонде.

Государство, как карточный шулер

Действующая балльная система — это очередная попытка государства легализовать доходы населения, говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов, но государство в этой ситуации ведет себя «как карточный шулер: оно вынуждает работников требовать, чтобы им платили зарплату не меньше этих необходимых баллов, но снимает с себя всяческую ответственность».

Но у низкооплачиваемых работников мало инструментов давления на работодателей, которые выбирают такую систему, не желая уплачивать взносы — особенно в кризис. «Вы можете требовать что угодно, но сейчас, в период экономического спада, вас никто спрашивать не будет», — говорит Смирнов.

Оставляя работника наедине с этой проблемой, государство ведет себя не вполне честно. К тому же некоторые граждане могут не знать о том, что не заработали достаточно баллов. «Когда они приходят за пенсией, может случиться скандал», — предполагает Смирнов.

Правда, в каждом случае надо смотреть: сколько именно баллов не хватает, советует эксперт — вероятно, что вопрос можно решить в течение года-двух, продолжив трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.

Реальные доходы россиян могут снова уйти в минус в феврале

Министр труда Максим Топилин, выступая в пятницу на коллегии министерства, обратил особое внимание на разъяснительную работу с гражданами. На сайте Пенсионного фонда «каждый гражданин, пенсионер, может посмотреть, сколько взносов, сколько баллов у него накоплено», заявил он. «Пожалуйста, работайте с населением с точки зрения этого инструмента. Люди сами должны понимать, что это неправильно и опасно, когда работодатель за них не платит страховые взносы. Это нужно пропагандировать и разъяснять», — добавил Топилин.

Пропаганды на сайтах региональных управлений ПФР уже хватает, убедилась «Газета.Ru» — почти на каждом в марте опубликовано по два-три текста по этой теме с такими заголовками, как: «Работа без оформления сегодня — минимальная пенсия завтра», «Как «цвет» зарплаты влияет на размер будущей пенсии» или «Нелегальная занятость лишит права на пенсию».

На сайте Пенсионного фонда, где каждый желающий сегодня может подсчитать свою приблизительную пенсию, вы не можете получить лишь одной важной детали, уточняет Смирнов: сколько к тому времени, как вы выйдете на пенсию, будет стоить один балл.

«Что будет через 30 лет — никто не знает, а государство играет в одни ворота, потому что то индексирует на некий уровень инфляции, то не индексирует, как в 2016 году», — говорит эксперт.

Вероятно, именно поэтому никакие разъяснения Пенсионного фонда и правительства не могут внушить людям веру в пенсионную систему, и многие граждане продолжают выбирать теневую занятость, даже без давления со стороны работодателя.

Другие статьи:  Нулевая отчетность стоимость

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА

Конституция РФ на законодательном уровне закрепляет право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право на выбор профессии и рода деятельности, а также права на социальное обеспечение при достижении пенсионного возраста, в случае инвалидности, болезни или потери кормильца. Однако, для того чтобы получить большинство из перечисленных видов социального обеспечения наличие одного факта наступления события, именуемого социальным риском, будет недостаточно. Достаточно часто одним из важнейших оснований для предоставления того или иного вида социального обеспечения является трудовой стаж.

Трудовой стаж как правовая категория является многоаспектным понятием, в разных источниках встречаются различные виды его трактования. Ко всему прочему, стоит отметить, что с 1-го января 2015 года в Российской Федерации был введен новый порядок формирования пенсии, который законодательно был закреплен в Федеральном законе № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» В данном законодательном акте отсутствует понятие

«трудовой стаж» как правовая категория. Однако, Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», на законодательном уровне возрождает страховые принципы организации пенсионного обеспечения, и понятие трудового стажа сменяется понятием страхового стажа. Под страховым стажем подразумевается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд [1].

Страховой стаж должен быть исчислен и подтвержден. Подтверждением и исчислением страхового стажа занимаются органы пенсионного обеспечения. К сожалению, правовая деятельность указанных субъектов правоотношений ограничена. Недостатки существующего законодательства, изъяны и ошибки в правоприменительной деятельности органов и лиц ответственных за начисление и подтверждение трудового стажа способствуют тому, что граждане в целях установления страхового стажа обращаются в органы судебной власти.

Таким образом, тема раскрытия актуальных проблем правоприменения трудового стажа является достаточно актуальной на данный момент времени, а вопросы судебной защиты приобретенных защиты социальных прав (к которым непосредственно относится страховой стаж) являются наиболее важными проблемами защиты прав и свобод человека и гражданина.

Актуальные проблемы правоприменения трудового стажа рассматриваются во многочисленных трудах российских ученых-юристов, в частности стоит отметить труды Азаровой Е.Г и Вихрова Д.Г. Проблема подтверждения страхового стажа, а также вопросы о применении принципов правового регулирования в сфере социального обеспечения (в частности, принцип поддержания доверяя граждан к закону и действиям государства) рассматриваются в статье Менкенова А.В. «Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения» [2].

Стоит отметит, что среди проблем провоприменения страхового стажа наиболее важными на данный момент времени являются проблемы, которые затрагивают и учитывают недочеты и изъяны в действующем законодательстве. В частности, к такой проблеме можно отнести проблему подтверждения трудового стажа в случаях утери трудовой книжки или же наличия неправильных и некорректных записей в ней.

Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» законодательно закрепляет то, что после процедуры регистрации гражданина в качестве застрахованного лица информация об его стаже будет формироваться с помощью обязательного персонифицированного учета. До регистрации в данной системе периоды, включаемые в страховой стаж должны подтверждаться документально, т.е. с применением записей в трудовой книжке и в электронных документах.

Подтверждение стажа свидетельскими показаниями используется только в тех ситуациях, когда имеется факт утраты документов о стаже при условиях невозможности их восстановлении, а также в отношении периодов, которые не учитывались в данных персонифицированного учета.

Трудовой стаж устанавливается при помощи свидетельских показаний, как в судебном порядке, так и органами пенсионного обеспечения, а также специальными комиссиями, если документы о трудовом стаже были утрачены в случае чрезвычайных ситуаций.

Однако, Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» не допускает свидетельских доказательств характера работ, что затрудняет возможность в судебном порядке устанавливать тождество определенных работ и профессий.

Следовательно, для решения данной проблемы можно предложить отменить запрет на доказательство характера работ при помощи свидетельских показаний.

Ко всему прочему, стоит отметить, что законодательно не закреплены санкции за нарушение гарантий в области персонифицированного учета. Гарантии застрахованному лицу по персонифицированному учету закреплены в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, однако в данном подзаконном акте отсутствуют санкции за нарушение данных гарантий. Данные санкции на законодательном уровне стоит закрепить непосредственно в Федеральном законе об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, постепенный переход на страховые принципы пенсионного обеспечения привел к комплексному реформированию пенсионного законодательства, но вместе с тем даже в сформировавшимся на данный момент законодательстве можно выделить ряд проблем, требующих незамедлительного решения, в частности:

проблема наличия запрета на свидетельские доказательства характера работ;

проблема отсутствия законодательно закрепленных санкций за нарушение гарантий застрахованного лица в части ведения персонифицированного учета.

Для решения данных проблем можно предложить ряд рекомендаций:

отмена запрета на свидетельские доказательства характера работ;

закрепление санкций за нарушение гарантий застрахованного лица в части ведения персонифицированного учета в Федеральном законе об индивидуально (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 2.12.2015)//Собрание законодательства РФ. – 2013.- №52.- ст.6965.

2. Федеральный закон от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ред.от 28.12.2013, с изм.от 19.11.2015) )//Собрание законодательства РФ. – 2001.- №52.- ст.4920.;

3. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27 ФЗ (ред.от 01.12.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Собрание законодательства РФ. – 1996.- №14.- ст.1401.

4. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» //Собрание законодательства РФ. – 2014.- № 30.- ст.4306..

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (ред.30.01.2014) «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах

6. Менкенова А.В. «Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения»//Журнал Вопросы управления. 2012.№ 3.УДК 349.3.ББК67.405.211

Особенности страхового стажа для пенсии по старости

Пенсия по старости – это стандартная страховая пенсия, которая требует для оформления соблюдения условий в виде обязательного стажа и набранных баллов.

Период трудоустройства рассчитать легко, но не совсем понятно, какие года будут браться в общее зачисление. К примеру, декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком являются спорными в вопросе.

Но при знании законодательных актов подобных проблем не возникнет. Далее подробно будет рассказано о страховом стаже – его формировании и особенностях подтверждения для оформления пенсионных выплат.

Понятие «страховой стаж» можно разобрать просто – это тот период официального трудоустройства, в течение которого происходили пенсионные отчисления из заработной платы на счет Пенсионного Фонда России. По факту – это лишь тот срок, в течение которого потенциальный пенсионер трудился в течение всего времени.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

С 2013 года в отношении формирования пенсии произошли многочисленные изменения, отчего теперь активные рабочие и пенсионеры, которые в течение до пенсионного возраста не могли вести полноценную рабочую деятельность, получают практически одинаковые выплаты при выходе на заслуженный отдых по старости.

Введенные основы не учитывают взносы, а только стаж и набранные баллы, которые и присваиваются за официальное трудоустройство.

Получается, что при отсутствии требуемого срока обязательной рабочей деятельности заявителя могут перевести на социальное обеспечение, что происходит с задержкой на 5 лет.

Что в него входит

Формирование страхового стажа для пенсии по старости регулируется действующим законодательством, а именно ФЗ №400 от декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

На основании представленного закона следует, что в период, относящийся к трудоустройству и начислению баллов, входят следующие года:

  • время официального трудоустройства на территории России. Здесь важно, чтобы в течение имеющегося периода рабочей деятельности в ПФР вносились выплаты от работодателя;
  • официальное трудоустройство за пределами страны, но не противоречащие законодательству РФ. В данном случае также учитывают происходящие отчисления в фонд пенсионного страхования. Если этого не было, имеющийся период не включается в общий трудовой стаж;
  • любая рабочая деятельность, в течение которой происходили отчисления в Пенсионный Фонд на формирование страховой пенсии. Происходящее занятие не должно противоречить законодательству России – иными словами, она должна была быть законной и оформленной в соответствии с имеющимися на тот момент требованиями. К такому трудоустройству можно отнести занятие индивидуальным предпринимательством, в период которого заявитель на оформление страховой пенсии осуществлял выплаты в установленных и рассчитанных значениях.

Дополнительно в стаж могут включаться периоды социально значимой деятельности, но без внесения страховых взносов. К примеру, женщина в течение нескольких лет ухаживала за ребенком с инвалидностью и не могла себе позволить официального трудоустройства.

Размер страхового стажа для пенсии по старости

В 2015 году были приняты последние изменения относительно формирования страхового стажа. В Федеральном законе «О страховых пенсиях» указали о последующем увеличении обязательного для назначения пенсии срока официального трудоустройства.

Из законодательства можно выделить следующие факторы:

Несмотря на произошедшие изменения в подсчете периодов официального трудоустройства и прочих моментов для определения страхового стажа, на основании статей 30 и 32 Федерального закона №400, смена параметров и требований не отразилось на оформлении досрочной пенсии.

Важно знать в точности, какие года трудоустройства и рабочей деятельности в целом включаются в формирование страхового стажа для пенсии по старости.

Здесь выделяют следующие факторы:

  • периоды высчитываются по календарному принципу;
  • если нетрудовой период потенциального пенсионера попадает на время трудоустройства, учитывается один из предложенных вариантов;
  • если граждане работали у индивидуальных предпринимателей или сами ими являлись, в расчет идут только те сроки, в течение которых проводились взносы в Пенсионный Фонда России;
  • если гражданин был трудоустроен за пределами России и там подал документы на получение пенсии за отработанный период, его не будут учитывать при подаче документов на расчет выплат на территории родного государства;
  • время, в течение которого заявитель получал пособия за выслугу лет, не учитывается при формировании страхового стажа;
  • потенциальные пенсионеры, которые имеют трудовой стаж до 2015 года, при подаче документов на начисление выплат могут указать самостоятельно, как проводить их расчет – по новому законодательству или с привлечением старого принципа.
Другие статьи:  Нотариус красное село спб

Российское законодательство построено таким образом, что после оформления СНИЛС учет времени, в течение которого гражданин работает и производит отчисления в Пенсионный Фонд, происходит автоматически.

При отсутствии страхового номера индивидуального лицевого счета – СНИЛС – придется собрать выписки и справки с места работы для подтверждения своего официального трудоустройства.

Порядок подтверждения

Несмотря на то, что подтверждать свой трудовой стаж в момент оформления пенсии не требуется, иногда возникают ситуации, которые вынуждают собирать соответствующие документы в доказательства права на получение именно страховых выплат, а не социальных.

Такие ситуации возникают в следующих случаях:

  • в случае отсутствия информации в Пенсионном Фонде России, что происходит только по вине самого потенциального пенсионера – он не сделал себе документ СНИЛС, а, следовательно, не открыл лицевой счет;
  • в результате непроизвольного уничтожения сведений о гражданине по вине сотрудника госучреждения. В данном случае придется не только представить справки и сведения с организаций, в которых проходила рабочая деятельность, но и доказать свое трудоустройство с привлечением свидетелей. Потребуется не менее 2-х человек, которые не заинтересованы в получении пенсии заявителем – не родственники, а именно работник организации, лучше попросить выступить бывшему работодателю;
  • возникновение чрезвычайной ситуации – нередко пожары или наводнение приводят к устранению информации по содержанию лицевых счетов. Как правило, в таких случаях восстановление данных происходит из общей базы, но это может затянуться на несколько месяцев. Для ускорения оформления пенсии лучше представить документы с подтверждением трудоустройства.

В качестве подтверждения наличия трудового стажа можно представить следующие документы и справки:

  1. Трудовая книжка с указанием всей информации о прошедшей рабочей деятельности.
  2. Справки от руководства организации, в которой ранее заявитель трудился.
  3. Документы на индивидуальное предпринимательство с выпиской о происходящих взносах в Пенсионный Фонд.

Чтобы не столкнуться с трудностями о начислении страховой пенсии, рекомендуется предварительно обратиться в госучреждение с целью запроса информации о количестве взносов и учтенном трудовом стаже.

Если имеются вопросы, следует прояснить ситуацию с получением точных данных об учтенных сроках трудоустройства в Пенсионном Фонде России.

Видео: Минимальный рабочий стаж для получения пенсии

Как подтвердить стаж для пенсии: консультации «пенсионщиков»

Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах шансов практически нет?

Консультации по этим вопросам дала Евгения Очертарова, главный специалист–эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Бурятии.

Трудовая книжка и ИЛС

Какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии? И так ли важна сегодня трудовая книжка?

С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.

По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное соцстрахование до 1991 года, уплата ЕСН и ЕНВД до 2002 года.

Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из ИЛС в Личном кабинете на сайте ПФР.

Если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?

Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов.

В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе ОПС.

Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то никаких проблем с учетом стажа не возникнет.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения.

Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель.

Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.

Где взять справку

Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?

Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением.

Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник.

Если правопреемник отсутствует, тогда нужные документы необходимо разыскивать в архивах. В какой архив следует обращаться — эту информацию также вам предоставят специалисты ПФР.

При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.

Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?

В этой ситуации свой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются.

По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период.

Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии.

Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.

Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?

К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы.

Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет.

Предусмотрены лишь процедуры подтверждения страхового стажа. А вот как подтвердить размер заработка — об этом нет нормативных документов. ПФР придерживается твердой позиции, что необходимые сведения о зарплате должны быть представлены работодателем либо архивным учреждением на основании данных лицевого счета, расчетно-платежных ведомостей и пр.

Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.