Ст16 п1 фз об осаго

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Президент Российской Федерации

25 апреля 2002 г.

Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.

Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Другие статьи:  Экспертиза правильности лечения

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно

Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Комментарий к статье 12.37 КоАП РФ

В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” определяет, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным Законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. Пункт 2 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения устанавливает запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Аналогичный запрет установлен в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

Субъективная сторона данных правонарушений предполагает умысел.

Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Кроме этого, по ч. 2 комментируемой статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности. При этом водители привлекаются к административной ответственности лишь в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. водителю известно об отсутствии полиса обязательного страхования).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Указанные нарушения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 комментируемой статьи – также сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

За совершение правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 КоАП РФ, наряду с назначением административного штрафа в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Энциклопедия судебной практики. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств (Ст. 16 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Энциклопедия судебной практики
Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
(Ст. 16 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

1. Нарушения договора ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства (использование за пределами установленного в полисе периода или не указанным в полисе лицом) не являются основанием для отказа в страховой выплате

Взаимосвязанные положения абзаца одиннадцатого статьи 1, пункта 2 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не могут рассматриваться как исключающие владельцев, использующих транспортное средство на законном основании, но не указанных в страховом полисе, из числа лиц, чей риск гражданской ответственности является застрахованным по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и как предполагающие право страховщика отказать в осуществлении страховой выплаты при причинении такими владельцами транспортных средств вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Иное не только выводило бы широкий круг владельцев транспортных средств — участников дорожного движения из сферы действия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и нарушало принцип всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств, но и не отвечало бы провозглашенным данным Федеральным законом целям защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, создавало возможность для обхода обязательности страхования риска гражданской ответственности, приводило к отказу потерпевшим в выплате страхового возмещения на том лишь основании, что лицо, управляющее транспортным средством, не включено в страховой полис, что создавало бы неравенство, не допустимое с точки зрения принципа справедливости.

Другие статьи:  Оквэд лицензия на программное обеспечение

В соответствии со статьей 16 Закона договор обязательного страхования может быть заключен на условии ограниченного использования транспортного средства. Ограничения возможны по кругу лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и по периоду использования транспортного средства в пределах срока страхования.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автомобиля содержит оба названных ограничения. Владельцы автомобиля допустили отступления от обоих ограничений без извещения страховщика: автомобиль использовался за пределами установленного в полисе периода и не указанным в полисе лицом.

Однако в качестве последствия несоблюдения ограничений Законом предусмотрено право страховщика на изменение размера страховой премии соразмерно увеличению страхового риска (пункт 3 статьи 16 Закона) и на предъявление регрессного требования (статья 14 Закона). На отказ в страховой выплате вследствие указанных нарушений со стороны владельцев транспортного средства страховщик права не имеет, поскольку эти нарушения не включены в исчерпывающий перечень случаев, при которых не возникает ответственности страховщика по обязательному страхованию (статья 6 Закона).

В соответствии со статьей 16 Закона договор обязательного страхования может быть заключен на условии ограниченного использования транспортного средства. Ограничения возможны по кругу лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и по сроку его использования.

Последствия несоблюдения страхователем установленного в договоре ограничения предусмотрены Законом и одновременно являются гарантиями прав страховщика: изменение размера страховой премии соразмерно увеличению страхового риска (пункт 3 статьи 16), реализация права на регрессное требование (статья 14).

Пунктом 2 статьи 6 Закона наступление гражданской ответственности за причинение вреда лицом, не названным в договоре обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, из страховых рисков по обязательному страхованию не исключается.

Следовательно, причинение вреда лицом, не указанным в полисе обязательного страхования, отказа в страховой выплате не влечет, а лишь позволяет страховщику решать с лицом, допустившим отступление от установленного договором ограничения, вопрос о последствиях нарушения этого ограничения.

Закон предусматривает два условия, на которых может быть заключен договор обязательного страхования: страхование ответственности без ограничения использования транспортного средства другими водителями и с таким ограничением.

При наступлении гражданской ответственности лица, не включенного в договор обязательного страхования с условием об использовании транспортного средства только указанными в нем водителями, страховщик на основании статьи 14 Закона имеет право предъявить регрессное требование к указанному лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

Таким образом, независимо от того, на каких условиях заключен договор обязательного страхования, страховая сумма подлежит выплате потерпевшему, которому причинен вред в результате повреждения его автомобиля по вине управлявшего лица, не включенного в договор обязательного страхования в качестве водителя, допущенного к управлению транспортным средством, если такое лицо управляло автомобилем на законных основаниях (например, на основании письменной доверенности). При этом при заключении договора обязательного страхования с ограниченным использованием транспортного средства, у страховщика возникает право регрессного требования к указанному лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

Причинение вреда лицом, не указанным в полисе обязательного страхования, не влечет за собой отказ в страховой выплате, а лишь позволяет страховщику решать с лицом, допустившим отступление от установленного договором ограничения, вопрос о последствиях нарушения этого ограничения.

2. В случае нарушения договора ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства страховщик имеет право предъявить регрессное требование к лицу, нарушившему такой договор

Закон предусматривает два условия, на которых может быть заключен договор обязательного страхования: страхование ответственности без ограничения использования транспортного средства другими водителями и с таким ограничением.

При наступлении гражданской ответственности лица, не включенного в договор обязательного страхования с условием об использовании транспортного средства только указанными в нем водителями, страховщик на основании статьи 14 Закона имеет право предъявить регрессное требование к указанному лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

В случае если лицо, причинившее вред, не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями), страховщик имеет право предъявить регрессное требование к нему в размере произведенной страховщиком страховой выплаты (ст. 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Законодатель установил последствия неисполнения страхователем обязательств по договору «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусмотренных пунктом 3 статьи 16 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Эти последствия предусмотрены пунктом 3 статьи 959 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет, что при неисполнении страхователем своих обязательств по информированию страховщика об изменениях в обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, страховщик вправе потребовать расторжения договора страхования и возмещения убытков, причиненных расторжением договора по правилам пункта 5 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Иные последствия законодателем не предусмотрены, равно как не предусмотрено право страховщика на отказ в выплате страхового возмещения.

Таким образом, при наступлении гражданской ответственности лица, не включенного в договор обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в нем водителями, страховщик на основании статьи 14 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» имеет право предъявить регрессное требование к указанному лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.

В рамках рассмотрения данного вопроса необходимо отметить следующее:

— право предъявления регрессных требований может быть обращено только в отношении лиц, чья виновность установлена;

— у страховщика право на предъявление регрессного требования возникает в том случае, если лицо, причинившее вред, не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого был причинен вред.

Судебная коллегия указала, что в соответствии пунктом 76 Правил ОСАГО, статьей 14 Федерального закона об ОСАГО в случаях, когда страховой случай наступил при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, если в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства в определенный период, страховщик имеет право предъявить к такому лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком выплаты потерпевшему.

3. Период использования транспортного средства может быть не равен полному месяцу

Истец при заключении договора страхования реализовал свое право на заключение договора на условиях ограниченного использования транспортных средств. С заявлением об увеличении периода использования [ФИО] обратился к Страховщику лишь 11.01.2011 г., просил дополнительно установить период использования транспортного средства с 12.01.2011 г. по 01.06.2011 г. В соответствии с требованиями п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Страховщик 11.01.2011 г. внес соответствующие изменения, выдав истцу страховой полис.

Доводы истца о невозможности установления периода использования транспортного средства, не равного полному месяцу, основаны на неверном толковании закона. Пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» таких ограничений при изменении договора страхования не устанавливает.

4. Договор ОСАГО с ограниченным использованием транспортного средства может быть продлен на дополнительный период менее 3 месяцев

У ответчика отсутствовали правовые основания для отказа истцу во внесении изменений в договор страхования по основанию заявления им дополнительного периода использования менее 3 месяцев, поскольку между сторонами по делу уже был заключен договор страхования с ограниченным использованием транспортного средства, которым предусмотрен период использования транспортного средства, равный 4 месяцам в течение года, в связи с чем период, указанный в договоре, соответствовал требованиям действующего законодательства.

5. Закон не содержит указание на непрерывность или неделимость срока ограниченного использования транспортного средства в течение года

Требования истца о внесении дополнительного периода использования транспортного средства сводятся к увеличению указанного в договоре периода, при этом следует учитывать, что положения ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не содержат указания на непрерывность или неделимость срока ограниченного использования транспортного средства в течение года, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности отказа ответчика во внесении изменений в договор страхования в части внесения изменений в период использования транспортного средства и, следовательно, о необоснованности выводов суда в части, указывающей на законность действий ответчика по отказу во внесении изменений в договор страхования.

Другие статьи:  Приказ 136 2019

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО» использованы авторские материалы, предоставленные Михайлевской М., Раченковой Ю.

Ст16 п1 фз об осаго

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон об ОСАГО № 40-ФЗ

Закон об ОСАГО в редакции 2018 года

1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Правила страхования

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Разъяснения Верховного Суда РФ

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

Ниже приведен текст документа:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ), вступающими в силу с 01.06.2018 года (ред. 40).

К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

25 апреля 2002 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Глава I. Общие положения

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Глава III. Компенсационные выплаты

Глава IV. Страховщики

Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

Глава VI. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
25 апреля 2002 года
N 40-ФЗ

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

СТ 12.37 КоАП РФ

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Комментарий к Ст. 12.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным Законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. Пункт 2 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения устанавливает запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Аналогичный запрет установлен в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности, использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

3. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений предполагает умысел.

4. Субъектами анализируемых правонарушений являются владельцы транспортных средств. Кроме этого, по ч. 2 комментируемой статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности. При этом водители привлекаются к административной ответственности лишь в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. водителю известно об отсутствии полиса обязательного страхования).

5. При совершении правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ).

6. Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Указанные нарушения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 комментируемой статьи — также сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).