Штраф мигрантам 2019

Содержание страницы:

Штрафы работодателю за иностранного работника в 2018 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности.

Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов

Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:

  • Отсутствие полного пакета документов;
  • Нарушение трудового законодательства;
  • Уклонение от оформления трудового договора;
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
  • Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
  • Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.

Наиболее распространенные нарушения, за которые работодатель может получить штраф за иностранного работника в 2018 году

Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства

  • Штраф за работу без патента или работника без разрешения на работу

В случае если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

  • Штраф работодателю за иностранца с документами, у которых истек срок действия

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов, но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ.

Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали.

Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы.

Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа.

Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

  • Штраф за работу не по профессии

В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте.

В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое.

При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2018 году – от 5000 до 7000 рублей. Размер штрафа за нелегалов для юрлиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток.

При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

  • Штраф за привлечение мигрантов

В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток.

Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

  • Штраф работодателю за не уведомление

В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо, от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

  • Штраф за работу без оформления

В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника.

Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

  • Штраф за оформление трудового договора с нарушениями

В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.

В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до 20 000 рублей.

Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда

Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».

Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта. Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.

Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

Другие статьи:  Как в томске подать на алименты

Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов.

Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.

Если вам была полезна наша статья про штрафы за иностранных рабочих, пожалуйста, плюсаните материал:

Госдума ужесточила штрафы за предоставление жилья и транспорта нелегальным мигрантам

МОСКВА, 22 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла на заседании в пятницу в третьем, окончательном, чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) об ужесточении штрафов за предоставление жилья и транспорта нелегальным мигрантам. Инициатива была внесена правительством РФ.

Депутаты внесли изменения в статью 18.9 КоАП «в целях совершенствования законодательства в сфере противодействия незаконной миграции в целях обеспечения национальной безопасности РФ».

Законом ужесточается административная ответственность «за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, увеличивается размер административных штрафов за предоставление жилого помещения, транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию». Для граждан санкции повышаются с 2-4 тыс. рублей до 2-5 тыс. рублей, для должностных лиц — с 25-30 тыс. рублей до 35-50 тыс. рублей, для юридических лиц — с 250-300 тыс. рублей до 400-500 тыс. рублей.

Как поясняют разработчики проекта закона, действующая в настоящее время ответственность не в полной мере решает задачи по пресечению правонарушений. Так, согласно приведенным данным МВД, в течение 2015 года составлено 40 тыс. 149 протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 18.9 КоАП (в 2014 г. их было 37 тыс. 698), привлечено к ответственности 39 тыс. 434 человек (в 2014 году — 38 тыс. 941).

Ужесточились штрафы за нелегальных мигрантов – за предоставление жилья и транспорта нелегалам придется заплатить больше

В конце декабря президентом РФ были подписаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях об увеличении штрафов за помощь нелегалам.

Новыми поправками закон ужесточил административную ответственность за нарушение установленного порядка оформления документов на право пребывания и проживания иностранцев в России и увеличил размер административных штрафов за предоставление жилья, транспортных средств и услуг иностранным гражданам, которые находятся на территории России с нарушением установленного порядка или которые нарушают правила транзита через территорию РФ.

В частности, закон ужесточил штрафы за предоставление жилья нелегальным мигрантам и штрафы за предоставление транспорта нелегалам.

Таким образом, на 2018 год административные штрафы за помощь нелегалам составляют:

  • от 2 000 до 5 000 рублей — штраф на физическое лицо;
  • от 35 000 до 50 000 рублей — штраф на должностное лицо;
  • от 400 000 до 500 000 рублей — штраф на юридическое лицо.

Важно! В связи с усилением контроля и санкций в миграционной сфере, мы настоятельно рекомендуем иностранным гражданам избегать нелегального статуса в стране — держите все свои миграционные документы в полном порядке, внимательно следите за своим статусом и сроками разрешенного пребывания в РФ и своевременно оплачивайтепатент на работу и переоформляйте разрешительные документы заранее.

Информацию про штрафы работодателям мигрантов вы найдете по этой ссылке.

Новые законы для мигрантов 2018 – 2019

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона – это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства — 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект). Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Учет мигрантов: новые штрафы и правила проверок работодателей

Штрафы за несоблюдение правил миграционного учета уже вступили в силу

С 23 ноября вступили в силу штрафы для организаций за фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранцев. Новые санкции предусмотрены Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ.

В нем, в частности, уточняется понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранцев: теперь в него включена и постановка на учет мигранта по адресу организации, в которой он не работает. Если такое нарушение обнаружат, компанию могут привлечь к ответственности либо по ст. 19.15.1 КоАП РФ, либо по ст. 322.3 УК РФ.

Отметим, что раньше санкции по этим статьям касались только фиктивной регистрации в жилом помещении, поэтому у депутатов созрела новая идея — распространить статью 322.3 УК РФ и на владельцев «резиновых офисов». В случае выявления нарушения им грозит следующее наказание:

  • штраф до 500 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового.

Напомним, ранее был одобрен Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, который вносит поправки в ст. 18.9 КоАП РФ, необходимые для того, чтобы организации и ИП соблюдали статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регулярно сообщали о нарушениях правил пребывания иностранцев в России. В случае отказа граждан смогут штрафовать на 2000-4000 рублей, должностных лиц — на 45 000–50 000 рублей, а организациям придется платить от 400 000 до 500 000 рублей. Аналогичные штрафы для должностных лиц и организаций введены за предоставление ложных документов для въезда иностранца, а также за отказ поставить его на учет в порядке, предусмотренном законом. Отметим, что эти штрафы вступят в силу с 16.01.2019.

Другие статьи:  Суд приставы сайт по россии

Обновленные правила уведомления об иностранцах

8 июля вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточняет некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ считается:

«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной незапрещенной деятельности».

Согласно обновленной редакции ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:

  • по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
  • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация будет принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
  • по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
  • по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
  • по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть в данном случае принимающей стороной будет именно работодатель, поэтому он и будет уведомлять о прибытии иностранца.

Напомним, что на основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, как принимающая сторона, обязан гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение приезжего на период его пребывания в РФ, то есть обеспечить работника заработной платой не ниже МРОТ, медицинским полисом, а также жильем, и оно может быть расположено на территории организации. При этом установлены конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое работодателем (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47): в частности, оно должно быть пригодно для постоянного проживания, соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.

Таким образом, работодатель обязан уведомлять МВД о прибытии иностранного гражданина (ставить его на учет по месту пребывания по адресу организации) только в одном случае: если иностранец работает в компании и проживает по адресу организации либо в предоставленном ею помещении, имеющем единый с организацией адрес.

Такие изменения в законодательство были внесены по указанию Конституционного суда РФ. Постановлением от 19.07.2017 № 22-П существующие в законе о миграционном учете формулировки были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержали неопределенность по ряду вопросов. Так, не было ясно, можно ли и в каком случае поставить на учет гражданина по месту пребывания по адресу организации как принимающей стороны. Также было непонятно, кто именно должен ставить на учет временно пребывающего иностранца — сам гражданин или принимающая сторона.

После принятия закона в МВД решили уточнить и Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно опубликованному проекту поправок, в документ планируется внести несколько изменений:

  • появится перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционная карта;
    • трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
    • документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
  • будет разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
  • к уведомлению о прибытии позволят прилагать копии только тех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о нем и ранее совершенных им поездках. Все без исключения копии страниц больше не потребуются;
  • подавать информацию об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина разрешат не только в территориальный орган, но и через МФЦ. При этом сроки уведомления — в течение 3 рабочих дней — сохранятся;
  • если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту в данном случае не потребуют. В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его можно получить в дипломатическом представительстве или консульстве.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо новых формулировок в законе о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появятся у них с 16.01.2019. Так, согласно Федеральному закону от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую можно принять работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если же иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. Согласно закону, работодатель должен сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, а также сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не может проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если же будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что именно должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, а также предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончанию срока действия визы, в частности направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Особые правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Еще одна важная информация для работодателей. МВД подготовило форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции. Инспекторы будут обязаны пользоваться им при проведении плановой проверки организаций и ИП, привлекающих к работе иностранных граждан и лиц без гражданства.

Другие статьи:  Когда платится налог на прибыль с дивидендов

Среди вопросов, на которые придется дать ответ:

  • имеются ли в наличии разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
  • имеются ли в наличии трудовые соглашения либо договоры ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), заключенные в письменной форме;
  • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
  • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления;
  • соблюдаются ли ограничения по привлечению иностранных работников в определенных сферах экономики.

Отметим, что сам чек-лист состоит из 5 разделов, и в каждом — от 3 до 15 вопросов. Ознакомиться с полным списком вопросов можно на едином портале размещения проектов нормативных актов.

Штраф за просроченную регистрацию иностранных граждан

Российская Федерация, как и любое другое государство мира, стремится контролировать въезд и выезд иностранцев на свою территорию, а также перемещение гостей из других стран. Одним из инструментов этого управления является штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина. Нарушение миграционного законодательства наказуемо, санкциям могут подвергнуть как приезжего из другого государства, так и гражданина РФ, на жилплощади которого проживает нарушитель. Размер штрафа зависит от обстоятельств и региона, в котором было зафиксировано правонарушение.

Сроки регистрации и достоверность

Важно понимать, когда иностранные граждане из разряда гостей переходят в разряд нарушителей. Это происходит в следующих случаях:

  1. Не была осуществлена регистрация в положенный период. Для большинства приезжих установлен семидневный срок, в течение которого они обязаны дать миграционным службам знать о своем въезде на территорию Российской Федерации. Для некоторых стран предусмотрены иные сроки.
  2. Человек дал знать о своем приезде, как и положено по закону, но его регистрация в силу неких обстоятельств (мошенничества, неправильных действий) оказалась недостоверной.
  3. Гость РФ зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом.
  4. Временная прописка на территории России истекла по сроку, а гражданин или гражданка не покидает страну.

В некоторых случаях доказать вину несложно. Бывают ситуации, когда закон оказывается на стороне нарушителя.

Вопрос достоверности

Просроченная регистрация — наиболее часто встречающееся нарушение. Но бывает и так, что иностранца наказывают штрафом, в то время как он уверен, что имеет прописку, так как зарегистрировался по приезде в Россию.

Проверка регистрации иностранного гражданина на сайте ФМС

Даже при малейших подозрениях на отсутствие регистрации необходимо предпринять действия по проверке факта ее достоверности. Сайт ФМС на данный момент не располагает инструментами для проверки того, зарегистрирован иностранец или нет. Чтобы удостовериться, заинтересованное лицо может позвонить в территориальный офис ФМС. Это способ получения неофициальной информации. Он не всегда действенный, так как у миграционных служащих есть право отказать, мотивируя свои действия законом о защите персональных данных.

Не смогут отказать, если обратиться в ФМС письменно, указав, по какой причине необходима проверка достоверности регистрации.

Сколько платят нарушители

Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.

Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п. Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.

Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.

Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в миграционные службы.

По своей сути просроченный документ из ФМС больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 19.15.1 КОАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для хозяина жилых площадей, на которых продолжает свое пребывание нарушитель.

Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной прописки. ФМС официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.

Административный штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина колеблется от 2000 до 7000 рублей

Действия нарушителя

Несоблюдение российских правил учета иностранцев дает право представителям миграционных служб оштрафовать нарушителя.

Если ваши документы на временную регистрацию просрочены, действовать нужно в зависимости от ваших дальнейших планов. Если готовы уплатить необходимый размер штрафа и выехать из страны с потерей права возвращения в нее в ближайшем будущем, просто доверьтесь судьбе.

Те, у кого есть желание остаться в РФ, должны немедленно приводить в порядок свои дела. Первым делом следует обратиться в миграционную службу и объяснить, по какой причине регистрационный бланк оказался просроченным. В таком случае штрафы, если нет веских уважительных причин, все равно полагаются. Но избежать депортации на срок до 5 лет в ваших силах. Бланк уведомление можно скачать здесь.

Окончательное решение по каждому вопросу принимает инспектор. За ним закреплено право депортировать нарушителя или ограничиться штрафными санкциями к нему и принимающей его стороне. Как правило, если подобная ситуация возникла впервые, иностранцу идут навстречу.

Гражданину другой страны важно показать, что он не продлил регистрацию по месту нахождения из-за оплошности. Если были уважительные причины (смерть родных, болезнь, необходимость срочного лечения и т. п.), можно не беспокоиться о штрафах. Главное, доказать документально, что есть реальная причина, помешавшая своевременно покинуть страну.

Размер штрафа и за что он полагается, установлены в статье 18.8 КОАП РФ. Если гражданином или гражданкой, въехавшими на территорию РФ, не были предприняты никакие действия для регистрации на территории страны, а срок допустимого нахождения в России без уведомления властей подошел к концу, предусмотрены штраф и депортация. В большинстве областей размер санкций колеблется в пределах 2000–3000 рублей. Если речь идет о таких городах, как Санкт-Петербург и Москва, — от 3000 до 5000 рублей.

Если у вас по каким-либо причинам нет документов, дающих право находиться в России (к примеру, утерян), это нарушение также предусматривает штрафные санкции и предъявление требования в установленный срок выехать за пределы России.

Если обнаружили утерю уведомления о регистрации, немедленно сообщите в миграционную службу, это позволит избежать наказания. Важно знать, что, если факт нарушения обнаружен в Ленинградской или Московской области, а также в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафа будет выше, чем установлен на остальных территориях государства. Заплатить придется от 5000 до 7000 рублей. А также в этом случае предусмотрено выдворение нарушителя за пределы РФ в административном порядке.

В таком же размере полагается штраф иностранцам, которые дважды в течение одного года нарушили миграционное законодательство.

Высылка иностранца может быть контролируемой (миграционные служащие фиксируют передвижение гражданина к границе или сопровождают его), при этом она осуществляется за счет государства или не контролируемой (нарушителя обязуют за свой счет выехать из РФ на определенный срок).

Наниматели и собственники, допустившие проживание на своих жилых площадях незарегистрированных иностранцев, если речь идет не о городах федерального значения, штрафуются на сумму от 2000 до 5000 рублей. Для федерального значения населенных пунктов — от 5000 до 7000 рублей.

Иные расценки предусмотрены для юридических лиц. С них за нарушение миграционного законодательства взимается штраф от 50 000 до 750 000 RUB. Когда речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, — от 300 000 до 800 000 RUB.

Штрафуют ли проживающих не по месту регистрации

Если вы зарегистрировались в одном месте, но в итоге проживаете в другом, это также является нарушением статьи 18.8 Кодекса. Однако в данном случае статья противоречит конституционному праву каждого гражданина на свободу передвижения по стране. Вы имеете право ездить в гости, отдыхать на курортах и просто путешествовать. Очень сложно доказать, что иностранец нарушает миграционное законодательство, если было обнаружено, что он живет не там, где зарегистрирован. Как правило, в таких случаях суд принимает сторону гражданина. Штрафы за такое нарушение — явление довольно редкое.

Что такое фиктивная прописка

К уголовным нарушениям относится фиктивная регистрация гостей из других стран. Речь идет о нашумевшем феномене «резиновых квартир», когда на небольшой площади прописывается большое количество иностранных граждан. За такое правонарушение могут наказать не только штрафом, но и посадить за решетку на срок до 3 лет.

По закону фиктивной будет признана прописка в следующих случаях:

  • Произведенная с использованием фальшивых документов.
  • При даче информации были использованы недостоверные сведения.
  • Иностранный гражданин не планировал проживать по адресу регистрации.
  • Россиянин, владелец жилплощади, предоставивший ее для регистрации, никого не планировал на нее вселять.

В этих случаях законом предусмотрены штрафы от 100 000 до 500 000 рублей либо в размере доходов нарушителя, получаемых в течение 3 лет. Вместо штрафов может быть применено лишение свободы на срок до 3 лет.

Фиктивность регистрации устанавливается с большим трудом. Предпосылкой для ее установления может служить обнаруженная непригодность квартиры или иной жилплощади для проживания, малая доля владельца в предоставляемой для прописки собственности, количество регистрируемых на одной жилплощади иностранцев, значительно превышающих норму.