Приказ о забастовке

Содержание страницы:

Приказ Минздрава РФ от 25 июля 2003 г. N 326 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения»

Приказ Минздрава РФ от 25 июля 2003 г. N 326
«Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения»

О перечнях минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, см. справку

В соответствии со статьей 412 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3; 2002, N 30, ст.3014, ст.3033) и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 901 «О порядке разработки и утверждения Перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст.5090) приказываю:

Утвердить Перечень минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения, согласованный с соответствующими общероссийскими профсоюзами (Приложение).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2003 г.

Регистрационный N 5061

Перечисляются виды работ (услуг) в организациях здравоохранения, проведение (оказание) которых должно быть гарантировано в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

Приказ Минздрава РФ от 25 июля 2003 г. N 326 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) на период проведения забастовки в организациях здравоохранения»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2003 г.

Регистрационный N 5061

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 17 сентября 2003 г. N 185, в приложении к «Российской газете» — «Новые законы и нормативные акты», 2003 г., N 39, в еженедельном сборнике законодательных и нормативных актов РФ «Экспресс-закон», октябрь 2003 г., N 37, в журнале «Главврач», 2003 г., N 11, в журнале «Здравоохранение», 2003 г., N 11

В Воронеже сотрудники скорой помощи объявили «итальянскую забастовку»

17:10, 28 Март 2018

Алексей Куденко/РИА Новости

В Воронеже региональный департамент здравоохранения начал проверку после объявления «итальянской забастовки» сотрудниками городской скорой помощи. Люди утверждают, что им подняли зарплаты, но сократили число бригад. Теперь фельдшерам приходится нарушать приказ Минздрава и работать поодиночке, сообщает «Коммерсантъ».

По рассказам сотрудников станции скорой помощи, их заплаты в 2018 году выросли до размера средней в регионе согласно «майским указам» президента. Медики утверждают, что повышение зарплат произошло только за счет сокращения числа бригад скорой помощи.

Из-за сокращения штата медики вынуждены работать по графику «сутки через двое», раньше они работали в режиме «сутки через трое». Вопреки приказу Минздрава, в котором указано, что в состав бригады должны входить двое сотрудников, они зачастую выходят на смену поодиночке. Из-за этого, например, оказание реанимационных действий человеку с отеком легких стало невозможным.

С конца февраля медики проводят «итальянскую забастовку», максимально строго исполняя свои должностные обязанности. Каждую смену бастуют 8-12 медиков. Из-за этого воронежцы, состояние которых некритично, ждут врачей несколько часов. В первую очередь, «скорая» выезжает к «экстренным» пациентам.

В начале марта 349 сотрудников станции обратились в приемную президента, но не получили ответа.

Профсоюз медработников «Действие» считает, что руководство станции нарушает законодательство, принуждая сотрудников «скорой» нарушать правила оказания медпомощи и заставляя их работать принудительно.

В среду департамент здравоохранения региона объявил о создании специальной комиссии. Она должна проверить жалобы сотрудников «скорой» и помочь ее сотрудникам найти диалог с руководством.

«Мы действуем в интересах всего населения. Сейчас главное — обеспечить стабильную работу службы скорой помощи. Это особенно важно в условиях роста заболеваемости ОРВИ. Обе стороны будут услышаны», — считает Александр Щукин, врио руководителя департамента здравоохранения Воронежской области.

По данным «Действия» в Вологодской области сотрудники «скорой помощи» готовы устроить голодовку из-за переработок и нехватки сотрудников.

Статья 412 ТК РФ. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки (действующая редакция)

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с соответствующими территориальными объединениями организаций профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов) региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), конкретизирующие содержание и определяющие порядок применения федеральных отраслевых перечней минимума необходимых работ (услуг) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением работодателя (представителя работодателя) и представительного органа работников совместно с органом местного самоуправления на основе перечней минимума необходимых работ (услуг) в трехдневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В минимум необходимых работ (услуг) не могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими перечнями минимума необходимых работ (услуг).

В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решение указанного органа, устанавливающее минимум необходимых работ (услуг), может быть обжаловано сторонами коллективного трудового спора в суд.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 412 ТК РФ

1. Выполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, имеет большое значение. Если забастовка проводилась без учета требований ст. 412, она является незаконной и прекращается по решению суда.

2. Главной обязанностью сторон в период проведения забастовки признается продолжение разрешения спора путем проведения переговоров.

Как правило, переговоры проводятся между представителем работодателя и органом, возглавляющим забастовку. Уклонение от участия в переговорах во время забастовки влечет ответственность представителей работодателя в соответствии со ст. 416 ТК.

Переговоры в период проведения забастовки обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

3. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует положение Конституции РФ об осуществлении прав и свобод человека и гражданина без нарушения прав и свобод других лиц. Реализация работниками права на коллективный трудовой спор и на забастовку не должна повлечь неблагоприятных последствий для других лиц. В частности, необходимо соблюдать общественный порядок, принять меры по сохранности имущества работодателя и других лиц (например, личного имущества работников, находящегося в организации), обеспечению гарантий жизни и здоровья граждан.

Указанные обязанности несет прежде всего организатор коллективных действий — орган, возглавляющий забастовку. Однако и работодатель, и органы исполнительной власти, и органы местного самоуправления должны прилагать усилия и координировать свои действия с целью не допустить злоупотреблений своими правами и нарушений прав и свобод других лиц. В частности, в период забастовки должна быть обеспечена работа машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Другие статьи:  Судебные приставы воскресенского района

Международная организация труда (МОТ) считает правомерным установление такого рода требований для бастующих. Это «минимум работ, обеспечивающих безопасность». Он устанавливается для того, чтобы предотвратить гибель и причинение вреда здоровью людей, несчастные случаи на производстве, разрушение и порчу машин и оборудования.

Закон не устанавливает порядка определения и примерного набора мер, которые должны быть предприняты для обеспечения работы машин и оборудования. Однако в числе ответственных субъектов называются все участники системы социального партнерства. Это дает основание предположить, что комплекс предусмотренных законом мер должен определяться по соглашению сторон с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

4. Работники организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, проводя забастовку, должны обеспечить минимум необходимых работ (услуг). Основной задачей установления такого условия является необходимость предусмотреть гарантии защиты прав и законных интересов других граждан в строгом соответствии со ст. 17 Конституции РФ и положениями Всеобщей декларации прав человека.

5. Для определения организаций и производств, где необходимо предусматривать минимум необходимых работ (услуг), важно учитывать позицию МОТ, которая относит к жизненно важным службам в строгом смысле слова больницы, организации, обеспечивающие снабжение населения электричеством, водой, предприятия связи и контроля за воздушным движением (Свобода объединения: дайджест решений и принципов, сформулированных Комитетом по свободе объединения МОТ. Женева, 1996. § 544).

Однако эти организации не исчерпывают перечня предприятий, производств, служб, где возможно установление минимума необходимых работ (услуг). Комитет по свободе объединения указывает, что минимум необходимых работ (услуг) может определяться и в случаях, когда продолжительность или масштаб забастовки могут привести к возникновению угрозы нормальным условиям жизни населения, а также при организации забастовки работниками общественных служб исключительной важности (Указ. соч. § 556).

Часть 3 ст. 412 не предлагает конкретного перечня производств и сфер деятельности, которые необходимо отнести к обеспечивающим жизненно важные интересы общества. Предлагаются лишь некоторые общие критерии, например связь деятельности организаций с безопасностью людей и обеспечением их здоровья.

На практике к организациям, связанным с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, относят: медицинские учреждения; предприятия связи, транспорта; предприятия по производству, транспортировке, распределению электроэнергии, газа, воды; некоторые коммунальные службы и т.д. Например, требуется определение и соблюдение минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки летным составом Аэрофлота (БВС РФ. 1999. N 10), работниками тепловой электростанции (БВС РФ. 1997. N 2), авиадиспетчерами (Определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 09.07.1997), водителями скорой медицинской помощи (решение Свердловского областного суда от 14.03.1997 по делу N 3-5-1997 по иску администрации МП «Медавтотранс» к свободному профсоюзу МП «Медавтотранс», возглавляющему забастовку трудового коллектива МП «Медавтотранс», о признании забастовки незаконной).

Международная организация труда считает допустимым установление минимума необходимых работ (услуг) для работников организаций, осуществляющих паромную переправу на островах, работников портов, метро, железных дорог, почты и телеграфа, банков, нефтяной промышленности, национального монетного двора и др. (Указ. соч. § 563 — 568).

6. Минимум необходимых работ (услуг) представляет собой перечень работ, которые должны выполняться в период забастовки, с тем чтобы предотвратить причинение вреда жизни и здоровью, безопасности людей и жизненно важным интересам общества.

Исторически идея установления минимума необходимых работ (услуг) появилась как альтернатива ограничению или запрещению забастовок в организациях, связанных с обслуживанием населения (медицинские, транспортные и проч.) либо являющихся ключевыми в национальной экономике (энергетика). Требование законодательства об определении минимума необходимых работ (услуг) в ряде организаций, по существу, расширяет возможности работников по реализации права на забастовку. Так, по законодательству СССР (ст. 12 Закона СССР от 20.05.1991 N 2179-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (утратил силу)) не допускались забастовки на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта, городского общественного транспорта, гражданской авиации, энергетики. Теперь большинство работников указанных организаций могут проводить забастовку с соблюдением правила о минимуме необходимых работ (услуг).

Для более четкого и быстрого определения таких работ (услуг) в каждом конкретном случае и создания, с одной стороны, гарантий реализации права на забастовку, а с другой — гарантий прав и законных интересов других граждан ч. 3 комментируемой статьи предусматривает разработку и утверждение перечня минимума необходимых работ (услуг) в каждой отрасли (подотрасли) экономики. Такой перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по согласованию с общероссийскими профсоюзами, действующими на этом уровне.

7. Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ (услуг) определен Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах».

Указанным Постановлением утверждены Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах.

В соответствии с Правилами (п. 2) перечень работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей.

Подготовленный проект перечня работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование.

Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти.

Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным (п. 4 Правил).

При наличии разногласий предпринимаются попытки их урегулировать: проводятся дополнительные обсуждения, могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников (п. 5 Правил).

Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти (п. 6 Правил).

Изменения и дополнения вносятся в перечень работ в порядке, установленном для его разработки и утверждения (п. 7 Правил).

В настоящее время приняты и действуют федеральные перечни в различных отраслях экономики:

Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в организациях, подведомственных МПР России, в период проведения забастовок, утв. Приказом МПР России от 18.04.2003 N 330;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в химической и нефтехимической промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромнауки России от 24.04.2003 N 106;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в металлургической отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок, утв. Приказом Минпромнауки России от 15.05.2003 N 118;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в угольной отрасли, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 193;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утв. Приказом Минпромэнерго России от 27.03.2006 N 57;

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в судостроительной промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, утв. Приказом Минпромторга России от 28.06.2011 N 870, и др.

8. На основе федерального перечня орган исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными объединениями профсоюзов разрабатывает и утверждает региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), действующие на территории соответствующего субъекта РФ. Региональные перечни также строятся по отраслевому принципу. Например, Постановление Правительства Республики Коми от 21.01.2004 N 9 «О разработке и утверждении перечней минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах соответствующих отраслей (подотраслей) экономики Республики Коми, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества» предоставляет право разрабатывать и утверждать соответствующие перечни республиканским министерствам и ведомствам, координирующим работу конкретных отраслей экономики.

9. Минимум необходимых работ (услуг) у конкретного работодателя или в обособленном структурном подразделении организации определяется по соглашению сторон до начала забастовки — в трехдневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. Срок исчисляется в календарных днях, поскольку в законе не оговорено иное.

10. В отличие от ранее действовавшего законодательства установлены два критерия определения круга необходимых работ (услуг): во-первых, во время забастовки выполняются только те работы (оказываются услуги), приостановка которых может повлечь создание угрозы жизни или причинения вреда здоровью людей; во-вторых, круг работ (услуг) определяется указанными перечнями, которые не подлежат расширительному толкованию, т.е. работников нельзя обязать выполнять работы, которые не предусмотрены федеральными или региональными перечнями.

Другие статьи:  Увольнение по статье во время сокращения

11. В разработке соглашения обязательно участвует орган местного самоуправления. Он выступает как представитель незаинтересованных граждан, права которых не должны быть ущемлены в ходе проведения забастовки. Именно поэтому ему предоставлены полномочия в решении вопроса об определении минимума необходимых работ (услуг).

Если стороны не могут прийти к соглашению, к решению данного вопроса подключается орган исполнительной власти субъекта РФ. Он устанавливает минимум необходимых работ (услуг) и оформляет своим решением (постановлением, распоряжением). С этого момента указанные в таком документе объемы работ (услуг) и порядок (режим) их выполнения становятся обязательными для работников, объявивших забастовку.

12. Решение органа исполнительной власти субъекта РФ может быть обжаловано в суд. Такого рода дела рассматриваются в особом порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством для дел, возникающих из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 — 26 ГПК РФ. К таким особенностям необходимо отнести, в частности, возложение обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления на органы, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).

13. Работники, решившие принять участие в забастовке, но направленные на выполнение минимума необходимых работ (услуг), пользуются гарантиями, предусмотренными ст. 414 ТК. Их труд оплачивается в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением (см. коммент. к ст. 414).

14. Невыполнение требования закона об обеспечении минимума работ (услуг) в установленном для конкретного случая размере влечет крайне неблагоприятные последствия для работников. В этом случае забастовка может быть приостановлена решением суда до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований.

Приказ Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) от 25 декабря 2003 г. N 279 Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2004 г.

Регистрационный N 5507

В соответствии со статьей 412 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27 (ч. 1) ст. 2700) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 51, ст. 5090) приказываю:

Утвердить согласованный с Российским профессиональным союзом работников текстильной и легкой промышленности Перечень минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах согласно приложению.

Исполняющий обязанности Министра
А. Фурсенко

Перечень минимума необходимых работ (услуг) в легкой промышленности, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах

1. Работы дежурных служб:

1.1. по обслуживанию источников, потребителей и коммуникаций энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения;

1.2. по обслуживанию очистных и водоканализационных систем, коммуникаций и сооружений;

1.3. по обеспечению связи.

2. Круглосуточная охрана предприятия (организации) и его территории.

3. Работы по обслуживанию технологических процессов в кожевенной подотрасли промышленности, продолжительность которых превышает 10 суток: отмочно-зольные и преддубильно-дубильные.

Юридические советы

Что нужно знать при проведении забастовки? Пошаговая инструкция для работников образования

Право на забастовку является конституционным правом работника (п. 4 ст. 37 Конституции РФ) и одним из предусмотренных законом способов разрешения коллективных трудовых споров. Его регулированию посвящены статьи 409-415, 417 ТК РФ. В ст. 398 ТК РФ дается следующее определение забастовки: «Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора».

Право на забастовку реализуется в соответствии с рядом принципов:

Исключительно добровольное участие.

В соответствии со ст. 409 ТК РФ принуждение к участию в забастовке является правонарушением. В законодательстве РФ на настоящий момент предусмотрены следующие формы ответственности за него:

— дисциплинарная ответственность: определяется по усмотрению работодателя в форме замечания, выговора или увольнения;

— административная ответственность: установлена ст. 5.40 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;

— уголовная ответственность: в настоящий момент не предусмотрена Уголовным кодексом РФ.

Реализация в строго оговоренном законом порядке.

Забастовкой является не любой отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, а только такой, который осуществлен в строго оговоренных законом правилах, об этом говорит ст. 410 ТК РФ. Поэтому так важно соблюдать все процедурные элементы объявления и проведения забастовки. В противном случае она может быть признана незаконной (ст. 413 ТК РФ).

Коллективность забастовки.

Забастовка всегда является коллективным действием и должна проводиться по решению коллектива работников, а не в индивидуальном порядке. Именно такой порядок реализации этого права предусмотрен в ТК РФ. В противном случае это повлечет за собой нарушение второго принципа, о чем см. ранее.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЗАБАСТОВКИ

Забастовка всегда должна объявляться общим собранием работников, либо конференцией работников, если такой порядок выражения мнения рабочего коллектива предусмотрен в локальных нормативных актах (ст. 410 ТК РФ).

Забастовка может быть объявлена в филиале, представительстве или любом другом обособленном подразделении организации. В разное время суды по — разному определяли обособленность подразделения:

Независимо от отражения самостоятельного статуса в учредительных документах организации подразделение, которое обладает территориальной обособленностью и имеет стационарные рабочие места по месту своего нахождения (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.11.2004 N 49-Г04-87, работники летного отряда авиакомпании признаны обособленным подразделением).

Подразделение такой степени самостоятельности, которая обеспечивает его автономную от основной организации деятельность и которая в случае забастовки работников такого подразделения обеспечивала бы возможность продолжения деятельности всей организации (Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2006 N 74-Г06-4, авиационно-техническая база авиакомпании не признана обособленным подразделением; Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2006 N 48-Г06-20, оркестр театра не признан обособленным подразделением; Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2005 N 93-Г05-14, цех технологического автотранспорта в компании-грузоперевозчике не признан обособленным подразделением; Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2009 N 19-Г09-5, отдел реализации, отдел оприходования, приемный отдел, отдел экспедиции компании не признаны обособленными подразделениями; Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2008 N 45-Г08-12, шахта признана ( sic !) обособленным подразделением).

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших участников. Если проведение очного собрания невозможно, представительный орган вправе принять решение об объявлении забастовки и собрать подписи более половины работников (ст. 410 ТК РФ). Обратите внимание, что присутствие при проведении собраний для выборов делегатов конференций лиц, не работающих у данного работодателя признается судами как нарушение порядка проведения забастовки (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.05.2012 N 33-АПГ12-2). Проведение регистрации делегатов конференции без предоставления документов, подтверждающих личность, отсутствие протоколов со списочным составом делегатов, неуказание некоторых данных в протоколе признается судами как нарушение процедуры проведения забастовки (Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2012 N 66-Г12-2). Делегаты, избираемые для проведения конференции, должны быть прямо наделены полномочиями для объявления забастовки (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2008 N 78-Г08-5).

В коллективном трудовом споре, начатом коллективом работников, обязательно проведение предварительных примирительных процедур (ст. 410 ТК РФ). Работодатель, уклоняющийся от проведения примирительных процедур, несет административную ответственность в соответствии со ст. 5.32 КоАП РФ.

В коллективном трудовом споре, инициированным профессиональным союзом (или их объединением), не требуется проведение предварительных примирительных процедур (ст. 410 ТК РФ).

Обязанность создать условия для проведения общего собрания / конференции работников лежит на работодателе (ст. 410 ТК РФ). За нарушение данных положений ТК РФ работодатель будет нести административную ответственность по статьям 5.27, 5.32 КоАП РФ.

В ходе проведения примирительных процедур работниками может быть проведена предупредительная забастовка (ст. 410 ТК РФ). Для объявления предварительной забастовки используется та же процедура, что и для объявления обычной (решение общего собрания) (Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2012 N 33-Г12-3)..

Другие статьи:  Приказ о проведении егэ в 2019 году в школе

Проводится однократно в течение одного часа.

Примирительная комиссия должна работать не менее трех дней.

Работодатель должен быть уведомлен не позднее, чем за два рабочих дня.

Если забастовка проводится на более высоком, чем локальный уровень, то срок работы примирительной комиссии увеличивается до 4-х дней, а срок предупреждения работодателя до 3-х дней.

При проведении предварительной забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (см. п. 3.7).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАБАСТОВКИ

Работодатель должен быть предупрежден о начале забастовки не позднее, чем за пять рабочих дней. В случае проведения забастовки, объявленной профсоюзом, работодатель или их объединение уведомляются за семь рабочих дней (ст. 410 ТК РФ).

В предложении о проведении забастовки должны быть указаны (ст. 410 ТК РФ):

перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

ПРОВЕДЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИ ЗАБАСТОВКИ

У забастовки должен иметься орган, ее возглавляющий. Обычно им является представительный орган работников. Он созывает собрания, получает от работодателя информацию, привлекает специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам (ст. 411 ТК РФ).

Орган, возглавляющий забастовку, вправе приостановить забастовку (ст. 411 ТК РФ).

Для повторного возобновления забастовки не требуется рассмотрения спора в примирительной комиссии или трудовом арбитраже (ст. 411 ТК РФ).

Работодатель и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров должны быть предупреждены в письменной форме о возобновлении забастовки не позднее, чем за два рабочих дня, а о возобновлении забастовки, объявленной профессиональным союзом не позднее, чем за три рабочих дня (ст. 411 ТК РФ).

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения переговоров (ст. 412 ТК РФ).

Работодатель обязан предоставлять информацию, необходимую для проведения коллективных переговоров представительному органу работников. За невыполнение данного требования он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.29 КоАП РФ.

При проведении забастовки работниками должен быть обеспечен минимум необходимых работ (ст. 412 ТК РФ). Перечень минимума необходимых работ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 22.11.2005 N 285 «Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования» и включает в себя:

Работы, связанные с обеспечением охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, находящихся непрерывно в образовательных учреждениях в течение учебного года или круглогодично.

Социальные услуги, предоставляемые учреждениями органов по делам молодежи, лицам, находящимся в социально опасном положении.

Научно-исследовательские работы, связанные с обеспечением безопасности людей, их жизни и здоровья, а также жизненно важных интересов общества.

Научно-исследовательские работы, прерывание которых может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей, угрозу их жизни.

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку в соответствии с ч. 6 ст. 413 ТК РФ (ст. 414 ТК РФ).

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность (ст. 414 ТК РФ).

Работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке (ст. 414 ТК РФ).

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке (ст. 414 ТК РФ). Работодатель увольняющий работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, несет административную ответственность в соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ.

ДОСТИЖЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ИЛИ ПРИЗНАНИЕ ЗАБАСТОВКИ НЕЗАКОННОЙ

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 413 ТК РФ забастовки не допускаются в периоды чрезвычайного и военного положения.

Забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. 413 ТК РФ).

Забастовки не допускаются в том случае, если их проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей (подп. б ч. 1 ст. 413 ТК РФ). Оценка вероятности угрозы всецело остается на усмотрение суда. Так, суд признал, что забастовка, объявленная коллективом работников аэропорта является незаконной, так как «отказ работников … от регистрации пассажиров может причинить вред пассажирам тех рейсов, время вылета которых изменено, поскольку граждане вынуждены будут ожидать отправления рейсов» (Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2009 N 50-Г09-2).

Право на забастовку может быть ограничено для граждан и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, в праве на участие в забастовке ограничены лица, проходящие альтернативную воинскую службу (ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе в РФ»).

Решение о признании забастовки незаконной может быть принято исключительно верховным судом субъекта РФ (ст. 413 ТК РФ).

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку (ст. 413 ТК РФ).

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе не начавшуюся забастовку отложить на срок до 15 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок (ст. 413 ТК РФ).

Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины (ст. 417 ТК РФ). Исчерпывающий перечень мер дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст. 417 ТК РФ). В настоящий момент в судебной практике отсутствуют случаи взыскания с представительного органа работников убытков за объявление забастовки, впоследствии признанной незаконной, но прекращенной по решению суда.

Соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон коллективного трудового спора обязательную силу (ст. 408 ТК РФ).

Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 ТК РФ). Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33 КоАП РФ).

Непредставление работодателем сведений, необходимых для осуществления контроля за выполнением соглашения, влечет за собой административную ответственность по ст. 5.29 КоАП РФ.

Варламов Ю.Е. – юрист МПРО «Учитель»

Использованная литература:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

Приказ Минобрнауки РФ от 22.11.2005 N 285 «Об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах системы образования»

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.05.2012 N 33-АПГ12-2

Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2005 N 93-Г05-14

Определение Верховного Суда РФ от 10.02.2006 N 74-Г06-4

Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2006 N 48-Г06-20

Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2008 N 78-Г08-5

Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2008 N 45-Г08-12

Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2009 N 19-Г09-5

Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2009 N 50-Г09-2

Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2012 N 66-Г12-2

Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2012 N 33-Г12-3

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.11.2004 N 49-Г04-87

Коллективные трудовые конфликты: Россия в глобальном контексте: монография / П.В. Бизюков, П. Бирке, А.Ф. Вальковой и др.; под ред. Ю.П. Орловского, Е.С. Герасимовой. М.: КОНТРАКТ, 2016. 320 с.

Вокин А.М. Право на забастовку и механизм его реализации // Законодательство и экономика. 2015. N 12. С. 45 — 47.