Приказ о присвоении квалификации специалист

Содержание страницы:

Приказ о присвоении квалификации специалист

Диплом специалиста, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», имеют лица, поступившие на обучение до 2008 года включительно. В связи с принятием Федерального закона от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» в период с 2008 по 2010 годы включительно в отдельные высшие учебные заведения по их решению прием мог вестись не только на обучение по программам подготовки дипломированного специалиста в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО), но и на программы специалитета.

В документе об образовании и квалификации, подтверждающем присвоение квалификации «дипломированный специалист» в соответствии с ГОС ВПО в графе «Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация» должна быть запись вида «Учитель математики», «Географ», «Юрист» и т.д.

До 2013 года включительно диплом, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», выдавался по образцу (форме), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 9 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 3692 и приказом Министерства образования и науки РФ от 31августа 2009 г. № 319), а с 1 января 2014 года – по образцу, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

В отличие от диплома, подтверждающего присвоение квалификации «дипломированный специалист», в дипломе, подтверждающем получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в указанной выше графе присутствует запись «Специалист». При этом в 2012 – 2013 годах такой диплом выдавался по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2012 г. № 163 (при этом запись «СПЕЦИАЛИСТ» содержится в самом бланке диплома), а с 1 января 2014 года по образцу, также утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

Что же касается лиц, поступивших на обучение после 1 января 2011 года, то они в настоящее время могут обучаться только по программам специалитета и по завершению получат диплом специалиста, подтверждающий получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Для данных лиц после получения высшего образования – специалитета обучение по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований будет являться получением второго или последующего высшего образования в соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2011 г. N 201 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136. » (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2011 г. N 201
«Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2005, N 30, ст. 3103; 2007, N 27, ст. 3215; 2009, N 46, ст. 5419) приказываю:

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 5 июля 2011 г. N 2105 в пункт 1 настоящего приказа внесены изменения

1. Установить соответствия:

направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный N 15158), в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17016), от 12 августа 2010 г. N 856 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18418) и от 11 марта 2011 г. N 1352 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20389), направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «дипломированный специалист», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, с изменениями N 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 октября 2005 г., и N 2/2010 ОКСО, принятыми приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. N 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 г. (приложение N 1);

направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный N 15158), в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17016), от 12 августа 2010 г. N 856 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18418) и от 11 марта 2011 г. N 1352 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20389), направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, с изменениями N 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 октября 2005 г., и N 2/2010 ОКСО, принятыми приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. N 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 г. (приложение N 2);

направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 199; N 40, ст. 5091), направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации «дипломированный специалист», указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, с изменениями N 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 октября 2005 г., и N 2/2010 ОКСО, принятыми приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. N 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 г. (приложение N 3).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. N 63 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемых присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 марта 2010 г., регистрационный N 16563).

Другие статьи:  Федеральный закон n 66-фз с изменениями и дополнениями

Приказ о присвоении квалификации специалист

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 января 1997 г. N 163 О ПРИСВОЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В дополнение к Приказу Госкомвуза России от 30.03.95 N 439 «О введении в действие Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» по специальностям высшего образования» и в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров в университетах страны, более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения социальной адаптации выпускников высших учебных заведений приказываю:

1. Утвердить Перечень специальностей высшего профессионального образования, предполагающих при условии выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника возможность присвоения специалисту дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение N 1).

2. Присваивать дополнительную квалификацию «Преподаватель» выпускникам, оканчивающим вузы по специальностям высшего профессионального образования в соответствии с утвержденным перечнем и выполнившим за время обучения по основной специальности Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (Приложение N 2, далее — Требования), о чем в дипломе делать соответствующую запись о получении квалификации «Преподаватель».

3. Установить, что высшие учебные заведения, ведущие подготовку по Перечню, указанному в Приложении N 1, имеют право в рамках государственных образовательных стандартов по соответствующим специальностям предоставлять студентам возможность за счет дисциплин по выбору независимо от общего объема часов, отводимых на освоение материала по основной образовательной программе, выполнить Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель».

4. Разрешение на реализацию программы по выполнению Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» предоставляется Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации при представлении выписки из решения ученого совета и заключения Учебно-методического объединения университетов.

5. Лица, начавшие обучение по учебным планам специальностей, указанных в Приложении N 1, утвержденным в 1988 — 1991 годах, продолжают и заканчивают обучение в соответствии с этими учебными планами и предусмотренной ими квалификацией.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Управление образовательных стандартов и программ (Шестакова Г.К.).

Первый заместитель Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.М.ЖУРАКОВСКИЙ

Приложение N 1 к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 31 января 1997 г. N 163

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ ПРИ УСЛОВИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

  • 010200 Прикладная математика
  • 010300 Прикладные математика и физика
  • 010500 Механика
  • 010600 Физика твердого тела
  • 010700 Ядерная физика
  • 010800Физика кинетических явлений
  • 011200 Геофизика
  • 011300 Геохимия
  • 011400 Гидрогеология и инженерная геология
  • 011500 Геология и геохимия горючих ископаемых
  • 011700 Антропология
  • 011800 Зоология
  • 011900 Ботаника
  • 012000 Физиология
  • 012100 Генетика
  • 012200 Биофизика
  • 012300 Биохимия
  • 012400 Микробиология
  • 012600 Метеорология
  • 012700 Гидрология
  • 012800 Океанология
  • 012900 Гидрография
  • 013000 Почвоведение
  • 020500 Социальная антропология
  • 020800 Историко- и архивоведение
  • 021000 Музеология
  • 021200 Международные отношения
  • 021300 Регионоведение
  • 021400 Журналистика
  • 021500 Издательское дело и редактирование
  • 021600 Книговедение
  • 021800 Теоретическая и прикладная лингвистика
  • 021900 Литературоведение
  • 022000 Связи с общественностью
  • 022100 Социальная работа
  • 022200 Религиоведение
  • 022600 Лингвистика и межкультурная коммуникация
  • 071500 Радиофизика и электроника
  • 071900 Информационные системы (по областям применения)
  • 230600 Домоведение,
  • а также всех специальностей групп:
  • 050000 Культура и искусство
  • 060000 Экономика и управление
  • 220000 Информатика и вычислительная техника
  • 280000 Технология товаров широкого потребления
  • 320000 Экология и природопользование

Приложение N 2 к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 31 января 1997 г. N 163

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ» (ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

1. Общая характеристика образовательно — профессиональной программы подготовки преподавателя на базе специальности (наименование специальности)

1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме — 680 часов. Дополнительная квалификация — «Преподаватель».

1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.

Деятельность преподавателя направлена на:

  • реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования; проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
  • проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
  • анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
  • использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
  • воспитание и интеллектуальное развитие личности.

Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:

  • учреждения системы народного образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, техникумы, колледжи);
  • учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией «Преподаватель»

2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя.

Преподаватель должен:

  • понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности; знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
  • понимать концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане;
  • учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
  • обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.

Преподаватель должен знать:

  • сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего;
  • общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
  • пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
  • дидактику (предмета);
  • содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
  • требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
  • вопросы частных методик школьных курсов по (предмету);
  • различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения; методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
  • научные основы отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
  • структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами; разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
  • ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
  • отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
  • анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
  • организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
  • применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
  • использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
  • создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
  • развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

Преподаватель должен иметь представление о:

  • связях школьных разделов (предмета) с соответствующими вузовскими дисциплинами; методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий; методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
  • возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
  • принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам

Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественно-научным и специальным дисциплинам (см. государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом «*» в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).

Конкретные требования с учетом выполнения перечисленных выше устанавливается высшим учебным заведением.

3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя

Другие статьи:  Спор времён еврипида сканворд 4 буквы

ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ

Квалификационная категория – это показатель, определяющий уровень профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников (далее – специалисты) по занимаемой должности.

Квалификационная категория присваивается по желанию специалиста в соответствии с Порядком и сроками прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденными Приказом Минздрава России от 23.04.2013 N 240н (далее – Порядок).

Срок действия квалификационной категории составляет пять лет со дня издания приказа о ее присвоении (п. 5 Порядка). Специалист вправе претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания приказа о присвоении действующей в настоящее время категории (п. 6 Порядка).

Важно! Квалификационные категории, присвоенные специалистам до 04.08.2013, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены (п. 11 Порядка).

Присвоенные квалификационные категории действуют на всей территории Российской Федерации (п. 5 Порядка).

Для получения квалификационной категории специалист должен пройти аттестацию (п. 1 Порядка).

В зависимости от профессиональной квалификации и стажа работы специалист может претендовать на присвоение следующих квалификационных категорий (п. п. 4, 8 – 10 Порядка).

– применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

– умение ориентироваться в современной научно-технической информации, анализировать показатели работы, составлять отчеты о профессиональной деятельности;

– наличие стажа работы по специальности (должности) от трех лет

– применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

– умение ориентироваться в современной научно-технической информации, квалифицированно анализировать показатели профессиональной деятельности;

– опыт участия в принятии решений тактических вопросов по организации профессиональной деятельности;

– наличие стажа работы по специальности (должности) от пяти лет

– знание смежных дисциплин;

– применение современных методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации, владение лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;

– умение квалифицированно оценивать данные

специальных методов исследования для постановки диагнозов;

– умение ориентироваться в современной научно-технической информации и применять ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;

– наличие стажа работы по специальности (должности) от семи лет

Специалистам со средним медицинским и фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н (п. 2 Порядка).

Специалистам с высшим медицинским и фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 210н (п. 2 Порядка).

Специалистам с иным высшим профессиональным образованием, осуществляющим медицинскую и фармацевтическую деятельность, квалификационные категории присваиваются по должностям, предусмотренным Номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н (п. 3 Порядка).

  1. Подготовка к проведению аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории

2.1. Процедура формирования аттестационной комиссии для присвоения медицинскому работнику квалификационной категории

В целях проведения аттестации для получения квалификационной категории необходимо:

  1. Создать аттестационную комиссию в соответствии с п. 12 Порядка, выделив в ее составе координационный комитет и экспертные группы.

Каждая из экспертных групп должна соответствовать определенной специальности, по которой планируется проводить аттестацию.

В состав аттестационной комиссии включаются (абз. 2 п. 14 Порядка):

– ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;

– представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций;

– представители организации или органа государственной власти, формирующих комиссию;

  1. Утвердить персональный состав аттестационной комиссии приказом органа государственной власти (организации), при котором она создается (абз. 3 п. 14 Порядка).

2.2. Перечень документов, представляемых медицинским работником в аттестационную комиссию, и срок их подачи

Не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории специалист, желающий пройти аттестацию, должен подать лично либо направить по почте в организацию (орган государственной власти), при котором создана аттестационная комиссия, следующий комплект документов (п. п. 20, 21 Порядка):

а) лично подписанное заявление на имя председателя аттестационной комиссии.

В нем указываются:

– фамилия, имя и отчество специалиста;

– квалификационная категория, на которую он претендует;

– отсутствие или наличие ранее присвоенной квалификационной категории, дата ее присвоения;

– согласие на получение и обработку персональных данных с целью оценки его квалификации;

– дата написания заявления;

б) аттестационный лист, который заполняется в печатном виде и заверяется работником кадровой службы.

Рекомендуемая форма аттестационного листа приведена в Приложении N 1 к Порядку;

в) отчет о профессиональной деятельности (для специалистов с высшим профессиональным образованием – за последние три года, со средним профессиональным образованием – за последний год).

В отчете отражаются:

– анализ профессиональной деятельности специалиста;

– выводы специалиста о своей профессиональной деятельности и предложения по ее совершенствованию.

Отчет подписывается специалистом, согласовывается с руководителем и заверяется печатью организации.

Если руководитель отказывается от согласования отчета, работнику должно быть выдано письменное разъяснение о причинах отказа. Данное разъяснение специалист представляет в аттестационную комиссию вместе с остальными документами;

г) заверенные копии документов об образовании (диплома, удостоверения, свидетельств, сертификатов специалиста и др.) и трудовой книжки;

д) копию документа о присвоении квалификационной категории (если специалисту была присвоена категория);

е) копию документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, отчества (при наличии таких изменений).

Важно! При подаче документов позже установленного срока квалификационный экзамен может быть проведен после даты окончания действия имеющейся квалификационной категории (п. 21 Порядка).

2.3. Правила приема документов, представляемых медицинскими работниками в аттестационную комиссию

При поступлении в аттестационную комиссию документов (п. 22 Порядка):

1) они регистрируются в журнале регистрации документов в день поступления;

2) проверяется наличие всех необходимых документов, а также правильность оформления заявления и аттестационного листа согласно требованиям, установленным п. 20 Порядка.

Если специалист неправильно оформил заявление или аттестационный лист либо подал неполный комплект документов, секретарь комиссии в течение семи дней с даты регистрации документов направляет ему письмо об отказе в приеме документов с указанием причин отказа. После устранения причин возврата документов специалист вправе направить их в аттестационную комиссию повторно.

  1. Процедура проведения аттестации медицинских работников для получения квалификационной категории

Квалификационная категория присваивается специалисту по результатам сдачи квалификационного экзамена, который включает (п. 7 Порядка):

– экспертную оценку представленного отчета о профессиональной деятельности специалиста;

В ходе аттестации комиссия оценивает теоретические знания и практические навыки специалиста, необходимые ему для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующей специальности (должности) (п. 7 Порядка).

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным при условии присутствия на нем более половины членов аттестационной комиссии (п. 18 Порядка).

Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол по форме согласно Приложению N 2 к Порядку. После принятия решения протокол подписывается председателем, секретарем и присутствовавшими на заседании членами комиссии (п. 19 Порядка).

Процедура проведения аттестационной комиссией квалификационного экзамена включает следующие этапы.

  1. Рассмотрение поступивших документов в течение 30 дней с момента их регистрации (п. п. 17, 24 Порядка).
  2. Подготовка и утверждение заключения на отчет о профессиональной деятельности специалиста в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации документов (п. п. 17, 24 Порядка).
  3. Определение и сообщение специалисту даты и места проведения тестирования и собеседования (п. 24 Порядка). Дата и место их проведения должны быть назначены в срок, не превышающий 30 дней с момента регистрации документов. Решение о дате и месте проведения названных процедур доводится до сведения специалиста не менее чем за 30 дней до даты их проведения. Указанная информация также может быть размещена на информационных стендах организации (органа государственной власти) либо на ее официальном сайте в сети Интернет для дополнительного ознакомления.

При необходимости аттестация может проводиться дистанционно либо в форме выездного заседания (п. 16 Порядка).

  1. Проведение тестирования и собеседования со специалистом.

По общим правилам данные процедуры должны быть проведены не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов (п. 24 Порядка).

Для успешного прохождения тестирования специалисту необходимо выполнить не менее 70 процентов общего объема тестовых заданий (п. 25 Порядка).

В ходе собеседования специалисту задаются вопросы, определяющие уровень его теоретической и практической подготовки в области профессиональной деятельности. Собеседование может быть проведено только в случае успешного прохождения специалистом тестирования (п. 26 Порядка).

  1. Принятие по итогам квалификационного экзамена решения о присвоении либо отказе в присвоении специалисту квалификационной категории (п. п. 19, 27 Порядка).

Решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.

При решении вопроса о присвоении квалификационной категории в отношении специалиста – члена аттестационной комиссии его участие в голосовании не допускается (п. 19 Порядка).

Другие статьи:  Оформить иконостас

Аттестационная комиссия вправе отказать в присвоении квалификационной категории в следующих случаях (п. 27 Порядка):

– в заключении на отчет специалиста о его профессиональной деятельности дана отрицательная оценка;

– по итогам тестирования специалистом получена неудовлетворительная оценка;

– специалист не явился на прохождение тестирования или собеседования.

Принятое решение (при отказе – также его основание) заносится в протокол и аттестационный лист специалиста (п. п. 28, 29 Порядка).

Члены аттестационной комиссии, не согласные с принятым решением, вправе выразить свое мнение, изложив его в письменной форме и приложив к протоколу заседания (п. 19 Порядка).

  1. Оформление результатов аттестации и сообщение их медицинскому работнику

Присвоение специалисту квалификационной категории оформляется распорядительным актом организации (органа государственной власти), при которой создана аттестационная комиссия (п. 32 Порядка).

Принятое решение необходимо довести до сведения специалиста. Для этого ответственный секретарь аттестационной комиссии должен (п. п. 33, 34 Порядка):

1) сделать выписку из приказа организации (органа государственной власти) о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационной категории;

2) вручить подготовленную выписку специалисту лично либо направить ее по почте в срок не позднее 120 календарных дней с момента регистрации документов на присвоение квалификационной категории;

3) зарегистрировать факт выдачи выписки (отправки ее по почте) в журнале регистрации документов.

  1. Обжалование медицинским работником решения аттестационной комиссии

Специалист вправе обжаловать решение аттестационной комиссии в органе государственной власти (организации), при котором она создана, в течение одного года с даты принятия комиссией обжалуемого решения (абз. 9 п. 16, п. 35 Порядка).

ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ МЕДИЦИНСКИМ РАБОТНИКАМ

Присвоение квалификации специалисту по кадрам

Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?

По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.

Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров :

  • инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.

Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.

Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.

Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).

Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).

После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).

Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:

  • в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
  • в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:

– должность специалиста по кадрам I категории III квалификационного уровня;

– должность ведущего специалиста по кадрам IV квалификационного уровня;

– должность главного специалиста по кадрам V квалификационного уровня.

Согласно п. 2 Приказа № 525 профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

Согласно абзацу 6 п. 5 Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (в ред. от 25.10.2010), квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Таким образом, работодатель должен утвердить должностные инструкции для работников, имеющих разные категории по одной должности. Взяв за основу Квалификационный справочник, работодатель должен предусмотреть в должностных инструкциях именно те функции, которые требуются для работников, занимающих конкретные должности, именно те знания, которые нужны работникам для исполнения обязанностей по этим должностям с учетом присваиваемой категории.

Для присвоения работнику определенной категории нужно провести аттестацию. При этом работодатель должен определить работников, квалификацию которых нужно оценить, перечень знаний, умений, навыков и опыт работы, необходимые для выполнения определенной трудовой функции и подлежащие оценке, сформулировать вопросы, на которые работники должны будут ответить в ходе аттестации.

Для проведения аттестации должен быть утвержден локальный нормативный акт, который принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), например, Положение об аттестации. В данном документе устанавливаются порядок, условия, сроки и периодичность проведения аттестации, категории аттестуемых работников, способы и методы проверки, критерии оценки, варианты решений, принимаемых по результатам аттестации.

Кроме того, должна быть создана аттестационная комиссия, утвержден график проведения аттестации, и работники должны быть предупреждены о проведении аттестации не менее чем за месяц.

Для разработки положения об аттестации работодатель может воспользоваться, например, Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (в ред. от 19.03.2014).

Работник должен представить документы, подтверждающие наличие необходимого уровня образования и стажа работы, а непосредственный руководитель данного работника — характеристику на него. Эти документы позволят аттестационной комиссии принять обоснованное решение.

Наконец, работодатель должен внести соответствующие изменения в штатное расписание, предусмотрев в нем разную оплату труда по разным категориям.

Запись о присвоении категории вносится в трудовую книжку работника.

М. В. Журавлева, специалист по кадрам

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2015.