Приказ о применении скидок

Формы документов

Новости от партнеров

Популярные документы

Положение о порядке применения скидок (Образец)

Раздел I. Общие положения

1. Настоящее положение определяет порядок и условия предоставления покупателям скидок со сформированных и помещенных в прейскурант отпускных цен на импортированные товары и их размеры.

2. Настоящее положение разработано с целью ускорения оборачиваемости оборотных средств организации, увеличения объемов продаж товаров и расширения рынков их сбыта.

3. Настоящее положение обязательно для применения всеми работниками организации, в должностные обязанности которых входит проведение переговоров и заключение договоров по реализации товара.

4. Экономические расчеты по обоснованию целесообразности реализации товара на условиях предоставления скидки с отпускной цены составляются отделом продаж и представляются на утверждение директору организации или его заместителю.

5. Решение о предоставлении скидок с отпускных цен на товары принимается директором или его заместителем.

6. В случае достижения договоренности о предоставлении скидки с отпускной цены цена на товар, согласованная с покупателем в договоре на поставку или протоколе согласования цен на условиях предоставления скидки, пересмотру и изменению не подлежит, если иное не определено законодательством.

Раздел II. Виды предоставляемых скидок с отпускных цен на товары, их размеры и условия предоставления

1. Скидка за условия (сроки) оплаты товара иностранного происхождения — скидка с отпускной цены, предоставляемая покупателям за предварительную или авансовую оплату товара, а также при оплате товара в полном объеме или по частям ранее установленного договором предельного срока.

2. Скидка за объем партии — скидка со сформированной отпускной цены, предоставляемая покупателям за разовое приобретение ими товара иностранного происхождения одного наименования в определенном количестве (весе, объеме), превышающем установленную величину минимальной партии.

3. Специальная скидка — скидка с отпускной цены на товар иностранного происхождения, предоставляемая постоянным покупателям за длительность отношений, регулярность или устойчивость заказов и т.п.

4. Комиссионная скидка — скидка с отпускной цены на товар иностранного происхождения, предоставляемая субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим оптовую и розничную торговлю (резидентам Республики Беларусь) в соответствии с заключаемыми договорами комиссии на реализацию ими товара на территории республики.

5. Дилерская скидка — скидка с отпускной цены на товар иностранного происхождения, предоставляемая своим постоянным представителям (торговым посредникам по сбыту) в соответствии с заключаемыми дилерскими договорами на реализацию ими товара внутри г. Минска и за его пределы.

6. В соответствии с настоящим Положением при наличии у приобретателя товара права на предоставление скидки по нескольким основаниям, скидка предоставляется по одному основанию, предусматривающему наибольший размер скидки.

Раздел III. Заключительные положения

1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения директором организации.

2. Реализация товаров, полученных в виде товарной скидки, осуществляется по отпускным ценам, сформированным в общеустановленном порядке.

3. В случае изменения действующего законодательства применение настоящего положения до внесения в него изменений осуществляется в части, не противоречащей законодательству.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СКИДОК ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Положением о порядке формирования цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее — Положение № 43), в республике определен порядок формирования и применения цен и тарифов, которым предусмотрены ограничения по применению организациями розничной торговли торговых надбавок на товары в размере до 30%. Исключение составляют социально значимые продовольственные товары и товары, на которые применяются торговые надбавки к отпускным ценам с учетом конъюнктуры рынка.

Пунктом 5.1 Положения № 43 предусмотрено снижение цен (кроме фиксированных) в розничной торговой сети на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками хранения, имеющие сезонный характер.

Таким образом, с целью ускорения реализации товаров, привлечения покупателей за счет более низких цен по сравнению с другими торговыми организациями у предприятий торговли есть некоторая возможность применения гибкой системы использования торговых надбавок при формировании розничных цен.

Однако, учитывая особенности розничной торговли (ограниченные сроки реализации продовольственных товаров, изменение покупательского спроса и т.д.), требовался более гибкий подход к ценообразованию, позволяющий торговой организации оперативно регулировать размер торговых надбавок даже в течение рабочего дня с учетом потока покупателей, а также предоставление скидок в зависимости от объемов продаж.

В связи с этим, а также в целях увеличения оборачиваемости товаров, установления конкурентных цен организации розничной торговли, кроме использования права применения гибкой системы торговых надбавок, получили право на применение различных видов скидок со сформированных розничных цен.

Это право организациям розничной торговли было предоставлено постановлением Минэкономики РБ от 28.09.2005 № 166, которым были внесены изменения и дополнения в Положение № 43.

При этом необходимо учесть, что данная норма не распространяется на перечень товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены: сахар, водка, табачные изделия отечественного и импортного происхождения.

Использование ценовых скидок позволило избежать частого пересмотра установленных цен, а также обеспечить гибкость в ценообразовании отдельных партий товаров.

Скидка — условие сделки, определяющее размер уменьшения сформированной розничной (продажной) цены товара на условиях, определяемых продавцом.

При использовании права применения скидок организации розничной торговли и общественного питания самостоятельно должны разработать и утвердить условия и порядок их предоставления. Следует обратить внимание, что отсутствие документа о порядке и условиях предоставления скидок будет рассматриваться контролирующими органами как нарушение установленных норм действующего Положения № 43 с применением штрафных санкций.

При разработке Положения по предоставлению покупателям скидки со сформированных розничных (продажных) цен необходимо иметь в виду следующее:

— условия предоставления скидок должны быть одинаковыми для всех покупателей;

— продавец вправе предоставлять скидки в пределах торговой надбавки (наценки), примененной при формировании розничной (продажной) цены;

— розничная цена товара, уменьшенная на размер скидки, подлежит округлению в порядке, установленном законодательством;

— предоставление покупателям скидок осуществляется на основании Положения о порядке предоставления скидок (далее — Положение), которое разрабатывается продавцом самостоятельно и утверждается руководителем организации;

— размеры предоставляемых скидок не могут быть меньше или больше установленных Положением размеров;

— при предоставлении покупателям скидок со сформированных розничных (продажных) цен изменения в реестр розничных цен и (или) меню не вносятся;

— в качестве первичного документа унифицированной формы при предоставлении скидок покупателям составляется акт, форму которого следует разработать самостоятельно и утвердить приказом по учетной политике организации. Указанный акт составляется на всю партию товара, на который предоставлена скидка. Если позволяют возможности применяемых кассовых аппаратов, операции по предоставлению скидок можно внести в память кассового аппарата. В этом случае размер скидок будет отражаться на кассовой ленте.

В Положении должны быть указаны виды скидок, размеры (уровень) скидок, условия предоставления каждого вида скидки, а также при необходимости перечень товаров, на которые предоставляются скидки, персонал продавца, отвечающий за проведение этой работы.

При этом покупателям могут быть предоставлены следующие виды скидок: скидка от общей суммы покупки, скидка от количества приобретаемых товаров одного вида, группы, класса, скидка на товары, приобретаемые в определенные часы работы продавца, либо дни, либо периоды. Скидки могут предоставляться в утренние часы работы, в определенные дни недели, могут быть приурочены к дням государственных праздников или иным праздничным датам, к началу либо окончанию сезона и др.

Для предоставления скидки продавец вправе осуществлять изготовление и реализацию и (или) бесплатное распространение дисконтной карты.

Покупатель — владелец дисконтной карты имеет право на получение скидки на условиях, определяемых продавцом (в течение определенного периода времени, в зависимости от стоимости дисконтной карты и др.).

Примерные формы приказа и условий предоставления скидок приведены ниже.

Документальное подтверждение операций по предоставлению скидок


Документальное подтверждение операций по предоставлению скидок

Е.В. Орлова,
зам. генерального директора ЗАО “АСМ Аудит”

Известно, что предоставление организацией-поставщиком скидок своим коммерческим партнерам (дистрибьюторам, иным посредникам, розничным операторам, конечным покупателям) позволяет не только увеличивать объемы продаж за счет привлечения новых и повышения лояльности постоянных покупателей, но и сокращает сроки отвлечения денежных средств в расчетах с коммерческими партнерами (покупателями) и, как следствие, уменьшает резервы организации-поставщика на покрытие кассовых разрывов и сводит к минимуму использование ею овердрафтов.

Поэтому руководство организации — поставщика товара рано или поздно вынуждено прибегать к одному из самых популярных инструментов стимулирования товаропроводящих звеньев — скидкам и разрабатывать соответствующую маркетинговую политику.

Но в гражданском и налоговом законодательстве отсутствуют нормативное определение скидок и четкие правила их регламентации. Поэтому организации должны особо тщательно подходить не только к экономическому обоснованию, но и к документальному подтверждению операций по предоставлению скидок с учетом правоотношений, сложившихся между поставщиком и покупателем.

1. Необходимость документального подтверждения скидок

Расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, приведены в перечне внереализационных расходов, принимаемых с 1 января 2006 года для целей исчисления налога на прибыль [подпункт 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введенный п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах”].

Другие статьи:  Оплатить штраф за паспорт через банкомат

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для признания расходов в целях налогообложения прибыли необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

1) экономическая обоснованность;

2) направленность на получение дохода;

3) документальная подтвержденность. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные в том числе документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок оформления документов устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.

Если же расходы не соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, то согласно п. 49 ст. 270 настоящего Кодекса произведенные затраты не учитываются в целях налогообложения прибыли.

2. Требования, предъявляемые к документальному оформлению операций по предоставлению скидок

Операции по предоставлению скидок подтверждаются следующими документами:

1) договором, маркетинговым соглашением, предусматривающими условия возникновения обстоятельств, обусловливающих предоставление скидки (выплаты премии). Для розничных сетей это могут быть публично объявленные условия продаж товаров.

При заключении договоров читателям журнала следует, по возможности, избегать ситуаций, при которых с одним и тем же покупателем применяются разные механизмы расчетов (например, предоставляются регулярные разовые скидки с оптовой цены и одновременно уплачивается премия за превышение установленных объемов продаж и т.д.).

Согласно ст. 160 и 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме. В то же время ГК РФ не всегда требует установления договорных отношений посредством одного документа, подписанного сторонами. В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Это может быть переписка сторон, публичная оферта. Статья 437 ГК РФ поясняет, что выдвинутое лицом предложение заключить договор на указанных им условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Это могут быть рекламные или иные предложения, предназначенные для неопределенного круга лиц. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, то договор считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.

Налоговые последствия предоставления (выплаты) скидок (премий) зависят в каждом случае прежде всего от условий заключенных договоров (или особенностей соответствующей программы лояльности — для розничных сетей). Поэтому особенно важно, чтобы в договоре, переписке сторон, иных документах, позволяющих установить договорной характер, была предусмотрена возможность предоставления скидки (выплаты премии) с указанием обстоятельств, при достижении которых покупатель имеет право требовать, а продавец обязан предоставить скидку (выплатить премию).

В этой связи примечателен налоговый спор, по которому ФАС Волго-Вятского округа принял постановление от 30.03.2005 по делу N А43-5708/2004-23-195, обратив внимание сторон на следующее: из-за отсутствия доказательств извещения ответчика (ООО) об изменении ретроспективной скидки в соответствии с условиями договора суд признал не-обоснованным уменьшение ретроспективной скидки.

Как следует из материалов дела, истец (ЗАО) и ответчик (покупатель — ООО) заключили дистрибьюторский договор от 04.01.2003 N ОРО-0-4, по условиям которого поставщик обязался передать, а покупатель — принять и оплатить соки, нектары, сокосодержащую продукцию и другие товары для реализации третьим лицам.

Согласно п. 3.2 договора покупатель обязан оплатить товар не позднее чем через семь календарных дней с даты получения соответствующей партии товара независимо от реализации товара третьим лицам. При наличии задолженности покупателя все поступившие от него платежи засчитываются вначале в погашение ранее возникшей задолженности за товар. В случае просрочки в оплате поставщик вправе прекратить отгрузку товара покупателю. В дополнительном соглашении N 1 к договору было предусмотрено предоставление продавцом покупателю ретроспективной скидки при условии выполнения покупателем обязательств в соответствии с п. 2.1 настоящего соглашения и протоколов к нему, в котором приведены следующие условия предоставления ретроспективной скидки: осуществление расчетов с продавцом за приобретенный у продавца товар в согласованные сторонами сроки; действие в строгом соответствии со всеми применимыми правилами и требованиями в отношении хранения, погрузки/разгрузки, действий по продвижению товара на рынке продажи и распространению товара продавца; соблюдение рекомендуемых продавцом отпускных цен на его товар.

Стороны установили в протоколе от 01.02.2003 N 2 к дополнительному соглашению N 1 ретроспективную скидку в размере 6 % от общей суммы закупок, в том числе за выполнение плана закупок от 100% и выше — 2%; за выполнение критерия долг/объем 95% — 2%; за выполнение задач в соответствии с маркетинговой политикой компании — 2%. Согласно п. 2.1 протокола от 01.02.2003 N 2 все вышеприведенные условия действительны только в отношении указанного месяца и могут быть отменены или изменены продавцом в одностороннем порядке с уведомлением покупателя в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отмене или изменении условий предоставления ретроспективной скидки при невыполнении покупателем условий п. 2.1 дополнительного соглашения N 1. В связи с тем что истец не представил доказательств извещения ответчика об изменении ретроспективной скидки в соответствии с условиями договора, суд признал необоснованным уменьшение скидки в феврале 2003 года на 2%.

Читателям журнала следует иметь в виду, что при проведении проверки налоговая инспекция, анализируя поступление меньшей выручки от продавца, тщательно изучает соответствующие пункты заключенных договоров, содержащих условия предоставления скидок, что подтверждается, в частности, письмами Минфина России от 24.01.2005 N 03-03-01-04/1/24, ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8@.

Поэтому при выстраивании схемы правоотношений с покупателями организации — поставщику товара следует свести к минимуму риски некорректного толкования положений заключаемых договоров, включающих условие об изменении цены единицы товара, а именно:

— максимально конкретизировать в заключаемых договорах те диспозитивные нормы, которые и так действуют “по умолчанию”, поскольку налоговые органы, как правило, в первую очередь руководствуются текстом договора, а уже затем — текстом ГК РФ;

— предусмотреть в договоре купли-продажи (договоре поставки) условия о предоставлении скидки и возможность изменения цены договора. Например, условиями договора о создании официального коммерческого представительства (далее — ОКП) между поставщиком и ОКП может быть предусмотрено следующее:

“На объемы товара, реализуемого ОКП через розничную торговую сеть, поставщик товара предоставляет разовую скидку за работу с розницей в размере 2% с лучшей цены официального прайс-листа поставщика без учета скидки. Разовая скидка за работу с розницей предоставляется два раза в месяц на сумму каждой из двух последних отгрузок за отчетный месяц. На объемы товара, реализуемого ОКП через розничную торговую сеть, ОКП представляет отчет по согласованной форме об объемах заказов через розничную торговую сеть до 5-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

В случае выполнения ОКП согласованных с поставщиком объемов закупок, осуществления расчетов с поставщиком в согласованные сторонами сроки, осуществления предусмотренных настоящим договором действий в строгом соответствии со всеми применимыми правилами и требованиями в отношении хранения, погрузки/разгрузки, продвижения товара на рынке продажи и распространения товара поставщика, соблюдения рекомендованных поставщиком отпускных цен на его товар поставщик выплачивает ОКП дополнительный ретро-бонус из расчета совокупного объема закупок за отчетный месяц, рассчитанного исходя из лучшей цены официального прайс-листа поставщика без учета скидки, а именно: сумма соответствующей партии отгрузок — процент ретро-бонуса согласно сетке скидок, приведенной в приложении N 1 к настоящему договору (за минусом сумм всех разовых скидок). Ретро-бонус выплачивается товаром поставщика. Выплата ретро-бонуса происходит не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным”;

2) первичными учетными документами, подтверждающими предоставленные (выплаченные) скидки (премии). В постановлении ФАС Московского округа от 11.11.1999 по делу N КА-А40/3629-99 констатировалось со ссылкой на ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), что доказательством совершения тех или иных хозяйственных операций, влияющих на вопросы налогообложения, могут служить только первичные учетные документы.

Пунктами 1 и 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что все хозяйственные операции долж-ны производиться на основании оправдательных документов, в первую очередь документов, составленных по форме, которая приведена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также документов, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, но которые содержат обязательные реквизиты, поименованные в этой статье Закона. Пунктом 5 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, предусмотрено, что вместе с учетной политикой должны утверждаться формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.

В письме УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 “О налоге на прибыль организаций” со ссылкой на письмо МНС России от 15.05.2003 N 02-4-08/184-С827) применительно к ст. 252 НК РФ разъяснено следующее:

если из утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации удалены существенные реквизиты, то расходы, произведенные и указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными и, следовательно, учтены для целей налогообложения прибыли.

Другие статьи:  Вода фрутоняня экспертиза

В письме УМНС России по г. Москве от 31.03.2003 N 25-08/17810 отмечено, что принятие к бухгалтерскому учету товаров должно подтверждаться первичными документами унифицированных форм, однако налогоплательщики в некоторых случаях представляют различные акты, расходные накладные, форма которых отличается от установленной, в результате чего ставится под сомнение сам факт принятия к учету приобретенных товаров и, как следствие, признается необоснованным предъявление к вычету сумм “входного” НДС.

К подобным первичным учетным документам прежде всего относятся товаросопроводительные документы (как первоначальные, так и переоформленные в результате предоставления скидки, а также с нулевой ценой): товарная накладная (унифицированная форма N ТОРГ-12), утвержденная постановлением Госкомстата России 25.12.1998 N 132, накладная на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма N М-15), утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, и др.

Накладные на отгрузку товара должны быть составлены с указанием размера скидки и принципа ее распределения по номенклатурным позициям каждой накладной.

Кроме того, продавец должен оформить и другие первичные документы, связанные с предоставленными (выплаченными) скидками, например: акт о предоставлении скидок (расчет предоставляемых скидок), акт о списании задолженности покупателя, акт сверки взаиморасчетов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации и должна быть разработана продавцом товара и утверждена в качестве одного из приложений к приказу по учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Важнейшим первичным документом является акт о предоставлении скидок (расчет предоставляемых скидок), который служит документальным подтверждением выполнения предусмотренных договором условий для предоставления (выплаты) скидки (премии).

Форма этого документа, составляемого продавцом товара, должна включать информацию о том, по каким накладным (их реквизиты) и, по возможности, с разбивкой по конкретным товарным позициям, в каком размере предоставлена скидка, а также информацию о выполнении предусмотренных договором условий в соответствии с которыми выплачивается скидка. Такой акт обязательно должен быть составлен в разрезе артикулов товара с указанием размера скидки по каждой товарной позиции.

К другим первичным учетным документам также относятся документы, которые оформляются в связи с предоставлением конкретных видов скидок. Например, в случае применения скидок, предоставляемых в результате потери качества товара или иных потребительских свойств и выделенных в отдельную позицию п. 3 ст. 40 НК РФ, продавец товара должен иметь соответствующие унифицированные формы первичной учетной документации.

Так, испортившиеся в связи с выходом из строя холодильной установки (или в связи с истечением срока годности) продукты питания продавец может продать животноводческой ферме, но для этого на выявленные в результате инвентаризации испорченные продукты он должен оформить акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (унифицированная форма N ТОРГ-15), указав в нем причины, вызвавшие порчу продуктов, виновных лиц, возможность дальнейшего использования продуктов (продажа животноводческой ферме) или целесообразность уничтожения и новую цену реализации (в случае намерения продать такой некондиционный товар).

Если в процессе транспортировки, хранения или реализации продукция потеряла качество, внешний вид или у нее появились какие-либо дефекты, продавец должен составить акт об уценке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма N МХ-15, утвержденная постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66) и установить новую продажную цену.

К другим первичным документам можно также отнести отчеты менеджеров по продажам с указанием наименования покупателей, реквизитов договора, оснований, по которым начислена (выплачена) скидка (премия), ее размер. Периодичность составления таких отчетов и порядок их представления должны быть зафиксированы в порядке документооборота продавца, а форма самого отчета — разработана и утверждена в качестве одного из приложений к приказу по учетной политике для целей бухгалтерского учета;

3) различными внутренними организационно-распорядительными документами, связанными с реализацией продавцом товара политики скидок.

Согласно разъяснениям Минфина России, данным в п. 3 письма от 18.07.2005 N 03-02-07/1-190, для обоснования применения обычных скидок, перечисленных в п. 3 ст. 40 НК РФ, организация вправе предъявить любой документ, обосновывающий применение обычных скидок при определении рыночной цены товара, работы или услуги.

Внутренними организационно-распорядительными документами, обосновывающими предоставление скидки, являются приказ или распоряжение руководителя организации-продавца, в котором указываются причина снижения цен (сезонная распродажа, маркетинговая политика, реализация опытных моделей с целью ознакомления покупателей, другие виды скидок) и период действия скидки; договор с покупателем; публичная информация о ценах на реализуемые товары (прайс-лист) с отражением суммы скидки и оснований для ее предоставления.

Крупная розничная сеть проводит распродажу товарных остатков конкретного поставщика, с которым прекращены договорные отношения, потому что поставщик больше не в состоянии осуществлять логистику товара или перепозиционировал свой товар и стал неинтересен розничной сети (перешел в другую ценовую категорию). Соответственно товары данного поставщика продаются со скидкой, которая должна быть обоснована в распоряжении руководства розничной сети. Кроме того, сумма скидки на такие товары должна быть приведена на ценнике.

Крупная розничная сеть проводит распродажу остатков товаров, которые больше не пользуются спросом у покупателей, со снижением цен на 50 — 70% в целях ликвидации скопившихся на складах и полках торгового зала товаров, сокращая тем самым затраты на хранение товаров и высвобождая место на полках для товара, который станет продаваться быстрее. В рассматриваемой ситуации целесообразно оформить служебную записку с расчетами, полученными от соответствующих линейных руководителей розничной сети, договоры хранения и другие документы, на основании которых должна быть сформулирована причина такой распродажи в приказе руководителя розничной сети.

Но обращаем внимание читателей журнала на то, что “революцию цен” в режиме нон-стоп или “распродажи — круглый год” вряд ли можно экономически обосновать даже в случае, если розничная сеть ведет борьбу за формирование привлекательного ценового имиджа (а не специально закупает изначально дешевый товар).

Многие супермаркеты проводили до 1 июля 2006 года распродажу импортного дорогого алкоголя, маркированного старыми акцизными марками, оборот которого был разрешен по 30 июня 2006 года включительно, в связи с изменением порядка маркировки алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“. Скидки составляли от 20 до 80 %. Так, на сайте одной из торговых компаний в сети Интернет была размещена следующая информация:

“Мы обязаны уничтожить все свои бутылки 1 июля, поэтому распродаем первоклассные напитки по ценам от 60 руб. Например, белое полусладкое вино Chateau Climens Premier Cru 1990 года стоит 3500 руб., обычная цена бутылки этого вина превышает 6000 руб. Бутылка 4,5 л виски Jameson продается по цене 3700 руб. при среднерыночной цене около 5000 руб.”.

Применение скидок, связанных с “проблемой 1 июля”, должно быть оформлено соответствующим распоряжением руководства организации-продавца с изложением причин снижения цен на дорогой импортный алкоголь и другими документами, подтверждающими такую вынужденную акцию распродажи, например, направленными в адрес поставщиков алкогольной продукции гарантийными письмами, согласно которым поставщики обязуются забрать всю непроданную алкогольную продукцию, а также возместить розничной сети убытки, и письменным отказом поставщиков от подписания таких гарантийных писем с указанием соответствующих причин; служебными записками, полученными от линейных руководителей розничной сети, в которых указываются причины невозможности возврата алкогольной продукции (отсутствие у производителя необходимого специального оборудования, наносящего на федеральную марку штрих-код, содержащий информацию о фирме-производителе, стране происхождения напитка, его виде, наименовании, литраже бутылки и т.д.; прекращение партнерских отношений с импортером, поставившим алкогольную продукцию, и т.д.), а также суммы убытков.

При предоставлении скидок, связанных с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), поименованных в п. 3 ст. 40 НК РФ, налогоплательщикам необходимо по окончании сезона и проведении в связи с этим распродажи издать распоряжение о продаже товара предыдущего сезона по сниженной цене, обусловленной сезонностью данного товара, обосновав в нем, что применение скидок позволит избежать более крупных убытков в результате затоваривания товара. Что касается сезонности спроса, то это касается любого товара, применяющегося в определенное время года: кондиционеры, лыжи, сноуборды, велосипеды, елочные игрушки, зимние шины, семена и саженцы, одежда и обувь по сезонам и т.д. Применение скидок в данном случае позволяет существенно снизить риск образования убытков в связи с сохранением товарных запасов в течение сезона, когда они практически не продаются, а также в связи с тем, что в следующем сезоне определенные виды товаров могут быть не востребованы потребителями (последнее актуально для товаров, спрос на которые во многом определяется изменениями моды);

4) другими значимыми внутренними документами, в частности решениями совета директоров, утвержденными прайс-листами с отражением суммы скидки и оснований для ее представления; служебными записками с расчетами и обоснованиями линейных руководителей организации-продавца, утвержденными расчетами размеров скидок, письменными отчетами о результатах регулярного анализа цен конкурентов на аналогичную продукцию по всем рынкам ее реализации и т.д.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что все внутренние документы должны подтверждать, что скидки и премии способствуют повышению покупательского спроса и, как следствие, увеличению объемов продаж и росту прибыли, то есть направлены на получение дохода.

Другие статьи:  Органы опеки и попечительства набережных челнов

В связи с этим примечателен вывод, сделанный в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2003 по делу N А79-4343/02-СК1-3845, в отношении завода, экспортировавшего запасные части по цене ниже себестоимости:

решением Совета директоров ОАО от 26.10.2001 внешнеэкономическая деятельность предприятия определена как неудовлетворительная. Отгрузка продукции по контракту с целью оптимизации цены на товар приостановлена.

Поэтому довод заявителя о необходимости учета маркетинговой политики предприятия при определении результатов сделки обоснованно не принят во внимание.

В результате суд пришел к выводу о необходимости применить ст. 40 НК РФ и оштрафовать ОАО;

5) документом под названием “Маркетинговая политика продавца” (далее — Маркетинговая политика), указанным в п. 3 ст. 40 НК РФ. В письме УМНС России по г. Москве от 22.11.2001 N 03-12/53959 подчеркивается, что при отсутствии фактических обстоятельств, обусловливающих необходимость предоставления маркетинговых скидок, и соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику.

По мнению налоговых органов, методика применения скидок должна быть отражена налогоплательщиком-продавцом не только в Маркетинговой политике, но и в учетной политике для целей налогообложения (письма ФНС России от 25.01.2005 N 02-1-08/8@, УФНС России по г. Москве от 27.07.2005 N 20-12/53195).

С высокой вероятностью можно утверждать, что предоставление скидок (выплата премий) при отсутствии маркетинговой политики приведет к начислению налогов, пеней и штрафов.

3. Маркетинговая политика и корпоративный стандарт “Положение о скидках и премиях” как инструменты правовой защиты

Маркетинговая политика является основным документом для поставщиков, предоставляющих (выплачивающих) скидки (премии).

Не менее важным внутренним документом, непосредственно связанным с Маркетинговой политикой, является Порядок формирования продажной цены, который может оформляться как самостоятельный документ, или как отдельное приложение к Маркетинговой политике, или как самостоятельный раздел корпоративного стандарта “Положение о скидках и премиях”.

При разработке вышеприведенных документов читателям журнала необходимо иметь в виду, что из их содержания можно сделать вывод, что любые льготные отгрузки товаров и бонусные выплаты имеют целью продвижение продукции, увеличение объемов продаж и рост прибыли, а подарки покупателям не являются бесплатными.

Так, например, ООО “Глобус Пост” выиграло налоговый спор благодаря порядку ценообразования, подписанному главным бухгалтером (постановление ФАС Московского округа от 04.08.2005 по делу N КА-А40/7346-05):

“Довод налогового органа о том, что подарки-сюрпризы передавались покупателям товаров безвозмездно, судом кассационной инстанции не принимается. Согласно условиям маркетинговой акции подарки-сюрпризы получают только покупатели, которые приобрели не менее двух товаров. Стоимость подарков-сюрпризов учтена при формировании продажной цены товаров и включена в налогооблагаемую базу по НДС в составе цены реализованных товаров. Это обстоятельство подтверждено политикой и процедурой формирования продажной цены, утвержденной главным бухгалтером общества 06.01.2003.

Довод инспекции о том, что в тексте купона, высылаемого покупателю, сказано, что подарок-сюрприз предоставляется бесплатно, судом кассационной инстанции не принимается. Как правильно указано в судебных актах по делу, такое указание не соответствует действительности, является маркетинговым приемом, призванным способствовать увеличению покупательского спроса.

Таким образом, деятельность ООО “Глобус Пост” по передаче подарков отвечает признакам рекламы, определенным в статье 2 Федерального закона “О рекламе”. Подарки передавались не безвозмездно, так как в цену товара заложена цена подарков-сюрпризов”.

При составлении Маркетинговой политики читателям журнала целесообразно применять термины, которые использованы в п. 3 ст. 40 НК РФ.

Так, в п. 3 ст. 40 НК РФ говорится об обычных скидках (надбавках), которые в нем непосредственно перечислены.

Очевидно, под обычными понимаются скидки (надбавки), которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности, то есть имеются в виду скидки, обусловленные обычаями делового оборота. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет (письмо МНС России от 17.12.2003 N 02-4-08/783-АФ480). Однако часть первая НК РФ не дает определения термина “обычные скидки”.

Абзац второй п. 3 ст. 40 НК РФ устанавливает, что при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, вызванные:

— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

— потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в приведенном в НК РФ перечне обычных скидок (надбавок) ряд скидок (сезонные скидки, уценка товара из-за снижения качества и т.д.) выделен в отдельную категорию, в то время как остальные скидки входят в группу скидок, обусловленных маркетинговой политикой. Это означает, что даже если сезонные скидки или уценка из-за снижения качества товара прямо не указаны в Маркетинговой политике, то данный факт не препятствует формированию цен с учетом таких скидок, но при соблюдении условий ст. 252 НК РФ.

Перечень оснований для предоставления обычных скидок (надбавок), приведенный в п. 3 ст. 40 НК РФ, носит примерный характер. Данное утверждение признается и налоговыми органами, в частности в письме УМНС России по г. Москве от 22.11.2001 N 03-12/53959: “+ в пункте 3 статьи 40 Налогового кодекса РФ приведен неисчерпывающий список элементов маркетинговой политики. То есть в рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям, и каких-либо иных скидок”.

На практике применение конкретным поставщиком/производителем тех или иных видов скидок зависит от следующих факторов:

— от целей, для достижения которых поставщик планирует предоставлять те или иные скидки и бонусы;

— от конкурентной среды и типов товарных рынков (его сегментов), в которых функционирует конкретный поставщик;

— от спроса на конкретный вид продукции;

— от особенностей продукции и каналов ее сбыта;

— от минимальных и максимальных цен конкурентов, контролирующих наибольшую долю рынка товаров продукции аналогичного качества;

— от сравнительных характеристик продукции поставщика и конкурентов;

— от статуса покупателей (дистрибьютора, дилера, оптовика, розничного оператора, независимого магазина, конечного потребителя) в иерархии товаропроводящих звеньев поставщика;

— от освоения новых товарных рынков (их сегментов) и возможного использования демпинговых цен (с минимальной наценкой или даже ниже себестоимости) — в отношении товаров, позиционирующихся в низких средних ценовых категориях;

— от бюджета поставщика;

— от прибыльности поставщика;

— от рентабельности соответствующих сделок;

— от характера ценового решения (кратко-срочного или долгосрочного);

— от ограничений со стороны налогового законодательства и т.д.

В зависимости от вышеперечисленных факторов применяемые на практике скидки отличаются огромным многообразием. Например, в рамках Маркетинговой политики возможно предоставление следующих скидок:

— скидка за сокращение сроков погашения дебиторской задолженности;

— скидка покупателю, разместившему заказ в течение определенного периода после получения сообщения о поступлении новых товаров в магазин;

— скидка за мерчандайзинг, стимулирующая оптимальную для поставщика выкладку товара на полках магазина;

— скидка за объем прошлой покупки;

— скидка, предоставляемая покупателю при следующей покупке;

— вынужденная скидка на продукцию с истекающим сроком реализации или дефектом упаковки;

— специальная льготная скидка для покупателей, с которыми поддерживаются длительные торговые отношения;

— серия скидок (несколько скидок, предоставленных по одному и тому же товару или при одной и той же операции купли-продажи), например, один и тот же покупатель может получить сезонную скидку, скидку за покупку в большом объеме и скидку за оплату наличными;

— специальная льготная скидка за быструю выплату стоимости товара на условиях оплаты в течение 10 дней после покупки;

— специальная льготная скидка с входной платы в музей, парк отдыха и развлечений, предоставляемая в определенные дни недели.

Но какие бы скидки поставщик/производитель товара не применял, важно, чтобы применяемая система скидок была:

— экономически обоснованной и документально подтвержденной;

— стройной и понятной для его коммерческих партнеров, не допускающей возможности “персонификации” процесса предоставления скидок для отдельных покупателей (привилегированных и непривилегированных) и недобросовестного поведения менеджеров по продажам при их предоставлении;

— гибкой и адаптированной к изменениям соответствующего сегмента товарного рынка и, как следствие, приносящей ощутимую финансовую выгоду, а также выгоду деловому имиджу поставщика/производителя.

Учитывая, какое большое значение придает Маркетинговой политике ст. 40 НК РФ, в целях снижения налоговых рисков рекомендуем в качестве инструмента правовой защиты поставщику/производителю разработать и утвердить в качестве приложения к Маркетинговой политике корпоративный стандарт (КС) — КС “Положение о скидках и премиях” (см. приведенное далее примерное содержание этого документа).

В случае отказа от разработки такого КС настоятельно рекомендуем включить “Положение о скидках и премиях” в качестве самостоятельного раздела в утвержденную поставщиком/производителем товара Маркетинговую политику.

Генеральный директор ЗАО «Ирика»