Приказ о приеме на работу государственного служащего

Содержание страницы:

Минтруд России издал методические рекомендации по трудоустройству бывших госслужащих

В целях формирования единообразной практики применения ограничения, налагаемых на бывших госслужащих при заключении ими трудового или гражданско-правового договора Минтруд издал свои методические рекомендации (Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина,замещавшего должность государственнойили муниципальной службы, при заключенииим трудового или гражданско-правового договора с организацией Минтруда России).

Так, что по общему правилу работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на оказание услуг с гражданином в течение двух лет после его увольнения с госслужбы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора бывшему работодателю госслужащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). При этом в министерстве поясняют, что это распространяется на бывшего госслужащего вне зависимости от оснований его увольнения с госслужбы.

Особое внимание уделяется также рекомендациям по процедуре получения бывшим госслужащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие потребуется гражданину, если он:

  • занимал должность, в том числе предусмотренную Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, в функции которой входило государственное, муниципальное (административное) управление в отношении организации, в которую он устраивается;
  • он уволился c госслужбы менее двух лет назад на дату трудоустройства (при этом, если в течение двух лет с момента увольнения с госслужбы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, ограничения действуют в отношении каждого случая);
  • заключает трудовой или гражданско-правовой договор о выплате ему месячного вознаграждения более 100 тыс. руб. в месяц.

Отметим, что Верховный Суд Российской Федерации ранее пришел к выводу, что при приеме бывшего госслужащего на работу в организацию, выполняющую государственные функции, новый работодатель не обязан направлять уведомление по предыдущему месту работы принятого сотрудника об этом факте.

Сообщаем о бывшем госслужащем

Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц[1].

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют[2]. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу 1 .

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях[3] упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями[4], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[5] (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия[6].

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора[7].

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации[8].

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Другие статьи:  Растаможка товаров из россии в днр

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Содержание уведомления

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

• фамилия, имя, отчество;

• число, месяц, год и место рождения;

• должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

• наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

• дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

• дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

• наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

• должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

• дата и номер гражданско-правового договора;

• срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

• предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

• стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку[9].

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы[10]. Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)[11].

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы[12]. Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения[13].

1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.

2. Если работник недавно уволился с госслужбы, нужно уведомить его бывшего работодателя о том, что вы заключили трудовой или гражданско-правовой договор.

3. За нарушения в этой сфере для организации предусмотрены серьезные штрафы.

4. Работника, который скрыл от нового работодателя то, что он состоял на госслужбе, можно уволить на этом основании.

[1] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

[2] Пункт 2 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016; далее — Обзор судебной практики).

[3] Письмо от 22.06.2012 № 17-1/10/1-248.

[4] См. Постановление Верховного Суда РФ от 11.11.2016 № 9-АД16-17; п. 3 Обзора судебной практики.

[5] Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

[6] Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2016 № 5-АД16-87.

[7] Пункт 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

[8] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 (в ред. от 09.08.2016).

[9] См. Обзор судебной практики.

[10] Пункт 2 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

[11] Пункт 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

[12] Абзац 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

[13] Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (в ред. от 15.07.2015).

C. В. Россол,
корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и Партнеры»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2017.

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего – образец 2018

Официальное оформление трудовых отношений с государственными служащими обладает рядом отличительных особенностей. Данные пункты четко прописаны в законодательстве и за неисполнение приводят к соответствующим санкциям.

Прием на работу бывшего госслужащего

Федеральным законодательством установлено, что бывший госслужащий вправе устроиться на работу в ту организацию, с которой на протяжении своей карьеры он осуществлял сотрудничество. Однако данный пункт действует в случаях отсутствия взаимных конфликтов и при одобрении специальной комиссии. Ведь не исключены коррупционные махинации вследствие обладания определенной информацией. Еще одно условие к данному пункту – зарплата должна быть меньше ста тысяч рублей, конечно же, в месяц. Все исключения вступают в силу только после одобрения специальной комиссии.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего – образец 2018

В связи с пунктом о принятии бывшего работника, осуществлявшего государственные функции, с 1 января 2017 года были внесены дополнения в ТК РФ. Они выступают в качестве поправки к уже существующим нормам.

Случаи уведомления и законодательная база

Статья 61.1 ТК РФ определяет условия оформления трудовых правоотношений с бывшими государственными и муниципальными служащими. Прописано, что сами работники, в прошлом замещавшие должности на государственном посту, в течение двух лет обязаны уведомлять работодателей о своем месте службы. Работодатель, в свою очередь, после получения информации о прошлом месте работы сотрудника, обязан в течение 10 дней после заключения договора с бывшим нанимателем госслужащего.

Если кто-то из сторон не выполнил данное требование, ответственность будет лежать непосредственно на нем. И административное наказание должно будет выполнить именно это лицо. Следует отметить, что не все сотрудники, замещавшие государственные должности, обладают необходимой информацией и, соответственно, нарушив молчание, могут нанести вред государственной тайне.

Президентом РФ специально оговорен список должностей:

  • Руководство органов представительной и исполнительной власти;
  • Руководители службы вооруженных сил.

К данному перечню также можно отнести лиц, которые выполняли следующие виды деятельности:

Другие статьи:  Образец заявления на вычеты 2012 году

  • Организационно-распорядительную деятельность.
  • Надзорные функции.
  • Распоряжение федеральным или региональным бюджетом.
  • Административно-хозяйственную деятельность.
  • Управление государственным имуществом.
  • Функции по выдаче лицензий или иной разрешительной документации.

Зачем необходимо отправлять уведомление – функция

Подобные правила при заключении трудового договора с бывшим госслужащим введены по ряду определенных причин. Конечно же, работник, находившийся на государственной службе, располагает и даже может продолжать обладать какими-то данными, связанными с его прошлыми обязанностями. В соответствующем федеральном законе прописано, что такие данные, полученные в процессе работы, могут являться государственной тайной, использование и распространение которых категорически запрещено не только в личных, но и коммерческих целях.

В случаях, если какая-либо сторона не была обеспечена необходимой информацией, следует административный штраф:

  • Для должностного лица в размере 20-50 тысяч рублей.
  • Для работодателя – 100-500 тысяч рублей.
  • Для ИП – 20-50 тысяч рублей.

Как правильно оформить документ?

Оформление на работу рабочего, ранее пребывавшего на государственной или муниципальной службе, кардинально ничем не отличается от приема на работу обычного штатного сотрудника. Исключение составляет только уведомление бывшего нанимателя.

Официальной формы документа-уведомления законодательством не установлено, как и порядка передачи документации нужным лицам. Уведомление оформляется в письменном виде, желательно, заполнять данные в распечатанном бланке. Формат – А4. Стиль – официально-деловой.

Согласно образцу, представленному выше, можно выделить несколько пунктов, обязательных к указанию:

  • Личные сведения сотрудника — ФИО, паспортные данные.
  • Должность.
  • Дата подписания.
  • Дата официального приема на работу.
  • Сроки трудового договора;

Необходимо указать номер приказа. И конечно же, подпись руководителя, печать компании. Документ отправляется лично, курьером или заказным письмом. Таким образом, дабы избежать лишнего административного штрафа, следует вовремя выполнять условия трудового кодекса.

Приказ о приеме на работу государственного служащего

Любая частная компания уверена: ее не коснется закон «О противодействии коррупции». Принимая на работу сотрудника, менеджеры по персоналу опираются на Трудовой кодекс (ТК) и не задумываются о возможном нарушении антикоррупционных требований. А такое может произойти. Недавно наш клиент получил запрос из прокуратуры. Причина обращения – компания не сообщила о принятии на работу бывшего государственного служащего. И это очень серьезное нарушение.

Статья 64.1 ТК гласит, что при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим компания обязана в течение 10 дней известить об этом бывшего работодателя (государственную организацию). Это должно быть официальное уведомление на бланке организации с печатью и подписью руководителя. В документе необходимо указать все детали: от фамилии до круга обязанностей и номера приказа о приеме на работу. Такие условия диктует постановление правительства от 21.01.2015 № 29. Даже, например, отсутствие даты рождения может считаться нарушением. Вряд ли за эти 10 дней вы успеете получить ответное письмо об ошибке и отправить исправленную версию. В итоге маленькая оплошность грозит серьезным наказанием: административным штрафом за несоблюдение порядка предоставления информации – для должностного лица составляет до 50 000 руб., для компании – до 500 000 руб.

Прокуратура может попросить приказ о назначении сотрудника, ответственного за соблюдение законодательства о противодействии коррупции. Закон не обязывает издавать такой документ, и цель правоохранителей – выяснить имя сотрудника, на которого по необходимости в дальнейшем выписывать штраф. Оставлять должностную ответственность на директоре или переложить ее приказом на другого работника – выбирать самой компании.

Задача государства – не допустить использования конфиденциальной информации в корыстных целях. В ряде случаев бывший госслужащий обязан получать письменное согласование в своем бывшем ведомстве, чтобы перейти на новую работу. Кроме того, вышеупомянутые ст. 64.1 ТК и закон «О противодействии коррупции» обязывают его сообщать о том, что он был госслужащим (или муниципальным служащим), если с увольнения прошло менее двух лет. Пусть даже за это время он сменил несколько мест работы. И если сотрудник был обязан, но не выполнил требования, ответственность лежит на нем.

Уведомления обязательно надо отправлять в двух случаях: если с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет или должность специалиста на прошлом месте работы в госорганах входит в особый перечень, регулируемый нормативными актами.

Правда, какие именно должности входят в перечень, разобраться непросто. Дело в том, что списки должностей указываются в разных документах. Базовым является указ президента от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Но этот указ не единственный, государственные органы публикуют собственные, расширенные списки. В принципе, собственные приказы, утверждающие перечень должностей, могут быть у каждого министерства и ведомства.

Поэтому советуем при найме бывшего госслужащего узнавать, откуда именно он пришел и предполагала ли его прошлая должность обязательное уведомление. Придется оценивать нормативные документы прошлого работодателя. Такая информация публикуется на сайте ведомства, а если нет – указывается соответствующий номер телефона или адрес, где можно навести справки. Поиск информации потребует времени, и, чтобы его не тратить, некоторые работодатели сообщают о каждом бывшем госслужащем. Главное, надо помнить, что деятельность чиновников тщательно отслеживается даже после ухода со службы, и лучше не допускать нарушений.

Автор – управляющий партнер юридической фирмы BLS

Делопроизводство

Что надо знать при приеме на работу госслужащих?

При заключении соглашения с госслужащими необходимо соблюдать ряд установленных правил.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Неправильное оформление документов влечет за собой административные штрафы, судебные разбирательства и иные негативные последствия. Разберем все вопросы по порядку.

Нормативная документация

К регулирующим документам относят:

  • № 79-ФЗ – закон о государственной службе, утверждающий финансово-экономические и правовые основы.
  • Распоряжение Правительства РФ N 667-р.
  • Указ Президента РФ N 609 пп. «б» п. 16 «Положения о личной информации госслужащего, ведение личного дела».
  • Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».
  • Ст. 64.1 ТК РФ – обязательство руководства уведомить административное учреждение о приеме на работу госслужащего;
  • Ст. 84 ТК РФ – запрет о продолжении трудовых отношений без уведомления предыдущего работодателя.

Ознакомиться с текстом документов можно тут:

Что говорит закон?

Государственная служба — деятельность граждан, ориентированная на высокую степень ответственности. Она требует определенного уровня квалификации и личных качеств. Поэтому прием сотрудников осуществляется в особом порядке.

Законодательство установило ряд ограничений при отборе на гражданскую службу.

Не допускается принимать:

  • недееспособных лиц;
  • людей, для которых по решению суда установлен запрет на деятельность в определенной сфере;
  • осужденных — при наличии непогашенной судимости;
  • лиц, отказывающихся подписать документы о принятии обязательства хранить государственную тайну;
  • граждан с заболеваниями, ограничивающими возможность исполнять трудовые обязанности в полной мере — акты подтверждаются медицинской справкой.

Что вы должны знать?

Законодательство России предусматривает два варианта приема на работу государственного служащего:

  • общий порядок;
  • прохождение отбора на конкурсной основе.

В первом случае оформление трудовых отношений регламентируется ТК РФ – предусматривает составление договора.

Во втором претенденты проходят отбор на конкурсной основе.

К ним предъявляется ряд требований:

  • соответствующий уровень профессионального образования;
  • длительный срок проживания на территории РФ;
  • российское гражданство;
  • наличие стажа или опыта работы;
  • уровень спецподготовки соответствует категории должности;
  • благополучное прохождение испытательного срока.

Подробная информация о проведении конкурса обязательно публикуется в средствах массовой информации.

Претендентов рассматривает отборочная комиссия, по решению которой отбирается человек, наиболее соответствующий предъявляемым требованиям.

При нарушении порядка предусматривается дисциплинарная ответственность.

Что еще надо знать при приеме на работу госслужащих:

  • с выбранным кандидатом заключается служебный контракт, а не трудовой договор;
  • обязательно прохождение испытательного срока, в течение которого претендент должен хорошо себя зарекомендовать.

Бывают ситуации, когда прием на работу госслужащего осуществляется без проведения конкурсного отбора.

К этим случаям следует отнести:

  • Прием по переводу при соответствии кандидата требованиям занимаемой должности. Главное условие – наличие согласия соответствующих органов.
  • Сотрудничество с депутатами, политическими и государственными служащими, работниками суда. При необходимости может проводиться проверка.

Почему нельзя иметь две трудовые книжки? Узнайте тут.

Как оформить прием на работу госслужащего?

Законодательство требует соблюдать правильный порядок приема на работу нового сотрудника.

В первую очередь, он должен предоставить в отдел кадров следующий набор документов:

  • трудовая книжка;
  • свидетельство о пенсионном страховании;
  • справка о постановке на учет в ФНС;
  • сертификаты, подтверждающие уровень квалификации;
  • справки о доходах и обязательствах;
  • заявление о поступлении на государственную службу.
Другие статьи:  Пример заявление в трудовую инспекцию о невыплате заработной платы

Инструкция дальнейших действий:

  • Претендент заполняет специальную анкету, строго соблюдая все требования. Кадровый специалист должен проверить наличие информации во всех обязательных пунктах. Все сведения вписываются вручную, разборчивым почерком. В документ вклеивается личная фотография служащего.
  • Проверка достоверности внесенных сведений. При отсутствии замечаний анкета заверяется подписью и печатью организации, затем прилагается к личному делу сотрудника.
  • Ознакомление с автобиографией, где отражается информация о семье, трудовой деятельности, образовательных учреждениях, профессиональных навыках. Пример можно посмотреть здесь (файл 2 образец автобиографии).
  • Составление приказа о назначении на должность (файл 3 приказ о приеме на работу госслужащего). Документ является первичным.
  • Подписание служебного контракта или трудового договора. Выполняется только при благополучном заполнении предыдущего документа. Образец вы можете увидеть здесь (файл 4 – служебный контракт).

Скачать указанные выше документы можно тут:

Следует знать, что руководство обязано сообщить администрации о приеме бывшего государственного служащего – так требует ТК РФ.

Для этого необходимо составить уведомление, содержащее:

  • персональные данные (дата, место рождения и т.п.);
  • наименование организации;
  • дата и период заключения трудового договора;
  • должностные обязанности.

Документ должен быть передан в 10-дневный срок с момента подписания служебного контракта или трудового договора.

Рекомендуется отправлять его заказным письмом с описью вложения и подтверждением получения – так вы сможете избежать претензий со стороны контролирующих органов. При нарушении требования запрещается продолжение трудовых отношений.

Административная ответственность:

  • для работодателя — штраф 100 — 500 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 20-50 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей – 20-50 тыс. руб.

Сколько дней составляет отпуск государственного служащего? Смотрите тут.

Что делать, если заставляют уволиться по собственному желанию? Читайте здесь.

11.04.16 администрация г. Новгорода принимает на работу Г.Н. Рябчикову – председателя комитета по налоговой и кредитной политике. Она успешно прошла конкурсный отбор. Какие действия должны совершить сотрудники отдела кадров?

После проверки достоверности данных анкеты и автобиографии необходимо:

  • Подготовить приказ, учитывая все требования к оформлению документов.
  • Подготовить служебный контракт, который должен содержать полную информацию о сотруднике, условиях сотрудничества, права и обязанности сторон, срок действия договора.
  • Отправить уведомление о приеме Г.Н. Рябчиковой предыдущему работодателю до 20.04.2016.

Судебная практика

С 10.03.2012 А.Л. Ковалева работала в администрации сельского поселения на должности ведущего специалиста. 15.04.2016 была уволена по собственному желанию, а 20.04.2016 была принята на работу в ООО «Новекс» в качестве главного бухгалтера. Генеральный директор этого предприятия не отправил сведения о заключении трудового договора в администрацию. Результат – наказание в виде штрафа на сумму 220 000 руб.

Избежать неприятных последствий можно при соблюдении инструкции приема на работу госслужащих, рассмотренной в настоящей статье.

Обязательно сохраняйте все документы, подтверждающие соблюдение порядка. При необходимости они станут доказательством правомерности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Уведомление о приеме бывшего госслужащего

Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.

Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?

Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ).

Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ (в частности, нормативный правовой акт Рузского муниципального района МО от 16.05.2011 № 18/2011-РР ).

А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.

Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):

  • ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
  • зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
  • воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
  • обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.

В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.

А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?

Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ , п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):

  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.

Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего

А какие для уведомления о приеме бывшего госслужащего сроки представления?

Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46). К примеру, если договор со служащим заключен 21.03.2018, то уведомление можно подать не позднее 02.04.2018, поскольку последний день срока (31.03.2018) — суббота.

Обращаем внимание, что если бывший служащий принимается на работу на условиях совместительства, то уведомление нужно подать только на внешнего совместителя. Если бывший служащий трудится у одного и того же работодателя как основной работник, а затем еще и принимается как внутренний совместитель, подавать отдельное уведомление на совместителя не нужно (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.

Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).

В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):

  • Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
  • число, месяц, год и место его рождения;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращенное наименование организации.

Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать: